Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью: Федоров
Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.18 11:29:52 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
"Новосельская СОШ"
________________________
Федоров И.А.
№ 123 от «30» августа
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАЙ И ЛЮБИ РОДНОЙ ЯЗЫК»
(ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС)
основное общее образование
с. Новое Село
2024
I. Пояснительная записка
Цель курса: Воспитание чуткости к красоте и выразительности родной речи,
привитие любви к русскому языку, интереса к его изучению.
Задачи изучения:
Знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его
проявлениях.
Углубление сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и
правописанию.
Систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в
лучших образцах художественной литературы.
Совершенствование важнейших речевых умений.
Формирование навыков лингвистического анализа и выразительного чтения
художественных произведений.
Реализация на практике идеи межпредметных связей школьного курса русского
языка и курса русской литературы
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся
должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит
совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ
текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение
аргументировать свой ответ и т.д.).
2). Место предмета в учебном плане
Программа факультативного курса «Знай и люби родной язык» для 6-9
классов рассчитана на:
6 класс – 34 часов(из расчета 1 час в неделю);
7 класс – 34 часов (из расчета 1 час в неделю);
8 класс – 34 часов (из расчета 1 час в неделю);
9 класс – 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
По учебному плану МАОУ «Новосельская СОШ» на факультативный курс «Знай и
люби родной язык» отводится: 6 класс – 34 часа; 7 класс – 34 часа (0,5 ч. в неделю); 8
класс – 34 часа; 9 класс – 33 часа. Рабочая программа составлена для 6-9 классов и
рассчитана на: 6 класс – 34 часа (1 час в неделю); 7 класс – 34 часа (1 ч. в неделю); 8 класс
– 34 часа (1 час в неделю); 9 класс – 33 часа (1 час в неделю)
Некоторые
темы
из
разделов
«Изобразительные
ресурсы
русского
словообразования»,
«Морфологические средства выразительности» 8 класса
рассматриваются в 7 классе. Это позволяет включить в тематическое планирование 8,9
класса занятия по подготовке к ОГЭ, т.к. на экзамене проверяется умение создавать
тексты-рассуждения, умение писать сжатое изложение, умение работать с текстом. В
планирование 7 класса также включены занятия по лексикографии.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы факультативного курса «Знай и
люби родной язык» являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы факультативного курса по
русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы факультативного курса «Знай и
люби родной язык» являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
3
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике
при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
4
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
III. Содержание программы курса
История языка.
Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их
родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и
Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской
письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и
неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой
частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами:
найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в
тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе.
Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки
глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение.
Сходство современного алфавита с кириллицей.
5
Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический
язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и
конструирование из них искомой фразы.
“Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные
общественными процессами.
Группы слов русского языка и нормы их употребления
Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Понятие омографов их
возникновение.
Омофоны. Понятие омофонов, их возникновение.
Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.
Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической
окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские
преобразования состава фразеологизмов.
Богатство и выразительность русского языка
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и
выразительности русского языка.
Звуковой строй языка
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство.
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над
использованием в произведениях художественной литературы основных типов
интонационных конструкций. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение
художественного произведения.
Словарное богатство русского языка
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение
значения слов, заимствования. Использование переносного значения слова в поэтических
тропах: метафоре, метонимии, эпитете и т. п. Использование переносного значения слова
в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т. п. Выбор синонимов для
точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением
антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их
использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного
состава. Лексика ограниченного употребления и её использование в речи, в произведениях
художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка.
Историзмы и архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские.
Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в
художественной литературе. Звуковой, интонационный, лексический анализ и
выразительное чтение произведений художественной литературы.
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в
изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически
окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п.
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в
изобразительных целях: окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п.
Фонетический,
интонационный,
лексический
анализ,
наблюдение
за
словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности.
Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии
6
литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический род
и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического
олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в
поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление
относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.
Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы.
Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в
различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия;
использование их в текстах художественной литературы. Особенности образования,
написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в
семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный
лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.
Изобразительные возможности русской графики, орфографии, пунктуации.
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики и
использование из в текстах художественной литературы.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи.
Пунктуация и смысл высказывания. Пунктуация и интонация. Стилистические
возможности знаков препинания.
Наблюдение за использованием изобразительных возможностей средств
орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение художественных
текстов.
Синтаксическое богатство русского языка.
Синтаксическая синонимия как источник синтаксического богатства русского
языка.
Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных,
восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос.
Наблюдение за использованием в речи семантико-стилистических возможностей
односоставных предложений.
Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении, инверсия как
изобразительное средство языка.
Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Смысловая
градация.
Наблюдение за использованием обособленных членов предложения в
художественной речи.
Обращение как средство поэтического синтаксиса.
Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Наблюдение за употреблением в художественных текстах разных типов сложных
предложений и семантико-стилистической ролью союзов в сложносочинённых и
сложноподчинённых предложениях.
Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности.
Употребление конструкций с противопоставлением (антитезные конструкции).
Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая
фигура художественной речи.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение произведений
художественной литературы.
7
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п
1.
2.
Тема занятия
Количество часов
История языка.
17
Группы слов русского языка и нормы их употребления.
17
Итого: 34 часа
7 класс
№ п/п
1.
2.
3
4.
5.
Тема занятия
Количество часов
О родном языке
Звуковой строй русского языка.
Словарное богатство русского языка
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфологические средства выразительности
Итого:
1
6
18
6
3
17 часов
8 класс
№ п/п
1.
2.
3
4.
Тема занятия
Из истории языкознания.
Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Морфологические средства выразительности.
Готовимся к ОГЭ.
Итого:
Количество часов
1
2
10
21
34 часа
9 класс
№ п/п
1.
2.
3
4.
Тема занятия
Изобразительные возможности русской
орфографии, пунктуации.
Синтаксическое богатство русского языка.
Готовимся к ОГЭ.
Готовимся к итоговому собеседованию.
Количество часов
графики, 4
12
14
3
Итого: 33 часа
8
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п Дата
1
Тема
История языка.
2-3
Откуда есть пошла славянская письменность
Признаки старославянизмов в художественной литературе
4-5
Славянские языки и признаки их родства.
6-7
Если хочешь познать истину, начни с азбуки.
8-9
Глаголица и кириллица.
10-11
Практикум по работе с кириллицей.
12-13
Лингвистическое конструирование
14-15
Практикум по лингвистическому конструированию
16-17
“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века
18-19
22-21
Группы слов русского языка и нормы их употребления.
Лексические омонимы и омоформы. Омографы
Омофоны
22-23.
Паронимы
24-25
Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической
окраски
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Тест по теме “Фразеологизмы”
Занимательные задачи по русскому языку
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык...”
Итоговая работа по курсу
Заключительный урок
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п Дата
1
2-3
4-5
6-8
Тема
О родном языке.
Русский язык среди других языков. Писатели и учёные о богатстве и
выразительности русского языка.
Звуковой строй русского языка.
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное
средство.
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение
художественного произведения.
9
9-10
11-13
14-16
17-18
19-21
22-23
24-25
26-27
28-29
31
32
33
34
Словарное богатство русского языка.
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения
словарного состава.
Использование переносного значения слова в поэтических тропах:
метафоре, метонимии, эпитете, гиперболе, олицетворении, сравнении и
т.п.
Выбор синонима для точного, правильного и образного выражения
мысли. Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в
текстах художественной литературы.
Виды омонимов и их использование в художественных произведениях.
Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика органического
употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и
жаргонная) и её использование в речи, в произведениях художественной
литературы.
Непрерывность развития словарного состава языка. Историзмы и
архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Лексикография. Работа с разными видами словарей.
Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение
произведений художественной литературы.
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность
морфем. Наблюдение за использованием различных
словообразовательных средств в изобразительных целях.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные
возможности.
Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства
создания образно-поэтического олицетворения.
Употребление относительных, качественных и притяжательных
прилагательных в переносном значении.
ИТОГО: 34 часов
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п Дата
1
2
3
4
5
6
Тема
Из истории языкознания.
Из истории языкознания. Сообщение о выдающихся лингвистах
Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного
состава языка.
Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за
словообразовательными средствами, выразительное чтение
художественного текста.
Готовимся к ОГЭ. Текст-рассуждение и его структура.
Готовимся к ОГЭ. Готовимся к написанию сжатого изложения.
Морфологические средства выразительности
Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных.
Фамилии литературных героев как средство художественной
характеристики.
10
Готовимся к ОГЭ. Готовимся к написанию сжатого изложения.
Правильно используем приемы сжатия текста.
Готовимся к ОГЭ. Повторим орфлграфию!
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение.
Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в
поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.
Готовимся к ОГЭ. Готовимся к написанию сжатого изложения.
Особенности употребления числительных в текстах художественной
литературы.
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение.
Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и
времени глагола в разных значениях.
Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия;
использование их в текстах художественной литературы.
Готовимся к ОГЭ. Повторим орфографию!
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение- рассуждение.
Особенности образования, написания и употребление наречий в русском
языке
Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении
художественного текста.
Готовимся к ОГЭ. Готовимся к написанию сжатого изложения.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение
текстов художественной литературы.
Готовимся к ОГЭ. Повторим орфографию!
Готовимся к ОГЭ. Анализ изобразительно-выразительных средств в
тексте.
Готовимся к ОГЭ. Учимся пересказывать и использовать способы
цитирования.
Готовимся к ОГЭ. Анализ содержания текста.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение
текстов художественной литературы.
Готовимся к ОГЭ. Готовимся к написанию сжатого изложения.
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение
Готовимся к ОГЭ. Повторим пунктуацию!
Готовимся к ОГЭ. Повторим орфографию!
Готовимся к ОГЭ. Пишем сжатое изложение
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение
Готовимся к ОГЭ. Тестирование.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение
текстов художественной литературы.
ИТОГО: 34 часа
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п
1
2
3
Дата
Тема
Готовимся к ОГЭ. Входная диагностика
Готовимся к ОГЭ. Входная диагностика
Готовимся к ОГЭ. Входная диагностика
Изобразительные возможности русской графики, орфографии,
пунктуации
11
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной
графики и использование их в текстах художественной литературы.
Готовимся к ОГЭ. Пишем сжатое изложение. Правильно используем
приёмы сжатия текста.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой
стороны речи.
Готовимся к итоговому собеседованию. Выразительное чтение текста.
Пересказ. Способы цитирования.
Пунктуация и смысл высказывания. Пунктуация и интонация.
Стилистические возможности знаков препинания.
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение
художественных текстов.
Синтаксическое богатство русского языка
Синтаксическая синонимия как источник синтаксического богатства
русского языка.
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение (ОГЭ. 9.3)
Особенности интонации и лексико-грамматического оформления
вопросительных, восклицательных, побудительных предложений.
Риторический вопрос.
Готовимся к итоговому собеседованию. Задание №3, №4
Наблюдение за использованием в речи односоставных предложений.
Готовимся к ОГЭ. Задание №2. Синтаксический анализ.
Смысловая и стилистическая роль порядка слов в предложении,
инверсия как изобразительное средство языка.
Готовимся к итоговому собеседованию. Задания №1, №2
Семантико-стилистические функции однородных членов предложения.
Смысловая градация.
Готовимся к итоговому собеседованию. Задания №3, №4
Наблюдение за использованием обособленных членов предложения в
художественной речи.
Готовимся к ОГЭ. Пишем сжатое изложение.
Обращение как средство поэтического синтаксиса.
Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического
тропа.
Готовимся к ОГЭ. Задание №3. Пунктуационный анализ.
Готовимся к ОГЭ. Задание №5. Орфографический анализ
Наблюдение за употреблением в художественных текстах разных типов
сложных предложений и семантико-стилистической ролью союзов в
ССП и СПП.
Готовимся к ОГЭ. Задание №7. Анализ средств выразительности.
Структурный параллелизм сложных предложений как средство
выразительности. Употребление конструкций с противопоставлением
(антитезные конструкции).
Готовимся к ОГЭ. Пишем сочинение-рассуждение. (ОГЭ. 9.3).
Период как особая форма организации сложных предложений, как
поэтическая фигура художественной речи.
Готовимся к ОГЭ. Итоговая диагностика.
Готовимся к ОГЭ. Итоговая диагностика
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение
произведений художественной литературы.
ИТОГО: 33 часа
12
Литература
1. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения. М.: Просвещение, 1987
2. Введенская Л.А. Русское слово. М.:Просвещение,1991
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.:Просвещение,1976
4. Домрачева Г.И. У слов бывают тайны. Оса,1994
5. Иванова В.А., Г.А.Панова. Тайны родного языка. Волгоград,1969
6 Казбек-Казиева М.М.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. Москва.: Айрис-пресс, 2006
7. Кондрашов В. Литературные викторины. Кострома,1958
8.Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение,
1980г.
9. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М.:Просвещение,1990
Львова С.И. Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”,
1997
10. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.:Просвещение,2016
11. Мокиенко Е.М. Загадки русской фразеологии. М.: Высшая школа,1990
12. Норман Б.Н. . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004
13. Окулова Г.И. Занимательная фонетика. Оса,1994
14. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.:Просвещение,1973
15. Панов М.В. Занимательная орфография. М.:Просвещение,1984
16. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.:Просвещение,1979
17. Успенский Л. Слово о словах. Л.: Детская литература,1982
18. Филипченко М.П. Загадки-шарадки и не только… Занимательные материалы
по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2008
13