Федоров
Иван
Алексеевич
Подписано цифровой
подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:49:44 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Новосельская средняя
общеобразовательная школа"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ППК
__________Л.Н. Калинкина
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.
Директор МАОУ "Новосельская СОШ"
_______________И.А. Федоров
Приказ № 105
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология. Сельскохозяйственный труд»
основной уровень обучения (6 класс)
Вариант 8.1.
Составитель:
учитель технологии
Набиуллина Л.И., ВКК
с. Новое Село, 2025 г.
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта и программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида 5 - 9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В. Воронковой. -М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-С6.2.- 240 с.
В ходе реализации программы используется учебник: Е. А. Ковалёва
«Сельскохозяйственный труд», для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2007.
Программа курса «Сельскохозяйственный ТРУД» в 6 классе рассчитана на обучающихся
коррекционной школы VIII вида и имеет своей целью: Сформировать у обучающихся
доступные теоретические и практические умения и навыки по выращиванию растений и
уходу за ними.
Для реализации цели программы необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать у обучающихся представление о значимости и питательной ценности овощей
для организма человека, о необходимости их своевременной и качественной уборке. Научить
обучающихся несложным приёмам по уходу за комнатными растениями. Сформировать
знания и умения по агротехнике выращивания лука – репчатого, лука – чернушки, столовой
моркови, столовой свеклы, томатов, перцев. Учить соблюдать обучающихся правила
безопасной работы с сельскохозяйственным инвентарём.
2. Воспитывать положительное отношения обучающихся к труду и необходимые в трудовой
деятельности качества личности: ответственность за порученное дело, готовность помочь
товарищу, работать на общую пользу.
3. Развивать у обучающихся мыслительные операции, внимание, память, речь, волевые
качества. Развивать трудовые умения и навыки: умение ориентироваться в трудовом
задании, планировать и контролировать ход его выполнения.
Программа будет реализована на базе кабинета сельскохозяйственного труда в течение
года в количестве 204 часа (6 часов в неделю).
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности
обучения, а также сезонность полевых работ, региональные особенности и уровень
материально - технической базы учебного заведения. В программу включены разделы по
растениеводству: овощеводство и цветоводство. Преподавание базируется на знаниях и
умениях, полученных на уроках природоведения, математики, ручного труда.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы
занятий, как наблюдение, практические работы, лабораторные работы. Наряду с основными
методами обучения (наглядными, словесными, практическими) на уроках предусмотрено
использование средств мультимедиа, как эффективного метода повышения мотивации учения
и стимулирования познавательного интереса обучающихся. Для закрепления знаний
к
каждому разделу предусмотрены упражнения.
Для проверки
знаний обучающихся – тесты, программные задания, контрольные работы. Для проверки
умений и навыков – самостоятельные работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение технологии
сельскохозяйственного труда в 6 классе выделяется 204 ч (6 часов в неделю , 34 учебных
2
недели).
Общая характеристика учебного предмета
Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
исторически привлекала внимание большого количества ученых и практиков в связи с ее
высокой значимостью в деле адаптации и социализации данной категории учащихся в
самостоятельной жизни (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, А.А.Гнатюк, Г.М.Дульнев,
Е.А.Ковалева, В.В.Коркунов, Л. Мирский, В.А.Шинкаренко и др.). Подавляющая часть
исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с
нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых
функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т.д. (Т.А.
Власова, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Ж.И.
Шиф и др.). В последние годы особую остроту приобрели вопросы профессионального
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением
интеллекта.
Традиционно сложилось, что исключительное место в работе коррекционной школы
VIII вида отводится трудовой подготовке умственно отсталых школьников с целью
дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации в условиях окружающей среды.
Однако коррекционная роль труда в обучении в разные периоды рассматривалась по-разному.
На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникам некоторых
видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по
сельскохозяйственному труду.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической
деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,
практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом
предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами,
должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и
преемственности обучения, а также сезонность полевых работ, региональные особенности и
уровень материально – технической базы учебного заведения. В программу включены
разделы
по
растениеводству:
овощеводство,
цветоводство, садоводство, декоративное садоводство (ландшафтный дизайн).
Преподавание базируется на знаниях и умениях, полученных на уроках
природоведения, математики, ручного труда, русского языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика – выполнение расчетов, вычислений
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций природы как
источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой
деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности, сообщение о ходе действий и построении плана деятельности, построение
3
логических связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании
выводов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие
социально значимых личностных качеств, раскрывающих отношение к труду, систему норм
и правил межличностного общения.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту
начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах
культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности.
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная.
Методы реализации программы:
-практический;
4
-объяснительно-иллюстративный;
-частично - поисковый;
-наблюдение
Способы и средства:
-ресурсы ИКТ (презентации, видеофильмы);
-модели и таблицы;
-иллюстрации;
-дидактические материалы.
Формы контроля:
- тестирование;
- программированный опрос;
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- контрольная работа (КИМ)
Содержание тем учебного курса.
I четверть.
Вводное занятие -2 ч.
Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукции в
коллективных и фермерских хозяйствах. Подсобное хозяйство школы.
Правила техники безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.
Уборка картофеля - 14 ч.
Теоретические сведения: сроки и способы уборки картофеля. Особенности уборки картофеля
пораженным фитофторозом. Хранение картофеля.
Практические работы: уборка урожая картофеля его сортировка, закладка на хранение.
Уборка послеуборочных остатков.
Объект
работы
–
картофель.
Контрольная работа - 1
Знать: знать общие требования, предъявляемые к хранению картофеля. Уметь: определять
здоровые кусты картофеля от кустов, зараженных фитофторозом, уметь выкапывать
зараженные кусты. Выкапывать куст картофеля из почвы при помощи лопаты. Сортировать
картофель, подсчитать урожай. Применять на практике требования, принятые к хранению
картофеля. Работать граблями, выдергивать сорняки из земли и складывать в кучки.
Уборка урожая столовых корнеплодов – 10 ч.
Теоретические сведения: сроки и способы уборки столовых корнеплодов.
Практические работы: подкапывание столовых корнеплодов, сортировка, закладка на
хранение. Уборка послеуборочных остатков.
Объект работы – морковь, свекла.
5
Контрольная работа – 1
Знать: сроки уборки столовых корнеплодов.
Уметь: подкапывать корнеплоды, сортировать, закладывать на хранение. Работать граблями,
выдергивать сорняки из земли и складывать в кучки.
Заготовка семян овощных культур – 5 ч.
Теоретические сведения: общепринятые требования к сбору семян. Практические работы:
сбор семян столовой свеклы и моркови. Сбор семян фасоли и гороха. Обмолот и очистка
семян столовой свеклы и моркови.
Очистка и сортировка семян гороха и фасоли. Объект работы
- семена овощных культур.
Знать: правила сбора семян их просушивания и хранения.
Уметь: собирать семена столовой свеклы, столовой моркови и раскладывать их для просушки.
Собирать семена фасоли, гороха и раскладывать их для просушки. Обмолачивать семена
столовой свеклы и моркови. Отбирать всхожие семена фасоли и гороха.
Сбор семян однолетних цветочных растений – 6 ч.
Теоретические сведения: признаки, сроки созревания плодов и семян цветочных
растений. Приемы, правила, сбора семян.
Практические работы: уметь осуществлять сбор семян настурции, календулы, бархатцев и
петунии. Уметь срезать цветочные растения. Уметь подвешивать растения для дозревания
семян.
Контрольные работы – 1 ч.
Объект работы - семена цветочных растений.
Знать: правила сбора семян их просушивания и хранения. Способы просушки семян.
Уметь: отличать по внешним признакам семена цветочных растений петунии, бархатцев,
календулы, циннии.
Обработка почвы - 6 ч.
Теоретические сведения: значение обработки почвы, основные виды ее обработки. Основной
инвентарь для обработки почвы.
Практические работы: выбор лопаты, определение направления борозды, прокладывание
первой борозды, соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
Контрольные работы – 1 ч. Объект
работы - почва.
Знать: значение обработки почвы, виды обработки почвы.
Уметь: работать лопатой.
Растение чеснок – 6 ч.
Теоретические сведения: строение и особенности растения чеснок. Подготовка почвы и
посадка чеснока.
Практические работы: уметь подготавливать почву под посев чеснока, уметь высаживать
чеснок.
Контрольные работы – 1 ч. Объект
работы - растение чеснок.
Знать: особенности растения чеснок, способы посадки чеснока.
6
Уметь: выращивать чеснок.
Хранение семян – 4 ч.
Теоретические сведения: способы и правила хранения семян. Практические работы:
уметь готовить семена к хранению.
Контрольных работ – нет.
Объект работы - семена цветочных и овощных культур.
Знать: общие правила хранения семян.
Уметь: хранить семена.
Уход за комнатными растениями – 3 ч.
Теоретические сведения: правила ухода за комнатными растениями. Практические работы:
уметь ухаживать за комнатными растениями (полив, подкормка, рыхление, уход за листьями).
Объект – комнатные растения.
Знать: правила ухода за комнатными растениями.
Уметь: ухаживать за комнатными растениями.
Обмолот и очистка семян однолетних цветочных растений – 3ч. Теоретические сведения:
правила обмолотки и очистки однолетних цветочных растений.
Практические работы: Обмолот и очистка однолетних цветочных растений. Объект – семена
цветочных растений.
Знать: требования к обмолоту семян.
Уметь: очищать и обмолачивать семена однолетних цветочных растений.
Контрольная работа за I учебную четверть - 1 ч.
II четверть.
Осенний уход за ягодными кустарниками - 3 ч.
Теоретические сведения: уход за ягодными кустарниками в осеннее время года. Практические
работы: уход за ягодными кустарниками.
Контрольная работа – 1
Объект - ягодные кустарники.
Знать: основные ягодные кустарники. Общие требования, предъявляемые к уходу за
ягодными кустарниками.
Уметь: осуществлять осенний уход за ягодными кустарниками (перекапывать почву в
приствольном круге).
Почва– 7 ч.
Теоретические сведения: понятие почва, состав почвы, обработка почвы, ручной инвентарь
для обработки почвы.
Контрольная работа – 1
Объект – почва.
7
Знать: что такое почва, основное ее свойство. Основные составляющие почвы.
Характеристики песчаной и глинистых почв.
Осенний уход за декоративными кустарниками - 9 ч.
Теоретические сведения: кустарники, используемые для озеленения школьного двора:
названия, правила осеннего ухода. ; инструменты и орудия для ухода за кустарниками (виды,
правила безопасной работы).
Практические работы: вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных; удаление срезанных веток,
сгребание опавших листьев; обмотка нетканым материалом крон можжевельников в начале
зимы.
Контрольная работа – 1
Объект – декоративный кустарник.
Знать: правила ухода за кустарниками.
Уметь: ухаживать за кустарниками осенью.
Удобрения - 9 ч.
Теоретические сведения: виды удобрений. Органические удобрения торф, навоз, птичий
помет, компост. Заготовка органических удобрений. Хранение органических удобрений.
Контрольная работа – 1
Объект – удобрения.
Знать: основные виды удобрений, их назначение, свойства и разновидности навоза. Свойства
торфа и птичьего помета. Разновидности компоста.
Уход за комнатными растениями – 8 ч.
Практические работы: удаление отмерших листьев и побегов, рыхление, уход за листьями,
подкормка и полив комнатных растений.
Контрольная работа – 1
Объект – комнатные растения.
Знать: основы ухода за комнатными растениями.
Уметь: ухаживать за комнатными растениями: осуществлять полив, подкормку, рыхление и
уход за листьями
Обмолот и фасовка семян цветочных и овощных культур - 11 ч. Теоретические сведения:
обмолот семян цветочных растений: цель, правила, приспособления; правила безопасной
работы с приспособлениями.
Практические работы: заготовка бумажных пакетов для фасовки семян; разбор, очистка,
сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.
Объект - семена цветковых растений
Уметь: работать с приспособлениями для обмолота семян.
Контрольная работа за II учебную четверть - 1 ч.
III четверть.
Полевые культуры – 9 ч.
Теоретические сведения: группы полевых культур, зерновые, кормовые, технические
культуры.
8
Контрольная работа – 1
Объект – полевые культуры.
Знать: основные группы полевых культур.
Уметь: распознавать вид полевой культуры.
Овощные культуры - 18 ч.
Теоретические сведения: общее представление об овощах и овощных культурах, группы
овощных культур ( корнеплоды, капустные, луковичные, плодовые и зеленные овощные
культуры). Необходимость потребления разнообразных овощей. Морковь и свекла двулетние растения, строение растений первого и второго года жизни; строение их
корнеплодов; стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы; выращивание семян
столовых корнеплодов.
Практические работы: подращивание маточников столовой свеклы и моркови. Уход за
семенниками столовой свеклы и моркови.
Контрольная работа – 1
Объект – овощные культуры.
Знать: группы овощных культур,
Уметь: распознавать овощи; подращивать маточники столовой свеклы и моркови; ухаживать
за семенниками столовой свеклы и моркови.
Цветочные растения – 4 ч.
Теоретические сведения: многолетние цветочные растения. Зимующие многолетники их
выращивание.
Контрольная работа – 1
Объект – многолетние цветочные растения.
Знать: способы размножения зимующих многолетников ( флокса, ириса, мускари);
особенности весеннего ухода за зимующими многолетниками. Уметь: отличать флокс
ирис и мускари по внешнему виду.
Уход за комнатными растениями – 4 ч.
Практические работы: рыхление, уход за листьями, подкормка и полив комнатных растений.
Объект – комнатные растения.
Знать: основы ухода за комнатными растениями.
Уметь: осуществлять полив, подкормку, рыхление и уход за листьями комнатных растений.
Подготовка семян моркови к посеву – 6 ч.
Теоретические сведения: правила подготовки семян.
Практические работы: выбор семян моркови. Подготовка лент и наклейка семян моркови на
ленты.
Объект – семена моркови.
Знать: правила наклейки семян моркови на ленту.
Уметь: наклевать семена на ленту.
9
Выращивание рассады цветковых культур – 8 ч.
Теоретические сведения: правила посева однолетних цветочных растении. Практические
работы: подготовка почвенной смеси для посева семян петунии, бархатцев, и циннии. Посев
семян петунии, бархатцев, циннии.
Самостоятельная работа - 1 ч.
Объект – семена цветочных растений.
Знать: правила посева семян цветочных растений.
Уметь: сеять семена циннии, петунии, бархатцев.
Выращивания рассады овощных культур – 10 ч.
Теоретические сведения: правила посева овощных культур.
Практические работы: подготовка почвенной смеси под посев семян томата, перца и
баклажана; подготовка семян для посева; разметка рядков, посев семян.
Самостоятельная работа – 1
Объект – семена овощных культур.
Знать: правила посева семян овощных культур. Уметь: сеять
семена томата, перца, баклажана. Контрольная работа за III
учебную четверть - 1 ч.
IV четверть.
Пикировка рассады овощных культур – 4ч.
Теоретические знания: правила пикировки рассады.
Практические работы: подготовка почвенной смеси для пикировки томатов и перцев.
Пикировка рассады томатов и перцев.
Объект – рассада овощных культур.
Знать: правила пикировка рассады овощных культур.
Уметь: приготавливать почвенную смесь для пикировки овощных культур. Пикировать
рассаду овощных культур.
Пикировка рассады цветочных растений – 6 ч.
Теоретические знания: правила пикировки рассады.
Практические работы: подготовка почвенной смеси под пикировку цветочной рассады
петунии, бархатцев, циннии, настурции.
Объект – рассада цветочных культур.
Знать: правила пикировка рассады цветочных культур.
Уметь: приготавливать почвенную смесь для пикировки цветочных культур. Пикировать
рассаду цветочных культур.
Выращивание столовых корнеплодов – 7 ч.
Теоретические знания: правила посева семян столовых корнеплодов. Практические работы:
обработка почвы под посев семян столовой моркови и свеклы, формирование гряд, разметка
посевных рядков под посев семян столовых корнеплодов. Посев семян столовой моркови и
свеклы.
Объект – семена овощных культур.
Знать: правила посева семян столовых корнеплодов.
10
Уметь: подготавливать почву под посев семян моркови и свеклы, формировать грядку,
размечать бороздки. Сеять семена столовой свеклы и моркови.
Выращивание лука - 7 ч.
Теоретические знания: особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия
хранения лука - севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение
репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука - севка к посадке. Способы посадки
лука- севка. Способы посева лука - чернушки. Уход за посадкой и посевом лука.
Практические работы: подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука.
Замачивание лука - севка. Посадка лука - севка в гряды по разметке.
Посев лука -чернушки. Объект лук
Знать: виды лука, правила посева лука – чернушки, правила посадки лука – севка.
Уметь: распознавать виды лука, выращивать лук.
Весенний уход за зимующими многолетниками – 4 ч.
Теоретические знания: правила ухода за зимующими многолетниками. Практические работы:
сбор остатков мусора, рыхление почвы, прополка, полив. Объект – зимующие многолетники.
Знать: правила весеннего ухода за зимующими многолетниками.
Уметь: собирать остатки мусора, рыхлить почву, полоть и поливать.
Высадка маточников столовой моркови и свеклы – 4 ч. Теоретические знания:
правила высадки маточников столовой свеклы и моркови.
Практические работы: подготовка почвы разметка гряд, высадка маточников моркови и
свеклы.
Объект – маточники столовой моркови и свеклы.
Знать: правила высадки маточников столовой моркови и свеклы.
Уметь: подготавливать почву, размечать гряды, высаживать маточники.
Практическое повторение - 5 ч.
Практические работы: посадка картофеля; разбивка гряд, разметка рядков, посев семян
гороха.
Объект - овощи
Уметь: подготавливать почву, размечать рядки, сажать картофель, подготавливать семена
гороха, сеять семена в почву, ухаживать за посевами.
Посадка георгинов – 3 ч.
Теоретические знания: правила посадки георгинов.
Практические работы: подготовка почвы, деление клубней георгина. Подготовка ямок под
посадку, посадка клубней георгина.
Объект – клубни георгина.
Знать: правила посадки клубней георгина.
Уметь: подготавливать почву под посадку георгинов, делить клубни георгина. Копать ямки
под посадку георгинов, уметь высаживать георгины.
Высадка цветочной рассады – 4 ч.
11
Теоретические знания: правила высадки цветочной рассады. Практические работы:
подготовка почвы, формирование клумбы, высадка цветочной рассады.
Объект – цветочная рассада.
Знать: правила высадки цветочной рассады.
Уметь: подготавливать почву, формировать клумбу, высаживать цветочную рассаду.
Контрольная работа за IV учебную четверть – 1 ч.
Контрольная работа за год – 1ч.
Тематический план.
№ п/п Тема.
Кол-во
часов.
2
1
Вводное занятие.
2
Осенние
сельскохозяйственные
работы.
3
Сбор семян овощных и 22
однолетних цветочных
растений.
4
Почва. Виды обработки 13
почвы.
24
Характеристика
основных
видов
деятельности обучающихся.
Определяют значение сельскохозяйственного
труда. Называют правила безопасности при
выполнении сельскохозяйственных работ.
Называют правила уборки картофеля (выборка
клубней из гнезд), столовых корнеплодов.
Делают
выбор
сельскохозяйственного
инвентаря,
необходимого
для
уборки
корнеплодов. Называют правила безопасной
работы с инвентарём. Определяют назначение
и составные части граблей. Называют правила
сортировки овощей. Участвуют в уборке
урожая, сортировке, закладке на хранение.
Определяют признаки созревших семян,
называют сроки созревания
однолетних
цветочных растений. Называют правила сбора
семян и правила их просушки. Сортируют
семена, изготовляют бумажные пакеты для
хранения семян, пакуют семена на хранение.
Работают с учебником и другими источниками
информации, объясняют выбор ответа.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Знакомятся с составом почвы, значением
почвы. Учатся опытным путем устанавливать
состав почвы (песок, глина, вода, воздух,
перегной, минеральные соли). Знакомятся с
видами механизированной обработки почвы,
ручным способом обработки, значением
обработки почвы. Упражняются в различении
способов обработки, выборе ручного инвентаря
для
обработки
почвы.
Знакомятся
с
требованиями к качеству перекапывания
почвы. Изучают правила перекапывания почвы
лопатой, правила безопасной работы лопатой.
12
5
Чеснок
6
Уход за комнатными 12
растениями
6
7
Осенний
уход
ягодными
декоративными
кустарниками
за 12
и
8
Удобрения
9
9
Полевые культуры
9
10
Овощные культуры
18
Называют строение растения чеснока, его
особенности,
значение.
Работают
с
технологической картой. Готовят луковицы к
посадке. Определяют правила подготовка
почвы для посадки (вспашка, внесение
удобрений, разметка рядков). Подготавливают
почву, размечают рядки зубовым маркером,
высаживают чеснок. Изучают дополнительную
информацию. Устанавливают
причинно-следственные связи.
Называют комнатные растения, почвенные
смеси для комнатных растений. Составляют
почвенные смеси. Выбирают ручной
инвентарь для ухода за
комнатными
растениями. Ухаживают за комнатными
растениями. Отрабатывают навыки перевалки,
пересадки.
Определяют особенности работы в осеннем
саду. Составляют сравнительные таблицы.
Пересказывают статьи из учебника. Делают
зарисовки. Рассматривают иллюстрации.
Просматривают видеофильм. Обрезают сухие
ветки, укрывают кустарники нетканым матери
алом, собирают опавшую листву, выносят из
сада.
Называют виды удобрений, виды органических
удобрений, их значение. Учатся определять по
образцам виды удобрений. Упражняются в
определении вида удобрения. Просматривают
видеофильм « Заготовка удобрений».
Называют группы полевых культур. Учатся
отличать по внешнему виду зерновые
культуры, кормовые, технические. Отбирают
из смеси семян заданные семена. Называют
назначение каждой группы полевых культур.
Рассказывают о строении растения пшеницы,
ржи, подсолнечника.
Знакомятся с группами овощных культур
(капустные,
плодовые,
корнеплоды,
луковичные, зеленные овощи) их значении,
особенностями. Упражняются в различении
групп, овощей. Рассказывают о строении
овощей. Упражняются в сравнении частей
овощей.
Упражняются
в
определении
стандартных размеров свеклы и моркови.
Учатся подращивать корнеплоды моркови и
свеклы для получения семян.
13
11
Многолетние
цветочные растения
12
Подготовка
семян 6
моркови к посеву.
13
Выращивание рассады
цветочных культур
11
18
14
Выращивание рассады
овощных культур
14
15
Выращивание овощей
23
Знакомятся с видами многолетних цветочных
растений
(зимующие,
незимующие),
их
значением, некоторыми видами зимующих (флоксами, ирисом, мускари) их строением.
Упражняются в их различении, знакомятся со
способами
размножения
зимующих
многолетников. Выполняют весенний уход за
зимующими многолетниками (рыхление
почвы). Высаживают корнеклубни георгинов
весной.
Выбирают семена моркови. Делают разметку
лент, наклеивают семена моркови на ленту.
Готовят ленты с семенами к весенней посадке.
Знакомятся с технологией выращивания
рассады
цветочных
культур
(петунии,
бархатцев, циннии). Составляют почвенные
смеси для посева семян, заполняют посевные
ящики смесью, выполняют разметку рядков.
Участвуют в подготовке семян к посеву, сеют
семена цветочных культур, выполняют уход за
посевами. Участвуют в составлении почвенной
смеси, заполнении горшков смесью, пикировке
рассады цветочных культур в горшки, уходе за
рассадой. Подготавливают весной почву,
формируют клумбы, рабатки. Выполняют
высадку рассады на клумбы и рабатки.
Знакомятся с технологией выращивания
рассады
томатов,
перцев.
Составляют
почвенные смеси для посева семян, заполняют
посевные ящики смесью, выполняют разметку
рядков. Участвуют в подготовке семян к
посеву, сеют семена овощных культур,
выполняют уход за посевами. Участвуют в
составлении почвенной смеси, заполнении
горшков смесью, пикировке рассады овощных
культур в горшки, уходе за рассадой.
Знакомятся с технологией выращивания
столовых корнеплодов,
лука репчатого.
Участвуют в подготовке почвы, разметке гряд,
рядков. Выполняют посев семян моркови,
свеклы, лука - чернушки, подготавливают
посадочный материал ( лук- севок, горох)
высаживают на гряды севок, сеют горох.
Участвуют в уходе за посевами. Высаживают
маточники столовых корнеплодов моркови,
свеклы, лука - репки. Сажают картофель.
Учебно - тематический план.
14
№
Дат
а
Название темы
Кол
ство
час.
В том числе.
Теория
Практ Конт
и–
роческая льны
работа е
работ
ы
I четверть (50 часов).
сельском
1
1
1
Значение растениеводства
хозяйстве.
1
1
2
Правила
техники
безопасности
при
выполнении сельскохозяйственных работ.
Уборка картофеля.
Сроки и способы уборки картофеля.
Особенности уборки картофеля
пораженным фитофторозом.
Хранение картофеля.
Выкопка клубней картофеля.
Сортировка клубней.
Учет урожая картофеля
Закладка картофеля на хранение.
Уборка послеуборочных остатков.
Тестирование по теме: «Уборка
картофеля». Работа над ошибками.
14
1
1
3
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
Уборка урожая корнеплодов столовой
свеклы.
Подкапывание столовой свеклы.
Сортировка корнеплодов свеклы, закладка
на хранение.
Закладка корнеплодов свеклы на хранение.
Уборка послеуборочных остатков.
5
-
Уборка урожая корнеплодов столовой
моркови.
Подкапывание моркови. Сортировка.
Закладка корнеплодов столовой моркови
на хранение.
Уборка послеуборочных остатков.
5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
в
15
10
1
2
2
2
2
2
1
5
1
1
1
1
1
2
1
2
-
4
1
1
1
1
2
2
-
1
5.4
Тестирование по теме: «Уборка
корнеплодов». Работа над ошибками.
1
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Заготовка семян овощных культур.
Общепринятые требования к сбору семян.
Сбор семян гороха
Сбор семян столовой свеклы
Сбор семян моркови
Сбор семян зеленных культур (салата,
петрушки, укропа).
5
1
1
1
1
1
1
1
7
Сбор семян однолетних цветочных
растений.
Общепринятые требования к сбору семян
однолетних цветочных растений.
Сбор семян настурции и календулы.
Сбор семян бархатцев и петунии.
6
1
1
1
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.6
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
10.
1
4
1
1
1
1
1
1
4
2
Обработка почвы
Значение обработки почвы. Виды
обработки почвы .
Обработка почвы вручную. Требования к
качеству перекапывания.
Ручной инвентарь для обработки почвы.
Правила перекапывания почвы лопатой.
Перекапывание почвы
Тестирование по теме «Обработка
почвы». Работа над ошибками.
6
1
3
1
1
1
1
1
Чеснок.
Строение растения чеснок
Особенности растения, значение растения
чеснок.
Подготовка почвы и посадка чеснока
Подготовка почвы под осеннюю посадку
чеснока.
Посадка чеснока.
Тестирование по теме: «Чеснок». Работа
над ошибками.
Контрольная работа за I учебную
четверть. Работа над ошибками.
6
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
16
1
2
1
1
1
1
1
Очистка цветника от растительных
остатков
Тестирование по теме: «Сбор семян».
Работа над ошибками.
1
1
-
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
II четверть (48 часов).
12
12.1
12.2
12.3
Осенний
уход
кустарниками.
за
ягодными
Ягодные кустарники.
Уход за ягодными кустарниками.
Опрос по теме: «Осенний уход за
ягодными кустарниками».
13
Почва.
13.1 Понятие почва.
13.2 Состав почвы - песок и глина.
13.3 Вода и воздух в почве.
13.4 Перегной и минеральные соли в почве.
13.5
13.6
13.7
14
14.1
14.2
14.3
14.4
14.5
14.6
14.7
3
2
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
2
1
1
-
1
4
1
1
1
Определение песчаной и глинистой
почвы. Способность песчаной и
глинистой почв пропускать воду.
Водные свойства песчаной и глинистой
почв.
Тестирование по теме: «Почва». Работа
над ошибками.
1
1
1
1
Осенний уход за декоративными
кустарниками
Виды декоративных деревьев и
кустарников.
Декоративные кустарники и деревья,
используемые для озеленения школьного
двора.
Правила осеннего ухода за
декоративными
кустарниками
и
деревьями.
Инструменты и орудия труда для ухода
за кустарниками и деревьями.
Уход за декоративными кустарниками
(обрезка сухих веток, их удаление из сада)
9
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Уход за декоративными кустарниками
(сбор сухой листвы, удаление ее из сада)
Уход за можжевельником (присыпка
торфом приствольного круга).
1
1
17
1
1
1
4
1
1
14.8
14.9
15
15.1
15.2
15.3
15.4
15.5
15.6
15.7
15.8
15.9
16
16.1
16.2
16.3
16.4
16.5
16.6
16.7
16.8
17
17.1
17.2
17.3
17.4
Уход за можжевельником (обмотка
кроны нетканым материалом).
Тестирование по теме: «Осенний уход за
декоративными кустарниками». Работа
над ошибками.
Удобрения.
Виды удобрений.
Органические удобрения.
Навоз.
Торф.
Птичий помет.
Компост.
Заготовка органических удобрений
Хранение органических удобрений.
Тестирование по теме: «Удобрения».
Работа над ошибками.
Уход за комнатными цветковыми
растениями
Приёмы ухода за комнатными
растениями.
Пересадка, перевалка и деление
комнатного растения.
Уход за комнатными растениями
(удаление отмерших стеблей и листьев)
Уход за комнатными растениями
(рыхление почвы, полив, опрыскивание)
Деление комнатного растения сансевиерии.
Пересадка и перевалка комнатных
растений - (хлорофитума)
Защита рефератов «Комнатные растения»
Самостоятельная работа по теме: « Уход
за комнатными растениями»
Обмолот и расфасовка цветочных и
овощных семян.
Правила обмолота семян цветочных
растений.
Заготовка бумажных пакетов для
расфасовки семян.
Обмолот и очистка семян бархатцев.
Обмолот и очистка семян петунии.
18
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
3
1
1
1
1
-
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
9
2
2
1
1
1
1
1
17.5
17.6
16.7
16.9
16.10
16.11
Расфасовка семян бархатцев в бумажные
пакеты.
Расфасовка семян петунии в бумажные
пакеты.
Обмолот и очистка семенников редиса.
Обмолот и очистка семенных зонтиков
укропа.
Расфасовка семян редиса, укропа в
бумажные пакеты.
Самостоятельная работа «Изготовление
бумажных пакетов для хранения семян»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольная работа за II учебную
четверть. Работа над ошибками.
1
1
III четверть (60 часов).
17
17.1
17.2
17.3
17.4
17.5
17.6
17.7
17.8
17.9
18
18.1
18.2
18.3
18.4
18.5
18.6
18.7
18.8
18.9
18.10
Полевые культуры.
Группы полевых культур.
Зерновые культуры пшеница и рожь.
Зерновые культуры кукуруза.
Кормовые культуры. Корнеплоды.
Кормовые бахчевые культуры.
Кормовые травы.
Технические культуры. Подсолнечник.
Технические культуры сахарная свекла,
лен.
Тестирование по теме: «Полевые
культуры». Работа над ошибками.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
Овощные культуры.
Группы овощных культур.
Капустные овощные растения.
Плодовые овощные растения. Огурец.
Томат.
Перец, баклажан.
Зеленные овощи. Укроп. Петрушка.
Салат.
Столовые корнеплоды.
Столовая морковь.
Столовая свекла.
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
8
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
18.11
18.12
18.
13
18.
14
18.
15
18.
16
18.
17
18.
18
19
19.1
19.2
19.3
19.4
20
20.1
20.2
20.3
20.4
Выращивание семян столовых
корнеплодов.
Подращивание маточников столовой
свеклы.
Подращивание маточников столовой
моркови.
Луковичные овощные культуры.
1
1
1
Лук репчатый.
1
1
Уход за семенниками столовой свеклы.
1
1
Уход за семенниками столовой моркови.
1
1
Тестирование по теме: «Овощные
культуры». Работа над ошибками.
1
Цветочные растения.
Многолетние цветочные растения.
Зимующие многолетники.
Выращивание зимующих многолетников.
4
1
1
1
Тестирование по теме: «Цветочные
растения». Работа над ошибками.
Практическое повторение
Уход за комнатными растениями.
Подсыпание почвы, рыхление.
Уход за листьями.
Подкормка.
Полив.
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
-
1
1
1
4
1
1
1
1
-
4
1
1
1
1
21
21.1
21.2
21.3
Подготовка семян моркови к посеву.
Выбор семян.
Подготовка лент.
Наклейка семян моркови к ленте.
6
2
2
2
-
6
2
2
2
-
22
Выращивание рассады цветковых
культур.
Приёмы выращивания рассады
цветковых культур.
Подготовка почвенной смеси, посев
семян петунии.
Посев семян петунии.
Подготовка почвенной смеси, посев
семян бархатцев.
Посев семян бархатцев.
8
1
6
1
1
1
22.1
22.2
22.3
22.4
22.5
20
1
1
1
1
1
1
1
1
22.6
22.7
22.8
23
23.1
23.2
23.3
23.4
23.5
23.6
23.7
23.8
23.9
23.10
23.10
Подготовка почвенной смеси, под посев
семян циннии.
Посев семян циннии.
Самостоятельная работа «Посев семян
однолетних цветочных растений».
1
1
1
1
1
Выращивание рассады овощных
культур.
Выращивание рассады овощных культур
(томата, перцев, баклажана).
Подготовка почвенной смеси под посев
овощных культур на рассаду.
Способы подготовки семян для посева.
Подготовка почвенной смеси под посев
семян томата.
Посев семян томата.
Подготовка почвенной смеси под посев
семян перца.
Посев семян перца.
Подготовка почвенной смеси под посев
семян баклажана.
Посев семян баклажана.
10
2
1
1
1
1
Самостоятельная работа «Посев семян
овощных культур на рассаду»
Контрольная работа за III учебную
четверть. Работа над ошибками.
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
IV четверть (46 часов).
25
25.1
25.2
25.3
25.4
Пикировка рассады овощных культур.
Правила пикировки рассады томатов
Пикировка рассады томатов.
Правила пикировки рассады перцев.
Пикировка рассады перцев.
4
1
1
1
1
2
1
26
Пикировка
рассады
цветочных
растений.
Подготовка почвенной смеси под
пикировку цветочной рассады петунии.
Пикировка рассады петунии.
Подготовка почвенной смеси под
пикировку цветочной рассады циннии.
Пикировка рассады циннии.
6
-
26.1
26.2
26.3
26.4
21
2
-
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
-
Подготовка почвенной смеси под
пикировку цветочной рассады бархатцев.
Пикировка рассады бархатцев.
1
1
1
1
Выращивание столовых корнеплодов
Подготовка почвы под столовые
корнеплоды. Сроки и способы посева.
Вскапывание почвы под посев семян
столовых корнеплодов.
Формирование гряд разметка посевных
рядков .
Посев семян столовой моркови.
Подготовка почвы под посев семян
столовой свеклы.
Формирование гряд разметка посевных
рядков.
Посев семян столовой свеклы.
7
1
Выращивание лука.
Выращивание лука - севка.
Подготовка почвы.
Разметка посевных рядков, посев семян
лука – чернушки.
Выращивание лука - репки.
7
1
1
1
2
1
1
1
28.5
28.6
28.7
Подготовка почвы.
Подготовка посадочного материала
Разметка посевных рядков, посев семян
лука – севка.
1
1
1
29
Весенний уход за зимующими
многолетниками.
Сбор остатков мусора.
Рыхление почвы.
Прополка зимующих многолетников.
Полив зимующих многолетников.
4
Высадка маточников столовой моркови
и свеклы.
Подготовка почвы.
Разметка гряд, высадка маточников
моркови.
Подготовка почвы.
Разметка гряд, высадка маточников
свеклы.
4
26.5
26.6
27
27.1
27.2
27.3
27.4
27.5
27.6
27.7
28
28.1
28.2
28.3
28.4
29.1
29.2
29.3
29.4
30
30.1
30.2
30.3
30.4
22
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
-
1
1
1
1
4
-
1
1
1
1
-
4
1
1
1
1
1
1
1
1
-
31
31.1
31.2
31.3
Практическое повторение
Посадка картофеля
Подготовка почвы под посев гороха.
Разметка гряд, посев семян гороха.
5
2
1
1
-
5
2
1
1
-
32
32.1
32.2
32.3
Посадка георгинов.
Подготовка почвы.
Деление клубней георгина.
Посадка клубней георгина.
3
1
1
1
-
3
1
1
1
-
33
33.1
33.2
Высадка цветочной рассады.
Подготовка почвы.
Формирование клумбы, высадка
цветочной рассады.
4
2
2
-
4
2
2
-
33.3
Контрольная работа за IV учебную
четверть. Работа над ошибками.
1
1
33.4
Контрольная работа за год. Работа над
ошибками.
Итог:
1
1
204
18
23
Материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическая литература:
1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под
редакцией В.В.Воронковой – М.: 1986.
2. Берзина Р.Ф. Методика преподавания труда с практикумом: Курс лекций для студентов 12-х курсов по специальности «031200 – Педагогика и методика начального образования» –
Стерлитамак: СГПА, 2004. – 190 с.
3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.
пед. учеб, заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 256 с.
4. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.:
Просвещение, 1985. – 112с.
5. Гукасова A.M. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981. – 176с.
6. Машинистов В.Т. Дидактический материал по трудовому обучению (1-4). – М.:
Просвещение, 1988. – 95 с.
7. Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др.; Под ред. Г.М.
Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия»,
2000. – 272 с.
8. Петрова Т.И. Методика преподавания труда с практикумом: Учебное пособие для студ. пед.
вузов. – Стерлитамак: СГПА, 2005. – 188 с.
9. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.
– М.: Просвещение, 1974. – 240 с.
10. Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение,
1983.–288
Электронные образовательные ресурсы.
1. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2732606 Учебная фильмотека. Начальные
классы.
Труд людей вокруг нас.
3. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1312557 Серия фильмов. Профессия Архитектор.
Керамист. Мозаичник. Гример.
4. http://www.nachalka.com/book/export/html/46
Учебные
фильмы,
слайд-шоу
и
мультфильмы.
5. http://www.rusedu.ru/search.php?tag=%F2%F0%F3%E4 Архив учебных программ и
презентаций.
6. http://www.pedagog.by/prtrud.html Трудовое обучение. Презентации.
Иллюстрационный материал к урокам.
1. Технологические таблицы.
3. Графические планы.
24
4. Натуральные предметы.
5. Коллекции видов семян, минеральных удобрений, видов кормов.
6. Муляжи фруктов, овощей.
7. Гербарии листьев, цветов, злаков.
Оборудование класса
1. Магнитная доска
2. Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.
3. Стол учительский с тумбой.
4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования.
5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
6. Дидактические материалы.
7. Сельскохозяйственный инвентарь.
25