Биология АООП УО 9 класс

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью: Федоров
Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.18 10:22:15 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Фёдоров И.А.
---------------------------------№ 123 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1653459)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 9 класса( с интеллектуальными нарушениями)

с.Новое Село 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни своего организма;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: ухода за своим организмом, использование
полученных знаний для решения бытовых использованию знаний для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе,
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;

−
развитие познавательной
деятельности,
обучение
умению
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− формировать элементарные научные представления о строении
организма человека и его здоровье;
− учить практическому применению биологических знаний: формировать
умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
− формировать навыки правильного поведения в природе;
− научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного
поведения, поведению в окружающей природе;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Биология» в 9 классе
Личностные результаты:
− сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном
питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных
привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил,
самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения
температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных
учреждений;
− сформированность целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве природной и социальной части;

− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь
при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям,
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; −
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − принятие
готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных
предмету «Биология» в 9 классе

результатов

по

учебному

Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях
неживой и живой природы, организма человека; − знать особенности
внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных,
правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни
в фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных,
правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни
в 6 объеме программы; − выполнять совместно с учителем практические
работы, предусмотренные программой; − описывать особенности состояния
своего организма;
− знать названия специализации врачей;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы,
организме человека;

− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия
между группами растений и животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных
органов в организме человека
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного
давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
−
выполнять
практические
работы
самостоятельно
или
предварительной
(ориентировочной)
помощи
учителя
(измерение
температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях .

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в
незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров
обобщать, делать
выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:

− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания практических
обучающихся по биологии

работ

(лабораторных

работ)

Оценка «5» ставится если:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения; − вывод самостоятельный,
использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится если:
− наблюдение проведено самостоятельно; − частично раскрыто основное
содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе. − наблюдение проведено с
помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;

− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета
«Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное
существо. Основные системы органов человека предлагается изучать,
опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп
растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,
перемещение веществ,
выделение,
размножение).
Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического
материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья
человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями,
узнают о мерах оказания доврачебной помощи.
Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам
(измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во
внеурочное время. Распределение учебного материала позволяет обеспечить
постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учётом значимости При проведении уроков
биологии предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы)
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов,
самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия; в
ходе проведения экскурсий)
усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная,
индивидуальная работа, работа в парах.

Содержание разделов
№

Название раздела

1
2
3
4

Введение
Общее знакомство с организмом человека
Опора и движение
Кровообращение

Кол.-во
ч.
1
2
10
8

контрольные
работы
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12

Дыхание
Питание и пищеварение
Выделение
Покровы тела
Размножение и развитие
Нервная система
Органы чувств
Повторение
Итого

8
10
3
6
9
4
6
1
68

III.

1
1
1
1
1
1
1
10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета

1.

2

Кол-во
часов

Роль
и
место 1
человека в природе

Строение клеток и 1
тканей организма

Программное содержание
Введение – 1час
Формирование
представления
об
анатомии, физиологии и
гигиене
как
науках.
Сравнение человека с
млекопитающими,
признаки
сходства
человека
и
других
млекопитающих

Дифференциация
деятельности.
Минимальный уровен

Находят ответы в уче
на вопрос «что из
науки
анат
физиология, гигиена
рисункам
опред
черты сходства и от
человека от живо
используя помощь уч

Общее знакомство с
организмом человека -2
часа
Формирование
Рассматривают
представления о том, что рисунках строение к
человек состоит из клеток и
тканей
орган
называют
ткани
рисункам,
испо
помощь учителя На
на рисунках осн
части клетки, виды т
вписывают их назва
таблицу рабочей те

3

Основные системы 1
органов человека

4

Скелет человека. 1
Значение опорных
систем в жизни
живых
организмов:
растений,
животных,
человека.
Основные
части
скелета

5

Череп

1

используя опорные бу
Формирование
Рассматривают
представления об органах рисунках строение ор
и системах органов
и
тканей
орган
называют ткани и о
по
рисункам,
за
обозначенным учи
Вписывают в раб
тетрадь названия с
органов
чел
используя опорные бу

Опора и движение – 10
часов
Формирование
представления
об
опорных
системах
в
жизни живых организмов,
значении
скелета,
основных частях скелета

Формирование
представлений о строении
черепа, его отделах и
выполняемых функциях

Рассказывают об оп
системах в жизни ж
организмов
(раст
животных, человека
опорой на иллюстрати
материал, предлож
учителем. Показываю
рисункам учебника
скелета, подписываю
название на схем
рабочей тетради

Находят на рисунк
называют отделы ск
черепа
и
кости,
образующие, с опор
предложения
иллюстративный мат
предложенный учи
Рассказывают,
функцию выполняет
Дополняют
схему

6

Скелет туловища. 1
Практическая
работа

7

Кости верхних и 1
нижних
конечностей.
Соединение костей

рабочей
те
вписывают название
отделов скелета г
человека;
распред
кости черепа на две гр
и записывают их наз
в таблицу.
Формирование
Называют отделы ск
представлений о скелете туловища, позвоночн
туловища,
строении грудной клетки, опи
позвоночника и грудной на схемы и оп
клетки
предложения. Выпо
практическую
р
«Определение прави
осанки», изучают вне
вид позвонков и реб
скелету человека, опи
на
помощь
уч
Делают
вывод
руководством учите
влиянии
физич
упражнений
формирование прави
осанки

Формирование
представлений о строении
верхних
и
нижних
конечностей,
типах
соединения костей

Называют кости верх
нижних конечносте
рисунках и макете ск
человека,
испо
опорные предложен
помощь
уч
Подписывают
наз
частей верхних и ни
конечностей на схем
рабочей тетради, испо
рисунки
учебника
помощь
уч

Выписывают из учебн
рабочую тетрадь наз
типов соединения кос

8

Сустав,
его 1
строение. Связки и
их значение

Расширение
Рассказывают о стр
представлений о типах сустава
по
ри
соединения
костей, учебника,
испо
особенностях
строения предложенные
учи
сустава и связок
предложения. Соста
рассказ о связках
значении,
испо
опорные
предлож
Подписываю части с
на рисунке в ра
тетради, используя
учебника

9

Растяжение связок, 1
вывих
сустава,
перелом
костей.
Первая
доврачебная
помощь при этих
травмах

Формирование
представления
о
растяжениях
связок,
переломах
костей,
вывихах
суставов.
Формирование
представлений
об
оказании
доврачебной
помощи при растяжениях,
вывихах и переломах
костей

Рассказывают о при
растяжениях
с
вывихах
су
переломах
к
используя помощь уч
Дописываю предложе
рабочей
те
подписывают рисун
названиями
повреждения,
испо
слова
для
сп
Называют по опи
типы повреждения к
Выполняют практич
работу с помощью уч
накладывают
шины
повязки.

10 Мышцы.
Движениеважнейшая
особенность
живых организмов

1

Формирование понятий о
движении, как важнейшей
особенности
живых
организмов
(двигательные
реакции
растений,
движение
животных и человека)

Показывают по рису
где расположены м
человека.
Назы
основное свойство м
Складывают
из
название разных
мышц.
Запо
пропуски в предложе
рабочей
тетради
скелетных
мы
пользуясь
те
учебника,
испо
помощь учителя

11 Основные группы 1
мышц
в
теле
человека

Формирование
Выписывают в тетра
представлений о группах учебника основные гр
мышц у человека
мышц в теле чел
мышцы
конечн
мышцы шеи и с
мышцы груди и ж
мышцы головы и
названия основных
на торсе человека.

12 Работа
мышц. 1
Утомление мышц

Формирование
представления о работе
мышц. Наблюдение за
работой мышц: сгибание,
разгибание, удерживание

Называют и показыва
рисунках
мы
сгибатели
и
мы
разгибатели, чем м
прикреплены к ко
Рассказывают о р
мышц по плану и опо

предложениям (сгиб
разгибание, удержани

13 Влияние
1
физкультуры
и
спорта
на
формирование
и
развитие мышц

14 Передвижение
1
веществ
в
организме
растений
и
животных.
Кровеносная
система человека

Формирование понятий о
влиянии физкультуры и
спорта на формирование
и
развитие
мышц,
значении
физического
труда
в
правильном
формировании
опорнодвигательной системы

Кровообращение – 8
часов
Формирование
представлений
о
передвижении веществ в
организме растений и
животных; о кровеносной
системе человека

Записывают в те
упражнения для утр
гимнастики. Рассказы
о пластике и кр
человеческого
Определяют по рису
какие упражнения
выполнять для раз
разных
групп
м
сохранении пластик
красоты,
испо
помощь учителя

Рассказывают
передвижении веще
организме
растени
животных по рисун
опорой на предложе
иллюстративный мат
предложенный учи
Показывают по та
общий
план
стр
кровеносной
сис
Называют
сосуды,
которым
перемещ
кровь с питатель
веществами

15 Кровь, ее состав и 1
значение.
Кровеносные
сосуды

Формирование
представлений о значении
и
составе
крови,
кровеносных сосудах

Выполняют
зад
рисуют условные
которыми
обозн
название
со
Выполняют совмест
учителем
практич
работу: чтение ан
крови, запись нормати
показателей
лейкоцитов, тромбоц
Под руководством уч
делают вывод о сост
своего
орган
самочувствии

16 Сердце. Внешний 1
вид,
величина,
положение сердца
в грудной клетке.
Работа
сердца.
Пульс

Формирование
представлений о внешнем
виде,
величине,
положении
сердца
в
грудной клетке; о работе
сердца и пульсе

Составляют рассказ
предложенным учи
предложениям о вне
виде, величине, полож
сердца в грудной к
На рисунке обозн
место сердца в орга
человека,
подписы
отделы
сердца.
руководством
уч
выполняют практич
работу по подсчету с
пульса
в
спок
состоянии
и
дозированных
гимнастических
упражнений;

17 Кровяное
1
давление.
Движение крови
по
сосудам.
Группы крови

Формирование
представлений
о
кровяном
давлении,
движении
крови
по
сосудам, группе крови

18 Заболевания
сердца.
Профилактика
сердечнососудистых
заболеваний

Формирование
представлений
о
сердечнососудистых
заболеваниях
и
их
профилактике

1

19 Значение
1
физкультуры
и
спорта
для
укрепления сердца

20 Вредное влияние 1
никотина,
спиртных

Знакомятся с пон
кровяное
давление
словарю
учеб
выписывают в те
определение
«кро
давление». По ри
учебника
и
та
рассказывают о движ
крови
по
сос
выписывают в те
новые термины (наз
видов крови, кровен
сосудов).

Перечисляют заболе
сердечнососуд
системы
(инф
ишемическая
бо
сердечная
недостаточность),
используя помощь уч
Рассказывают по пл
опорным предложени
профилактике
серд
сосудистых заболеван
Продолжение
Рассказывают о стр
формирования
стенок
с
представлений
о выполняемой им р
профилактике сердечно- используя помощь уч
сосудистых заболеваний
Рассматривают в табл
на
рисунках
с
тренированного
нетренированного
человека,
назы
отличия.

Формирование
Работают с карто
представления о вреде определение
вр
никотина,
спиртных привычек,
записы

напитков,
наркотических
средств
сердечнососудистую
систему

на

21 Первая
помощь 1
при кровотечении.
Донорство — это
почетно

22 Значение дыхания 1
для
растений,
животных,
человека

напитков, наркотических правила здорового о
средств на сердечно- жизни. По иллюстр
сосудистую систему
определяют
наносимый
чел
никотином,
спирт
напитками,
наркотическими
средствами.
См
видеофильм
последствиях нарко
на внешность челов
последующим
обсуждением
Формирование
Зачитывают по уче
представлений о первой характеристику
помощи
при кровотечений,
кровотечении
характерно для ка
вида. Рассказывают
рисункам
и
опо
предложениям
помощь оказывают
разных
кровотечений.
Выписывают из сл
определение
те
«донор», обсуждают
значение.
руководством
уч
выполняют практич
работы: обработка ца
йодом; наложение по
на раны при по
кровотечении.
Дыхание - 8 часов
Формирование
представлений о значении
дыхания для растений,
животных, человека

Дают
характери
дыхания
по
опо
предложениям. Читаю
опорным карточкам
дыхание — это пр
окисления
органич
соединений
высвобождением эн
что при дыхании
живых
орган

происходит
поглощ
кислорода и выде
углекислого газа.
руководством
уч
делают вывод о зна
дыхания для всех ж
организмов

23 Органы дыхания 1
человека

24 Состав вдыхаемого 1
и
выдыхаемого
воздуха.
Газообмен
в
легких и тканях.

25 Гигиена дыхания. 1
Необходимость
чистого
воздуха

Формирование
Называют органы ды
представлений об органах по таблице, выписы
дыхательной системы
названия
в
те
опираясь на текст уче
и
используя
по
учителя.
Работают
карточками:
записы
путь воздуха при
используя
ри
учебника;
расста
цифры в нужном по
определяя путь во
при выдохе по ор
дыхания,
испо
помощь учителя
Формирование
Рассказывают о со
представлений о составе воздуха
по
рис
вдыхаемого
и используя помощь уч
выдыхаемого воздуха
Работают со слов
выписывают опреде
термина
«газооб
Наблюдают
«Обнаружение в со
выдыхаемого
во
углекислого
рассказывают о со
вдыхаемого и выдыха
воздуха, используя по
учителя

Формирование
Составляют рассказ
представлений о гигиене плану, используя
дыхания, необходимости учебника
и
по

для дыхания

26 Болезни органов 1
дыхания
и
их
предупреждение

27 Влияние никотина 1
на органы дыхания

чистого
дыхания

воздуха

Формирование
представлений
простудных
инфекционных
заболеваниях
дыхания,
профилактике

для учителя о необходи
для
дыхания
чи
воздуха. Рассказываю
с человеком происх
если
он
д
загрязненным
возд
Работают с карто
выбирают
прави
ответы: что необх
для того, чтобы ды
чистым воздухом, и
о
и

органов
их

Читают
в
уче
названия
заболе
органов
дых
Рассказывают с опор
предложения
иллюстративный мат
предложенный учите
правилах предупреж
заболеваний.
Рассматривают рису
рабочей
те
обозначают
пред
необходимые для л
заболевших простуд
и
инфекцион
заболеваниями.
Подчеркивают в
названия болезней ор
дыхания.

Формирование
Слушают рассказ учи
представлений о влиянии вредном влиянии ку
никотина
на
органы на
органы
дых
дыхания
Слушают
сообщ
обучающихся,
о
произошел
табак,
действует табак на о
дыхания. Рассматр
фотографии
л

курящего и некур
человека, делают вы
необходимости здор
образа жизни. Зна
называют
пр
здорового образа жи
безопасного
пове
(занятия физкультур
спортом;
отсут
вредных привычек, ч
воздух).

28 Гигиенические
1
требования
к
составу воздуха в
жилых
помещениях.
Загрязнение
атмосферы

Формирование
представлений
о
гигиенических
требованиях к составу
воздуха
в
жилых
помещениях,
о
загрязнении атмосферы

Работают с презент
«Охрана
воз
Называют,
что
находиться в воздухе
заводов, выхлопные
дым костров. Назы
причины
загряз
воздуха в атмосфе
жилых помещения
вредном
вл
запыленности
загазованности возду
организм
чел
Работают
с
табл
«Какими
дейст
человек
загря
воздух». Рисуют в те
природоохранные
рассматривают рисун
рассказывают с пом
учителя, что загрязн
что очищает воздух

29 Озеленение
1
городов, значение
зеленых
насаждений,
комнатных
растений
для
человека

30 Особенности
1
питания растений,
животных,
человека

31 Значение питания 1
для
человека.
Пища

Формирование
представлений
об
озеленении
городов,
значении
зеленых
насаждений, комнатных
растений для человека

Питание
и
пищеварение- 10 часов
Формирование
представлений
об
особенностях
питания
растений,
животных,
человека

Рассказывают о зна
зеленых насаждений
чистоты
во
необходимости озеле
городов. Рассказыва
опорой на предложе
иллюстративный мат
предложенный учите
роли комнатных расте
обеспечении
чи
воздуха
в
ж
помещениях.
руководством
уч
решают
крос
выписывают
наз
деревьев, которые са
в городе

По рисункам рассказы
об особенностях пи
растений,
живо
человека.
Назы
способы питания рас
и животных по опо
предложениям.
иллюстрациям назыв
показывают хищник
растительноядных
животных. Рассказы
об особенностях пи
человека, его значени
жизнедеятельности
организма

Формирование
Называют
про
представлений о питании растительного и живо
и
пищеварении. происхождения

растительная
и
животная. Состав
пищи

Закрепление знаний о
пищевых продуктах, и
питательных веществах.
Назначение витаминов

рисункам
,
при
помощь
уч
Выписывают в те
названия
питате
веществ (белки,
углеводы,
минеральные
Находят на рисунк
подписывают
прод
содержащие белки, ж
углеводы

32 Витамины.
1
Значение овощей и
фруктов
для
здоровья человека

Формирование
представлений
о
витаминах,
значении
овощей и фруктов для
здоровья человека

Работают со слов
выписывают в те
значение
те
«витамины». Выписы
в тетрадь по рис
название
витам
Называют по рис
продукты,
содерж
разные
вита
Рассказывают о вита
по
плану,
испо
опорные предложен
помощь учителя.

33 Органы
пищеварения

Формирование знаний об Называют по слайд
органах пищеварения
рисункам,
испо
помощь учителя, о
пищеварения:
ро

1

полость,
пищ
желудок, поджелуд
железа, печень, кише
Выполняют
задани
рабочей
те
Подчёркивают в
правильные ответы,
органы
относятся
органам
пищевар
подписывают
о
пищеварения на рисун

34 Здоровые зубы - 1
здоровое
тело.
Строение
и
значение
зубов,
уход, лечение

Формирование
представлений о строении
и
значении
зубов.
Расширение знаний о
правилах ухода за зубами,
их лечении

35 Изменение
во
рту

Формирование
представлений

пищи 1
под

Сравнивают
отмечают их различ
форме
и
функ
Составляют рассказ
плану и с опоро
предложения о пра
здорового образа жи
правильного
пи
ухода за ротовой поло
своевременным леч
зубов.
Назы
заболевания зубов, де
ротовой
по
используя помощь уч
Обводят рисунки в ра
тетради с предме
необходимыми для
за зубами

Наблюдают за опыто
об обнаружению крахм

действием слюны.
Глотание.
Изменение пищи в
желудке

изменении пищи во рту
под действием слюны,
глотании,
изменении
пищи в желудке

хлебе, в картофеле. Д
вывод под руковод
учителя, как дейс
слюна на крахмал. На
и подписывают на
желудок,
рисуют,
расположен желудо
организме
чел
дополняют предлож
что происходит с пи
желудке

в 1

Расширение
представления
о
функциях
отделов
пищеварительной
системы. Формирование
представлений
о
пищеварении
в
кишечнике

Рассказывают,
происходит с пищ
кишечнике, называю
показывают кишечни
таблице,
рисунках,
примере своего орган
используя помощь уч
Рассматривают рису
тетради,
подпис
печень,
кише
аппендикс.
Допо
предложения в тетра
изменении пищи в ор
пищеварения

37 Гигиена питания. 1
Значение
приготовления
пищи.
Нормы
питания

Формирование
представлений о гигиене
питания,
значении
приготовления пищи, о
нормах питания

Выписывают из уче
правила гигиены пи
Выполняют
задани
рабочей тетради: ч
правила гигиены пи
находят
ош
зачеркивают
нев
утверждения. Знаком
нормами
пи
составляют меню на
По слайдам знакомя
пищей народов р
стран. Рассказываю
культуре поведения
время еды.

36 Пищеварение
кишечнике.

38 Заболевания
1
пищеварительной
системы
и
их
профилактика

Формирование
представлений
заболеваниях
пищеварительной
системы
и
профилактике

Рассказывают о пра
о профилактики
заболеваний,
испо
помощь
уч
их Выполняют
задани
тетради:
подчерк
названия
заболе
органов пищеварен
предложенном
пе
рассматривают рисун
зачеркивают
прод
которые могут вы
заболевания
ор
пищеварения.
Рассказывают
доврачебной помощи
нарушениях пищевар

39 Причины
и 1
признаки пищевых
отравлений.
Влияние вредных
привычек
на
пищеварительную
систему

Формирование
представлений
о
причинах и признаках
пищевых
отравлений;
влиянии
вредных
привычек
на
пищеварительную
систему

Называют виды и при
отравлений,
необходимо делать
отравлении.
Назы
правила сбора и хра
грибов и ягод, хране
употребления
в
продуктов
пи
используя помощь уч
Под руководством уч
рассказывают
доврачебной помощи
нарушениях пищевар

40 Роль выделения в 1
процессе
жизнедеятельности
организмов.
Органы
образования
и
выделения мочи

Выделение - 3часа
Формирование
представлений об органах
образования и выделения
мочи, роли выделения в
процессе
жизнедеятельности
организма

41 Внешний
вид 1
почек,
их
расположение
в
организме
человека. Значение
выделения мочи

Формирование
представлений о внешнем
виде
почек,
их
расположении
в
организме
человека,
значении выделения мочи

Показывают на рис
органы
образовани
выделения
расположение поче
организме человека
таблице и на пр
собственного орган
Зарисовывают почк
тетради.

42 Предупреждение
почечных
заболеваний.
Профилактика
цистита

Формирование
представлений
о
почечных заболеваниях,
профилактике цистита

Рассказывают
предупреждении поч
заболеваний, профила
цистита с опорой
предложения
иллюстративный мат
предложенный учите
Рассматривают
рис
рисуют
на
разрешающие
запрещающие знаки
профилактике
поч
заболеваний.
Назы

1

Называют
о
образования и выде
мочи (почки, мочето
мочевой
пу
мочеиспускательный
канал) по рисунка
таблице, используя по
учителя. Рассказываю
плану
и
опо
предложениям
о
выделения в про
жизнедеятельности
организмов.

правила здорового о
жизни
и
безопа
поведения
43 Особенности
мужского
женского
организма

44 Биологическое
значение
размножения.
Размножение
растений,
животных,
человека

1
и

1

45 Система органов 1
размножения
человека

Размножение и развитие
- 9 часов
Формирование
Рассматривают
представлений
об иллюстрации: мужчи
особенностях
строения женщина.
Назы
мужского и женского биологическую
организма
социальную
пр
человека, в чем ее ра
для мужчины и женщ
Сравнивают мужчи
женщину по параме
внешний вид, повед
одежда,
телослож
физические
физиологические
особенности, особен
психики;
находят
называют общие чер
черты отличия

Формирование
представлений
о
биологическом значении
размножения,
размножении растений,
животных, человека

Называют виды и сп
размножения растен
животных по рисун
опорой на предложе
иллюстрации.
Отм
особенность размно
человека: чем по
клетки
отличаются
соматических;
п
каждому человеку н
знать свою родосло
Что такое наследств
информация
Формирование
Составляют рассказ
представлений о системе плану
с
опорой
органов
размножения предложения о ги
человека
юношей и девуш
подростковом возраст

46 Оплодотворение.
Беременность.
Внутриутробное
развитие

1

Формирование
представлений
об
оплодотворении,
беременности
и
внутриутробном развитии

Заполняют
таб
условия внутриутро
развития
ре
Называют
пр
здорового образа
матери
новорожде
ребенка, используя по
учителя

47 Роды.
1
Материнство.
Уход
за
новорожденным

Формирование
представлений о родах,
материнстве, уходе за
новорожденным

48 Рост и развитие 1
обучающегося

Формирование
представлений о росте и
развитии обучающегося

49 Последствия
1
ранних
половых
связей,
вред
ранней
беременности

Формирование
представлений
о
последствия
ранних
половых связей, вреде
ранней беременности

Читают в учебни
составляют
расска
родах,
матери
особенностях уход
новорожденным по пл
опорным предложени
Читают значение н
термина в словаре
такое развитие. Назы
по
рисункам
развития
обучающ
каковы
особен
развития на каждом
Дают характеристик
плану и с опоро
предложения особенн
развития
детей
подростков в шко
период. Называют усл
Составляют рассказ
плану
и
опо
предложениям
опасности
внебр
связей,
об
у
венерических
бол
отрицательной
нравственной
о
половой распущенн
необходимости

соблюдения
по
гигиены
Рассказывают
презентации о вр
влиянии
алкоголя
развитие плода ре
называют отклонен
развитии,
при
примеры
аном
Заполняют
с
воздействие
алк
наркотиков, инфекцио
и вирусных заболеван
человека. ● Назы
правила здорового о
жизни
и
безопа
поведения,
испо
помощь учителя

50 Пороки развития 1
плода
как
следствие
действия алкоголя
и
наркотиков,
воздействия
инфекционных и
вирусных
заболеваний

Формирование
представлений о пороках
развития
плода
как
следствие
действия
алкоголя и наркотиков,
воздействия
инфекционных
и
вирусных заболеваний

51 Венерические
заболевания.
СПИД.
профилактика

Формирование
Составляют рассказ
представлений
о заранее
выделе
венерических
понятиям, о половом
заболеваниях, СПИДе, их передачи
венерич
профилактике
заболеваний,
СП
Называют
пр
здорового образа ж
меры
профила
заболеваний
Покровы тела -6 часов
Формирование
Называют и показы
представлений о коже и чем покрыто тело чел
ее роли в жизни человека, из каких слоев со
значении кожи
кожа;
рассказы
используя
таблицу
помощь
учителя,
значении кожи для за
осязания,
выдел
Записывают функции
в тетрадь по за
выделенным
учи

1
Их

52 Кожа и ее роль в 1
жизни
человека.
Значение кожи

опорным предложе
Рассматривают
микроскоп или лупу
на предмет обнару
порения пота и
терморегуляции.

53 Производные
кожи: волосы
ногти

1

Рассказывают по рис
и заранее выделе
учителем понятиям
чего
нужны
чел
волосы и ногти, из
состоит волос и н
Дополняют пропуск
таблице рабочей те
виды
волос,
расположены,
функцию
выпол
Дописывают предло
о строении волос и но
Формирование
Работают со слов
представлений
о выписывают
зна
закаливании организма
термина
«закалив
используя помощь уч
Рассматривают рисун
называют
закаливания (солнечн
воздушные ванны, в
процедуры,
вла
обтирания). Называ
опорой на иллюстрати
материал,
прави
ответ в тексте ра
тетради «Требовани
закаливанию водой»

первой 1
при
и

Формирование
Записывают в те
представлений
об опираясь на текст уче
оказании первой помощи и
предлож

54 Закаливание
организма

55 Оказание
помощи
тепловом

1
и

Формирование
представлений о волосах
и
ногтях
как
видоизмененного
верхнего слоя кожи.

солнечном ударах,
термических
и
химических
ожогах,
обморожении,
поражении
электрическим
током

при
тепловом
и
солнечном
ударах,
термических
и
химических
ожогах,
обморожении, поражении
электрическим током

предложенные учи
признаки
тепловог
солнечного
у
термических и химич
ожогов,
обморож
поражения электрич
током.
Записываю
тетрадь, используя по
учителя,
виды
п
помощи при получ
травмах

56 Кожные
1
заболевания и их
профилактика

Формирование
представлений о кожных
заболеваниях
и
их
профилактике

Называют по рису
слайдам виды ко
заболеваний
(педи
чесотка, лишай, эк
используя помощь уч
называют
при
возникновения;
пр
здорового образа ж
Рассказывают о ги
кожи, правилах ухо
кожей,
профила
появления угрей по
и опорным предложе
Смотрят
видеоф
«Гигиеническая
декоративная космети
последующим
обсуждением ее влиян
здоровье человека

57 Уход за волосами 1
и
ногтями.
Гигиенические
требования
к
одежде и обуви

Формирование
представлений об уходе
за волосами и ногтями,
гигиенических
требованиях к одежде и
обуви

По рисункам рассказы
о правилах уход
волосами
и
ног
гигиеническими
требованиями к одеж
обуви. В рабочей те
заполняют пропуск
таблице: виды волос

расположены,
функцию
выпол
используя помощь уч
Вписывают пропущ
слова в текст карто
правилах ухода з

58 Значение
и 1
строение нервной
системы

Нервная система - 4часа
Формирование
представления о строении
нервной
системы,
функциях
головного,
спинного мозга и нервов

59 Гигиена
1
умственного
и
физического труда

Расширение
и
закрепление
представления о правилах
здорового образа жизни,
значении
нервной
системы
для
жизни
человека

60 Отрицательное

Формирование

1

Подписывают на рис
спинной и головной
Рассказывают,
расположены нервы,
основное их сво
Рассказывают, испо
иллюстрации и по
учителя,
о
зна
нервной
системы.
рабочей
те
дополняют схему: наз
отделов нервной сис
подписывают на ри
торса
чел
расположение головн
спинного мозга; запо
таблицу: отделы мо
функции

Называют
пр
здорового образа
(соблюдение режима
смена видов деятель
чередование работ
отдыха); рассказыва
значении сна и гигиен
по плану и опо
предложениям, назы
правила здорового о
жизни. Составляют
режим дня; записыв
тетрадь
наз
физических
упраж
для утренней зарядки
Рассказывают о пра

влияние алкоголя,
никотина,
наркотических
веществ
на
нервную систему

представлений о вреде
спиртных напитков и
курения
на
нервную
систему

здорового образа ж
называют
прив
которые
разру
нервную
си
Называют
в
специалистов:
нар
невропатолог

61 Заболевания
1
нервной системы.
Профилактика
травматизма
и
заболеваний
нервной системы

Формирование
представлений
о
заболеваниях
нервной
системы, профилактике
травматизма
и
заболеваний
нервной
системы

Выписывают в те
названия
заболе
нервной
си
(менингит,
энцеф
радикулит,
невра
Называют
болезни
описанию
приз
протекания.
Назы
правила здорового о
жизни
и
безопа
поведения;
пр
профилактики травма
и заболеваний не
системы,
испо
помощь учителя

62 Значение органов 1
чувств у животных
и человека

Органы чувств – 6 часов
Формирование
представлений о значении
органов
чувств
у
животных и человека

Называют органы ч
животных и чел
рассказывают
об
значении; какие ощущ
помогают восприни
как
пом
ориентироваться
окружающей
защищаться
неблагоприятных фак
воздействия окружа
среды.
Выписы
названия органов чув
человека в тетрад
рабочей
те

63 Орган
человека.
Строение,
функции
значение

зрения 1
и

подписывают на рис
названия органов ч
человека
Формирование
Показывают по табли
представления о строении натуре
орган
з
и функциях органа зрения Рассказывают
о
строении; показываю
называю части глаз
таблице;
Соста
рассказ
по
план
опорным предложени
значении органа зр
Подписывают на рису
рабочей тетради
органа зрения

64 Болезни органов 1
зрения,
их
профилактика.
Гигиена зрения

Формирование
представлений о болезнях
органов
зрения,
их
профилактике и гигиене

65 Орган
человека.
Строение
значение

Формирование
Показывают по табли
представления о строении натуре
орган
и значении органа слуха
Рассказывают
о
строении; показываю
называю части ух
таблице;
Соста
рассказ
по
план
опорным предложени
значении органа
Подписывают на рису
рабочей тетради
органа слуха, испо

слуха 1
и

Выписывают из учебн
тетрадь название бол
органа зрения. Записы
в тетрадь правила ги
зрения. Под руковод
учителя
про
самонаблюдения,
описывают
сост
зрения; называют пр
здорового образа жи
безопасного
повед
Называют, с пом
учителя, приемы ока
первой
помощи
повреждении глаза

слова для справок
Выписывают в те
используя
за
выделенные
учи
опорные понятия, фа
нарушения
подчеркивают
предложения
в
карточки,
ко
относятся
к
пра
гигиены
Рассматривают
рис
определяют разреша
и запрещающие
гигиены слуха. Назы
по опорным предлож
правила гигиены слух
Называют по опо
предложениям
о
осязания, обоняния и
.Под руководством уч
проводят самонаблюд
определяют, как раб
органы
ч
Рассказывают, где
расположены; какую
играют в жизни чел
Рассказывают по рис
об охране всех ор
чувств

66 Заболевания
1
органа
слуха,
предупреждение
нарушений слуха.
Гигиена

Формирование
представлений
о
заболеваниях
органа
слуха,
предупреждение
нарушений
слуха.
Гигиена

67 Органы осязания, 1
обоняния, вкуса.
Охрана
всех
органов чувств

Формирование
представления об органах
осязания,
обоняния,
вкуса.

68 Повторение
1
«Взаимосвязь
работы органов и
систем
органов
организма
человека».

Обобщение и закрепление Работают
в
гру
знания
о
строении выполняют
задани
организма
человека, рабочих тетрадях
взаимосвязи
органов,
работы организма как
единого целого

Список литературы
Основная литература для учителя

1 . ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
2 . Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой,
Москва «Владос» 2010 год.
3. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. « Биология ». Учебник для 9 класса. М.
«Просвещение» 2024
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1.Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2.Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4.« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5.Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
6.Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая
Российская энциклопедия». М. 2003
7.Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле.
Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2010
VII.Интернет-ресурсы:
А)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа
:http://school-collection.edu.ru
Б)Электронные
приложения
к
учебникам.
Режим
доступа
:http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
В)Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего
и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. МинОбр РФ


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».