МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "Новосельская
___________________Федоров И.А.
СОШ"
Приказ № 129 от «31» августа
2023 г.
Адаптированная рабочая программа общего
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
вариант 1
(для 5, 8 классы)
село Новое Село, 2023год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
адаптированная
рабочая
программа
коррекционного
курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)» для 5, 8 классов.
Программа направлена на реализацию средствами коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)» основных задач коррекционно –
развивающей области учебного плана:
Задачи коррекционного – развивающего курса:
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй
речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
- обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки
посредством повышения уровня общего речевого развития детей;
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся
(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления.
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
• укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
• формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
• формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального
поведения;
• расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального
поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом логопедические занятия проводится в первую и
вторую половину дня. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на ученика, на
занятия с группой - 40 минут, наполняемость 2-4 ученика, 2 раза в неделю, 68 часов в 5, 8
классах.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование,
включающее изучение нарушений устной и письменной речи, психических процессов,
познавательной деятельности. Затем заполняются речевые карты, комплектуются
логопедические группы, составляются индивидуальные планы коррекции речи,
тематические планы групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.
Оценка знаний учащихся зависит от индивидуального продвижения детей,
осуществляется по результатам повседневных работ учащихся, текущей и итоговой
диагностики. Все работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей речевого,
интеллектуального развития, усвоения учебного материала каждым учеником.
Основными видами устной работы учащихся являются аудирование,
проговаривание (сопряженное, отраженное), обучающие работы, к которым относятся
упражнения, выполняемые в целях тренировки по карточкам, с разрезной азбукой; задания
на доске, дидактические, настольные, печатные, компьютерные игры и пособия;
предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера.
С целью создания психологического контакта и благоприятной обстановки на
занятиях за любую работу ставится оценка, кроме отрицательной.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ личностные результаты освоения АООП ООО должны отражать:
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах. На конец обучения в 9 классе формируются следующие
личностные результаты:
• Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину.
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с
использованием информационных технологий.
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
• Формирование готовности к самостоятельной жизни.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты освоения АООП ООО должны
отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств
и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов
сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты освоения АООП ООО: характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
5 класс
Учащиеся должны уметь:
− различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
− подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
− проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
изменения формы слова;
− обозначать мягкость согласных буквой ь;
− разбирать слово по составу;
− выделять имя существительное как часть речи;
− строить простое распространенное предложение;
− связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
− пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
− алфавит;
− способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся могут научиться:
− составлять предложения и рассказ по вопросам учителя, по картине, серии картин,
материалам наблюдений;
− составлять рассказ по опорным словам после разбора с учителем (примерная
тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
8 класс
Учащиеся должны уметь:
− писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
− разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
− различать части речи;
− строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
− писать изложение и сочинение;
− оформлять деловые бумаги;
− пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
− части речи
− наиболее распространенные правила правописания слов
Учащиеся могут научиться:
− работать с деформированным текстом;
− писать изложения (с изменением лица и времени);
− писать сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий;
− продолжать рассказ по данному началу;
− составлять рассказ по опорным словам;
− писать сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической
деятельности, имеющихся знаний
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
5 класс
Учащиеся должны уметь:
− различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
− подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
− проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова;
− обозначать мягкость согласных буквой ь;
− разбирать слово по составу;
− выделять имя существительное как часть речи;
− строить простое распространенное предложение;
− связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
− пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
− алфавит;
− способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Учащиеся могут научиться:
− составлять предложения и рассказ по вопросам учителя, по картине, серии картин,
материалам наблюдений;
− составлять рассказ по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика:
жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
8 класс
Учащиеся должны уметь:
− писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
− разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
− различать части речи;
− строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
− писать изложение и сочинение;
− оформлять деловые бумаги;
− пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
− части речи
− наиболее распространенные правила правописания слов
Учащиеся могут научиться:
− работать с деформированным текстом;
− писать изложения (с изменением лица и времени);
− писать сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий;
− продолжать рассказ по данному началу;
− составлять рассказ по опорным словам;
− писать сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической
деятельности, имеющихся знаний
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по логопедической коррекции для школьников 5 класса
№
Тема коррекционного занятия
Колво
часов
1
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.
2
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной 2
речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
2
3
Ударение.
Роль ударения.
корне слова.
4
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звуки
Проверяемые
безударные гласные в 2
2
5
6
7
8
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине 2
слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя 2
способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный
твёрдый
мягкого и твёрдого знаков.
2
знак. Дифференциация
разделительного
9
Непроизносимые согласные.
10
Двойные согласные.
10
Двойные согласные.
Морфемика и словообразование
11
Основа слова и окончание.
12
Корень слова. Однокоренные слова.
13
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками, противоположными и близкими по значению.
2
2
2
2
2
2
2
14
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных 2
суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, оват-, -еват-).
15
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
16
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
17
Изменение существительных по числам.
18
Изменение прилагательных по числам.
19
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
20
Глагол
26
27
28
29
30
2
2
2
2
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на – 2
ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
21
Род имён прилагательных.
22
Изменение прилагательных по числам.
23
Согласование прилагательных с существительными в роде.
24
Согласование прилагательных с существительными в числе.
25
2
2
2
2
2
Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, - 2
ье, -ов, -ин.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
Развитие анализа структуры предложения
2
2
2
2
2
31
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. 2
Однородные члены предложения.
32
33
34
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками.
2
2
2
Всего:
68
часа
Тематическое планирование по логопедической коррекции для школьников 8 класса
№
1
Тема коррекционного занятия
Колво
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, 2
предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
Работа над предложением
3
Уточнение представлений о предложении.
4
Типы предложений по цели высказывания.
5
Главные и второстепенные члены предложений.
6
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
7
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8
Конструирование
простых
предложений
(нераспространённых,
распространённых, с однородными членами).
2
2
2
2
2
2
2
2
9
10
11
12
13
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
2
2
2
2
2
14
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
2
15
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
2
16
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
2
17
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование 2
предложений.
18
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование 2
предложений.
Работа над текстом
19
Пересказ по серии сюжетных картинок.
20
Пересказ по сюжетной картинке.
21
Что такое план.
2
2
2
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68
часа