Федоров Иван
Алексеевич
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования Свердловской области
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
Согласовано
на заседании ППК
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.
Утверждено
Директор __________И.А.Федоров
Приказ №105
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(для 6 класса)
село Новое Село, 2025 год
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 10:08:59 +05'00'
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................... Ошибка! Закладка не определена.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............... Ошибка! Закладка не определена.
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее
Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Коррекционный
курс
относится
к
коррекционно-развивающей
области
«коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и
составляет 2 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30
мая - 3 часа).
59 часов – на коррекционные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция
дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках
изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств
в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
3
Программа
организаций,
построена
реализующих
на
основе
учебника
адаптированные
для
общеобразовательных
основные
общеобразовательные
программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 6 класс. – М.:
«Просвещение», 2022 г.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и
адекватное
использование
его
в
целях
устного
общения,
развитие
и
совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного
формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и
темпа усвоения программного материала
обучающимися.
5
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является самоконтроль звукопроизношения.
6
Содержание разделов
№ Название раздела
Количество
Контрольные
п/п
часов
работы
2
1.
Обследование устной и письменной речи
4
2.
Звуки и буквы
1
3.
Согласные звуки и буквы
4
4.
Предложение. Текст
2
5.
Состав слова
3
6.
Приставка и предлог
1
7.
Слово
10
8.
Связная устная речь
8
9.
Работа над выразительностью чтения
1
Итого:
34
2
7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
контактов, обмене информацией;
умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в
урочное и внеурочное время;
умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников в спорной ситуации;
развитие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
Минимальный уровень:
выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
пользоваться различными способами
словообразования
и словоизменения;
писать под диктовку простой текст;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова
или подбора родственных слов;
находить однокоренные слова;
делать морфемный анализ слов;
образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
дифференцировать приставки и предлоги;
объяснять лексическое значение слов;
грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно
8
произносить их;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя
логические ударения, читать «про себя»;
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль.
владеть отдельными видами пересказов;
уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
писать под диктовку тексты (50-55 слов);
активизировать
усвоенную
лексику
через
речевую
практику.
9
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема курса
Кол-во часов
Предметное
содержание
Дифференциация
обучающихся
Минимальный уровень
видов
деятельности
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.
2.
3.
Обследование
экспрессивной
речи
стороны
Обследование
экспрессивной
речи
стороны
Обследование
импрессивной
речи
1
1
1
стороны
10
4.
Обследование
импрессивной
речи
1
стороны
5.
Обследование
чтения
навыка 1
Чтение текстов. Ответы
на вопросы учителялогопеда.
Пересказ
прочитанного
(прослушанного) текста
Читают простой текст
целыми
словами.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
Читают текст правильно,
целыми
словами,
осознанно,
соблюдая
паузы
на
знаках
препинания. Отвечают
на вопросы учителялогопеда
распространенным
предложением.
Пересказывают
прочитанный текст
6.
Обследование
письма
навыка 1
Написание диктанта
Пишут под диктовку Умеют
писать
доступный текст после диктовку текст
предварительного
разбора
Сравнение
и
различение гласных и
согласных звуков на
слух и в собственном
произношении.
Развитие
умения
слышать заданный звук
в ряду других звуков.
Выделение звука на
фоне полного слова.
Обозначение
звука
условным
значком.
Подбор
слов,
начинающихся
с
заданного
звука
Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы с опорой на
схемы.
Подбирают
слова на гласные и
согласные
звуки
с
помощью
учителялогопеда. Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в
слове с опорой на
наглядность.
Определяют
последовательность
звуков в словах с
под
Звуки и буквы – 1 час
7.
Гласные и согласные 1
звуки и буквы. Их
различение
Сравнивают
и
различают гласные и
согласные
звуки.
Выявляют особенности
звуков
при
произношении.
Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы. Умеют находить
заданную гласную и
согласную букву из ряда
букв. Подбирают слова
на гласные и согласные
звуки.
Определяют
наличие/отсутствие
11
(гласного/согласного). помощью
Определение
логопеда
последовательности
звуков
в
словах.
Развитие
слухового
восприятия
учителя- гласного/согласного
в
слове.
Определяют
последовательность
звуков в словах
Согласные звуки и буквы – 4 часа
8.
Парные звонкие и глухие 1
согласные
звуки
на
конце и в середине слова
9.
Тренировочные
1
упражнения
на
правописание слов с
парными звонкими и
глухими согласными
10.
Слова
с 1
12
непроизносимыми
согласными звуками в
словах
11.
Правописание
непроизносимых
согласных звуков
подбирать проверочные
слова для проверки
непроизносимых
согласных.
Развитие
навыка словоизменения
и
словообразования.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха
и восприятия. Развитие
орфографической
зоркости
непроизносимыми
и
сомнительными
согласными с помощью
учителя-логопеда.
Образуют
слова
с
непроизносимыми
согласными от данных
слов
по
образцу.
Вставляют
пропущенную
согласную, опираясь на
проверочное слово
непроизносимыми
и
сомнительными
согласными. Вставляют
пропущенные
буквы,
подбирая проверочные
слова.
Объясняют
правописание
слов.
Составляют
словосочетания. Пишут
слова
с
непроизносимыми
согласными
под
диктовку
Составление
предложений из слов,
данных в начальной
форме. Упражнения в
грамматическом
оформлении
предложений.
Произнесение
предложений
с
различной интонацией.
Развитие
умения
составлять
предложения
по
опорному
слову
с
заданным количеством
слов.
Формирование
Составляют
предложение
из
разрозненных
слов,
соблюдая
нормы
согласования
с
помощью
учителялогопеда. Отвечают на
вопрос
учителялогопеда,
используя
данные
слова
и
соблюдая правильный
порядок слов. Передают
интонацию голосом с
опорой на знаки в конце
предложения
Составляют
предложение
из
разрозненных
слов,
соблюдая
нормы
согласования. Отвечают
на
вопрос
учителялогопеда,
используя
данные
слова
и
соблюдая правильный
порядок слов. Выделяют
голосом слова, важные
по смыслу предложения.
Называют
слова,
которые нужно писать с
заглавной
буквы.
Выделяют подлежащее и
1
Предложение. Текст – 3 часа
12.
Составление
1
предложений из слов,
данных в правильной
грамматической форме.
Грамматическое
оформление
предложений
13
навыков зрительного и
слухового вербального
анализа
13.
Составление
1
предложений из слов.
Объединение
их
в
связный текст
14.
Тренировочные
1
упражнения
по
закрепление
навыка
составления
предложений из слов и
объединения
их
в
связный текст
сказуемое.
Умеют
передать
различную
интонацию
конца
предложения
Состав слова – 11 часов
15.
Корень как показатель 1
лексического значения
слова
Роль
корня
как
значимой части слова.
Общее
лексическое
значение родственных
Выделяют корень в
словах
с
помощью
учителя-логопеда.
Подбирают
Выделяют в каждом
«гнезде» родственных
слов главное, несущее
основной
смысл,от
14
слов.
Подбор
однокоренных слов к
данным
словам.
Называние
слов
с
общим
корнем.
Выделение корня в
словах.
Дифференциация слов
с одинаковым корнем,
но разным смысловым
значением.
Развитие
навыка
словообразования
и
подбора однокоренных
слов.
Расширение
словарного запаса за
счет
уточнения
значения слов
16.
Часть слова - приставка
однокоренные слова из
слов
для
справок.
Называют
однокоренные слова с
опорой на сюжетную
картинку. Исключают
“лишние”
слова, не
подходящего по смыслу
к группе родственных
слов
с
помощью
учителя-логопеда
которого образованы все
слова данной группы.
Находят и выделяют
корень в словах. Умеют
подобрать
однокоренные слова по
корню слова. Выделяют
на слух однокоренные
слова. Умеют различать
слова с одинаковым
корнем,
но
разным
смысловым значением.
Образовывают
однокоренные
слова.
Исключают
“лишние”
слова
(слов), не
подходящего по смыслу
к группе родственных
слов
1
15
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания
и
логического мышления
17.
Образование
слов
помощью приставки
с 1
18.
Часть слова – суффикс
19.
Образование
слов
помощью суффиксов
20.
Образование
слов
с 1
помощью суффиксов и
1
с 1
Закрепление знаний и Образовывают
практических способов приставочно-
слова Образовывают
приставочно-
слова
16
приставок
21.
Сложные слова
22.
Безударные
словах
гласные
1
словообразования.
Формирование умения
определять
способ
словообразования.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания
и
логического мышления.
суффиксальным
способом с опорой на
картинный
материал.
Выделяют приставки и
суффиксы с помощью
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания
образованными словами
суффиксальным
способом. Находят и
обозначают графически
приставки и суффиксы.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными словами
Образовывают
сложные слова, отвечая
на вопрос учителялогопеда. Составляют
словосочетания
с
образованными
словами.
Находят
сложные
слова
в
словосочетаниях
и
выделяют
корни
с
помощью
учителялогопеда
Знают
понятие
сложного
слова.
Образовывают сложные
слова.
Образовывают
слова из двух основ.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными
словами.
Находят
сложные
слова
в
словосочетаниях
и
предложениях,
объясняют свой выбор.
Выделяют
корни
в
сложных словах. Пишут
сложные слова под
диктовку
Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания
с
образованными словами.
Находят сложные слова
в словосочетаниях и
выделяют
корни
с
помощью
учителялогопеда
в 1
17
пропущенными
буквами. Запись слов с
безударными гласными
под
диктовку.
Расширение
и
активизация
словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха
и восприятия
родственных
слов.
Записывают
под
диктовку слова разной
степени сложности и
подбирают
к
ним
проверочные слова
23.
Способы
проверки 1
безударных гласных в
корне слова
24.
Две безударные гласные, 1
проверяемые ударением
Закрепление
правописания
двух
безударных гласных в
корне
слова,
проверяемых
ударением.
Подбор
проверочных
слов.
Постановка ударения в
проверочных
словах.
Развитие
умения
вставлять
две
пропущенные
безударные
гласные.
Расширение
и
активизация
словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха
и восприятия
25.
Непроверяемые
1
безударные
гласные
Постановка ударения в Ставят
словах,
выделение словах.
Выделяют безударные
гласные в словах. С
помощью учителя –
логопеда
подбирают
проверочные слова и
называют
нужные
гласные буквы. Ставят
ударение
в
проверочных словах
Находят две безударные
гласные в словах. Умеют
подобрать проверочные
слова к слову с двумя
безударными гласными.
Ставят
ударение
в
проверочных
словах.
Расширяют словарный
запас через накопление
«гнезд»
родственных
слов. Записывают под
диктовку слова с двумя
безударными гласными
в корне
ударение
в Ставят
Выделяют словах.
ударение
Находят
в
и
18
(словарные слова)
безударной
гласной.
Отработка
умения
правильного написания
слов с непроверяемыми
безударными
гласными.
Развитие
умения работать со
словарными словами.
Развитие
орфографической
зоркости
безударную гласную с
помощью
учителялогопеда.
Вставляют
пропущенные
безударные гласные с
опорой на словарные
слова
выделяют безударную
гласную.
Вставляют
пропущенные
буквы.
Умеют
проверить
правильность написания
по словарю. Пишут
слова под диктовку
Закрепление
представления
о
предлоге,
как
самостоятельной
единицы
речи.
Развитие
навыка
распознавания
и
написания предлогов.
Составление
словосочетаний
с
предлогами. Развитие и
уточнение
пространственных
представлений
Различают
пространственное
значение
предлогов.
Выполняют инструкции
учителя-логопеда.
Правильно используют
предлоги с помощью
учителя-логопеда при
составлении
словосочетаний
Правильно
пишут
предлоги со словами,
объясняя
раздельное
написание. Умеют найти
и исправить ошибки в
употреблении
предлогов. Отвечают на
вопросы
учителялогопеда.
Соединяют
пары слов с помощью
предлогов,
образуя
словосочетания
Вставляют
пропущенные предлоги
в словосочетания
Приставка и предлог – 3 часа
26.
27.
Предлог,
самостоятельное
Составление
словосочетаний
предлогами
как 1
слово.
с
Различение
1
предлогов
и
приставок
в
словосочетаниях
и предложениях
19
умения
правильно
употреблять приставки
и предлоги в речи.
Формирование навыка
слитного
написания
приставки
и
раздельного написания
предлога.
Развитие
орфографической
зоркости
по смыслу приставки и
предлоги в предложения
с помощью учителялогопеда
Вставляют
подходящие
по
смыслу приставки
и
предлоги
в
предложения.
Исправляют
допущенные
ошибки, подбирая
подходящую
по
значению
приставку.
Составляют
предложения
из
слов
Закрепление понятия о
словах, обозначающих
предмет.
Совершенствование
навыка
дифференциации
одушевленного
и
неодушевленного
предмета.
Развитие
умения ставить вопрос
к
имени
существительному.
Классифицируют
и
называют с помощью
учителя-логопеда имена
существительные
и
ставят
к
ним
правильный
вопрос.
Называют предмет по
его признаку и действию
с помощью учителялогопеда.
Дифференцируют
одушевленные
и
Имеют
представление об
именах
существительных,
ставят
к
ним
правильный
вопрос. Называют
предмет по его
признаку
и
действию.
Выделяют имена
существительные
Тренировочные
1
упражнения
по
различению
предлогов
и
приставок
в
словосочетаниях
и предложениях
28.
Слово - 20 часов
29.
Грамматические
1
признаки
слов,
обозначающих
предмет – имя
существительное
20
Обогащение
и
расширение словарного
запаса.
Развитие
зрительного внимания и
памяти
неодушевленные
предметы с опорой на
картинный
материал.
Изменяют слова по
образцу
среди других слов.
Дифференцируют
одушевленные
и
неодушевленные
предметы.
Изменяют слова по
числам
30.
Слова,
1
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Антонимы
Закрепление
и
расширение
понятия
«антонимы».
Подбор
слов-антонимов
к
именам
существительным.
Выбор слов - антонимов
из предложенных слов
Игра «Подбери пару».
Составление
предложений
с
антонимами.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
Читают по карточке
определение
понятия
«антонимы». Подбирают
слова-антонимы
к
именам
существительным
с
опорой на наглядный
материал. Подбирают к
словам, обозначающим
предмет слова-антонимы
из слов для справок
Знают определение
понятия
«антонимы».
Подбирают словаантонимы
к
словам,
обозначающим
предметы. Находят
в ряду слов слова
антонимы.
Выписывают
выделенные слова,
обозначающие
предметы
и
подбирают к ним
антонимы.
Составляют
предложения
со
словами
антонимами
31.
Подбор
антонимов
слову,
нахождение
антонимов
предложении
тексте
Совершенствование
навыка
правильного
распознавания, подбора
и употребления словантонимов
в
речи.
Развитие
умения
закончить предложение
словом-антонимом.
Подбирают к именам
существительным словаантонимы с помощью
учителя-логопеда.
Находят в предложении
антонимичные пары с
помощью
учителялогопеда
Подбирают
к
словам,
обозначающим
предметы
словаантонимы. Находят
в предложении и
тексте
антонимичные
1
к
в
и
21
Развитие
слухового
внимания. Обогащение
и
активизация
словарного запаса
пары.
Умеют
закончить
предложение,
подобрав
антонимы
к
нужным словам
32.
Слова,
1
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Синонимы
Закрепление
понятия
«синонимы». Развитие
умения подбирать слова
синонимы к именам
существительным. Игра
«Подбери
словечко».
Составление
предложений
с
синонимами.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
Дают
определение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к именам
существительным
с
помощью
учителялогопеда. Подбирают к
словам, обозначающим
предмет,
слова
синонимы из слов для
справок
Объясняют
лексическое
значение понятия
«синонимы».
Подбирают словасинонимы
к
словам,
обозначающим
предметы.
Выбирают в ряду
слов
словасинонимы.
Составляют
предложения
со
словами
синонимами
33.
Подбор
синонимов
слову,
нахождение
синонимов
предложении
тексте
Развитие
умения
подбирать к именам
существительным
синонимы.
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения
заменить
в
предложении и тексте
слово на синонимичное,
устраняя
повторяющееся слово.
Расширение словарного
запаса.
Развитие
Соотносят близкие по
значению
слова
с
использованием
наглядности. Подбирают
синонимы к словам,
заменяя
их
в
предложении, используя
слова
для
справок.
Составляют
предложения со словами
синонимами
Читают
текст, заменяя слова на
синонимы,
используя
Соотносят близкие
по значению слова.
Подбирают
синонимы
к
словам, заменяя их
в
предложении.
Списывают
предложения
парами, находят и
подчеркивают
в
предложениях
каждой
пары
синонимы. Читают
1
к
в
и
22
34.
35.
Слова,
1
обозначающие
предметы – имена
существительные.
Многозначность слова омонимы
Грамматические
1
признаки
слов,
обозначающих признак
предмета
–
имя
прилагательное
Определение
синтаксической роли
имени прилагательного
в речи. Закрепление
умения ставить к имени
прилагательному
вопрос.
Развитие
практического навыка в
подборе
имен
прилагательных
Развитие
слухового
внимания и памяти
слухового внимания
слова для справок
текст,
заменяя
слова на синонимы
Формирование
представлений о словах
омонимах. Работа над
семантикой
слова
(соотнесение слова и
предмета).
Чтение
стихотворений
с
многозначными
словами.
Развитие
умения слышать в речи
и
выделять
многозначные
слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
Читают по карточке
определение
понятия
«омонимы».
Находят
многозначные слова по
картинкам, объясняют
значение
слов.
Составляют
словосочетания из слов
омонимов
Знают определение
понятия
«омонимы».
Читают
стихотворение,
находят
слова
омонимы,
объясняют
значение каждого
слова. Составляют
словосочетания и
предложения
из
слов
омонимов.
Находят в тексте
многозначные
слова, заменяют их
словами
синонимами
Умеют
классифицировать
и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к
ним
правильный
вопрос.
Выделяют
имена прилагательные
из ряда слов с помощью
учителя-логопеда
Подбирают к именам
существительным
подходящие по смыслу
слова,
обозначающие
признаки. Ставят вопрос
к
именам
прилагательным.
Выделяют
имена
прилагательные из ряда
слов. Умеют закончить
предложения, подбирая
по смыслу подходящие
слова признаки
23
36.
Согласование
имен 1
прилагательных
с
именем
существительным в роде,
числе (в именительном
падеже)
37.
Согласование
имен 1
прилагательных
с
именем
существительным
в
родительном
и
винительном падежах
Определение рода имен
прилагательных
с
помощью
вопросов.
Закрепление
согласования
имени
прилагательного
с
именем
существительным
в
роде
и
числе.
Образование
новых
слов,
обозначающие
признак предмета от
имен существительных.
Развитие
орфографической
зоркости и чувства
языка
Соотносят
имена
существительные
с
соответствующими
именами
прилагательными
с
опорой на картинный
материал, записывают
словосочетания.
Согласуют
имена
прилагательные
с
именами
существительными
в
роде
и
числе.
Заканчивают
предложения, используя
имена прилагательные,
выделяя голосом их
окончания
Подбирают к именам
существительным
подходящие по смыслу
имена прилагательные
нужного рода и числа,
составляют
словосочетания.
Образуют однокоренные
имена прилагательные
от
имен
существительных.
Заканчивают
предложения, используя
имена прилагательные,
выделяя голосом их
окончания. Записывают
текст,
вставив
в
предложения
подходящие по смыслу
прилагательные
24
предлогов
при
составлении
словосочетаний имен
прилагательных
с
именем
существительным
в
предложении и тексте.
Развитие
орфографической
зоркости и чувства
языка
38.
Согласование
прилагательных
именем
существительным
дательном падеже
прилагательных
в
предложении и тексте.
Вставляют
пропущенные
имена
прилагательные
в
предложение и текст,
соблюдая
предложнопадежные конструкции
имен 1
с
в
39.
Согласование
имен 1
прилагательных
с
именем
существительным
в
творительном падеже
40.
Согласование
имен 1
прилагательных
с
именем
существительным
в
предложном падеже
41.
Притяжательные
прилагательные
1
Развитие
навыка
словообразования
притяжательных
прилагательных.
Упражнения
в
постановке вопросов с
вопросительными
местоимениями.
Образуют
притяжательные
прилагательные
с
помощью суффиксов по
образцу.
Составляют
словосочетания
с
притяжательными
прилагательными
по
Образуют
притяжательные
прилагательные
с
помощью
суффиксов.
Составляют
словосочетания
с
притяжательными
прилагательными.
25
Согласование
картинкам. Отвечают на
притяжательных
вопросы
учителяприлагательных
с логопеда
именами
существительными
в
роде, числе и падеже.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным
предложением
с
соблюдением
орфографических норм
Умеют
исправить
ошибку,
правильно
согласовывая
в
словосочетании
прилагательное
с
именем
существительным
42.
Сравнительная степень 1
прилагательных
Употребление в речи
прилагательных
в
сравнительной степени.
Развитие
навыка
образования
сравнительной степени
прилагательных.
Обогащение
и
активизация
словарного запаса
Образовывают
различные
формы
степеней
сравнения
прилагательных
с
помощью
опорной
таблицы
или
по
образцу.
Составляют
словосочетания
с
прилагательными
в
сравнительной степени
Образовывают
различные
формы
степеней
сравнения
прилагательных.
Находят в предложении
прилагательные
в
сравнительной степени.
Составляют
словосочетания
с
прилагательными
в
сравнительной степени.
Умеют
закончить
предложение по смыслу,
используя
прилагательные
в
сравнительной степени
43.
Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Антонимы
Закрепление
и
расширение
понятия
«антонимы».
Подбор
слов-антонимов
к
именам
прилагательным.
Читают по карточке
определение
понятия
«антонимы».
Подбирают
словаантонимы к именам
прилагательным
с
Знают
определение
понятия
«антонимы».
Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Находят в
26
Выбор
слов
антонимов
из
предложенных
слов
Игра «Подбери пару».
Составление
предложений
с
антонимами.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
опорой на наглядный
материал. Подбирают к
словам, обозначающим
признак
предмета
слова-антонимы из слов
для справок
ряду
слов
слова
антонимы. Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие признак
предмета и подбирают к
ним
антонимы.
Составляют
предложения со словами
антонимами
44.
Подбор антонимов к 1
слову,
нахождение
антонимов
в
предложении и тексте
Совершенствование
навыка
правильного
распознавания, подбора
и употребления словантонимов в речи.
Развитие
умения
закончить предложение
словом-антонимом.
Развитие
слухового
внимания. Обогащение
и
активизация
словарного запаса
Подбирают к именам
существительным
слова-антонимы
с
помощью
учителялогопеда. Находят в
предложении
антонимичные пары с
помощью
учителялогопеда
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словаантонимы. Находят в
предложении и тексте
антонимичные
пары.
Умеют
закончить
предложение, подобрав
антонимы к нужным
словам
45.
Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Синонимы
Закрепление понятия
«синонимы». Развитие
умения
подбирать
слова
синонимы
к
именам
прилагательным. Игра
«Подбери словечко».
Составление
предложений
с
синонимами.
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса
Дают
определение
понятия «синонимы».
Подбирают
словасинонимы к именам
прилагательным
с
помощью
учителялогопеда. Подбирают к
словам, обозначающим
признак предмета, слова
синонимы из слов для
справок
Объясняют лексическое
значение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Выбирают в
ряду
слов
словасинонимы. Составляют
предложения со словами
синонимами
27
46.
Подбор синонимов к 1
слову,
нахождение
синонимов
в
предложении и тексте
Развитие
умения
подбирать к именам
прилагательным
синонимы.
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения заменить в
предложении и тексте
слово
на
синонимичное,
устраняя
повторяющееся слово.
Расширение словарного
запаса.
Развитие
слухового внимания
Соотносят близкие по
значению
слова
с
использованием
наглядности.
Подбирают синонимы к
словам, заменяя их в
предложении,
используя слова для
справок.
Составляют
предложения
со
словами
синонимами
Читают текст, заменяя
слова на синонимы,
используя слова для
справок
Соотносят близкие по
значению
слова.
Подбирают синонимы к
словам, заменяя их в
предложении.
Списывают
предложения
парами,
находят и подчеркивают
в предложениях каждой
пары синонимы. Читают
текст, заменяя слова на
синонимы
47.
Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Многозначность
имен
прилагательных
Закрепление
представлений о словах
омонимах.
Формирование умения
определять лексическое
значение
словомонимов
Чтение
стихотворений
с
многозначными
словами.
Развитие
умения слышать в речи
и
выделять
многозначные
слова.
Правильное построение
высказывания
в
соответствии с его
значением. Расширение
пассивного и активного
словарного
запаса.
Развитие
чувства
языка
Читают по карточке
определение
понятия
«омонимы».
Находят
многозначные слова по
картинкам, объясняют
значение
слов.
Составляют
словосочетания из слов
омонимов
Знают
определение
понятия
«омонимы».
Читают стихотворение,
находят слова омонимы,
объясняют лексическое
значение каждого слова.
Дифференцируют имена
прилагательные (прямое
и переносное значение
слова).
Составляют
словосочетания
и
предложения из слов
омонимов. Находят в
тексте
многозначные
слова, заменяют их
словами синонимами
28
48.
Слова,
обозначающие 1
признаки
предметов,
имена прилагательные.
Образные
слова
и
выражения
Формирование умения
определять прямое и
переносное
значение
слов.
Развитие
правильного
употребления образных
слов и выражений
Расширение пассивного
и активного словарного
запаса.
Развитие
чувства языка
Подбирают подходящее
по
смыслу
имя
прилагательное,
используя слова для
справок
Умеют
подбирать
прилагательные
к
именам
существительным,
основанные на сходстве
и сравнении. Подбирают
подходящее по смыслу
имя
прилагательное.
Находят
в
связном
тексте
образные
сравнения
имен
прилагательных
Связная устная речь – 18 часов
49.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
по вопросам
50.
Устное
сочинение. 1
29
Составление
описательного
по вопросам
рассказа
51.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
опорным
словам
и
картинкам
52.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
опорным
словам
и
картинкам
53.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
по мнемотаблицам
30
Обогащение и развитие
словарного
запаса.
Развитие
умения
использовать в тексте
распространённые
предложения. Развитие
навыков
устной
связной речи
54.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
по опорным схемамрисункам
55.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
предмета (с опорой на
предметную картинку)
логопеда
простым
предложением,
опираясь на символы,
изображенные
в
мнемотаблице
и
наводящие
вопросы
учителя-логопеда.
Предлагают
название
рассказа
предложением, опираясь
на
символы,
изображенные
в
мнемотаблице.
Подбирают
словапризнаки, опираясь на
знаковую
схему.
Предлагают
название
рассказа.
Грамотно,
четко и последовательно
составляют
описательный рассказ.
Пересказывают рассказ
31
56.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
предмета (с опорой на
предметную картинку)
57.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
предмета (без опоры на
предметную картинку)
58.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
предмета (без опоры на
предметную картинку)
59.
Устное
сочинение. 1
32
Составление
описательного
по плану
рассказа
60.
Устное
сочинение. 1
Составление
описательного рассказа
по плану
61.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
серии
сюжетных
картинок
составлять
описательный рассказ
по плану. Развитие
умения использовать в
тексте
распространённые или
сложные предложения.
Развитие
навыков
устной связной речи.
Обогащение и развитие
словарного запаса
учителем-логопедом
план
описательного
рассказа.
Выделяют
основную
тему
рассказа. Отвечают на
вопросы
учителялогопеда
простым
предложением.
Предлагают
название
рассказа
учителем-логопедом
план
описательного
рассказа.
Выделяют
основную тему рассказа.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным
предложением
или
сложным предложением.
Предлагают
название
рассказа.
Грамотно,
четко и последовательно
составляют
рассказ.
Пересказывают рассказ,
учитывая
связь
предложений в тексте
33
составляют
рассказ.
Пересказывают рассказ,
учитывая
связь
предложений в тексте
62.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
серии
сюжетных
картинок
63.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
серии
сюжетных
картинок
64.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
серии
сюжетных
картинок
65.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
сюжетной картинке
34
Пересказывают рассказ,
Записывают
коллективно
составленный рассказ
66.
Устное
сочинение. 1
Составление рассказа по
сюжетной картинке
Работа над выразительностью чтения – 2 часа
67.
Диалог. Чтение по ролям 1
Знакомство с понятием
«диалог».
Развитие
умения
построения
диалога
с
целью
сообщения
информации. Ответы
на вопросы к диалогу.
Развитие
интонационной
выразительности речи.
Проигрывание
(инсценировка)
диалога.
Развитие
умения
выражать
эмоциональное
состояние
героев.
Развитие чувства языка
Читают по карточке
определение
понятия
«диалог».
Читают
диалог. Отвечают на
вопросы к диалогу.
Проигрывают диалог
Умеют дать определение
понятию
«диалог»
Читают
диалог.
Отвечают на вопросы
полным предложением к
диалогу. Разыгрывают
сценку (инсценируют),
используя
диалог.
Пересказывают диалог
по ролям
68.
Логическое
ударение.
Интонационное ударение
Развитие
навыков
выразительного чтения.
Выделение логического
и
интонационного
ударения. Работа над
интонационной
выразительностью
речи. Развитие навыков
связной устной речи
Читают
текст
выразительно
после
предварительного
разбора. Слушают и
выделяют слово, на
котором
сделано
логическое
ударение.
Читают предложения с
правильной
Читают
текст
выразительно.
Умеют
выделять
логическим
ударением главное
во
фразе в зависимости от
ее смысла. Соблюдают
паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при
чтении
и
пересказе
1
35
интонацией.
связных текстов
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
69.
70.
Обследование
экспрессивной
импрессивной
речи
Обследование
речи
1
Понимание
обращенной
речи.
Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности
Умеют отвечать на
вопросы
учителялогопеда.
Воспроизводят
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения
сопряженно
и
отраженно. Составляют
фразы по предметным
картинкам с помощью
учителя-логопеда
Умеют
отвечать
на
вопросы
учителялогопеда. Произносят и
воспроизводят
звуки,
слоги, слова и фразы.
Произносят,
воспроизводят
звуки,
слоги,
слова
и
фразы.Умеют
воспроизводить
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения. Понимают
смысл
различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования,
управления. Составляют
фразы по предметным,
сюжетным картинкам.
Составляют рассказ по
серии
сюжетных
картинок
устной 1
Чтение
слов,
предложений, простых
текстов. Ответы на
вопросы
учителялогопеда.
Пересказ
прочитанного текста
Читают
доступный
текст. Отвечают на
вопросы с помощью
наводящих
вопросов
учителя-логопеда
Читают текст правильно,
правильно,
целыми
словами,
осознано,
соблюдая
паузы
на
знаках
препинания.
Пересказывают
прочитанный материал
и
стороны
36