МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
Федоров
Иван
Алексеевич
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
"Новосельская СОШ"
________________________
Федоров И.А.
№ 123 от «30» августа
2024 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
«Труд (Технология)»
6 класс
с. Новое Село
2024
Подписано цифровой
подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.20 11:41:52 +05'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на
уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы
основного общего образования по учебному предмету «Технология», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Федеральная рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего образования и требований к
результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих
образование на основе ФАОП ООО.
Программа по технологии интегрирует знания обучающихся с ЗПР по разным учебным предметам и является одним из
базовых для формирования у них функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и
критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации
содержания.
Программа по технологии знакомит обучающихся с задержкой психического развития с различными технологиями, в
том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения
программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием,
освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах
трудовой деятельности.
Образовательная организация призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие обучающимся с ЗПР
получить качественное образование по технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать
полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация содержания
учебного материала для обучающихся с ЗПР происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения
в программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают только общее представление на уровне
ознакомления.
На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ЗПР.
Освоение обучающимися с ЗПР учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных
организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков.
Через сетевое взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций дополнительного образования, центров
технологической поддержки образования, «Кванториумов», центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ),
специализированных центров компетенций и др.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью освоения предметной области «Технология», заявленной в Федеральной рабочей программе основного
общего образования по предмету «Технология», является формирование технологической грамотности, глобальных
компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития
Российской Федерации.
Целью освоения учебного предмета «Технология» обучающимися с задержкой психического развития является
формирование самостоятельности, расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые
помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Задачи:
овладение доступными знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»;
овладение трудовыми умениями базовыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и
информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических
критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся с ЗПР культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к
предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся с ЗПР навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и
программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий на доступном уровне;
развитие у обучающихся с ЗПР умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии
Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного предмета и позволяющими достичь
планируемых результатов обучения, являются:
учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
усиление практической направленности изучаемого материала;
выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
опора на жизненный опыт ребенка;
ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между
предметами;
необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;
введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных разделов, предусматривающих активизацию
познавательной деятельности, формирование у обучающихся деятельностных функций, необходимых для решения
учебных задач.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной практической составляющей урока и
реализации возможности педагога осуществить индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление
классов на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на мини-группы.
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная программа по технологии – это система
логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных
результатов, предусматривающая разные образовательные траектории её реализации.
Модульная программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные.
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
Модуль «Производство и технология» является общим по отношению к другим модулям. Основные технологические
понятия раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и
вариативных модулей.
Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс.
Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами,
техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историко-
культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями
обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические
последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно
связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе
выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может
быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической
информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные инструменты,
читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и
условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки,
знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и
оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических
рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов
техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства.
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами
или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные результаты за год обучения.
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность
данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями,
операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования, создания действующих моделей роботов
интегрировать знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания,
полученные в рамках учебных предметов, а также дополнительного образования и самообразования.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса
технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является
моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер. С одной стороны, анализ
модели позволяет выделить составляющие её элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает
возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Именно
последний подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых
для создания технологий.
Вариативные модули
Модуль «Автоматизированные системы»
Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов на производстве и в быту. Акцент сделан
на изучение принципов управления автоматизированными системами и их практической реализации на примере простых
технических систем. В результате освоения модуля обучающиеся разрабатывают индивидуальный или групповой проект,
имитирующий работу автоматизированной системы (например, системы управления электродвигателем, освещением в
помещении и прочее).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере.
Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение
которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий
фактор – умение в нужный момент скорректировать технологический процесс.
В курсе технологии осуществляется реализация межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование,
прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;
с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей
«Растениеводство» и «Животноводство»;
с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование,
прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора,
хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных
сервисов;
с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле
«Производство и технология»;
с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле
«Производство и технология».
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями
и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Технология»
Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для формирования положительного отношения к учению
необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий. Необходимо усилить виды деятельности,
специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы).
Основную часть содержания урока технологии составляет практическая деятельность обучающихся, направленная на
изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным
аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд сведений усваивается обучающимися с
ЗПР в результате практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне
медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются
базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория,
которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Программой предусматривается помимо урочной и значительная внеурочная активность обучающихся с ЗПР. Такое
решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные
запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность подросткового возраста. Организация внеурочной деятельности в
рамках предметной области «Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии,
домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие освоить конкретную материальную
или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно
актуального на момент прохождения курса.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «Технология» входит в предметную область «Технология». Содержание учебного предмета «Технология»,
представленное в Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной основной образовательной
программе основного общего образования, Федеральной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение предметной области «Технология» в основной школе осуществляется в 5–9 классах из расчёта: в 5–7 классах
– 2 часа в неделю, в 8–9 классах – 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
6 КЛАСС
Производственно-технологические задачи и способы их решения.
Модели и моделирование. Виды машин и механизмов. Моделирование технических устройств. Кинематические схемы.
Конструирование изделий. Конструкторская документация. Конструирование и производство техники.
Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и рационализаторской деятельности.
Технологические задачи, решаемые в процессе производства и создания изделий. Соблюдение технологии и качество
изделия (продукции).
Информационные технологии. Перспективные технологии.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
6 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных материалов.
Получение и использование металлов человеком. Рациональное использование, сбор и переработка вторичного сырья.
Общие сведения о видах металлов и сплавах. Тонколистовой металл и проволока.
Народные промыслы по обработке металла.
Способы обработки тонколистового металла.
Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла.
Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла.
Профессии, связанные с производством и обработкой металлов.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла».
Выполнение проектного изделия по технологической карте.
Потребительские и технические требования к качеству готового изделия.
Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла.
Технологии обработки пищевых продуктов (6 часов).
Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и молочных продуктов. Технологии приготовления
блюд из молока и молочных продуктов.
Определение качества молочных продуктов, правила хранения продуктов.
Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста (тесто для вареников, песочное тесто, бисквитное тесто,
дрожжевое тесто).
Профессии, связанные с пищевым производством.
Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов».
Технологии обработки текстильных материалов.
Современные текстильные материалы, получение и свойства.
Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учётом эксплуатации изделия.
Одежда, виды одежды. Мода и стиль.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».
Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, укладка для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике
лоскутной пластики).
Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву проектного изделия, отделке изделия.
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
Модуль «Робототехника»
6 КЛАСС
Мобильная робототехника. Организация перемещения робототехнических устройств.
Транспортные роботы. Назначение, особенности.
Знакомство с контроллером, моторами, датчиками.
Сборка мобильного робота.
Принципы программирования мобильных роботов.
Изучение интерфейса визуального языка программирования, основные инструменты и команды программирования
роботов.
Учебный проект по робототехнике.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
6 КЛАСС
Создание проектной документации.
Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений.
Стандарты оформления.
Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике.
Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе.
Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе.
Создание печатной продукции в графическом редакторе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты:
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными
технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративноприкладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной
работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов,
потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между
природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Метапредметные результаты
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные
коммуникативные учебные действия.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов под руководством учителя;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения, после проведенного
анализа;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему
миру на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов,
происходящих в техносфере на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и
технологии под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации по плану, схеме;
опытным путём изучать свойства различных материалов под руководством учителя;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов;
строить и оценивать под руководством учителя модели объектов, явлений и процессов;
уметь применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения по предложенному
алгоритму.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи, при необходимости обращаясь за
помощью к учителю;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными».
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
уметь определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач под руководством учителя;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией на доступном для учащегося с ЗПР уровне;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля (рефлексии) как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения после предварительного анализа;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности после проведенного
анализа;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные
ошибки.
Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики.
Предметные результаты
По завершении обучения учащийся с ЗПР должен иметь сформированные образовательные результаты, соотнесённые с
каждым из модулей.
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии».
К концу обучения в 6 классе:
называть и характеризовать по опорной схеме машины и механизмы;
конструировать и использовать модели в познавательной и практической деятельности под руководством учителя;
разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения проектных задач по
предложенному образцу;
решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из
различных материалов под руководством учителя;
иметь представление о вариантах усовершенствования конструкций;
характеризовать по опорной схеме предметы труда в различных видах материального производства;
характеризовать по опорной схеме виды современных технологий.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
К концу обучения в 6 классе:
иметь представление о свойствах конструкционных материалов;
знать народные промыслы по обработке металла;
называть и характеризовать виды металлов и их сплавов;
иметь представление о свойствах металлов и их сплавов;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование при обработке тонколистового металла,
проволоки под руководством учителя;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического
оборудования;
обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструментом под руководством учителя;
знать пищевую ценность молока и молочных продуктов;
определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов;
выполнять технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов;
знать виды теста, технологии приготовления разных видов теста;
иметь представление о национальных блюдах из разных видов теста;
знать виды одежды, иметь представление о стилях одежды;
иметь представление о современных текстильных материалах, их получении и свойствах;
выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств под руководством учителя;
выполнять чертёж выкроек швейного изделия по образцу;
соблюдать последовательность технологических операций по раскрою, пошиву и отделке изделия с опорой на
технологическую схему/план;
выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии изготовления проектных изделий под руководством учителя.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение».
К концу обучения в 6 классе:
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;
знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора под руководством учителя;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
иметь опыт создания текстов, рисунков в графическом редакторе под руководством учителя.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход
к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Порядок изучения модулей может быть изменён, возможно перераспределение учебного времени между модулями (при
сохранении общего количества учебных часов).
Предлагаемые варианты тематического планирования и распределения часов на изучение модулей могут служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант
тематического планирования.
Количество часов инвариантных модулей может быть сокращено для введения вариативных. Порядок, классы изучения
модулей и количество часов могут быть иными с учётом материально-технического обеспечения образовательной
организации.
Распределение часов по инвариантным модулям. Вариант 1 (базовый)
Модули
Инвариантные модули
Производство и технологии
Компьютерная графика,
черчение1
3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование
Технологии обработки
материалов, пищевых
Количество часов по классам
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Итого
68
68
68
34
34
272
8
8
8
5
5
34
8
8
8
4
4
32
–
–
12
11
11
34
32
32
20
32
32
20
14
14
14
продуктов
Технологии обработки
конструкционных
материалов.
Технологии обработки
пищевых продуктов.
Технологии обработки
текстильных материалов
Робототехника
Всего
6
6
6
12
12
0
20
68
20
68
20
68
14
34
14
34
88
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Раздел 1. Производство и технологии
1.1
Модели и моделирование
2
1.2
Машины дома и на производстве.
Кинематические схемы
2
1.3
Техническое конструирование
2
1.4
Перспективы развития технологий
2
Итого по разделу
Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение
8
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
2.1
Компьютерная графика. Мир
изображений
2
2.2
Компьютерные методы представления
графической информации. Графический
редактор
4
2.3
Создание печатной продукции в
графическом редакторе
2
Итого по разделу
8
Раздел 3. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
3.1
Технологии обработки конструкционных
материалов
2
3.2
Способы обработки тонколистового
металла
2
3.3
Технологии изготовления изделий из
металла
6
3.4
Контроль и оценка качества изделий из
металла. Мир профессий
4
3.5
Технологии обработки пищевых
продуктов
6
3.6
Технологии обработки текстильных
материалов. Мир профессий
2
3.7
Современные текстильные материалы,
получение и свойства
2
3.8
Выполнение технологических операций
по раскрою и пошиву швейного изделия
8
Итого по разделу
Раздел 4. Робототехника
32
4.1
Мобильная робототехника
2
4.2
Роботы: конструирование и управление
4
4.3
Датчики. Назначение и функции
различных датчиков
4
4.4
Управление движущейся моделью робота
в компьютерно-управляемой среде
2
4.5
Программирование управления одним
сервомотором
4
4.6
Основы проектной деятельности
4
Итого по разделу
20
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Модели и моделирование, виды моделей
1
2
Практическая работа
«Описание/характеристика модели
технического устройства»
1
3
Машины и механизмы. Кинематические
схемы
1
4
Практическая работа «Чтение
кинематических схем машин и
механизмов»
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
5
Техническое конструирование.
Конструкторская документация
1
6
Практическая работа «Выполнение эскиза
модели технического устройства или
машины»
1
7
Информационные технологии. Будущее
техники и технологий. Перспективные
технологии
1
8
Практическая работа «Составление
перечня технологий, их описания,
перспектив развития»
1
9
Чертеж. Геометрическое черчение
1
10
Практическая работа «Выполнение
простейших геометрических построений
с помощью чертежных инструментов и
приспособлений»
1
11
Визуализация информации с помощью
средств компьютерной графики
1
12
Практическая работа «Построение блоксхемы с помощью графических объектов»
1
13
Инструменты графического редактора
1
14
Практическая работа «Построение фигур
в графическом редакторе»
1
15
Печатная продукция как результат
компьютерной графики
1
16
Практическая работа «Создание печатной
продукции в графическом редакторе»
1
17
Металлы. Получение, свойства металлов
1
18
Практическая работа «Свойства металлов
и сплавов»
1
19
Рабочее место и инструменты для
обработки. Операции разметка и правка
тонколистового металла
1
20
Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из металла»
1
21
Операции: резание, гибка тонколистового
металла
1
22
Выполнение проекта «Изделие из
металла»
1
23
Сверление отверстий в заготовках из
металла
1
24
Выполнение проекта «Изделие из
металла»
1
25
Соединение металлических деталей в
изделии с помощью заклёпок
1
26
Выполнение проекта «Изделие из
металла»
1
27
Качество изделия
1
28
Оценка качества проектного изделия из
тонколистового металла
1
29
Профессии, связанные с производством и
обработкой металлов
1
30
Защита проекта «Изделие из металла»
1
31
Основы рационального питания: молоко
и молочные продукты; тесто, виды теста
1
32
Групповой проект по теме «Технологии
обработки пищевых продуктов»
1
33
Технологии приготовления блюд из
молока; приготовление разных видов
теста
1
34
Групповой проект по теме «Технологии
обработки пищевых продуктов»
1
35
Профессии кондитер, хлебопек
1
36
Защита проекта по теме «Технологии
обработки пищевых продуктов»
1
37
Одежда. Мода и стиль Профессии,
связанные с производством одежды
1
38
Практическая работа «Определение стиля
в одежде»
1
39
Современные текстильные материалы.
Сравнение свойств тканей
1
40
Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов»
1
41
Машинные швы. Регуляторы швейной
машины
1
42
Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов»
1
43
Швейные машинные работы. Раскрой
проектного изделия
1
44
Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов»
1
45
Декоративная отделка швейных изделий
1
46
Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов»
1
47
Оценка качества проектного швейного
изделия
1
48
Защита проекта «Изделие из текстильных
материалов»
1
49
Классификация роботов. Транспортные
роботы
1
50
Практическая работа «Характеристика
транспортного робота»
1
51
Простые модели роботов с элементами
управления
1
52
Практическая работа «Конструирование
робота. Программирование поворотов
робота»
1
53
Роботы на колёсном ходу
1
54
Практическая работа «Сборка робота и
программирование нескольких
светодиодов»
1
55
Датчики расстояния, назначение и
функции
1
56
Практическая работа «Программирование
работы датчика расстояния»
1
57
Датчики линии, назначение и функции
1
58
Практическая работа «Программирование
работы датчика линии»
1
59
Программирование моделей роботов в
компьютерно-управляемой среде
1
60
Практическая работа «Программирование
модели транспортного робота»
1
61
Сервомотор, назначение, применение в
моделях роботов
1
62
Практическая работа «Управление
несколькими сервомоторами»
1
63
Движение модели транспортного робота
1
64
Практическая работа «Проведение
испытания, анализ разработанных
программ»
1
65
Основы проектной деятельности
1
66
Групповой учебный проект по
робототехнике
1
67
Испытание модели робота
1
68
Защита проекта по робототехнике
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Технология: 5 класс: учебник - Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова и др. – М: Просвещение,
2023.
2. Технология: 6 класс: учебник - Е.С. Глозман. О.А. Кожина,Ю.Л.
Хотунцев, Е.Н. Кудакова и др. – М: Просвещение,
2023.
3. Технология: 7 класс: учебник Е.С. Глозман. О.А. Кожина,Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова и др.– М: Просвещение, 2023.
4. Технология: 8-9 класс: учебник - Е.С. Глозман. О.А. Кожина,Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова и др. - Технология . – М:
Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие по технологии: 5-9 классы: Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова и др. –
Изд.: Дрофа, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. rosuchebnik.ru
2. olqann.jimdofree.com
3. nverevkina.ru
4. vk.com>wall-188204910_101
5. Schoolpaf.com
6. infourok.ru