Федоров Иван
Алексеевич
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования Свердловской области
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
Согласовано
на заседании ППК
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.
Утверждено
Директор __________И.А.Федоров
Приказ №105
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(для 5 класса)
село Новое Село, 2025 год
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 10:07:03 +05'00'
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............... Ошибка! Закладка не определена.
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее
Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Коррекционный
курс
относится
к
коррекционно-развивающей
области
«коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и
составляет 2 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30
мая - 3 часа).
59 часов – на коррекционные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция
дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках
изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств
в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
3
Программа
организаций,
построена
реализующих
на
основе
учебника
адаптированные
для
общеобразовательных
основные
общеобразовательные
программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс. – М.:
«Просвещение», 2022 г.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и
адекватное
использование
его
в
целях
устного
общения,
развитие
и
совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного
формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала
обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
5
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
6
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
2
1.
Обследование устной и письменной речи
9
2.
Гласные и согласные
1
3.
Согласные звуки и буквы
12
4.
Предложение. Текст
15
5.
Состав слова. Словообразование
15
6.
Слово
12
7.
Связная устная речь
4
Итого:
68
2
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном
материале по основным лексическим темам;
умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения
собеседника;
умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
развитие
умения
произвольно
включаться
в
деятельность,
следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами
алфавита;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
различать предлоги и приставки;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное, определять падежные окончания;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
писать под диктовку простой текст;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами
алфавита;
находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
выделять родственные слова из текста;
8
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
различать приставку и предлог по их значению;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы
слова;
изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять
лексическое значение слов;
изменять имена существительные по числам и падежам;
составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в
предложении, знаки препинания в конце предложений;
соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;
писать под диктовку тексты (40-45 слов);
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль;
владеть различными видами пересказов;
усваивать лексику через речевую практику.
9
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема курса
Кол-во часов
Предметное содержание Дифференциация
обучающихся
видов
деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Выявление
умения
произносить тот иной
звук изолированно, в
слове, в предложении
Придумывание короткой
фразы
с
заданным
словом
Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных
позициях).
Подбирают картинки на
заданный
звук
с
помощью учителя –
логопеда
Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных
позициях),
предложения.
Придумывают короткие
фразы
с
заданным
словом.
Подбирают
картинки на заданный
звук
предъявляемых
Понимание обращенной
речи.
Выполнение
предъявленных на слух
словесных инструкций
различной сложности
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения
сопряженно
и
отраженно. Составляют
фразы по предметным
картинкам с помощью
учителя-логопеда
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят,
воспроизводят
звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл
различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования,
управления. Составляют
фразы по сюжетным
картинкам
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.
Обследование
звукопроизносительной
стороны речи
2.
Обследование
экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи
3.
Обследование
1
связной 1
Выявление
уровня Восстанавливают
Восстанавливают
10
речи, словарного запаса
сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания
последовательность
сюжета с опорой на
инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с
помощью
учителялогопеда
последовательность
сюжета.
Составляют
фразы по сюжетным
картинкам
4.
Обследование
1
грамматического строя
речи,
слоговой
структуры слова
Выявление
правильности
построения
грамматической
структуры предложения;
использования
падежных
форм
существительных;
правильное
употребление
рода
различных частей речи;
форм единственного и
множественного числа.
Произнесение звуков в
слове, определение их
количества
и
последовательность
Умеют воспроизводить
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения
сопряженно и отраженно
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл
различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования,
управления
5.
Обследование
чтения
Чтение текстов. Ответы
на вопросы учителялогопеда.
Пересказ
прочитанного текста
Читают простой текст
целыми
словами.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
Читают текст правильно,
целыми
словами,
осознанно,
соблюдая
паузы
на
знаках
препинания. Отвечают
на вопросы учителялогопеда
распространенным
предложением.
Пересказывают
прочитанный текст.
навыка 1
11
6.
Обследование
письма
навыка 1
Написание диктанта
Пишут под диктовку Умеют
писать
доступный текст после диктовку текст
предварительного
разбора
под
Закрепление знаний о
гласных и согласных
звуках.
Различение
понятий «гласный звук»,
«согласный
звук».
Выделение в словах
гласных и согласных
звуков.
Подбор
слов
на
заданный
согласный/гласный звук.
Развитие
умения
определять наличие или
отсутствие изучаемого
звука в слове. Развитие
слухового восприятия
Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы с опорой на
схемы. Подбирают слова
на гласные и согласные
звуки
с
помощью
учителя-логопеда
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного
в
слове с опорой на
наглядность.
Делают
звуко-буквенный анализ
с помощью учителя логопеда
Знают и различают, что
такое
гласные
и
согласные звуки. Умеют
выявлять
особенности
звуков
при
произношении.
Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы. Умеют находить
заданную гласную и
согласную букву из ряда
букв. Умеют подбирать
слова на гласные и
согласные
звуки.
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного
в
слове.
Умеют
производить
звукобуквенные анализ и
синтез слов
Различение твердых и
мягких
согласных.
Называние
мягкого
согласного. Чтение слов
парами. Сравнение пар
слов
по
смыслу,
звучанию и написанию.
Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости с помощью
учителя-логопеда.
Называют
мягкий
согласный.
Читают
Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости.
Называют
мягкий
согласный.
Читают слова парами.
Различают слова
по
Гласные и согласные звуки и буквы– 1 час
7.
Гласные и согласные 1
звуки и буквы
Согласные звуки и буквы - 12 часов
8.
Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (на конце слова)
12
Изменение
слов
с
помощью мягкого знака.
Закрепление
умения
объяснить правописание
слов с мягким знаком на
конце.
Развитие
фонематического слуха
слова
парами.
Записывают слова с
мягким знаком на конце
с опорой на правило.
смыслу, звучанию и
написанию.
Образуют
слова
с
помощью
мягкого знака на конце.
Умеют
объяснить
правописание слов с
мягким знаком.
9.
Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (в середине слова
слов)
Различение твердых и
мягких согласных в
середине
слова.
Называние
мягкого
согласного в середине
слова.
Чтение
слов
парами. Сравнение пар
слов
по
смыслу,
звучанию и написанию.
Изменение
слов
с
помощью мягкого знака.
Письмо слов с мягким
знаком в середине слов.
Закрепление
правил
переноса слов с мягким
знаком.
Развитие
фонематического слуха
Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости с помощью
учителя-логопеда.
Называют
мягкий
согласный.
Читают
слова парами. Делят
слова с мягким знаком в
середине слов на слоги
для переноса с помощью
учителя-логопеда.
Записывают слова с
мягким
знаком
в
середине
слова
по
картинкам
Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости.
Называют
мягкий
согласный.
Читают слова парами.
Различают слова
по
смыслу, звучанию и
написанию.
Умеют
переносить
слова
с
мягким
знаком
в
середине слов. Пишут
под диктовку слова с
мягким
знаком
в
середине
10.
Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (в середине и конце
слова). Тренировочные упражнения
Закрепление написания
слов с мягким знаком на
конце и середине слов в
предложениях и тексте.
Развитие
словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха
Записывают слова с
мягким знаком на конце
и в середине слова по
картинкам. Вставляют
пропущенный
мягкий
знак
в
словах,
предложениях
с
помощью
учителялогопеда
Записывают слова с
мягким знаком на конце
и середине слов по
картинкам,
на
слух.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах,
предложениях.
Пишут
под диктовку текст
13
11.
Обозначение
мягкости
согласных
посредством
гласных 2 ряда
12.
Тренировочные 1
упражнения по
развитию умения
обозначать
мягкость
согласных
посредством
гласных 2 ряда.
13.
Парные звонкие и глухие
Смыслоразличительная роль
звуков
1
Развитие
умения
слышать
мягкие
согласные
перед
гласными звуками
второго
ряда.
Развитие
умения
правильно
подбирать
пропущенную
гласную
букву.
Запись слов под
диктовку. Развитие
фонематического
слуха и восприятия
согласные. 1
согласных
Называют
согласный,
который звучит мягко с
помощью
учителялогопеда.
Называют
гласную букву 2 ряда в
слогах
и
звукосочетаниях,
которая
влияет
на
смягчение согласного.
Подчеркивают гласную
2 ряда в словах.
Умеют
слышать
и
называть
мягкий
согласный
перед
гласными второго ряда.
Называют
гласную
букву 2 ряда в словах,
которая
влияет
на
смягчение согласного.
Вставляют
пропущенную гласную
букву 2 ряда в слова.
Записывают
слоги,
звукосочетания, слова
под диктовку.
Сравнение звонких и
глухих согласных по
артикуляции.
Сопоставление звонких
и глухих согласных с их
графическим
изображением.
Выделение звонких и
глухих согласных в
начальной
позиции.
Различение
слов,
отличающихся
начальным согласным
Различают согласные по
звонкости-глухости
с
опорой
на
наличие/отсутствие
голоса
при
произношении.
Обозначают на письме
соответствующими
буквами.
Выделяют
согласный
звук
в
начальной позиции по
предметным картинкам.
Вставляют
Различают согласные по
звонкости-глухости.
Обозначают на письме
соответствующими
буквами.
Выделяют
согласный
звук
в
начальной позиции по
предметным картинкам и
на
слух.
Вставляют
пропущенные согласные
буквы. Умеют закончить
предложение,
выбрав
подходящее по смыслу
14
звуком по значению. пропущенные согласные слово
Развитие
буквы
с
помощью
фонематического слуха учителя-логопеда
и восприятия
14.
Парные звонкие и глухие согласные на 1
конце слова.
15.
Смыслоразличительная роль согласных
16.
Парные звонкие и глухие согласные в 1
середине слова
1
15
фонематического слуха
и восприятия.
17.
Парные звонкие и глухие согласные в 1
середине
слова.
Тренировочные
упражнения
18.
Непроизносимые согласные в
способы проверки правописания
19.
Тренировочные упражнения по развитию 1
умения
проверять
правописание
непроизносимых согласных в словах
словах, 1
Предложение. Текст – 16 часов
20.
Грамматическое оформление предложения. 1
Распространение предложения
Закрепление
согласования различных
частей речи (сущ. с
глаголом в роде и числе;
сущ. с прил. в роде,
числе и падеже). Ответы
на вопросы учителялогопеда. Составление и
распространение
предложений
Составляют
предложение из слов с
опорой на картинку.
Заканчивают
предложение по образцу
учителя-логопеда
Составляют
предложение.
Объясняют связи слов в
предложении.
Строят
сложные
предложения
различного
типа.
Устанавливают
в
сложных предложениях
причинно-следственные
связи. Распространяют
предложение,
согласовывая
слова.
Заканчивают
16
предложения по образцу.
Вставляют пропущенные
слова
21.
Согласование
глагола
с
существительным в роде и числе
именем 1
Согласование слов в
предложении с данными
словами в различных
формах.
Ответы
на
вопросы
учителялогопеда. Составление
предложений
со
словами, данными в
начальной
форме.
Укрепление
речевого
внимания
Умеют согласовывать с
помощью наглядности
слова-предметы
со
словами действиями в
роде
и
числе.
Заканчивают
предложение по образцу
учителя-логопеда.
Составляют
предложение из слов с
опорой на картинку
Умеют
правильно
согласовывать
различные части речи,
вставлять подходящее по
смыслу
слово.
Распространяют
предложения
в
следующей
последовательности:
кто? что? что делает?
Составляют
самостоятельно
предложения с опорой
(без опоры) на картинку
из
слов
и
распространяют его
22.
Согласование имени прилагательного с 1
именем существительным в роде и числе
Закрепление знаний о
согласовании
имени
прилагательного
с
именем
существительным в роде
и числе. Ответы на
вопросы
учителялогопеда. Составление
предложений с именами
прилагательными.
Выделение
имен
прилагательных
из
предложения.
Дополнение
предложений словамипризнаками
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда,
согласуя
имена
прилагательные
с
именами
существительными
в
роде и числе с опорой на
наглядный
материал.
Дополняют
рассказ
словами-признаками,
отвечая на вопросы
учителя-логопеда
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда,
согласуя
имена
прилагательные
с
именами
существительными
в
роде
и
числе.
Составляют
предложения с именами
прилагательными.
Выделяют
голосом
окончания
имен
прилагательных.
Дополняют
рассказ
словами-признаками
17
23.
Тренировочные
упражнения
по 1
грамматическому
оформлению
предложения и его распространению
Составление
предложений из данных
слов
по
вопросам,
картинкам. Выделение
главных
слов
в
предложении.
Распространенного
предложения.
Определение
последовательности
слов в предложении
24.
Управление. Винительный падеж
Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
1
Составляют
предложения
по
картинкам. Отвечают на
вопросы.
Вставляют
подходящее по смыслу
слова по картинкам
Составляют
предложения из данных
слов в определенной
последовательности по
вопросам.
Составляют
предложения
по
картинкам.
Умеют
распространять
предложения
по
вопросам.
Вставляют
подходящее по смыслу
слово по картинкам и
самостоятельно.
Заканчивают
предложение, вставляя
недостающие слова
18
25.
Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кого? что?
Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
26.
Управление. Родительный падеж.
1
Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
27.
Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кого? чего?
Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
19
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
28.
Управление. Дательный падеж.
1
Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
29.
Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кому? чему?
Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
30.
Управление. Творительный падеж
Развитие
1
умения
20
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
31.
Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кем? чем?
Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
33.
Управление. Предложный падеж.
Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
1
словосочетания
и
предложения, отвечая на
вопрос
учителялогопеда. Вставляют по
смыслу
слова
в
предложения с опорой
на картинку. Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово с
помощью
учителялогопеда
подходящими по смыслу
словами
в
нужном
падеже.
Находят
и
исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют
предложения из слов
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют
закончить
предложение
по
вопросам.
Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют
в
словах
окончание
21
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
33.
Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы на (в) ком? на (в)
чем?
34.
Текст. Отличие предложения от текста.
на картинку. Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово с
помощью
учителялогопеда
предложения из слов
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют
закончить
предложение
по
вопросам.
Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют
в
словах
окончание
Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
1
22
смысловой
интонационной
законченности
предложений
35.
Деление текста на предложения
и
1
Состав слова. Словообразование - 16 часов
36.
Слово.
Однокоренные 1
слова. Корень слова
37.
Состав слова
Подбор однокоренных
слов к данным словам.
Называние
слов
с
общим
корнем.
Выделение
корня
в
словах.
Дифференциация слов с
одинаковым корнем, но
разным
смысловым
значением.
Развитие
навыка
словообразования
и
подбора однокоренных
слов
Выделяют корень словах
с помощью учителялогопеда.
Подбирают
однокоренные слова из
слов
для
справок.
Называют однокоренные
слова с опорой на
сюжетную картинку
Находят и выделяют
корень в словах. Умеют
подобрать однокоренные
слова по корню слова.
Выделяют
на
слух
однокоренные
слова.
Умеют различать слова с
одинаковым корнем, но
разным
смысловым
значением. Группируют
родственные слова путем
разделения по смыслу
каждой
из
представленных
групп
слов
на
2
разные
родственные
“семьи”.
Образовывают
однокоренные слова
1
23
38.
Состав слова
39.
Безударные гласные
корне слова
в 1
40.
Безударные гласные
корне слова
в 1
41.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -инк-, -ушк-,ишк-
1
24
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления
42.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: - ок-,-к
43.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: - ек-, -ик-
44.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -очк-, -ечк-
45.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -чик-, -щик-
46.
Анализ
способов 1
25
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: –ниц-,-иц47.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: без изменения
звуковой структуры в
корне
слова
(гусигусёнок)
48.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: с чередование
звуков в корне (волкволчонок)
49.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
замена
корнепроизводного слова
(овца-ягненок)
26
50.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: с помощью
приставок
Развитие
умения
образовывать
слова,
обозначающие
предметы приставочным
способом.
Выделение
приставки в словах.
Развитие
умения
составлять
словосочетания
и
предложения
со
словами.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления
Образовывают
слова,
обозначающие предметы
приставочным
способом, с опорой на
наглядный
материал.
Выделяют приставку в
словах
с
помощью
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания
Образовывают
слова,
обозначающие предметы
приставочным способом.
Выделяют приставку в
словах.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными словами
51.
Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих предметы
- образование сложных
слов
Развитие
умения
образовывать сложные
слова путем слияния
двух основ. Развитие
умения
составлять
словосочетания
и
предложения
со
словами.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления
Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания
с
образованными словами
Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда
(отгадывая
загадки).
Образовывают слова из
двух основ. Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными словами
Усвоение
понятия
«слово»
как
части
предложения,
его
лексического значения.
Графическое
изображение
слов.
Умеют называть слова,
определять
их
лексическое значение с
помощью
учителялогопеда
Имеют представление о
«слове»
как
части
предложения,
его
лексическом значении.
Умеют изображать слова
графически
Слово – 13 часов
52.
Слово, как часть предложения
1
27
Развитие
зрительного
внимания и памяти
53.
Слова, обозначающие
существительное
предмет.
Имя 1
Различение предмета и
слова, как название
этого
предмета.
Соотнесение вопросов
кто? что? и слов,
обозначающих название
предмета.
Классификация
слов,
обозначающих предмет
по
основным
лексическим группам.
Развитие
зрительного
внимания и памяти
Умеют
классифицировать
и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие предметы
и
ставить
к
ним
правильный
вопрос.
Называют
основные
лексические группы с
опорой на картинный
материал
Имеют представление о
словах, обозначающих
предметы.
Умеют
ставить
правильный
вопрос
к
словам,
обозначающим предмет.
Выделяют
слова,
обозначающие предметы
среди
других
слов.
Классифицируют слова,
обозначающие предметы
по
основным
лексическим группам
54.
Слова, обозначающие предмет. Слова - 1
«неприятели» (антонимы)
Определение
понятия
«антонимы».
Подбор
слов-антонимов
к
словам, обозначающим
предметы. Выбор из
слов
слова«неприятели».
Игра
«Подбери
пару».
Составление
предложений
с
антонимами
Читают по карточке
определение
понятия
«антонимы». Подбирают
слова-антонимы
к
словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный
материал.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет
слова-антонимы из слов
для справок
Знают
определение
понятия
«антонимы».
Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим
предметы. Находят в
ряду слов слова –
«неприятели».
Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие предметы
и подбирают к ним
антонимы
55.
Подбор антонимов к слову, нахождение 1
антонимов в предложении
Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим предмет,
слова-«неприятели».
Развитие
умения
закончить предложение
Подбирают к словам,
обозначающим
предметы
словаантонимы с помощью
учителя-логопеда
Подбирают к словам,
обозначающим предметы
слова-антонимы.
Подбирают антонимы к
словам,
дописав
предложение
28
словом-антонимом.
Развитие
слухового
внимания
56.
Слова, обозначающие предмет. Слова – 1
приятели (синонимы)
Определение
понятия
«синонимы».
Подбор
слов-синонимов
к
словам, обозначающим
предметы.
Игра
«Подбери одинаковые
по значению слова».
Составление
предложений
с
синонимами
Читают по карточке
определение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим
предметы с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет,
слова синонимы из слов
для справок
Знают
определение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим
предметы. Находят в
ряду слов слова –
«приятели». Списывают
предложения
парами,
находят и подчеркивают
в предложениях каждой
пары синонимы
57.
Подбор синонимов к слову, нахождение в 1
предложении
Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим предмет,
слова-«приятели».
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения
заменить
в
предложении
слово,
обозначающее предмет,
синонимом. Расширение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания
Подбирают к словам,
обозначающим
предметы
слова
синонимы с помощью
учителя-логопеда
Подбирают к словам,
обозначающим предметы
слова-синонимы.
Подбирают синонимы к
словам, заменяя их в
предложении
58.
Слова, обозначающие признак предмета. 1
Имя прилагательное
Углубление
представления о роли в
нашем
языке
слов,
обозначающих признаки
предметов. Закрепление
знаний
о
словах,
Умеют
классифицировать
и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к
Закрепляют понятие о
словах, обозначающих
признаки
предмета.
Умеют
правильно
изменять слова по родам
и числам
29
обозначающих признак ним правильный вопрос
предмета.
Развитие
умения ставить к слову,
обозначающему признак
предмета,
вопрос.
Развитие
слухового
внимания и памяти
59.
Слова, обозначающие признак предмета. 1
Антонимы
Подбор слов-антонимов
к
словам,
обозначающим признак
предмета. Выбор из слов
слова-«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Составление
предложений
с
антонимами
Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим
предметы с опорой на
наглядный
материал.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словаантонимы из слов для
справок
Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Находят в ряду
слов
слова
–
«неприятели».
Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие признак
предмета и подбирают к
ним антонимы
60.
Подбор антонимов к слову, нахождение 1
антонимов в тексте
Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета,
слова«неприятели». Развитие
умения
закончить
предложение
словомантонимом.
Развитие
слухового внимания
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словаантонимы с помощью
учителя-логопеда
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предметы
словаантонимы.
Подбирают
антонимы к словам,
дописав предложение
61.
Слова, обозначающие признак предмета. 1
Синонимы
Определение
понятия
«синонимы».
Подбор
слов-синонимов
к
словам, обозначающим
признак предмета. Игра
«Подбери одинаковые
по значению слова».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим признак
предмета с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Находят в ряду
слов слова – «приятели».
Списывают предложения
парами,
находят
и
30
Составление
предложений
синонимами
62.
Подбор синонимов к слову, нахождение 1
синонимов в тексте
63.
Слова, обозначающие действие предмета и 1
их роль в предложении. Глагол.
64.
Слова, обозначающие действие предмета и 1
предмета,
слова подчеркивают
с синонимы из слов для предложениях
справок
пары синонимы
Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета,
слова«приятели».
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения
заменить
в
предложении
слово,
обозначающее признак
предмета, синонимом.
Расширение словарного
запаса.
Развитие
слухового внимания
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
слова
синонимы с помощью
учителя-логопеда
в
каждой
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словасинонимы. Подбирают
синонимы к словам,
заменяя
их
в
предложении
31
их роль в предложении. Глагол.
Связная устная речь – 4 часа
65.
Работа
над
связной 1
речью.
Последовательный
пересказ
66.
Работа
над
связной 1
речью.
Последовательный
пересказ
67.
Работа
над
связной 1
речью. Сжатый пересказ
(краткий пересказ)
32
содержание рассказа с
помощью
наводящих
вопросов
68.
Работа
над
связной 1
речью. Сжатый пересказ
(краткий пересказ)
33