Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.15 13:09:06 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МАОУ «Новосельская СОШ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "Новосельская
СОШ"
___________________Федоров И.А.
Приказ № 123 от «30» августа
2024 г.
Адаптированная рабочая программа общего
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
коррекционного курса
«Психологические занятия»
(на тему «Формирование познавательной деятельности
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями))
(для 3 класса)
село Новое Село,2024год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.............................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Психологические занятия» (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») (далее
Рабочая программа)
составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом Рабочая программа в 3 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлена на формирование психических новообразований как
предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития
индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
3
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
коррекция познавательной деятельности;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного
запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение,
восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение
представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
− практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
− наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для
ног, массажный коврик, полусфера);
− словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
− двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных
навыков,
предполагают
включенность
та-
ких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов:
чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
5
− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
− дыхательная гимнастика;
− зрительная гимнастика;
− упражнения на развитие графомоторных навыков;
− кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 16 часов
Зрительная
слуховая
тактильная
Сенсорное развитие - 25 часа
зрительное
слуховое
тактильное
вкусовое
Формирование мыслительной деятельности -17 часов
Наглядно-
Наглядно-
Словесно-
действенное
образное
логическое
Элементарные
математические
представления
Развитие элементов воображения- 6 часов
Обследование обучающихся - 2 часа
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника,
друга;
формирование мотивации к обучению и познанию;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей образовательной среде и
самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки.
Предметные:
Минимальный уровень:
− целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции
учителя;
− различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг,
треугольник, овал, прямоугольник);
− группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета
с помощью учителя;
− определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной
деятельности по показу;
− дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;
− рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
− определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно;
− определять направление звука в пространстве; выполнять действия
по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок;
− выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь
учителя;
− ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
7
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя;
− используют наглядные модели и схемы на развитие воображения,
используя помощь учителя.
Достаточный уровень:
− самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
− самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы,
величины, цвета;
− самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения;
− самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой
и продуктивной деятельности;
− узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и
тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
− самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре
− самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности;
− самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе
выделенных свойств и качеств;
− самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая
на руке;
− самостоятельно действовать по звуковому сигналу;
− выполнять анализ наглядно-образных задач;
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
− использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
8
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться
в уровневой шкале:
0 баллов – отсутствие динамики;
1 балл - незначительная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе
входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).
9
IV.
№
Тема занятия
Колво
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование обучающихся- 2 часа
1.
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий
1
Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий
Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя
Выполняют большинство
заданий самостоятельно
2.
Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий
1
Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий
Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов
Выполняют большинство
заданий самостоятельно
3.
Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
изображенным на картинке
1
Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной»,
«Море волнуется», «Веселый
петрушка»)
Выполняют действия по
подражанию в определенных игровых ситуациях,
предложенных взрослым
4.
Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
изображенным на картинке
1
Выполнение подражания путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра
«Кошка», «Ловкий мишка»,
Умеют подражать путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с
реальными действиями после замедленных действий
Выполняют действия по
подражанию или показу в
определенных игровых
ситуациях реальными
действиями, предложенными взрослым
Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями
«Построй крепость»)
сверстников с предметами
5.
Формирование
умения
воссоздавать целостное
изображение предмета, выбирая
недостающие части
его элементов, дорисовывать
недостающие части
рисунка
1
Воспроизведение целостного
изображения предмета, выбирая
недостающие части его элементов.
Выполнение заданий: «Дорисуй
грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет»
Выполняют задание, выбирают недостающие части
элементов, делают выбор из
6 элементов ˗
при затруднениях можно
уменьшить количество
предметов.
Выполняют задания по дорисовыванию недостающих
частей рисунка при предъявлении образца
Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают
выбор из 7 элементов.
Выполняют задания по
дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно
6.
Закрепление умения работать на листе в клетку и
узкую линейку.
Выполнение графических
диктантов
Совершенствование выполнения графических
работ по словесному указанию и по замыслу
1
Вырисовывание графического
орнамента.
(Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка»)
Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд)
Выполняют задания, вырисовывают графический
орнамент (до 15 команд)
1
Выполнение графических работ
по словесному указанию.
(«Где спрятан клад», «Приказ
командира»)
Выполняют графическую
работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов
учителя
Выполняют графическую
работу самостоятельно (6
картинок)
Формирование умения
находить закономерности
в построении фраз, стихов, разного типа задач,
1
Выделение закономерности
фраз, стихов, разного типа задач.
(Игры: «Найди пару», «А может
быть», «Закономерность»)
Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах,
разного типа задачах (от 4-5
Выделяют закономерности во фразах, стихах,
разного типа задачах самостоятельно (фраза из 5
7.
8.
11
предъявляемых зрительно
и на слух
Формирование умения
подбирать слова с заданным звуком, без фиксации
на его местоположении в
слове на слух
фраз)
фраз)
1
Подбор слов с заданным звуком
без фиксации на его местоположении в слове.
Игры («Включи телевизор»,
«Домики», «Рыболов»)
Выполняют задания, подбирая слова с заданным звуком
(4-5 слов).
Помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца
Подбирают слова с заданным звуком (5-6 слов) самостоятельно
10. Формирование умения
запоминать наборы предложенных словосочетаний и коротких предложений
1
Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти действующих лиц
Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5).
Выполняют задание по памяти после повторного
произнесения слов учителем
Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно.
Воспроизводят действующих лиц
11. Формирование умения
выстраивать слова из
начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому
объекту
1
Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов
из начальных букв.
(Игра «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан»)
Запоминают и выстраивают фразы по памяти (56 фраз) самостоятельно
12. Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить
в них черты сходства и
отличия, используя кратковременную и долговременную память
1
Выполнение задания по памяти:
сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт
сходства и отличия.
(Игры «Фотоаппарат», «Сорокабелобока», «Запомнилнарисовал»)
Выполняют задание по памяти.
Помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца (4-5 фраз).
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Сравнивают по памяти запоминаемые предметы,
находят в них черты сходства и отличия (5 предметов).
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
9.
Сравнивают по памяти
запоминаемые предметы,
находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов)
12
13. Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного
увеличения количества
слов и словосочетаний,
которые нужно запомнить
14. Формирование умения
изображать действие из
сказки на листе бумаги
после прослушанного
описания
1
Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить.
Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори»
Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний)
Помощь: повторное произнесение слов учителем
Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово
(5-6 словосочетаний) самостоятельно
1
Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из
сказки по словесному описанию.
Задание: «Нарисуй картину к
сказке «Теремок»
Рисуют самостоятельно на
листе бумаги изображение
действия из сказки по
словесному описанию
учителя
15. Формирование умения
выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий
героев рассказа)
1
16. Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой
1
Воспроизводят предложения, связанные между собой,
после повторения учителем
рассказа (2-3 раза)
Воспроизводят небольшие
предложения, связанные
между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза)
17. Совершенствование умения словесно описывать
предметы, воспринятые
тактильно, связывая их с
определенным предме-
1
Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти слов и название действий героев рассказа.
Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел»
Воспроизведение небольших
предложений, логически связанных между собой.
Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе?
(М. Пришвин «Дятел»)»
Описание качества предметов на
основе тактильного восприятия
предмета (мягкие, пушистые,
колючие, твердые, холодные),
нахождение и запоминание оди-
Рисуют на листе бумаги
изображение действия из
сказки по словесному описанию учителя.
Помощь: повторное произнесение слов учителем
Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев.
Помощь: повторное произнесение слов учителем
Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (6 предметов)
Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7
предметов)
Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно
13
том, животным и эмоциональным состоянием
наковых по тактильному восприятию предметов.
Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на
ежика и т. д. Какое животное
напоминает эта дощечка? Какую
вещь? Найди самую
злую дощечку, самую добрую,
самую грустную и т.д.»
Воспроизведение подвижного
Воспроизводят рассказ с
рассказа на основе тактильной
опорой на тактильные допамяти.
щечки.
Задания: составление рассказа
Помощь: повторное произ«Жил-был пушистый зайчик»,
несение слов учителем
«Кошка на прогулке в лесу»
Сенсорное развитие - 25 часов
18. Формирование умения
составлять подвижные
рассказы с опорой на тактильные дощечки
1
Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные
дощечки самостоятельно
19. Закрепление умений производить выбор из кругов,
квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе
конструирования
1
Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования.
Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическая пицца»
Определяют геометрические
формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной
величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя
Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник разного цвета
и разной величины, самостоятельно выбирают
геометрические формы
для постройки заданного
образца
20. Закрепление умений
дифференцировать объемные формы в процессе
конструирования по образцу, заранее составленному взрослым.
1
Дифференцирование объемных
форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования
по образцу.
Задания: «Море», «Елочка»
Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник
по инструкции.
Выполняют конструирование по образцу и показу пе-
Соотносят объемные
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник.
Выполняют конструирование по образцу
14
Развитие умения анализировать образец
21. Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном (выбор
из пяти форм)
дагога
1
Дифференцирование предметов
с геометрической фигурой – эталоном.
Задание: «Построй дорожку»,
«Сложи фигуру»
22. Совершенствование умений дифференцировать
цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности
1
Дифференцирование 8 основных
цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие
умения сличать, выделять по
слову, называть) в процессе конструирования (аппликации).
Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд»
23. Формирование умения
передавать с помощью
цвета свое эмоциональное
состояние в рисунках и
аппликациях (радость –
цветы ко дню рождения;
радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)
1
Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании.
Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина
(большой, меленький, самый
большой).
Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции
из геометрических фигур по образцу
Подбирают предметы по
форме и размеру по образцу.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма с помощью
учителя
Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный.
Выполняют аппликацию из
плоскостных геометрических форм (круг, квадрат,
треугольник) по образцу
Выполняют аппликацию из
основных цветов по образцу.
Составляют композицию из
геометрических фигур с
учетом их величины (3 формы и 4 величины) по образцу
Подбирают предметы по
форме и размеру самостоятельно.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма
Дифференцируют 8 основных цветов – красный,
желтый, синий, зеленый,
белый, черный, оранжевый, голубой.
Выполняют аппликацию
из плоскостных геометрических форм
(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Выполняют аппликацию
из цветовых спектров и
основных цветов.
Составляют композицию
из геометрических фигур
с учетом их величины (4
формы и 2 величины) по
образцу
15
24. Совершенствование
представлений о соответствии цвета содержанию
изображения, создание
изображения из контрастных цветов
1
Соотнесение цвета содержанию
изображения, создание изображения из контрастных цветов.
Задание: «Наш двор летом»,
«Наш двор зимой», «Наш сад
весной», «Наш сад осенью»
Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя
Выполняют задания на
соотнесение цветов и их
оттенков самостоятельно
25. Совершенствование умения дифференцировать
понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет»
1
Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по
образцу
Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа самостоятельно
26. Совершенствование умения конструировать по
образцу, складывание
недостающих геометрических форм из 2-х других форм
27. Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький)
28. Совершенствование умения подбирать парные
предметы заданной величины среди множества
однородных предметов
1
Умение получать голубой цвет
(из трёх основных цветов) и его
оттенки.
Использование оттенка голубого
в пейзаже летнего дня и в изображении воздушной среды
(неба)
Конструирование по образцу из
5-6 элементов, складывание
недостающих геометрических
форм из 2-х других форм.
Задания: «Разноцветные горки»,
«Городок для кукол»
Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).
Задание: «Ленточки в ряд»
Конструируют по образцу из
5-6 элементов, складывают
недостающие геометрические формы из 2-х других
форм с помощью учителя
Конструируют по образцу
из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х
других форм
Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький)
с помощью учителя
Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно
Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов.
Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки
Выделяют парные предметы
заданной величины среди
множества однородных
предметов с помощью учителя
Выделяют парные предметы заданной величины
среди множества однородных предметов само-
1
1
16
мальчика
29. Дифференцирование слов,
близких по слоговой
структуре
1
30. Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение
1
31. Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы
1
32. Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному признаку
1
стоятельно
Определение и называние слов,
близких по слоговой структуре.
Задание: локти-ногти, удочкауточка, мишка-миска; малинамашина, мальчик - пальчик
Совершенствование умения
осуществлять двигательную и
речевую реакцию на звуковые
характеристики и их изменение.
Задание: марш – дети маршируют, танцевальная музыка кружатся, плясовая – топают и
пляшут, поют знакомую песню
на угаданную мелодию
Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов)
Находят, различают и
называют слова, близкие
по слоговой структуре (67 слов)
Осуществляют двигательную и речевую реакцию на
звуковые характеристики и
их изменение по инструкции
учителя
Осуществляют двигательную и речевую реакцию
на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно
Использование условных звуковых сигналов
Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево,
услышал хлопок – поверни
направо»
Группировка слов по заданному
принципу.
Игра: ««Отложи картинки, в
названиях которых есть звук
«ш»
Выполняют задание с
условными звуковыми сигналами с помощью учителя
Выполняют задание с
условными звуковыми
сигналами самостоятельно
Группируют слова по заданному принципу
(4-5 слов)
Группируют слова по заданному принципу
(5-6 слов)
17
33. Совершенствование умения закреплять результаты тактильнодвигательного обследования в продуктивных видах деятельности
1
Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.
Задание: «Пирожок», «Волшебный круг»
Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования
предмета с помощью учителя
Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета самостоятельно
34. Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их
тактильным признакам с
учетом представлений о
свойствах и качествах
предметов
35. Формирование развития
осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур
предметов (грелка, утюг,
чайник)
1
Различение на ощупь свойств
предметов по их тактильным
признакам: (теплое - холодное,
шершавое – гладкое, мягкое –
твердое).
Задания: «Холодно-теплогорячо»
Различение на ощупь контрастных температур предметов.
Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода»
Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое
- холодное, шершавое –
гладкое, мягкое – твердое),
осуществляют выбор из 4-х
предметов)
Различают на ощупь контрастную температуру
предметов (выбор их 4
предметов)
Различают на ощупь
свойства предметов по их
тактильным признакам:
(теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое –
твердое), осуществляют
выбор из 6 предметов
Различают на ощупь контрастную температуру
предметов (выбор их 5-6
предметов)
36. Дифференцирование
ощущений чувства тяжести от трех предметов
1
Различение на ощупь разных
свойств предметов, (тяжелее —
легче — самый легкий).
Задание: взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами:
тяжелее — легче — самый
легкий (выбор из 3 предметов)
Выполняют задания по
различению на ощупь
предметов с разными
свойствами: тяжелее —
легче — самый легкий
(выбор из 3-4 предметов)
37. Совершенствование умения определять на ощупь
форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисун-
1
Дифференцирование на ощупь
разных свойств предметов: по
форме, величине, материалу.
Словесное описание предметов,
воспринятых тактильно. Выпол-
Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу.
Характеризуют их свойства
и качества с помощью наво-
Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу и
выполняют аппликацию
самостоятельно.
1
18
ке
нение рисунка (лепки)
38. Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности
39. Совершенствование умения отгадывать загадки
по основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики
1
40. Совершенствование умения отгадывать ребусы,
ориентируясь на основные признаки предмета, в
том числе и опираясь на
его вкусовые характеристики.
Развитие умения передачи
основных признаков
предмета в рисунке
1
1
Передача целостного образа
предмета, воспринятого на вкус,
в различных видах продуктивной деятельности.
Выполнение упражнений:
«Нарисуй, слепи лимон»
Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том
числе и опираясь на его вкусовые характеристики.
Загадка:
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток
Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета
дящих вопросов.
Рисуют предмет
Передают целостный образ
предмета, воспринятого на
вкус, в рисунке с помощью
учителя
Рисуют и лепят предмет
Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь
на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки
Отгадывают загадки по
основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики
Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе
и опираясь на его вкусовые
характеристики, и рисуют
отгаданный предмет с помощью учителя
Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные
признаки предмета, в том
числе и опираясь на его
вкусовые характеристики,
и рисуют отгаданный
предмет самостоятельно
Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и
лепке самостоятельно
19
41. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный)
42. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный) и развитие умения описывать
предмет
43. Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей;
умеренное употребление
соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом
1
1
1
Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий,
горький, кислый, соленый.
Задания: определить продукт по
описанию «Назови, что это?»,
«Назови, что бывает сладким»,
«Нарисуй, что бывает кислым»
Расширение представлений о
различных вкусах.
Различение резких вкусов.
Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на
вкус», «Назови вкус продуктов»)
Группируют продукты по
вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый).
Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога
Группируют продукты по
вкусовым признакам:
(сладкий, горький, кислый, соленый).
Рисуют и штрихуют
предметы по описанию
Различают резкие вкусы.
Обозначат словесно свои
вкусовые ощущения (4 продукта)
Различают резкие вкусы.
Обозначение словесно
своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов)
Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение
правильного потребления соков,
фруктов, овощей
Используют правило для
потребления соков, фруктов,
овощей по инструкции учителя
Самостоятельно используют знания о правильном
потреблении продуктов
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
44. Совершенствование умения выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными
1
Выделение взаимосвязи между
практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными
представлениями.
Задание: «Построй забор вокруг
Выделяют взаимосвязь
между практическим жизненным опытом и наглядночувственными представлениями с помощью уточня-
Умеют самостоятельно
выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными
20
представлениями, развитие умения отражать эту
связь в речи, фиксируя
этот опыт и обобщая его
результаты
45. Совершенствование умения выявлять связи между
персонажами, объектами,
действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение
рассуждать, делать вывод
и обосновывать свое
суждение
дома», «Помоги рыбкам»
ющих вопросов педагога
представлениями.
Обобщают свой опыт в
речевых высказываниях
1
Выявление связи между персонажами, объектами, действиями,
изображенными на сюжетных
картинках.
Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение.
Задание: «Вечерняя сказка», «На
приеме у доктора», «В зоопарке»
Устанавливают связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках, с помощью
уточняющих вопросов учителя
46. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному
мышлению
1
47. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором
предполагается динамическое изменение объектов
1
Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в
наглядно- действенном плане к
наглядно - образному мышлению.
Задания: «Покорми кролика»,
«Напои птичку»
Формирование понимания
внутренней логики действий в
сюжете, в котором предполагается динамическое изменение
объектов.
Задания: «Весна», «Рыболов»
Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному мышлению использованием
уточняющих и дополнительных вопросов учителя
Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов
учителя
Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках.
Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое
суждение по ситуациям,
изображенным на картинках
Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному
мышлению самостоятельно
48. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором
1
Формирование понимания
внутренней логики действий в
сюжете, в котором предполага-
Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и до-
Определяют логику действий в сюжете самостоятельно
Определяют логику действий в сюжете самостоятельно
21
предполагается динамическое изменение объектов
ется динамическое изменение
объектов.
Задания: «Зимой», «Дорисуй»
49. Формирование умения
устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить
предмет по описанию)
1
50. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом
51. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом
1
1
Установление соотношения
между словосочетанием и образом (умение находить предмет
по словесному описанию).
Задание: «Игрушки-половинки»,
«Картинки-половинки»
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со
скрытым смыслом.
Задания: «В магазине игрушек»,
«Во дворе»
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со
скрытым смыслом.
Задания: «В парикмахерской»,
«В цирке»
полнительных вопросов
учителя
Устанавливают соотношение между словосочетанием
и образом с помощью уточняющих вопросов педагога
Самостоятельно устанавливают соотношение
между словосочетанием и
образом
Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя
Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают
выводы и обосновывают
суждения
Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя
Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают
выводы и обосновывают
суждения
22
52. Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку,
изображающую действия
персонажей по словесному описанию
1
Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к
действиям персонажей по словесному описанию.
Задания: «Смелый петушок»,
«Еж и кот»
Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя
Самостоятельно выбирают соответствующие иллюстрации к действиям
персонажей по словесному описанию педагога
53. Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления,
подбирая соответствующую картинку (выбор из
трех-четырех)
1
Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую
картинку с помощью уточняющих вопросов учителя
Самостоятельно определяют предполагаемую
причину явления, подбирая соответствующую
картинку
54. Совершенствование умения определять последовательность указанных
событий (из 4 и более
картинок), употребляя
слова сначала, потом
1
Определение предполагаемой
причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех).
Задания: «Флажок без древка»
— картинку «Мальчик сломал
флажок»)
Определение последовательности указанных событий (из 4 и
более картинок), употребляя
слова сначала, потом.
Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю»
Определяют последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок),
употребляя слова сначала,
потом с помощью уточняющих вопросов учителя
Определяют самостоятельно последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок)
55. Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на
другие
(по свойствам, качествам,
функции)
56. Совершенствование уме-
1
Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции).
Задания: «Волшебная корзинка»,
«Настроение», «Мой портрет»
Умеют переключаться с
одного принципа классификации (по материалу)
на другой (по свойствам,
качествам, функции) самостоятельно
1
Адекватное реагирование на
Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью
уточняющих вопросов педагога
Реагируют на юмористиче-
Реагируют на юмористи23
ния адекватно реагировать на юмористические
ситуации и изображения,
шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их
скрытого смысла
57. Формирование умения
выделять существенные
признаки для сохранения
логичности суждений при
решении длинного ряда
однотипных задач
1
58. Формирование умения
оперировать смыслом
1
59. Формирование умения
принять учебную задачу
1
60. Формирование умения
планировать свои дей-
1
юмористические ситуации и
изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы. Демонстрация понимания их
скрытого смысла.
Задания: чтение произведения К.
Чуковского «Небылицы», обсуждение
ские ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы.
В случае непонимания ситуации, обсуждают сюжет с
учителем
ческие ситуации и изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы.
Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета
Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении
длинного ряда однотипных задач.
Задания: «Из ряда слов выбрать
два, обозначающие главный признак основного слова»
Оперирование смыслом пословиц.
Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл»
Выделяют существенные
признаки для сохранения
логичности суждений с помощью уточняющих вопросов учителя
Выделяют существенные
признаки для сохранения
логичности суждений самостоятельно
Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога
Умеют подбирать фразу с
соответствующим смыслом к пословице самостоятельно
Принятие учебной задачи.
Преобразование условий задачи
с целью обнаружения общего
признака изучаемого объекта.
Задания: «Распредели между
куклами фигурки так, чтобы
каждой из них принадлежал какой-нибудь признак»
Выделение связи и отношения
между элементами ситуации, ко-
Принимают условие задачи
с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта с помощью уточняющих вопросов педагога
Принимают условие задачи с целью обнаружения
общего признака изучаемого объекта самостоятельно
Выделяют связи и отношения между элементами ситу-
Самостоятельно выделяют
связи и отношения между
24
ствия
торые обычно воспринимаются
ации, которые обычно воснерасчлененно.
принимаются нерасчлененно
Задания: «Давай теперь Леше
с помощью уточняющих во(называется имя партнера по
просов педагога
первому этапу), а ты сам будешь
действовать и за себя, и за него»
Развитие элементов воображения - 6 часов
элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо
Формирование образа предмета
из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей
Выполнение аппликации «Кроватки»
Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки.
Задания: «Разыгрывание сказки
«Гуси-лебеди»
Составляют аппликацию из
составных частей (4-5 предметов) по показу учителя
Составляют аппликацию
из составных частей (5-6
предметов) самостоятельно
Отбирают заместителей для
обозначения персонажей
сказки с помощью уточняющих вопросов учителя
Отбирают заместителей
для обозначения персонажей сказки самостоятельно
61. Формирование образа
предмета из отдельных
частей, воссоздание
сложной формы из отдельных частей
1
62. Формирование наглядных
форм символизации –
умения отбирать заместителей для обозначения
персонажей сказки
1
63. Формирование умения
создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов)
1
Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой
деятельности.
Задания: «Так не бывает!»,
«Портрет заговорил»
Создают воображаемые образы целостных ситуаций в
совместной со взрослым
творческой деятельности с
помощью уточняющих вопросов учителя
Создают воображаемые
образы целостных ситуаций в совместной со
взрослым творческой деятельности самостоятельно
64. Формирование воображения путем создания новых
оригинальных образов
моделирования
1
Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования.
Задания:«Логическая цепочка»,
«Исправь ошибку», «Вершки –
Придумывают символы, которые обозначают разные
признаки объектов и явлений природы с помощью
учителя
Придумывают символы,
которые обозначают разные признаки объектов и
явлений природы самостоятельно
25
65. Развитие зрительного воображения, формирование
умения узнавать предметный рисунок
1
66. Формирование умения
использовать наглядные
модели и схемы для развития воображения при
ознакомлении с художественной литературой
1
корешки», «Чудесный мешочек»,
«Если знаешь - продолжаешь
...», «Разложи правильно»
Узнавание предметного рисунка.
Задания: «Расколдуем фигуры»,
«Дополни недостающие детали в изображении»
Знакомство с художественной
литературой с использованием
наглядных моделей и схем.
Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд»
Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему
целостный образ с помощью
учителя
Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ самостоятельно
Используют наглядные модели и схемы на развитие
воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя
Используют наглядные
модели и схемы на развитие воображения при
ознакомлении с художественной литературой самостоятельно
26
Обследование познавательной деятельности - 2 часа
67. Обследование познавательной деятельности
1
68. Обследование сенсорного
развития
1
Выполнение заданий на развитие
зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций
Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью
педагога.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в
окружающей обстановке с
опорой на образец.
Узнают бытовые звуки и
звуки живой природы с помощью педагога.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют «четвертый
лишний» с помощью педагога.
Определяют последовательность событий с опорой на
образец.
Сравнивают группы предметов по количеству, считают,
выполняют арифметические
действия
Выполнение заданий на развитие Выбирают действие, изображенное на картинке, из
сенсорного восприятия
ряда предложенных по инструкции педагога.
Находят в окружающей сре-
Соотносят предметы по
величине из 6-7 предложенных объектов.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в
окружающей обстановке.
Узнают бытовые звуки и
живой природы.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют «четвертый
лишний».
Определяют последовательность событий.
Оперируют счетом, выполняют арифметические
действия
Умеют выбирать действие, изображенное на
картинке, из ряда предложенных.
Находят в окружающей
27
де предметы заданного цвета: по образцу, по словесной
инструкции.
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога.
Выделяют и различают последовательность звуков в
слове.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют вкусовые характеристики предмета с
помощью педагога
среде предметы заданного
цвета.
Различают слова с заданным звуком.
выделяют и различают
последовательность звуков в слове самостоятельно.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют вкусовые характеристики предмета
28
Приложение 1
Входное тестирование
1. Выдели признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов)
2. Соедини предметы с геометрическими формами геометрической фигурой, на которую они похожи
3. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуй передать их голосом
4. Скопируй по образцу.
30
Приложение 2
Промежуточное тестирование
1. Назови признаки предметов по цвету и размеру: проведи линию от
предмета к месту его нахождения в таблице .
2. Раскрась продукты, которые имеют жидкую консистенцию.
31
3. Раскрась «лёгкие» предметы, а тяжелые зачеркни.
4. Скопируй по образцу.
32