Федоров
Иван
Алексеевич
Подписано цифровой
подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.13 09:50:28 +05'00'
Приложение № 2
к адаптированной
образовательной
программе для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ
«Новосельская СОШ»
________Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.
У Ч Е Б НЫ Й П Л А Н
адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
1-4 класс
МАОУ «Новосельская СОШ»
на 2024-2025 учебный год
с. Новое Село
2024 г.
Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(нарушением интеллекта) на 2024-2025 учебный год
Учебный план МАОУ «Новосельская СОШ», реализующей АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебный планы МАОУ
«Новосельская СОШ» представлен в варианте 1:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет). Данный вариант сроков обучения учитывает:
особенности психофизического развития обучающихся, сформированность у них готовности
к школьному обучению и имеющиеся особые образовательные потребности; наличие
комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические) в МАОУ «Новосельская СОШ». На каждом этапе обучения в учебном плане
представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психофизического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в МАОУ
«Новосельская СОШ», реализующей АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование
основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: введение учебных курсов, обеспечивающих необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (Логопедические занятия, психокоррекционные занятия,
Ритмика).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной
организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
представлено в плане внеурочной деятельности Адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталость (нарушением
интеллекта).
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной
отсталостью.
Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический
диктант; практическая работа; тесты;
-по русскому языку: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный
диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант;
письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант;
-по чтению: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);
-по профессионально-трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа;
контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ;
участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их
развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Промежуточная аттестация проводится во 2-х–4-х классах с легкой умственной
отсталостью в конце первого полугодия и учебного года в сроки, установленные в начале
учебного года. В случае неудовлетворительной промежуточной аттестации за год отметка
обучающегося по предмету утверждается педагогическим советом учреждения.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного
действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей
шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и
невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. 2 –
воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 –
воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки
учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР каждым обучающимся с у/о по
каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 2 –
минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Оценка
деятельности
педагогических
кадров
МАОУ
«Новосельская СОШ»,
осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных
показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося
(«было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности МАОУ «Новосельская СОШ» осуществляется в ходе ее
аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на
основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
с учётом:
- результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,
регионального, муниципального);
- условий реализации АООП ОО;
- особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная
деятельность МАОУ «Новосельская СОШ» и педагогов, и в частности отслеживание
динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Новосельская СОШ»
Режим работы
В МАОУ «Новосельская СОШ» обучающиеся с умственной отсталостью учатся по
пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года - 33 недели в 1 классе и 34
недели во 2-4 классах. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей недели;
начало занятий 08.30;
вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре
- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в 3
неделю февраля.
Расписание звонков для 1 класса МАОУ «Новосельская СОШ»:
сентябрь-октябрь:
1 урок – 08.30 – 09.05 перемена 15 мин.
2 урок – 09.20 – 09.55 перемена 15 мин.
3 урок – 10.10 – 10.45 динамическая пауза 45 мин., обед 15 мин.
ноябрь-декабрь:
1 урок – 08.30 – 09.05 перемена 15 мин.
2 урок – 09.20 – 09.55 перемена 15 мин
3 урок – 10.10 – 10.45 перемена 20 мин.
4 урок – 12.05 – 12.40 динамическая пауза 45 мин., обед 15 мин.
*5 урок – 12.55 – 13.30
* за счёт урока физической культуры
январь-май:
1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 15 мин
2 урок – 09.25 – 10.05 перемена 15 мин
3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин.
4 урок – 11.20 – 12.00 динамическая пауза 45 мин., обед 15 мин. *
5 урок – 12.15 – 12.55
*за счёт урока физической культуры
Обучение во 2-4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей недели;
начало занятий 08.30;
продолжительность урока 40 минут;
вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
внеурочная деятельность проводится после 45 минутного перерыва.
Занятия в 1-4-х классах проводятся в первую смену.
Учебная нагрузка в первый и последний день недели меньше, чем в середине недели.
Расписание звонков для 2-4 классов МАОУ «Новосельская СОШ»:
1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 15 мин.
2 урок – 09.25 – 10.05 завтрак 15 мин.
3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин.
4 урок – 11.20 – 12.00 динамическая пауза 45 мин., обед 15 мин.
*5 урок – 12.15 – 12.55 перемена 10 мин.
*за счёт урока физической культуры
Учебный план МАОУ «Новосельская СОШ», реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (1-4 классы)
Образовательные
классы
Количество часов в неделю
Всего
Учебные предметы
I
II
III
IV
1. Язык и речевая Русский язык
3
3
3
3
12
практика
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4. Искусство
2
1
1
1
5
1
1
1
1
4
области
Обязательная часть
2. Математика
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство
5.
Физическая Адаптивная
физическая
3
3
3
3
12
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
21
23
23
23
90
5
5
10
1. Ритмика
1
1
2
2. Коррекционный курс «Формирование базовых
2
2
4
3. Коррекционный курс «Логопедические занятия»
2
2
4
4.
1
1
2
культура
6. Технологии
культура
Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
учебных действий» (учитель-дефектолог)
Коррекционный
курс
«Психологические
занятия»
Внеурочная деятельность:
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной
направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию функциональной
грамотности
обучающихся
«Функциональная
грамотность»
Орлята России
4
4
6
6
20
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
2
занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей
обучающихся «Мир профессий глазами детей»
Экскурсии,
физкультминутки,
тематические
учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на
свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные
игры, конкурсы, концерты, тематические линейки
Всего к финансированию
1
1
1
1
4
25
27
33
33
118
Общий объём учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной
учебной неделе (№№ учебных недели в 1 классе, 34 учебных недели во 2-4 классах)