Причины компьютерной зависимости у детей

13.10.2021

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителей за то, что те хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребенку может уже только психиатр.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости: отсутствует контроль со стороны родителей, ребенок не умеет самостоятельно играть, организовывать свою игру. В семье существует дефицит общения, члены семьи заменяют компьютером общение с близкими людьми. Родители могут не осознавать взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним. Ребенку дома некомфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином. Он замкнутый, его не принимают сверстники. Он не знает правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Выделяют четыре стадии компьютерной зависимости: 1) увлеченность на этапе освоения; 2) состояние возможной зависимости; 3) выраженная зависимость;
4) клиническая зависимость. Рассмотрим признаки стадий.

Первая стадия. Увлеченность на этапе освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Он овладевает новой забавой, осваивает неизвестный, но необычайно интересный предмет. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре временной режим нормализуется, возникают периодические паузы, которые вызывают другие занятия и увлечения. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход ко второй стадии.

Вторая стадия. Состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости. Наблюдаются повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на препятствия, которые мешают игре. Любимая тема общения – компьютерные игры. Сужение круга общения, иногда нарушение сна.

Третья стадия. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома или проводить время в игровых клубах, у друзей.

Он становится неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Может пропускать уроки. При этом обязательно снижается успеваемость.

Кроме того, для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Есть опасность перехода в четвертую стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером доходит до 16–18 часов в сутки.

Четвертая стадия. Клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность – заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. На данной стадии необходима помощь психиатра. Хочу такой сайт

Как определить стадию зависимости ребенка от компьютера

Когда ребенок играет за компьютером, надо обратиться к нему с просьбой. Например: «Помоги, пожалуйста, собрать рассыпавшиеся бусинки».

A. Если легко откликается на просьбу, помогает, переключается на другое дело – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Если ребенок откликается с 2-3-го раза, неохотно выполняет просьбу, недоволен, огрызается – 1-я стадия зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой или начальный этап 2-й стадии.

B. Если ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – это говорит о 2-3-й стадии зависимости. Если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо спустя время обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги. Мне одной не справиться. Нужна твоя помощь! Пожалуйста, прервись». Если реакция аналогичная, у ребенка компьютерная зависимость. В этом случае необходимо обратиться за квалифицированной помощью.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.10.2021

Дата обновления: 13.10.2021

Дата публикации: 13.10.2021

Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».