Рекомендации классному руководителю и учителям –предметникам пятого класса
22.11.2021
Классный
руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его
функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного
руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом —
результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет
сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он
не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный
процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если
классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых
функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда
подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика,
побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных
возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие
классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой,
а по возрастающей?
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей,
способствовать установлению контакта родителей с ними.
2.
Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки
и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным психологом и социальным
педагогом.
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О.
учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые
ставятся на парту на каждом уроке).
6.
Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье,
здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7.
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных
особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам.
1. Необходимо согласовать требования
всех учителей-предметников.
2. Учитывайте трудности адаптационного
периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе
методических приемов.
3. Создайте атмосферу
доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с
учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
4. Уделяйте особое внимание организации учебного
процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных
принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных
видов работ; требования к ведению дневника.
5. Сделайте нормой единые дисциплинарные требования:
начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру
диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал
вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим
к доске.
6. Урок заканчиваем со звонком, не
задерживаем детей.
7. Домашнее задание не оставляем на
самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения
ученику, стимулировать успех.
8. Не перегружайте учеников излишними
по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика,
гигиенических требований возраста.
9. Следите за темпом урока — высокий
темп мешает многим детям усваивать материал.
10. Учитель-предметник должен помнить, что урок должен
быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
11. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех
уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных
умений.
12. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться
четкими инструкциями.
13. Особое внимание на всех уроках
уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
14. Ученики должны знать свои права и
обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности,
правила дежурных.
15. Ежедневно в конце учебного дня
проверяйте наличие задания на следующий день.
16. Задача учителя - знать затруднения в
усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.
17. На заседаниях методических
объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к
учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
18. Развивайте общие учебные умения и
навыки, учите ребят правильно учиться.
19. Налаживайте эмоциональный контакт с
родителями учащихся.
20. Никогда не используйте оценку как
средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех,
способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
21. Замечайте положительную динамику в
развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей»,
можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
22. Развивать рефлексивные умения
учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»;
совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к
объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных
(учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений
школьника, возможностей и перспектив его развития.
23. Развивайте навыки самоконтроля,
умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки.
Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
24. Разнообразьте методику работы в
группах, в парах, индивидуально.
25. Не создавайте психотравмирующих
ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д.,
выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и
достижений каждого ученика.
26. Наряду с оценкой чаще используйте
положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
27. Используйте систему поощрений, а
именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям
(письменные, устные), положительные записи в дневнике.
28. Поддерживайте обязательно связь с
классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных
отношениях.
29. Не допускайте педагогического
манипулирования.
30. В течение первого месяца (сентябрь)
обучения используйте «бездвоечное» обучение.
31. Грамотно используйте дневник
учащегося для связи с родителями.
32. Учитывайте в планировании учебной
работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня,
недели.
33. Учитывайте индивидуальные
психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним
«врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная
активность и т. д.
34. Помните, идя в класс к пятиклассникам,
Вы идёте на урок к детям.
35. Объясняя новый материал, не
торопитесь, повторите лишний раз.
36. Опирайтесь в работе с детьми на
реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
37. Создавайте ситуации успеха на
уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
38. Корите ребёнка за реально
совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая
негативного прогноза на будущее.
39. Будьте с детьми вежливыми.
40. Вызывайте к доске по именам и только
в хорошем расположении духа.
41. Не используйте вызов к доске или
письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
42. Успокойте ребёнка перед проверкой
знаний, обнадежьте его на хороший результат.
43. Вызывая к доске сначала проговорите
задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа.
Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
44. Вызвав ребёнка к доске дайте, ему
высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому
материалу.
45. Вызвав ребёнка к доске и дав ему,
задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка
своей непосредственной близостью к нему.
46. Пресекайте попытки других детей
посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
47. Когда ребёнок отвечает у доски,
избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это
сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
48. Если ребёнок допустил ошибку,
вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и
учитель не так серьёзен.
49. Сообщать заранее критерии оценки
качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у
доски).
50. Не забывайте: «Ученик и учитель -
союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2021
Дата обновления: 22.11.2021
Дата публикации: 22.11.2021