Причины компьютерной зависимости у детей
13.10.2021
Компьютер стал привычной и необходимой вещью
в современной жизни. Но когда ребенок начинает часами играть
в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые
готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителей
за то, что те хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях
помочь ребенку может уже только психиатр.
Специалисты выделяют следующие причины возникновения
компьютерной зависимости: отсутствует контроль со стороны родителей,
ребенок не умеет самостоятельно играть, организовывать свою игру.
В семье существует дефицит общения, члены семьи заменяют компьютером
общение с близкими людьми. Родители могут не осознавать взросление
ребенка и не изменяют стиль общения с ним. Ребенку дома некомфортно,
так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал
себя хозяином. Он замкнутый, его не принимают сверстники.
Он не знает правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
Выделяют четыре стадии компьютерной зависимости: 1)
увлеченность на этапе освоения; 2) состояние возможной зависимости; 3)
выраженная зависимость;
4) клиническая зависимость. Рассмотрим признаки стадий.
Первая стадия.
Увлеченность на этапе освоения. Свойственна ребенку в первый
месяц после приобретения компьютера. Он овладевает новой забавой,
осваивает неизвестный, но необычайно интересный предмет. В этот
период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного
месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре временной режим нормализуется,
возникают периодические паузы, которые вызывают другие занятия
и увлечения. Если же выхода из данной стадии не происходит,
то возможен переход ко второй стадии.
Вторая стадия.
Состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью
в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день,
снижением учебной мотивации, падением успеваемости. Наблюдаются повышенный
эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование
на препятствия, которые мешают игре. Любимая тема общения –
компьютерные игры. Сужение круга общения, иногда нарушение сна.
Третья стадия.
Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально
неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует
эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного
вмешательства в свою реальность может уйти из дома или проводить
время в игровых клубах, у друзей.
Он становится неряшливым в одежде,
безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Может
пропускать уроки. При этом обязательно снижается успеваемость.
Кроме того, для этой стадии характерны повышенная
тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне
игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена
друзей компьютером – полная. Есть опасность перехода в четвертую
стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного
времени, а пребывание за компьютером доходит до 16–18 часов
в сутки.
Четвертая стадия. Клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении,
реакциях, неадекватная эмоциональность – заторможенность или
импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним
проявлением, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.
Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд,
потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса
к жизни. На данной стадии необходима помощь психиатра.
Как определить
стадию зависимости ребенка от компьютера
Когда ребенок играет
за компьютером, надо обратиться к нему с просьбой. Например:
«Помоги, пожалуйста, собрать рассыпавшиеся бусинки». A. Если легко
откликается на просьбу, помогает, переключается на другое
дело – полная свобода от компьютера на момент тестирования. Б. Если ребенок
откликается с 2-3-го раза, неохотно выполняет просьбу, недоволен,
огрызается – 1-я стадия зависимости в пределах первого месяца
овладения новой игрушкой или начальный этап 2-й стадии. B. Если ребенок
не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру
не прерывает – это говорит о 2-3-й стадии зависимости. Если
ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо спустя время
обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой,
например: «Сынок, помоги. Мне одной не справиться. Нужна твоя помощь!
Пожалуйста, прервись». Если реакция аналогичная, у ребенка компьютерная
зависимость. В этом случае необходимо обратиться
за квалифицированной помощью. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2021
Дата обновления: 13.10.2021
Дата публикации: 13.10.2021