Логопедические занятия ЗПР

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью: Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 10:10:29 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования Свердловской области
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ "Новосельская СОШ"

Согласовано
на заседании ППК
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.

Утверждено
Директор __________И.А.Федоров
Приказ №105
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
вариант 1
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(для 7 класса)

село Новое Село, 2025 год

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............... Ошибка! Закладка не определена.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающий

курс

«Логопедические

занятия»

является

обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с
ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на
преодоление

и/или

ослабление

нарушений/недостатков

речевого

развития

у

обучающегося 7 класса, получающего образование в соответствии с АООП ООО
обучающегося с ЗПР.
Обучающиеся

с

ЗПР

продолжают

испытывать

трудности

освоения

программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с
особенностями речевого развития.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 7 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и
составляет 1 час в неделю:
4 часа – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 2 часов, с 25 мая по 30
мая - 2 часа).
30 часов – на коррекционные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 7
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - коррекция и преодоление имеющихся нарушений
устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Задачи коррекционного курса:
 коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
 совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений;
 совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
 формирование

фонематических,

морфологических

и

синтаксических

обобщений;
 коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
 формирование

алгоритма

орфографических

действий,

орфографической

зоркости, навыков грамотного письма;
 коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
 развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Программа
организаций,

построена

реализующих

на

основе

учебника

адаптированные

для

общеобразовательных

основные

общеобразовательные

3

программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 7 класс. – М.:
«Просвещение», 2022 г.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и

адекватное

использование

его

в

целях

устного

общения,

развитие

и

совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного
формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.

4

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и

темпа усвоения программного материала

обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является самоконтроль звукопроизношения.

5

Содержание разделов
№ Название раздела

Количество

Контрольные

п/п

часов

работы
2

1.

Обследование устной и письменной речи

2

2.

Звуки и буквы

1

3.

Предложение. Текст

4

4.

Состав слова

2

5.

Слово

14

6.

Связная устная речь

5

7.

Связная письменная речь

3

8.

Работа над выразительностью чтения

1

9.

Обследование устной и письменной речи

2

Итого:

34

2

6

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
 способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
 контактов, обмене информацией;
 умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в
урочное и внеурочное время;
 умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
 умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников в спорной ситуации;
 развитие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
 выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
 пользоваться различными способами

словообразования

и словоизменения;

 писать под диктовку простой текст;
 осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
 составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
 уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
 дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки;
 проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова
или подбора родственных слов;
 находить однокоренные слова;
 делать морфемный анализ слов;
 образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
 дифференцировать приставки и предлоги;

7

 объяснять лексическое значение слов;
 грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно
произносить их;
 строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
 читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя
логические ударения, читать «про себя»;
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль.
 владеть отдельными видами пересказов;
 уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
 писать под диктовку тексты (50-55 слов);
активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

8

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема курса

Кол- Предметное содержание
во
часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 2 часа
1.

Обследование
чтения

навыка 1

Чтение текстов. Ответы на Читают простой текст целыми Читают текст правильно, целыми словами,
вопросы
учителя-логопеда. словами. Пересказывают текст с осознанно, соблюдая интонационное и
Пересказ прочитанного текста
помощью наводящих вопросов
логическое
ударение.
Отвечают
на
вопросы
учителя-логопеда
распространенным
или
сложным
предложением.
Пересказывают
прочитанный текст

2.

Обследование
письма

навыка 1

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный Умеют писать под диктовку текст
текст после предварительного
разбора

Уточнение и расширение знаний
о мягком
и
твердом
разделительных
знаках.
Различение
слитного
и
раздельного
произношения,
звучания
слогов,
слов
с
разделительным
твердым
и
мягким знаками. Закрепление
представлений о том, в каких
случаях пишем ъ, а в каких
ь разделительный знак. Развитие
навыка
фонематического
анализа слов

Слушают сказку (стихотворение)
про разделительный мягкий и
твердый
знаки.
Называют
различия
разделительного
мягкого и твердого знака с
опорой на таблицу. Вставляют
пропущенные знаки в слова и
словосочетания

Звуки и буквы – 1 часа
3.

Правописание
1
разделительных мягкого
и твердого знаков в
словах

Слушают сказку (стихотворение) про
разделительный мягкий и твердый знаки.
Умеют выделить их отличия и объясняют
их значение при правописании слов.
Вставляют пропущенные знаки в слова,
словосочетания и предложения. Правильно
переносят
слова.
Выполняют
элементарный
фонетический
разбор
простых слов

Предложение. Текст – 4 часов
4.

Выделение

признаков 1

Формирование умения отличать Читают по карточке определение Дают

определение

связного

текста.

9

связного текста. Тема
текста. Основная мысль
текста

текст от группы предложений.
Выделение признаков связного
текста.
Определение
темы
текста.
Развитие
умения
выделять
средства
связи
предложений в тексте. Развитие
чувства языка

«связного текста». Различают
текст и отдельные предложения с
помощью
учителя-логопеда.
Определяют основную мысль
текста с помощью наводящих
вопросов
учителя-логопеда.
Озаглавливают
текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме. Читают
предложения

Различают
текст
и
отдельные
предложения. Умеют определить основную
мысль текста. Озаглавливают текст.
Составляют предложения из слов, данных
в правильной грамматической форме.
Выразительно
читают
предложения.
Делают
вывод
о
расположении
предложений в тексте в определенном
порядке

5.

Составление
1
предложений из слов.
Объединение
их
в
связный текст

Составление связного текста из
отдельных
предложений.
Закрепление умения составлять
предложения,
соблюдая
правильный
порядок
слов.
Определение
темы
текста.
Развитие умения придумать
заголовок к тексту. Развитие
ориентировки
в
языковом
материале

С помощью учителя-логопеда и
наводящих
вопросов
устанавливают
причинноследственные связи. Отвечают на
вопрос
учителя-логопеда
простым
предложением.
Составляют предложения из
данных слов с помощью опорных
схем

Умеют
устанавливать
причинноследственные связи между явлениями и
событиями. Выделяют признаки связного
текста. Отвечают на вопросы учителялогопеда
полным
грамматически
правильно оформленным предложением.
Составляют предложения из данных слов.
Располагают предложения в правильном
порядке. Могут озаглавить текст

6.

Деление
сплошного 1
текста на отдельные
предложения.
Обозначение
границ
предложения на письме

Развитие
умения
находить
границы предложения в не
пунктируемом
тексте
по
интонации.
Выделение
предложений
из
текста.
Установление смысловой связи
слов
в
предложении.
Обозначение
границ
предложения.
Правильное
употребление
знаков
препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие
слухового вербального анализа

Прослушивают текст. Находят
границы предложения после
прочтения
текста
учителемлогопедом. Ставят в конце
каждого
предложения
знак
препинания.
Озаглавливают
текст с помощью наводящих
вопросов

Читают текст. Определяют главную мысль
текста.
Определяют
количество
предложений в тексте. Делят текст на
предложения. Умеют делать паузы,
выделяя главное слово и интонируя конец
каждого предложения. Ставят в конце
каждого предложения знак препинания.
Озаглавливают текст

10

7.

Работа
с 1
деформированными
предложениями текста.
Грамматическое
оформление
предложений
с
пропущенными словами

Развитие
умения
восстанавливать
неполное
предложение,
употребляя
правильные
словоформы
и
вставляя пропущенные предлоги

Читают текст с пропущенными
словами.
Вставляют
в
предложения подходящее по
смыслу слово, используя слова
для справок

Читают текст с пропущенными словами.
Определяют, какие слова пропущены.
Вставляют в предложения подходящее по
смыслу слово. Определяют главную мысль
текста

Состав слова – 2 часов
8.

Состав слова. Анализ 1
слова по морфемам.

Составляют родственные слова с
опорой на схему (приставка,
корень, суффикс, окончание).
Образуют
от
основ
существительных однокоренные
слова с удвоенными согласными
с помощью учителя-логопеда.
Упражняются в написании слов
с двойными согласными

Составляют родственные слова с
опорой на схему (приставка,
корень, суффикс, окончание).
Выполняют морфемный анализ
слов.
Образуют
от
основ
существительных однокоренные
слова с удвоенными согласными.
Находят слова с удвоенными
согласными. Записывают слова с
удвоенными согласными под
диктовку

Составляют родственные слова с опорой на
схему (приставка, корень, суффикс,
окончание).
Образуют
от
основ
существительных однокоренные слова с
удвоенными согласными с помощью
учителя-логопеда.
Находят
слова
с
удвоенными согласными. Упражняются в
написании слов с двойными согласными

9.

Словообразование слов с 1
помощью приставок и
суффиксов

Закрепление
знаний
и
практических
способов
словообразования
слов
различных
частей
речи.
Формирование
умения
определять
способ
словообразования. Обогащение
словарного запаса. Развитие
слухового
внимания
и
логического мышления

Образовывают
слова
приставочно-суффиксальным
способом с опорой на картинный
материал. Выделяют приставки и
суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют
словосочетания с образованными
словами

Образовывают
слова
приставочносуффиксальным способом. Находят и
обозначают графически приставки и
суффиксы. Составляют словосочетания и
предложения с образованными словами

Слово - 14 часов
10. Грамматические
1
признаки
имени
существительного.

Закрепление понятия о словах, Классифицируют и называют с Имеют
представление
об
именах
обозначающих
предмет. помощью
учителя-логопеда существительных,
ставят
к
ним
Совершенствование
навыка имена существительные и ставят правильный вопрос. Выделяют имена

11

Значение
имени
существительного в речи

дифференциации
одушевленного
и
неодушевленного
предмета.
Развитие умения ставить вопрос
к имени существительному.
Употребление
в
речи
в
различных
формах
в
зависимости от связи с другими
словами.
Обогащение
и
расширение словарного запаса.
Развитие зрительного внимания
и памяти

к ним правильный вопрос.
Дифференцируют одушевленные
и неодушевленные предметы с
опорой на картинный материал,
собственные и нарицательные с
помощью наводящих вопросов.
Изменяют слова по образцу.
Находят в предложении имена
существительные с помощью
учителя-логопеда

существительные среди других слов.
Дифференцируют
одушевленные
и
неодушевленные предметы, собственные и
нарицательные. Знают правописанием
имен собственных. Изменяют слова по
числам. Находят в предложении имена
существительные

имен 1
с

Развитие умения находить в
предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление
умения согласовывать имена
существительные единственного
и множественного числа с
местоимениями. Упражнения в
правильном
употреблении
местоимений в предложении.
Развитие чувства языка

Находят в предложении и тексте
личные местоимения и называют,
на
кого
они
указывают.
Заменяют имя существительное
на местоимение в предложениях
и тексте во избежание повтора
слов с помощью учителялогопеда

Находят в предложении и тексте личные
местоимения и называют, на кого они
указывают.
Заменяют
имя
существительное на местоимение в
предложениях и тексте во избежание
повтора слов. Исправляют ошибки в
словосочетаниях и предложениях, заменяя
местоимение и правильно согласовывая его
с существительным

12. Слова,
обозначающие 1
предметы
–
имена
существительные.
Антонимы

Закрепление
и
расширение
понятия «антонимы». Подбор
слов-антонимов
к
именам
существительным. Выбор слов антонимов из предложенных
слов Составление предложений
с
антонимами.
Расширение
пассивного
и
активного
словарного запаса

Читают по карточке определение
понятия «антонимы». Подбирают
слова-антонимы
к
именам
существительным с опорой на
наглядный материал. Подбирают
к
словам,
обозначающим
предмет слова-антонимы из слов
для справок

Знают определение понятия «антонимы».
Подбирают слова-антонимы к словам,
обозначающим предметы. Находят в ряду
слов слова антонимы. Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие
предметы и подбирают к ним антонимы.
Составляют предложения со словами
антонимами

13. Слова,
обозначающие 1
предметы
–
имена
существительные.

Закрепление
понятия Дают
определение
понятия Объясняют лексическое значение понятия
«синонимы». Развитие умения «синонимы». Подбирают слова- «синонимы». Подбирают слова-синонимы
подбирать слова синонимы к синонимы
к
именам к словам, обозначающим предметы.

11. Согласование
существительных
местоимениями

12

Синонимы

именам
существительным.
Составление предложений с
синонимами.
Расширение
пассивного
и
активного
словарного запаса

существительным с помощью Выбирают в ряду слов слова-синонимы.
учителя-логопеда. Подбирают к Составляют предложения со словами
словам, обозначающим предмет, синонимами
слова синонимы из слов для
справок

14. Слова,
обозначающие 1
предметы
–
имена
существительные.
Омонимы

Закрепление представлений о
словах омонимах. Работа над
семантикой слова (соотнесение
слова и предмета). Чтение
стихотворений с многозначными
словами.
Развитие
умения
слышать в речи и выделять
многозначные слова. Развитие
чувства
языка.
Расширение
пассивного
и
активного
словарного запаса

Дают
определение
понятия
«омонимы».
Находят
многозначные
слова
по
картинкам, объясняют значение
слов.
Составляют
словосочетания
из
слов
омонимов

Объясняют лексическое значение понятия
«омонимы».
Читают
стихотворение,
находят слова омонимы, объясняют
значение каждого слова. Составляют
словосочетания и предложения из слов
омонимов. Находят в тексте многозначные
слова, заменяют их словами синонимами

15. Слова,
обозначающие 1
признаки предметов –
имя
прилагательное.
Значение
имени
прилагательного.

Определение
синтаксической
роли имени прилагательного в
речи. Умение находить словапризнаки в предложении и
тексте по вопросам. Закрепление
умения
образовывать
прилагательные
от
существительных,
сравнительной
степени
прилагательных.
Развитие
практического навыка в подборе
имен прилагательных Развитие
слухового внимания и памяти

Умеют
классифицировать
и
называть с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
признак предмета и ставить к
ним
правильный
вопрос.
Выделяют имена прилагательные
из предложения с помощью
учителя-логопеда.
Умеют
закончить
предложения,
подбирая по смыслу подходящие
слова признаки

Подбирают к именам существительным
подходящие
по
смыслу
слова,
обозначающие признаки. Ставят вопрос к
именам прилагательным. Выделяют имена
прилагательные из предложения и текста,
обозначают его графически. Умеют
закончить предложения, подбирая по
смыслу подходящие слова признаки,
образуя
прилагательные
от
существительных
и,
используя
сравнительную степень прилагательных

16. Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Антонимы

Закрепление
понятия
«антонимы».
Подбор
словантонимов
к
именам
прилагательным. Выбор слов антонимов из предложенных

Дают
определение
понятия
«антонимы». Подбирают словаантонимы
к
именам
прилагательным с опорой на
наглядный материал. Подбирают

Объясняют лексическое значение понятия
«антонимы». Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим признак предмета.
Находят в ряду слов, слова антонимы.
Выписывают
выделенные
слова,

13

слов Составление предложений к словам, обозначающим признак обозначающие предметы и подбирают к
с
антонимами.
Расширение предмета слова-антонимы из ним антонимы. Составляют предложения
пассивного
и
активного слов для справок
со словами антонимами
словарного запаса
17. Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Синонимы

Закрепление
понятия
«синонимы». Развитие умения
подбирать слова синонимы к
именам
прилагательным.
Составление предложений с
синонимами.
Расширение
пассивного
и
активного
словарного запаса

Дают
определение
понятия
«синонимы». Подбирают словасинонимы
к
именам
прилагательным
помощью
учителя-логопеда. Подбирают к
словам, обозначающим признак
предмета, слова синонимы из
слов для справок

Объясняют лексическое значение понятия
«синонимы». Подбирают слова-синонимы
к
словам,
обозначающим
признак
предмета. Выбирают в ряду слов словасинонимы. Составляют предложения со
словами синонимами

18. Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Многозначность
прилагательных

Закрепление представлений о
словах
омонимах.
Формирование
умения
определять
лексическое
значение слов-омонимов Чтение
стихотворений с многозначными
словами.
Развитие
умения
слышать в речи и выделять
многозначные
слова.
Правильное
построение
высказывания в соответствии с
его значением. Расширение
пассивного
и
активного
словарного запаса. Развитие
чувства языка

Дают
определение
понятия
«омонимы».
Находят
многозначные
слова
по
картинкам, объясняют значение
слов.
Составляют
словосочетания
из
слов
омонимов

Объясняют лексическое значение понятия
«омонимы».
Читают
стихотворение,
находят слова омонимы, объясняют
лексическое значение каждого слова.
Дифференцируют имена прилагательные
(прямое и переносное значение слова).
Составляют
словосочетания
и
предложения из слов омонимов. Находят в
тексте многозначные слова, заменяют их
словами синонимами

19. Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Образные
слова
и
выражения

Формирование
умения
определять прямое и переносное
значение
слов.
Развитие
правильного
употребления
образных слов и выражений,
которые влияют на яркость и
выразительность.
Расширение

Дописывают подходящее по
образу имя
прилагательное,
используя слова для справок.
Находят в связном тексте
образные сравнения и выражения
с помощью учителя-логопеда

Умеют подбирать прилагательные к
именам существительным по образу.
Находят в предложениях и связном тексте
образные слова и выражения. Объясняют
образные слова, которые выражены
прилагательными

14

пассивного
и
активного
словарного запаса. Развитие
чувства языка
20. Слова,
обозначающие 1
действие предметов –
глагол.
Значение
глагола.

Определение
синтаксической
роли
глагола
в
речи.
Закрепление умения ставить к
глаголу
вопрос.
Развитие
практического навыка в подборе
глаголов
к
именам
существительным
Развитие
слухового внимания и памяти

Умеют
классифицировать
и
называть с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
действие предмета и ставить к
ним
правильный
вопрос.
Выделяют глаголы из ряда слов с
помощью
учителя-логопеда.
Находят в предложении глаголы

Подбирают к именам существительным
глаголы, подходящие по смыслу. Ставят
вопрос
к
глаголу
от
имени
существительного. Выделяют глаголы из
ряда слов. Умеют закончить предложения,
подбирая по смыслу подходящие слова,
обозначающие действие предмета. Находят
в предложении глаголы, обозначают его
графически

21. Правописание
1
разделительного
твердого
знака
в
приставках в именах
существительных
и
глаголов,
оканчивающихся
на
согласный звук

Закрепление
знаний
о
правописании разделительного
твердого знака в приставках.
Различение
раздельного
и
слитного
произношения
и
звучания глаголов с приставкой
на согласный. Формирование
навыка
фонематического
анализа слов и орфографической
зоркости

Дополняют правило написания
приставок
на
согласную.
Вставляют
в
слова
разделительный твердый знак с
помощью
учителя-логопеда
Выделяют приставку

Знают и умеют правильно применять
правило
написания
приставок
на
согласную.
Вставляют
в
слова
разделительный твердый знак. Выделяют
приставку
в
словах.
Составляют
предложения
из
слов,
данных
в
«беспорядке»

22. Слова,
обозначающие 1
действие
предметов,
глагол. Синонимы

Закрепление
понятия
«синонимы». Развитие умения
подбирать слова синонимы к
глаголам.
Составление
предложений с синонимами.
Игра
«Подбери
словечко»
Расширение
пассивного
и
активного словарного запаса

Дают
определение
понятия
«синонимы». Подбирают словасинонимы к глаголам помощью
учителя-логопеда. Подбирают к
словам, обозначающим действие
предмета, слова синонимы из
слов для справок

Объясняют лексическое значение понятия
«синонимы». Подбирают слова-синонимы
к
словам,
обозначающим
действие
предмета. Выбирают в ряду слов словасинонимы. Составляют предложения со
словами синонимами

23. Фразеологизмы.
Фразеологические
обороты

Формирование
понятия
«фразеологизм»,
«фразеологический
оборот»,
«крылатые слова и выражения».

Заканчивают предложения из
сказок. Читают определение
«фразеологические
обороты».
Дополняют
в
стихотворных

Заканчивают предложения из сказок. С
помощью учителя-логопеда формулируют
определение «фразеологические обороты».
Понимают
значение
фразеологизмов,

1

15

Усвоение
признака формах
фразеологизмы
фразеологического оборота – необходимыми
словами,
устойчивость.
Уточнение используя слова для справок
лексического и грамматического
значения
фразеологических
оборотов.
Обогащение
пассивного и активного словаря
фразеологизмами

могут его объяснить или найти в словаре.
Дополняют в стихотворных формах
фразеологизмы необходимыми словами.
Составляют
сложные
предложения,
используя и правильно согласовывая слова
фразеологического оборота

24. Составление рассказа из 1
данных
предложений.
Определение
темы,
главной мысли рассказа

Закрепление умения составлять
связный
рассказ
из
предложений. Развитие умения
определять тему и главную
мысль рассказа. Беседа по
рассказу.
Развитие
навыка
связной устной речи

Составляют рассказ из данных
предложений, располагая их в
правильной последовательности
с помощью учителя-логопеда.
Выделяют главную мысль текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространенным
предложением

Составляют
рассказ
из
данных
предложений, располагая их в правильной
последовательности. Изменяют окончания
отдельных слов. Выделяют главную мысль
текста.
Определяют
тему
рассказа.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
распространенным
и
сложным
предложением с соблюдением правил
оформления

25. Составление
плана 1
рассказа. Определение
типа текста

Развитие умения делить текст на
части. Определение типа текста.
Выделение основной мысли
рассказа.
Озаглавливание
рассказа. Составление плана
рассказа.

Читают
текст
рассказа.
Вставляют в текст подходящие
по смыслу слова с помощью слов
для
справок.
Предлагают
название рассказа. Делят рассказ
на части с помощью учителялогопеда.

Читают текст рассказа. Вставляют в текст
подходящие по смыслу слова. Определяют
тип текста. Озаглавливают рассказ. Делят
рассказ на части. Соблюдают логику
данной формы рассказа, опираясь на
строгую последовательность информации
составляют план рассказа.

26. Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
данному плану

Закрепление умения составлять
описательный рассказ по плану.
Беседа по рассказу. Развитие
умения использовать в тексте
распространённые или сложные
предложения. Развитие навыков
устной
связной
речи.
Обогащение
и
развитие
словарного запаса

Читают предложенный учителемлогопедом план описательного
рассказа. Выделяют основную
тему рассказа. Отвечают на
вопросы
учителя-логопеда
простым
предложением.
Предлагают название рассказа

Читают
предложенный
учителемлогопедом план описательного рассказа.
Выделяют основную тему рассказа.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
распространенным
или
сложным
предложением.
Предлагают
название
рассказа.
Грамотно,
четко
и
последовательно
составляют
рассказ.
Пересказывают рассказ, учитывая связь

Связная устная речь – 5 часов

16

предложений в тексте
27. Устное
сочинение. 1
Составление
рассказаописания

Закрепление умения составлять
описательный
рассказ
по
вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу. Развитие
умения составлять полный ответ
на вопрос учителя-логопеда,
учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать
связь заголовка с темой текста.
Развитие умения использовать в
тексте
распространённые
и
сложные предложения. Развитие
навыков устной связной речи

Отвечают на вопросы учителялогопеда
простым
предложением.
Читают
составленные
предложения.
Предлагают название рассказа

Отвечают на вопросы учителя-логопеда
распространенным предложением. Умеют
объяснять лексическое значение слов.
Грамотно, четко и последовательно
составляют
описательный
рассказ.
Предлагают
название
рассказа.
Пересказывают рассказ

28. Устное
сочинение. 1
Работа над составлением
рассказа. Придумывание
окончания рассказа

Развитие умения заканчивать
рассказ. Беседа по рассказу.
Установление
причинноследственных
связей
в
содержании
рассказа.
Соблюдение
последовательности
действий
при
составлении
рассказа.
Развитие образного мышления и
воображения. Развитие навыков
устной связной речи

Прослушивают (прочитывают)
рассказ. Определяют главную
мысль
и
тему
рассказа.
Предлагают название рассказа.
Составляют план рассказа с
помощью
учителя-логопеда.
Придумывают
окончание
рассказа, используя простые
распространенные предложения

Прослушивают (прочитывают) рассказ.
Определяют главную мысль и тему
рассказа.
Озаглавливают
рассказ.
Составляют план рассказа. Придумывают
окончание
рассказа,
используя
сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Пересказывают рассказ

Формирование умения писать
изложение
по
вопросам.
Закрепление
умения
устанавливать связь заголовка с
темой.
Составление
предложений
по
вопросам.
Определение
типа
текста.
Развитие письменной связной

Прослушивают
выразительное
чтение
текста
учителемлогопедом. Читают текст вслух.
Озаглавливают текст. Отвечают
на вопросы учителя-логопеда
полным
распространенным
предложением.
Записывают
текст

Прослушивают выразительное чтение
текста учителем-логопедом. Читают текст
вслух. Выделяют основные признаки и
мысль текста. Определяют тип текста.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
полным распространенным предложением.
Пересказывают текст, используя вопросы.
Записывают
текст
и
выполняют

Связная письменная речь – 3 часов
29. Изложение1
повествование на основе
зрительного восприятия
текста по вопросам к
каждому предложению

17

речи

самопроверку

30. Изложение1
повествование на основе
зрительного восприятия
текста
по
готовому
плану, опорным словам

Формирование умения писать
изложение по готовому плану и
опорным
словам.
Развитие
умения
устанавливать
последовательность частей в
тексте. Определение типа текста.
Развитие письменной связной
речи

Прослушивают
выразительное
чтение
текста
учителемлогопедом. Читают текст вслух.
Умеют
объяснить
название
текста. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
полным
распространенным
предложением, опираясь на план
и опорные слова. Записывают
текст

Прослушивают выразительное чтение
текста учителем-логопедом. Читают текст
вслух. Выделяют основные признаки и
мысль текста. Определяют тип текста.
Умеют
объяснить
название
текста.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
полным распространенным предложением,
опираясь на план и опорные слова.
Пересказывают текст, используя план
текста и опорные слова. Записывают текст
и выполняют самопроверку

31. Сочинение1
повествование по серии
картинок и вопросам

Знакомство
с
понятием
«сочинение»
Формирование
умения письменно излагать
рассказ по серии картинок и
вопросам. Закрепление умения
составлять полный ответ на
вопрос
учителя-логопеда,
учитывая
связь
слов
в
предложении. Развитие умения
использовать
в
тексте
распространённые или сложные
предложения. Обогащение и
развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной
связной речи

Рассматривают серию сюжетных
картинок.
Располагают
сюжетные
картинки
в
правильной последовательности.
Определяют тему сочинения.
Рассматривают каждую картинку
и составляют по ней простые
предложения.
Предлагают
название сочинения. Записывают
составленное
сочинение
по
образцу

Рассматривают серию сюжетных картинок.
Располагают сюжетные картинки в
правильной
последовательности.
Определяют главную мысль и тему
сочинения. Определяют тип текста.
Рассматривают каждую картинку и
составляют по ней распространенные
предложения.
Предлагают
название
сочинения.
Грамотно,
четко
и
последовательно
составляют
рассказ.
Составляют устное сочинение, учитывая
связь предложений в тексте. Записывают
коллективно составленное сочинение

Читают
текст
выразительно
после предварительного разбора.
Слушают и выделяют слово, на
котором сделано логическое
ударение. Читают предложения с
правильной интонацией

Читают текст выразительно. Умеют
выделять логическим ударением главное
во фразе в зависимости от ее смысла.
Соблюдают паузу, интонацию в вопросах,
ответах, при чтении и пересказе связных
текстов

Работа над выразительностью чтения – 1 часа
32. Работа над техникой 1
чтениявыразительностью
прочитанного

Развитие
навыков
выразительного
чтения.
Развитие умения правильной
постановки
логического
и
интонационного
ударения.
Работа
над
интонационной

18

выразительностью
Развитие
навыков
устной речи

речи.
связной

Обследование устной и письменной речи – 2 часа
33. Обследование
речи

34.

устной 1

Обследование
письменной речи

1

Чтение
слов,
предложений,
простых текстов. Ответы на
вопросы
учителя-логопеда.
Пересказ
прочитанного
(прослушанного) текста

Читают
доступный
текст.
Отвечают на вопросы с помощью
наводящих вопросов учителялогопеда

Читают текст правильно, правильно,
целыми словами, осознано, соблюдая
паузы
на
знаках
препинания.
Пересказывают прочитанный материал

Написание диктанта. Работа над Пишут под диктовку текст после Умеют писать под диктовку текст. Умеют
ошибками
предварительного разбора
находить
допущенные
ошибки
и
исправлять их после предварительного
анализа и разбора учителем-логопедом

19


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».