Юный шахматист

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.13 11:32:00 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
На заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ И.А.Федоров
Приказ № 123 от 30.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Спортивной направленности
«Юный шахматист»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Федоров И.А.
педагог дополнительного образования

с. Новое Село, 2024 год

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования
«Шахматы»

имеет

физкультурно-спортивную

направленность.

Она

позволяет

организовать планомерную работу с обучающимися по развитию логического и
физического интеллекта детей, формированию основ здорового образа жизни.
Уровень освоения Программы: базовый
Нормативно - методические материалы:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ

«Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г.
№28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
6.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября

2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями
на 30 сентября 2020 года Приказ № 533).
8.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

9.
№467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»

(вместе

образовательной

с

«Методическими

деятельности

с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических
реализации

рекомендаций» (вместе
адаптированных

способствующих

с

«Методическими

дополнительных

социально-психологической

рекомендациями

общеобразовательных
реабилитации,

по

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
14. Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д «Об
утверждении методических рекомендаций» (с изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
15. Устав МАОУ «Новосельская СОШ» (в действующей редакции).
16. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАОУ «Новосельская СОШ».
17. Учебный план дополнительного образования МАОУ «Новосельская СОШ»
(Приказ № 123 от 30.08.2024 г).

Актуальность программы
Шахматы остаются одной из самых любимых и увлекательных игр. Это
единственная игра из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт,
искусство и наука. Играя в шахматы, ребенок приобретает много полезных качеств,
тренирует память, учится упорству, находчивости, развивает фантазию. Шахматы
– это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, совершенствующие сильные
черты личности.
Под словом «игра» понимается не только забава, отдых или спорт, но, что
гораздо

важнее,

возможность

создать

на

шахматной

доске

необычное,

фантастическое – в этом шахматы близки к искусству. Но к шахматам можно
относиться и как к науке со своими законами, принципами. Шахматы содержат в
себе элементы научного исследования – именно такой подход свойственен многим
выдающимся шахматистам. Представляется важным приобщить ученика к
самообразованию, привить навыки самостоятельной работы.
Цель: равномерно развитие логического и физического интеллекта детей,
формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи:
Образовательные:
-обеспечивать освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории
развития шахмат;
- обеспечивать освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных
фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально –
спортивных подвижных игр;
- обобщать опыт овладения приемами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых
положениях;
- обобщать опыт освоения принципов игры в дебюте, методов краткосрочного
планирования действий во время партии;
- обучать новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;

- обучать приемам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Воспитательные:
- формировать приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими упражнениями, играм и использовать их в свободное время;
- воспитывать положительные
коллективного

качества

личности,

нормы

взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитывать

у

детей устойчивую мотивацию

к

интеллектуально

– физкультурным занятиям.
Развивающие:
- формировать представление об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формировать

первоначальные

умения

саморегуляции

интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;
- формировать укрепление здоровья обучающихся, развивать основные физические
качества и повышать функциональные возможности их организма;
- формировать у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Категория обучающихся: 11– 17 лет
Формы и режим занятий.
При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма
работы. Занятия проводятся по 2 учебных часа в неделю. Срок реализации
Программы: 3 года (204 часа)
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной программы дополнительного образования «Юный
шахматист»
В результате обучения обучающиеся будут знать:
К концу 1 года:
- историю развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни
человека;

- терминологию шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность
действий при закреплении изученного шахматного материала; - знать шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой
фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, видеть элементарные угрозы партнера.
К концу 2 года:
-уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
- уметь защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- уметь решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи; - уметь ставить мат одинокому королю
ладьей и королем;
- уметь разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
- уметь владеть
новыми
элементами шахматной тактики:
«завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат»;
- знать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- уметь применять способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
- уметь владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета
вариантов в практической игре,
- уметь находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в двахода,
- уметь применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты
и их теоретические варианты,
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу 3 года:
- уметь владеть основными шахматными позициями,
- уметь владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета
вариантов в практической игре,

- уметь находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в дватри хода,
- уметь применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и
их теоретические варианты,
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках, - уметь
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции,
- уметь реализовывать материальное преимущество, принимать участие в шахматных
соревнованиях.
Содержание
Программы Учебный
(тематический) план
Количество часов
№
Название раздела, темы
Сведения из истории шахмат.
1
год Базовые понятия шахматной игры
2
Сведения из истории шахмат.
год Базовые понятия шахматной игры
3
Сведения из истории шахмат.
год Базовые понятия шахматной игры

всего

теория практика

68

42

26

68

42

26

68

42

26

Формы
аттестации (
контроля)
Тесты,
соревнование,
турнир
Тесты,
соревнование,
турнир
Тесты,
соревнование,
турнир

Содержание учебного (тематического)
плана. 1 год обучения
Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения
соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном
обществе.
Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход
и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие
на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность
шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы,
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии,
основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (26ч)
Конкурсы

решения

позиций.

Соревнования.

Шахматный

праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.

2 год обучения
Теоретические основы и правила шахматной игры (46ч)
Сведения из истории шахмат.
Возникновение шахмат в Италии. Знакомство с великими шахматистами русской,
французской и английской шахматных школ. История развития шахматных дебютов.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: центр в шахматной партии, комбинации на
тему «перегрузка», развитие фигур и мобилизация сил, освобождение поля,
опасность бесполезных ходов в дебюте и потеря времени, освобождение линии,
значение открытой линии, «хорошие и плохие фигуры», «прорыв» и «отвлечение»
в пешечном эндшпиле, отдаленная проходная пешка, связанные пешки, пешки

кандидаты,

пешечный

штурм

в

миттельшпиле

при

односторонних

и

разносторонних рокировках, сильные и слабые поля.
Практико-соревновательная деятельность (22ч)
Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
соревнования, шахматные праздники
3 год обучения
Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч)
Немецкая шахматная школа. Идеология классической шахматной
школы
Учение Вильгельма Стейница. Искусство централизации и взаимодействие
фигур, промежуточный ход, блокировка, подвижный и неподвижный пешечный
центр, изолированная, отсталая и «висячие» пешки в центре, тактические приемы
«неотразимая угроза» и бешенная фигура, основы коневого эндшпиля. Слон против
коня в миттельшпиле, преимущество слона над конем, окончание с одноцветными
и разноцветными слонами.
Практико-соревновательная деятельность (26ч)
Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Формы аттестации и формы подведения итогов реализации Программы.
Форма аттестации: зачет.
Контрольные испытания проводятся в практической игре в соревновательной
обстановке.
Формы организации:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».