Профильный труд АООП УО 7 класс

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 15:11:50 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Федоров И. А.
Приказ № 123 от «30»августа 2024
года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд»
(5-9 класс)

вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с. Новое Село
2024

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................. 15

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 18

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
составлена

на

основе

общеобразовательной

Федеральной

программы

адаптированной

обучающихся

с

основной
умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Предмет «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) входит в
образовательную область «Трудовая подготовка» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели:
Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс.
5 класс – часа 204 (6 часов в неделю);
6 класс – часа 204 (6 часов в неделю);
7 класс – часов 238 (7 часов в неделю);
8 класс – часа 272 (8 часов в неделю);
9 класс – час 231 (7 часов в неделю).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о
составляющих технологической культуры, организации производства и
труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на
3

окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и
построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, самостоятельного и
осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов,
безопасными

приемами

труда;

умениями

рациональной

организации

трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических
и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с
состоянием

здоровья,

образовательным

потенциалом,

личностными

особенностями;
-

развитие

познавательных

пространственного

интересов,

воображения,

технического

творческих,

мышления,

коммуникативных

и

организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и
использованию информации для решения практических задач в сфере
технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому
сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их
труда;

формирование

общечеловеческой

представлений

культуры,

её

роли

о
в

технологии
общественном

как

части

развитии;

формирование необходимых в повседневной производственной деятельности
качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное
дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать
на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т.
п.;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности

4

на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в
системе непрерывного профессионального образования.
. Задачи:
- развитие познавательно-трудовой активности;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и
инициативы;
- формирование знаний
практических работ;

и

умений,

необходимых

для

выполнения

-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда,
формирование
- формирование отношения к труду, как нравственной норме и источнику
средств существования.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по
учебному предмету «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд)59 классы
В результате обучения обучающиеся овладеют:
навыками

использования

распространенных

ручных

инструментов

приборов,
уважительным отношением к труду и результатам труда,
развитием основных мыслительных операций,
развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления,
коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы,
обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
5

и

Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
6

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.
Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения
несложных

конструкторских,

художественно-конструкторских

(дизай-

нерских), технологических и организационных задач.
2.1. Требования к уровню подготовки
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по
профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и
предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и
освоение социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных
нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; - развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
7

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Предметными результатами изучения курса являются:
-

действие

моделирования

и

планирования,

которые

являются

непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных
заданий по курсу;
- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном
плане;
-

развитие

творческого

знаково-символического
и

репродуктивного

и

пространственного

воображения

на

основе

мышления,
развития

способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса
его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни, умений
планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- усвоение главных понятий курса профессионально-трудового обучения;
- формирование позитивного отношения к труду;
- овладение учебными действиями и умение использовать приобретенные
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
8

информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Требования к уровню предметных результатов
5 класс
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков
Обучающиеся получит возможность познакомиться (знать):
- значение сельскохозяйственного труда в жизни человека; - породы
кроликов; - виды сельскохозяйственных культур (горох, картофель), знать их
особенности строения и агротехнические условия выращивания в местных
условиях; - - правила уборки урожая; - ранневесенний уход за садом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать сельскохозяйственную продукцию; - классифицировать цветочные
культуры; - ухаживать за кроликами; - выращивать горох, картофель в
местных условиях; - убирать урожай сельскохозяйственных культур.
6 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться (знать):
- сроки уборки картофеля; - определение почвы и пахотного слоя; - виды
местных ягодных кустарников и правила ухода за ними; - виды овощных и
полевых культур; - биологические особенности и технологию выращивания
столовых корнеплодов, лука, чеснока; - свойства и условия хранения
органических удобрений; - виды и содержания домашней птицы; - местные
породы овец и коз;
-ручной инвентарь.
9

Обучающиеся получат возможность научиться: - убирать картофель,
столовые корнеплоды и учитывать урожай; - закладывать картофель и
корнеплоды на хранение, - сортировать картофель, выращивать комнатные
растения, - определять вид органических удобрений и вносить их в почву, вскапывать почву лопатой - выращивать чеснок; - закладывать компост вести элементарный уход за домашней птицей, овцами и козами.
7 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться (знать):
- Сроки и способы уборки лука, столовых корнеплодов.
- Признаки созревания семенных зонтиков моркови и соплодий свёклы.
- Состав земляной смеси для парников и теплиц.
- Продукцию свиноводства и её значение.
- Устройство свинарника. Особенности кормления и ухода за свиньями.
- Правила ухода за основными ягодными кустарниками и плодовыми
деревьями.
- Виды минеральных удобрений. - Значение и виды зеленных овощей.
- Сроки, способы посадки капусты и уход за ней.
- Выращивание корнеплодов для получения семян.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Убирать и сортировать лук и столовые корнеплоды.
- Убирать семена моркови и свёклы.
- Подготавливать теплицу и парник к зиме.
10

- Ухаживать за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
- Выращивать капусту и ухаживать за ней.
- Выращивать зеленные овощи и редис.
- Набивать парник биотопливом.
- Подготавливать гряды для посадки.
8 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться (знать):
- уметь работать садовыми ножницами;
- ухаживать и сажать ягодные кустарники;
- вскапывать приствольный круг; - сеять капусту и ухаживать за ней;
- пикировать сеянцы томатов, ухаживать за рассадой;
- выращивать томаты; - определять основные стати коровы;
- распознавать и подготавливать корма, кормить животных.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- значение растений в природе и жизни человека;
- основные правила и инструкции по безопасности труда;
- ягодные кустарники, вредителей и болезни;
- строение плодового дерева, разновидности плодовых деревьев, способы
размножения;
- знать правила ухода за плодовыми деревьями;
- назначение парника и теплицы в овощеводстве;
11

- породы коров, способы их содержания, болезни коров, корма для коров; знать и соблюдать правила личной гигиены.
9 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться (знать):
- Устройство доильного аппарата.
Подготовка коровы к доению.
- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Знать время и правила уборки овощей.
- Правила хранения семенников и извлечение семян.
- Личная гигиена доярки (дояра).
- Тепличный грунт. Состав земляной смеси для теплиц.
- Формирование крон молодого плодового дерева. - Внешние и внутренние
ростовые почки. Обрезка на почку.
- Подготовка рассады огурцов к высадке.
- Подкормки растений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Разбирать и собирать доильный аппарат.
- Пасти телят.
- Стирать полотенца, халаты и косынки после работы в коровнике.
- Правильно обращаться при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывать, просушивать семена.
12

- Подготавливать почву в теплице для выращивания огурцов.
- Размечать места для высадки рассады, поделка лунок, обрабатывать их,
поливать.
- Подвязывать стебли растений с помощью шпагата.
- Удалять боковые побеги.
- Обрезать и укорачивать ветки плодовых деревьев.
- Промывать доильный аппарат и молокопровод после окончания дойки.
-

Пасти

коров.

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на
уроках сельскохозяйственного труда;
-знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
-знание

названий

инструментов,

необходимых

на

уроках

сельскохозяйственного труда, их устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими инструментами;
13

-знание приемов работы (разметки грядок, глубина посадки), используемые
на уроках сельскохозяйственного труда;
-анализ объёма работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-составление плана работы при посадке сельскохозяйственных культур;
-владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем;
-использование в работе подручный ручной инвентарь (лейка, ведро, секатор,
мерная лента);
-выполнение несложных работ на пришкольном участке.
Достаточный уровень:
-знание

правил

рациональной

организации

труда,

включающих

упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание о почве и ее особенностях;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими

инструментами,

соблюдение

санитарно-гигиенических

требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана
работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-осуществление

текущего

самоконтроля

выполняемых

практических

действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своего труда;
14

-установление

причинно-следственных

связей

между

выполняемыми

действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке сельскохозяйственного
инвентаря после работы.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу
включены такие формы занятий, как наблюдение, беседа, рассказ, экскурсии,
лабораторные и практические работы, уроки с использованием ИКТ и другим
наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу
прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где
выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры, имеется подсобное
хозяйство, где ребята практикуются по уходу за животными, подготовке
кормов и кормлению животных. Для проверки умений и навыков в конце
каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или
контрольных работ. При составлении программы были учтены принципы
последовательности и преемственности обучения, а также сезонность
практических работ.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО КЛАССАМ
Урок сельскохозяйственного труда в школе VIII вида является одним из
основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство
коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся,
воспитанников, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной
работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и
адаптации.

Каждый

урок

содержит

оптимальный

объем

сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в
подсобных хозяйствах. Среди уроков сельскохозяйственного труда нельзя
выделить, как это обычно происходит, в других предметах, уроки изучения
нового материала, уроки повторения (закрепления), контрольные уроки. На
любом уроке имеют место все эти элементы. Причин тому несколько. Так,
при выращивании одного растения повторение одинаковых работ с ним
15

невозможно. Необходимость на каждом уроке закрепления полученных
знаний вызвана тем, что освоение технологии выращивания новых видов
растений в последующем классе идет как развитие одних и тех же умений –
обрабатывать почву, готовить семена, высеивать их, проводить уход, убирать
урожай. Освоение новых элементов этих умений происходит на базе ранее
усвоенных, следовательно, происходит их постоянное закрепление. Вывод
будет

один:

уроки

сельскохозяйственного

труда

являются

уроками

комбинированного типа – у учащихся формируются и знания, и умения, и
навыки, идет работа над новым материалом, над закреплением изученного,
контроль за освоением учебного материала. Для успешного обучения, кроме
традиционных уроков, включаются такие формы работы, как наблюдение,
экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для
проверки умений и навыков проводится самостоятельная работа.
В программу 5 класса входят:
работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На
занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и
морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их
возделывания.

По

животноводству

овладевают

приемами

ухода

за

кроликами.
Программа 6 класса включает:
осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка
картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по
растениеводству

учащиеся

знакомятся

с

основами

овощеводства

и

полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания
столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о
свойствах

и

условиях

хранения

органических

удобрений,

способах

получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями
и индейками.
Программа 7 класса состоит:

16

из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания
капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие
элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом
грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводятся данные по агрохимии –
свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по
животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания свиней.
В 8 классе программа продолжает:
знакомить учащихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают
об овощеводстве на открытом грунте. Тема «Животноводство» знакомит их с
крупным рогатым скотом. Они осваивают приёмы работы на молочнотоварной ферме, это уборка помещений, кормление и доение коров, уход за
телятами.
Программа 9 класса направлена:
на закрепление полученных ранее знаний и навыков, является обобщающей.
Школьники повторяют материал, изученный на предыдущих этапах
трудового обучения, получают некоторые дополнительные сведения.
Учащимся предлагается восполнить пробелы по вопросам овощеводства,
садоводства и животноводства. Школьники совершенствуют практические
умения

и

навыки

по

работе

со

средствами

механизации

в

сельскохозяйственном производстве. В этот период автоматизируются ранее
приобретённые умения, формируются рабочие навыки на основе обобщения
имеющихся сведений об основных приёмах работы в сельскохозяйственном
производстве, устройстве и назначении различных инструментов, способов
посадки и выращивания садово-огородных растений, правилах содержания и
ухода за сельскохозяйственными животными. Таким образом, урок по
сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной
адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный
потенциал, но и положительно влияет на личностные свойства.

17

Тематическое планирование 5-9 класс
№ Наименование раздела

Всего часов

5 класс
1. Вводное занятие

5

2

Участие в уборке урожая овощей и картофеля

21

3

Уборка после урожайных остатков

13

4

Заготовка веточного корма для кроликов

9

5

Кролики

9

6

Содержание кроликов зимой

10

7

Ручной инвентарь для ухода за кроликами

4

8

Уход за кроликами

19

9

Корма для кроликов

18

10 Кормление кроликов

15

11 Подготовка семян гороха к посеву

12

12 Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями

15

13 Картофель

8

14 Подготовка клубней картофеля к посадке

7

15 Выращивание гороха

13

16 Посадка картофеля и уход за ним

26

Итого

204

6 класс
1. Вводное занятие

2

2. Уборка картофеля

17

3. Почва и ее обработка

13

4. Подготовка почвы

9

5. Посадка чеснока

5
18

6. Осенний уход за ягодными кустарниками

12

7. Домашняя птица

12

8. Содержание домашней птицы

14

9. Органические удобрения

5

10. Заготовка навоза

13

11. Овцы и козы

12

12. Содержание овец и коз зимой

8

13. Корм для овец и коз

15

14. Овощные культуры

15

15. Основные полевые культуры

14

16. Столовые корнеплоды

10

17. Выращивание лука и столовых корнеплодов

10

18. Выращивание столовых корнеплодов

10

19. Выращивание репчатого лука и лука-севка

8

Итого

204

7 класс
1. Вводное занятие

2

2. Уборка лука

10

3. Уборка стеблей с семенами моркови, свеклы и семенных 10
головок лука
4. Уборка столовых корнеплодов и учет урожая

13

5. Ягодные кустарники и уход за ними

15

6. Заготовка почвы для теплицы и парника

10

7. Подготовка парника к зиме

5

8. Свиноферма

8

9. Корма для свиней

10

10. Кормление откормочных свиней

12

11. Уборка свинарника

11
19

12. Минеральные удобрения

15

13. Кормление свиноматки и уход за ней

12

14. Основные плодовые деревья

15

15. Заготовка навоза для парника

10

16. Капуста

10

17. Набивка парника навозом

5

18. Посев семян капусты

10

19. Подготовка парника под рассаду

5

20. Выращивание рассады капусты

10

21. Зеленые овощи

10

22. Выращивание овощей и редиса

10

23. Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней

10

24. Выращивание редиса для получения семян

10

Итого

238

8 класс
1. Вводное

5

2. Уборка семенников редиса и укропа

15

3. Уборка капусты

15

4. Малина и смородина

18

5. Осенний уход за плодовыми деревьями

15

6. Крупный рогатый скот

12

7. Молочно-товарная ферма

9

8. Меры безопасности при уходе за крупным рогатым

10

9. Уход за коровами зимой

16

10. Корма для коровы

20

11. Подготовка кормов к скармливанию корове

12

12. Кормление сухостойной и дойной коров зимой

8

13. Ручное доение коровы и учет надоя молока

10
20

14. Первичная обработка молока и уход за молочной посудой

6

15. Защищенный грунт

10

16. Выращивание рассады томатов

18

17. Выращивание кочанного салата в теплице

10

18. Посадка черенков смородины и уход за ними

12

19. Весенний уход за молодыми посадками малины

11

20. Посадка плодового дерева

10

21. Высадка рассады томатов в открытый грунт

15

или под временное пленочное укрытие
22. Выращивание огурцов в открытом грунте

15

Итого

272

9 класс
Вводное

5

1. Уборка урожая томатов

10

2. Уборка огурцов-семенников

23

3. Уход за молодым садом

6

4. Подготовка молодого сада к зиме

47

5. Пастьба телят

15

6. Производственная санитария и личная гигиена доярки 7
(дояра)
7. Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого 20
скота
8. Устройство доильного аппарата

24

9. Кормление и раздой новотельной коровы

14

10. Уход за телятами в молочный период

16

11. Машинное доение коровы

16

12. Выращивание рассады огурцов для теплицы

18
21

13. Формирование кроны молодого плодового дерева

13

14. Выращивание огурцов в весенней теплице

11

15. Выращивание огурцов под пленочным укрытием

11

16. Машинное доение коров двумя аппаратами

4

17. Пастьба коров

4

Итого

264(231)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности 5 класс
№ Раздел, Тема урока К
тема
о
п курса
л
/
.
п
1 Вводное 1.Значение 5
занятие сельхозтруд
а в жизни
людей.
Виды работ
в
коллективн
ых
и
фермерских
хозяйствах.

2
Пришкольн
ый участок.

3
Виды
производим
ой в нём
продукции,
её
использован
ие.

Планируемые результаты
Основное
Предметны Метапред Личностн содержани
е
е УУД
метные ые УУД
УУД
знать
простейшие
правила
безопасной
работы,

действова умений
Значение
ть
при работать в сельскохозя
решении парах,
йственного
задач по умение
труда
в
ТБ,
работать в жизни
частично коллектив людей.
знать задачи принимать е,
в Виды работ,
на
1и
группах, продукция и
четверть,
сохранять слушать оплата труда
правила
цели
и собеседни в
поведения задачи
ка,
ближайших
на уроках, учебных вступать в коллективн
технику
заданий,ос диалог и ых
и
безопасност ознанно поддержи фермерских
и
реагирова вать его, хозяйствах.
ть
на использов Использован
внешний ать
ие
контроль, доступные сельхозпрод
уметь
источники укции.
частично и средства Подсобное
контролир получения сельское
овать свои информац хозяйство
действия ии
для школы.
решения Виды
коммуник производим
ативных и ой в нем
22

4.Правила
поведения
во
время
практически
х работ и
экскурсий.
5 Правила
работы на
занятиях по
сельскохозя
йственному
труду.
2 Участие 1.Значение 2
в уборке своевременн 1
урожая ой уборки
овощей овощей.
и
картофе 2 Значение
своевременн
ля
ой уборки
картофеля.
3.Правила
уборки
овощей.
4. Правила
уборки
картофеля
5 Правила
безопасност
и при работе
с
сельхозинве
нтарем
6.
Уборка
урожая.
Цель
заготовки
овощей
и
картофеля.
7
Составление

познавате продукции и
льных
ее
задач.
использован
ие.

знать
действова формиров Сельскохозя
основное
ть
при ание
йственный
назначение решении первичны труд и его
сельскохозя задач по х умений значение.
йственного ТБ,
работать в Виды
труда, знать частично парах,
хозяйств,
основные
принимать умение
производящ
виды
и
работать в их
хозяйств,
сохранять коллектив сельскохозя
знать цель цели
и е,
в йственную
уборки
задачи
группах, продукцию.
овощей,
учебных слушать Школьное
устройство заданий,ос собеседни хозяйство.
граблей,
ознанно ка,
Уборка
знать
реагирова вступать в урожая.
правила
ть
на диалог и Уборка
техники
внешний поддержи картофеля.
безопасност контроль, вать его.
и
при уметь
уборке.
частично
контролир
Знать цель овать свои
заготовки действия
овощей
и
картофеля.
Значение
своевремен
ной уборки
овощей
и
картофеля.
Правила
уборки
овощей
и
картофеля.
23

последовате
льности
работ
при
сборе
свеклы
8.Обрезка
ботвы
свеклы

Правила
безопасност
и
при
работе
сельхозинве
нтарем.

9.Сбор
свеклы
10.
Составление
последовате
льности
работ
при
сборе
моркови
11 Обрезка
ботвы
моркови
12
Сбор
моркови
13.
Составление
последовате
льности
работ
при
сборе
картофеля.
14.
Сбор
картофеля
15
Сортировка
клубней
картофеля
16
Сортировка
моркови
24

17.
Сортировка
свеклы
18. Уборка
капусты
среднеспелы
х сортов
19 Правила
складирован
ия
корнеплодо
в
на
хранение
20.
Складирова
ние
корнеплодо
в
на
хранение
21.
Сбор
картофеля
после
боронование
картофельно
го поля
3 Уборка 1.Цель
1
послеуро уборки
3
жайных ботвы
остатков картофеля.
2.Цель
уборки
ботвы
помидоров.
3.
Цель
уборки
остатков
кочерыг
капусты и
других
послеурожа
йных

Знать
Частично формиров Цель уборки
основное
принимать ание
ботвы
назначение и
первичны картофеля,
сельскохозя сохранять х умений помидоров,
йственного цели
и работать в остатков
труда, знать задачи
парах,
кочерыг
основные
учебных умение
капусты и
виды
заданий, работать в других
хозяйств,
осознанно коллектив послеурожа
знать цель реагирова е,
в йных
уборки
ть
на группах, остатков с
овощей,
внешний слушать поля.
устройство контроль, собеседни Грабли:
граблей,
уметь
ка,
назначение,
знать
частично вступать в устройство,
правила
контролир диалог и рабочая
техники
овать свои поддержи поза,
безопасност действия
техника
25

остатков
4. Грабли:
назначение,
устройство
5. Правила
работы
граблями и
техника
безопасност
и
6
Сбор
ботвы
картофеля
граблями.
7.
Практическа
я
работа.
Сбор ботвы
картофеля
граблями

и
при
уборке.
Цель
уборки
ботвы
картофеля,
помидоров,
остатков
кочерыг
капусты и
других
послеурожа
йных
остатков с
поля.
Грабли:
назначение,
устройство,
рабочая
поза,
техника
безопасност
и.

вать его.

безопасност
и. Умение
работать с
граблями.
Практическ
ие работы.
Сбор ботвы
картофеля и
помидор
граблями.
Вынос
ботвы
на
край поля.
Выдергиван
ие кочерыг
капусты из
земли
и
складывание
их на краю
поля.

8.
Сбор
ботвы
помидор
граблями.
9.
Практическа
я
работа.
Сбор ботвы
помидор
граблями.
10
Выдёргиван
ие кочерыг
капусты из
земли
11.
Практическа
я
работа..
Выдёргиван
ие кочерыг
26

капусты
земли

из

12. Вынос
растительны
х остатков с
поля
13.Повторен
ие
изученного
материала
по
теме;
«Уборка
послеурожа
йных
остатков»
4 Заготовк 1.Виды
9
а
деревьев,
веточног ветки
о корма которых
для
служат
кролико кормом
в
2.Виды
кустарников
,
ветки
которых
служат
кормом
3.Выбор
места
заготовки
веток.
4. Обломка
веток.
5.
Практическа
я
работа.
Обломка
веток.
6.
Связывание

Виды
формулир формиров Виды
деревьев и овать
ание
деревьев и
кустарников собственн первичны кустарников
для корма ые мысли, х умений ,
ветки
кроликов. высказыва работать в которых
Обломка
ть
и парах,
могут
веток,
обосновыв умение
служить
связывание ать свою работать в кормом для
их в пучки и точку
коллектив кроликов.
зрения;
веники.
е,
в Выбор места
Укладка
группах, для
веток
в строить
слушать заготовки
хранилище. небольши собеседни веток.
е
ка,
монологи вступать в
ческие
диалог и
высказыва поддержи
ния,
вать его,
использов
ать
доступные
источники
и средства
получения
информац
ии
для
решения
коммуник
ативных и
познавате
27

веток
пучки

в

льных
задач.

7.Связывани
е веток в
веники.
8 Укладка
веток
в
хранилище
9.
Самостоятел
ьная работа
–заготовка
веток
и
укладка на
хранение
5 Самосто 1. Вводное 9
ятельная занятие
работа – Кролики –
заготовк домашние
а веток и животные
укладка
2. Внешнее
на
хранение строение
кролика.
3.Особеннос
ти кроликов.
4
Разведение
кроликов в
домашних
условиях.
5. Породы
кроликов
6.Породы
кроликов,
разводимые
в местных
хозяйствах
7
Содержание

Внешнее
формиров желание Кролики –
строение
ание
частично домашние
кролика.
первичны принимать животные.
Назначение х умений и
Знать
кролика.
работать в сохранять внешнее
Особенност парах,
цели
и строение
и кроликов. умение
задачи
кроликов и
Породы
работать в учебных продукцию
кроликов. коллектив заданий, кролиководс
Содержание е,
в осознанно тва;
кроликов. группах, реагирова особенности
Болезни
слушать ть
на и
породы
кроликов. собеседни внешний кроликов.
Устройство ка,
контроль, Знать
крольчатни вступать в уметь
способы
ка. Корма диалог и частично содержания
для
поддержи контролир кроликов и
кроликов. вать его. овать свои устройство
действия, кроличьей
клетки
приобрета
ть новые
знания,
умения,
совершенс
твовать
имеющиес
я.
28

кроликов
зимой
8
Содержание
кроликов
летом
9
Устройство
крольчатник
а
в
домашних
условиях
6 Содержа 1
1
ние
Особенност 0
кролико и ухода за
в зимой кроликами
во
время
зимнего
содержания
2.Особеннос
ти
кормления
кроликов
зимой
3. Правила
ухода
за
кроликами в
зимний
период.
4. Проверка
остекления
окон,
уплотнения
дверей,
мелкий
ремонт
помещения.

Знать
о формиров желание Устройстве
устройстве ание
приобрета крольчатник
крольчатни первичны ть новые а
в
ка
и х умений знания,
домашних и
подсобном работать в умения,
подсобном
помещении. парах,
совершенс помещении.
Знать
умение
твовать
Особенност
особенност работать в имеющиес и ухода .
и ухода и коллектив я,
Подготовка
уметь
е,
в
корма.
осоз Правила
ухаживать группах, •
за
слушать навать
раздачи
кроликами. собеседни свои
корма при
трудности кормлении
Уметь
ка,
чистить
вступать в и
кроликов.
клетки
от диалог и стремитьс
остатков
поддержи я к их
корма,
вать его. преодолен
ию,
уметь
подготавлив
ать корма.
Знать
правила и
уметь
раздавать
корма при
кормлении
кроликов.

5. Правила
поведения в
крольчатник
29

е
6.
Клетки
для
кроликов:
устройство,
расположен
ие
в
крольчатник
е.
7.
Клетки
для самцов,
самок,
молодняка.
8.
Подсобное
помещение
для
хранения
корма.
9.
Подготовка
корма
к
потреблени
ю.
10. Чистотазалог
здоровья
кроликов.
Уборка
помещения
и клеток.
7 Ручной 1.Ручной
4
инвентар инвентарь
ь
для для ухода за
ухода за кроликами
кролика
2.Использов
ми
ание
инвентаря
3. Ведро или
тачка
для

изготавлива совместно Способств Ручной
ть мётла и с
овать
с инвентарь
веники из учителем помощью для ухода за
веток
и действова вопросов кроликами:
лозы
для ть
при добывать виды
ухода
за решении недостаю (скребки,
кроликами, задач по щую
мотыжки на
использован ТБ,
информац коротких
ие ручного частично ию,
ручках,
инвентаря принимать сравниват совки,
(скребки,
и
ь разные лопаты,
30

выноса
навоза.

мотыжки на сохранять точки
метлы
и
коротких
цели
и мнения, веники),
ручках,
задачи
умение
назначение,
4.
совки,
учебных аргументи приёмы
Изготовлени
лопаты,
заданий, ровать
работы.
е мётел и
метлы
и осознанно свои
веников из
веники) по реагирова ответы.
веток и лозы
назначению ть
на
для ухода за
.
внешний
кроликами
контроль,
уметь
частично
контролир
овать свои
действия
8 Уход за 1.Устройств 1 планирован формиров развитие Уход
за
кролика о
ание
трудолюб кроликами.
9 ие
ми
крольчатник
технологиче первичны ия
и Правила
а
в
ского
х умений ответстве поведения в
домашних
процесса и работать в нности за крольчатник
условиях
процесса
парах,
результат е.
Уметь
труда;
умение
ы
своей чистить
2.
подбор
работать в деятельно клетки
от
Устройство
материалов коллектив сти;
остатков
крольчатник
с
учётом е,
в выражени корма.
а
в
характера группах, е желания
кроликовод
объекта
слушать учиться
ческих
труда
и собеседни для
хозяйствах
технологии; ка,
удовлетво
подбор
вступать в рения
3.Необходи
инструмент диалог и перспекти
мость
ов,
поддержи вных
поддержани
приспособл вать его потребнос
я чистоты в
ений и оботей;
крольчатник
рудования с
е и клетках.
учётом
требований
3.Недопусти
технологии
мость
сквозняков в
крольчатник
е
4. Уход за
взрослыми
кроликами
31

5. Уход за
молодняком
6.
Чистка
кормушек и
поилок.
7.
Смена
воды
для
кроликов
8
Чистка
клеток
9.
Практическа
я
работа.
Чистка
клеток
10. Чистка
кормушек.
11
Практическа
я
работа.
Чистка
кормушек.
12.Чистка
поилок
13.
Практическа
я
работа.
Чистка
поилок
14 Чистка
поддонов
15.
Практическа
я
работа.
Чистка
поддонов
16.

Чистка
32

крольчатник
а
17.
Практическа
я
работа.
Чистка
крольчатник
а
18. Уход за
животными.
19. Уборка
всего
помещения.
Удаление
навоза
и
остатков
корма
из
крольчатник
а.
9 Корма 1
совместно Ответстве Корма
и
1 знать,
для
Кормление 8 назначение с
нное
минеральны
кролико кроликов.
кролика,
учителем отношени е
добавки
в
основные
действова я
к для
2
Виды
корма, знать ть
при учению, кроликов,
кормов
в
основные
решении готовност уметь
зависимости
правила
задач по ь
и подготавлив
от сезона.
ухода
ТБ,
способнос ать корма.
частично ть
Уметь
3 Корма для
принимать обучающи определять
кроликов.
и
хся
к качество
Виды.
сохранять саморазви корма
по
Зерно.
цели
и тию
и внешнему
задачи
самообраз виду.
4 Корма для
учебных ованию на
кроликов.
заданий, основе
Виды.
осознанно мотиваци
Морковь
реагирова и
к
ть
на обучению
5 Корма для
внешний и
кроликов.
контроль, познанию;
Виды.
уметь
овладение
Кормовая
частично элементам
свекла.
контролир и
овать свои организац
33

6 Корма для
кроликов.
Виды.
Картофель.
7 Корма для
кроликов.
Виды.
Кабачки и
тыквы

действия

ии
умственно
го
и
физическо
го труда;

8 Качество
корма.
9
Подготовка
корма.
10.Повышен
ие
питательнос
ти
в
процессе
подготовки
к
скармливан
ию.
11 Хранение
корма
12
Определени
е качества
по
внешнему
виду.
13
Сравнение
кормов по
питательнос
ти
14.Хранение
корма.
Практическа
34

я работа
15
Подготовка
кормов
к
скармливан
ию во время
дневной
раздачи.
16
Кормление
кроликов на
ночь. Смена
воды
при
каждом
кормлении
17
Кормление
кроликов на
ночь. Смена
воды
при
каждом
кормлении
18.Повторен
ие
пройденног
о материала.
«Корма для
кроликов»
1 Кормлен 1
1
0 ие
Количество 5
кролико каждого
в
вида корма,
необходимо
го кроликам
разных
возрастов
для
нормальног
о развития.
2 Кратность
кормления

Формирова совместно уметь
Корма,
ние умения с
частично необходимы
составлять учителем контролир е кроликам
рацион
действова овать свои разных
кормления ть
при действия возрастов
животных, решении
для
рассчитыват задач по
нормальног
о развития.
ь дневной, ТБ,
утренний и частично
Уметь
ночной
принимать
определять
рацион.
и
количество
Осуществле сохранять
каждого
ние
цели
и
вида корма,
правильног задачи
необходимо
о ухода за учебных
35

кроликов
3
Режим
кормления
кроликов
4
Режим
кормления
кроликов и
его
соблюдение
5
Составление
графика,
кормление
кроликов
6 Указание
количества
каждого
вида корма
для
взрослых
кроликов

животными. заданий,
осознанно
реагирова
ть
на
внешний
контроль,
уметь
частично
контролир
овать свои
действия

го кроликам
разных
возрастов
для
нормальног
о развития.
Уметь
кормить
кроликов.
Подготавлив
ать
корнеплоды
к
скармливан
ию во время
утренней,
дневной и
ночной
раздачи
измельчать
и смешивать
с зерновым
кормом.

7 Указание
количества
каждого
вида корма
молодняка
8 Суточная
норма
каждого
вида корма.
9
Практическа
я
работа
Взвешивани
е
и
отмеривани
е суточной
нормы
каждого
вида корма.
36

10
Подготовка
корнеплодо
в
к
скармливан
ию во время
дневной
раздачи
(измельчени
е
и
смешивание
с зерновым
кормом).
11 Питьевой
режим при
кормлении
12. Рацион
кормления
на ночь
13 Утреннее
кормление.
Его
особенности
.
14.
Подготовка
кормов
к
скармливан
ию во время
дневной
раздачи
15.
Практическа
я
работа.
Составление
графика
кормления
кроликов
1 Подгото 1 Строение 1 Знать
1 вка
растения
2 строение
гороха
семян
гороха,
гороха к
особенност

совместно
с
учителем
действова

организац
ия
рабочего
места,

Строение
гороха, его
особенности
,
37

посеву

2Особеннос
ти растения
гороха.
3
Использова
ние гороха
для питания
человека
4
Использова
ние гороха
для питания
животных
5 Всхожесть
семян
6Проверка
семян
на
всхожесть,
как
необходима
я
подготовка
к посеву.

и растения, ть
при выполнен назначение.
назначение, решении ие правил Полготовка
последовате задач по техники семян
к
льность
ТБ,
безопасно посадке
и
подготовки частично сти,
уход
за
семян
к принимать выполнен всходами.
посадке
и
ие
Уметь
сохранять практичес
определять цели
и кой части,
всхожесть задачи
оценка
семян, знать учебных качества
основные
заданий, выполнен
операции по осознанно ной
уходу
за реагирова работы,
всходами
ть
на уборка
гороха.
внешний рабочего
Поддержива контроль, места
ть
уметь
оптимальну частично
ю
контролир
влажность в овать свои
камере
и действия
наблюдать
за
прорастание
м
семян
гороха.

7
Оборудован
ие
для
проверки
всхожести
8
Подготовка
семян
гороха
к
посеву
9 Условия,
необходимы
е
для
прорастания
семян
10
Подготовка
38

почвы
посева
гороха

для

11
Посев
семян
12 Уход за
посевами
гороха
1 Зимний 1 Плодовые 1 Знать
знать
планирова Виды
деревья
2 и
плодовых
5 особенност правила ние
ранневес
и зимовки ухода за учебного деревьев.
2.
Работы
в
енний
плодовоправила сотруднич Особенност
зимнем
саду
уход за
ягодных
ухода за ества
с и зимовки
плодовы
растений.
плодово- учителем плодово3
Вред,
ми
Уметь
ягодными и
ягодных
который
деревьям
отаптывать растениям сверстник растений.
наносят
и
и
и,
знать ами
– Меры
грызуны
отряхивать технологи определен борьбы
с
плодовым
снег. Знать ческую
ие цели, грызунами в
деревьям
меры
последова функций зимний
и
против
тельность участнико ранневесенн
4Меры
грызунов
работ.
в,
ий период
борьбы
с
плодовых
способов Правила
грызунами в
деревьев.
взаимодей ухода
за
конце зимы
Знать
ствия
плодовыми
правила
деревьями в
5 Меры в
поведения
зимний
и
начале
школьников
ранневесенн
весны
в
ий периоды.
против
подсобном
грызунов
хозяйстве.
плодовых
Ухаживать
деревьев
за
кроликами.
6
Определять
Отаптывани
объем
е
снега
кормов
и
вокруг
кормление
стволов
животных.
плодовых
Деревьев
7.Практичес
кая работа.
Отаптывани
39

е
снега
вокруг
стволов
плодовых
Деревьев
8
Сад
ранней
весной
9
Работы
весной
в
саду
10.
Удаление
засохших
веток
и
больных
побегов
11
Подготовка
стволов
к
побелке
12
Практическа
я
работа.
Побелка
стволов
деревьев
13
Инвентарь
для работы
в саду
14
Обработка
приствольн
ых кругов
15
Повторение
по
теме
Зимний
и
40

ранневесенн
ий уход за
плодовыми
деревьями.
1 Картофе 1.Строение 8 Знать
совместно уметь
Особенност
3 ль
растения
строение
с
выращива и растения
картофеля.
надземной и учителем ть
картофеля. :
подземной действова картофель строение
2.
части,
ть
при ,
растения
Особенност
состав
решении сортирова картофеля,
и растения
картофеля; задач по ть семена его
картофеля
использован ТБ,
картофеля особенности
ие
частично , сажать ,
3
картофеля. принимать картофель использован
Использова
и
,
ие, этапы и
ние
сохранять ухаживать правила
картофеля
цели
и за
подготовки
задачи
посевами, клубней
4
Состав
учебных уметь
картофеля к
клубня
заданий, отличить посадке,
картофеля
осознанно картофель подготовки
реагирова от других почвы для
5 Условия
ть
на растений, его посадки,
для
внешний бороться с способы
получения
контроль, вредителя посадки
хорошего
уметь
ми
картофеля,
урожая
частично
этапы ухода
картофеля
контролир
за
овать свои
картофелем,
6
действия
названия
Определени
вредителей
е верхушки
и болезней
клубня.
картофеля.
7.
Сорта
картофеля
8
Использова
ние
картофеля
1 Подгото 1.Условия, 7
4 вка
необходимы
клубней е
для
картофел хорошего
я
к урожая
посадке

Уметь
формиров развитие Особенност
различать ание
трудолюб и
клубни по представл ия
и подготовки
форме,
ений
у ответстве клубней
величине, обучающи нности за картофеля к
окраске,
хся
об результат посадке.
41

картофеля
2.
Подготовка
клубней
картофеля к
посадке
3
Подготовка
клубней
картофеля к
посадке
\проращива
ние \
4
Требование
к клубням,
предназначе
нным
для
посадки.

кожуры и этапах по ы
своей
мякоти.
уходу за деятельно
Знать
картофеле сти;
приёмы
м
выражени
подготовки способами е желания
картофеля к посадки учиться
посадке.
картофеля для
Сортировка ,
их удовлетво
клубней и характери рения
раскладыва стикой,
перспекти
ние
для общими вных
проращиван правилами потребнос
ия
посадки тей
картофеля
,
названиям
и
с/х
машин,
применяе
мых для
посадки.

5 Признаки
здоровых
клубней
6 Признаки
больных
клубней
7
Отбор
семенного
картофеля
1 Выращи 1.Строение 1 Знать
совместно Иметь
Знакомство
5 вание
растения – 3 строение
с
представл со
гороха горох.
гороха;
учителем ения о об строением
условия для действова этапах
растения
2. Условия
получения ть
при подготовк гороха,
для
хорошего
решении и почвы составление
получения
урожая
и задач по под посев алгоритма
хорошего
определени ТБ,
гороха и выращивани
урожая
е
частично способах я растения
гороха
повреждённ принимать и
гороха.Позн
ых
и
правилах акомить
3Подготовк
вредителям сохранять посева
обучающихс
а
семян
и семян и цели
и гороха на я
с
42

гороха
посеву.

к

4
Практическа
я
работа.
Подготовка
семян
гороха
к
посеву.
5 Отделение
повреждённ
ых
вредителями
семян
и
взвешивани
е
6
Намачивани
е семян
7
Сроки
посева
гороха.
8
Подготовка
почвы под
посев
гороха
9.
Практическа
я
работа.
Подготовка
почвы под
посев
гороха

взвешивани задачи
небольши правилами
е
гороха. учебных х участках ухода
за
Уметь
заданий, и больших посевами и
подготавлив осознанно полях.
уборки
ать семена реагирова знать
урожая
гороха
к ть
на строение гороха.
посеву,
внешний гороха,
делать
контроль, особеннос
разметку
уметь
ти
рядков для частично растения,
посева
контролир назначени
гороха
с овать свои е,
помощью действии, последова
верёвки и формиров тельность
колышков. ание
подготовк
первичны и семян к
х умений посадке
работать в
уметь
парах,
проращив
умение
работать в ать семена
коллектив фасоли,
е,
в сортирова
группах, ть семена
слушать фасоли,
собеседни сажать
фасоль,
ка,
вступать в ухаживать
диалог и за
поддержи посевами,
вать его. уметь
отличить
фасоль от
других
растений

10 Уход за
растениями
гороха.
11. Посадка
гороха.
43

12.
Практическа
я
работа.
Посадка
гороха.
13 Уход за
посевами
гороха.
1 Посадка 1.
2
6 картофел Подготовка 6
я и уход клубней
за ним картофеля к
посадке
2.
Практическа
я
работа.
Подготовка
клубней
картофеля к
посадке
3.
Подготовка
м почвы для
посадки
картофеля
4. Правила
подготовки
почвы для
посадки
картофеля.
5.
Этапы
подготовки
почвы
6
Практическа
я
работа.
Подготовка
почвы
к
посадке
картофеля

выполнять Ориентир Расширит Строение
правильную оваться в ь
растения
посадку
своей
представл картофеля,
растений
системе
ения
его
(густота
знаний:
обучающи особенности
посадки,
отличать хся
о,
крупные
новое от названии использован
семена
уже
ручных
ие, этапы и
высевают
известног орудий и правила
по одному, о
с инвентаря подготовки
стараясь
помощью ,
клубней
расположит учителя. применяе картофеля к
ь
их
мых для посадке,
Добывать
равномерно,
обработки подготовки
новые
слегка
почвы, их почвы для
знания:
вдавливают,
назначени его посадки,
находить
чтобы
и,
способы
ответы
на
обеспечить
познакоми посадки
вопросы,
хороший
ть
с картофеля,
используя
контакт
с
правилами этапы ухода
учебник,
почвой.
работы
за
свой
провести
мотыгой. картофелем,
жизненны
фенологиче
названия
й
опыт
и
ские
вредителей
информац
наблюдения
и болезней
ию,
,
картофеля
полученну
использоват
ю
на
ь
органически уроке.
е удобрения
с
учетом Перерабат
требований ывать
безопасного полученну
ю
труда,
информац
охраны
здоровья и ию: делать
окружающе выводы в
результате
й среды
44

7 Условия
для
выращивани
я
доброкачест
венных
клубней.
8Закладка
клубней
картофеля
на
проращиван
ие
9Сроки
посадки
картофеля.

совместно
й работы
всего
класса.
Наблюдат
ь
под
руководст
вом
взрослого
за
предметам
и
и
явлениями
окружаю
щей
действите
льности.

10Способы
посадки
картофеля
11. Способы
посадки
картофеля
по ширине
междурядий
.
12 Способы
посадки
картофеля:
расстояние в
рядках).
13Правила
посадки
картофеля.
14Соблюден
ие техники
безопасност
и
при
посадке
картофеля
15
Особенност
45

и развития
колорадског
о жука.
16Борьба с
колорадски
м жуком.
17Посадка
картофеля
18Практиче
ская работа
Посадка
картофеля
19. Уход за
картофелем
20
Практическа
я
работа.
Уход
за
картофелем
21
Вредители и
болезни
картофеля
22Вредител
и картофеля.
Меры
борьбы.
23 Болезни
картофеля.
Меры
профилакти
ки
24 Болезни
картофеля.
Меры
борьбы
с
болезнями
картофеля.
25
46

Первичные
работы
необходимы
е
для
хорошего
урожая
картофеля
26
Итоговый
урок
по
разделу:
«Картофель
».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности 9 класс
9 класс
Вводное

5

1.

Уборка урожая томатов

10

2.

Уборка огурцов-семенников

23

3.

Уход за молодым садом

6

4.

Подготовка молодого сада к зиме

47-19=28

5.

Производственная санитария и личная гигиена доярки 7
(дояра)

6.

Выращивание

откормочного

молодняка

крупного 20

рогатого скота
7.

Устройство доильного аппарата

24

8.

Кормление и раздой новотельной коровы

14

10.

Уход за телятами в молочный период

16

9.

Машинное доение коровы.

16+4=20

Машинное доение коров двумя аппаратами
47

11.

Выращивание рассады огурцов для теплицы

18

12.

Формирование кроны молодого плодового дерева

13

13.

Выращивание огурцов в весенней теплице

11

14.

Выращивание огурцов под пленочным укрытием

11

Пастьба коров и телят.

19=4+16

15.

Итого:

231(33Х7)

№ п/п Раздел, Тема
тема
урока
курса

К Планируемые результаты
Основное
о Предметн Метапре Личност содержан
л ые УУД дметные ные
ие
.
УУД
УУД
действов умений Значение
Вводное 1.Значение 5 знать
простейши ать при работать сельскохозя
занятие сельхозтру
да в жизни е правила решении в парах, йственного
людей.
безопасно задач по умение труда
в
й работы, ТБ,
Виды
работать жизни
работ
в
частично в
людей.
знать
коллективн
принимат коллекти Виды работ,
ых
и задачи на 1 ь
и ве,
в продукция
четверть, сохранят группах, и
фермерски
оплата
правила
х
ь цели и слушать труда
в
хозяйствах. поведения задачи
собеседн ближайших
на уроках, учебных ика,
коллективн
технику
заданий, вступать ых
и
безопаснос осознанн в диалог фермерских
2
ти
о
и
хозяйствах.
Пришколь
реагиров поддерж Использова
ный
ать
на ивать
ние
участок.
внешний его,
сельхозпрод
контроль использо укции.
, уметь вать
Подсобное
48

частично
контроли
ровать
свои
действия

3
Виды
производи
мой в нём
продукции,
её
использова
ние.
4.Правила
поведения
во время
практическ
их работ и
экскурсий.
5 Правила
работы на
занятиях
по
сельскохоз
яйственно
му труду.
1

Уборке
томатов
.

П.1

П.2

информа сельское
ции для хозяйство
решения школы.
доступны Виды
е
производим
источник ой в нем
и
и продукции
средства и
ее
получени использован
я
ие.
коммуни
кативных
и
познават
ельных
задач.

1
0

Действов Практиче Сельскохоз
ать при ская
яйственный
уборке
работа по труд и его
томата
уборке значение.
соблюдая томата. Практичес
ТБ.
кая работа
№1. Уборка
томата
и
учет
урожая.
Знать
Формиро
2.
5 особеннос Сохранят вание
Получение
ти
ь цели и первичн
семян
получения задачи
ых
ПР№2
томата.
семян
учебных умений Уборка
томата и заданий, работать плодов
их
осознанн в парах, томата для
хранение. о
умение получения
1.Уборка
томата.

Знать
5 строение
томата.

49

реагиров работать семян.
ать
на в
внешний коллекти ПР№3
контроль ве,
в Выделение
из
, уметь группах, семян
частично слушать плодов
контроли собеседн томата.
ровать
ика,
свои
вступать
действия. в диалог
и
поддерж
ивать
его.
2

Уборка
семенни
ковогурцов.
П.3

П.4

2
3
1.
Знать
Осознанн Формиро ПР№4
Получение 4 основное о
вание
Уборка
семян
назначение реагиров первичн семенников
огурца.
огурца.
сельскохоз ать
на ых
яйственног внешний умений
о
труда, контроль работать
знать цель , уметь на
№5
уборки
частично участке, ПР
овощей,
контроли умение Выделение
из
устройство ровать
работать семян
семенников
сельхоз
свои
в
инвентаря, действия коллекти огурца.
знать
Частично ве,
в
правила
принимат группах,
техники
ь
и слушать
безопаснос сохранят собеседн
ти
при ь семена. ика,
уборке.
вступать
в диалог
и
поддерж
Знать
ивать
2.Сорта и 4 сорта
и Цели и его.
гибриды
гибриды задачи
посадки
огурца для огурцов
огурцов Умение
защищенно для
го грунта.
выращива и
работать
гибридов
ния
в
в парах,
в
умение
50

теплице.

П.5

3.Выращив 4
ание
огурца
в Уметь
выращиват
зимних
ь рассаду,
теплицах.
высаживат
ь рассаду и
ухаживать
за
рассадой.

теплицах
и
парниках
.

работать
в
коллекти
ве,
в
группах,
слушать
собеседн
ика,
вступать
в диалог
и
поддерж
ивать
его.

ПР№
6
Подготовка
Осознанн
теплицы к
4.Малообъ
о
новому
ёмная
реагиров
Знать
Использо сезону
технология
на
приемы и ать
вать
выращиван
выращиван
внешний
способы
информа ия овощей.
ия огурца в малообъём контроль
ции для
зимних
, уметь
ного
решения
теплицах.
выращива частично доступны
ния огурца контроли е
в зимних ровать
источник
теплицах. свои
и
и
действий
средства
.
получени
я
коммуни
кативных
4
5.Весенние
и
теплицы и Знать виды Осознанн познават
их
ельных
теплиц и о
использова
уметь
реагиров задач.
ние
к подготавл ать
на
новому
ивать
внешний
сезону.
теплицу к контроль
3 новому
, уметь
6.
сезону.
частично
Вредители
контроли
и болезни Знать
ровать
Умение
растений
болезни
свои
слушать
огурца
огурцов и действия.
собеседн
защищенно меры
ика,
4

П.6

П.7

П.10

51

м грунте.

3

Уход за
молоды
м садом.

борьбы
ними.

с

вступать
в диалог
и
поддерж
ивать
его.

6

1.Проверка 2 Осмотр
Формули Формиро ПР
№7
состояния
молодых ровать
вание
Замена
молодых
плодовых собствен первичн погибщих
посадок
деревьев и ные
ых
молодых
плодовых
кустарник мысли, умений деревьев
деревьев.
ов,
высказыв работать новыми
ать
и в парах, саженцами.
обосновы умение
вать
работать
свою
в
точку
коллекти
зрения; ве,
в
группах,
слушать
собеседн
4
ика,
вступать
2.Уход за Уметь
Строить
П.13.
молодым
обрабатыв небольш в диалог ПР№8.Обра
и
плодонося
ать почву, ие
ботка почвы
поддерж
щим садом
вносить
в
монологи ивать
удобрения, ческие
приствольн
его,
поливать. высказыв
ых кругах и
использо полив
ания.
вать
молодых
доступны деревьев.
е
источник
и
и
средства
получени
я
информа
2
Подгото
ции для
8
вка
решения
молодог
коммуни
П.12.

4

52

о сада к
зиме.
П.14.

П.15.

П.16.

кативных
и
познават
ельных
1.Подготов 8 Знать
ПР№9
задач.
ка
вредителей
Формиро Обвязка
молодого
молодого
штампов
вание
сада
к сада и как
первичн молодых
зиме.
защитить
плодовых
ых
молодые
умений деревьев
деревья от
работать толем.
грызунов и
Запомнит в парах,
солнечных
ь правила умение
ожогов.
безопасн работать
в
ой
Знать
работы коллекти
способы
ве,
в
обрезки, секаторо группах,
м
время
слушать
проведени
собеседн
я обрезки
ика,
и
вступать
использова
в диалог
2.Обрезка 1 ние
и
плодовых 0 инструмен
поддерж
тов
для Осознанн ивать
деревьев.
Правила ТБ
обрезки
о
его,
плодовых реагиров
деревьев. ать
на
внешний
Знать
контроль
разнообраз , уметь
ие
форм частично
кроны,
контроли
правила
ровать
формирова свои
ния кроны. действия
3.Формиро
вание
кроны
1
молодого
0
плодового
дерева.

53

5

7
Произво
дственн
ая
санитар
ия
и
личная
гигиена 1.Зоогигие 3
доярки( нические
дояра). требования
к условиям
содержани
П.17
я коров.

П.18.

Знать
Совместн Способст Знать
зоологичес о
с вовать с Зоогигиени
кие
учителем помощью ческие
требовани действов вопросов требования
я к участку ать при добывать к условиям
под ферму, решении недостаю содержания
коров.
требовани задач по щую
я
к СГТ,
информа
коровника частично цию,
м, к воде и принимат сравнива
корму для ь
и ть разные
животных. сохранят точки
ь цели и мнения,
2. Правила Уметь
задачи
умение
производст 2 поддержив
Уметь
учебных аргумент
венной
поддержива
ать
заданий, ировать
санитарии.
ть чистоту в
чистоту в осознанн свои
коровниках,
коровника о
ответы.
предупрежд
х.
реагиров
ать
ать
на
заболевания
Знать
о внешний
и
знать
выполнени контроль
требования
и
, уметь
гигиены
требовани частично
кормления
й гигиены контроли
животных.
кормления ровать
и
свои
соблюдени действия
я
распорядка
дня. Уметь
предупреж
дать
заболевани
я
54

П.19

6

3. Личная
гигиена
работников 2
молочной
фермы .

животных.
Знать
правила
личной
гигиены
работнико
в
молочной
фермы,
уход
за
руками
доярки.

Знать
личную
гигиену
доярки
и
уход за ее
руками.

20
Выращ
ивание
откормо
чного
молодня
ка
крупног
о
рогатог
о скота. 1.Выращи 8
вание
П.25.
телок для
ремонта
стада.

П.26.

2.Откорм
молодняк
а
крупного
рогатого
скота.

Знать
о Формиро Развитие Подготавли
содержани вание
трудолю вать корма
и
первичн бия
ик
ремонтных ых
ответстве скармливан
телок,
умений нности за ию
во
кормлении работать результат время
тёлок
и в парах, ы своей утренней,
уходе
за умение деятельн дневной и
ними.
работать ости;
вечерней
в
выражен раздачи.
Знать об коллекти ие
откорме
ве,
в желания ПР№10
молодняка, группах, учиться
Уборка
содержани слушать для
,
собеседн удовлетв помещения
кормлении ика,
орения и
бычков на вступать перспект выгульного
двора для
откорме и в диалог ивных
уход
за и
потребно бычков на
откорме.
ними.
поддерж стей;
ивать его
12
ПР№11
Подготовка
кормов
к
скармливан
55

ию бычков
на откорме.

7

Механи
2
4
зация
доения
коров.
Устройс
тво
доильно
го
1.Сведения
аппарат
о
6
а.
доильных
аппаратах.
П.27.

П.28.

П.29.

Знать,
Совместн Ответств Выполнить
задание.
устройство о
с енное
и принцип учителем отношен
действия действов ия
к
доильной ать при учению,
установки, решении готовнос
станционн задач по ть
и
ые
и ТБ,
способно
передвижн частично сть
ые
принимат обучающ
доильные ь
и ихся
к
установки. сохранят саморазв
ь цели и итию и
2.Устройст 6
Знать
задачи
самообра
во
и
устройство учебных зованию Выполнить
принцип
доильного заданий, на основе задания
действия
аппарата:д осознанн мотиваци
доильного
оильное
о
и
к
аппарата.
ведро,пуль реагиров обучени
сатор,колл ать
на ю
и
ектор,доил внешний познани
ьный
контроль ю;
стакан
и , уметь овладени
принцип частично е
действия контроли элемента
доильного ровать
ми
аппарата. свои
организа
действия ции
умственн
ого
и
Знать
физическ
3.Разборка
последоват
ого
и
сборка ельность
56

доильного 1 разборки и
аппарата 2 разборки
доильного
аппарата.

труда;

ПР№12
Разборка и
сборка
пульсатора
доильного
аппарата
«волга»
ПР№13
Разборка и
сборка
коллектора
доильного
аппарата
«Волга»
ПР№14
Разборка и
сборка
доильного
стакана
аппарата
«Волга»

57

8

1.Ко Кормление и1раздой новотельной коровы
4
рмле

14

ние

Знать
Совместн Ответств Ответить
на вопросы.
содержани о
с енное
е
и учителем отношен
кормление действов ия
к
коров.
ать при учению,
решении готовнос
задач по ть
и
ТБ,
способно
частично сть
принимат обучающ
коровы
ь
и ихся
к
П.20.
сохранят саморазв
ь цели и итию и
задачи
самообра
учебных зованию
заданий, на основе
осознанн мотиваци
2.
П.21.
и
к
2. Уметь о
Содержани
8 раздаивать реагиров обучени ПР№
15
е
и
на ю
и Раздой
и
знать ать
кормление
суточный внешний познани новотельно
новотельн
й коровы.
ых коров рацион для контроль ю;
новотельн , уметь овладени
при раздое.
ых коров частично е
контроли элемента
при
ровать
ми
раздое.
свои
организа
действия ции
умственн
ого
и
физическ
ого
1.Содержа
ние
и6
и
кормление
разд
коров
перед
ой
отёлом и в
новоте первые дни
после него.
льной

58

9

2
0

Знать
Совместн Ответств ПР№16
правила
о
с енное
Проведение
машинног учителем отношен машинного
о доения действов ия
к доения
коров,
ать при учению, коров
со
подготовка решении готовнос сбором
к работе и задач по ть
и молока
в
проведени ТБ,
способно доильное
Машин
ведро.
е доения, частично сть
уход
за принимат обучающ
ное
доильным ь
и ихся
к
доение
аппаратом. сохранят саморазв
ь цели и итию и
коров.
задачи
самообра
учебных зованию
Усвоить
заданий, на основе
П.30.
2.Машинн
ПР№17
доение
осознанн мотиваци
ое доение 8 коров
Проведение
о
и
к
коров
машинного
двумя
реагиров обучени
двумя
доения
доильным ать
на ю
и
доильными
двумя
и
внешний
познани
аппаратам
доильными
аппаратам контроль ю;
и.
аппаратами.
и
, уметь овладени
частично е
контроли элемента
ровать
ми
свои
организа
действия ции
умственн
3.Доильны 6 Знать
ого
и Выполнить
е аппараты доильные
физическ задание.
П.31.
с
ого
аппараты с
автоматиче
труда;
автоматич
ским
еским
управление
управлени
м режимом ем
доения и режимом
доильные
доения и
автоматизи
доильные
1.Машинн
ое доение 6
коров
со
сбором
молока в
доильное
ведро.

59

рованные
установки.

автоматизи
рованные
установки.

П.32.

10

Уход за
телятам
и
в
молочн
ый
период.
П.22.

1
6

11.Выращи
Знать
о Совместн Уметь
ПР№18
вание
с частично
4 содержани о
телят
и и
телят, учителем контроли Кормление
60

молодняка
крупного
рогатого
скота.

П.23.

П.24.

кормлении действов ровать
и уходе за ать при свои
телятами. решении действия
задач по
ТБ,
частично
принимат
ь
и
сохранят
ь цели и
задачи
учебных
заданий,
осознанн
о
реагиров
ать
на
внешний
2.Выращив
контроль
4
Знать
о
ание телят
, уметь
содержани
в
частично
и
,
молочный
контроли
подсосный
период.
ровать
метод
свои
кормления действия
телят
и
уходе
за Формиро
ними.
вание
3.
умения
Желудочно
Знать
составлят
-кишечные 4 желудочно ь рацион
заболевани
-кишечные кормлени
я у телят в заболевани я
молочный
я у телят в животны
период и молочный х,
меры
их период и рассчиты
предупреж
меры
их вать
дения.
предупреж дневной,
дения
утренний
и ночной
рацион.
Осущест
вление
правильн
ого ухода
за
животны

телёнка и
уход за ним
в
профилакти
ческий
период.

ПР№19
Приготовле
ние
овсяного
киселя для
скармливан
ия
его
телятам.
ПР№20
Подготовка
немолочных
кормов
телятам.
ПР
№21
Подготовка
картофельн
ого
пюре
для телят.
ПР№
22
Ежедневная
уборка
телятника
для
содержания
телят
молочного
61

ми

11

Выращ
ивание
рассады
огурцов
для
теплиц
ы
П.8.

П.9.

периода.

1
8

1.Выра
Уметь
Совместн Организа ПР№23
с ция
Выращиван
щивани 8 готовить о
почвенную учителем рабочего ие рассады
е
смесь,
действов места,
огурца для
рассады
сеять
и ать при выполне весенней
огурцов
теплицы.
ухаживать решении ние
для
за
задач по правил
теплиц 1
рассадой. ТБ,
техники
ы.
0
частично безопасн
принимат ости,
ь
и выполне
сохранят ние
2.Выращив
ь цели и практиче
ание
Выполнить
Уметь
задачи
ской
огурца
в готовить
задание.
учебных части,
весенних
почву,
заданий, оценка
теплицах.
высаживат осознанн качества
ь рассаду и о
выполне
ухаживать реагиров нной
за
ать
на работы,
растениям внешний уборка
и.
контроль рабочего
, уметь места
62

частично
контроли
ровать
свои
действия
12

13

Формир
1
3
ование
кроны
молодог
о
плодово
1.Формиро
го
дерева . ваниекрон 1
ы
3
молодого
плодового
дерева.

Выращ

Повторени Знать
Запомнит ПР №24
е
способы ь правила
разнообраз обрезки, безопасн Обрезка
ветвей
ия
форм время
ой
крон,
проведен работы молодого
правил
ия
секаторо плодового
дерева
на
формирова обрезки и м
почку.
ния кроны использо
вание
инструме
нтов для
обрезки
плодовы Осознанн
о
х
деревьев. реагиров
ать
на
внешний
Знать
разнообр контроль
, уметь
азие
частично
форм
кроны, контроли
правила ровать
формиро свои
действий
вания
кроны.

1
63

1
ивание
огурца в
весенни
х
теплица Выращива 1
ние огурца 1
х.
в весенних
теплицах.
.

14

Выращ
ивание
огурца
под
плёночн
ым
укрыти
ем.

1.Повторе Совместн Развитие ПР№25
ние
о
с трудолю Выращиван
подготовк учителем бия
и ие огурца в
и почвы, действов ответстве весенней
высадка
ать при нности за теплице.
рассады, решении результат
полив
и задач по ы своей
уход
за ТБ, уметь деятельн
растениям частично ости;
и.
контроли выражен
ровать
ие
свои
желания
действия учиться
для
удовлетв
орения
перспект
ивных
потребно
стей

1
1
1.Выращив
ание
1
огурца под 1
плёночным
и
укрытиями

Повторени Формиро Развитие ПР№26
е
видов вание
трудолю Выращиван
плёночных представ бия
и ие огурца
укрытий, лений у ответстве под
подготовка обучающ нности за плёночным
почвы,
ихся об результат и
посев
этапах по ы своей укрытиями.
семян
и уходу за деятельн
уход
за грунтом ости;
растениям применяе выражен
и.
мых для ие
посадки желания
овощей. учиться
для
удовлетв
64

орения
перспект
ивных
потребно
стей
15

Пастьба
коров и
телят.
П.33.

П.34.

П.35.

П.36.

1
9
1.Сведения
Знать
2 природные
о
пастбищах.
и
культурны
е
пастбища.

Совместн Развитие
о
с трудолю
учителем бия
и
действов ответстве
ать при нности за
решении результат
задач по ы своей
Уметь
ТБ,
деятельн
Выполнить
2.Кормовы
различать частично ости;
е
травы 3 кормовые принимат выражен задание,
зарисовки
пастбищ.
травы
ь
и ие
природных сохранят желания разных
пастбищ и ь цели и учиться трав.
кормовые задачи
для
травы
учебных удовлетв
культурны заданий, орения
х пастбищ. осознанн перспект
о
ивных
3.Ядовиты
Знать
и
2
реагиров потребно
е
травы
уметь
Запомнить
ать
на стей.
пастбищ.
различать внешний
ядовитые
ядовитые контроль
травы .
травы
, уметь
пастбищ. частично
контроли
ровать
свои
4. Пастьба Понимать действии Развитие Выполнить
4 значение
трудолю задание.
коров.
, слушать
пастьбы.
бия
и
собеседн
Знать
ответстве
ика,
сроки
нности за
вступать
пастьбы на
результат
в диалог
разных
ы своей
и
пастбищах
деятельн
поддерж
,
ости;
ивать
распорядо
выражен
его.
к
и
ие
65

подготовк
у
к
пастьбе.

П.37.

П.38.

желания
учиться
для
удовлетв
5. Способы 4 Знать
Формиро орения
пастьбы.
вание
способы
перспект
пастьбы: представ ивных
вольная и лений у потребно
загоночная обучающ стей.
ихся
о
пастьба.
подготов
Запомнить ке
правила
пастбищ
пастьбы
ного
скота.
периода
и
его
Знать
значении
6. Пастьба
значение
.
4
телят.
пастьбы
телят,
подготовк
у
пастбища,
распорядо
к пастьбы.

ПР№
27
Пастьба
коров.

ПР№28
Подготовка
телят
к
выпасу на
пастбище.
ПР№
29
Пастьба
телят.

231 час
Перечень учебно-методических средств обучения
1.Технология. Сельскохозяйственный труд.5 - 9 класс:
учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида/ Е.А. Ковалёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2012г.
Интернет-ресурсы
www.zanimatika.ru
school-collection.edu.ru
www.viki.rdf.ru
66

raduga.rkc-74.ru
diva.rus-all.com
ten2x5.narod.ru/biblio.htm
http://ru.wikipedia.org
http://iplants.ru/
http://www.zooclub.ru
Список литературы
Мирский С.Л.,Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С.
Программы
специальных
(корреционных)
образовательных учреждений 8 вида: 5 – 9 кл. / Под.ред.
В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2011. – Сб.2.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для
5 класса специальных (коррекционных )образовательных
учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для
6
класса
специальных
(коррекционных
)
образовательных учреждений 8 вида.
– М.:
Просвещение, 2007.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для
7
класса
специальных
(коррекционных
)
образовательных учреждений 8 вида.
– М.:
Просвещение, 2007.
.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 8
класса специальных (коррекционных ) образовательных
учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007
В.Ф.Пивоваров. Овощи России. – М: АО»Российские
семена», 2004
Алан Титчмарш. Фруктовый сад. – Сант-Петербург
«Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Умная теплица. – Сант-Петербург
«Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Зелень. – Сант-Петербург «Петролиф»,
67

2012
Алан Титчмарш. Овощи. – Сант-Петербург «Петролиф»,
2012
Алан Титчмарш. Садовые вредители. – Сант-Петербург
«Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Быстрый урожай. – Сант-Петербург
«Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Декоративные растения. – СантПетербург «Петролиф», 2012
О.Ганичкина., А. Ганичкин. Цветы на вашем участке. –
М.: Эксмо, 2011. – 256 с.
Опубликовано 07.01.19 в 20:22 в группе «Социальный
педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»

68

69


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».