Федоров
Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:18:49 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ «Новосельская СОШ»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ППК
__________________Л.Н.Калинкина
Протокол №1
от «29» августа 2025г
Директор МАОУ
«Новосельская СОШ»
________________________
Федоров И.А.
Приказ № 105 от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
7 класс
ИСТОРИЯ
Новое село 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по истории для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения
России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего
образования по учебному предмету «История», Федеральной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является ориентиром
для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся с задержкой психического
развития средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом
особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получающих образование на
основе ФАООП ООО обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные
предметы» и изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 5–9 классах. Он опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «Литература», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», «География» и другие.
Историческое образование на ступени основного общего образования способствует
формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению
социального опыта обучающихся с ЗПР при изучении и обсуждении исторически возникших
форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности
обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики
возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных,
социальных систем.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, его изучение направлено
на образование, воспитание и развитие обучающихся. Предмет играет большую роль в
формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая воспитание
патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам
человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в
современном обществе. Расширение исторических знаний, обучающихся с ЗПР сочетается с
воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки личности ценить и гордиться
своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, истории и традициям народов других государств.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по Всеобщей истории и
Истории России. Знакомство обучающихся с ЗПР при получении основного общего
образования с данным предметом начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей
истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества,
разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности
исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся с ЗПР
представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о
месте и роли России в мировом историческом процессе и значение малой родины в
контексте мировой истории.
Курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся с ЗПР познавательный
интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения
соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных,
национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся с ЗПР знакомятся с исторической
картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении
цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития
социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет
определяющее значение в осознании обучающимися с ЗПР культурного многообразия мира,
социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного
отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и
художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных
и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся с ЗПР
научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды,
сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным
событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии
событий и процессов.
Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и
населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города,
села). Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися с ЗПР своей
социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего
края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности,
хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей
истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории,
введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных
(сравнительно-исторических) характеристик.
Общие цели школьного исторического образования представлены в Федеральной
рабочей программе основного общего образования. Они включают формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития является
формирование у обучающихся исторического мышления как основы гражданской
идентичности ценностно ориентированной личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование у обучающихся с ЗПР исторических ориентиров самоидентификации в
современном мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной
и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе
обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории
человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного
подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания
приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания
взаимовлияния исторических событий и процессов.
Цель и задачи преподавания истории обучающимся с ЗПР максимально приближены к
задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Содержание учебного предмета «История», представленное в Федеральной
адаптированной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной
образовательной программе основного общего образования, Федеральной адаптированной
основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 340, в 5–9 классах по 2
часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе рекомендуется предусмотреть 17 часов на
изучение модуля «Введение в новейшую историю России».
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в пределах одного
класса может варьироваться.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по истории
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «История», направленные на
развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности
и самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной
работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного
учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной
деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического
мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память,
отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся
замедленно овладевают необходимыми обобщенными историческими представлениями и
понятиями, плохо запоминают историческую периодизацию и хронологию, затрудняются в
анализе и обобщении конкретных исторических фактов, в понимании закономерностей
общественного развития; испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках истории, обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной
помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для
преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного
материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР
в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить
овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с
систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора,
памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых изменений:
уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение
отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
Темы для ознакомительного изучения в программе отмечены звездочкой.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «История»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Следует усилить виды деятельности, специфичные для
обучающихся с ЗПР, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по
предмету: освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, шаблоны, опорные
таблицы). Учителю рекомендуется активно привлекать дополнительный наглядный
материал, технические средства обучения, а также учить работать с учебником – выделять
главную мысль параграфа, составлять развернутый план, искать в тексте ответы на вопросы,
обращаться за дополнительной информацией к другим разделам учебника. Полезно
организовывать «выездные» или виртуальные уроки в музее и экскурсии. Особое внимание
нужно уделять обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, составлению таблиц, составлению классификации с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. Организация учебного
материала крупными блоками в виде таблицы способствует обобщению сведений,
пониманию закономерностей исторического процесса, лучшему запоминанию и усвоению
конкретных исторических фактов.
Рекомендуется использовать средства наглядности:
исторические карты и атласы по темам курса;
артефакты и копии исторических предметов, макеты;
портреты исторических деятелей, выдающихся полководцев;
исторические картины, репродукции;
презентации по темам курса.
На уроках истории следует организовывать различные коллективные формы работы:
парами, группами, что будет способствовать закреплению у обучающихся с ЗПР навыков
сотрудничества и продуктивной коммуникации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП ООО. Для
развития умения делать выводы, формирования единого речевого целого у обучающихся с
ЗПР необходимо использовать клише и опорные слова. Следует предусмотреть проведение
на уроках специальной работы над терминологической и тематической лексикой учебной
дисциплины, а также над лексикой, необходимой для организации учебной деятельности в
целях ее понимания, усвоения и запоминания обучающимися с ЗПР, адекватного применения
в различных видах деятельности.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических
единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой
лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.
Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
Коррекционно-развивающая направленность истории заключается в том, что на
уроках ведется целенаправленная работа по развитию речи и словесно-логического
мышления на основе материала исторического содержания. В процессе уроков требуется
обеспечить накопление обучающимися специальных понятий, к числу которых относятся:
частно-исторические понятия (характерные для определенного периода в истории),
отражающие и обобщающие конкретные исторические явления;
общеисторические понятия, отражающие и обобщающие явления, свойственные
определённой общественно-экономической формации;
социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического
процесса.
Ведущими являются общеисторические понятия. Освоение социологических понятий
становится возможным только на базе общеисторических.
У обучающихся с ЗПР должно осуществляться развитие общеучебных умений:
выделять существенные и несущественные признаки того или иного исторического явления,
события; сравнивать, обобщать, делать выводы; доступно передавать информацию,
структурировать свои ответы.
Поскольку в ходе уроков истории возникает объективная необходимость запоминать
и воспроизводить значительное количество исторических фактов, иноязычных имен,
временных границ, следует учить обучающихся с ЗПР использовать различные средства
фиксации материала. Это могут быть условные обозначения (символы, схемы, таблицы,
лента времени и т.д.).
Структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История»
7
Всеобщая история. История нового времени. Конец XV—XVII
23
вв.
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества
45
к царству
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНЯ в 7 КЛАССЕ
Всеобщая история. История Нового времени.
Конец XV–XVII в.
Введение. Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории
Нового времени.
Великие географические открытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских
путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие
Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. *Плавания
Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной
Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию*. Политические, экономические и культурные
последствия Великих географических открытий конца XV–XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI–XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур.
Возникновение капиталистических отношений. *Распространение наемного труда в
деревне*. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре
общества, появление новых социальных групп. *Повседневная жизнь обитателей городов и
деревень*.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание
Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.
*Кальвинизм. Религиозные войны*. Борьба католической церкви против реформационного
движения. Контрреформация. Инквизиция.
Государства Европы в XVI–XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба
за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй.
Испания под властью потомков католических королей. *Внутренняя и внешняя
политика испанских Габсбургов*.
Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы
борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции.
Франция: *путь к абсолютизму*. Королевская власть и централизация управления
страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г.
Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. *Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях.
Огораживания*. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская
реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции.
*Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции.
Реставрация Стюартов. Славная революция*. Становление английской парламентской
монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его.
Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование
Речи Посполитой.
Международные отношения в XVI–XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами.
*Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых
путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских
Габсбургов*. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. *Северное
Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У.
Шекспир*. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр
эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой
картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). *Утверждение
рационализма*.
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. *Сулейман I Великолепный:
завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия*.
Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские
компании.
Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение
маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, *установление сегуната Токугава,
укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и
искусство стран Востока в XVI–XVII вв*.
Обобщение. Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.
История России. Россия в XVI–XVII вв.:
от великого княжества к царству
Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение
объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской,
Рязанской земель. *Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти*.
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим
княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в
европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых
приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. *«Малая
дума*». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.
Государство и церковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. *Сопротивление удельных
князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы*.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная
реформа. Московское восстание 1547 г. *Ереси*.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»:
ее состав и значение. Появление Земских соборов. *Дискуссии о характере народного
представительства*. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о
службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего
и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством.
*Битва при Молодях*. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер.
Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской
войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России
Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. *Служилые люди.
Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население
городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах».
*Формирование вольного казачества*.
Многонациональный состав населения Русского государства. *Финно-угорские
народы*. Народы Поволжья после присоединения к России. *Служилые татары.
Сосуществование религий в Российском государстве*. Русская православная церковь.
Мусульманское духовенство.
Опричнина, *дискуссия о ее причинах и характере*. Опричный террор. Разгром
Новгорода и Пскова. *Московские казни 1570 г.* Результаты и последствия опричнины.
Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении.
Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. *Тявзинский мирный договор со
Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике*. Противостояние с Крымским
ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии
Рюриковичей.
Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство
Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601–1603 гг. и
обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в. *Дискуссия о его причинах*. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство
самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего
кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польсколитовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева
монастыря. *Выборгский договор между Россией и Швецией*. Поход войска М.В. СкопинаШуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи
Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об
избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского
гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген.
*Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами*. Первое и второе земские
ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение
Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. *Борьба с казачьими выступлениями
против центральной власти*. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому
морю. *Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву*.
Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного
времени.
Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление
экономического потенциала страны. *Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы.
Роль патриарха Филарета в управлении государством*.
Царь
Алексей
Михайлович.
Укрепление
самодержавия.
Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.
*Приказ Тайных дел*. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация
земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. *Правительство Б. И.
Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности*. Патриарх Никон, его конфликт с
царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции
старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная)
реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки.
Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов
Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими
странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.
Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г.
Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная
реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана
Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. *Контакты с
православным
населением
Речи
Посполитой:
противодействие
полонизации,
распространению католичества*. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана
Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав
России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. *Андрусовское перемири*.
Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей.
Белгородская засечная черта*. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное
сидение». *«Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со
странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин*.
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих
географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева.
Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование
бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. *Калмыцкое ханство*. Ясачное
налогообложение. Переселение русских на новые земли. *Миссионерство и христианизация.
Межэтнические отношения*. Формирование многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
*Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь*. Жилище
и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение
элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый
стиль в архитектуре. *Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на
Рву*. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский).
Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь.
*Приказ каменных дел*. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков.
*Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись*.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. *Переписка Ивана
Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени*. Усиление
светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. *Немецкая слобода как
проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в*.
Развитие образования и научных знаний. *Школы при Аптекарском и Посольском
приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории*.
Наш край в XVI–XVII вв.
Обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания
о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических
проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации
людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения истории на уровне основного общего образования
обучающиеся с ЗПР смогут овладеть познавательными универсальными учебными
действиями, коммуникативными универсальными учебными действиями, регулятивными
универсальными учебными действиями, совместной деятельностью.
Овладение базовыми логическими действиями как частью
познавательных
универсальных учебных действий:
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опорой на схему,
ключевые слова;
сравнивать после предварительного анализа исторические события и явления,
определять в них общее и различия;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических событий;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
Овладение базовыми исследовательскими действиями как частью познавательных
универсальных учебных действий:
Определять с помощью педагога познавательную задачу;
соотносить с опорой на алгоритм учебных действий единичные исторические факты и
общие явления;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
с помощью педагога аргументировать свое мнение;
использовать алгоритм действий для решения учебных задач;
Овладение умением работать с информацией как частью
познавательных
универсальных учебных действий:
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение умением общения как частью коммуникативных универсальных учебных
действий:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого;
выражать и аргументировать с помощью педагога свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте;
публично представлять с опорой на план результаты выполненного исследования,
проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении.
Овладение умением совместной деятельности
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
осознавать значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей;
работать в группе и координировать свои действия с другими членами команды,
осуществляя совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе ‒
на региональном материале.
Овладение умениями в части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок, возникших
трудностей.
Овладение умениями в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения эмоций;
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «История»
предполагают, что у обучающегося с ЗПР сформированы умения:
определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события
истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России; определять
современников исторических событий, явлений и процессов, используя «ленту времени»;
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи;
использовать исторические понятия для решения учебных и практических задач;
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках на основе самостоятельно составленного
плана либо под руководством педагога, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов, используя алгоритм учебных действий;
под
руководством
педагога
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI вв.
(Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад
СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с
Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий;
сравнивать по алгоритму, схеме исторические события, явления, процессы в
различные исторические эпохи;
определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой
на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные,
аудиовизуальные;
находить и критически анализировать по алгоритму для решения познавательной
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края),
оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить
извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических
событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе
анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять
информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других
источников;
анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации;
представлять историческую информацию под руководством учителя в форме таблиц, схем,
диаграмм;
осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск
исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов
России.
Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе по истории в
виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной
деятельности обучающихся при изучении истории, от работы с хронологией и
историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История» включают:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой
истории;
базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и
всемирной истории;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
умение работать с основными видами современных источников исторической
информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и другие), оценивая с помощью педагога их
информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;
умение работать историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и
вещественными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную
ценность и значимость источника;
способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников,
основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
владение приёмами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
способность применять исторические знания как основу диалога в поликультурной
среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей
страны и мира;
понимание взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими
событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них
органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные
компоненты.
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися
знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и
периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории,
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий;
знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать
(классифицировать) факты по различным признакам;
работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на
электронных носителях и других): читать историческую карту с использованием легенды,
находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты
передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другие.
работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников):
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, письменных, визуальных и другие), сравнивать данные разных источников,
выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об информационной
(художественной) ценности источника;
описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи, составлять описание исторических объектов, памятников на
основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и другое;
анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт
историка), соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл,
значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления,
определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий;
работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе
отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и
оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику
исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану);
применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при
выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий, использовать знания
об истории и культуре своего и других народов как основу диалога в поликультурной среде,
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром для
планирования и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении
истории (в том числе ‒ разработки системы познавательных задач), при измерении и оценке
достигнутых обучающимися результатов.
Предметные результаты изучения истории в 6 классе.
Предметные результаты изучения истории в 7 классе.
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть с опорой на источник знаний этапы отечественной и всеобщей истории
Нового времени, их хронологические рамки;
локализовать с помощью педагога во времени ключевые события отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв., определять их принадлежность к части века (половина,
треть, четверть);
устанавливать с опорой на алгоритм учебных действий синхронность событий
отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место с опорой на источник знаний, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
группировать, систематизировать после предварительного анализа факты по
заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим
процессам, составление таблиц, схем).
Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
устанавливать с опорой на алгоритм на основе карты связи между географическим
положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического
развития.
Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и другие);
характеризовать с опорой на план обстоятельства и цель создания источника,
раскрывать его информационную ценность;
проводить с опорой на план поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять с опорой на алгоритм и систематизировать информацию из нескольких
однотипных источников.
Историческое описание (реконструкция):
Рассказывать с опорой на план о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв., их участниках;
Составлять с опорой на текст краткую характеристику известных персоналий
отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв. (ключевые факты биографии, личные
качества, деятельность);
рассказывать с опорой на план об образе жизни различных групп населения в России
и других странах в раннее Новое время;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
Раскрывать с помощью педагога существенные черты экономического, социального и
политического развития России и других стран в XVI‒XVII вв., европейской реформации,
новых веяний в духовной жизни общества, культуре, революций XVI‒XVII вв. в
европейских странах;
Объяснять после предварительного анализа смысл ключевых понятий, относящихся к
данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
Объяснять после предварительного анализа причины и следствия важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв. (выявлять в историческом тексте и
излагать суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин
и следствий событий, представленное в нескольких текстах);
проводить после предварительного анализа сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории (раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия).
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем
основываются отдельные мнения;
выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI‒XVII вв. с учётом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
Применение исторических знаний:
раскрывать с опорой на текст на примере перехода от средневекового общества к
обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей
о мире, системы общественных ценностей;
объяснять с помощью педагога значение памятников истории и культуры России и
других стран XVI‒XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
выполнять с помощью педагога учебные проекты по отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв. (в том числе на региональном материале).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета «История» Федеральной адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «История» образовательной программы основного общего образования.
При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество
часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п.
Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими
особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью освоенности ими учебных тем,
рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по истории, представленными в
Пояснительной записке.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице. Часы для второго
варианта планирования указаны в скобках.
Всеобщая история. История средних веков. (23 ч) 6 класс
Введение
1ч
1ч
Народы Европы в раннее
4ч
4ч
Средневековье
Византийская империя в
2ч
2ч
VI—XI вв.
Арабы в VI—ХI вв.
2ч
2ч
Обобщение
1ч
Средневековое европейское
2ч
3ч
общество
Государства Европы в
4ч
4ч
XII—XV вв.
Культура средневековой
2ч
2ч
Европы
Обобщение
1ч
Страны Востока в Средние
2ч
3ч
века
Государства доколумбовой
1ч
1ч
Америки в Средние века
Обобщение
1ч
1ч
История России. От Руси к Российскому государству (45ч) 6 класс
Введение
1ч
1ч
Народы и государства на
5ч
5ч
территории нашей страны в
древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э
Русь в IX начале XII в.
12ч
13ч
Обобщение
1ч
Русь в середине XII —
5ч
6ч
начале XIII в
Обобщение
1ч
Русские земли и их соседи
10ч
10ч
в середине XIII — XIV в.
Обобщение
1ч
Формирование единого
8ч
8ч
Русского государства в XV
в
Обобщение
1ч
2ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС 68 часов
Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в. 23 ч.
Введени
е 1 ч.
Понятие «Новое время». Обозначать на ленте времени общие
Хронологические рамки хронологические рамки и основные периоды
и периодизация Нового истории Нового времени.
времени.
Великие
географ
ические
открыт
ия
2 ч.
Предпосылки Великих
географических
открытий. Поиски
европейцами морских
путей в страны
Востока. Экспедиции
Колумба.
Тордесильясский
договор 1494 г.
Открытие Васко да
Гамой морского пути в
Индию. Кругосветное
плавание Магеллана.
*Плавания Тасмана и
открытие Австралии.
Завоевание
конкистадоров в
Центральной и Южной
Америке (Ф. Кортес, Ф.
Писарро). Европейцы в
Северной Америке.*
Поиски северовосточного морского
пути в Китай и Индию.
Политические,
экономические и
культурные
последствия Великих
географических
открытий конца XV —
XVI в.
Объяснять с помощью педагога, что
способствовало росту интереса европейцев к
дальним странам в XV в., раскрывать предпосылки
Великих географических открытий.
Рассказывать, используя карту, о начале поисков
морского пути в Индию в XV в.
*Подготовить и представить сообщение об
экспедициях Х. Колумба, давать оценку их
результатов и значения.
Объяснять, в чем состояли главные положения и
значение Тордесильясского и Сарагосского
договоров.*
Показывать на исторической карте маршруты
экспедиций Васко да Гамы, Ф. Магеллана, *А.
Тасмана*, называть их результаты.
Раскрывать смысл понятий и терминов: каравелла,
конкистадор, доминион, монополия, плантация.
Объяснять с помощью педагога, почему
конкистадорам удалось относительно быстро
завоевать могущественные государства
Центральной и Южной Америки.
Раскрывать, что изменилось в положении
населения Центральной и Южной Америки с
приходом европейских завоевателей.
*Сравнивать после предварительного анализа*
начало освоения европейцами территорий в
Южной Америке и в Северной Америке (основные
занятия европейских колонистов; положение
местного населения; организация хозяйства),
выявлять различия.
Рассказывать, используя историческую карту, о
поисках европейцами северо-восточного пути в
страны Дальнего Востока, о том, как
устанавливались их отношения с российским
государством.
Характеризовать с опорой на алгоритм итоги
Великих географических открытий конца XV —
XVII в.: а) для европейских стран; б) для народов
Нового света; в) для всеобщей истории.
Обобще
ние
Изменен
ия в
европей
ском
обществ
ев
XVI—
XVII вв.
2 ч.
Развитие техники,
горного дела,
производства металлов.
Появление
мануфактур.
Возникновение
капиталистических
отношений.
*Распространение
наемного труда в
деревне*. Расширение
внутреннего и мирового
рынка. Изменения в
сословной структуре
общества, появление
новых социальных
групп. Повседневная
жизнь обитателей
городов и деревень.
Называть новые источники энергии, которые стали
использоваться в Европе в XV—XVII вв.,
объяснять, развитию каких отраслей производства
это способствовало.
*Сравнивать после предварительного анализа
ремесленное* и мануфактурное производство,
объяснять, в чем заключались преимущества
мануфактур.
Объяснять значение понятий и терминов:
централизованная и рассеянная мануфактура,
капиталистические отношения, буржуазия.
Раскрывать, в чем выражалось и к чему вело
расслоение крестьянства в начале Нового времени.
Называть, опираясь на иллюстративный материал,
новые группы населения, появившиеся в
европейских странах в раннее Новое время.
*Составлять с помощью педагога описание*
европейского города XVI—XVII вв. («типичный
город» или конкретный город по выбору).
Характеризовать по плану условия жизни разных
групп населения в европейских городах XVI—
XVII вв.
Реформ
ация и
контрре
формация в
Европе
2 ч.
Обобще
ние
(1 ч.)
Причины Реформации.
Начало Реформации в
Германии; М. Лютер.
Развертывание
Реформации и
Крестьянская война в
Германии.
Распространение
протестантизма в
Европе. Кальвинизм.
Религиозные войны.
Борьба католической
церкви против
реформационного
движения.
Контрреформация.
Инквизиция.
Характеризовать по плану предпосылки
Реформации в Германии.
Раскрывать *после предварительного анализа
содержание* основных положений учения Лютера,
объяснять, в чем заключалась их новизна.
Объяснять значение понятий и терминов:
Реформация, индульгенция, секуляризация, булла,
протестантизм, лютеранство, кальвинизм,
гугеноты, пуритане, иезуиты.
Раскрывать, представители каких групп
германского общества и почему поддержали М.
Лютера.
Представлять, используя предварительно
составленный план или схему, характеристику
Крестьянской войны в Германии.
*Извлекать и комментировать с помощью педагога
информацию* из исторических текстов (фрагменты
богословских сочинений и др.).
Представлять по плану характеристики М. Лютера,
Ж. Кальвина.
Объяснять, кем и каким образом осуществлялась
контрреформация, каковы были результаты этой
политики.
Раскрывать, привлекая информацию карты, чем
завершились к концу XVI в. религиозные войны
между католиками и протестантами.
Государ
ства
Европы
в XVI—
XVII вв.
7 ч.
Абсолютизм и
сословное
представительство.
Борьба за
колониальные
владения. Начало
формирования
колониальных
империй.
Испания под властью
потомков католических
королей. *Внутренняя
и внешняя политика
испанских
Габсбургов*.
Национальноосвободительное
движение в
Нидерландах: цели,
участники, формы
борьбы. Итоги и
значение
Нидерландской
революции.
Франция: путь к
абсолютизму.
Королевская власть и
централизация
управления страной.
Католики и гугеноты.
Религиозные войны.
Генрих IV. Нантский
эдикт 1598 г. Людовик
XIII и кардинал
Ришелье. Фронда.
Французский
абсолютизм при
Людовике XIV.
Англия.
*Развитие
капиталистического
предпринимательства в
городах и деревнях*.
Укрепление
королевской власти
при Тюдорах. Генрих
VIII и королевская
реформация. «Золотой
век» Елизаветы I.
*Английская
революция середины
Объяснять значение понятий: абсолютизм,
централизованное государство, протекционизм.
Характеризовать по плану политическое
устройство и особенности экономического
развития Испании в XVI—XVII вв.
Раскрывать, после предварительного анализа, на
что была направлена внешняя политика испанских
Габсбургов, приводить примеры конкретных
действий.
Характеризовать с опорой на алгоритм положение
Нидерландов под властью Габсбургов.
Рассказывать, привлекая историческую карту, о
национально-освободительном движении в
Нидерландах, его причинах, целях, участниках,
формах борьбы.
Объяснять, в чем состояло значение событий
1566—1609 гг. для Нидерландов и для Европы
начала Нового времени.
Разъяснять, используя опорные слова, что
свидетельствовало об усилении королевской
власти во Франции в XVI в.
Представлять с опорой на план характеристику
Религиозных войн второй половины XVI в. во
Франции (хронологические рамки; основные
участники; формы борьбы; ключевые события;
итоги и последствия).
Объяснять, что стоит за названием
«Варфоломеевская ночь», как оценивали это
событие современники.
Рассказывать, в результате каких обстоятельств и
событий Генрих Бурбон стал основателем новой
королевской династии во Франции.
Объяснять, что предусматривал Нантский эдикт
1598 г., давать оценку значения этого документа.
Представлять по шаблону характеристику
(исторический портрет) Людовика XIV.
Раскрывать, после предварительного анализа, что
составляло основу экономического процветания
Англии в XVI в.
Объяснять значение понятий и терминов:
огораживания, новое дворянство, королевская
реформация, монополия, Великая Армада.
Раскрывать после предварительного анализа, в чем
заключалось усиление королевской власти в
Англии при королях династии Тюдоров.
XVII в.* Причины,
участники, этапы
революции.
*Размежевание в
революционном
лагере*. О.
*Кромвель*. Итоги и
значение революции.
*Реставрация
Стюартов. Славная
революция*.
Становление
английской
парламентской
монархии.
*Страны Центральной,
Южной и ЮгоВосточной Европы*. В
мире империй и вне
его. Германские
государства.
Итальянские земли.
Положение славянских
народов. Образование
Речи Посполитой.
Рассказывать об особенностях английской
реформации, объяснять, почему ее назвали
«королевской».
Представлять по шаблону характеристику
(исторический портрет) Елизаветы I.
Объяснять, что давало основание определять
правление Елизаветы I как «золотой век».
Раскрывать с опорой на схему причины
Английской революции середины XVII в.
Объяснять, почему события 1642—1648 гг.
историки определяют понятием «гражданская
война».
Характеризовать по плану состав и цели
противостоявших друг другу в гражданской войне
лагерей.
Объяснять значение понятий и терминов: роялист,
пресвитериане, железнобокие, лорд-протектор.
Раскрывать самостоятельно или с помощью
педагога причины победы парламентского лагеря в
борьбе против короля.
Представлять по шаблону характеристику
(исторический портрет) Оливера Кромвеля.
Рассказывать о причинах и следствиях Славной
революции 1688 г.
*Давать* после предварительного анализа
*сравнительную характеристику* партий вигов и
тори.
Высказывать суждение о том, что изменила в
Англии революция середины XVII в.
Показывать на исторической карте государства,
находившиеся в рассматриваемый период в
Центральной, Южной и Юго-Восточной Европе.
Раскрывать после предварительного анализа
обстоятельства вхождения различных народов в
состав империй.
Междунар
одные
отношени
я в XVI—
XVII вв.
2 ч.
Борьба за первенство,
военные конфликты
между европейскими
державами.
*Столкновение
интересов в
приобретении
колониальных
владений и господстве
на торговых путях.
Противостояние
османской экспансии в
Европе. Образование
державы австрийских
Габсбургов.*
Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир.
Называть с помощью педагога основные группы
противоречий, существовавших в отношениях
между ведущими европейскими государствами в
XVI—XVII вв., приводить примеры их
проявления.
Рассказывать с опорой на историческую карту об
экспансии Османской империи в Европе.
Рассказывать, используя таблицу или схему, о
причинах Тридцатилетней войны и событиях,
ставших поводом к ее развязыванию.
*Систематизировать информацию*о
Тридцатилетней войне 1618—1648 гг.
(хронологические рамки и этапы; основные
участники, блоки государств и их цели; ключевые
события и их последствия; итоги).
Показывать на карте территории, охваченные
военными действиями в годы Тридцатилетней
войны.
Рассказывать по плану о характере военных
действий и их последствиях для населения и
хозяйства европейских стран.
Называть после предварительного анализа
основные положения Вестфальского мира,
объяснять, какие государства усилили свои
позиции по итогам войны, а какие были
ослаблены.
Европей
ская
культур
ав
раннее
Новое
время
3 ч.
Высокое Возрождение
в Италии: художники и
их произведения.
*Северное
Возрождение. Мир
человека в литературе
раннего Нового
времени. М. Сервантес.
У. Шекспир*. Стили
художественной
культуры (барокко,
классицизм).
Французский театр
эпохи классицизма.
Развитие науки:
переворот в
естествознании,
возникновение новой
картины мира.
Выдающиеся ученые и
их открытия (Н.
Коперник, И. Ньютон).
*Утверждение
рационализма*.
Называть, используя иллюстративный материал,
мастеров итальянского Возрождения, творивших в
первой четверти XVI в. (*Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти*), и их
произведения, объяснять, почему этот период
получил название Высокого Возрождения.
*Рассказывать, о чем повествовали знаменитые
романы XVI—XVII вв., объяснять, чем они
привлекали читателей в ту эпоху и в
последовавшие столетия.*
Представлять с опорой на план или по шаблону
характеристику стилей классицизма и барокко,
приводить примеры произведений.
Раскрывать, после предварительного анализа, в
чем заключались новые взгляды на строение
Вселенной, высказанные европейскими
мыслителями, учеными в XVI—XVII вв., и
объяснять, почему они вызвали отпор и
преследование со стороны католической церкви.
*Раскрыть на примере трудов И. Ньютона, что
изменяли исследования в области физики во
взглядах на мир*.
Обобще
ние
Страны
Востока
в XVI—
XVII вв.
3 ч.
Османская империя: на
вершине могущества.
*Сулейман I
Великолепный:
завоеватель,
законодатель.
Управление
многонациональной
империей. Османская
армия.*
Индия при Великих
Моголах. Начало
проникновения
европейцев. ОстИндские компании.
Китай в эпоху Мин.
Экономическая и
социальная политика
государства.
Утверждение
маньчжурской
династии Цин.
Япония: борьба
знатных кланов за
власть, *установление
сегуната Токугава,
укрепление
централизованного
государства.
«Закрытие» страны для
иноземцев.*
*Культура и искусство
стран Востока в XVI—
XVII вв.*
Объяснять, привлекая информацию исторической
карты, почему XVI в. считается временем
наибольшего роста Османской державы.
Рассказывать, используя опорные слова, о
правлении султана Сулеймана I, объяснять, почему
он был прозван Великолепным.
Рассказывать, используя схему или
иллюстративный материал, об организации
османской армии, высказывать суждение о
причинах ее побед.
Характеризовать с опорой на алгоритм османскую
систему управления обширными владениями в
Азии, Европе, Африке.
Раскрывать: а) что означало для населения
Северной Индии установление власти
мусульманской династии Великих Моголов; б)
какие традиции населения Индии сохранялись и
при новых правителях.
Объяснять, что представляли собой Ост-Индские
компании, созданные в европейских странах.
Определять по материалу учебника, какие
традиционные черты древних и средневековых
китайских империй сохранялись в империи Мин,
существовавшей в XIV—XVII вв.
Объяснять, после предварительного, чем
заключались особенности прихода к власти в
Китае и последующей политики маньчжурской
династии Цин.
Рассказывать об обстоятельствах утверждения у
власти в Японии династии сегунов Токугава.
Характеризовать по плану политику первых
сегунов Токугава, ее результаты.
Объяснять, чем было вызвано решение властей
Японии «закрыть» свою страну для европейцев.
С помощью педагога или самостоятельно
составлять устный или письменный текст с
использованием иллюстративного материала.
*Распознавать* в иллюстрациях учебника и других
визуальных материалах *характерные черты*
архитектуры и живописи отдельных стран
Востока.
*Подготовить с помощью педагога или
самостоятельно сообщение* (презентацию) о
художественной культуре одной их стран Востока
в XVI—XVII вв. (по выбору), используя
иллюстрации учебника и интернет-ресурсы.
Обобще
ние
1 ч.
Историческое и культурное наследие раннего Нового времени.
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству 45 ч.
Россия
в XVI в.
13 ч.
Завершение
объединения русских
земель. Княжение
Василия III.
Присоединение к
Москве Псковской,
Смоленской, Рязанской
земель. *Отмирание
удельной системы*.
Внешняя политика
Московского княжества
в первой трети XVI в.:
война с Великим
княжеством Литовским,
отношения с Крымским
и Казанским ханствами.
Органы
государственной власти.
Местничество. Местное
управление.
Царствование Ивана IV.
Регентство Елены
Глинской. Унификация
денежной системы.
Период боярского
правления.
Принятие Иваном IV
царского титула.
Реформы середины XVI
в. Избранная рада.
Земские соборы.
Формирование органов
местного
самоуправления.
Судебник 1550 г.
Стоглавый собор.
Внешняя политика
России в XVI в.
Создание стрелецких
полков и «Уложение о
службе».
Присоединение
Казанского и
Астраханского ханств.
Войны с Крымским
ханством. Ливонская
война. Поход Ермака
Тимофеевича. Начало
присоединения к России
Западной Сибири.
Социальная структура
Показывать с помощью педагога на исторической
карте территорию России в первой трети XVI в.;
называть русские земли, присоединенные к
Москве в правление Василия III.
Характеризовать с опорой на алгоритм структуру
центральной и местной власти в первой трети XVI
в.
*Сравнивать* после предварительного анализа
вотчину и поместье; раскрывать различия между
ними.
Характеризовать по плану внешнюю политику
России в первой трети XVI в.; оценивать ее
результаты.
Объяснять смысл понятий и терминов: *сословнопредставительная монархия*, реформы, Земский
собор, местничество, опричнина, приказ, стрельцы,
заповедные лета, урочные лета, засечная черта.
Раскрывать значение денежной реформы Елены
Глинской.
Характеризовать с опорой на план основные
мероприятия реформ 1550-х гг.
*Извлекать информацию* из Судебника 1550 г.,
царских указов и использовать ее в рассказе о
положении различных слоев населения Руси,
политике власти.
Раскрывать значение создания стрелецкого войска.
Показывать на исторической карте рост
территории России в царствование Ивана IV; ход
Ливонской войны, маршрут похода Ермака.
*Составлять план* рассказа с помощью педагога о
народах Поволжья и Сибири в XVI в.
Раскрывать последствия Ливонской войны для
России.
Рассказывать об отношениях России с Крымским
ханством в XVI в.
Характеризовать по плану положение основных
групп населения Российского государства в XVI в.
Показывать с использованием карты, как
расширялся национальный состав населения
Русского государства.
Объяснять причины введения, сущность и
последствия опричнины.
*Составлять с помощью педагога характеристику*
(исторический портрет) Ивана IV Грозного;
*представлять и обосновывать оценку* итогов его
правления.
*Систематизировать с помощью педагога в виде
российского общества.
Начало закрепощения
крестьян: Указ о
«заповедных летах».
Многонациональный
состав населения
Русского государства.
Опричнина, причины и
характер. Результаты и
последствия опричнины.
Противоречивость
личности Ивана
Грозного.
Россия в конце XVI в.
Царь Федор Иванович.
Борьба за власть в
боярском окружении.
Учреждение
патриаршества.
Продолжение
закрепощения
крестьянства: Указ об
«урочных летах».
Пресечение царской
династии Рюриковичей.
таблицы материал* о закрепощении крестьян в
XVI в.
Объяснять значение учреждения патриаршества.
Рассказывать с опорой на источник информации о
событиях и обстоятельствах, приведших к
пресечению московской династии Рюриковичей.
Обобще
ние
Смута в
России
9 ч.
Накануне Смуты.
Династический кризис.
Воцарение Бориса
Годунова и его
политика.
Смутное время начала
XVII в. *Дискуссия о
его причинах, сущности
и основных этапах*.
Самозванцы и
самозванство. Личность
Лжедмитрия I и его
политика.
Царь Василий
Шуйский. Восстание
Ивана Болотникова.
Перерастание
внутреннего кризиса в
гражданскую войну.
Лжедмитрий II.
Вторжение на
территорию России
польско-литовских
отрядов. Оборона
Троице-Сергиева
монастыря.
*Выборгский договор
между Россией и
Швецией*. Открытое
вступление Речи
Посполитой в войну
против России.
Оборона Смоленска.
Свержение Василия
Шуйского и переход
власти к
Семибоярщине.
Подъем национальноосвободительного
движения. Патриарх
Гермоген. Первое и
второе земские
ополчения. «Совет всея
земли». Освобождение
Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты.
Земский собор 1613 г.
Раскрывать противоречия, существовавшие в
русском обществе накануне Смуты.
Характеризовать по плану личность и деятельность
Бориса Годунова.
Раскрывать причины Смуты.
Называть хронологические рамки Смутного
времени.
*Систематизировать* с помощью педагога
*исторический материал* в хронологической
таблице «Основные события Смутного времени».
Объяснять смысл понятий и терминов: Смута,
самозванство.
Показывать на исторической карте направления
походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, места
действий польских и шведских интервентов,
маршруты движения отрядов первого и второго
ополчения.
Высказывать после предварительного анализа
суждения о роли Православной церкви, духовных
лидеров в событиях Смутного времени.
*Представлять с помощью иллюстративного
материала* характеристики участников ключевых
событий Смутного времени.
Объяснять, что привело к подъему национальноосвободительного движения.
Показывать на карте места действий земских
ополчений.
Характеризовать по плану итоги и последствия
Смуты для Российского государства.
и его роль в
укреплении
государственности.
Избрание на царство
Михаила Федоровича
Романова. Итоги и
последствия Смутного
времени.
Обобще
ние
*Участвовать в поиске материалов, подготовке и
презентации группового сообщения
«Организаторы и участники первого и второго
ополчений» *.
Россия
в XVII
в.
16 ч.
Россия при первых
Романовых.
Царствование Михаила
Федоровича.
Восстановление
экономического
потенциала страны.
*Продолжение
закрепощения
крестьян. *
Царь Алексей
Михайлович.
Укрепление
самодержавия.
Ослабление роли
Боярской думы.
Развитие приказного
строя. Усиление
воеводской власти.
Затухание
деятельности Земских
соборов. Патриарх
Никон. Раскол в
Церкви. Протопоп
Аввакум,
формирование
религиозной традиции
старообрядчества. Царь
Федор Алексеевич.
Отмена местничества.
Экономическое
развитие России в XVII
в. Первые
мануфактуры.
Ярмарки. Укрепление
внутренних торговых
связей и развитие
хозяйственной
специализации
регионов Российского
государства. Торговый
и Новоторговый
уставы. Торговля с
европейскими странами
и Востоком.
Социальная структура
российского общества.
Государев двор,
служилый город,
духовенство, торговые
люди, посадское
Характеризовать по шаблону личность и
деятельность первых Романовых — Михаила
Федоровича и Алексея Михайловича.
*Представлять в виде схемы* структуру высших
органов государственной власти и управления в
России XVII в.
Разъяснять после предварительного анализа, в чем
заключались функции отдельных
представительных и административных органов в
системе управления государством.
Объяснять смысл понятий: самодержавие, раскол,
старообрядчество.
*Раскрывать причины и последствия* церковного
раскола.
Составлять по шаблону исторические портреты
(характеристики) патриарха Никона, протопопа
Аввакума.
Характеризовать по плану экономическое развитие
России в XVII в., используя информацию
исторической карты.
Объяснять значение понятий и терминов:
Государев двор, *мануфактура*, посад, ясак,
ярмарка, крепостное право.
*Сравнивать* после предварительного анализа
мануфактуру и ремесленную мастерскую;
объяснять, в чем заключались различия.
Раскрывать значение принятия Новоторгового и
Таможенного уставов.
*Составлять таблицу* самостоятельно или под
руководством педагога «Основные сословия и их
положение в России XVII в.».
*Проводить поиск информации в отрывках из
население, стрельцы,
служилые иноземцы,
казаки, крестьяне,
холопы. Русская
деревня в XVII в.
Соборное уложение
1649 г. Завершение
оформления
крепостного права и
территория его
распространения.
Социальные движения.
Конфликты с
Османской империей.
Отношения России со
странами Западной
Европы.
Соборного уложения 1649 г. для характеристики
положения отдельных групп населения России,
процесса закрепощения крестьян*.
Раскрывать причины социальных движений в
России XVII в.
Показывать на исторической карте места
городских восстаний; территорию, охваченную
восстанием Степана Разина.
*Систематизировать* после предварительного
анализа (в форме таблицы) материал о социальных
движениях в России XVII в.
Освоение новых
территорий. Народы
России в XVII в. Эпоха
Великих
географических
открытий и русские
географические
открытия. Плавание
Семена Дежнева.
Выход к Тихому
океану. Походы
Ерофея Хабарова и
Василия Пояркова и
исследование бассейна
реки Амур. Освоение
Поволжья и Сибири.
Ясачное
налогообложение.
Переселение русских
на новые земли.
*Межэтнические
отношения*.
Формирование
многонациональной
элиты
Обобще
ние
Объяснять значение понятий и терминов: гетман,
полки нового (иноземного) строя, засечная черта.
Раскрывать причины восстания под руководством
Б. Хмельницкого.
*Давать оценку* значения вхождения земель
Войска Запорожского в состав России.
Характеризовать с опорой на план причины и
итоги русско-польской (1654—1667) и русскошведской (1656—1658) войн.
Приводить примеры конфликтов России с
Османской империей.
Объяснять с помощью педагога, в чем заключались
результаты внешней политики России в XVII в.
Объяснять, опираясь на знания из курсов всеобщей
истории 6—7 кл., какие события получили
название Великих географических открытий.
Показывать на карте территории расселения
народов в Российском государстве XVII в.;
маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на
Дальнем Востоке.
Рассказывать по плану о народах, живших в
России в XVII в., привлекая дополнительную
информацию (в том числе по истории края).
*Осуществлять под руководством педагога поиск*
информации для подготовки сообщения об одном
из первопроходцев (Семене Дежневе, Василии
Пояркове, Ерофее Хабарове).
Культур
ное
простра
нство
XVI—
XVII вв.
5 ч.
Обобще
ние
2 ч.
Изменения в картине
мира человека в XVI—
XVII вв. Повседневная
жизнь. Семья и
семейные отношения.
Жилище и предметы
быта. Проникновение
элементов европейской
культуры в быт
высших слоев
населения.
Архитектура.
Дворцово-храмовый
ансамбль Соборной
площади в Москве.
Шатровый стиль в
архитектуре. Собор
Покрова на Рву.
Монастырские
ансамбли. Крепости.
Федор Конь.
Деревянное зодчество.
Изобразительное
искусство. Симон
Ушаков. Парсунная
живопись.
Летописание и начало
книгопечатания.
Домострой. Усиление
светского начала в
культуре. Симеон
Полоцкий. Развитие
образования и научных
знаний. Школы при
Аптекарском и
Посольском приказах
*Извлекать информацию* из Домостроя,
изобразительных материалов для рассказа о нравах
и быте российского общества в XVI—XVII вв.
Характеризовать по плану новые веяния в
отечественной культуре, быту в XVII в.
Объяснять значение понятий и терминов:
шатровый стиль, парсуна.
*Систематизировать* после предварительного
анализа материал о достижениях культуры XVI—
XVII вв. (в форме таблицы), раскрывать их
значение.
*Составлять описание*, используя план и
иллюстративный материал, одного из памятников
культуры XVI—XVII вв.; *оценивать* его
художественные достоинства.
Приводить примеры известных архитектурных
сооружений XVI—XVII вв., выявлять их
назначение.
Объяснять, что способствовало развитию
образования в России XVII в.
Называть основные жанры русской литературы
XVI—XVII вв.
*Осуществлять под руководством учителя поиск*
и анализ информации для проектной работы
«Путешествие по русскому городу XVII в.».