Природоведение 5 класс

Федоров Иван
Алексеевич
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ППК

Директор

----------------------------Л.Н.Калинкина

Федоров И.А.

---------------------------------Приказ № 105
от «29» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1653459)
учебного предмета «Природоведение»
(для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями)

С.Новое Село 2025 год

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru,
c=RU
Дата: 2025.11.05 11:45:20 +05'00'

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1)
адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных возможностей.
Авторы рабочей программы: Башкирцева Т.М., учитель биологии, 1кв.к.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной
частью учебного плана
. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи
между неживой и живой природой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

− воспитание бережного отношения
природоохранительной работы;

к

природе,

ее ресурсам,

знакомство с

основными

направлениями

− воспитание социально значимых качеств личности.
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
−формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на
уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом –
Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей
исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и
его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера.
Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их
охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к
усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы,
реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся
географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая,
коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительноиллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
(рассказ 10 с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети
пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и
практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении
опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного
материала;

− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов;
закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и
выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинноследственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова
для справок, − дидактические игры (классификация, разрезные картинки),
, − заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов.
Содержание разделов
№

Название раздела

1.
2.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
5.

Введение
Вселенная
Наш дом – Земля
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на Земле страна Россия
Повторение по курсу «Неживая природа»
Итого

Кол.-во
ч.
2
6

контрольные
работы

8
14
16
6
14
2
68

1
1
1
1
1
1
7

1

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные
достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к
определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); − соблюдение
правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень: − узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; − представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото –
полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из
других источников; объяснение своего решения; − выделение существенных признаков групп объектов;

− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Примерные планируемые результаты базовых учебных действий (БУД)
Личностные учебные действия:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила
личной гигиены, режима дня;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
необходимости охраны живой и неживой природы;

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным
ценностям.

Коммуникативные учебные действия
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
- использовать разные источники и средства информации,
Регулятивные учебные действия
- сохранять цели и задачи при решении учебных и практических задач,
- осуществлять взаимный контроль при совместной деятельности,
Познавательные учебные действия
-использовать усвоенные логические операции,
- использовать в жизнедеятельности некоторые межпредметные знания.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся,
выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных,
итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за: − полный ответ, правильно отражающий основной материал курса: − правильно раскрытое
содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; − правильное
использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников знаний, − самостоятельный ответ, с
опорой на ранее приобретенные знания; − соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − знание всего учебного программного материала; − умений выделять
главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − незначительные (негрубые) ошибки и недочеты
при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее: − знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи

преподавателя; − умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; −
наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета

Кол-во
часов

1.

Вводный урок
1
Что такое
природоведение?

2

Предметы и
1
явления неживой
и живой природы

Программное содержание
Введение- 2 часа
Знакомство с учебным
предметом
«Природоведение».
Формирование
представлений о
предметах и явлениях,
которые изучаются на
уроках природоведения
Знакомство с предметами
и явлениями живой и
неживой природы.
Формирование умения
дифференцировать
предметы и явления живой
и неживой природы

Дифференциация видов
деятельности.
Минимальный уровень

Дифференциация видов
деятельности.
Достаточный уровень

Узнают природные явления
на иллюстрациях и
фотографиях, относят
объекты к живой или
неживой природе;
называют природные
предметы и явления

Выделяют существенные
признаков объектов
природы, относят предметы
к природе, называют
природные явления

Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях
и фотографиях, относят
объекты к живой или
неживой природе;
называют изученные
объекты живой и неживой

Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или
неживой природе,
устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой

природы Дописывают
природой. Выполняют
слова, обозначающие
задание в рабочей тетради:
явления природы, в тетради заполняют таблицу
«Предметы и явления живой
и неживой природы»
Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными
телами: звёзды, Солнце,
планеты

3

Небесные тела:
планеты, звезды

1

4

Солнечная
система. Солнце

1

Формирование
представления о Солнце
как центре Солнечной
системы, о значении
Солнца для жизни на
Земле. Формирование
умения давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы

Называют изученные
небесные тела. Относят
небесные тела к разным
группам на основании
признаков с помощью
учителя
Называют изученные
небесные тела – Солнце,
планеты, планета Земля,
Солнечная система – и их
основные признаки.
Рассматривают на рисунке
строение Солнечной
системы. Выписывают
названия планет

5

Исследование
космоса.
Спутники.
Космические

1

Ознакомление
обучающихся с
исследованиями космоса и
их значением для

Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют

Называют изученные
небесные тела (звезды,
Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные
тела к разным группам на
основании признаков
Называют изученные
небесные тела – звезды,
Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы
– и их признаки; называют
объекты, которые входят в
состав Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.

корабли

человечества

6

Полеты в космос

1

7

Смена дня и
ночи

1

8

Смена времен
года. Сезонные
изменения в
природе

1

изученные объекты

Показывают на картинках и
называют какие приборы
люди используют для
исследования космоса
Ознакомление
Называют первого
Называют фамилии первых
обучающихся с
космонавта Ю. А. Гагарина, космонавтов (Ю. А. Гагарин,
исследованиями космоса,
первую женщинуВ. В. Терешкова), имеют
формирование
космонавта В.В.
представления о
представления о полетах
Терешкову, подписывают
современных полетах в
человека в космос и
фамилии на рисунках в
космос и их значении,
первых космонавтах
рабочих тетрадях
подписывают фамилии на
рисунках в рабочих
тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
Формирование
Называют части суток.
Называют части суток, их
представлений о суточном Перечисляют причины
признаки и причины смены
вращении Земли и смене
смены дня и ночи (с опорой дня и ночи. Подчеркивают
дня и ночи.
на учебник); выбирают и
название частей суток,
подчеркивают правильный подбирают обобщающее
ответ в рабочей тетради;
слово в рабочих тетрадях
подписывают на рисунках
время суток
Формирование
Определяют времена года
Называют признаки времен
представлений о годовом
на иллюстрациях и
года, осуществляют
движении Земли вокруг
фотографиях, называют
классификацию времен года
Солнца, смене времен года изученные времена года и
на основании основных
их основные признаки.
признаков. Называют

9

Планета Земля.
Оболочки Земли

1

10 Воздух. Воздух и 1
его охрана.
Значение воздуха
для жизни на
Земле

Наш дом - Земля - 44
часа
Закрепление знаний о
Солнечной системе.
Формирование
представления о Земле как
планете, отличие Земли от
других планет Солнечной
системы

Формирование
представлений о воздухе.
Уточнение и обобщение
знаний о значении воздуха
для человека, животных и
растений Формирование
представления о
мероприятиях,
проводимых с целью

Подписывают на рисунках
названия месяцев

причины смены времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в
какие время года происходят
природные явления

Называют планету Земля и
ее основные оболочки –
вода, суша, воздух.
Вставляют в текст в
рабочей тетради
пропущенные слова,
используя слова для
справок

Узнают, чем Земля
отличается от других планет
Солнечной системы.
Называют спутники Земли.
Описывают форму Земли и
называют основные
оболочки Земли (твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в
рабочей тетради «Чем
образованы оболочки
Земли?»
Называют газы, которые
входят в состав воздуха и
рассказывают о его
значении, о мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха. Проводят
опыты «Как почувствовать и
увидеть воздух?»

Рассказывают о значении
воздуха для растений,
животных и человека, о
мероприятиях, проводимых
с целью охраны чистоты
воздуха

11 Свойства
воздуха

1

12 Давление и
движение
воздуха

1

13 Температура
воздуха.
Термометр

1

охраны чистоты воздуха
Формирование в процессе
демонстрации опытов
представления о свойствах
воздуха (прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих
свойств в быту
Формирование
представления о свойствах
(упругость, сжатие) и
движении воздуха

Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства
воздуха в рабочую тетрадь,
используя слова для
справок

Составляют рассказ по
картинкам об
использовании свойств
воздуха в быту
(накачивание шин,
матрасов, игрушек).
Выполняют задание в
рабочей тетради:
«Составить и записать
предложения из
перепутанных слов»
Формирование
Узнают термометр на
представления о
иллюстрациях и
термометре и его
фотографиях, читают
устройстве, формирование записанную температуру
умения измерять
воздуха; понимают
температуру воздуха,
положительные (со знаком

Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства
воздуха и использование их
в быту. Рассматривают
рисунок в рабочей тетради и
составляют рассказ,
используя опорные слова
Описывают свойства
воздуха (упругость, сжатие,
теплый воздух поднимается,
холодный опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт;
умеют использовать
свойства воздуха в быту
Узнают термометр в
естественных условиях,
имеют представление о
назначении термометра;
умеют читать показание
термометра; умеют

читать показания
термометра

14 Движение
воздуха в
природе. Ветер

1

15 Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

1

плюс) и отрицательные (со
знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради,
подписывают, какую
температуру показывают
термометры
Формирование
Узнают ветра разной силы
представлений о движении на иллюстрациях и
воздуха – ветре, силе ветра фотографиях; называют
и использовании ветра
ветра (ураган); имеют
человеком
представления об
использовании силы ветра
человеком. В рабочей
тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие
слова
Формирование
Называют свойства
представлений о составе
кислорода, относят
воздуха, о значении
кислород к газам,
кислорода и его свойствах: входящим в состав воздуха;
значение кислорода,
знают значение кислорода
свойства кислорода
для человека, животных и
растений. Заполняют схему
«Состав воздуха»,
используя помощь учителя.

использовать показание
термометра в повседневной
жизни (одежда –
температура воздуха).
Записывают в тетрадь с
помощью цифр и знаков
показания термометра
Рассказывают о движении
воздуха разной силы (ветер,
ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»

Называют газы, входящие в
состав воздуха; знают
свойства кислорода и
наличие представлений об
использовании свойств
кислорода в быту, хозяйстве
и промышленности.
Заполняют схему «Состав
воздуха»

16 Состав воздуха.
1
Углекислый газ и
азот

Формирование
представлений о составе
воздуха, о значении
углекислого газа и азота и
их свойствах

17 Значение и
охрана воздуха

Формирование
представлений о значении
воздуха, его роли в жизни
растений, животных и
человека. Знакомство с
мерами, принимаемыми
для охраны воздуха

1

18 Значение воздуха 1

Обобщение и

Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый
газ, азот), относят
углекислый газа и азот к
газам, входящим в состав
воздуха. Рассматривают
диаграмму «Состав
воздуха» и подписывают
названия газов, используя
предложенный текст

Называют газы, входящие в
состав воздуха, знают
свойства углекислого газа,
роль углекислого газа в
жизни растений и имеют
представления об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и
промышленности.
Заполняют таблицу в
рабочей тетради «Свойства
газов»
Имеют представления о
Рассказывают о роли
значении чистого воздуха и воздуха для жизни на Земле;
мерах, принимаемых для
устанавливают (с помощью
его защиты. Составляют
учителя) зависимость между
рассказ по рисункам «Как
чистотой воздуха и жизнью
человек использует воздух» растений, животных и
человека; соблюдают в быту
меры по охране воздуха,
правила здорового образа
жизни. Выполняют задание в
рабочей тетради:
дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
Имеют представления о
Рассказывают о составе

для жизни на
Земле и его
охрана

систематизация понятия о
воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных

значении чистого воздуха
для жизни на Земле и
мерах, принимаемых для
его защиты

19 Полезные
ископаемые.
Виды, значение,
способы добычи

1

Формирование
представления о полезных
ископаемых, их видах и
значении

Имеют представление о
назначении полезных
ископаемых. Заполняют
схему «Полезные
ископаемые» в рабочей
тетради

20 Гранит,
известняк

1

Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве – граните,
известняке

Узнают полезные
ископаемые на рисунках,
фотографиях, в коллекциях
(мел, мрамор, гранит);
называют изученные
полезные ископаемые;
относят полезные

воздуха, свойствах воздуха,
роли воздуха для жизни на
Земле; устанавливают (с
помощью учителя)
зависимость между чистотой
воздуха и жизнью растений,
животных и человека; знают
и соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила
здорового образа жизни
Называют полезные
ископаемые; выделяют
признаки полезных
ископаемых; относят
полезные ископаемые к
разным группам (твердые,
жидкие, газообразные;
горючие, негорючие).
Заполняют схему «Полезные
ископаемые» в рабочей
тетради. Приводят примеры
Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют

21 Песок, глина

1

22 Горючие
полезные
ископаемые.
Торф

1

ископаемые к группе,
используемых в
строительстве; имеют
представление о
назначении данной группы
полезных ископаемы.
Формирование
Узнают полезные
представления о полезных ископаемые на рисунках,
ископаемых,
фотографиях, в коллекциях
используемых в
(песок, глина); называют
строительстве – песке,
изученные полезные
глине
ископаемые; относя
полезные ископаемых к
группе, используемых в
строительстве; имеют
представление о
назначении данной группы
полезных ископаемых.
Рассматривают рисунки и
рассказывают, что
производят из песка и
глины; дописывают
предложения
Формирование
Узнают полезные
представления о горючих
ископаемые на рисунках,
полезных ископаемых.
фотографиях, в коллекциях
Формирование
(торф); называют
представления о каменном изученные полезные

полезные ископаемые,
известные из других

Узнают и называют
представителей полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; выделяют
признаки полезных
ископаемых, используемых в
строительстве; называют
полезные ископаемые,
известные из других
источников; объясняют свое
решение. Заполняют
таблицу. Сравнивают между
собой песок и глину

Узнают и называют
представителей горючих
полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и

угле

23 Каменный уголь. 1

ископаемые, относят торф к
группе полезных
ископаемых; имеют
представление о
назначении торфа.
Составляют рассказ по
плакату «Что получают из
торфа»
Формирование
Узнают полезные
представления о горючих
ископаемые на рисунках,
полезных ископаемых.
фотографиях, в коллекциях
Формирование
(каменный уголь);
представления о каменном называют изученные
угле
полезные ископаемые;
относят каменный угль к
группе полезных
ископаемых. Узнают и
называют горючие
полезные ископаемые –
каменный угль; выделяют
признаки каменного угля;
относят каменный угль к
группе полезных
ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Используя текст учебника,
записывают свойства
каменного угля в рабочую

торфа, относят торф к
различным группам с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые, полезные
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые –
каменный уголь; выделяют
признаки каменного угля;
относят каменный угль к
группе полезных
ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Рассматривают образец
каменного угля. Записывают
в рабочую тетрадь свойства
каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства
каменного угля»

тетрадь
Относят каменный уголь к
группе полезных
ископаемых; имеют
представление о значении
каменного угля.
Подписывают на рисунках
способы добычи каменного
угля

24 Добыча и
использование
каменного угля

1

Формирование
представление о каменном
угле, способах добычи и
значении каменного угля

25 Нефть: внешний
вид и свойства

1

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представления о нефти

Называют изученные
полезные ископаемые
(нефть); относят нефть к
группе полезных
ископаемых. Описывают
свойства нефти: заполняют
пропуски в тексте,
используя слова для
справок

26 Добыча и
использование
нефти

1

Формирование
представления о нефти,
способах добычи и
значении нефти

Относят нефть к группе
полезных ископаемых;
имеют представление о
значении нефти.

Относят каменный уголь к
различным группам; с
учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие
полезные ископаемые),
знают способы добычи
каменного угля. Вставляют в
текст пропущенные слова
«Добыча каменного угля»
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые;
выделяют признаки нефти;
относят нефть к группе
полезных ископаемых и
горючих полезных
ископаемых. Рассматривают
пробирку с нефтью и
описывают ее свойства,
используя слова для справок.
Сравнивают каменный уголь
и нефть, называют черты
различия и сходства
Относят нефть к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие

Подчеркивают правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть
27 Природный газ.
Свойства,
добыча,
использование.
Правила
обращения с
газом в быту

1

28 Черные металлы. 1
Сталь. Чугун

29 Цветные

1

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представление о
природном газе, способах
добычи и значении
природного газа.
Формирование умения
соблюдать правила
безопасного пользование
газом в быту
Знакомство с черными
металлами. Формирование
представления о стали,
чугуне, способах
получения и
использовании в
промышленности и в быту

Знакомство с цветными

полезные ископаемые);
рассказывают о способах
добычи нефти. Выписывают
из словаря в учебнике
определения новых слов
Называют изученные
Узнают и называют горючее
полезные ископаемые
полезное ископаемое –
(природный газ; относят газ природный газ; выделяют
к группе полезных
признаки природного газа;
ископаемых; имеют
относят природный газ к
представление о значении
различным группам с учетом
природного газа
разных классификаций

Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
представление об
использовании черных
металлов. Рассматривают
рисунки, подчеркивают
названия предметов,
изготовленных из металлов,
используя помощь учителя
Называют цветные

Узнают и называют черные
металлы – чугун и сталь;
знают способы получения
черных металлов; выделяют
признаки черных металлов,
свойства стали и чугуна.
Используя рисунки,
записывают в рабочую
тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные

металлы

30 Благородные
(драгоценные)
металлы

металлами. Формирование
представления об
алюминии и меди,
способах получения и
использовании в
промышленности и в быту

1

31 Охрана полезных 1

Формирование
представления о
благородных
(драгоценных) металлах.
Формирование
представления о золоте,
серебре, платине,
использовании в
промышленности и в быту

Формирование

металлы; имеют
представление об
использовании цветных
металлов. Заполняют
таблицу в рабочей тетради,
используя слова для
справок: приводят примеры
цветных металлов, разделив
их на группы

металлы – алюминий, медь;
знают способы получения
цветных металлов; выделяют
признаки цветных металлов;
производят классификацию
цветных металлов (относят
алюминий, медь к металлам
и цветным металлам).
Заполняют таблицу в
рабочей тетради: приводят
примеры цветных металлов,
разделив их на группы
Называют благородные
Узнают и называют
(драгоценные) металлы;
благородные (драгоценные)
имеют представление об
металлы – золото, серебро,
использовании
платину; выделяют признаки
благородных (драгоценных) цветных металлов;
металлов. Вставляют
производят классификацию
пропущенные буквы в
драгоценных металлов
слова с названиями
(относят золото, серебро,
благородных металлов,
платину к металлам и
составляют предложения с драгоценным металлам).
этими словами
Выполняют задание в
рабочей тетради: соединяют
стрелками правильные
ответы, где применяют
драгоценные металлы
Называют полезные
Узнают и называют

ископаемых

представления о значении
полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны полезных
ископаемых

32 Полезные
ископаемые

1

33 Вода в природе.
Роль воды в
питании живых
организмов

1

34 Свойства воды

1

Обобщение и
систематизация знаний
обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.

ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по
плану и с опорой на
предложения,
предложенные учителем об
охране полезных
ископаемых
Имеют представления о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном из полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям

полезные ископаемые; знают
способы охраны полезных
ископаемых. Вставляют в
текст карточки
пропущенные слова,
используя слова для справок

Узнают и называют
полезные ископаемые.
Проводят классификацию
полезных ископаемых.
Относят полезные
ископаемые к различным
группам, объясняют свой
выбор;
Формирование
Рассказывают о воде в
Узнают на рисунках и
представлений о воде в
природе; о значении воды
фотографиях и называют
природе и о значении воды для растений, животных,
воду в разных формах
для растений и животных человека. Выполняют
существования в природе.
задание: рассматривают
Подписывают рисунки,
рисунки и подписывают,
используя слова для
кому для жизни нужна вода справок: где встречается
вода в природе; вставляют
пропущенные слова в текст
карточки
Формирование
Называют свойства воды
Узнают и называют свойства

35 Растворимые и
нерастворимые
вещества.
Питьевая вода

1

36 Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды

1

представлений о свойствах (совместно с учителем)
воды.
после демонстрации
опытов. Заполняют схему
«Основные свойства воды»,
используя слова для
справок; подписывают
рисунки, записывают
выводы в тетрадь по
проведенным опытам
Формирование
Рассказывают о свойствах
представлений о свойствах питьевой воды и растворах,
воды, растворимых и
называют растворы.
нерастворимых веществах Описывают опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами

Формирование
представлений о свойствах
воды, чистой воде и
очистке воды

Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и
на рисунках. Называют
признаки мутной и чистой
воды. Выполняют задание:
выбирают правильный
ответ на вопрос и
подчеркивают его

воды после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воды; записывают выводы
по проведенным опытам.
знают свойства воды и
использование этих свойств
в быту. Заполняют схему
«Основные свойства воды»
Называют растворимые и
нерастворимые вещества;
узнают растворы в
естественных условиях и на
иллюстрациях и называют
их;
Заполняют таблицу в
рабочей тетради
«Растворимые и
нерастворимые в воде
вещества»
Выделяют признаки чистой
и мутной воды; относят воду
к разным группам;
используют полученные
знания при выполнении
практических работ.

37 Три состояния
1
воды.
Температура и ее
измерение

Формирование
представлений о
различных агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное, жидкое.
Переход воды из одного
состояния в другое

Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему,
используя текст учебника
«Состояние воды в
природе».

38 Расширение при
нагревании и
сжатие при
охлаждении,
расширение при
замерзании

1

Формирование
представлений об
изменении состояния воды
под воздействием
температуры

39 Свойства воды.
Лабораторная
работа

1

Формирование умения
применять знания о
свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия
под контролем учителя

Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании
Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем; называют
свойства воды после
проведения опыта

Выделяют признаки воды в
разных агрегатных
состояниях; устанавливают
зависимости между
температурой и состоянием
воды;
Проводят опыты по
изучению свойств твердой,
жидкой и газообразной
воды; измеряют температуру
воды термометром;
записывают выводы в
рабочую тетрадь
Узнают и называют
состояния воды в
естественных условиях и на
картинах; выделяют
существенные признаки
воды при замерзании и
нагревании; умеют
использовать полученные
знания в быту
Выполняют лабораторные
работы под контролем
учителя; прогнозируют
результаты опытов,
описывают результаты
опытов; делают выводы о

40 Работа воды в
природе

1

Формирование
представлений о работе
воды в природе и
изменениях, которые
происходят под влиянием
воды

Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер,
наводнений; подписывают
слова на рисунках

41 Значение воды в 1
природе.
Использование
воды в быту,
промышленности
и сельском
хозяйстве

Формирование
представлений о значении
воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны воды

42 Вода в природе

1

Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о
круговороте воды в
природе

Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в
быту (выключать воду,
плотно закрывать кран).
Составляют рассказ по
картинкам «Как
используют воду в
сельском хозяйстве»
Называют разные
состояния воды; узнают их
на иллюстрациях: дождь,
пар, облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова

43 Воды суши:
ручьи, реки

1

Формирование
представлений о водах

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия

свойствах воды
Устанавливают
взаимозависимости между
явлениями природы (работа
воды и форма поверхности);
называют по рисункам и
подписывают овраги,
пещеры, ущелья
Рассказывают о мерах,
принимаемых для охраны
воды; применяют знания об
охране воды на практике.
Вставляют пропущенные
слова в текст карточки.
Приводят свои примеры,
используя словапомощники. Пересказывают
написанный текст
Составляют рассказ по
картинкам о состоянии воды
на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные
зависимости. По схеме
называют изменения в
природе
Рассказывают об
образовании рек и ручьёв.

суши: ручьях и реках.
Правила поведения у
водоёмов

44 Озера, болота,
пруды

1

45 Моря и океаны

1

ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему
нельзя пить воду из
водоемов
Формирование
Узнают озера, болота,
представлений о водах
пруды на иллюстрациях и
суши: озера, болота, пруды фотографиях; называют
изученные объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов. Рассматривают
рисунок, соединяют
стрелками изображения
животных, обитающих на
болоте, с водоемом.
Записывают в тетрадь
названия рыб, которые
водятся в водоемах
Формирование
Узнают моря и океаны на
представлений о морях и
иллюстрациях и
океанах и их
фотографиях; называют
использовании
изученные объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов. Рассматривают

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки. Называют
правила поведения у
водоемов.
Рассказывают о внешнем
виде озер, болот, прудов,
водохранилищ и
образовании изученных
водоемов, о значении
изученных водоемов; умеют
устанавливать простейшие
причинно-следственные
зависимости. Рассматривают
рисунок, соединяют
стрелками изображения
животных, обитающих на
болоте, с водоемом;
обосновывают свой вывод
Рассказывают о внешнем
виде морей и океанов, их
основных признаках, о
значении изученных
водоемов. Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Использование воды

46 Охрана воды

1

Формирование
представлений об охране
воды и мерах,
принимаемых по охране
водоемов

47 Равнины, холмы,
овраги

1

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли,
внешнем виде равнин,
холмов, оврагов и их
использовании человеком

48 Горы

1

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в
горах

рисунки в рабочей тетради,
подписывают названия
морей и океанов
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды

человеком»; составляют
рассказ по схеме «Значение
моря для человека»
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны
водоемов; применяют знания
об охране воды на практике.
Составляют памятку
«Правила поведения у
водоемов»; рисуют в тетради
опорные сигналы для
плаката по охране водоемов
Узнают и называют формы Выделяют существенные
поверхности (равнины,
признаки изученных форм
холмы, овраги) на
поверхности суши;
иллюстрациях и
называют холмы и овраги,
фотографиях. Заполняют
известные из личного опыта.
схему в рабочей тетради
Заполняют схему в рабочей
«Поверхности суши»,
тетради «Поверхности
используя помощь учител
суши», соединяют стрелками
Узнают и называют горы на Выделяют существенные
иллюстрациях и
признаки гор. Рассказывают
фотографиях. Называют
о занятиях людей в горах.
занятия людей, живущих в Устанавливают простейшие
горах. Подписывают и
зависимости между формой
раскрашивают рисунки, как поверхности суши и
люди используют горы
занятиями населения.
Называют горы, известные

49 Почва – верхний
слой земли.
Состав почвы

1

Формирование
представлений о почве, ее
образовании. Знакомство с
составом почвы: перегной,
песок, глина, вода, воздух,
минеральные соли.
Закрепление знания о роли
почвы в жизни растений

50 Разнообразие
почв

1

Формирование
представлений о видах
почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с
особенностями почв

51 Основное
1
свойство почвы –
плодородие.
Обработка почвы

Формирование
представлений о
плодородии почвы,
способах обработки почвы
и ее значении

из личного опыта.
Сравнивают горы и холмы,
называю отличительные
признаки; заполняют схему
их строения
Рассказывают о назначении Узнают и называют почвы в
почвы. Называют состав
натуральном виде в
почвы, опираясь на схемы и естественных условиях и на
иллюстрации.
картинах. Называют
Рассказывают о роли почвы вещества, входящие в состав
в жизни растений.
почвы и их значение.
Отгадывают загадки о
Заполняют схему в рабочей
животных, которые
тетради «Состав почвы»
обитают в почве;
подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не
Называют виды почв и их
менее 2). Называют
основные признаки;
свойства одного вида почв. выделяют существенные
Узнают по описанию и
признаки разных видов почв;
подписывают на рисунках
устанавливают связи между
виды почв
разными видами почв и
растительностью; у
Рассказывают об основном Называют способы
свойстве почвы, о значении обработки почвы в
обработки почвы для
зависимости от сезона;
получения урожая.
имеют представления о
Подчеркивают в тексте
взаимосвязи обработки

рабочей тетради название
основных частей почвы ,
которые необходимы для
жизни растений
52 Охрана почвы

53 Место России на
земном шаре.
Знакомство с
картой

1

1

Закрепление
представлений о значении
почвы. Охрана почв, меры,
принимаемые для охраны
почв

Есть на Земле страна
Россия- 14 часов
Формирование
представлений о России,
размере территории,
климате, рельефе

Рассказывают о
необходимости охраны
почв и некоторых мерах,
которые принимаются для
защиты почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят
те, на которых показано,
как человек заботиться о
почве

Называют название своей
страны. Рассказывают,
какие формы поверхности
есть в России. Рисуют
Государственный флаг
России в тетради.
Подчеркивают в
стихотворении название
государства, в котором

почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о
сезонной обработке почвы
на практике. Делают вывод:
почему черноземная почва
самая плодородная
Называют вредные
воздействия на почву:
костры, пожары, вырубка
лесов, бытовой мусор,
химикаты, вода, ветер;
называют меры,
принимаемые для охраны
почв. Обводят рисунки, на
которых показано, как
человек заботиться о почве,
обосновывают свой выбор
Называют особенности
климата и рельефа России;
узнают на карте России реки
и сушу (по цвету);
устанавливают причинноследственные зависимости
между территорией,
солнечной освещенностью и
климатом. Записывают в

54 Моря и океаны,
омывающие
берега России

1

Знакомство с морями и
океанами, омывающими
берега России

55 Горы и равнины
на территории
нашей страны

1

Формирование
представления о формах
поверхности России:
равнины, горы

56 Реки и озера
России

1

Знакомство с реками и
озёрами России.
Знакомство с
крупнейшими реками
России

живут, записывают его в
клеточки
Рассказывают, что
территорию России
омывают теплые и
холодные моря; называют
основные признаки этих
морей (лед, снег, холодно,
тепло, солнце, пляж).
Вставляют в текст
пропущенные слова с
названием океанов
Узнают на иллюстрациях
различные формы
поверхности – горы,
равнины; рассказывают, что
на территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова,
которые обозначают формы
земной поверхности на
карточке
Узнают на иллюстрациях
реки; рассказывают, что на
территории России
находятся реки и озера;
называют 1–2 реки России.
Подбирают обобщающие

тетради свой адрес
Называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют их основные
признаки. Выполняют
задание в рабочей тетради:
соединяют стрелками
название моря с его
характеристикой
Называют горы и равнины
России:
ВосточноЕвропейская
равнина, Западно-Сибирская
равнина, Кавказские горы,
Уральские горы.
Рассказывают об их
основных признаках.
Вставляют в текст карточки
названия равнин и гор
Называют реки и озера
России: 3–4 названия,
называют их основные
признаки. Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Реки и озера России»

57 Москва –
столица России

1

Формирование
представления о столице
России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт

58 Санкт-Петербург 1

Формирование
представления о городе
Санкт-Петербург:
достопримечательности,
реки, разводные мосты

59 Ярославль.
Владимир.
Ростов. Города
«Золотого
кольца»

Знакомство с городами
«Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир,
Ростов:
достопримечательности,
народные промыслы

1

слова к перечисленным
названиям рек и озер
Называют
достопримечательности
Москвы с опорой на
иллюстрации. Называют
столицу России.
Подписывают на рисунках
герб России и герб Москвы
Узнают и называют
достопримечательности
Санкт-Петербурга:
разводные мосты,
Дворцовая площадь – на
иллюстрациях и
фотографиях
Называют города Золотого
кольца: Ярославль,
Владимир, Ростов.
Рассказывают о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца»
с помощью учителя

Называют
достопримечательности
Москвы. Называют
основные виды транспорта
Москвы. Находят на
картинках и подписывают
достопримечательности
Москвы
Узнают и называют
СанктПетербург на
картинках и иллюстрациях,
рассказывают об его
основных
достопримечательностях
Называют города «Золотого
кольца»: Ярославль,
Владимир, Ростов.
Называют основные
достопримечательности:
набережная в Ярославле,
театр; собор и
Золотыеворота во
Владимире; Ростовский
кремль. Вписывают в
таблицу названия некоторых

60 Нижний
Новгород,
Казань,
Волгоград

1

Формирование
представления о городах
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют города Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя,
опираясь на иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь

61 Новосибирск,
Владивосток

1

Формирование
представления о городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

Называют города
Новосибирск, Владивосток.
Рассказывают о
достопримечательностях
городов; показывают их на
карте

62 Население и
народы России

1

Формирование
представления о
населении России и
России как

Называют отдельных
представителей народов
России. Называют места,
где проживает население

достопримечательностей
Узнают и называют города
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград; называют
основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский кремль,
мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные
из других источников.
Заполняют таблицу: по
описанию определяют
название городов
Узнают и называют города
Новосибирск, Владивосток;
называют основные
достопримечательности
городов; называют города,
известные из других
источников. Составляют
рассказ о городе
Владивостоке, используя
слова для справок
Называют представителей
народов России.
Рассказывают о традициях,
обычаях населения России;

многонациональном
государстве

России. Узнают на
иллюстрациях и называют
городское и сельское
население. Заполняют
схему «Население нашей
страны», используя помощь
учителя
Называют основные
географические объекты и
особенности своей
местности: поверхность,
водоёмы с опорой на
учебник. Называют
представителей
растительного и животного
мира своего региона
Показывают на
иллюстрациях
достопримечательности
своего города с помощью
учителя. Называют
промышленные
предприятия своего региона

63 Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
поверхность, водоёмы,
растительный и животный
мир

64 Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1

Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и
сельское хозяйство,
достопримечательности.

65 Экскурсия

1

Расширение и закрепление Называют и посещают
знаний о родном городе; о достопримечательные
важнейших
места города; Называют

занятиях городского и
сельского населения.
Заполняют схему
«Население нашей страны»;
определяют, какие рисунки
подходят к стихотворениям
Показывают на карте
основные географические
объекты и особенности
своей местности:
поверхность, водоёмы.
Рассказывают о
представителях
растительного и животного
мира своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях
своего города. Называют
промышленные предприятия
и направления сельского
хозяйства своего региона,
Рассказывают о населении
своей местности, их
традициях и обычаях
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях

географических объектах
региона

важнейшие географические
объекты региона

66 Экскурсия

1

Расширение и закрепление
знаний о родном городе; о
важнейших
географических объектах
региона

Называют и посещают
достопримечательные
места города; Называют
важнейшие географические
объекты региона

67 Обобщающий
урок по разделу
«Есть на Земле
страна Россия»

1

Закрепление знаний о
России: формах рельефа,
водоемах, городах,
населении

Называют отдельные
города России, отдельных
представителей народов
России

68 Неживая
природа.
Обобщающий
урок

1

Обобщение и закрепление
представлений о
предметах и явлениях
неживой природы

Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
иллюстрациях,
фотографиях; относят к

города совместно с
учителем; Рассказывают и
изучают важнейшие
географические объекты
региона
Рассказывают в ходе
экскурсии о
достопримечательностях
города совместно с
учителем; Рассказывают и
изучают важнейшие
географические объекты
региона
Называют особенности
климата и рельефа России,
называют моря, омывающие
берега России: Черное море,
Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные
реки, озера, горы, равнины
России; называют отдельные
города России и их
достопримечательности
Узнают и называют
изученные предметы
неживой природы на
картинах, схемах и в
натуральном виде; относят

определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, называют
элементарные правила
безопасного поведения в
природе; рассказывают о
значении неживой природы
в жизни человека

предметы неживой природы
к разным группам.
рассказывают о
взаимосвязях между
неживой и живой природой;
соблюдают правила
безопасного поведения в
природе.

Технологическое и методическое сопровождение рабочей программы
Список литературы
Основная литература для учителя
1 . ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
2 . Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией
В.В.Воронковой, Москва «Владос» 2010 год.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. « Природоведение». Учебник для 5 класса. М. «Просвещение» 2024
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1.Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2.Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4.« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5.Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
6.Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

7.Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская
энциклопедия». М. 2010
VII.Интернет-ресурсы:
А)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Б)Электронные
приложения
к
учебникам.
Режим
доступа
:http://www.drofa.ru/catnews/dl/
main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
В)Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».