Логопедические занятия 5 класс

Федоров Иван
Алексеевич

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования Свердловской области
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ "Новосельская СОШ"

Согласовано
на заседании ППК
Протокол №1
от «29» августа 2025 г.

Утверждено
Директор __________И.А.Федоров
Приказ №105
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(для 5 класса)

село Новое Село, 2025 год

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 10:07:03 +05'00'

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ............... Ошибка! Закладка не определена.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее

Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Коррекционный

курс

относится

к

коррекционно-развивающей

области

«коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и
составляет 2 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30
мая - 3 часа).
59 часов – на коррекционные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция
дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках
изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования языковых средств
в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
 вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

3

Программа
организаций,

построена

реализующих

на

основе

учебника

адаптированные

для

общеобразовательных

основные

общеобразовательные

программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс. – М.:
«Просвещение», 2022 г.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными

предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и

адекватное

использование

его

в

целях

устного

общения,

развитие

и

совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного
формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала
обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;

5

 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).

6

Содержание разделов
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы
2

1.

Обследование устной и письменной речи

9

2.

Гласные и согласные

1

3.

Согласные звуки и буквы

12

4.

Предложение. Текст

15

5.

Состав слова. Словообразование

15

6.

Слово

12

7.

Связная устная речь

4

Итого:

68

2

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
 умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном

материале по основным лексическим темам;
 умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
 умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения
собеседника;
 умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
 развитие

умения

произвольно

включаться

в

деятельность,

следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности;
 овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
 четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами
алфавита;
 производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 различать предлоги и приставки;
 разбирать слово по составу;
 выделять имя существительное, определять падежные окончания;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 писать под диктовку простой текст;
 пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
 уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами
алфавита;
 находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
 выделять родственные слова из текста;

8

 пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
 различать приставку и предлог по их значению;
 проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы
слова;
 изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
 находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять
лексическое значение слов;
 изменять имена существительные по числам и падежам;
 составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в
предложении, знаки препинания в конце предложений;
 соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;
 писать под диктовку тексты (40-45 слов);
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль;
 владеть различными видами пересказов;
 усваивать лексику через речевую практику.

9

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема курса

Кол-во часов

Предметное содержание Дифференциация
обучающихся

видов

деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Выявление
умения
произносить тот иной
звук изолированно, в
слове, в предложении
Придумывание короткой
фразы
с
заданным
словом

Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных
позициях).
Подбирают картинки на
заданный
звук
с
помощью учителя –
логопеда

Произносят звуки, слова
(где звук находится в
разных
позициях),
предложения.
Придумывают короткие
фразы
с
заданным
словом.
Подбирают
картинки на заданный
звук

предъявляемых
Понимание обращенной
речи.
Выполнение
предъявленных на слух
словесных инструкций
различной сложности

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения
сопряженно
и
отраженно. Составляют
фразы по предметным
картинкам с помощью
учителя-логопеда

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят,
воспроизводят
звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл
различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования,
управления. Составляют
фразы по сюжетным
картинкам

Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.

Обследование
звукопроизносительной
стороны речи

2.

Обследование
экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи

3.

Обследование

1

связной 1

Выявление

уровня Восстанавливают

Восстанавливают

10

речи, словарного запаса

сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания

последовательность
сюжета с опорой на
инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с
помощью
учителялогопеда

последовательность
сюжета.
Составляют
фразы по сюжетным
картинкам

4.

Обследование
1
грамматического строя
речи,
слоговой
структуры слова

Выявление
правильности
построения
грамматической
структуры предложения;
использования
падежных
форм
существительных;
правильное
употребление
рода
различных частей речи;
форм единственного и
множественного числа.
Произнесение звуков в
слове, определение их
количества
и
последовательность

Умеют воспроизводить
слоговые
цепочки,
слова, словосочетания,
предложения
сопряженно и отраженно

Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл
различных
логико-грамматических
конструкций,
грамматических связей
согласования,
управления

5.

Обследование
чтения

Чтение текстов. Ответы
на вопросы учителялогопеда.
Пересказ
прочитанного текста

Читают простой текст
целыми
словами.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку

Читают текст правильно,
целыми
словами,
осознанно,
соблюдая
паузы
на
знаках
препинания. Отвечают
на вопросы учителялогопеда
распространенным
предложением.
Пересказывают
прочитанный текст.

навыка 1

11

6.

Обследование
письма

навыка 1

Написание диктанта

Пишут под диктовку Умеют
писать
доступный текст после диктовку текст
предварительного
разбора

под

Закрепление знаний о
гласных и согласных
звуках.
Различение
понятий «гласный звук»,
«согласный
звук».
Выделение в словах
гласных и согласных
звуков.
Подбор
слов
на
заданный
согласный/гласный звук.
Развитие
умения
определять наличие или
отсутствие изучаемого
звука в слове. Развитие
слухового восприятия

Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы с опорой на
схемы. Подбирают слова
на гласные и согласные
звуки
с
помощью
учителя-логопеда
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного
в
слове с опорой на
наглядность.
Делают
звуко-буквенный анализ
с помощью учителя логопеда

Знают и различают, что
такое
гласные
и
согласные звуки. Умеют
выявлять
особенности
звуков
при
произношении.
Различают
на
слух
гласные и согласные
буквы. Умеют находить
заданную гласную и
согласную букву из ряда
букв. Умеют подбирать
слова на гласные и
согласные
звуки.
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного
в
слове.
Умеют
производить
звукобуквенные анализ и
синтез слов

Различение твердых и
мягких
согласных.
Называние
мягкого
согласного. Чтение слов
парами. Сравнение пар
слов
по
смыслу,
звучанию и написанию.

Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости с помощью
учителя-логопеда.
Называют
мягкий
согласный.
Читают

Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости.
Называют
мягкий
согласный.
Читают слова парами.
Различают слова
по

Гласные и согласные звуки и буквы– 1 час
7.

Гласные и согласные 1
звуки и буквы

Согласные звуки и буквы - 12 часов
8.

Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (на конце слова)

12

Изменение
слов
с
помощью мягкого знака.
Закрепление
умения
объяснить правописание
слов с мягким знаком на
конце.
Развитие
фонематического слуха

слова
парами.
Записывают слова с
мягким знаком на конце
с опорой на правило.

смыслу, звучанию и
написанию.
Образуют
слова
с
помощью
мягкого знака на конце.
Умеют
объяснить
правописание слов с
мягким знаком.

9.

Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (в середине слова
слов)

Различение твердых и
мягких согласных в
середине
слова.
Называние
мягкого
согласного в середине
слова.
Чтение
слов
парами. Сравнение пар
слов
по
смыслу,
звучанию и написанию.
Изменение
слов
с
помощью мягкого знака.
Письмо слов с мягким
знаком в середине слов.
Закрепление
правил
переноса слов с мягким
знаком.
Развитие
фонематического слуха

Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости с помощью
учителя-логопеда.
Называют
мягкий
согласный.
Читают
слова парами. Делят
слова с мягким знаком в
середине слов на слоги
для переноса с помощью
учителя-логопеда.
Записывают слова с
мягким
знаком
в
середине
слова
по
картинкам

Умеют определять в
слове
последний
согласный по твердостимягкости.
Называют
мягкий
согласный.
Читают слова парами.
Различают слова
по
смыслу, звучанию и
написанию.
Умеют
переносить
слова
с
мягким
знаком
в
середине слов. Пишут
под диктовку слова с
мягким
знаком
в
середине

10.

Обозначение
мягкости
согласных 1
посредством буквы Ь (в середине и конце
слова). Тренировочные упражнения

Закрепление написания
слов с мягким знаком на
конце и середине слов в
предложениях и тексте.
Развитие
словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха

Записывают слова с
мягким знаком на конце
и в середине слова по
картинкам. Вставляют
пропущенный
мягкий
знак
в
словах,
предложениях
с
помощью
учителялогопеда

Записывают слова с
мягким знаком на конце
и середине слов по
картинкам,
на
слух.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах,
предложениях.
Пишут
под диктовку текст

13

11.

Обозначение
мягкости
согласных
посредством
гласных 2 ряда

12.

Тренировочные 1
упражнения по
развитию умения
обозначать
мягкость
согласных
посредством
гласных 2 ряда.

13.

Парные звонкие и глухие
Смыслоразличительная роль
звуков

1

Развитие
умения
слышать
мягкие
согласные
перед
гласными звуками
второго
ряда.
Развитие
умения
правильно
подбирать
пропущенную
гласную
букву.
Запись слов под
диктовку. Развитие
фонематического
слуха и восприятия

согласные. 1
согласных

Называют
согласный,
который звучит мягко с
помощью
учителялогопеда.
Называют
гласную букву 2 ряда в
слогах
и
звукосочетаниях,
которая
влияет
на
смягчение согласного.
Подчеркивают гласную
2 ряда в словах.

Умеют
слышать
и
называть
мягкий
согласный
перед
гласными второго ряда.
Называют
гласную
букву 2 ряда в словах,
которая
влияет
на
смягчение согласного.
Вставляют
пропущенную гласную
букву 2 ряда в слова.
Записывают
слоги,
звукосочетания, слова
под диктовку.

Сравнение звонких и
глухих согласных по
артикуляции.
Сопоставление звонких
и глухих согласных с их
графическим
изображением.
Выделение звонких и
глухих согласных в
начальной
позиции.
Различение
слов,
отличающихся
начальным согласным

Различают согласные по
звонкости-глухости
с
опорой
на
наличие/отсутствие
голоса
при
произношении.
Обозначают на письме
соответствующими
буквами.
Выделяют
согласный
звук
в
начальной позиции по
предметным картинкам.
Вставляют

Различают согласные по
звонкости-глухости.
Обозначают на письме
соответствующими
буквами.
Выделяют
согласный
звук
в
начальной позиции по
предметным картинкам и
на
слух.
Вставляют
пропущенные согласные
буквы. Умеют закончить
предложение,
выбрав
подходящее по смыслу

14

звуком по значению. пропущенные согласные слово
Развитие
буквы
с
помощью
фонематического слуха учителя-логопеда
и восприятия
14.

Парные звонкие и глухие согласные на 1
конце слова.

15.

Смыслоразличительная роль согласных

16.

Парные звонкие и глухие согласные в 1
середине слова

1

15

фонематического слуха
и восприятия.
17.

Парные звонкие и глухие согласные в 1
середине
слова.
Тренировочные
упражнения

18.

Непроизносимые согласные в
способы проверки правописания

19.

Тренировочные упражнения по развитию 1
умения
проверять
правописание
непроизносимых согласных в словах

словах, 1

Предложение. Текст – 16 часов
20.

Грамматическое оформление предложения. 1
Распространение предложения

Закрепление
согласования различных
частей речи (сущ. с
глаголом в роде и числе;
сущ. с прил. в роде,
числе и падеже). Ответы
на вопросы учителялогопеда. Составление и
распространение
предложений

Составляют
предложение из слов с
опорой на картинку.
Заканчивают
предложение по образцу
учителя-логопеда

Составляют
предложение.
Объясняют связи слов в
предложении.
Строят
сложные
предложения
различного
типа.
Устанавливают
в
сложных предложениях
причинно-следственные
связи. Распространяют
предложение,
согласовывая
слова.
Заканчивают

16

предложения по образцу.
Вставляют пропущенные
слова
21.

Согласование
глагола
с
существительным в роде и числе

именем 1

Согласование слов в
предложении с данными
словами в различных
формах.
Ответы
на
вопросы
учителялогопеда. Составление
предложений
со
словами, данными в
начальной
форме.
Укрепление
речевого
внимания

Умеют согласовывать с
помощью наглядности
слова-предметы
со
словами действиями в
роде
и
числе.
Заканчивают
предложение по образцу
учителя-логопеда.
Составляют
предложение из слов с
опорой на картинку

Умеют
правильно
согласовывать
различные части речи,
вставлять подходящее по
смыслу
слово.
Распространяют
предложения
в
следующей
последовательности:
кто? что? что делает?
Составляют
самостоятельно
предложения с опорой
(без опоры) на картинку
из
слов
и
распространяют его

22.

Согласование имени прилагательного с 1
именем существительным в роде и числе

Закрепление знаний о
согласовании
имени
прилагательного
с
именем
существительным в роде
и числе. Ответы на
вопросы
учителялогопеда. Составление
предложений с именами
прилагательными.
Выделение
имен
прилагательных
из
предложения.
Дополнение
предложений словамипризнаками

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда,
согласуя
имена
прилагательные
с
именами
существительными
в
роде и числе с опорой на
наглядный
материал.
Дополняют
рассказ
словами-признаками,
отвечая на вопросы
учителя-логопеда

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда,
согласуя
имена
прилагательные
с
именами
существительными
в
роде
и
числе.
Составляют
предложения с именами
прилагательными.
Выделяют
голосом
окончания
имен
прилагательных.
Дополняют
рассказ
словами-признаками

17

23.

Тренировочные
упражнения
по 1
грамматическому
оформлению
предложения и его распространению

Составление
предложений из данных
слов
по
вопросам,
картинкам. Выделение
главных
слов
в
предложении.
Распространенного
предложения.
Определение
последовательности
слов в предложении

24.

Управление. Винительный падеж

Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

1

Составляют
предложения
по
картинкам. Отвечают на
вопросы.
Вставляют
подходящее по смыслу
слова по картинкам

Составляют
предложения из данных
слов в определенной
последовательности по
вопросам.
Составляют
предложения
по
картинкам.
Умеют
распространять
предложения
по
вопросам.
Вставляют
подходящее по смыслу
слово по картинкам и
самостоятельно.
Заканчивают
предложение, вставляя
недостающие слова

18

25.

Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кого? что?

Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

26.

Управление. Родительный падеж.

1

Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

27.

Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кого? чего?

Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по

19

вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
28.

Управление. Дательный падеж.

1

Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

29.

Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кому? чему?

Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

30.

Управление. Творительный падеж

Развитие

1

умения

20

дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с
соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
31.

Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы кем? чем?

Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

33.

Управление. Предложный падеж.

Развитие
умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие
умения отвечать на
вопросы
полным
предложением
с

1

словосочетания
и
предложения, отвечая на
вопрос
учителялогопеда. Вставляют по
смыслу
слова
в
предложения с опорой
на картинку. Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово с
помощью
учителялогопеда

подходящими по смыслу
словами
в
нужном
падеже.
Находят
и
исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют
предложения из слов
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют
закончить
предложение
по
вопросам.
Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют
в
словах
окончание

21

соблюдением
правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение
предложений,
подходящими
по
смыслу
словами.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания
33.

Словоизменение существительных. Слова, 1
отвечающие на вопросы на (в) ком? на (в)
чем?

34.

Текст. Отличие предложения от текста.

на картинку. Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово с
помощью
учителялогопеда

предложения из слов
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Умеют
закончить
предложение
по
вопросам.
Пишут
предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют
в
словах
окончание

Упражнения
в
составлении
предложений из данных
слов.
Дополнение
словосочетаний
и
предложений
по
вопросам и картинкам.
Воспитание
чувства
языка.
Развитие
слухового внимания

1

22

смысловой
интонационной
законченности
предложений
35.

Деление текста на предложения

и

1

Состав слова. Словообразование - 16 часов
36.

Слово.
Однокоренные 1
слова. Корень слова

37.

Состав слова

Подбор однокоренных
слов к данным словам.
Называние
слов
с
общим
корнем.
Выделение
корня
в
словах.
Дифференциация слов с
одинаковым корнем, но
разным
смысловым
значением.
Развитие
навыка
словообразования
и
подбора однокоренных
слов

Выделяют корень словах
с помощью учителялогопеда.
Подбирают
однокоренные слова из
слов
для
справок.
Называют однокоренные
слова с опорой на
сюжетную картинку

Находят и выделяют
корень в словах. Умеют
подобрать однокоренные
слова по корню слова.
Выделяют
на
слух
однокоренные
слова.
Умеют различать слова с
одинаковым корнем, но
разным
смысловым
значением. Группируют
родственные слова путем
разделения по смыслу
каждой
из
представленных
групп
слов
на
2
разные
родственные
“семьи”.
Образовывают
однокоренные слова

1

23

38.

Состав слова

39.

Безударные гласные
корне слова

в 1

40.

Безударные гласные
корне слова

в 1

41.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -инк-, -ушк-,ишк-

1

24

словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления
42.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: - ок-,-к

43.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: - ек-, -ик-

44.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -очк-, -ечк-

45.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: -чик-, -щик-

46.

Анализ

способов 1

25

образования
слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с помощью
суффиксов: –ниц-,-иц47.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: без изменения
звуковой структуры в
корне
слова
(гусигусёнок)

48.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: с чередование
звуков в корне (волкволчонок)

49.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы:
замена
корнепроизводного слова
(овца-ягненок)

26

50.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих
предметы: с помощью
приставок

Развитие
умения
образовывать
слова,
обозначающие
предметы приставочным
способом.
Выделение
приставки в словах.
Развитие
умения
составлять
словосочетания
и
предложения
со
словами.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления

Образовывают
слова,
обозначающие предметы
приставочным
способом, с опорой на
наглядный
материал.
Выделяют приставку в
словах
с
помощью
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания

Образовывают
слова,
обозначающие предметы
приставочным способом.
Выделяют приставку в
словах.
Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными словами

51.

Анализ
способов 1
образования
слов,
обозначающих предметы
- образование сложных
слов

Развитие
умения
образовывать сложные
слова путем слияния
двух основ. Развитие
умения
составлять
словосочетания
и
предложения
со
словами.
Обогащение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания и логического
мышления

Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Составляют
словосочетания
с
образованными словами

Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда
(отгадывая
загадки).
Образовывают слова из
двух основ. Составляют
словосочетания
и
предложения
с
образованными словами

Усвоение
понятия
«слово»
как
части
предложения,
его
лексического значения.
Графическое
изображение
слов.

Умеют называть слова,
определять
их
лексическое значение с
помощью
учителялогопеда

Имеют представление о
«слове»
как
части
предложения,
его
лексическом значении.
Умеют изображать слова
графически

Слово – 13 часов
52.

Слово, как часть предложения

1

27

Развитие
зрительного
внимания и памяти
53.

Слова, обозначающие
существительное

предмет.

Имя 1

Различение предмета и
слова, как название
этого
предмета.
Соотнесение вопросов
кто? что? и слов,
обозначающих название
предмета.
Классификация
слов,
обозначающих предмет
по
основным
лексическим группам.
Развитие
зрительного
внимания и памяти

Умеют
классифицировать
и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие предметы
и
ставить
к
ним
правильный
вопрос.
Называют
основные
лексические группы с
опорой на картинный
материал

Имеют представление о
словах, обозначающих
предметы.
Умеют
ставить
правильный
вопрос
к
словам,
обозначающим предмет.
Выделяют
слова,
обозначающие предметы
среди
других
слов.
Классифицируют слова,
обозначающие предметы
по
основным
лексическим группам

54.

Слова, обозначающие предмет. Слова - 1
«неприятели» (антонимы)

Определение
понятия
«антонимы».
Подбор
слов-антонимов
к
словам, обозначающим
предметы. Выбор из
слов
слова«неприятели».
Игра
«Подбери
пару».
Составление
предложений
с
антонимами

Читают по карточке
определение
понятия
«антонимы». Подбирают
слова-антонимы
к
словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный
материал.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет
слова-антонимы из слов
для справок

Знают
определение
понятия
«антонимы».
Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим
предметы. Находят в
ряду слов слова –
«неприятели».
Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие предметы
и подбирают к ним
антонимы

55.

Подбор антонимов к слову, нахождение 1
антонимов в предложении

Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим предмет,
слова-«неприятели».
Развитие
умения
закончить предложение

Подбирают к словам,
обозначающим
предметы
словаантонимы с помощью
учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим предметы
слова-антонимы.
Подбирают антонимы к
словам,
дописав
предложение

28

словом-антонимом.
Развитие
слухового
внимания
56.

Слова, обозначающие предмет. Слова – 1
приятели (синонимы)

Определение
понятия
«синонимы».
Подбор
слов-синонимов
к
словам, обозначающим
предметы.
Игра
«Подбери одинаковые
по значению слова».
Составление
предложений
с
синонимами

Читают по карточке
определение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим
предметы с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет,
слова синонимы из слов
для справок

Знают
определение
понятия
«синонимы».
Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим
предметы. Находят в
ряду слов слова –
«приятели». Списывают
предложения
парами,
находят и подчеркивают
в предложениях каждой
пары синонимы

57.

Подбор синонимов к слову, нахождение в 1
предложении

Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим предмет,
слова-«приятели».
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения
заменить
в
предложении
слово,
обозначающее предмет,
синонимом. Расширение
словарного
запаса.
Развитие
слухового
внимания

Подбирают к словам,
обозначающим
предметы
слова
синонимы с помощью
учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим предметы
слова-синонимы.
Подбирают синонимы к
словам, заменяя их в
предложении

58.

Слова, обозначающие признак предмета. 1
Имя прилагательное

Углубление
представления о роли в
нашем
языке
слов,
обозначающих признаки
предметов. Закрепление
знаний
о
словах,

Умеют
классифицировать
и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к

Закрепляют понятие о
словах, обозначающих
признаки
предмета.
Умеют
правильно
изменять слова по родам
и числам

29

обозначающих признак ним правильный вопрос
предмета.
Развитие
умения ставить к слову,
обозначающему признак
предмета,
вопрос.
Развитие
слухового
внимания и памяти
59.

Слова, обозначающие признак предмета. 1
Антонимы

Подбор слов-антонимов
к
словам,
обозначающим признак
предмета. Выбор из слов
слова-«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Составление
предложений
с
антонимами

Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим
предметы с опорой на
наглядный
материал.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словаантонимы из слов для
справок

Подбирают
словаантонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Находят в ряду
слов
слова
–
«неприятели».
Выписывают
выделенные
слова,
обозначающие признак
предмета и подбирают к
ним антонимы

60.

Подбор антонимов к слову, нахождение 1
антонимов в тексте

Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета,
слова«неприятели». Развитие
умения
закончить
предложение
словомантонимом.
Развитие
слухового внимания

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словаантонимы с помощью
учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предметы
словаантонимы.
Подбирают
антонимы к словам,
дописав предложение

61.

Слова, обозначающие признак предмета. 1
Синонимы

Определение
понятия
«синонимы».
Подбор
слов-синонимов
к
словам, обозначающим
признак предмета. Игра
«Подбери одинаковые
по значению слова».

Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим признак
предмета с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим признак

Подбирают
словасинонимы к словам,
обозначающим признак
предмета. Находят в ряду
слов слова – «приятели».
Списывают предложения
парами,
находят
и

30

Составление
предложений
синонимами
62.

Подбор синонимов к слову, нахождение 1
синонимов в тексте

63.

Слова, обозначающие действие предмета и 1
их роль в предложении. Глагол.

64.

Слова, обозначающие действие предмета и 1

предмета,
слова подчеркивают
с синонимы из слов для предложениях
справок
пары синонимы

Развитие
умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета,
слова«приятели».
Обоснование
выбора
синонимов.
Развитие
умения
заменить
в
предложении
слово,
обозначающее признак
предмета, синонимом.
Расширение словарного
запаса.
Развитие
слухового внимания

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
слова
синонимы с помощью
учителя-логопеда

в
каждой

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета
словасинонимы. Подбирают
синонимы к словам,
заменяя
их
в
предложении

31

их роль в предложении. Глагол.
Связная устная речь – 4 часа
65.

Работа
над
связной 1
речью.
Последовательный
пересказ

66.

Работа
над
связной 1
речью.
Последовательный
пересказ

67.

Работа
над
связной 1
речью. Сжатый пересказ
(краткий пересказ)

32

содержание рассказа с
помощью
наводящих
вопросов
68.

Работа
над
связной 1
речью. Сжатый пересказ
(краткий пересказ)

33


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».