МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа» Федоров
Иван
Алексеевич
Принято на заседании
ППК
Руководитель
Калинкина Л.Н.____________
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УВР
директора МАОУ
__________________ «Новосельская СОШ»
Щечкина Ю.П.
приказ №123от 30.08.2024г
______________И.А.Федоров
Рабочая программа коррекционных занятий психолога
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(на тему «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»)
2024
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.01.28 09:03:41 +05'00'
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................ 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 8
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................... 10
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционных занятий «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП
УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» относятся к обязательной части учебного плана. В соответствии
с учебным планом рабочая программа коррекционных занятий «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в 3 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Цель коррекционных занятий «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
3
нарушениями)» – формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
коррекция познавательной деятельности;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного
запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах
и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.
4
Планируемые результаты
освоения содержания программы коррекционных занятий
«Формирование познавательной деятельности» в 3 классе:
Личностные результаты:
осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника,
друга;
формирование мотивации к обучению и познанию;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей образовательной среде и
самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки.
Уровни достижения предметных результатов:
Минимальный уровень:
− целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции
учителя;
− различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
− группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета
с помощью учителя;
− определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной
деятельности по показу;
− дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;
− рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
− определять контрастные температуры предметов; различать пищевые
запахи и вкусы; обозначать их словесно;
− определять направление звука в пространстве; выполнять действия по
звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок;
5
− выделять слова, близкие по слоговой структуре, испоьзуя помощь
учителя;
− ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя;
− используют наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя.
Достаточный уровень:
− самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
− самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы,
величины, цвета;
− самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения;
− самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой и
продуктивной деятельности;
− узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и
тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
− самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре
− самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности;
− самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
− самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая
на руке;
− самостоятельно действовать по звуковому сигналу;
− выполнять анализ наглядно-образных задач;
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
6
− использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
Система оценки
достижения обучающимися планируемых результатов
освоения рабочей программы коррекционных занятий
«Формирование познавательной деятельности» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в
уровневой шкале:
0 баллов – отсутствие динамики;
1 балл - незначительная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).
7
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение,
восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение
представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
− практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
− наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног,
массажный коврик, полусфера);
− словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
− двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка
для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
8
− дыхательная гимнастика;
− зрительная гимнастика;
− упражнения на развитие графомоторных навыков;
− кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 16 часов
Зрительная
слуховая
тактильная
Сенсорное развитие - 25 часа
зрительное
слуховое
тактильное
вкусовое
Формирование мыслительной деятельности -17 часов
Наглядно-действен-
Наглядно-образ-
Словесно-логиче-
ное
ное
ское
Элементарные
математические
представления
Развитие элементов воображения- 6 часов
Обследование обучающихся - 2 часа
9
III.
№
Тема занятия
Колво
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование обучающихся- 2 часа
1.
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий
1
Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий
Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя
Выполняют большинство
заданий самостоятельно
2.
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий
1
Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий
Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов
Выполняют большинство
заданий самостоятельно
3.
Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
изображенным на картинке
1
Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной»,
«Море волнуется», «Веселый
петрушка»)
Выполняют действия по
подражанию в определенных игровых ситуациях,
предложенных взрослым
4.
Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
1
Выполнение подражания путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра
Умеют подражать путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с
Выполняют действия по
подражанию или показу в
определенных игровых
ситуациях реальными действиями, предложенными
взрослым
Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями
изображенным на картинке
«Кошка», «Ловкий мишка»,
«Построй крепость»)
реальными действиями после замедленных действий
сверстников с предметами
5.
Формирование
умения воссоздавать
целостное
изображение предмета, выбирая недостающие части
его элементов, дорисовывать
недостающие части
рисунка
1
Воспроизведение целостного
изображения предмета, выбирая
недостающие части его элементов.
Выполнение заданий: «Дорисуй
грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет»
Выполняют задание, выбирают недостающие части
элементов, делают выбор из
6 элементов ˗
при затруднениях можно
уменьшить количество
предметов.
Выполняют задания по дорисовыванию недастающих
частей рисунка при предъявлении образца
Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов.
Выполняют задания по
дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно
6.
Закрепление умения работать на листе в клетку и
узкую линейку.
Выполнение графических
диктантов
Совершенствование выполнения графических работ по словесному указанию и по замыслу
1
Вырисовывание графического
орнамента.
(Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка»)
Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд)
Выполняют задания, вырисовывают графический
орнамент (до 15 команд)
1
Выполнение графических работ
по словесному указанию.
(«Где спрятан клад», «Приказ
командира»)
Выполняют графическую
работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов
учителя
Выполняют графическую
работу самостятельно (6
картинок)
Формирование умения
находить закономерности
1
Выделение закономерности
фраз, стихов, разного типа задач.
Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах,
Выделяют закономерности во фразах, стихах, раз-
7.
8.
11
в построении фраз, стихов, разного типа задач,
предъявляемых зрительно
и на слух
Формирование умения
подбирать слова с заданным звуком, без фиксации
на его местоположении в
слове на слух
(Игры: «Найди пару», «А может
быть», «Закономерность»)
разного типа задачах (от 4-5
фраз)
ного типа задачах самостоятельно (фраза из 5
фраз)
1
Подбор слов с заданным звуком
без фиксации на его местоположении в слове.
Игры («Включи телевизор»,
«Домики», «Рыболов»)
Выполняют задания, подбирая слова с заданным звуком
(4-5 слов).
Помощь оказывается при повторном предъявлении образца
Подбирают слова с заданным звуком (5-6 слов) самостоятельно
10. Формирование умения запоминать наборы предложенных словосочетаний и
коротких предложений
1
Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти действующих лиц
Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5).
Выполняют задание по памяти после повтороного
произнесения слов учителем
Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно.
Воспроизводят действующих лиц
11. Формирование умения
выстраивать слова из
начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому
объекту
1
Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов
из начальных букв.
(Игра «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан»)
Запоминают и выстраивают фразы по памяти (56 фраз) самостоятельно
12. Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить
в них черты сходства и
1
Выполнение задания по памяти:
сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт
сходства и отличия.
Выполняют задание по памяти.
Помощь оказывается при повторном предъявлении образца (4-5 фраз).
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и
отличия (5 предметов).
9.
Сравнивают по памяти запоминаемые предметы,
находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов)
12
отличия, используя кратковременную и долговременную память
(Игры «Фотоаппарат», «Сорокабелобока», «Запомнил-нарисовал»)
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
13. Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного
увеличения количества
слов и словосочетаний,
которые нужно запомнить
14. Формирование умения
изображать действие из
сказки на листе бумаги
после прослушанного
описания
1
Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить.
Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори»
Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний)
Помощь: повтороное произнесение слов учителем
Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово
(5-6 словосочетаний) самостоятельно
1
Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из
сказки по словесному описанию.
Задание: «Нарисуй картину к
сказке «Теремок»
Рисуют самостоятельно на
листе бумаги изображение
действия из сказки по словесному описанию учителя
15. Формирование умения
выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий героев рассказа)
1
16. Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных
между собой
1
Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти слов и название действий героев рассказа.
Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел»
Воспроизведение небольших
предложений, логически связанных между собой.
Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе? (М.
Пришвин «Дятел»)»
Рисуют на листе бумаги
изображение действия из
сказки по словесному описанию учителя.
Помощь: повтороное произнесение слов учителем
Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев.
Помощь: повтороное произнесение слов учителем
Воспроизводят предложения, связанные между собой,
после повторения учителем
рассказа (2-3 раза)
Воспроизводят небольшие
предложения, связанные
между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза)
Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно
13
17. Совершенствование умения словесно описывать
предметы, воспринятые
тактильно, связывая их с
определенным предметом, животным и эмоциональным состоянием
1
18. Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки
1
19. Закрепление умений производить выбор из кругов,
квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе
конструирования
1
Описание качества предметов на Находят и словесно описыоснове тактильного восприятия
вают предметы, обследованпредмета (мягкие, пушистые,
ные на ощупь (6 предметов)
колючие, твердые, холодные),
нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов.
Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на
ежика и т. д. Какое животное
напоминает эта дощечка? Какую
вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую
грустную и т.д.»
Воспроизведение подвижного
Воспроизводят рассказ с
рассказа на основе тактильной
опорой на тактильные допамяти.
щечки.
Задания: составление рассказа
Помощь: повторное произ«Жил-был пушистый зайчик»,
несение слов учителем
«Кошка на прогулке в лесу»
Сенсорное развитие - 25 часов
Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7
предметов)
Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования.
Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозайка», «Геометрическая пицца»
Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник разного цвета
и разной величины, самостоятельно выбирают геометрические формы для
постройки заданного образца
Определяют геометрические
формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной
величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя
Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные дощечки самостоятельно
14
20. Закрепление умений дифференцировать объемные
формы в процессе конструирования по образцу,
заранее составленному
взрослым.
Развитие умения анализировать образец
21. Закрепление умений соотносить форму предметов с
геометрической фигурой
– эталоном (выбор из пяти
форм)
1
Дифференцирование объемных
форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования
по образцу.
Задания: «Море», «Елочка»
Соотносят объемные
формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник по инструкции.
Выполняют конструирование по образцу и показу педагога
Соотносят объемные
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник.
Выполняют конструирование по образцу
1
Дифференцирование предметов
с геометрической фигурой – эталоном.
Задание: «Построй дорожку»,
«Сложи фигуру»
22. Совершенствование умений дифференцировать
цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности
1
Дифференцирование 8 основных
цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие
умения сличать, выделять по
слову, называть) в процессе конструирования (аппликации).
Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд»
Подбирают предметы по
форме и размеру по образцу.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма с помощью
учителя
Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный.
Выполняют аппликацию из
плоскостных геометрических форм (круг, квадрат,
треугольник) по образцу
Подбирают предметы по
форме и размеру самостоятельно.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма
Дифференцируют 8 основных цветов – красный,
желтый, синий, зеленый,
белый, черный, оранжевый, голубой.
Выполняют аппликацию
из плоскостных геометрических форм
(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
15
23. Формирование умения передавать с помощью цвета
свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях (радость –
цветы ко дню рождения;
радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)
1
24. Совершенствование
представлений о соответствии цвета содержанию
изображения, создание
изображения из контрастных цветов
1
25. Совершенствование умения дифференцировать
понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет»
1
26. Совершенствование умения конструировать по
образцу, складывание
недостающих геометрических форм из 2-х других
форм
1
Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании.
Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина
(большой, меленький, самый
большой).
Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции
из геометрических фигур по образцу
Соотнесение цвета содержанию
изображения, создание изображения из контрастных цветов.
Задание: «Наш двор летом»,
«Наш двор зимой», «Наш сад
весной», «Наш сад осенью»
Выполняют аппликацию из
основных цветов по образцу.
Составляют композицию из
геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и
4 величины) по образцу
Выполняют аппликацию
из цветовых спектров и
основных цветов.
Составляют композицию
из геометрических фигур
с учетом их величины (4
формы и 2 величины) по
образцу
Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу
учителя
Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно
Умение получать голубой цвет
(из трёх основных цветов) и его
оттенки.
Использование оттенка голубого
в пейзаже летнего дня и в изображении воздушной среды
(неба)
Конструирование по образцу из
5-6 элементов, складывание
недостающих геометрических
форм из 2-х других форм.
Задания: «Разноцветные горки»,
«Городок для кукол»
Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по
образцу
Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа
самостоятельно
Конструируют по образцу из
5-6 элементов, складывают
недостающие геометрические формы из 2-х других
форм с помощью учителя
Конструируют по образцу
из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х
других форм
16
27. Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький)
28. Совершенствование умения подбирать парные
предметы заданной величины среди множества однородных предметов
1
29. Дифференцирование слов,
близких по слоговой
структуре
1
30. Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение
1
1
Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).
Задание: «Ленточки в ряд»
Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов.
Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки мальчика
Определение и называние слов,
близких по слоговой структуре.
Задание: локти-ногти, удочкауточка, мишка-миска; малинамашина, мальчик - пальчик
Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение. Задание: марш – дети маршируют,
танцевальная музыка - кружатся,
плясовая – топают и пляшут,
поют знакомую песню на угаданную мелодию
Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький) с помощью учителя
Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно
Выделяют парные предметы
заданной величины среди
множества однородных
предметов с помощью учителя
Выделяют парные предметы заданной величины
среди множества однородных предметов самостоятельно
Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов)
Находят, различают и
называют слова, близкие
по слоговой структуре (67 слов)
Осуществляют двигательную и речевую реакцию на
звуковые характеристики и
их изменение по инструкции
учителя
Осуществляют двигательную и речевую реакцию
на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно
17
31. Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы
1
32. Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному
признаку
1
33. Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в
продуктивных видах деятельности
1
34. Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их
тактильным признакам с
учетом представлений о
свойствах и качествах
предметов
35. Формирование развития
осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур
предметов (грелка, утюг,
чайник)
1
1
Использование условных звуковых сигналов
Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево,
услышал хлопок – поверни
направо»
Группировка слов по заданному
принципу.
Игра: ««Отложи картинки, в
названиях которых есть звук
«ш»
Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.
Задание: «Пирожок», «Волшебный круг»
Выполняют задание с условными звуковыми сигналами
с помощью учителя
Выполняют задание с
условными звуковыми
сигналами самостоятельно
Группируют слова по заданному принципу
(4-5 слов)
Группируют слова по заданному принципу
(5-6 слов)
Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования
предмета с помощью учителя
Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета самостоятельно
Различение на ощупь свойств
предметов по их тактильным
признакам: (теплое - холодное,
шершавое – гладкое, мягкое –
твердое).
Задания: «Холодно-тепло-горячо»
Различение на ощупь контрастных температур предметов.
Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода»
Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое
- холодное, шершавое –
гладкое, мягкое – твердое),
осуществляют выбор из 4-х
предметов)
Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 4 предметов)
Различают на ощупь
свойства предметов по их
тактильным признакам:
(теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое –
твердое), осуществляют
выбор из 6 предметов
Различают на ощупь контрастную температуру
предметов (выбор их 5-6
предметов)
18
36. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от
трех предметов
1
Различение на ощупь разных
свойств предметов, (тяжелее —
легче — самый легкий).
Задание: взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами:
тяжелее — легче — самый
легкий (выбор из 3 предметов)
Выполняют задания по
различению на ощупь
предметов с разными
свойствами: тяжелее —
легче — самый легкий
(выбор из 3-4 предметов)
37. Совершенствование умения определять на ощупь
форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке
1
Дифференцирование на ощупь
разных свойств предметов: по
форме, величине, материалу.
Словесное описание предметов,
воспринятых тактильно. Выполнение рисунка (лепки)
Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу и выполняют аппликацию самостоятельно.
Рисуют и лепят предмет
38. Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности
39. Совершенствование умения отгадывать загадки
по основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики
1
Передача целостного образа
предмета, воспринятого на вкус,
в различных видах продуктивной деятельности.
Выполнение упражнений:
«Нарисуй, слепи лимон»
Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том
числе и опираясь на его вкусовые характеристики.
Загадка:
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток
Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу.
Характеризуют их свойства
и качества с помощью наводящих вопросов.
Рисуют предмет
Передают целостный образ
предмета, воспринятого на
вкус, в рисунке с помощью
учителя
Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь
на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки
Отгадывают загадки по
основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики
1
Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и
лепке самостоятельно
19
40. Совершенствование умения отгадывать ребусы,
ориентируясь на основные признаки предмета, в
том числе и опираясь на
его вкусовые характеристики.
Развитие умения передачи
основных признаков предмета в рисунке
1
Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета
Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе
и опираясь на его вкусовые
характеристики, и рисуют
отгаданный предмет с помощью учителя
Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные
признаки предмета, в том
числе и опираясь на его
вкусовые характеристики,
и рисуют отгаданный
предмет самостоятельно
41. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный)
42. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный) и развитие умения описывать
предмет
43. Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей;
умеренное употребление
1
Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый.
Задания: определить продукт по
описанию «Назови, что это?»,
«Назови, что бывает сладким»,
«Нарисуй, что бывает кислым»
Расширение представлений о
различных вкусах.
Различение резких вкусов.
Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на
вкус», «Назови вкус продуктов»)
Группируют продукты по
вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый).
Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога
Группируют продукты по
вкусовым признакам:
(сладкий, горький, кислый, соленый).
Рисуют и штрихуют предметы по описанию
Различают резкие вкусы.
Обозначат словесно свои
вкусовые ощущения (4 продукта)
Различают резкие вкусы.
Обозначение словесно
своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов)
Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение
правильного потребления соков,
фруктов, овощей
Используют правило для
потребления соков, фруктов,
овощей по инструкции учителя
Самостоятельно используют знания о правильном
потреблении продуктов
1
1
20
соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
44. Совершенствование умения выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными
представлениями, развитие умения отражать эту
связь в речи, фиксируя
этот опыт и обобщая его
результаты
45. Совершенствование умения выявлять связи между
персонажами, объектами,
действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение
рассуждать, делать вывод
и обосновывать свое суждение
1
Выделение взаимосвязи между
практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными
представлениями.
Задание: «Построй забор вокруг
дома», «Помоги рыбкам»
Выделяют взаимосвязь
между практическим жизненным опытом и наглядночувственными представлениями с помощью уточняющих вопросов педагога
Умеют самостоятельно
выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными
представлениями.
Обобщают свой опыт в
речевых высказываниях
1
Выявление связи между персонажами, объектами, действиями,
изображенными на сюжетных
картинках.
Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение.
Задание: «Вечерняя сказка», «На
приеме у доктора», «В зоопарке»
Устанавливают связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках, с помощью
уточняющих вопросов учителя
46. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к
наглядно - образному
мышлению
1
Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в
наглядно- действенном плане к
наглядно - образному мышлению.
Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному мыш-
Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках.
Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое
суждение по ситуациям,
изображенным на картинках
Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному
21
Задания: «Покорми кролика»,
«Напои птичку»
47. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором
предполагается динамическое изменение объектов
1
Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается
динамическое изменение объектов.
Задания: «Весна», «Рыболов»
48. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором
предполагается динамическое изменение объектов
1
Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается
динамическое изменение объектов.
Задания: «Зимой», «Дорисуй»
49. Формирование умения
устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить
предмет по описанию)
1
50. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом
1
Установление соотношения
между словосочетанием и образом (умение находить предмет
по словесному описанию).
Задание: «Игрушки-половинки»,
«Картинки-половинки»
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами
и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать суждения,
анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Задания: «В магазине игрушек»,
«Во дворе»
лению использованием уточняющих и дополнительных
вопросов учителя
Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов
учителя
мышлению самостоятельно
Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов
учителя
Определяют логику действий в сюжете самостоятельно
Устанавливают соотношение между словосочетанием
и образом с помощью уточняющих вопросов педагога
Самостоятельно устанавливают соотношение
между словосочетанием и
образом
Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя
Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения
Определяют логику действий в сюжете самостоятельно
22
51. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом
52. Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку,
изображающую действия
персонажей по словесному описанию
1
53. Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления,
подбирая соответствующую картинку (выбор из
трех-четырех)
1
54. Совершенствование умения определять последовательность указанных
событий (из 4 и более картинок), употребляя слова
сначала, потом
1
1
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами
и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать суждения,
анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Задания: «В парикмахерской»,
«В цирке»
Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к
действиям персонажей по словесному описанию.
Задания: «Смелый петушок»,
«Еж и кот»
Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя
Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения
Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя
Самостоятельно выбирают соответствующие
иллюстрации к действиям
персонажей по словесному описанию педагога
Определение предполагаемой
причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех).
Задания: «Флажок без древка»
— картинку «Мальчик сломал
флажок»)
Определение последовательности указанных событий (из 4 и
более картинок), употребляя
слова сначала, потом.
Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю»
Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую
картинку с помощью уточняющих вопросов учителя
Самостоятельно определяют предполагаемую
причину явления, подбирая соответствующую
картинку
Определяют последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок),
употребляя слова сначала,
потом с помощью уточняющих вопросов учителя
Определяют самостоятельно последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок)
23
55. Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на
другие
(по свойствам, качествам,
функции)
56. Совершенствование умения адекватно реагировать на юмористические
ситуации и изображения,
шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их
скрытого смысла
1
57. Формирование умения
выделять существенные
признаки для сохранения
логичности суждений при
решении длинного ряда
однотипных задач
1
58. Формирование умения
оперировать смыслом
1
1
Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции).
Задания: «Волшебная корзинка»,
«Настроение», «Мой портрет»
Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью
уточняющих вопросов педагога
Адекватное реагирование на
Реагируют на юмористичеюмористические ситуации и
ские ситуации и изображеизображения, шутки, загадки,
ния, шутки, загадки, юмориюмористические рассказы. Дестические рассказы.
монстрация понимания их скры- В случае непонимания ситутого смысла.
ации, обсуждают сюжет с
Задания: чтение произведения К. учителем
Чуковского «Небылицы», обсуждение
Умеют переключаться с
одного принципа классификации (по материалу)
на другой (по свойствам,
качествам, функции) самостоятельно
Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении
длинного ряда однотипных задач.
Задания: «Из ряда слов выбрать
два, обозначающие главный признак основного слова»
Оперирование смыслом пословиц.
Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл»
Выделяют существенные
признаки для сохранения логичности суждений с помощью уточняющих вопросов
учителя
Выделяют существенные
признаки для сохранения
логичности суждений самостоятельно
Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога
Умеют подбирать фразу с
соответствующим смыслом к пословице самостоятельно
Реагируют на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы.
Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета
24
59. Формирование умения
принять учебную задачу
1
60. Формирование умения
планировать свои действия
1
61. Формирование образа
предмета из отдельных
частей, воссоздание сложной формы из отдельных
частей
1
62. Формирование наглядных
форм символизации –
умения отбирать заместителей для обозначения
персонажей сказки
1
Принятие учебной задачи.
Принимают условие задачи
Преобразование условий задачи
с целью обнаружения обс целью обнаружения общего
щего признака изучаемого
признака изучаемого объекта.
объекта с помощью уточняЗадания: «Распредели между
щих вопросов педагога
куклами фигурки так, чтобы
каждой из них принадлежал какой-нибудь признак»
Выделение связи и отношения
Выделяют связи и отношемежду элементами ситуации, ко- ния между элементами ситуторые обычно воспринимаются
ации, которые обычно воснерасчлененно.
принимаются нерасчлененно
Задания: «Давай теперь Леше
с помощью уточняющих во(называется имя партнера по
просов педагога
первому этапу), а ты сам будешь
действовать и за себя, и за него»
Развитие элементов воображения - 6 часов
Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта самостоятельно
Формирование образа предмета
из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей
Выполнение аппликации «Кроватки»
Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки.
Задания: «Разыгрывание сказки
«Гуси-лебеди»
Составляют аппликацию из
составных частей (4-5 предметов) по показу учителя
Составляют аппликацию
из составных частей (5-6
предметов) самостоятельно
Отбирают заместителей для
обозначения персонажей
сказки с помощью уточнящих вопросов учителя
Отбирают заместителей
для обозначения персонажей сказки самостоятельно
Самостоятельно выделяют
связи и отношения между
элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо
25
63. Формирование умения
создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов)
1
Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой
деятельности.
Задания: «Так не бывает!»,
«Портрет заговорил»
Создают воображаемые образы целостных ситуаций в
совместной со взрослым
творческой деятельности с
помощью уточнящих вопросов учителя
Создают воображаемые
образы целостных ситуаций в совместной со
взрослым творческой деятельности самостоятельно
64. Формирование воображения путем создания новых
оригинальных образов
моделирования
1
Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования.
Задания:«Логическая цепочка»,
«Исправь ошибку», «Вершки –
корешки», «Чудесный мешочек»,
«Если знаешь - продолжаешь
...», «Разложи правильно»
Узнавание предметного рисунка.
Задания: «Расколдуем фигуры»,
«Дополни недостающие детали в изображении»
Придумывают символы, которые обозначают разные
признаки объектов и явлений природы с помощью
учителя
Придумывают символы,
которые обозначают разные признаки объектов и
явлений природы самостоятельно
Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему
целостный образ с помощью
учителя
Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ
самостоятельно
Знакомство с художественной
литературой с использованием
наглядных моделей и схем.
Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд»
Используют наглядные модели и схемы на развитие
воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя
Используют наглядные
модели и схемы на развитие воображения при
ознакомлении с художественной литературой самостоятельно
65. Развитие зрительного воображения, формирование
умения узнавать предметный рисунок
66. Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для развития воображения при
ознакомлении с художественной литературой
1
26
Обследование познавательной деятельности - 2 часа
67. Обследование познавательной деятельности
1
Выполнение заданий на развитие
зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций
68. Обследование сенсорного
развития
1
Выполнение заданий на развитие
сенсорного восприятия
Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью педагога.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец.
Узнают бытовые звуки и
звуки живой природы с помощью педагога.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют «четвертый
лишний» с помощью педагога.
Определяют последовательность событий с опорой на
образец.
Сравнивают группы предметов по количеству, считают,
выполняют арифметические
действия
Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда
предложенных по инструкции педагога.
Соотносят предметы по
величине из 6-7 предложенных объектов.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в
окружающей обстановке.
Узнают бытовые звуки и
живой природы.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют «четвертый
лишний».
Определяют последовательность событий.
Оперируют счетом, выполняют арифметические
действия
Умеют выбирать действие, изображенное на
картинке, из ряда предложенных.
27
Находят в окружающей
среде предметы заданного
цвета: по образцу, по словесной инструкции.
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога.
Выделяют и различают последовательность звуков в
слове.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога
Находят в окружающей
среде предметы заданного
цвета.
Различают слова с заданным звуком.
выделяют и различают последовательность звуков в
слове самостоятельно.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют вкусовые характеристики предмета
28
Приложение 1
Входное тестирование
1. Выдели признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов)
2. Соедини предметы с геометрическими формами геометрической фигурой, на которую они похожи
3. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуй передать их голосом
4. Скопируй по образцу.
30
Приложение 2
Промежуточное тестирование
1. Назови признаки предметов по цвету и размеру: проведи линию от
предмета к месту его нахождения в таблице .
2. Раскрась продукты, которые имеют жидкую консистенцию.
31
3. Раскрась «лёгкие» предметы, а тяжелые зачеркни.
4. Скопируй по образцу.
32