Федоров
Иван
Алексеевич
Подписано цифровой
подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.13 10:01:41 +05'00'
Приложение № 2
к основной образовательной
программе среднего
общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ
«Новосельская СОШ»
________Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.
У Ч Е Б НЫ Й
ПЛАН
среднего общего образования
МАОУ «Новосельская СОШ»
на 2024-2025 учебный год
(гуманитарный профиль)
с. Новое Село
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФОП СОО, СП
2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов по предметам рассчитано на уровень
образования СОО с учетом максимальной общей нагрузки при пятидневной учебной неделе и
67 учебных недель за два учебных года.
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика,
психология, общественные отношения и т.д. В данном профиле для изучения на углубленном
уровне выбираются учебные предметы и дополнительные курсы преимущественно из
предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные
языки».
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана гуманитарного
профиля при пятидневной учебной неделе.
Учебный план гуманитарного профиля обучения включает 13 учебных предметов («Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История»,
«Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура»,
«Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных предметов
на углубленном уровне: история, обществознание.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной
деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.
Организация образовательной деятельности
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы:
«Русский язык» (базовый уровень), «Литература» (базовый уровень).
Предметная область «Иностранные языки», включающая учебный предмет:
«Иностранный (немецкий) язык» (базовый уровень);
Предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебный предмет:
«История» (углублённый уровень); «География» (базовый уровень); «Обществознание»
(углублённый уровень);
Предметная область «Математика и информатика», включающая учебный предмет:
«Алгебра» (базовый уровень), «Геометрия» (базовый уровень), «Вероятность и статистика»
(базовый уровень), «Информатика» (базовый уровень)
Предметная область «Естественно-научные предметы», включающая учебный предмет:
«Биология» (базовый уровень), «Физика» (базовый уровень), «Химия» (базовый уровень);
Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины», включающая учебный
предмет: «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень).
Предметная область «Физическая культура», включающая учебный предмет: «Физическая
культура» (базовый уровень).
Изучение предметной области «Русский язык и литература»
Русский язык
Результаты освоения базового уровня:
1) сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире
(государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку;
2) совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с
речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем
диалогического высказывания - не менее 7-8 реплик); совершенствование умений выступать
публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N
413 "Об утверждении федерального 22.09.2022 Система ГАРАНТ 10/60
3) сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте;
совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых
зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее
150 слов);
4) совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы
информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов);
совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
другое);
5) обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение
словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых
средств; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты
разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной
жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования
национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в
обществе;
6) сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном,
коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного
русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм
современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и
письменные высказывания; обобщение знаний об основных правилах орфографии и
пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в
практике письма; сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;
7) обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы);
8) обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте;
9) совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.
Литература
Результаты освоения базового уровня:
1) понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и
правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры,
характерных для данной предметной области;
2) умение решать основные практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
3) осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Изучение предметной области «Иностранные языки»
Результаты освоения базового уровня иностранного языка (немецкий язык):
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной
социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном
поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение
строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам
общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка,
так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения
информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся,
российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в
многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков
критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы
исследования, характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия
всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с
целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о
многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
История
Результаты освоения углублённого уровня:
1) понимание значимости роли России в мировых политических и социально-экономических
процессах с древнейших времен до настоящего времени;
2) умение характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру;
3) сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях
исторического знания, методах изучения исторических источников;
4) владение комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинноследственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
5) умение анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления,
процессы с древнейших времен до настоящего времени;
6) умение объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать при
работе специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и
истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебно-исследовательской
деятельности;
7) умение отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного
взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по
новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории;
рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать фальсификации
отечественной истории.
Обществознание
Результаты освоения углублённого уровня:
1) сформированность знаний об основах общественных наук: социальной психологии,
экономике, социологии, политологии, правоведении и философии, их предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, о месте и роли отдельных научных
дисциплин в социальном познании, о роли научного знания в постижении и преобразовании
социальной действительности; о взаимосвязи общественных наук, необходимости
комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов;
2) сформированность знаний об обществе как системе социальных институтов; о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях; многообразии социальных
институтов, включая семью, государство, базовые экономические, политические институты,
институты в сфере культуры и массовых коммуникаций; о взаимосвязи и взаимовлиянии
различных социальных институтов; об изменении с развитием общества их состава и функций;
о политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных
институтов российского общества; о государственно-общественных институтах в Российской
Федерации, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах разрешения
социальных конфликтов, о конституционных принципах национальной политики в Российской
Федерации; о свободе и необходимости, единстве и многообразии в общественном развитии,
факторах и механизмах социальной динамики;
3) овладение элементами методологии социального познания; умение применять методы
научного познания социальных процессов явлений для принятия обоснованных решений в
различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и
практических целей;
4) умение при анализе социальных явлений соотносить различные теоретические подходы,
делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях;
проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и
научно-публицистического характера, вести дискуссию, выстраивать аргументы с
привлечением научных фактов и идей; владение приемами ранжирования источников
социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности
сведений;
5) готовность и способность делать объектом рефлексии собственный социальный опыт,
использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем,
разрешения конфликтов правовыми способами; умение подходить к анализу и оценке
общественных явлений с научных позиций, соотносить различные теоретические подходы,
оценки; делать собственные выводы и обосновывать их на теоретическом и эмпирическом
уровнях;
6) готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе
правовых норм, обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и
установленных правил, умение самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413 "Об утверждении федерального 22.09.2022 Система ГАРАНТ 32/60
7) сформированность умений, необходимых для успешного продолжения образования на
уровне высшего образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая
умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах при решении учебных задач, требующих
совместной деятельности, выполнять свою часть работы по предложенному плану
(инструкции), соотносить свои действия с действиями других участников групповой
деятельности; способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой.
География
Результаты освоения базового уровня
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математики и информатики;
сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека
в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного,
юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов
информационных технологий; принятие этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение информации.
«Алгебра»
Результаты освоения базового уровня:
Числа и вычисления
Оперировать понятиями: рациональное и действительное число, обыкновенная и
десятичная дробь, проценты.
Выполнять арифметические операции с рациональными и действительными
числами.
Выполнять приближённые вычисления, используя правила округления, делать
прикидку и оценку результата вычислений.
Оперировать понятиями: степень с целым показателем; стандартная форма записи
действительного числа, корень натуральной степени; использовать подходящую
форму записи действительных чисел для решения практических задач и
представления данных.
Оперировать понятиями: синус, косинус и тангенс произвольного угла; использовать
запись произвольного угла через обратные тригонометрические функции.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: тождество, уравнение, неравенство; целое, рациональное,
иррациональное уравнение, неравенство; тригонометрическое уравнение;
Выполнять
преобразования тригонометрических выражений
и
решать
тригонометрические уравнения.
Выполнять преобразования целых, рациональных и иррациональных выражений и
решать основные типы целых, рациональных и иррациональных уравнений и
неравенств.
Применять уравнения и неравенства для решения математических задач и задач из
различных областей науки и реальной жизни.
Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения,
уравнения, неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с
использованием аппарата алгебры.
Функции и графики
Оперировать понятиями: функция, способы задания функции, область определения и
множество значений функции, график функции, взаимно обратные функции.
Оперировать понятиями: чётность и нечётность функции, нули функции, промежутки
знакопостоянства.
Строить и читать графики линейной функции, квадратичной функции, степенной
функции с целым показателем
Использовать графики функций для исследования процессов и зависимостей при
решении задач из других учебных предметов и реальной жизни; выражать
формулами зависимости между величинами.
Начала математического анализа
Оперировать понятиями: последовательность, арифметическая и геометрическая
прогрессии.
Оперировать понятиями: бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, сумма
бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Использовать свойства последовательностей и прогрессий для решения реальных
задач прикладного характера.
Множества и логика
Оперировать понятиями: множество, операции над множествами.
Использовать теоретикомножественный аппарат для описания реальных процессов и
явлений, при решении задач из других учебных предметов.
Оперировать понятиями: определение, теорема, следствие, доказательство.
«Геометрия»
Результаты освоения базового уровня:
1) включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
2) формирование математического типа мышления, владение геометрической терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами;
3) сформированность представлений о математике, о способах описания на математическом
языке явлений реального мира;
4) сформированность представлений о математических понятиях, как о важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
5) владение методами доказательств и алгоритмов решения;
6) умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
7) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их
основных свойствах;
8) сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире
геометрические фигуры;
9) применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения
геометрических задач и задач с практическим содержанием;
10) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
«Вероятность и статистика»
Результаты освоения базового уровня:
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 10—11 классах
ориентированы на достижение уровня математической грамотности, необходимого для
успешного решения задач и проблем в реальной жизни и создание условий для их
общекультурного развития.
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне среднего общего
образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных
результатов:
1) Читать и строить таблицы и диаграммы.
2) Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее
значение, размах массива
числовых данных.
3) Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие,
элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить
вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и
сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах.
4) Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий,
событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и
формулой сложения вероятностей при решении задач.
5) Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить
вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта.
6) Применять комбинаторное правило умножения при решении задач.
7) Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех
и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до
первого успеха; находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
8) Оперировать
понятиями: случайная величина, распределение вероятностей,
диаграмма распределения.
«Информатика»
Результаты освоения базового уровня:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании
данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;
умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение
навыками алгоритмического
мышления и
понимание
необходимости
формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования
и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ
по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение
навыками
и
опытом разработки
программ в
выбранной
среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить;
сформированность основ целостной научной картины мира; формирование понимания
взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду,
экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой
деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать
научную информацию;
сформированность навыков безопасной работы во время проектно- исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Физика
Результаты освоения базового уровня
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной
научной
картине
мира; понимание
физической
сущности
наблюдаемых
во
Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2)
владение основополагающими физическими понятиями,
закономерностями,
законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и
символикой;
3)
владение основными методами научного познания,
используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умения обрабатывать результаты
измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами,
объяснять
полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.
Химия
Результаты освоения базового уровня
1) сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
2) владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия
(химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа,
радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая
решетка,
типы
химических
реакций
(окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,
химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ
A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности
человека;
3) сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных
понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических
знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
4) сформированность умений использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия
важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая
сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства
веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
5) сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических
и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального 22.09.2022 Система ГАРАНТ 36/60 органических веществ к определенным
классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять
виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы
кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;
6) владение основными методами научного познания веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
7) сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных
ситуациях, связанных с веществами и их применением;
8) сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков
при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять
среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным
оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи
уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
9) сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из
разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
10) сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;
11) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сформированность
умения применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических
явлений;
12) для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность умения использовать
рельефно точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул
Биология
Результаты освоения базового уровня
1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания;
функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;
2) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических
терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема,
биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность,
саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
3) сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических
теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения
жизни и человека;
4) сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
5) приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;
6) сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и
эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем;
особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения,
развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к
среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах
своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;
7) сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических
процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения
здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде;
понимание необходимости использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования;
8) сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы
скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального 22.09.2022 Система ГАРАНТ 39/60 переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);
9) сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой
информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную
позицию;
10) сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
Изучение предметной области «Физическая культура» должно обеспечить:
В соответствии с письмом Минпросвещения Российской Федерации от 21.12.2022 г.
№ТВ-2859/03, а также в целях реализации Концепции развития детско-юношеского
спорта в Российской Федерации до 2030 года МАОУ «Новосельская СОШ» реализует
третий час физической активности за счет часов внеурочной деятельности и (или) за
счет посещения обучающимися Школьного спортивного клуба «Вымпел», спортивных
секций.
Физическая культура
Результаты освоения базового уровня:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО);
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики
переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта,
активное применение их в игровой и соревновательной деятельности; социальной
деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем
людей и повышением их экологической культуры.
Изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» должно
обеспечить:
Сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира:
знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях,
природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять
эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками
оказания первой помощи пострадавшим; умение действовать индивидуально и в группе в
опасных и чрезвычайных ситуациях.
Основы безопасности и защиты Родины
Результаты освоения базового уровня:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для
личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания."
В учебный план включены дополнительные учебные курсы по выбору обучающихся. Изучение
дополнительных учебных курсов по выбору обучающихся должно обеспечить:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную,
общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы:
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или
вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности,
профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения дополнительных учебных курсов по выбору обучающихся должны
отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного
предмета, курса: развитие обшей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Учебный план школы предлагает учебные предметы, курсы по выбору обучающихся:
знай и люби родной язык – 1 час, математический калейдоскоп – 1 час, мир биологии – 1 час.
Учебные курсы по выбору обучающихся удовлетворяют индивидуальные запросы
обучающихся, углубляют, расширяют и систематизируют знания в выбранной области
научного знания или вида деятельности, совершенствуют имеющийся и приобретенный новый
опыт познавательной деятельности.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности,
рекомендуемые для всех обучающихся:
- Информационно-просветительские
направленности «Разговоры о важном»;
занятия
патриотической,
нравственной
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся «Россия – мои горизонты» (профориентационный
минимум);
а также вариативную часть:
- деятельность РДДМ «Движение первых»;
- проектно-исследовательская деятельность;
- школьный спортивный клуб «Вымпел»;
- Экскурсии, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на
свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, конкурсы, концерты,
торжественные собрания;
- Совет старшеклассников.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
среднего общего образования определяет МАОУ «Новосельская СОШ».
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования па основе собранных /данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в 10 классе
(1 час в неделю) в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного
проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Для выполнения всех программ учебных курсов имеет значение организация учебной
деятельности как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся также
обучающихся друг с другом.
При организации образовательной деятельности учителями используются разнообразные
современные педагогические технологии: личностно-ориентированного развивающего
обучения, разноуровневого обучения, коллективного взаимодействия, проблемного обучения,
проектного обучения, дистанционного обучения, модульного обучения, концентрированного
обучения, развития критического мышления, компьютерные технологии (ИКТ), технологии
создания учебных ситуаций, технологии, основанные па реализации исследовательской
деятельности
Все программы строятся в соответствии с психолого-педагогическими особенностями
обучения учащихся. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно
принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности,
самостоятельности и учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
Таким образом, при составлении учебного плана были учтены образовательные потребности
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также условия образовательного
учреждения и возможности кадрового потенциала. Учебный план способствует повышению
качества образовательной подготовки, создает возможность расширенного овладения
избранными учебными предметами с целью продолжения образования.
Режим работы и санитарные нормы в МАОУ «Новосельская СОШ»
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "Новосельская средняя общеобразовательная школа",
разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Новосельская средняя общеобразовательная школа" начинается 02.09.2024 и заканчивается
31.05.2025.
Продолжительность учебного года в 10 классе составляет 34 учебные недели.
Продолжительность учебного года в 11 классе составляет 33 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 5-ти дневной учебной
неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 10 классе – 34
часа, в 11 классе – 33 часа.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования составляет 2 года.
Формы текущей и промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в учебное время в соответствии с Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, утвержденного приказом директора № 326 от 31.12.2019 г.
Материал для проведения промежуточной аттестации (вопросы, задания, тесты и т.д.)
разрабатывается учителем - предметником согласно выбранной им форме.
Промежуточная аттестация по итогам учебного года включает в себя:
- контрольная работа;
- проверочная работа;
- самостоятельная работа с оцениванием;
- контрольное изложение;
- сочинение;
- диктант;
- тестирование;
- тестирование в формате ЕГЭ;
- зачет;
- защита проектной или проектно-исследовательской работы;
- защита реферата.
- комплексное тестирование по физической культуре, включающее практическую и
теоретическую части;
- защита индивидуального/группового проекта для обучающихся 10-х классов;
- итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА для обучающихся 11-х классов в
декабре последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Итоговая аттестация для 11-х классов: с 23 мая и далее проводится в сроки, установленные
Министерством просвещения РФ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Предметная область
Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык и литература
Русский язык
Литература
Иностранные языки
Иностранный язык
Математика и информатика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Общественно-научные
История
(углубленный
предметы
уровень)
Обществознание
(углубленный уровень)
География
Естественно-научные
Физика
предметы
Химия
Биология
Основы
безопасности
и Основы
безопасности
и
защиты Родины
защиты Родины
Физическая культура
Количество часов в неделю
10
11
2
3
3
2
2
1
1
4
2
3
3
3
1
1
1
4
4
4
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
Физическая культура
Индивидуальный проект
2
1
Итого
31
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Знай и люби родной язык
1
Математический калейдоскоп
1
Итого
2
ИТОГО недельная нагрузка
33
Количество учебных недель
34
Всего часов в год
1122
2
0
30
1
1
2
32
33
1056
План внеурочной деятельности (недельный)
Направление
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной
Курсы
деятельности
внеурочной Количество часов в неделю
10
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1
Разговоры о важном
11
1
направленности
занятия, направленные «Россия – мои горизонты»
на
удовлетворение (профориентационный
профориентационных
минимум)
интересов
и
потребностей
обучающихся
Вариативная часть
Занятия, связанные с
Проектно-исследовательская
реализацией особых
деятельность,
участие
в
интеллектуальных
конкурсах,
олимпиадах,
и
социокультурных тематические линейки
потребностей
обучающихся
Занятия, направленные Школьный спортивный клуб
на
удовлетворение Экскурсии,
тематические
интересов
и учения и тренировки, занятия
потребностей
в спортивном зале и на свежем
обучающихся
и воздухе,
беседы,
физическом развитии, соревнования,
подвижные
помощь
в игры, конкурсы, концерты и
самореализации,
т.д. (мероприятия согласно
раскрытии и развитии плана ВР)
способностей
и
талантов
Занятия, направленные Мероприятия
в
рамках
на
удовлетворение деятельности
РДДМ
социальных интересов «Движение первых»
и
потребностей Деятельность
Совета
обучающихся,
на старшеклассников
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления,
на
организацию совместно
с
обучающимися
комплекса мероприятий
ИТОГО недельная нагрузка
Всего часов в год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
7
238
231