Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью: Федоров
Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:11:07 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт
коррекционной педагогики»
Красноуфимский муниципальный округ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Новосельская СОШ"
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ППК
____________Калинкина Л.Н.
Директор МАОУ
"Новосельская СОШ"
____________Федоров И.А.
Протокол №1
от «29» августа 2025 г
Приказ №105
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития
учебного курса «Геометрия»
7 класс
С. Новое Село 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика», Примерной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Цели изучения учебного курса
Общие цели изучения учебного курса «Геометрия» представлены в ПООП ООО. Они
заключаются, прежде всего в том, что на уроках геометрии обучающийся учится проводить
доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные
утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного»,
отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. В обучении умению
рассуждать состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно
отечественной математической школе.
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при
решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни.
Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Для этого
учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем,
учить обучающихся строить математические модели реальных жизненных ситуаций,
проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно
подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать
определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных
умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы»,
«Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 7–9 классах изучается учебный курс «Геометрия», который
включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на
плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия».
Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, 68 учебных
часов в учебном году, всего за три года обучения – не менее 204 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность
и перпендикулярность прямых.
*Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии
в окружающем мире.
*Основные построения с помощью циркуля и линейки*.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства
треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы
треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Прямоугольный треугольник с углом в 30о.
Неравенства в геометрии: *неравенство треугольника*, неравенство о длине ломаной,
теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
*Геометрическое место точек.* Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к
отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности
и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и
описанная окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования
должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
7 КЛАСС
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное
расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и
величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни,
размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам (с использованием смысловой опоры:
наводящие вопросы и/или алгоритма учебных действий).
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства
равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить доказательства несложных геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством
медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении
геометрических задач (с использованием зрительной наглядности и/или вербальной опоры).
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними
секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек
одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в
геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников,
свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать
практические задачи на нахождение углов.
Иметь представление о понятие геометрического места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Ориентироваться в понятиях: описанная около треугольника окружность, центр
описанной окружности. Оперировать на базовом уровне фактами о том, что биссектрисы углов
треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к
сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: касательная к
окружности, теорема о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке
касания.
Иметь представление о простейших геометрических неравенствах, их практическом
смысле.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п
1
Наименовани Количество часов
е разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы
Простейшие
геометрическ
ие фигуры и
их свойства.
Измерение
геометрическ
их величин
2
Треугольники
3
Параллельные
прямые,
сумма углов
треугольника
4
Окружность и
круг.
Геометрическ
ие построения
5
Повторение,
обобщение
знаний
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Практическ
ие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e
22
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415
e2e
68
4
14
14
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Простейшие геометрические
объекты
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b724
2
Многоугольник, ломаная
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866cb6a
3
Смежные и вертикальные
углы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c5c0
4
Смежные и вертикальные
углы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c7be
5
Смежные и вертикальные
углы
1
6
Смежные и вертикальные
углы
1
7
Смежные и вертикальные
углы
1
8
Смежные и вертикальные
углы
1
9
Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов
1
10
Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866c3ea
11
Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов
1
12
Измерение линейных и
угловых величин, вычисление
отрезков и углов
1
13
Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
14
Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников
1
15
Понятие о равных
треугольниках и первичные
представления о равных
фигурах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ce80
16
Три признака равенства
треугольников
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d1fa
17
Три признака равенства
треугольников
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d34e
18
Три признака равенства
треугольников
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e01e
19
Три признака равенства
треугольников
1
20
Три признака равенства
треугольников
1
21
Три признака равенства
треугольников
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e88e
22
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
1
23
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
1
24
Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе
1
25
Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе
1
26
Равнобедренные и
равносторонние треугольники
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d6fa
27
Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880
28
Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866d880
29
Признаки и свойства
равнобедренного
треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e26c
30
Неравенства в геометрии
1
31
Неравенства в геометрии
1
32
Неравенства в геометрии
1
33
Неравенства в геометрии
1
34
Прямоугольный треугольник с
углом в 30°
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e9ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866e3a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866eb22
35
Прямоугольный треугольник с
углом в 30°
1
36
Контрольная работа по теме
"Треугольники"
1
37
Параллельные прямые, их
свойства
1
38
Пятый постулат Евклида
1
39
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей
1
40
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей
1
41
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей
1
42
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ecbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866ef64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f086
пересечении параллельных
прямых секущей
43
Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при
пересечении параллельных
прямых секущей
1
44
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой
1
45
Признак параллельности
прямых через равенство
расстояний от точек одной
прямой до второй прямой
1
46
Сумма углов треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f630
47
Сумма углов треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f8ba
48
Внешние углы треугольника
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fa5e
49
Внешние углы треугольника
1
50
Контрольная работа по теме
"Параллельные прямые, сумма
углов треугольника"
1
51
Окружность, хорды и
диаметр, их свойства
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866f3b0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866fe6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670e9a
52
Касательная к окружности
1
53
Окружность, вписанная в угол
1
54
Окружность, вписанная в угол
1
55
Понятие о ГМТ, применение в
задачах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867013e
56
Понятие о ГМТ, применение в
задачах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670508
57
Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек
1
58
Окружность, описанная около
треугольника
1
59
Окружность, описанная около
треугольника
1
60
Окружность, вписанная в
треугольник
1
61
Окружность, вписанная в
треугольник
1
62
Простейшие задачи на
построение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671188
63
Простейшие задачи на
построение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886712d2
64
Контрольная работа по теме
"Окружность и круг.
Геометрические построения"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88670a62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8867103e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88671462
65
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
66
Итоговая контрольная работа
1
67
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
68
Повторение и обобщение
знаний основных понятий и
методов курса 7 класса
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886715b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886716ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886719bc
4
0