Федоров Иван
Алексеевич
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нововсельская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ППК
Директор
Л.Н.Калинкина
---------------------------Протокол № 1
Фёдоров И.А.
---------------------------------Приказ № 105
от «29» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1653459)
учебного предмета «Природоведение»
(для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями)
с.Новое Село 2025 год
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:46:38 +05'00'
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Авторы рабочей программы: Башкирцева Т.М., учитель биологии, 1кв.к.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы,
воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в
повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных
ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его
здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима,
весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-
следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Человек». При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются
знания, полученные в начальной школе.
Приводятся простейшие классификации растений и животных.
Учитель
должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но
значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно
опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам
природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное
внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и
формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные
в процессе изучения учебного предмета «Природоведение". Основными организационными формами работы на уроке
природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося
демонстрацией, опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и
практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении
опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение
изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение
словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:сравни, опиши, объясни, запиши в
тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета;
выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись
рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество часов
Контрольные работы
п/
п
1.
Введение
1
1
2.
Растительный мир
17
1
3.
Животный мир
35
1
4
Человек
12
1
5.
Обобщение
3
1
68
5
Итого:
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения,
лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни
человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевертравянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из
других источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растения
− Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных действий (БУД)
− Личностные учебные действия:
− Испытывать чувство гордости за страну,
− Гордиться школьными успехами и достижениями,− Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности,
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях,
− − владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке
− - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
− - использовать разные источники и средства информации,
− Регулятивные учебные действия
− - сохранять цели и задачи при решении учебных и практических задач,
− - осуществлять взаимный контроль при совместной деятельности,
− Познавательные учебные действия
− -использовать усвоенные логические операции,
− - использовать в жизнедеятельности некоторые межпредметные знания.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса
обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
При оценке предметных результатов учитывается уровень
самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный
ответ:
Оценка «5»ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно
практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки;
допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при
использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
№
Тема
Кол-во
часов
Тематическое планирование
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 1час
1
Живая природа:
растения,
животные, человек
1
Узнают объекты живой
природы на иллюстрациях
и фотографиях, относят к
объектам живой или
неживой природе.
Называют изученные
объекты. В рабочих
тетрадях обводят
картинки с изображением
живых организмов
Выделяют существенные
признаки объектов живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой
природой. Выписывают в тетрадь
общие признаки живых
организмов
Растительный мир – 17 часов
2
Разнообразие
растительного мира
1
Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира.
Разнообразие растений.
Дикорастущие и
культурные растения.
Значение растений
Узнают растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты;
рассказывают о значении
растений.Дописывают в тетрадь
определения, используя текст
учебника: дикорастущие,
культурные. Зарисовывают в
Называют представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают о значении
растений и их роли в
тетрадь овощи и фрукты
окружающем мире.
В рабочих тетрадях
рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название культурных и
дикорастущих растений
3
4
Среда обитания
растений
Строение растений
1
1
Формирование
представлений о среде
обитания растений и
многообразии
растительного мира.
Растения леса (деревья,
травянистые растения).
Растения луга (травы:
клевер, васильки,
лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения
полей, садов, огородов
(пшеница, рожь, овощи
Узнают растения леса, водоемов,
садов, огородов на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам
(растения леса, водоемов, садов,
огородов).
Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении
органов растений.Раскрашивают
части растений на рисунке в
Выполняют задание в рабочей
тетради: продолжи предложения.
Записывают среду обитания
растений
Знают места произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса,
луга, водоемов, полей, садов,
огородов. Заполняют схему
«Среда обитания растений»,
рассказывают, где встречаются
эти растения
Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных объектах, картинах,
схемах, знают функции частей
растений и их значение для
растения..Выполняют задания:
Внешний вид. Значение
рабочей тетради, соединяют
части растения и его название,
раскрашивают части растений в
рабочей тетради и подписывают
их; узнают растения по контуру,
5
Деревья,
кустарники, травы
1
Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о деревьях,
кустарниках, травах
Узнают деревья, кустарники,
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к разным группам –
деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей разных
групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких
деревьях говорится в
предложениях
6
Лиственные
деревья
1
Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о
лиственных деревьях,
формирование
представления о видах
лиственных деревьев.
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Дикорастущие и
культурные лиственные
деревья
Называют лиственные растения
на иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя).
В рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на
рисунках
Выполняют классификацию
растений и признаки разных
групп, относят растения к разным
группам на основании основных
признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности
Знают классификацию растений,
знают признаки лиственных
растений, относят растения к
лиственным на основании
основных признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее,культурное).Выпол
няют задание в рабочей тетради:
определяют дерево по описанию.
7
Хвойные деревья
1
Закрепление, уточнение и
расширение
представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных
деревьев. Хвойный лес.
Тайга
Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные
деревья (по 2 представителя).
На рисунках подписывают
названия хвойных деревьев.
Записывают в тетрадь ответ на
вопрос: как называется хвойный
лес, используя рисунок
Знают признаки хвойных
растений, относят растения к
хвойным на основании основных
признаков. Называют
представителей хвойных растений
(3 представителя).Относят
хвойные растения к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(хвойное, дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
8
Дикорастущие
кустарники
1
Формирование
представлений о
дикорастущих
кустарниках
Узнают дикорастущие
кустарники на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
дикорастущих растений
Узнают и называют дикорастущие
кустарники (не менее 3),
выделяют существенные признаки
дикорастущих кустарников,
относят изученные растения к
различным группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
В тетради подписывают на
рисунке части кустарника.
9
Культурные
кустарники
1
Формирование
представлений о
культурных
кустарниках
Знают классификацию растений,
признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных
кустарников.Выполняют в тетради
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне культурных
растений
Узнают и называют культурные
кустарники (не менее 3), выделяют
существенные признаки
культурных кустарников, относят
изученные растения к различным
группам (кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации.Составляют
рассказ о целебных свойствах ягод,
растущих в саду на кустарниках
10
Травы
1
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
травах. Формирование
представлений о
дикорастущих и
культурных
травах.Использование
человеком
культурных растений
Узнают и называют дикорастущие и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.Раскрашивают в
тетради рисунки с изображением
травянистых растений; называют
культурные и дикорастущие травы
Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой группе,
называют дикорастущие и
культурные травы (подорожник,
ромашка, укроп, петрушка).В
тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует
11
Декоративные
растения
1
Формирование
представлений о
декоративных
растениях
Узнают декоративные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных
растений.Выполняют задание в
рабочей тетради: выписывают
буквы с одинаковых лепестков и
составляют названия цветов;
рисуют букет для мамы, используя
предложенные рисунки цветов
Узнают и называют декоративные
растения (не менее 5), выделяют
существенные признаки
декоративных растений. Используя
текст учебника, дописывают в
рабочую тетрадь определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя
слова для справок: выписывают
названия декоративных цветов,
кустарников, деревьев
12
Лекарственные
растения
1
Формирование
представлений о
лекарственных
растениях. Лечебные
свойства. Правила их
использования
Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для домашней
аптечки
Узнают и называют лекарственные
растения, относят изученные
растения к различным группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
13
Комнатные
растения. Уход за
комнатными
1
Закрепление,
уточнение и
расширение
представлений о
Используя рисунки в рабочей
тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют, как
они лечат разные болезни
растениями
14
Комнатные
растения: герань,
бегония, фиалка,
традесканция
1
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за
комнатными
растениями
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями
под контролем учителя
осуществляют деятельность по
уходу за комнатными растениями
Формирование
представлений о
многообразии
комнатных растений,
формирование умение
ухаживать за
комнатными
растениями
Узнают герани, бегонии, фиалки,
традесканции на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты,
Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные признаки комнатных
растений, называют сходные по
внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение.
выполняют действия по уходу за
растениями под контролем учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: узнают на рисунках
комнатные растения и подписывают
их названия, используя слова для
справок
Выполняют задание в рабочей
тетради:рассмотри рисунки,
напиши на стрелках, что
необходимо для роста растений.
Напиши в рабочей тетради, как
надо ухаживать за комнатными
растениями
15
Растительный мир
разных районов
Земли
1
Формирование
представлений о
разнообразии
растительного мира
Земли, о зависимости
внешнего вида
растений от среды
Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого
районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным климатом, жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят изученные
растения к разным группам по
обитания
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом
месту произрастания, называют
растения, произрастающие в
районах с умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом
16
Растения нашей
страны
1
Формирование
представлений о
многообразии
растительного мира
России
Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра, леса,
степь, пустыня) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют растения,
произрастающие в нашей стране.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану, используя
опорные слова
Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют существенные признаки
растений разных районов России,
называют растения,
произрастающие в России,
известные из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
растения и места обитания.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану
17
18
Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные
Красная книга
России и своей
области (края)
1
1
Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о растениях
своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире
своего края
Узнают растения своей местности
на иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют
растения своей местности.
Описывают один из кустарников по
плану, используя помощь учителя
Называют растения,
произрастающие в своей
местности. Относят растения своей
местности к различным
классификациям (деревья,
кустарники, травы; дикорастущие,
культурные; декоративные).
Описывают один из кустарников по
плану
Животный мир – 35 часов
19
Разнообразие
животного мира
1
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира
Узнают животных на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
животных.Относят животных к
разным группам в зависимости от
классификации
Называют представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания, выведение питание, места обитания,
потомства) с опорой на учебник.
выведение потомства).
20
Среда обитания
животных
1
Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии
животного мира
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира по плану;
заполняют таблицу, приводя
примеры названий животных с
разными способами передвижения
Узнают животных суши, водоемов
и птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к
разным группам (животные суши,
водоемы, птицы).Выполняют
задание в рабочей тетради: соедини
стрелками рисунок с местом
обитания животных
Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных из
других источников, объясняют свое
решение.Сравнивают по рисункам
животных разных мест обитания,
делают вывод о разных способах
приспособления к местам обитания.
Пользуясь текстом учебника,
заполняют таблицу о местах
21
Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
1
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира на
основе имеющихся у
школьников знаний
Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, соотнося название
животного с названием группы.
22
Насекомые
1
Формирование
представлений о
многообразии
насекомых
Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых
23
Бабочки, стрекозы,
жуки
1
Уточнение и
расширение
представлений о
бабочках, стрекозах,
жуках
Узнают жуков, бабочек, стрекоз на
иллюстрациях и фотографиях,
относят жуков, бабочек, стрекоз к
изученной группе животных,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в природе.
Рассказывают по рисункам, что
Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных
к разным группам с учетом
основных признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных
по группам, используя
иллюстрации и рисунки.
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных особенностях
насекомых
Узнают и называют представителей
насекомых (жуки, бабочки,
стрекозы) в натуральном виде,
естественных условиях, рисунках;
выделяют существенные признаки
насекомых, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
24
Кузнечики,
муравьи, пчелы
1
Уточнение и
расширение
представлений о
кузнечиках, муравьях,
пчелах
общего у всех насекомых.
Заполняют таблицу в тетради,
используя слова для справок:
выписывают отличительные
особенности каждой группы
насекомых
окружающем мире.
Узнают кузнечиков, пчел, муравьев
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят к изученной группе
животных, имеют представление о
значении кузнечиков, пчел,
муравьев в природе.
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки
насекомых, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
Рисуют муравейник, рассказывают
о жизни обитателей муравейника
25
Рыбы
1
Уточнение и
расширение
представлений о
рыбах
Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о
значении рыб в природе.Называют
части тела рыбы по рисунку
Описывают особенности внешнего
вида одного из насекомых по плану
и иллюстрациям. Заполняют
таблицу в тетради, используя слова
для справок: выписывают
отличительные особенности
каждой группы насекомых,
обосновывают свой выбор
Описывают внешний вид кузнечика
по плану
Узнают и называют рыб, выделяют
существенные признаки рыб,
имеют представление о
взаимосвязях между изученными
объектами (рыбами) и их местом в
окружающем мире.В рабочей
тетради на рисунке подписывают
26
Морские и речные
рыбы
1
Формирование
представлений о
морских и речных
рыбах
Узнают морских и пресноводных
рыб (сельдь, камбала, лосось, сом,
щука) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася, окуня,
сома, щуку к изученной группе
животных. Относят изученных рыб
к морским и пресноводным.
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.
Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки морских и
речных рыб, имеют представления
о взаимосвязях между изученными
объектами и их местом в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации (пресноводные,
морские, хищные).
Заполняют таблицу, пользуясь
текстом учебника, название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану
27
Земноводные.
Лягушки. Жабы
1
Формирование
представлений о
земноводных
животных на примере
жабы и лягушки
Узнают земноводных – лягушек и
жаб – на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных, имеют
представление о значении жаб и
лягушек в природе
Узнают и называют земноводных,
выделяют существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют представления о
взаимосвязях между изученными
животными и их местом в
окружающем мире.В рабочей
тетради соединяют линией
28
Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы
1
Формирование
представлений о
пресмыкающихся
животных на примере
змей, ящериц,
крокодилов
Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом
ряду названий групп животных
лишнее слово, пишут обобщающее
слово для остальных названий
животных
29
30
Птицы
Ласточки, скворцы,
снегири, орлы
1
1
Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся, выделяют
существенные признаки змей,
ящериц, крокодилов; имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и их
местом в окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием групп
животных; подписывают
представителей
Уточнение и
расширение
представлений о
птицах. Места
обитания. Значение
птиц в природе
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки
птиц. Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок
Подписывают на рисунках в
рабочих тетрадях части тела птицы
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей, орлов
Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки
птиц. Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
ласточках, скворцах,
снегирях, орлах
31
Лебеди, журавли,
чайки
1
Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о
лебедях, журавлях,
чайках
к изученной группе животных.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
окружающем мире. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, хищные.
Выполняют задание на карточке:
заканчивают предложение об
особенностях внешнего вида птиц
В рабочих тетрадях подписывают
рисунки с изображением птиц,
соединяют изображения птиц с
местами их обитания
Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки) на иллюстрациях и
фотографиях. называют изученные
объекты. Выделяют существенные
признаки птиц с помощью учителя.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли, чайки). Выделяют
существенные признаки птиц,
имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом и образом жизни птиц и их
средой обитания. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, водоплавающие.
Называют морских, речных птиц,
птиц, живущих около водоемов,
известных из других источников.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.
Соединяют в рабочей тетради
изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор
32
Птицы своего края.
Охрана птиц
1
Расширение и
уточнение знаний о
птицах своей
местности. Типичные
Называют птиц, обитающих в своей
местности. Относят птиц,
обитающих в своей местности, к
различным группам с учетом
Называют птиц, обитающих в своей
местности, выделяют
существенные признаки птиц.
Относят птиц, обитающих в своей
птицы своего края.
Охрана птиц
различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие (с
помощью учителя). Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе.
Рисуют в тетради рядом с
кормушкой одну из зимующих птиц
местности, к различным группам с
учетом различных оснований для
классификации: перелетные –
зимующие, водоплавающие.
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе,
выполняют доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края
33
Млекопитающие
1
Формирование
понятия
млекопитающие на
основе уточнения и
расширения
имеющихся
представлений:
признаки, внешний
вид, детеныши, среда
обитания (суша и
вода)
Узнают и называют
млекопитающих на иллюстрациям и
фотографиям. Относят
млекопитающих к разным группам,
имеют представление о значении
млекопитающих в природе.
Дополняют предложения в рабочей
тетради об отличительных
особенностях млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия
Узнают и называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки млекопитающих.
Называют млекопитающих из тех,
которые были изучены на уроках,
или известных из других
источников. Относят
млекопитающих к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
обитающие в воде и на суше,
хищные, травоядные, всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок
34
Млекопитающие
суши
1
Формирование
представлений о
млекопитающих суши
на основе имеющихся
знаний. Животные
лесов, степей,
пустынь
Узнают млекопитающих суши на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
Узнают животных суши на
рисунках в рабочей тетради, по
контуру соединяют линиями с
местами их обитания
Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов,
степей, пустынь) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, имеют представления о
взаимосвязях между
млекопитающими и их местом в
окружающем мире, называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова, которые
подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши
35
Млекопитающие
морей и океанов
1
Формирование
представлений о
млекопитающих
морей и океанов:
признаки, внешний
вид
Узнают млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособился
организм млекопитающих
животных к обитанию в морях и
Узнают и называют
млекопитающих морей и океанов
(киты, тюлени, дельфины) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах. Имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ
жизни) и их местом в окружающем
мире. Называют млекопитающих
морей и океанов из тех, которые
океанах
были изучены на уроках, или
известных из других источников,
объясняют свой выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные
особенности водных
млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных
36
37
Домашние
животные в городе
и деревне
Сельскохозяйствен
ные животные:
лошади
1
1
Расширение и
уточнение
представлений о
домашних животных:
признаки, внешний
вид
Расширение и
уточнение
представлений о
Узнают домашних животных на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют домашних животных,
относят домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении
домашних животных.
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки домашних животных,
называют домашних животных из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из других
источников, объясняют свой выбор.
Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и
домашних животных из
стихотворения
Выписывают в таблицу рабочей
тетради, используя свои примеры,
названия диких и домашних
животных
Узнают лошадей на иллюстрациях Узнают и называют лошадей в
и фотографиях, называют
натуральном виде в естественных
изученные объекты, относят
условиях и на картинах, выделяют
лошадях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных: внешний
вид, питание,
использование
человеком
лошадей к домашним животным,
имеют представление о значении
лошадей.
Включаются в дидактическую игру
«Где чей детеныш?»
существенные признаки лошадей,
относят лошадей к разным группам
с учетом различных оснований для
классификации (перевозка грузов,
спортивные соревнования, цирк,
полиция).Сформированы
представления к самостоятельной
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей
38
Сельскохозяйствен
ные животные:
коровы
1
Расширение и
уточнение
представлений о
коровах.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных: внешний
вид, питание,
использование
человеком, уход и
содержание
Узнают коров на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят коров к домашним
животным, имеют представление о
значении коров в жизни человека.
Описывают внешний вид коровы по
плану и опорным словам
Узнают и называют коров в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки коров,
относят коров к определенным
группам животных с учетом
различных оснований для
классификации (млекопитающие,
домашние, сельскохозяйственные
животные).
Описывают внешний вид коровы
по плану
39
Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи
1
Расширение и
уточнение
представлений о
козах, овцах, свиньях.
Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз, овец,
свиней к домашним животным,
имеют представление о значении
коз, овец, свиней.
Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных.
Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят кур, уток, индюков к
домашним птицам, имеют
представление о значении кур, уток,
индюков.
Узнают и называют домашних птиц
(кур, уток, индюков) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки изученных животных,
относят домашних птиц к
определенным группам с учетом
различных оснований для
классификаций (птицы, домашние,
водоплавающие).
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных Рассказывают об одном из
животных
животных с опорой на предложения
и иллюстративный материал,
предложенный учителем
40
Домашние птицы:
куры, утки, индюки
1
Расширение и
уточнение
представлений о
курах, утках,
индюках.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных В рабочей тетради узнают на
птицах: внешний вид, рисунках домашних птиц и
использование
подписывают их названия.
человеком, уход и
содержание
41
Уход за животными
в живом уголке или
1
Формирование
представлений о
Узнают животных «живого уголка»
на иллюстрациях и фотографиях,
Составляют рассказ об одном из
животных по плану
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве
по внешнему виду
Узнают и называют животных
«живого уголка» в натуральном
дома
«живом уголке»,
правилах ухода за
животными в «живом
уголке».
Общие правила ухода
за животными в
«живом уголке» или
дома
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за животными в «живом
уголке» под руководством учителя,
имеют представление о значении
«живого уголка».
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в живом уголке
виде в естественных условиях и на
картинах, относят животных
«живого уголка» к определенным
группам (птицы, рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах по уходу за животными в
«живом уголке», выполняют
доступные возрасту действия по
уходу за животными.
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
42
Аквариумные
рыбки
1
Формирование
представлений об
аквариумных рыбах
на основе имеющихся
знаний. Правила
содержания и ухода за
аквариумными
рыбками
Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за аквариумными рыбками
под руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках аквариумных рыбок и
подписывают их названия;
зачеркивают лишнюю рыбку,
используя помощь учителя
Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки
аквариумных рыбок, знают правила
ухода и содержания за
аквариумными рыбами.
В рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку
43
Канарейки,
попугаи
1
Формирование
представлений о
декоративных и
певчих птицах на
основе имеющихся
знаний: внешний вид,
правила содержания и
ухода дома или в
«живом уголке»
Узнают певчих и декоративных
птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют известные
учащимся певчих и декоративных
птиц, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за певчими и
декоративными птицами под
руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках птиц и подписывают их
названия, используя слова для
справок. Обводят названия певчих
птиц, используя помощь учителя
44
Морские свинки,
хомяки, черепахи
1
Формирование
представлений о
морских свинках,
хомяках и черепахах:
внешний вид, правила
ухода
Узнают морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя.
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки певчих и декоративных
птиц. Называют певчих и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других
источников, знают правила ухода и
содержания певчих и декоративных
птиц.
В рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими
Узнают и называют животных в
натуральном виде в естественных
условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки морских
свинок, хомяков, черепах, знают
правила ухода за морскими
свинками, черепахами, хомяками и
их содержания.
45
46
Домашние кошки
Собаки
1
1
Расширение и
уточнение
представлений о
домашних кошках:
внешний вид, правила
ухода и содержания
кошек в доме
Расширение и
уточнение
представлений о
собаках: внешний вид,
виды собак, правила
ухода за собаками и
содержания их в доме.
Выполняют задание в рабочей
тетради: отвечают на вопросы (кого
чем кормить) и выбирают
правильные ответы соотнося их с
названиями животных, используя
помощь учителя
Выполняют задание в рабочей
тетради: выбирают правильные
ответы на вопрос (кого чем
кормить) и записывают их рядом с
названием животного
Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, длинношерстные,
короткошерстные)
Узнают кошек на иллюстрациях и
фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за кошками под
руководством учителя, имеют
представление о значении кошек в
жизни человека.
Знают правила ухода и содержания
кошек.
Выполняют задание в рабочей
тетради: подчеркивают в тексте
слова, относящиеся к кошке;
показывают на рисунке стрелками
еду, которую ест кошка
Записывают в рабочую тетрадь
советы, как необходимо ухаживать
за котенком
Узнают и называют собак на
иллюстрациях и фотографиях,
относят собак к группе домашних
животных, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за собаками под
руководством учителя, имеют
Выделяют существенные признаки
собак, относят собак к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, служебные, охотничьи,
декоративные), знают правила
ухода и содержания собак.
представление о значении собак в
жизни человека.
Рассматривают рисунки в рабочих
тетрадях; заполняют схему
«Группы собак»
47
Животные
холодных районов
Земли
1
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных холодных
районов, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
животных от среды
обитания
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на иллюстрациях
и фотографиях. Относят животных
холодных районов Земли к разным
группам животных:
млекопитающие, птицы.
Описывают отличительные
признаки внешнего вида животных,
обитающих на севере
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Породы собак», используя
слова для справок. Составляют
памятку об уходе за собакой,
живущей в доме
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки животных холодных
районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания. Относят изученных
животных к определенным
группам: млекопитающие, птицы,
млекопитающие суши,
млекопитающие морей и океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как
приспособились животные к жизни
в суровых условиях
48
Животные
1
Расширение
Узнают животных умеренного
Узнают и называют животных
умеренного пояса
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных умеренного
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
пояса Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных
умеренных районов Земли к разным
группам животных:
млекопитающие, птицы.
В рабочей тетради узнают на
животных умеренного пояса нашей
страны и подписывают их названия,
используя помощь учителя
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки животных умеренного
пояса Земли, имеют представления
о взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом жизни
и средой обитания, относят
изученных животных к
определенным группам животных –
млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы; травоядные, хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в
умеренном поясе нашей страны
49
Животные жарких
районов Земли
1
Расширение
представлений о
многообразии
животного мира.
Формирование
представлений о
животных жаркого
пояса, зависимости
внешнего вида и
образа жизни
Узнают животных жаркого пояса
Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных жарких
районов Земли к разным группам
животных: млекопитающие, птицы.
Рассказывают об особенностях
внешнего вида одного из животных
жарких районов Земли по плану и
опорным предложениям
Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев, слон,
кенгуру, жираф) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах, выделяют существенные
признаки животных жарких
районов Земли, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания, относят изученных
животных к определенным группам
животных – травоядные, хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли
50
Животный мир
нашей страны
1
Формирование
представлений о
многообразии
животного мира
России: взаимосвязь
образа жизни и
природных условий.
Охрана природы
Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по
2–3 животных), выделяют
существенные признаки животных
разных районов России, называют
животных, обитающих в России,
известных из других источников,
имеют представления о
взаимосвязях внешнего вида
животного и места обитания,
относят животных к разным
группам на основании различных
признаков ( пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие; хищные,
травоядные)
51
Охрана животных.
Заповедники.
Красная книга
России
1
Формирование
представлений о
необходимости
охраны природы
(животного мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
значении Красной книги.
В рабочей тетради подписывают
заказники.
Зоопарки
52
Животные вашей
местности. Красная
книга области
(края)
1
Закрепление знаний о
растительном мире
России. Обобщение
знаний о животных
своей местности,
формирование
представления о
животном мире своего
края
В рабочей тетради узнают на
рисунках животных, охраняемых в
заповедниках, и подписывают их
названия, раскрашивают их
карандашами разных цветов,
используя помощь учителя
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов
Узнают животных своей местности
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных своей местности
к разным группам животных
(птицы, млекопитающие)
Называют животных, обитающих в
своей местности, относят животных
своей местности к различным
классификациям (млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные, травоядные)
Человек – 12 часов
53
Как устроен наш
организм
1
Расширение и
уточнение
представлений о
строении тела
человека.
Формирование
представлений об
организме человека
Называют части тела на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
чувств). Показывают основные
органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
В рабочей тетради соединяют точки
и подписывают названия основных
частей тела человека. Заполняют
54
55
Как работает наш
организм
Здоровый образ
жизни человека
1
1
записывают в тетрадь чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
таблицу «Части тала. Внутренние
органы человека», используя слова
для справок
Формирование
представлений о
внутренних органах
человека и их
взаимодействии:
Формирование
представлений о
пищеварительной
системе, дыхательной
системе, кровеносной
системе,
выделительной
системе, нервной
системе; о
согласованной работе
организма человека
Называют системы органов с
опорой на учебник и иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
Имеют представления о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы органов. Рассказывают о
значении систем органов в
организме человек и их работе.
Формирование
представлений о
здоровом образе
жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование
работы и отдыха,
закаливание, занятие
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни. Понимают
значение здорового образа жизни в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого).Записывают правила
здорового образа жизни, используя
опорные предложения в рабочей
В рабочей тетради подписывают
названия внутренних органов
человека
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в соответствии с
названными системами; соединяют
линией рисунки с изображением
внутренних органов человека с их
значением и функциями
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.Составляют
свой режим дня.Записывают в
тетрадь правила здорового образа
жизни, используя опорные слова
56
57
Осанка
Органы чувств
1
1
Уточнение и
расширение
представлений о
правильной осанке.
Профилактика
нарушения осанки
Расширение и
уточнение
представлений об
органах чувств
человека
Узнают правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях.
Имеют представление о влиянии
осанки на здоровье человека.
Знают и соблюдают правила
здорового жизни, понимают его
значение в жизни человека,
выполняют несложные задания (под
контролем взрослого).
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Дорисовывают на рисунке в
рабочей тетради, как надо сидеть
правильно
Подчеркивают в тексте карточки те
условия, при которых осанка будет
правильной
Узнают органы чувств (глаза, уши,
нос, язык) на иллюстрациях и
схемах, называют изученные
органы, имеют представление о
значении органов чувств.
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на рисунках,
схемах, макетах.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств, используя
помощь учителя
Относят зрение, слух, осязание,
вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
органов чувств в организме и их
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
58
Правила гигиены и
охрана органов
1
Формирование знаний
о правилах гигиены
Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
жизни, понимают их значение в
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
чувств
59
Здоровое питание
органов чувств
1
Формирование
представлений о
здоровом питании.
расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого)
соблюдению санитарногигиенических норм.
Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим группам. Знают
и соблюдают правила здорового
образа питания, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и что
полезно для организма
60
Дыхание.
Органы дыхания.
Правила гигиены
1
Формирование
представлений об
органах дыхания и
правилах гигиены
органов дыхания
Узнают и называют органы
дыхания (нос, легкие) на
иллюстрациях и схемах, имеют
представление о значении органов
чувств. Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила личной
гигиены.
В рабочей тетради на рисунках
находят органы дыхания и
подписывают их
61
Оказание первой
медицинской
помощи
1
Формирование
представлений о
первой помощи и
правилах ее оказания.
Оказание помощи при
порезах, царапинах,
ушибах,
обморожении, ожогах
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила безопасного
поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого),
выполняют несложные задания по
первой доврачебной помощи (под
Узнают и называют изученные
органы (нос, легкие), показывают
их на рисунках, схемах, макетах.
Относят нос, легкие к органам
дыхания, имеют представление о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают и
соблюдают правил здорового
образа жизни, совершают действия
по соблюдению санитарногигиенических норм.
На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют
рассказ о значении носа для
организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной помощи.
Соединяют линией рисунок с
нужной рекомендацией по
оказанию помощи при
62
63
64
Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской
помощью
Специализация
врачей
Медицинские
1
1
1
контролем взрослого).
повреждениях кожи
Формирование
представлений о
простудных
заболеваниях и мерах,
принимаемых для
профилактики и
лечения.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, правила
личной гигиены, понимают их
значения в жизни человека,
выполняют несложные задания по
оказанию первой доврачебной
помощи (под контролем взрослого).
Знают и соблюдают правила
поведения при простудных
заболеваниях, знают и соблюдают
правила профилактики простудных
заболеваний, совершают действия
по соблюдению санитарногигиенических норм.
Профилактика
простудных
заболеваний
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной помощи.
Формирование
представлений о
специализации врачей
и необходимости при
заболевании
обращаться к врачу
Узнают врачей на иллюстрациях,
фотографиях, называют
специализации врачей.
Называют специализацию врачей
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
соотносят заболевания внутренних
органов и специализацию врача.
Уточнение и
Знают медицинские учреждения
Выписывают названия
специализации врачей, к которым
можно обратиться за помощью при
разных видах заболевания,
используя слова для справок
Используя рисунки в рабочей
тетради, составляют и записывают
предложения о способах
закаливания
Выписывают в тетрадь названия
врачей, к которым можно
обратиться за помощью при разных
видах заболевания
Знают медицинские учреждения
учреждения
нашего
города
65
Медицинские
учреждения
нашего города
1
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
Уточнение и
расширение
представлений о
медицинских
учреждениях своего
города и их
специализации
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
Обобщение – 3 часа
66
Неживая природа
1
Обобщение и
закрепление
представлений о
предметах и явлениях
неживой природы
Узнают и называют изученные
предметы на иллюстрациях,
фотографиях, относят изученные
предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды, воздуха, знают элементарные
правила безопасного поведения в
природе, имеют представление о
значении неживой природы в жизни
человека
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе
67
Живая природа
1
Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умение
дифференцировать
живую и неживую
природу
Называют изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,
животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы
Называют изученные объекты
живой природы. Относят объекты
живой природы к разным группам:
растения (деревья, кустарники,
травы, хвойные, лиственные,
декоративные), животные
(насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие) и организм
человека. Выделяют существенные
признаки разных групп растений и
животных. Имеют представление о
взаимосвязях между неживой и
живой природой
68
Живая природа
2
Обобщение и
закрепление
представлений о
живой природе,
умения
дифференцировать
живую и неживую
природу
Называют элементарные правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни с
опорой на учебник.
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни
Технологическое и методическое сопровождение рабочей программы
Список литературы
Основная литература для ученика
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. « Природоведение». Учебник для 6 класса. М. «Просвещение» 2025
Основная литература для учителя
1 . ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
2 . Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией
В.В.Воронковой, Москва «Владос» 2010 год.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. « Природоведение». Учебник для 6 класса. М. «Просвещение» 2025
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1.Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2.Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3.« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4.« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5.Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
6.Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
7.Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская
энциклопедия». М. 2010
VII.Интернет-ресурсы:
А)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Б)Электронные
приложения
к
учебникам.Режим
доступа
:http://www.drofa.ru/catnews/dl/
main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
В)Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ