Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.13 10:48:55 +05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Новосельская СОШ»
____________ И.А.Федоров
Приказ № 123 от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 1 класса
Составитель: учитель начальных классов
Корнилова Е.В. 1КК
с. Новое Село
2024 г.
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об
образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной
среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного
движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
«О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1– 4 классов авторов
Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского.
Одними из основных моментов в практической реализации
вышеназванных законов РФ являются постоянное информирование
населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения
в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций.
Реализация программы позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ
безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у
детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребёнка
самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков
безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи программы:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ
безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- научить использовать полученные знания в практической деятельности;
- развивать умение ориентироваться в окружающей социальной и
природной среде.
Целью программы является формирование социального опыта школьника,
осознание им необходимости уметь применять полученные знания в
нестандартной ситуации.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
2
знать правила движения пешеходов по загородной дороге.
знать обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное
средство и высадки из него.
знать правила поведения при возникновении пожара в общественных
местах, в общественном транспорте.
знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно
и где нельзя играть.
знать правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятия
об ориентировке на местности.
знать опасных животных и насекомых. Правила безопасного поведения
и меры защиты.
знать, чем опасны водоёмы зимой, как меры предосторожности следует
принять при движении по льду водоемов.
знать правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных
и необорудованных местах. Основные правила поведения на воде, при
купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения
утопающих. Основные спасательные средства.
знать правила безопасного поведения в лесу, в поле.
знать возможные опасные ситуации при движении по открытой
местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы,
снегопада и др.
знать ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при
встрече с опасными животными и насекомыми
Используемая литература:
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1 кл./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.- М.:
Просвещение, 2005.
Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для
учителя/ И.К. Топоров. – М.: Просвещение, 2000.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
• развитие умения защищаться от внешних и внутренних угроз; •
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности; • воспитание ответственного
отношения к сохранению окружающей среды, личного здоровья.
Метапредметными результатами обучения культуре
безопасности
жизнедеятельности в основной школе являются:
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных
источников
и
новых
информационных
технологий;
• умение выражать свои мысли, умение слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на
производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня,
необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
Как ухаживать за своим телом;
основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь
(на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах,
ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома;
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с
незнакомыми людьми;
4
наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги.
Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где
нельзя играть;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и
погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону,
правила поведения;
чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины
загрязнения воздуха;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об
ориентировке на местности;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры
защиты.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых,
первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома,
по телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно
переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и
регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
самостоятельно одеться по сезону;
самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках,
скверах, в лесу;
правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами,
осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Воспитательный потенциал учебного предмета «Культура безопасности
жизнедеятельности» реализуется через:
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
5
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на
производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся
Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть
дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись
быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил
поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его
опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в
6
доме.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с
незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми
людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый
человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог.
Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и
регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при
аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека.
Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила
поведения.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема урока
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные
ситуации.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Основные виды травм у детей младшего школьного
возраста. Ожоги.
Как уберечься от ожогов.
7
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Кровотечения. Первая медицинская помощь при
кровотечениях.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые
могут возникнуть дома.
Профилактика опасных ситуаций.
Как вести себя, когда ты дома один.
Электричество - источник возможной опасности.
Газ - источник возможной опасности.
Лекарства – источник опасности.
Средства бытовой химии как источники опасности.
Опасная высота. Опасности, возникающие при
нарушении правил поведения в жилище.
Опасная высота. Опасности, возникающие при
нарушении правил поведения на балконах и лестничных
клетках.
Огонь и человек.
Причина возникновения пожаров в доме (помещении).
Дым и опасность.
Правила безопасного поведения при возникновении
пожара в доме.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при
контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на
улице, в подъезде дома.
Правила безопасного общения по телефону, в случае если
незнакомый человек стучится в дверь.
Где можно и где нельзя играть.
Наиболее безопасный путь в школу и домой.
Правила перехода дорог.
Движение пешеходов.
Дорожные знаки.
Сигналы светофора и регулировщика.
Мы пассажиры. Обязанности пассажира.
Температура окружающего воздуха, ее влияние на
здоровье человека.
Одежда по сезону.
Погодные условия (ветер, дождь, снег).
Причины возникновения погодных условий.
Итоговое занятие на тему: «Мы пассажиры».
8
9