Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 14:59:12 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Федоров И.А.
---------------------------------№ 123 от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1653459)
учебного предмета «Природоведение»
(для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями)
с.Новое Село 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1)
адресована
обучающимся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана
. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; −
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях; − формирование представлений
о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование
умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе
Личностные результаты:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
−
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к
природе и другим материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на
иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые); − соблюдение правил гигиены и здорового
образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень: − узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя; − представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего
решения; − выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать
о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального
и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ
(по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных,
итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов
учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его
развития.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за: − полный ответ, правильно отражающий основной
материал курса: − правильно раскрытое содержание понятий,
закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их
примерами; − правильное использование рисунков, гербариев, натуральных
объектов и других источников знаний, − самостоятельный ответ, с опорой на
ранее приобретенные знания; − соблюдение культуры устой и письменной
речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − знание всего учебного
программного материала;
− умений выделять главные положения в
изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать
выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные
знания на практике; − незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее: − знание и усвоение
учебного материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость
незначительной помощи преподавателя; − умение работать на уровне
воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; −
наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из
трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна
Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для
жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли
- атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха,
воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их
охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с
формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы
в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны (например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте.
Основными
организационными
формами
работы
на
уроке
природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная,
индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при
котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти (рассказ 10 с включением в него элементов беседы или объяснения,
сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют при проведении лабораторных и практических работ,
предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
и
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение,
работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных
на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать
причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова
для справок, − дидактические игры (классификация, разрезные картинки),
, − заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов.
Содержание разделов
№
Название раздела
1.
2.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
5.
Введение
Вселенная
Наш дом – Земля
Воздух
Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на Земле страна Россия
Повторение по курсу «Неживая природа»
Итого
Кол.-во
ч.
2
6
контрольные
работы
8
14
16
6
14
2
68
1
1
1
1
1
1
7
1
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема предмета
Кол-во
часов
1.
Вводный
урок 1
Что
такое
природоведение?
2
Предметы
и 1
явления неживой
и живой природы
Программное содержание
Введение- 2 часа
Знакомство с учебным
предметом
«Природоведение».
Формирование
представлений
о
предметах и явлениях,
которые изучаются на
уроках природоведения
Знакомство с предметами
и явлениями живой и
неживой
природы.
Дифференциация
деятельности.
Минимальный уровень
Узнают природные яв
на
иллюстрациях
фотографиях,
от
объекты к живой
неживой
при
называют
приро
предметы и явления
Узнают объекты неж
природы на иллюстр
и фотографиях, от
Формирование
умения
дифференцировать
предметы и явления живой
и неживой природы
объекты к живой
неживой
при
называют
изуче
объекты живой и неж
природы
Дописы
слова,
обознача
явления природы, в тет
Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными Называют
изуче
телами: звёзды, Солнце, небесные тела. От
планеты
небесные тела к ра
группам
на
основ
признаков
с
пом
учителя
Формирование
Называют
изуче
представления о Солнце небесные тела – Со
как центре Солнечной планеты, планета З
системы,
о
значении Солнечная система –
Солнца для жизни на основные
приз
Земле.
Формирование Рассматривают на ри
умения давать краткую строение
Солне
характеристику планетам системы.
Выписы
Солнечной системы
названия планет
3
Небесные тела: 1
планеты, звезды
4
Солнечная
система. Солнце
1
5
Исследование
космоса.
Спутники.
Космические
корабли
1
Ознакомление
обучающихся
с
исследованиями космоса и
их
значением
для
человечества
Узнают
искусстве
спутники и космич
корабли на иллюстрац
фотографиях,
назы
изученные объекты
6
Полеты в космос
1
Ознакомление
обучающихся
с
исследованиями космоса,
формирование
представления о полетах
человека в космос и
первых космонавтах
Называют
пе
космонавта Ю. А. Гага
первую
женщ
космонавта
Терешкову, подписы
фамилии на рисунк
рабочих тетрадях
7
Смена
ночи
8
Смена
времен 1
года. Сезонные
изменения
в
природе
9
дня
и 1
Планета Земля. 1
Оболочки Земли
10 Воздух. Воздух и 1
его
охрана.
Значение воздуха
для жизни на
Земле
11 Свойства
1
Формирование
представлений о суточном
вращении Земли и смене
дня и ночи.
Называют части с
Перечисляют
при
смены дня и ночи (с оп
на учебник); выбира
подчеркивают правил
ответ в рабочей тет
подписывают на рис
время суток
Формирование
Определяют времена
представлений о годовом на
иллюстрациях
движении Земли вокруг фотографиях,
назы
Солнца, смене времен года изученные времена го
их основные приз
Подписывают на рис
названия месяцев
Наш дом - Земля - 44
часа
Закрепление знаний о
Солнечной
системе.
Формирование
представления о Земле как
планете, отличие Земли от
других планет Солнечной
системы
Формирование
представлений о воздухе.
Уточнение и обобщение
знаний о значении воздуха
для человека, животных и
растений Формирование
представления
о
мероприятиях,
проводимых
с
целью
охраны чистоты воздуха
Формирование в процессе
Называют планету Зем
ее основные оболоч
вода,
суша,
во
Вставляют в текс
рабочей
те
пропущенные
с
используя
слова
справок
Рассказывают о знач
воздуха
для
раст
животных и человек
мероприятиях, провод
с целью охраны чи
воздуха
Называют свойств во
воздуха
демонстрации
опытов
представления о свойствах
воздуха
(прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании
этих
свойств в быту
совместно с учителем
демонстрации
оп
Записывают
сво
воздуха в рабочую тет
используя
слова
справок
и 1
Формирование
представления о свойствах
(упругость, сжатие) и
движении воздуха
1
Формирование
представления
о
термометре
и
его
устройстве, формирование
умения
измерять
температуру
воздуха,
читать
показания
термометра
14 Движение
1
воздуха
в
природе. Ветер
Формирование
представлений о движении
воздуха – ветре, силе ветра
и использовании ветра
человеком
Составляют рассказ
картинкам
использовании
св
воздуха
в
(накачивание
матрасов,
игру
Выполняют
задание
рабочей
тет
«Составить и зап
предложения
перепутанных слов»
Узнают
термометр
иллюстрациях
фотографиях,
чи
записанную
темпер
воздуха;
пони
положительные (со зн
плюс) и отрицательны
знаком минус) пока
температуры.
Рассматривают рисун
рабочей
тет
подписывают,
к
температуру
показы
термометры
Узнают ветра разной
на
иллюстрациях
фотографиях;
назы
ветра
(ураган);
и
представления
использовании силы
человеком.
В
ра
тетради
отвечают
вопрос: что может в
Вставляют
недоста
слова
12 Давление
движение
воздуха
13 Температура
воздуха.
Термометр
15 Состав воздуха. 1
Кислород,
его
значение
и
применение
16 Состав воздуха. 1
Углекислый газ и
азот
Формирование
представлений о составе
воздуха,
о
значении
кислорода и его свойствах:
значение
кислорода,
свойства кислорода
Называют
сво
кислорода,
от
кислород
к
г
входящим в состав воз
знают значение кисл
для человека, животн
растений. Заполняют с
«Состав
возд
используя помощь учи
Формирование
Называют газы, входящ
представлений о составе состав воздуха (углеки
воздуха,
о
значении газ,
азот),
от
углекислого газа и азота и углекислый газа и а
их свойствах
газам, входящим в с
воздуха.
Рассматри
диаграмму
«С
воздуха» и подписы
названия газов, испо
предложенный текст
17 Значение
и 1
охрана воздуха
Формирование
представлений о значении
воздуха, его роли в жизни
растений, животных и
человека. Знакомство с
мерами,
принимаемыми
для охраны воздуха
Имеют представлени
значении чистого возд
мерах, принимаемых
его защиты. Состав
рассказ по рисункам
человек использует воз
18 Значение воздуха 1
для жизни на
Земле
и
его
охрана
Обобщение
и
систематизация понятия о
воздухе,
его
составе,
свойствах и значении для
человека,
растений
и
животных
Имеют представлени
значении чистого во
для жизни на Зем
мерах, принимаемых
его защиты
19 Полезные
1
ископаемые.
Виды, значение,
способы добычи
Формирование
Имеют представлени
представления о полезных назначении
поле
ископаемых, их видах и ископаемых.
Запол
значении
схему
«Пол
ископаемые» в ра
тетради
20 Гранит,
известняк
1
Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых
в
строительстве – граните,
известняке
21 Песок, глина
1
Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых
в
строительстве – песке,
глине
22 Горючие
полезные
1
Формирование
представления о горючих
Узнают
пол
ископаемые на рису
фотографиях, в коллек
(мел,
мрамор, гра
называют
изуче
полезные
ископа
относят
пол
ископаемые
к
гр
используемых
строительстве;
и
представление
назначении данной гр
полезных ископаемы.
Узнают
пол
ископаемые на рису
фотографиях, в коллек
(песок, глина); назы
изученные
пол
ископаемые;
о
полезные ископаемы
группе, используемы
строительстве;
и
представление
назначении данной гр
полезных
ископа
Рассматривают рисун
рассказывают,
производят из песк
глины;
дописы
предложения
Узнают
пол
ископаемые на рису
ископаемые.
Торф
полезных
ископаемых.
Формирование
представления о каменном
угле
фотографиях, в коллек
(торф);
назы
изученные
пол
ископаемые, относят т
группе
поле
ископаемых;
и
представление
назначении
т
Составляют рассказ
плакату «Что получаю
торфа»
Узнают
пол
ископаемые на рису
фотографиях, в коллек
(каменный
у
называют
изуче
полезные
ископа
относят каменный уг
группе
поле
ископаемых. Узнаю
называют
гор
полезные ископаемы
каменный угль; выде
признаки каменного
относят каменный уг
группе
поле
ископаемых и гор
полезных
ископа
Используя текст учеб
записывают
сво
каменного угля в раб
тетрадь
Относят каменный уг
группе
поле
ископаемых;
и
представление о знач
каменного
Подписывают на рис
способы добычи каме
угля
23 Каменный уголь. 1
Формирование
представления о горючих
полезных
ископаемых.
Формирование
представления о каменном
угле
24 Добыча
и 1
использование
каменного угля
Формирование
представление о каменном
угле, способах добычи и
значении каменного угля
25 Нефть: внешний 1
вид и свойства
Формирование
Называют
изуче
представления о горючих полезные
ископа
полезных
ископаемых. (нефть); относят неф
Формирование
представления о нефти
группе
поле
ископаемых.
Описы
свойства нефти: запол
пропуски
в
т
используя
слова
справок
26 Добыча
и 1
использование
нефти
Формирование
представления о нефти,
способах
добычи
и
значении нефти
Относят нефть к гр
полезных
ископае
имеют представлени
значении
н
Подчеркивают правил
ответ: в каком состо
находится нефть
27 Природный газ. 1
Свойства,
добыча,
использование.
Правила
обращения
с
газом в быту
Формирование
представления о горючих
полезных
ископаемых.
Формирование
представление
о
природном газе, способах
добычи
и
значении
природного
газа.
Формирование
умения
соблюдать
правила
безопасного пользование
газом в быту
Знакомство с черными
металлами. Формирование
представления о стали,
чугуне,
способах
получения
и
использовании
в
промышленности и в быту
Называют
изуче
полезные
ископа
(природный газ; относ
к
группе
поле
ископаемых;
и
представление о знач
природного газа
Знакомство с цветными
металлами. Формирование
представления
об
алюминии
и
меди,
Называют
металлы;
представление
использовании
28 Черные металлы. 1
Сталь. Чугун
29 Цветные
металлы
1
Называют черные мет
(сталь,
чугун),
и
представление
использовании
че
металлов. Рассматри
рисунки,
подчерки
названия
предм
изготовленных из мета
используя помощь учи
цве
и
цве
способах получения и металлов.
Запол
использовании
в таблицу в рабочей тет
промышленности и в быту используя
слова
справок: приводят при
цветных металлов, раз
их на группы
30 Благородные
(драгоценные)
металлы
1
Формирование
представления
о
благородных
(драгоценных) металлах.
Формирование
представления о золоте,
серебре,
платине,
использовании
в
промышленности и в быту
31 Охрана полезных 1
ископаемых
Формирование
представления о значении
полезных
ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми
для
охраны
полезных
ископаемых
32 Полезные
ископаемые
1
33 Вода в природе. 1
Роль воды в
питании живых
Называют
благоро
(драгоценные)
мет
имеют представлени
использовании
благородных (драгоцен
металлов.
Встав
пропущенные
буквы
слова
с
назван
благородных
мета
составляют предложен
этими словами
Называют
пол
ископаемые;
знают
необходимости
ох
полезных
ископа
Составляют рассказ
плану и с опорой
предложения,
предложенные учител
охране
поле
ископаемых
Обобщение
и Имеют представлени
систематизация
знаний полезных ископаемых
обучающихся о свойствах значении
для
л
полезных ископаемых.
Составляют устный ра
ободном
из
поле
ископаемых по план
опорным предложения
Формирование
Рассказывают о во
представлений о воде в природе; о значении
природе и о значении воды для растений, живо
организмов
34 Свойства воды
для растений и животных
1
35 Растворимые и 1
нерастворимые
вещества.
Питьевая вода
человека.
Выпол
задание:
рассматри
рисунки и подписы
кому для жизни нужна
Формирование
Называют свойства
представлений о свойствах (совместно с учит
воды.
после
демонстр
опытов. Заполняют с
«Основные свойства в
используя
слова
справок;
подписы
рисунки,
записы
выводы в тетрадь
проведенным опытам
Формирование
Рассказывают о свой
представлений о свойствах питьевой воды и раств
воды,
растворимых
и называют
раст
нерастворимых веществах Описывают
оп
подписывают рисунк
растворимыми
нерастворимыми в
веществами
36 Прозрачная
и 1
мутная
вода.
Очистка мутной
воды
Формирование
представлений о свойствах
воды, чистой воде и
очистке воды
37 Три
состояния 1
воды.
Температура и ее
измерение
Формирование
представлений
о
различных
агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное,
жидкое.
Переход воды из одного
состояния в другое
Узнают чистую и му
воду в натуральном в
на рисунках. Назы
признаки мутной и ч
воды. Выполняют зад
выбирают
правил
ответ
на
вопрос
подчеркивают его
Узнают воду в тве
жидком и газообр
состоянии в натурал
виде и на рису
Заполняют
с
используя текст уче
«Состояние
воды
природе».
38 Расширение при 1
нагревании
и
сжатие
при
охлаждении,
расширение при
замерзании
Формирование
представлений
об
изменении состояния воды
под
воздействием
температуры
39 Свойства воды. 1
Лабораторная
работа
Формирование
умения
применять
знания
о
свойствах
воды
на
практике,
выполнять
практические
действия
под контролем учителя
40 Работа воды
природе
Формирование
представлений о работе
воды
в
природе
и
изменениях,
которые
происходят под влиянием
воды
в 1
41 Значение воды в 1
природе.
Использование
воды в быту,
промышленности
и
сельском
хозяйстве
42 Вода в природе
1
Узнают
и
назы
состояния
воды
нагревании и охлажд
Подписывают
рис
подчеркивают правил
ответ на вопрос:
происходит с водой
нагревании,
охлажд
замерзании
Выполняют лаборато
работы
совместно
учителем;
назы
свойства
воды
проведения опыта
Узнают
и
назы
последствия работы во
оврагов,
п
наводнений; подписы
слова на рисунках
Формирование
Знают значения воды
представлений о значении жизни человека; назы
воды
для
человека, (совместно с учит
знакомство с мерами, правила охраны вод
принимаемыми
для быту (выключать
охраны воды
плотно закрывать к
Составляют рассказ
картинкам
используют
воду
сельском хозяйстве»
Изучение значения воды в Называют
р
природе. Формирование состояния воды; узнаю
представлений
о на иллюстрациях: д
круговороте
воды
в пар,
облака,
природе
Рассматривают
с
круговорота, вставляю
текст пропущенные сл
43 Воды
суши: 1
ручьи, реки
Формирование
представлений о водах
суши: ручьях и реках.
Правила
поведения
у
водоёмов
44 Озера,
пруды
Формирование
представлений о водах
суши: озера, болота, пруды
болота, 1
45 Моря и океаны
1
Формирование
представлений о морях и
океанах
и
их
использовании
46 Охрана воды
1
Формирование
представлений об охране
воды
и
мерах,
принимаемых по охране
водоемов
47 Равнины, холмы, 1
овраги
Составляют рассказ о
и ручьях. Называю отл
ручья от реки с пом
учителя. Называют пр
поведения у водо
Подчеркивают правил
ответ в тексте; по
нельзя пить воду
водоемов
Узнают
озера,
бо
пруды на иллюстраци
фотографиях;
назы
изученные
объ
рассказывают
использовании изуче
водоемов. Рассматри
рисунок,
соеди
стрелками
изображ
животных, обитающи
болоте,
с
водо
Записывают
в
те
названия рыб, кот
водятся в водоемах
Узнают моря и океан
иллюстрациях
фотографиях;
назы
изученные
объ
рассказывают
использовании изуче
водоемов. Рассматри
рисунки в рабочей тет
подписывают
наз
морей и океанов
Рассказывают
использовании
составляют предлож
используя опорные с
раскрашивают
опо
сигналы для плакат
охране воды
Формирование
Узнают и называют ф
представлений о формах поверхности
(равн
поверхности
Земли, холмы,
овраги)
48 Горы
1
внешнем виде равнин, иллюстрациях
холмов, оврагов и их фотографиях.
Запол
использовании человеком схему в рабочей те
«Поверхности
су
используя помощь учи
Формирование
Узнают и называют го
представлений о формах иллюстрациях
поверхности Земли. Горы: фотографиях.
Назы
внешний вид, природа, занятия людей, живущ
жизнь и занятия людей в горах. Подписываю
горах
раскрашивают рисунки
люди используют горы
49 Почва – верхний 1
слой
земли.
Состав почвы
Формирование
представлений о почве, ее
образовании. Знакомство с
составом почвы: перегной,
песок, глина, вода, воздух,
минеральные
соли.
Закрепление знания о роли
почвы в жизни растений
50 Разнообразие
почв
1
Формирование
представлений о видах
почвы:
черноземные,
глинистые,
песчаные.
Знакомство
с
особенностями почв
51 Основное
1
свойство почвы –
плодородие.
Обработка почвы
Формирование
представлений
о
плодородии
почвы,
способах обработки почвы
и ее значении
Рассказывают о назнач
почвы. Называют с
почвы, опираясь на схе
иллюстрации.
Рассказывают о роли п
в
жизни
раст
Отгадывают
загадки
животных,
кот
обитают
в
п
подписывают
их
рисунках
Называют виды почв
менее
2).
Назы
свойства одного вида
Узнают по описани
подписывают на рис
виды почв
Рассказывают об осно
свойстве почвы, о знач
обработки
почвы
получения
ур
Подчеркивают в т
рабочей тетради наз
основных частей поч
которые необходимы
жизни растений
52 Охрана почвы
1
Закрепление
представлений о значении
почвы. Охрана почв, меры,
принимаемые для охраны
почв
53 Место России на 1
земном
шаре.
Знакомство
с
картой
Есть на Земле страна
Россия- 14 часов
Формирование
представлений о России,
размере
территории,
климате, рельефе
54 Моря и океаны, 1
омывающие
берега России
Знакомство с морями и
океанами, омывающими
берега России
55 Горы и равнины 1
на
территории
нашей страны
Формирование
представления о формах
поверхности
России:
равнины, горы
Рассказывают
необходимости
ох
почв и некоторых м
которые принимаются
защиты
п
Рассматривают рисун
рабочей тетради. Об
те, на которых пока
как человек заботить
почве
Называют название
страны.
Рассказы
какие формы поверх
есть в России. Ри
Государственный
России
в
тет
Подчеркивают
стихотворении
наз
государства, в кот
живут, записывают е
клеточки
Рассказывают,
территорию
Р
омывают
теплые
холодные моря; назы
основные признаки
морей (лед, снег, хол
тепло,
солнце,
п
Вставляют
в
пропущенные
слова
названием океанов
Узнают на иллюстр
различные
ф
поверхности
–
равнины; рассказываю
на
территории
Р
находятся горы и равн
Подчеркивают
с
которые обозначают ф
земной поверхности
56 Реки и
России
озера 1
Знакомство с реками и
озёрами
России.
Знакомство
с
крупнейшими
реками
России
57 Москва
– 1
столица России
Формирование
представления о столице
России
–
Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт
58 Санкт-Петербург 1
Формирование
представления о городе
Санкт-Петербург:
достопримечательности,
реки, разводные мосты
59 Ярославль.
1
Владимир.
Ростов. Города
«Золотого
кольца»
60 Нижний
Новгород,
Казань,
Волгоград
1
карточке
Узнают на иллюстр
реки; рассказывают, ч
территории
Р
находятся реки и о
называют 1–2 реки Ро
Подбирают обобща
слова к перечисле
названиям рек и озер
Называют
достопримечательност
Москвы с опорой
иллюстрации.
Назы
столицу
Ро
Подписывают на рис
герб России и герб Мо
Узнают
и
назы
достопримечательност
Санкт-Петербурга:
разводные
м
Дворцовая площадь
иллюстрациях
фотографиях
Знакомство с городами Называют города Зол
«Золотого
кольца»: кольца:
Яросл
Ярославль,
Владимир, Владимир,
Ро
Ростов:
Рассказывают
достопримечательности,
достопримечательност
народные промыслы
городов «Золотого ко
с помощью учителя
Формирование
представления о городах
Нижний Новгород, Казань,
Волгоград:
достопримечательности,
промышленность
Называют города Ни
Новгород,
Ка
Волгоград Рассказыва
достопримечательност
помощью
учи
опираясь на иллюстр
Находят на карте наз
городов и выписывают
тетрадь
61 Новосибирск,
Владивосток
1
62 Население
и 1
народы России
63 Ваш
город. 1
Важнейшие
географические
объекты региона
64 Ваш
город. 1
Важнейшие
географические
объекты региона
65 Экскурсия
1
Формирование
представления о городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
Называют
г
Новосибирск, Владиво
Рассказывают
достопримечательност
городов; показывают
карте
Формирование
Называют
отдел
представления
о представителей
на
населении
России
и России. Называют м
России
как где проживает насе
многонациональном
России.
Узнают
государстве
иллюстрациях и назы
городское
и
сел
население.
Запол
схему «Население н
страны», используя по
учителя
Формирование
Называют
осно
представления о своей географические объек
местности
на
основе особенности
уточнения и обобщения местности:
поверхн
имеющихся
знаний: водоёмы с опорой
поверхность,
водоёмы, учебник.
Назы
растительный и животный представителей
мир
растительного и живо
мира своего региона
Формирование
Показывают
представления о своей иллюстрациях
местности
на
основе достопримечательност
уточнения и обобщения своего города с пом
имеющихся
знаний: учителя.
Назы
промышленность
и промышленные
сельское
хозяйство, предприятия своего ре
достопримечательности.
Расширение и закрепление Называют и посе
знаний о родном городе; о достопримечательные
важнейших
географических
региона
66 Экскурсия
места города; Назы
объектах важнейшие географич
объекты региона
1
Расширение и закрепление
знаний о родном городе; о
важнейших
географических объектах
региона
Называют и посе
достопримечательные
места города; Назы
важнейшие географич
объекты региона
67 Обобщающий
1
урок по разделу
«Есть на Земле
страна Россия»
Закрепление знаний о
России: формах рельефа,
водоемах,
городах,
населении
Называют
отдел
города России, отдел
представителей
на
России
68 Неживая
природа.
Обобщающий
урок
Обобщение и закрепление
представлений
о
предметах и явлениях
неживой природы
Узнают
и
назы
изученные
пред
неживой
природы
иллюстрациях,
фотографиях; относя
определенным
гру
(вода, воздух, пол
ископаемые,
назы
элементарные
пр
безопасного поведен
природе; рассказываю
значении неживой при
в жизни человека
1
Список литературы
Основная литература для учителя
1 . ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
2 . Программа
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой,
Москва «Владос» 2010 год.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. « Природоведение». Учебник для 5 класса.
М. «Просвещение» 2024
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1.Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2.Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4.« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5.Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
6.Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая
Российская энциклопедия». М. 2003
7.Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле.
Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2010
VII.Интернет-ресурсы:
А)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа
:http://school-collection.edu.ru
Б)Электронные
приложения
к
учебникам.
Режим
доступа
:http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
В)Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего
и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. МинОбр РФ