Как работать с проблемным подростком: 8 важных правил

22.09.2021

Правило 1. Определите, в чем сложность общения с проблемным подростком

Ребенок с проблемным поведением в классе дестабилизирует деятельность учителя. Общие приемы работы не действуют: все серьезны, а он нет, все сделали задание, а он нет.

Подросток не нейтрален, задевает самолюбие учителя: не ценит его усилий, демонстрирует пренебрежение, не реагирует на слова. Выступая деструктором, ученик разрушает целостность класса: обесценивает общие дела и цели, мешает, провоцирует уходы от темы, втягивает одноклассников в постороннюю активность.

Проблемное поведение негибкое, оно совершается из раза в раз, в нем нет реакции на усилия педагога.

Правило 2. Осознайте психологические потребности ученика

Психологическая особенность проблемного поведения подростков в том, что они делают это бессознательно

Подросток не осознает истинные причины проблемного поведения. Он может ставить цель вывести учителя из себя. Но, как правило, он не отдает себе отчета в том, зачем ему это нужно.

В основе проблемного поведения лежат вытесненные (спрятанные) неудовлетворенные психологические потребности:

·         в безопасности. Подросток ведет себя незаметно, чтобы на него никто не напал, или угрожающе, чтобы никто не решился противостоять ему;

·         во внимании и признании. Ученик настолько нуждается во внимании, что его качество второстепенно. Отсюда заведомо спорные или провокационные высказывания и действия, вызывающее поведение и облик, поиск негативного внимания. Ребенок нарушает очевидные правила, что влечет за собой наказание;

·         в установлении четких границ. Происходит торг из-за правил и порядков, ребенок делает попытки добиться особого положения, получить льготы. Растущему человеку нужны ориентиры, границы дозволенного. Слишком лояльные, идеалистичные, гипоопекающие и гиперопекающие семьи не дают границ, и тогда подросток проявляет активность, которая направлена на то, чтобы проверить, сдвинет ли классный руководитель границу, изменит ли правило, уберет ли запрет;

·         наличии условий для развития. Если к подростку не предъявляют общие требования к поведению и обучению, он сам конструирует ситуации, в которых чем-то осмысленно занят. Ребенок стремится вовлечь одноклассников или педагога в свою активность в школе, которая не имеет отношения к уроку. Эта потребность часто не реализована у слабоуспевающих подростков или на занятиях у нетребовательных педагогов.

Правило 3. Выясните, чему подросток сопротивляется

Нарушая дисциплину, подросток выступает против действий педагога. Сопротивление возникает, когда у ребенка нет собственной цели деятельности, и в ситуациях, которые угрожают его самооценке (ученик помещен в условия, в которых он заведомо будет неуспешен).

Пример. Типичные проявления сопротивления: лень, медлительность, забывание, откладывание на потом, открытый протест, саботаж.

Ищет то, чего ему не хватает во взаимодействии с другими взрослыми: внимания, понимания, информации, симпатии, установления границ дозволенного, диалога. Это характерно для подростков из неблагополучных семей. Провокатор своими действиями пытается добиться того, чтобы его приняли во внимание, заметили.

Пример. Дерзкое поведение, неожиданные моральные суждения, неуместная многословность, нарушение очевидных правил школьной жизни, флирт с учителем

Косвенно просит помощи: демонстрирует отсутствие собственных ресурсов для того, чтобы совладать с текущей жизненной ситуацией. Беспомощностью ребенок снимает с себя ответственность, получает право не соответствовать требованиям. Характерно для подростка – жертвы б (травли) и школьника, который минимально реализует свои способности в учебе («может, но не хочет»).

Пример. Не проявляют активность в ситуациях, когда положительный результат нужнее всех ему самому.

Действует под влиянием психической патологии. Критерии наличия психического заболевания:

·         тотальность расстройства – проявление нарушения поведения во всех сферах жизни и во взаимодействии со всеми людьми;

·         стабильность – постоянство нарушения, нездоровое поведение на всех этапах развития;

·         социальная дезадаптация – снижение способности приспособиться к общим требованиям и к обычным обстоятельствам жизни.

Правило 4. Определите, что вас беспокоит в проблемном поведении подростка

Прежде чем выбирать средства коррекции поведения подростка, установите, что именно доставляет вам беспокойство. Ответьте:

·         Каково эмоциональное состояние подростка: он все время злой, испуганный, несерьезный, демонстративный?

·         Какова его мотивация: он ничего не хочет; не может довести дело до конца; участвует в делах, только если ему принадлежит главная роль; его поведение незрелое, неадекватное контексту ситуации, слишком однотипное, вызывающее?

·         Какое поведение является желаемым, что именно и как должно измениться?

·         Вы говорили подростку, что он должен делать вместо того, что делает сейчас?

·         Было ли ваше пожелание конкретным и исполнимым. Например, «предложи свой вариант, только без шуток».

·         Форма вашего высказывания позволяла принять его содержание?

·         Как вы реагируете на ухудшение поведения? На улучшение?

·         Как реагирует класс на поведение подростка?

Проанализируйте ответы и выявите поведенческие трудности, которые нужно исправить. Определите желаемое поведение, альтернативное нынешнему. Чем четче и конкретнее мишень воздействия и планируемый результат, тем проще воздействовать на ребенка.

Правило 5. Используйте прием «вопрос вместо оценки»

В любом действии подростков мотивирует возможность высказаться, выразиться по отношению к работе или ситуации

Любая деятельность обречена, если нет мотивации. Школьная активность лучше всего мотивируется психологической потребностью подростков в самовыражении и самоопределении. Обеспечить мотивацию к участию подростка в какой-то работе – это позволить ему быть искренним, быть собой, делать и говорить то, что выражает личную позицию.

Нередко диалог классного руководителя и учеников затруднен из-за несовпадения взглядов на «правильное» и «неправильное». Подростков привлекает человек, который: имеет вызывающую внешность, нарушает правила, не такой, как все, особенный, со своей моралью, добился результатов не систематичным трудом, а в лучшем случае творчеством, не откладывает желания на потом, ведет напряженную личную жизнь, использует стимуляторы для настроения (от музыки до наркотиков).

Взгляды педагога, как правило, радикально с этим контрастируют: любой результат – плод систематического труда, достойно и правильно быть умным, собранным, волевым, пунктуальным, послушным, усидчивым, самостоятельным, ориентированным на традиционные ценности.

Лучший выход при несовпадении мнений – психологический прием «вопрос вместо оценки». Задайте вопросы к тому суждению подростка, с которым вы не согласны. Сформируйте навык диалога по поводу несогласия.Хочу такой сайт

Оцените диалог с подростком:

·         Он честно высказал свое мнение?

·         Вы среагировали на содержание, а не на форму его высказывания?

·         Вы принимаете слова ученика всерьез?

·         Соответствует ли предлагаемая вами деятельность интересам и возможностям подростков?

Пример. Желаемый результат: понимание, какие формы работы позволят подростку действовать не по принуждению, а по своему желанию.

Правило 6. Ведите диалог с подростком в позиции «взрослый – взрослый»

Классный руководитель – пример того, какие нормы и правила соблюдает взрослый, как реагирует на неправильное поведение, каковы его отношение к делу, реакция на неудачу и др.

Подросткам свойственно психологическое чувство взрослости. Они оценивают себя как «не-ребенка» и ждут соответствующее поведение от окружающих. Но роль учителя предполагает, что он учит, исправляет ошибки, выступает старшим и т. д. Профессиональная деятельность педагога фактически неизбежно ведет к восприятию себя в любой ситуации как обучающего, контролирующего, оценивающего взрослого, а партнера по общению – как нуждающегося в такого рода помощи (незрелой личности). Такое неравенство позиций может вызывать проблемы.

Сотрудничество с подростками более плодотворно, если педагог в нем выступает в позиции взрослого, то есть:

·         уважает подростка, действует без насилия;

·         действует в настоящем: сконцентрирован на том, что происходит сейчас, не говорит о прошлом, не угрожает будущими провалами;

·         действует без лишней заботы о подростке и без его подавления;

·         оставляет подростку ответственность за его действия: ученик имеет право выбора, но будет отвечать сам за его последствия;

·         берет на себя ответственность за свои действия, настроение и результаты, не винит подростков в том, что делает и испытывает он сам;

·         свободно и честно сообщает свои мысли и чувства, умеет принять мысли и чувства подростка, не спешит дать оценку;

·         максимально ориентируется сам и ориентирует подростка на «я могу» (позиция взрослого), а не на «хочу» (позиция ребенка) и «должен» (позиция родителя).

Пример. Желаемый результат: сформирована привычка к содержательному диалогу между подростками и классным руководителем.

Правило 7. Предложите образец поведения

Соблюдайте требования профессиональной этики: соответствующий профессии внешний имидж, лексику, уровень самоконтроля, объективность, требовательность, аккуратность, степень ориентации на дело, способность выразить недовольство без оскорблений; умение не затрагивать те области жизни подростка, которые не относятся к компетенции педагога.

Учитывайте, что заинтересоваться чем-то можно только добровольно. Когда это возможно, предлагайте выбор, а не накладывайте запрет.

Соблюдайте «золотое правило воспитания»: хвалить при всех, ругать наедине.

В анализе поведения подростка и собственной реакции на него придерживайтесь схемы «осознанность – ответственность – оценка». Осознать – значит понять, что вызвало это поведение.

Пример. Я вскипаю, когда меня перебивают, потому что я трачу много сил на работу и хочу быть услышанной.

Быть ответственным – понимать, кто за что отвечает, от кого что зависит, какую цель преследует каждый.

 

Оценить – определить, на что направлено поведение, ведет ли оно к каким-то изменениям, есть ли какие-то запасные варианты, другие способы поведения, в какой план действий оно встроено, за чем следует, к чему ведет.

Пример. То, что я кричу в ответ и не принимаю во внимание, что он мне сказал, позволяет мне выразить мое раздражение, но делает невозможным диалог между нами.

Правило 8. Обратитесь за содействием к педагогу-психологу, администрации и родителям ученика

Не боритесь с подростком, а ставьте конкретные задачи

Помощь классному руководителю в работе с трудным подростком оказывают: администрация, педагог-психолог и родители ребенка.

Родители подростка:

1.      Поддерживают связь с классным руководителем; не отрицают проблемы, а ищут способы помочь ему; сравнивают взгляды (свои и педагогов); обсуждают поведение ребенка в школе и дома; пробуют понять, не поощряет ли семья нездоровую модель поведения.

2.      Ищут интересные для класса культурные события, акции, конкурсы; сообщают о внешкольных увлечениях подростка; поддерживают здоровые интересы и занятия подростка, оказывают помощь в реализации его хобби.

3.      Стимулируют взрослое поведение подростка (самостоятельность, ответственность за собственные действия, умение аргументировать свою позицию, честность); выдвигают к нему требования, которые соответствуют возрасту; общаются с подростком с уважением; поддерживают диалог с классным руководителем.

4.      Уважительно относятся к подростку; проявляют внимание к событиям его жизни; обсуждают вопросы его имиджа; разумно контролируют его времяпрепровождение и круг общения; соблюдают последовательность правил и требований в семье; расширяют сферу социальных контактов подростка

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2021

Дата обновления: 22.09.2021

Дата публикации: 22.09.2021

Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».