Геометрия ЗПР

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью: Федоров
Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:11:07 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт
коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Новосельская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ППК
____________Калинкина Л.Н.

Директор МАОУ
"Новосельская СОШ"
____________Федоров И.А.

Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Приказ №105
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития
учебного курса «Геометрия»
7 класс

С. Новое Село 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика», Примерной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Цели изучения учебного курса
Общие цели изучения учебного курса «Геометрия» представлены в ПООП ООО. Они
заключаются, прежде всего в том, что на уроках геометрии обучающийся учится проводить
доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные
утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного»,
отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. В обучении умению
рассуждать состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно
отечественной математической школе.
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при
решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни.
Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Для этого
учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем,
учить обучающихся строить математические модели реальных жизненных ситуаций,
проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно
подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать
определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных
умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы»,
«Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 7–9 классах изучается учебный курс «Геометрия», который
включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы ­координаты на
плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия».
Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, 68 учебных
часов в учебном году, всего за три года обучения – не менее 204 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность
и перпендикулярность прямых.
*Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии
в окружающем мире.
*Основные построения с помощью циркуля и линейки*.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства
треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Прямоугольный треугольник с углом в 30о.
Неравенства в геометрии: *неравенство треугольника*, неравенство о длине ломаной,
теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
*Геометрическое место точек.* Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к
отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности
и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и
описанная окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования
должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
7 КЛАСС
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное
расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и
величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни,
размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам (с использованием смысловой опоры:
наводящие вопросы и/или алгоритма учебных действий).
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства
равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить доказательства несложных геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством
медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении
геометрических задач (с использованием зрительной наглядности и/или вербальной опоры).
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними

секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек
одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в
геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников,
свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать
практические задачи на нахождение углов.
Иметь представление о понятие геометрического места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Ориентироваться в понятиях: описанная около треугольника окружность, центр
описанной окружности. Оперировать на базовом уровне фактами о том, что биссектрисы углов
треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к
сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: касательная к
окружности, теорема о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке
касания.
Иметь представление о простейших геометрических неравенствах, их практическом
смысле.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п

1

Наименовани Количество часов
е разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы
Простейшие
геометрическ
ие фигуры и
их свойства.
Измерение
геометрическ
их величин

2

Треугольники

3

Параллельные
прямые,
сумма углов
треугольника

4

Окружность и
круг.
Геометрическ
ие построения

5

Повторение,
обобщение
знаний
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e

22

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e

68

4

14

14

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Простейшие геометрические
объекты

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b724

2

Многоугольник, ломаная

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866cb6a

3

Смежные и вертикальные
углы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c5c0

4

Смежные и вертикальные
углы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c7be

5

Смежные и вертикальные
углы

1

6

Смежные и вертикальные
углы

1

7

Смежные и вертикальные
углы

1

8

Смежные и вертикальные
углы

1

9

Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов

1

10

Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c3ea

11

Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов

1

12

Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов

1

13

Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников

1

14

Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников

1

15

Понятие о равных
треугольниках и первичные
представления о равных
фигурах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ce80

16

Три признака равенства
треугольников

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d1fa

17

Три признака равенства
треугольников

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d34e

18

Три признака равенства
треугольников

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e01e

19

Три признака равенства
треугольников

1

20

Три признака равенства
треугольников

1

21

Три признака равенства
треугольников

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e88e

22

Признаки равенства
прямоугольных треугольников

1

23

Признаки равенства
прямоугольных треугольников

1

24

Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе

1

25

Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе

1

26

Равнобедренные и
равносторонние треугольники

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d6fa

27

Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880

28

Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880

29

Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e26c

30

Неравенства в геометрии

1

31

Неравенства в геометрии

1

32

Неравенства в геометрии

1

33

Неравенства в геометрии

1

34

Прямоугольный треугольник с
углом в 30°

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e9ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e3a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866eb22

35

Прямоугольный треугольник с
углом в 30°

1

36

Контрольная работа по теме
"Треугольники"

1

37

Параллельные прямые, их
свойства

1

38

Пятый постулат Евклида

1

39

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей

1

40

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей

1

41

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей

1

42

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ecbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ef64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f086

пересечении параллельных
прямых секущей

43

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей

1

44

Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой

1

45

Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой

1

46

Сумма углов треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f630

47

Сумма углов треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f8ba

48

Внешние углы треугольника

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fa5e

49

Внешние углы треугольника

1

50

Контрольная работа по теме
"Параллельные прямые, сумма
углов треугольника"

1

51

Окружность, хорды и
диаметр, их свойства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f3b0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fe6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670e9a

52

Касательная к окружности

1

53

Окружность, вписанная в угол

1

54

Окружность, вписанная в угол

1

55

Понятие о ГМТ, применение в
задачах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867013e

56

Понятие о ГМТ, применение в
задачах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670508

57

Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек

1

58

Окружность, описанная около
треугольника

1

59

Окружность, описанная около
треугольника

1

60

Окружность, вписанная в
треугольник

1

61

Окружность, вписанная в
треугольник

1

62

Простейшие задачи на
построение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671188

63

Простейшие задачи на
построение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886712d2

64

Контрольная работа по теме
"Окружность и круг.
Геометрические построения"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670a62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867103e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671462

65

Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса

1

66

Итоговая контрольная работа

1

67

Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса

1

68

Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886715b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886716ec

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886719bc
4

0


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».