Биология АООП УО 7 класс

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 15:07:41 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Федоров И.А.
---------------------------------№ 123 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1653459)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 7 класса( с интеллектуальными нарушениями)

с.Новое Село 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к
предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная
определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».

программа

Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями,
использованию знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому
воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим
понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять
лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе определяет
следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений об особенностях природы,
условиях произрастания разных видов растений;
− формирование представлений об органах цветкового растения; их значении
в жизни растений;
− формирование представлений о группах растений по месту их
произрастания, особенностях их внешнего строения, биологических
особенностях, практическом применении растений;
− формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и узнавать
в природе изученные культурные и дикие виды растений;
− формирование умения применять полученные знания и сформированные
умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады);
− формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между
природными компонентами, природой и человеком.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 7 классе
Личностные результаты:
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в
классе и на пришкольном участке;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и неживой
природе;
− формирование бережного отношения к истории и культуре других народов,
природным и культурным достопримечательностям страны;
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
участия в пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отношения
к природе;

− формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Биология» в 7 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их
произрастания;
− описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть
основные части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами растений; − соблюдать основные правила
безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой
и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать правила здорового
образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения
новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя

− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии

оценки

предметных

результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания,
программного материала;

понимание,

глубину

усвоения

всего

− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации; − не допускает ошибок и
недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах

устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся
: − показывает знания и усвоение изученного программного материала
на уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы; − допускает грубые или несколько
негрубых
ошибок
при
воспроизведении
изученного
материала,
незначительно не соблюдает основные правила 8 культуры письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы; − четко
и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;

− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный
Оценка «3»: − наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала; − определения понятий
нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного
недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;

− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается в 7
классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в группы не
по семействам, а по месту их произрастания.
Такое структурирование материала более доступно для понимания
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие,
как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения».
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих
методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и показ
пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
−
исследовательский
метод
(учитель
направляет,
обучающиеся
самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических
работ, опытов; в ходе проведения экскурсий).

Содержание разделов
№

Название раздела

1
2

Введение
Общее знакомство с цветковыми растениями

Кол.-во
ч.
1
16

контрольные
работы
1

3
4
5
6
7
8

Растения леса
Комнатные растения
Цветочно –декоративные растения
Растения поля
Овощные растения
Растения сада
Итого

13
7
5
7
10
9
68

III.

1
1
1
1
1
1
7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета

1

2

3

Введение.
Многообразие
растений.
Цветковые
бесцветковые
растения

Кол Программное
-во содержание
час
ов
Введение – 1час
1
Повторение
основных
сведений о неживой и
живой
природе.
и
Разнообразие размеров,
форм,
места
произрастания растений

Общие сведения о 1
цветковых
растениях.
Культурные
и
дикорастущие
растения.
Лабораторная
работа: «Органы
цветкового
растения»
Подземные органы 1
растения. Корень.

Дифференциация видов Дифф
деятельности.
деяте
Минимальный уровень
Доста
Рассказывают о значении
растений для человека.
Рассказывают
по
рисункам, как человек
использует
растения.
Выполняют работу в
тетради
на
печатной
основе

Общее знакомство с
цветковыми
растениями- 16 часов
Формирование знаний Называют части растения
об органах цветкового по рисунку, выполняют
растения
задания в рабочей тетради
(подписывают
части
растения на рисунке)

Формирование знаний о Называют и показывают
строении корня
по рисунку в рабочей
тетради подземные части
растения, раскрашивают
части корня.

Пока
назыв
разме
произ
охран
расте
челов
их ох

Нахо
цветк
живо
задан
работ
рисун
рабоч
строе
значе
расте
Пока
подзе
Раскр
расте
задан

4

Образование
1
корней.
Виды
корней.
Практическая
работа:
образование
придаточных
корней
(черенкование
стебля)

Формирование знаний о Называют виды корней,
видах корней, корневых раскрашивают главный,
волосках
боковые и придаточные
корни. Показывают на
рисунках.
Под
руководством
учителя
выполняют практическую
работу:
образование
придаточных корней

5

Значение корня в 1
жизни
растений.
Видоизменения
корней

Закрепление знаний о Показывают на рисунках
разнообразии
корней, корнеплод
свеклы,
корнеплодах и клубнях
моркови; корне -клубень
георгины. Рассказывают
об
использовании
видоизмененных корней
человеком

6

Стебель. Строение 1
стебля.

Формирование знаний о
строении и образовании
стебля,
положении
стебля в пространстве

Рассматривают
и
показывают на рисунках
стебель, называют части
стебля; называют, из чего
образуется стебель, что
называется
побегом.
Рассказывают
о
положении
стебля
в
пространстве (плети, усы)

7

Строение
1
древесного стебля.
Значение стебля в
жизни растений

Формирование знаний о
строении
древесного
стебля, значении стебля
в жизни растения

Называют по рисунку
слои стебля древесного
растения. Раскрашивают
слои древесного растения
на
рисунках.
Рассказывают о значении
стебля в жизни растений.
Выполняют задание в

подпи
систе
схема
запис
разны
Пока
назыв
значе
Назы
цветк
для
практ
образ
Делаю
корни
листь
расте
челов
Повто
корне
натур
видои
(корн
прим
видои
испол
Пока
расте
объек
из
Назы
и поч
функ
прим
расте
разны
прост
Назы
древе
задан
запис
распо
расте
каждо
стебл

рабочей
подписывают
слоев стебля

8

Разнообразие
стеблей

1

Формирование знаний о
разнообразии стеблей

9

Лист.
Внешнее 1
строение
листа.
Простые
и
сложные листья.
Лабораторная
работа «Внешнее
строение листа».

Формирование знаний о
внешнем
строении
листа,
о
дыхании
растений,
об
образовании
питательных веществ в
листьях
растений,
значении этого явления
для растений.

10 Значение листьев в 1
жизни
растенияобразование
питательных
веществ в листьях
на
свету,
испарение
воды

Формирование знаний
об
образовании
питательных веществ в
листьях
растений,
значении этого явления
для растений

тетради: расте
названия сходс
чем
древе
расте
какую
травя
расте
Называют по рисункам Прив
разнообразные
стебли разно
(травянистый,
показ
древесный), укороченный. Сравн
Показывают и называют наход
по рисункам растения с отлич
прямостоячим, ползучим, значе
цепляющимся, вьющимся, разно
стелющимся
стеблями. Выпо
Выполняют задание в тетра
рабочей
тетради: рисун
подписывают рисунки с расте
разнообразными стеблями
Называют по рисунку Сравн
части листа (листовая наход
пластинка, черешок), как отлич
прикрепляется лист
к призн
стеблю;
называют делаю
простые
и
сложные Выпо
листья,
рассматривают задан
расположение жилок на (рабо
листовой
пластинке. натур
Рассказывают
о рисун
разнообразии
листьев, разно
формах
листовых прим
пластинок.
Под разно
руководством
учителя герба
выполняют лабораторную форм
работу,
выполняют подпи
задания в рабочей тетради листь
Называют,
из
каких Пров
веществ состоит растение; веще
по рисунку учебника Испо
называют
условия, расск
которые необходимы для орган
образования
Делаю
органических веществ в расте

листьями.
Демонстрация
опыта образование
крахмала в листьях
растений на свету
11 Дыхание растений. 1
Обмен веществ у
растений.
Листопад и его
значение

листьях;
рассказывают,
какое значение листьев в
жизни растения; какое
значение для растения
имеет испарение воды.
Формирование знаний о По рисункам называют
дыхании растений
газы,
которые
лист
поглощает и выделяет при
дыхании; как происходит
дыхание
и
питание
растения. Рассказывают о
значении листопада для
растений

12 Цветок. Строение 1
цветка.
Лабораторная
работа: «Строение
цветка».

Формирование знаний о Подписывают
и
строении цветка.
раскрашивают в разные
цвета
части
цветка.
Выписывают
новые
термины- название частей
цветка в тетрадь. Под
руководством
учителя
выполняют лабораторную
работу «Строение цветка»

13 Виды
соцветий. 1
Опыление цветков.
Образование
плодов и семян

Формирование знаний о
видах
соцветий,
способах
опыления
цветков,
образовании
плодов и семян

14 Плоды сухие
сочные.

Повторение
и
закрепление знаний об
образовании плодов и
семян.
Формирование

и 1

Называют по рисункам и
описывают внешний вида
разных
соцветий,
рассказывают,
как
выглядит
соцветие
корзинка,
как
располагаются цветки в
колосе.. Рассказывают о
значении
соцветий
в
жизни
растений.
Выполняют задания в
рабочей
тетради:
подписывают соцветия на
рисунках
Называют по рисункам из
какой
части
цветка
образуется
плод.
Показывают на схеме

услов
образ
веще
запол

Сравн
питан
вывод
или п
понят
расте
значе
расте
рабоч
прави
каков
расте
Узнаю
схема
натур
цветк
подпи
тетра
цветк
черты
призн
запис
Назы
образ
Сравн
расте
призн
соцве
спосо
образ
Выпо
тетра
прим
видам
опыл

Испо
групп
сравн
наход

15 Распространение
плодов и семян

1

знаний о разнообразии
плодов. Формирование
знаний
о
способах
распространения плодов
и семян

разные
плоды,
сравнивают сочные и
сухие плоды, называют
растения
с
данными
видами плодов.

Формирование знаний о
способах
распространения плодов
и семян

Рассказывают о способах
распространения плодов и
семян; называют какие
приспособления
к
распространению есть у
плодов разных видов
растений.
Приводят
примеры растений

16 Строение семени. 1
Лабораторная
работа: «Строение
семени фасоли».

Формирование знаний о Под
руководством
строении семян растений учителя
выполняют
лабораторную
работу:
изучают строение семени
фасоли (рассматривают
набухшие семена фасоли,
рассказывают о внешнем
виде плода, находят части
семени).
Подписывают
части семени на рисунках
в рабочих тетрадях

17 Условия,
1
необходимые для
прорастания
семян.
Практическая
работа
«Определение
всхожести семян»

Формирование знаний
об условиях прорастания
семян.
Формирование
практических навыков
определения всхожести
семян

18 Растения
леса. 1
Некоторые
биологические
особенности леса.

Растения леса - 13
часов
Формирование знаний о
растениях
леса,
о
некоторых
биологических
особенностях леса.

отлич
расте
плодо
разно
виды
колле
Соста
распр
по
присп
распр
задан
назыв
семен
распр
взаим
строе
По ри
рассм
разны
их
задан
прора
прово
показ
основ
иссле

Называют по рисункам,
какие
условия
необходимы
для
прорастания семян. Под
руководством
учителя
определяют
всхожесть
семян

Назы
необх
семян
опред
ходе
работ
практ
семен
всхож

Узнают и называют по
рисункам,
слайдам,
фотографиям
виды
лиственных
деревьев
(береза, дуб, липа, осина).

Узнаю
листв
липа
сравн
наход

19 Лиственные
1
деревья.
Практическая
работа:
определение
возраста
лиственных
деревьев
по
годичным кольцам

Расширение
и
систематизация знаний
об
особенностях
внешнего
строения
лиственных деревьев, их
разнообразии

20 Хвойные деревья. 1
Практическая
работа:
«Определение
возраста хвойных
деревьев
по
мутовкам»

Расширение
представлений
об
особенностях внешнего
строения и условиях
произрастания хвойных
деревьев

21 Лесные
1
кустарники.
Бузина,
лещина
(орешник),

Расширение
представлений о лесных
кустарниках,
отличии
деревьев от кустарников,

Подписывают
на призн
рисунках
части вывод
лиственного дерева.
призн
дерев
произ
испол
разли
дерев
Узнают и называют по Узнаю
рисункам,
слайдам, листв
фотографиям
виды липа
лиственных
деревьев сравн
(береза, дуб, липа, осина). наход
Подписывают
на призн
рисунках
части Расск
лиственного дерева. Под древе
руководством
учителя листв
выполняют практическую практ
работу:
определяют возра
возраст
лиственных годич
деревьев по годичным древе
кольцам
на
спилах
древесных стволов
Узнают по внешнему Узнаю
виду и называют хвойные слайд
деревья, произрастающие дерев
в лесу (ель, сосна); особе
описывают внешний вид, сосны
рассказывают
об листв
отличительных
услов
особенностях
строения взаим
листьев и шишек сосны и среды
ели; под руководством руков
учителя
выполняют практ
практическую работу по опред
определению
возраста мутов
сосны по мутовкам
Делаю
возра
колич
расск
значе
Узнают
кустарники, Узнаю
произрастающие в лесу на куста
иллюстрациях
и суще
фотографиях, сравнивают куста

шиповник

с деревьями, называют
особенности
внешнего
строения
кустарников;
рассказывают,
плоды
каких
кустарников
человек использует в
пищу. Знакомятся со
съедобными и ядовитыми
плодами кустарников
Узнают на рисунках и
называют отличительные
особенности
внешнего
вида ягод черники и
брусники,
Узнают на рисунках и
называют отличительные
особенности
внешнего
вида ягод черники и
брусники, правила сбора
ягод,
их
заготовке.
Называют
правила
поведения в природе

22 Ягодные
1
кустарнички.
Черника, брусника.

Формирование знаний
об
ягодных
кустарничках

23 Лекарственное
1
значение
ягод:
черники, брусники.
Правила их сбора и
заготовки

Формирование знаний о
лекарственном значении
ягод

24 Травы.
Ландыш, 1
кислица.
Практическое
значение растений

Формирование знаний о
лесных
травянистых
растениях,
их
практическом значении.
Закрепление
и
расширение знаний о
лекарственных травах

25 Травы.
1
Подорожник, матьимачеха,
зверобой.
Практическое
значение растений

Закрепление
и Узнают на рисунках и
расширение знаний о называют лекарственные
лекарственных травах
травы; рассказывают о
местах их произрастания,
практическом
значении
этих растений. Находят на

Узнают на рисунках и
называют лекарственные
травы; рассказывают о
местах их произрастания,
практическом
значении
этих растений. Находят на
иллюстрациях,
оформляют
альбом
«Растения леса»

назыв
строе
отлич
куста
призн
плодо
расск
их че
в при
Узнаю
отлич
внеш
брусн
лекар
Узнаю
отлич
внеш
брусн
лекар
Расск
загот
взаим
челов
прави
Узнаю
рисун
травы
вид,
призн
прави
испол
Отме
приро
прави
береж
рабоч
практ
подбо
«Раст
Узнаю
рисун
травы
вид,
призн
прави

иллюстрациях,
оформляют
«Растения леса»

26 Грибы
леса. 1
Строение
шляпочного гриба.
Практическая
работа: «Лепка из
пластилина
моделей
различных видов
лесных грибов»
27 Грибы съедобные 1
и ядовитые

28 Оказание первой 1
помощи
при
отравлении
грибами.
Обработка
съедобных грибов
перед
употреблением в
пищу.
Грибные
заготовки (засолка,
маринование,
сушка)
29 Охрана
леса. 1
Лекарственные
травы и растения.
Растения Красной
книги.

Формирование знаний о
шляпочных грибах, о
съедобных и ядовитых
грибах.

альбом

Узнают и называют виды
шляпочных грибов, места
их
произрастания.
Называют на таблице,
макетах
части
гриба
(шляпка,
пенек,
грибница).

Формирование знаний о Распознают по рисункам,
съедобных и ядовитых фотографиям и таблицам
грибах
съедобные и ядовитые
грибы,
называют
их
отличительные признаки.
Перечисляют
правила
сбора
грибов.
Рассказывают о правилах
поведения в лесу
Закрепление знаний о Узнают
и
называют
съедобных и ядовитых ядовитые
грибы,
грибах. Формирование рассказывают о признаках
знаний об оказании каждого из них; называют
первой помощи при признаки
отравления
отравлении
грибами. ядовитыми
грибами.
Формирование знаний о Рассказывают о правилах
грибных заготовках
обработки
съедобных
грибов
перед
употреблением в пищу.
Рассказывают о пользе
грибов для человека и
животных
Закрепление знаний о По рисункам, таблицам,
значении леса в жизни слайдам
называют
человека и его охране.
охраняемые
растения
леса; называют растения,
занесенные в Красную

испол
Отме
приро
прави
береж
рабоч
практ
подбо
«Раст
Узнаю
назыв
показ
муляж
грибн
услов
шляп

Испо
виды
грибо
грибо
призн
распо
ядови
соблю
прави
Назы
отлич
табли
сбора
обраб
перед
Расск
питан
разны
соблю
засол
грибо

Испо
слайд
леса
лекар
расте

30 Экскурсия
в 1
природу
«Ознакомление с
разнообразием
растений,
с
распространением
плодов и семян, с
осенними
явлениями в жизни
растений»
31 Разнообразие
комнатных
растений.
Светолюбивые
растения.

1

32 Разнообразие
комнатных
растений.
Теневыносливые
растения

1

книгу.

книги

Формирование умения
наблюдать
за
окружающей
действительностью,
фиксирование
и
обобщение
своих
наблюдений, повторение
и закрепление знаний о
разнообразии растений в
природе
Комнатные растения 7 часов
Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
светолюбивых
растений

Узнают по особенностям
внешнего вида изученные
растения,
находят
и
показывают
части
растений, плоды и семена,
рассказывают о способах
их распространения

Узнаю
расте
спосо
Расск
явлен
офор
наблю
вывод
повед

Узнают
светолюбивые
растения (бегония, герань,
хлорофитум) на рисунках,
в
натуре.
Называют
особенности их внешнего
вида,
биологические
особенности
светолюбивых растений.
Рассказывают
об
особенностях
ухода,
выращивания,
размножения

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
теневыносливых
растений

Узнают теневыносливые
растения (традесканция,
африканская фиалка) на
рисунках,
в
натуре.
Называют особенности их
внешнего
вида,
биологические
особенности
теневыносливых
растений. Рассказывают
об особенностях ухода,
выращивания,
размножения

Узнаю
расте
хлоро
на
Сравн
особе
строе
взаим
обита
Отме
особе
расте
биоло
влияю
выращ
свето
Узнаю
тенев
(трад
фиал
рисун
назыв
внеш
устан
средо
видом
особе
расте
биоло
влияю
выращ

33 Разнообразие
комнатных
растений.
Влаголюбивые
растения

1

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
влаголюбивых растений
.

34 Разнообразие
комнатных
растений.
Засухоустойчивые
растения

1

Формирование знаний о
разнообразии комнатных
растений, биологических
особенностях
засухоустойчивых
растений

35 Климат и красота в 1
доме. Фитодизайн:
создание уголков
отдыха,
интерьеров
из
комнатных
растений.

Формирование понятия
«фитодизайн».
Расширение знаний о
пользе,
приносимой
комнатными
растениями.

36 Практические
1
работы:
«Черенкование
комнатных
растений. Посадка

Закрепление знаний о
комнатных
растениях,
формирование
практических
умений
черенкования и посадки

Узнают
влаголюбивые
растения
(циперус,
аспарагус) на рисунках, в
натуре.
Называют
особенности их внешнего
вида,
биологические
особенности
Рассказывают
об
особенностях
ухода,
выращивания,
размножения
Узнают засухоустойчивые
растения
(суккуленты,
кактусы) на рисунках, в
натуре.
Называют
особенности их внешнего
вида,
биологические
особенности
засухоустойчивых
растений. Рассказывают
об особенностях ухода,
выращивания,
размножения
Рассказывают о роли
комнатных растений в
жизни
человека,
в
интерьере
квартиры;
пользе,
приносимой
комнатными растениями.
Называют
основные
приемы
размещения
комнатных растений в
помещении.
Под
руководством
учителя
выполняют
зарисовку
расположения комнатных
растений в интерьере
помещения, составляют
композиции
Работают с карточкой по
составлению
последовательности
работы при подготовке
черенков
комнатных

тенев
Узнаю
расте
натур
слайд
особе
строе
взаим
обита

Узнаю
засух
(сукк
натур
слайд
особе
строе
взаим
обита
Отме
особе
расте
Переч
фитод
прием
комн
помещ
комп
расте
терра
кухня
практ
соста
комн
и в
значе
клим

Назы
для р
расте
этапа
посад

укорененных
черенков»

37 Практическая
1
работа: «Пересадка
и
перевалка
комнатных
растений, уход за
комнатными
растениями: полив,
обрезка»

38 Однолетние
1
растения:
астра,
календула,
бархатцы.
Особенности
внешнего строения
и выращивания.

39 Однолетние
растения:
размещение
цветнике,
дизайн

1
в
их

комнатных
растений растений,
под
укорененными
руководством
учителя
черенками
выполняют практические
работы по черенкованию
и посадке укорененных
черенков
Формирование понятий Рассматривают рисунки,
«перевалка»
и слайды
по
правилам
«пересадка»,
ухода за комнатными
закрепление
умений растениями.
Читают
пересадки и перевалки памятку по пересадке и
комнатных
растений, перевалке.
Используя
правил
ухода
за картинки с комнатными
комнатными растениями растениями, составляют
рассказ о правилах ухода
за комнатным растением.
Под
руководством
учителя
выполняют
практические работы по
пересадке, перевалке и
уходу за комнатными
растениями
Цветочнодекоративные растения
– 5 часов
Формирование знаний Называют разные виды
об
особенностях однолетних
цветочновнешнего строения и декоративных растений
выращивания
по рисункам, таблицам,
однолетних растений.
слайдам. Рассказывают об
особенностях внешнего
вида,
способах
размещения в цветниках.

Закрепление знаний об
особенностях внешнего
строения и выращивания
однолетних
растений.
Формирование знаний о
дизайне цветников

Называют разные виды
однолетних
цветочнодекоративных растений
по рисункам, таблицам,
слайдам. Рассказывают об
особенностях внешнего
вида,
способах
размещения в цветниках.
Рисуют
схемы

Под
выпо
черен
расте

Расск
перес
ее п
перес
перев
«Техн
перес
Выпо
по
расте
отлич
Пров
расте

Разъя
«ланд
Назы
слайд
декор
устан
особе
и пра
переч
расте
виды
Назы
слайд
цвето
устан
особе
и пра
переч
расте
виды

размещения цветов в
цветниках; составляют с
помощью рисунков виды
цветников, их дизайн
Узнают и называют по
таблице,
рисункам,
слайдам
двулетние
растения
(анютины
глазки,
маргаритки),
отмечают
особенности
внешнего
строения.
Рассказывают
об
особенностях
выращивания растений,
называют различия в
способах
выращивания
однолетних и двулетних
растений. Рассматривают
рисунки с размещением
растений в цветнике
Узнают и называют по
таблице,
рисункам,
слайдам
многолетние
растения
(флоксы,
георгины),
отмечают
особенности
внешнего
строения. Рассказывают
об
особенностях
выращивания растений,
размещении в цветнике
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
многолетние
растения
(тюльпаны,
нарциссы),
отмечают
особенности
внешнего
строения.
Рассказывают
об
особенностях
выращивания растений,
значении цветов в жизни
человека,
бережном
отношении к природе

схемы
цветн
цветн

40 Двулетние
1
растения: анютины
глазки,
маргаритки.
Особенности
внешнего строения
и выращивания

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего строения и
выращивания двулетних
растений

41 Многолетние
1
растения: флоксы,
георгины.
Особенности
внешнего строения
и выращивания.

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего строения и
выращивания
многолетних растений
Закрепление знаний об
особенностях внешнего
строения и выращивания
многолетних растений.

42 Многолетние
1
цветочнодекоративные
растения:
тюльпаны,
нарциссы. Цветы в
жизни человека

Закрепление знаний об
особенностях внешнего
строения и выращивания
многолетних растений,
их
разнообразии,
значении цветов в жизни
человека

43 Хлебные

Растения поля – 7
часов
Формирование знаний Узнают и называют по Узнаю

1

Узнаю
двуле
об
строе
суще
двуле
Расск
выращ
Делаю
спосо
однол
цвето
схемы
цветн

Узнаю
много
георг
расск
внеш
об ос
разме
ухода
задан
рисун
Узнаю
слайд
много
нарци
особе
(отме
срока
эстет
Расск
выращ
расте
«Вид

(злаковые)
растения.
Особенности
внешнего строения
и биологические
особенности
растений.

44 Выращивание
хлебных
(злаковых)
растений

об
особенностях
внешнего строения и
биологических
особенностях злаковых
растений

1

45 Использование
1
злаков в народном
хозяйстве

46 Технические
1
культуры:
сахарная
свекла,
картофель

рисункам,
слайдам,
гербариям
хлебные
растения (пшеница, рожь,
овес,
кукуруза),
рассказывают
об
особенностях внешнего
строения, отмечают их
сходство. Рассказывают,
зачем
человек
выращивает
злаковые,
почему
их
называют
хлебные злаковые.

Формирование знаний о По опорным рисункам,
выращивании хлебных слайдам рассказывают из
(злаковых) растений
каких этапов состоит
процесс
выращивания
зерновых, особенностях
посева, посадки, ухода,
уборки
растений.
Рассказывают
о
профессиях
людей,
которые
выращивают
хлеб, уважении к людям
этих
профессий,
об
отношении к хлебу
Формирование знаний Работают с рисунками,
об использовании злаков слайдами,
таблицей.
в народном хозяйстве
Рассказывают,
как
человек
использует
злаковые, что можно
приготовить из разных
злаковых
культур.
Объясняют
значение
пословиц о хлебе
Формирование знаний Узнают
и
называют
об
особенностях технические
культуры
внешнего строения и (сахарная
свекла,
биологических
картофель) на рисунках,
особенностях
слайдах,
макетах.
технических культур
Рассказывают
об
особенностях внешнего
вида растений; называют
их
биологические
особенности, особенности

слайд
котор
(пшен
показ
расте
натур
особе
этих
сходс
биоло
расте
сходс
расте
Назы
выращ
Расск
хлебо
уваже
выращ
тетра
выращ
запис

Прив
злако
Работ
табли
зерно
запол
анали

Узнаю
культ
карто
макет
особе
этих
выращ
их б
(посе
испол

47 Технические
культуры:
подсолнечник

1

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего строения и
биологических
особенностях
подсолнечника

48 Технические
культуры:
хлопчатник.

1

Расширение знаний об
особенностях внешнего
строения
и
биологических
особенностях
технических культур

лен,

49 Сорные растения 1
полей и огородов

50 Однолетние
1
овощные растения:

выращивания
и
использования
в
народном хозяйстве
Узнают
и
называют
подсолнечник
на
рисунках,
слайдах,
макетах. Рассказывают об
особенностях внешнего
вида растения; называют
его
биологические
особенности, особенности
выращивания
и
использования человеком
Узнают
и
называют
технические
культуры
(лен,
хлопчатник)
на
рисунках,
слайдах,
макетах. Рассказывают об
особенностях внешнего
вида растений; называют
особенности
внешнего
строения и выращивают;
как
используются
в
народном
хозяйстве,
видах одежды из льна и
хлопка

Формирование знаний о Узнают и называют по
сорных растениях полей рисункам,
слайдам
и огородов
сорные растения полей и
огородов (осот, пырей,
лебеда), рассказываю о
внешнем виде растений,
методах
борьбы
с
сорными растениями

хозяй

Узнаю
на ри
натур
внеш
Расск
подсо
биоло
(посе
испол
хозяй
Узнаю
культ
рисун
натур
выращ
их б
об и
хозяй
расте
текст
Расск
льна
харак
льна
одеж
Узнаю
слайд
сорны
(осот
особе
строе
особе
произ
свету
меры
расте
рисун
назва

Овощные растения 10 часов
Формирование знаний Узнают и называют по Узнаю
об
особенностях рисункам,
слайдам слайд

помидор, огурец

внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания помидор и
огурцов

растения
помидор,
огурцов, рассказывают об
особенностях внешнего
вида, как выращивают
растения (посев, уход,
уборка), пользе растений.
Показывают на опорных
картинках
последовательность
развития
однолетних
овощных растений от
семени до семени
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
растения
баклажана,
перца; рассказывают об
особенностях внешнего
вида, как выращивают
растения (посев, уход,
уборка), пользе растений.

51 Однолетние
1
овощные растения:
баклажан, перец

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания баклажана,
перца

52 Однолетние
1
овощные растения:
горох, фасоль

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания
гороха,
фасоли

Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
растения горох, фасоль;
рассказывают
об
особенностях внешнего
вида, как выращивают
растения (посев, уход,
уборка), пользе растений.

53 Двулетние
1
овощные растения:
морковь, свекла

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания моркови,
свеклы

Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
растения
моркови,
свеклы; рассказывают об
особенностях внешнего
вида, как выращивают
растения (посев, уход,
уборка), пользе растений,
использовании в питании
корнеплодов. Показывают

поми
культ
особе
биоло
выращ
уборк
карти
семен

Узнаю
слайд
бакла
об
строе
перец
отлич
строе
Назы
особе
овощ
уборк
Узнаю
слайд
горох
особе
сравн
наход
особе
биоло
выращ
уборк
бобов
Узнаю
слайд
морко
особе
сравн
наход
особе
(корн
биоло
выращ

54 Двулетние
1
овощные растения:
капуста, петрушка

Закрепление знаний об
особенностях внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания двулетних
овощных растений

55 Многолетние
1
овощные растения:
лук.

Закрепление знаний об
особенностях внешнего
строения, биологических
особенностях
выращивания двулетних
овощных растений

56 Польза овощных 1
растений. Овощи
источник здоровья
(витамины)

Формирование знаний о
пользе
овощных
растений

57 Использование
1
человеком
овощных культур.
Блюда,

Формирование знаний
об
особенностях
внешнего
строения,
биологических

на опорных картинках
последовательность
развития
двулетних
овощных растений от
семени до семени
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
растения
капусты,
петрушки; рассказывают
об
особенностях
внешнего
вида,
как
выращивают
растения
(посев, уход, уборка),
пользе
растений,
использовании в питании,
используя
помощь
учителя
Узнают и называют по
рисункам,
слайдам
растения
лука;
рассказывают
об
особенностях внешнего
вида, показывают части
растения на рисунках.
Составляют рассказ по
плану
и
опорным
предложениям
как
выращивают лук (посев,
уход, уборка), пользе
растения, использовании
в питании.
Рассказывают о пользе
разных видов овощей по
картинкам,
слайдам;
рассказывают о правилах
сохранения витаминов в
овощах;
работают
с
витаминной таблицей

По рисункам и таблицам
узнают
и
называют
изученные
овощные
культуры. Рассказывают о

уборк
однол
Расск
корне

Узнаю
слайд
капус
об
строе
биоло
выращ
уборк
плану
челов

Узнаю
слайд
Расск
внеш
строе
биоло
выращ
уборк
много
до се
и дв
лука.

Назы
слайд
согла
испол
назыв
овощ
свойс
запис
расте
витам
Назы
культ
в пи
виде

приготавливаемые
из овощей

особенностях
выращивания лука

пользе
овощей,
использовании
их
в
питании. По слайдам и
картинкам
называют
блюда, приготавливаемые
из овощей. Работают с
таблицей «Рациональное
питание человека»

58 Практическая
1
работа:
«Выращивание
рассады овощных
культур»

Формирование
практических навыков
выращивания
рассады
овощных культур

Называют условия роста
растений, рассказывают о
последовательности работ
по выращиванию рассады.
Под
руководством
учителя
выполняют
работы по посадке семян
и уходу за растениями

59 Практическая
1
работа: «Посадка,
прополка, уход за
овощными
растениями
на
пришкольном
участке»

Отработка практических Под
руководством
умений
ухода
за учителя
выполняют
овощными растениями
работы
по
посадке,
прополке и уходу за
овощными
растениями.
Называют
правила
техники безопасности

60 Растения
сада. 1
Яблоня, груша.

Растения сада – 9 часов
Формирование знаний о
биологических
особенностях
и
особенностях
размножения растений
сада (яблони, груши)

Узнают на рисунках и
называют
растения
яблони,
груши.
Рассказываю
о
биологических
особенностях
сада,
созревании
плодов,
особенностях
размножения. Называют
по
коллекциям
вредителей сада, какой
вред
они
приносят

расте
приго
овощ
овощ
челов
овощ
холод
овощ
соста
блюд
матер
учите
«Раци
Расск
после
расса
посев
сеянц
высад
грунт
работ
расте
прави
овощ
Под
выпо
пропо
расте
влиян
расте
Назы
безоп

Узнаю
слайд
(ябло
строе
назыв
призн
яблон
отлич
биоло
расте
плодо
размн

растениям; рассказывают
о способах борьбы с
ними.
Узнают на рисунках и
называют
плодовые
деревья
вишни.
Рассказывают
о
биологических
особенностях
вишни,
созревании
плодов,
особенностях
размножения. Называют
вредителей
растений
вишни, какой вред они
приносят; рассказывают о
способах борьбы с ними.
В
рабочей
тетради
раскрашивают
плоды
вишни

61 Растения
Вишня

сада. 1

Расширение знаний о
растениях
сада.
Формирование знаний о
биологических
особенностях
и
особенностях
размножения вишни

62 Растения
Смородина,
крыжовник.

сада. 1

Формирование знаний о
садовых кустарниках, их
биологических
особенностях.

Узнают по внешнему
виду
на
рисунках,
слайдах, таблице растения
смородины
и
крыжовника,
называют
биологические
особенности размножения
растений,
созревания
плодов.
Называют
вредителей смородины и
крыжовника,
рассказывают о вреде,
который они приносят, и
о способах борьбы с
ними.

63 Растения
Земляника

сада. 1

Расширение знаний о
растениях
сада,
формирование знаний о
биологических
особенностях растения
земляника

Узнают и называют по
рисункам,
таблице,
слайдам
растения
земляники;
отмечают
особенности
внешнего
вида. Рассказывают о
биологических
особенностях земляники:

вреди
с ним
плоды
Узнаю
слайд
расск
строе
отлич
Сравн
яблон
и
Расск
особе
созре
размн
вреди
спосо
рабоч
подпи
плоды
Узнаю
слайд
крыж
внеш
куста
дерев
отлич
и кус
их
Расск
особе
крыж
плодо
размн
вреди
расск
ними
Узнаю
слайд
расск
внеш
призн
межд
расте
биоло

64 Способы уборки и 1
использования
плодов и ягод

Формирование знаний о
способах
уборки
и
использовании плодов и
ягод.

Практическая
1
работа:
«Вскапывание
приствольных
кругов плодовых
деревьев»

Формирование
практических навыков
вскапывания
приствольных
кругов
плодовых деревьев

66 Практическая
1
работа:
«Уборка
прошлогодней
листвы»

Формирование
практических навыков
уборки
школьной
территории

65

созревании
плодов,
особенностях
размножения. Называют
вредителей
растения,
рассказывают, какой вред
они приносят; называют
способы
борьбы
с
вредителями. В
По
рисункам,
фотографиям,
слайдам
называют
плодовые
растения, фрукты и ягоды
растений
сада.
Рассказывают о внешнем
видео плодов и ягод,
Описывают их вкусовые
качества; как их можно
употреблять
в пищу;
рассказывают о способах
уборки плодов и ягод; о
пользе свежих фруктов и
ягод; о видах и способах
заготовки плодов и ягод
на зиму
Рассказывают о правилах
перекопки и рыхления
почвы, рассказывают о
правилах
вскапывания
приствольных
кругов.
Под
руководством
учителя
проводят
перекопку приствольных
кругов

Рассказывают
по
рисункам
какой
инструмент необходимо
использовать при уборке
листвы на территории
школы;
о
правилах
работы с ним. Под
руководством
учителя
выполняют работу по

земля
особе
Назы
спосо

По
слайд
расте
расте
вкусо
о
испол
польз
видах
плодо
парах
спосо
ягод

По к
прави
прист
прави
значе
прист
руков
практ
перек
плодо
о зна
плодо
Расск
необх
уборк
работ
безоп
уборо
руков
работ
листв

67 Практическая
1
работа: «Беление
стволов деревьев»

Формирование
практических умений по
побелке
стволов
деревьев

68 Экскурсия
цветущий сад

Закрепление
и
расширение знаний о
внешнем строении и
биологических
особенностей растений
сада

в 1

уборке
прошлогодней
листвы на участке
По рисункам, слайдам
повторяют
значение
побелки для плодовых
деревьев;
правила
выполнения работы
Узнают
и
называют
растения сада, называют
особенности их внешнего
строения,
почему
их
выращивают
в
саду.
Рассказывают о значении
разных растений сада,
проводят
наблюдения,
показывают
части
растений, называют виды
плодов садовых растений.
Оформляют результаты
наблюдений в таблице

Список литературы
Основная литература для учителя
1 . ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
2 . Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой,
Москва «Владос» 2010 год.
3. Клепинина З.А., « Биология ». Учебник для 7 класса. М. «Просвещение»
2019
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1.Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2.Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4.« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5.Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
6.Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая
Российская энциклопедия». М. 2003
7.Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле.
Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2010
VII.Интернет-ресурсы:
А)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа

По р
значе
дерев
выпо

Узнаю
описы
наход
отлич
биоло
дерев
наблю
расте
разви
резул
табли
прове

:http://school-collection.edu.ru
Б)Электронные
приложения
к
учебникам.
Режим
доступа
:http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
В)Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего
и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. МинОбр РФ


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».