Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 13:08:18 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Федоров И. А.
Приказ № 123 от «30»
августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
3 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
с. Новое Село 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для
обучающихся 3 класса составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1),
которая является учебно-методической документацией, определяющей
рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом
объем и содержание образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного
предмета «Мир природы и человека» (3 класс) составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 год №1599)
Специфика программы
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер,
рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия,
необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и
явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас
учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется
значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается
различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики
упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих
предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных
наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при
организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в
речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой
деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание
предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений
за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося
опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов,
диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель
руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет
ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и
явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои
впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на
вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения;
описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному
высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в
естественной
обстановке;
на
предметных
уроках — на
основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся
анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и
обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных
знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в
природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цели и задачи курса
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития
детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
1. Формировать элементарные представления и понятия, необходимые
при обучении другим учебным предметам;
2. Расширять и обогащать представление о непосредственно
окружающем мире;
3. Обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности, которые способствуют
развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции
их мышления;
4. Обогащать словарный запас обучающихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Расширение кругозора школьников;
2. Повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению
социальной ориентировки;
3. Обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе
предметно-практической и продуктивной деятельности;
4. Систематизация знаний и представлений, способствующая повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного
материала по другим учебным дисциплинам;
5. Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие
устной монологической речи;
6. Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти,
активизация познавательной деятельности;
7. Активизация умственной деятельности (навыков планомерного и
соотносительного анализа, практической группировки и обобщения,
словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего
окружения ученика);
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир природы и человека как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На
этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и
культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы
значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один
из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и
национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового
государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания,
национально – культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского
общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как
основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета.
«Мир природы и человека» в учебном плане Учебный предмет «Мир
природы и человека» входит в предметную область «Естествознание».
Реализация рабочей программы учебного предмета «Мир природы и
человека» рассчитана на 34 часа (34 недели, 1час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир
природы и человека» Освоение рабочей программы учебного предмета «Мир
природы и человека» (3 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает
достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями
интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину; формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия; способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям; формирование готовности к
самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями к концу
учебного года должны освоить учебный предмет «Мир природы и человека»
по минимальному уровню узнавать и называть изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов
изучения; относить изученные объекты к определенным группам (корова домашнее животное); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той
же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к
режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать
основные правила личной гигиены; иметь представления об элементарных
правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания
под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми,
предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или
отказываться); 5 владеть несложными санитарно-гигиеническими
навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть
навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на
вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
подкармливать птиц, живущих около школы; составлять описательный
рассказ из 2-3 простых предложений об изученных объектах по
предложенному плану; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (волк - дикое животное, зверь
(млекопитающее), животное, санитар леса); знать отличительные
существенные признаки групп, объектов; знать правила гигиены органов
чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать
полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач; проявлять интерес, активность и самостоятельность в
работе на уроке; применять сформированные знания и умения при решении
новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто
характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать
вопросы учителя по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнять
задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и
работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать
замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в
организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать
действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности
познавательного материала, от получения знаний, до применения их в
повседневной жизни. Сезонные изменения в природе.
Закрепление
представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за
высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных
лучей, количества тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи.
Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях
неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки,
оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый
ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь.
Знакомство с календарем. Название месяцев.
Цель: формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы; знакомство с календарем. Планируемые результаты:
Предметные: усвоить представления о солнце, о явлениях и состояниях
неживой природы, названия месяцев.
Познавательные: наблюдать за изменениями в природе; работать с
информацией (понимать изображение, устное высказывание) предъявленные
на бумажных и электронных и других носителях; сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, определять
цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, слышать
инструкцию учителя.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Живая природа Растения. Наблюдения за растениями сада и леса в разное
время года: яблоня, дуб, тополь. Увядание и появление цветов и трав (астра,
ноготки, подснежник). Сравнивание и распознавание растений по их
признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель
(ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья,
ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес.
Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Овощи.
Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Травы полезные и
травы опасные.
Цель: формирование представлений о растениях; сравнивание и
распознавание растений по их признакам.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить элементарные представления о растениях.
Познавательные: наблюдать за изменениями в природе; работать с
информацией (понимать изображение, устное высказывание) предъявленные
на бумажных и электронных и других носителях; сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, определять
цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, слышать
инструкцию учителя.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
– ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Животные. Птицы зимующие и перелетные: снегирь, синица, грач, скворец.
Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года.
Дикие обитатели леса: еж, медведь. Внешний вид, питание, повадки, образ
жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: коза, овца. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за
домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Птицы.
Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о
потомстве. Птицы перелетные и зимующие: снегирь, синица, грач, скворец.
Цель: усвоение представлений о диких и домашних животных, птицах,
насекомых. Планируемые результаты:
Предметные: усвоить представления о диких и домашних животных,
птицах, насекомых.
Познавательные: наблюдать за изменениями в природе; работать с
информацией (понимать изображение, устное высказывание) предъявленные
на бумажных и электронных и других носителях; сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место,
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, слышать инструкцию учителя.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
– ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Человек Дом, улица, школа, город. Транспорт. Правила дорожного
движения. Посуда. Одежда. Обувь. Мебель. Охрана здоровья: мой организм.
Лицо. Глаза – органы зрения. Органы слуха – уши и уход за ними. Орган
обоняния – нос. Орган осязания – язык. Зубы. Уход за зубами.
Цель: усвоение представлений о видах транспорта, ПДД, организме человека;
посуде, одежде, обуви, мебели.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить представления о видах транспорта, о правилах
дорожного движения, о посуде, одежде, обуви; об органах слуха, зрения,
обоняния, осязания; зубах. Познавательные: работать с информацией
(понимать изображение, устное высказывание) предъявленные на бумажных
и электронных и других носителях; сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, определять
цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, слышать
инструкцию учителя.
Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
– ученик, ученик – ученик, учитель-класс).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
В программе определён обязательный минимальный уровень знаний.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся класса, в
программе по окружающему миру предусмотрено два уровня требований к
знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения
ими учебным материалом):
Минимальный
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости
его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач, ответы на вопросы и постановка
вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к
к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Результаты освоения учебного курса, предмета и система их
оценки.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической
деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются
соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения
(полнота и надежность). Чем больше, верно, выполненных заданий к общему
объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками следующим образом:
3-«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий.
4-«хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5-«очень
хорошо»(отлично)
если
обучающиеся
верно
выполняют
свыше
65%
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной
динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются
оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность,
оказывают положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
Контрольные параметры оценки достижений обучающихся по предмету
- поурочный балл;
- карточки - задания; таблицы; схемы - опоры;
- деформированный текст;
- самостоятельная, практическая работа.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и
навыков обучающихся учреждения. При оценке устных ответов принимается
во внимание: правильность ответы по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение
практически применять свои знания; последовательность изложения и
речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающий даёт ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки»5», но допускает неточности в
примерах и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в
речи; при работе с текстом.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание
большей или наиболее существенной части изученного материала; в работе с
текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Контрольно - измерительные материалы по учебному курсу.
В качестве форм контроля в соответствии с содержанием учебного
курса, особенностями и возможностями обучающихся используются
следующие виды:
- тексты проверочных, самостоятельных работ;
- карточки - задания;
- тесты;
- схемы - опоры;
- таблицы для заполнения;
- деформированные тексты.
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Колво
часов
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Деятельность
учащихся
Сезонные изменения в природе
1
Осень. Растения
осенью.
1
Называть
признаки осени.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной
частей.
Наблюдения в
природе.
2
Животные
осенью.
1
Знать названия
осенних месяцев.
ценностное
отношение к
природе;
Работа с
учебником.
Неживая природа
3
Солнце в разные
времена года.
1
Знать различия
солнца в разные
времена года.
Осознание себя
как ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением,
занятиями
Беседа о солнце
как планете
солнечной
системы
4
Восход и закат
солнца
1
Знать сторону
восхода и заката
формирование
положительного
Наблюдение в
природе.
Мониторинг
солнца
отношения к
мнению учителя,
сверстников;
5
Календарь.
1
Уметь
пользоваться
календарем.
овладение
социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной
жизни
6
Воздух. Значение
воздуха.
1
Знать значения
воздуха для
человека.
Готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе;
7
Термометр.
1
Уметь
пользоваться
термометром.
ценностное
отношение к
природе;
8
Ветер.
Направления
ветра.
1
Уметь определять
направления
ветра.
формирование
положительного
отношения к
мнению учителя,
сверстников;
Составление
рассказа о
значении воздуха
в жизни
человека.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Живая природа
1
Уметь сравнивать
растения. Знать
части растений.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной
частей.
10 Растения сада.
1
Знать названия
растений сада.
умение
обращаться за
помощью,
принимать
помощь
11 Плоды и семена.
1
Различать плоды
и семена
растений.
овладение
социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной
жизни
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
12 Грибы.
1
Знать названия
съедобных и
несъедобных
грибов.
Осознание себя
как ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
Составлять
предложения по
опорным
картинкам;
работать с
9
Растения.
Сравнение
растений. Части
растений.
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
Самостоятельная
работа
обучением,
занятиями
13 Травы.
1
учебником.
Знать названия
трав.
Сезонные изменения в природе
14 Зима. Растения
зимой.
1
знать названия
зимних месяцев,
признаки зимы.
формирование
положительного
отношения к
мнению учителя,
сверстников;
Работа с
учебником.
15 Животные зимой.
1
Связно
высказываться по
плану, употребляя
простые
распространённые
предложения.
Готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе;
составление
предложений по
опорным
картинкам.
16 Занятия людей
зимой.
1
знать какую
одежду выбирать
зимой; какие игры
можно играть.
умение
обращаться за
помощью,
принимать
помощь
Работа с
сюжетными
картинками.
Живая природа
17 Животные. Дикие
животные.
1
Знать названия
диких животных.
18 Домашние
животные.
1
Знать названия
домашних
животных.
Готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе;
19 Птицы.
1
Знать названия
птиц.
умение
организовать своё
рабочее место;
20 Перелётные
птицы.
1
Знать названия
перелетных птиц.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной
частей.
21 Зимующие
птицы.
1
Знать названия
зимующих птиц.
ценностное
отношение к
природе;
22 Хищные птицы.
1
Знать названия
хищных птиц.
умение
обращаться за
помощью,
принимать
Работа с
Самостоятельная
работа
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
помощь
23 Певчие птицы.
1
Знать названия
певчих птиц.
24 Весна. Растения
весной.
1
Знать названия
овладение
весенних месяцев. социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной
жизни
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
25 Животные
весной.
1
знать названия
диких животных
Работа с
учебником.
26 Занятия людей
весной.
1
знать какие
работы
проводятся в
огороде весной.
овладение
социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной
жизни
Человек
умение
организоват
ь своё
рабочее
место;
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Работа с
раздаточным
материалом
27 Человек.
Дыхание
человека.
1
28 Профилактика
простудных
заболеваний.
1
Знать причины
простудных
заболеваний.
формирование
положительного
отношения к
мнению учителя,
сверстников;
29 Кровь. Сердце.
Пульс.
1
Называть
расположение
органов на теле
человека.
Готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе;
30 Окружающая
среда и здоровье
человека.
1
31 Питание
Знать названия
органов человека.
Называть части
тела организма
человека.
Осознание себя
как ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением,
занятиями
Знать продукты
питания,
умение
организоват
ь своё
рабочее
место;
овладение
социально-
Составлять
предложения по
опорным
картинкам;
работать с
учебником.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Работа с
сюжетными
картинками.
Зачет
человека.
полезные и не
полезные для
здоровья
человека.
бытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной
жизни
32 Лето. Растения
летом.
1
Назвать признаки
лета.
ценностное
отношение к
природе;
Работа в рабочих
тетрадях.
33 Животные летом.
1
Знать названия
летних месяцев.
умение
обращаться за
помощью,
принимать
помощь
Работа с
раздаточным
материалом
34 Занятия людей
летом.
1
Знать какие
работы
проводятся летом
в огороде.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной
частей.
Работа с
сюжетными
картинками.
Зачет
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение
дисциплины.
1. Демонстрационные экземпляры - иллюстрации по темам:
« Времена года», « Транспорт», «Овощи и фрукты», « Грибы и ягоды»,
« Комнатные растения», « Правила дорожного движения».
2.Муляжи « Овощи и фрукты».
3.Комплект демонстрационных картинок для фронтальной работы (Ф - один экземпляр на двух человек) по темам:
« Дикие и домашние животные», « Птицы».
4Полный комплект картинок по темам « Одежда и обувь», « Фрукты и овощи»,
« Насекомые».
5.Серии сюжетных картинок (Ф) по теме « Дом. Квартира», « Семья»
« Времена года».
6.Календарь погоды (Д).
7. Демонстрация натуральных образцов (апельсин, лимон, яблоко, груша).
8.Геометрические фигуры (Ф).
9.Схемы - опоры по теме « Дикие и домашние животные», « Весна - пробуждение природы». ( Ф).
10.Рисунки по теме: « Осень», « Зима», « Весна», « Семья», « Деревья: берёза, клён».
11.Таблицы - опоры по теме» Обувь», « Деревья, кустарники», « Домашние и дикие животные».
Учебно-методический комплекс.
1.Н.Б.Матвеева, И. А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова Мир природы и человека(учебник) М. «Просвещение»
2022 г.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации. - М."Просвещение»
Методические пособия:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий
мир».М.: Вако, 2004
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических
комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4
классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией
В.В.Воронковой