Формирование базовых учебных действий

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.15 13:09:06 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МАОУ «Новосельская СОШ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "Новосельская
СОШ"
___________________Федоров И.А.
Приказ № 123 от «30» августа
2024 г.

Адаптированная рабочая программа общего
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

коррекционного курса
«Психологические занятия»
(на тему «Формирование познавательной деятельности
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями))
(для 3 класса)

село Новое Село,2024год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.............................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Психологические занятия» (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») (далее
Рабочая программа)

составлена на основе Федеральной адаптированной

основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом Рабочая программа в 3 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлена на формирование психических новообразований как
предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития
индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
3

 формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
 формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
 коррекция познавательной деятельности;
 раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
 формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного
запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
 развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
 сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
 систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;
 формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение,
восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение
представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
− практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
− наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для
ног, массажный коврик, полусфера);
− словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
− двигательные - используются для актуализации и закрепления любых

телесных

навыков,

предполагают

включенность

та-

ких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов:
чтением, письмом, математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
5

− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
− дыхательная гимнастика;
− зрительная гимнастика;
− упражнения на развитие графомоторных навыков;
− кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 16 часов
Зрительная

слуховая

тактильная

Сенсорное развитие - 25 часа
зрительное

слуховое

тактильное

вкусовое

Формирование мыслительной деятельности -17 часов
Наглядно-

Наглядно-

Словесно-

действенное

образное

логическое

Элементарные
математические
представления

Развитие элементов воображения- 6 часов
Обследование обучающихся - 2 часа

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника,
друга;
 формирование мотивации к обучению и познанию;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей образовательной среде и
самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений;
 понимание личной ответственности за свои поступки.
Предметные:
Минимальный уровень:
− целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции
учителя;
− различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг,
треугольник, овал, прямоугольник);
− группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета
с помощью учителя;
− определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной
деятельности по показу;
− дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;
− рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
− определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно;
− определять направление звука в пространстве; выполнять действия
по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок;
− выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь
учителя;
− ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
7

− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя;
− используют наглядные модели и схемы на развитие воображения,
используя помощь учителя.
Достаточный уровень:
− самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
− самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы,
величины, цвета;
− самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения;
− самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой
и продуктивной деятельности;
− узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и
тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
− самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре
− самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности;
− самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе
выделенных свойств и качеств;
− самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая
на руке;
− самостоятельно действовать по звуковому сигналу;
− выполнять анализ наглядно-образных задач;
− определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном
плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
− использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.

8

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться
в уровневой шкале:


0 баллов – отсутствие динамики;

 1 балл - незначительная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе
входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2).

9

IV.
№
Тема занятия

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа
1.

Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий

1

Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

2.

Обследование обучающихся, комплектование
групп для коррекционных
занятий

1

Обследование обучающихся,
комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

3.

Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
изображенным на картинке

1

Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной»,
«Море волнуется», «Веселый
петрушка»)

Выполняют действия по
подражанию в определенных игровых ситуациях,
предложенных взрослым

4.

Развитие зрительного
внимания и подражание
действиям с предметом,
изображенным на картинке

1

Выполнение подражания путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра
«Кошка», «Ловкий мишка»,

Умеют подражать путем
воспроизведения действий
взрослого с предметами и с
реальными действиями после замедленных действий

Выполняют действия по
подражанию или показу в
определенных игровых
ситуациях реальными
действиями, предложенными взрослым
Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями

«Построй крепость»)

сверстников с предметами

5.

Формирование
умения
воссоздавать целостное
изображение предмета, выбирая
недостающие части
его элементов, дорисовывать
недостающие части
рисунка

1

Воспроизведение целостного
изображения предмета, выбирая
недостающие части его элементов.
Выполнение заданий: «Дорисуй
грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет»

Выполняют задание, выбирают недостающие части
элементов, делают выбор из
6 элементов ˗
при затруднениях можно
уменьшить количество
предметов.
Выполняют задания по дорисовыванию недостающих
частей рисунка при предъявлении образца

Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают
выбор из 7 элементов.
Выполняют задания по
дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно

6.

Закрепление умения работать на листе в клетку и
узкую линейку.
Выполнение графических
диктантов
Совершенствование выполнения графических
работ по словесному указанию и по замыслу

1

Вырисовывание графического
орнамента.
(Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка»)

Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд)

Выполняют задания, вырисовывают графический
орнамент (до 15 команд)

1

Выполнение графических работ
по словесному указанию.
(«Где спрятан клад», «Приказ
командира»)

Выполняют графическую
работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов
учителя

Выполняют графическую
работу самостоятельно (6
картинок)

Формирование умения
находить закономерности
в построении фраз, стихов, разного типа задач,

1

Выделение закономерности
фраз, стихов, разного типа задач.
(Игры: «Найди пару», «А может
быть», «Закономерность»)

Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах,
разного типа задачах (от 4-5

Выделяют закономерности во фразах, стихах,
разного типа задачах самостоятельно (фраза из 5

7.

8.

11

предъявляемых зрительно
и на слух
Формирование умения
подбирать слова с заданным звуком, без фиксации
на его местоположении в
слове на слух

фраз)

фраз)

1

Подбор слов с заданным звуком
без фиксации на его местоположении в слове.
Игры («Включи телевизор»,
«Домики», «Рыболов»)

Выполняют задания, подбирая слова с заданным звуком
(4-5 слов).
Помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца

Подбирают слова с заданным звуком (5-6 слов) самостоятельно

10. Формирование умения
запоминать наборы предложенных словосочетаний и коротких предложений

1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти действующих лиц

Прослушивают небольшой
текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5).
Выполняют задание по памяти после повторного
произнесения слов учителем

Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно.
Воспроизводят действующих лиц

11. Формирование умения
выстраивать слова из
начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому
объекту

1

Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов
из начальных букв.
(Игра «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан»)

Запоминают и выстраивают фразы по памяти (56 фраз) самостоятельно

12. Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить
в них черты сходства и
отличия, используя кратковременную и долговременную память

1

Выполнение задания по памяти:
сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт
сходства и отличия.
(Игры «Фотоаппарат», «Сорокабелобока», «Запомнилнарисовал»)

Выполняют задание по памяти.
Помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца (4-5 фраз).
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Сравнивают по памяти запоминаемые предметы,
находят в них черты сходства и отличия (5 предметов).
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов

9.

Сравнивают по памяти
запоминаемые предметы,
находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов)

12

13. Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного
увеличения количества
слов и словосочетаний,
которые нужно запомнить
14. Формирование умения
изображать действие из
сказки на листе бумаги
после прослушанного
описания

1

Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить.
Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори»

Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний)
Помощь: повторное произнесение слов учителем

Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово
(5-6 словосочетаний) самостоятельно

1

Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из
сказки по словесному описанию.
Задание: «Нарисуй картину к
сказке «Теремок»

Рисуют самостоятельно на
листе бумаги изображение
действия из сказки по
словесному описанию
учителя

15. Формирование умения
выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий
героев рассказа)

1

16. Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой

1

Воспроизводят предложения, связанные между собой,
после повторения учителем
рассказа (2-3 раза)

Воспроизводят небольшие
предложения, связанные
между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза)

17. Совершенствование умения словесно описывать
предметы, воспринятые
тактильно, связывая их с
определенным предме-

1

Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение
по памяти слов и название действий героев рассказа.
Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел»
Воспроизведение небольших
предложений, логически связанных между собой.
Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе?
(М. Пришвин «Дятел»)»
Описание качества предметов на
основе тактильного восприятия
предмета (мягкие, пушистые,
колючие, твердые, холодные),
нахождение и запоминание оди-

Рисуют на листе бумаги
изображение действия из
сказки по словесному описанию учителя.
Помощь: повторное произнесение слов учителем
Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев.
Помощь: повторное произнесение слов учителем

Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (6 предметов)

Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7
предметов)

Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно

13

том, животным и эмоциональным состоянием

наковых по тактильному восприятию предметов.
Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на
ежика и т. д. Какое животное
напоминает эта дощечка? Какую
вещь? Найди самую
злую дощечку, самую добрую,
самую грустную и т.д.»
Воспроизведение подвижного
Воспроизводят рассказ с
рассказа на основе тактильной
опорой на тактильные допамяти.
щечки.
Задания: составление рассказа
Помощь: повторное произ«Жил-был пушистый зайчик»,
несение слов учителем
«Кошка на прогулке в лесу»
Сенсорное развитие - 25 часов

18. Формирование умения
составлять подвижные
рассказы с опорой на тактильные дощечки

1

Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные
дощечки самостоятельно

19. Закрепление умений производить выбор из кругов,
квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе
конструирования

1

Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования.
Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическая пицца»

Определяют геометрические
формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной
величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя

Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник разного цвета
и разной величины, самостоятельно выбирают
геометрические формы
для постройки заданного
образца

20. Закрепление умений
дифференцировать объемные формы в процессе
конструирования по образцу, заранее составленному взрослым.

1

Дифференцирование объемных
форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования
по образцу.
Задания: «Море», «Елочка»

Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник
по инструкции.
Выполняют конструирование по образцу и показу пе-

Соотносят объемные
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник.
Выполняют конструирование по образцу
14

Развитие умения анализировать образец
21. Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном (выбор
из пяти форм)

дагога
1

Дифференцирование предметов
с геометрической фигурой – эталоном.
Задание: «Построй дорожку»,
«Сложи фигуру»

22. Совершенствование умений дифференцировать
цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности

1

Дифференцирование 8 основных
цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие
умения сличать, выделять по
слову, называть) в процессе конструирования (аппликации).
Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд»

23. Формирование умения
передавать с помощью
цвета свое эмоциональное
состояние в рисунках и
аппликациях (радость –
цветы ко дню рождения;
радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.)

1

Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании.
Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина
(большой, меленький, самый
большой).
Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции
из геометрических фигур по образцу

Подбирают предметы по
форме и размеру по образцу.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма с помощью
учителя
Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный.
Выполняют аппликацию из
плоскостных геометрических форм (круг, квадрат,
треугольник) по образцу

Выполняют аппликацию из
основных цветов по образцу.
Составляют композицию из
геометрических фигур с
учетом их величины (3 формы и 4 величины) по образцу

Подбирают предметы по
форме и размеру самостоятельно.
Сравнивают предметы по
разным параметрам: величина и форма
Дифференцируют 8 основных цветов – красный,
желтый, синий, зеленый,
белый, черный, оранжевый, голубой.
Выполняют аппликацию
из плоскостных геометрических форм
(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Выполняют аппликацию
из цветовых спектров и
основных цветов.
Составляют композицию
из геометрических фигур
с учетом их величины (4
формы и 2 величины) по
образцу

15

24. Совершенствование
представлений о соответствии цвета содержанию
изображения, создание
изображения из контрастных цветов

1

Соотнесение цвета содержанию
изображения, создание изображения из контрастных цветов.
Задание: «Наш двор летом»,
«Наш двор зимой», «Наш сад
весной», «Наш сад осенью»

Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя

Выполняют задания на
соотнесение цветов и их
оттенков самостоятельно

25. Совершенствование умения дифференцировать
понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет»

1

Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по
образцу

Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа самостоятельно

26. Совершенствование умения конструировать по
образцу, складывание
недостающих геометрических форм из 2-х других форм
27. Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький)
28. Совершенствование умения подбирать парные
предметы заданной величины среди множества
однородных предметов

1

Умение получать голубой цвет
(из трёх основных цветов) и его
оттенки.
Использование оттенка голубого
в пейзаже летнего дня и в изображении воздушной среды
(неба)
Конструирование по образцу из
5-6 элементов, складывание
недостающих геометрических
форм из 2-х других форм.
Задания: «Разноцветные горки»,
«Городок для кукол»
Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).
Задание: «Ленточки в ряд»

Конструируют по образцу из
5-6 элементов, складывают
недостающие геометрические формы из 2-х других
форм с помощью учителя

Конструируют по образцу
из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х
других форм

Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький)
с помощью учителя

Группируют предметы по
образцу (четыре размера –
большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно

Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов.
Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки

Выделяют парные предметы
заданной величины среди
множества однородных
предметов с помощью учителя

Выделяют парные предметы заданной величины
среди множества однородных предметов само-

1

1

16

мальчика
29. Дифференцирование слов,
близких по слоговой
структуре

1

30. Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение

1

31. Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы

1

32. Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному признаку

1

стоятельно

Определение и называние слов,
близких по слоговой структуре.
Задание: локти-ногти, удочкауточка, мишка-миска; малинамашина, мальчик - пальчик
Совершенствование умения
осуществлять двигательную и
речевую реакцию на звуковые
характеристики и их изменение.
Задание: марш – дети маршируют, танцевальная музыка кружатся, плясовая – топают и
пляшут, поют знакомую песню
на угаданную мелодию

Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов)

Находят, различают и
называют слова, близкие
по слоговой структуре (67 слов)

Осуществляют двигательную и речевую реакцию на
звуковые характеристики и
их изменение по инструкции
учителя

Осуществляют двигательную и речевую реакцию
на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно

Использование условных звуковых сигналов
Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево,
услышал хлопок – поверни
направо»
Группировка слов по заданному
принципу.
Игра: ««Отложи картинки, в
названиях которых есть звук
«ш»

Выполняют задание с
условными звуковыми сигналами с помощью учителя

Выполняют задание с
условными звуковыми
сигналами самостоятельно

Группируют слова по заданному принципу
(4-5 слов)

Группируют слова по заданному принципу
(5-6 слов)

17

33. Совершенствование умения закреплять результаты тактильнодвигательного обследования в продуктивных видах деятельности

1

Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности.
Задание: «Пирожок», «Волшебный круг»

Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования
предмета с помощью учителя

Выполняют аппликацию и
рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета самостоятельно

34. Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их
тактильным признакам с
учетом представлений о
свойствах и качествах
предметов
35. Формирование развития
осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур
предметов (грелка, утюг,
чайник)

1

Различение на ощупь свойств
предметов по их тактильным
признакам: (теплое - холодное,
шершавое – гладкое, мягкое –
твердое).
Задания: «Холодно-теплогорячо»
Различение на ощупь контрастных температур предметов.
Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода»

Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое
- холодное, шершавое –
гладкое, мягкое – твердое),
осуществляют выбор из 4-х
предметов)
Различают на ощупь контрастную температуру
предметов (выбор их 4
предметов)

Различают на ощупь
свойства предметов по их
тактильным признакам:
(теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое –
твердое), осуществляют
выбор из 6 предметов
Различают на ощупь контрастную температуру
предметов (выбор их 5-6
предметов)

36. Дифференцирование
ощущений чувства тяжести от трех предметов

1

Различение на ощупь разных
свойств предметов, (тяжелее —
легче — самый легкий).
Задание: взвешивание на ладони,
определение веса на глаз

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами:
тяжелее — легче — самый
легкий (выбор из 3 предметов)

Выполняют задания по
различению на ощупь
предметов с разными
свойствами: тяжелее —
легче — самый легкий
(выбор из 3-4 предметов)

37. Совершенствование умения определять на ощупь
форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисун-

1

Дифференцирование на ощупь
разных свойств предметов: по
форме, величине, материалу.
Словесное описание предметов,
воспринятых тактильно. Выпол-

Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу.
Характеризуют их свойства
и качества с помощью наво-

Различают на ощупь свойства предметов: по форме,
величине, материалу и
выполняют аппликацию
самостоятельно.

1

18

ке

нение рисунка (лепки)

38. Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности
39. Совершенствование умения отгадывать загадки
по основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики

1

40. Совершенствование умения отгадывать ребусы,
ориентируясь на основные признаки предмета, в
том числе и опираясь на
его вкусовые характеристики.
Развитие умения передачи
основных признаков
предмета в рисунке

1

1

Передача целостного образа
предмета, воспринятого на вкус,
в различных видах продуктивной деятельности.
Выполнение упражнений:
«Нарисуй, слепи лимон»
Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том
числе и опираясь на его вкусовые характеристики.
Загадка:
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток
Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета

дящих вопросов.
Рисуют предмет
Передают целостный образ
предмета, воспринятого на
вкус, в рисунке с помощью
учителя

Рисуют и лепят предмет

Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь
на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки

Отгадывают загадки по
основным признакам
предмета, в том числе и
опираясь на его вкусовые
характеристики

Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе
и опираясь на его вкусовые
характеристики, и рисуют
отгаданный предмет с помощью учителя

Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные
признаки предмета, в том
числе и опираясь на его
вкусовые характеристики,
и рисуют отгаданный
предмет самостоятельно

Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и
лепке самостоятельно

19

41. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный)
42. Совершенствование умения определять вкусовые
характеристики предмета
в собственных высказываниях (яблоко вкусное,
сладкое, сочное; лимон –
кислый, сочный) и развитие умения описывать
предмет
43. Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей;
умеренное употребление
соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом

1

1

1

Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий,
горький, кислый, соленый.
Задания: определить продукт по
описанию «Назови, что это?»,
«Назови, что бывает сладким»,
«Нарисуй, что бывает кислым»
Расширение представлений о
различных вкусах.
Различение резких вкусов.
Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на
вкус», «Назови вкус продуктов»)

Группируют продукты по
вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый).
Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога

Группируют продукты по
вкусовым признакам:
(сладкий, горький, кислый, соленый).
Рисуют и штрихуют
предметы по описанию

Различают резкие вкусы.
Обозначат словесно свои
вкусовые ощущения (4 продукта)

Различают резкие вкусы.
Обозначение словесно
своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов)

Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение
правильного потребления соков,
фруктов, овощей

Используют правило для
потребления соков, фруктов,
овощей по инструкции учителя

Самостоятельно используют знания о правильном
потреблении продуктов

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
44. Совершенствование умения выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными

1

Выделение взаимосвязи между
практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными
представлениями.
Задание: «Построй забор вокруг

Выделяют взаимосвязь
между практическим жизненным опытом и наглядночувственными представлениями с помощью уточня-

Умеют самостоятельно
выделять взаимосвязь
между практическим
жизненным опытом и
наглядно-чувственными
20

представлениями, развитие умения отражать эту
связь в речи, фиксируя
этот опыт и обобщая его
результаты
45. Совершенствование умения выявлять связи между
персонажами, объектами,
действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение
рассуждать, делать вывод
и обосновывать свое
суждение

дома», «Помоги рыбкам»

ющих вопросов педагога

представлениями.
Обобщают свой опыт в
речевых высказываниях

1

Выявление связи между персонажами, объектами, действиями,
изображенными на сюжетных
картинках.
Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение.
Задание: «Вечерняя сказка», «На
приеме у доктора», «В зоопарке»

Устанавливают связи между
персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках, с помощью
уточняющих вопросов учителя

46. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному
мышлению

1

47. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором
предполагается динамическое изменение объектов

1

Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в
наглядно- действенном плане к
наглядно - образному мышлению.
Задания: «Покорми кролика»,
«Напои птичку»
Формирование понимания
внутренней логики действий в
сюжете, в котором предполагается динамическое изменение
объектов.
Задания: «Весна», «Рыболов»

Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному мышлению использованием
уточняющих и дополнительных вопросов учителя
Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов
учителя

Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами,
изображенными на сюжетных картинках.
Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое
суждение по ситуациям,
изображенным на картинках
Определяют предпосылки
решения задач в нагляднодейственном плане к
наглядно - образному
мышлению самостоятельно

48. Формирование понимания
внутренней логики действий в сюжете, в котором

1

Формирование понимания
внутренней логики действий в
сюжете, в котором предполага-

Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и до-

Определяют логику действий в сюжете самостоятельно

Определяют логику действий в сюжете самостоятельно
21

предполагается динамическое изменение объектов

ется динамическое изменение
объектов.
Задания: «Зимой», «Дорисуй»

49. Формирование умения
устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить
предмет по описанию)

1

50. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом
51. Формирование умений
выявлять связи между
персонажами и объектами, рассуждать, делать
вывод и обосновывать
суждения, анализировать
сюжеты со скрытым
смыслом

1

1

Установление соотношения
между словосочетанием и образом (умение находить предмет
по словесному описанию).
Задание: «Игрушки-половинки»,
«Картинки-половинки»
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со
скрытым смыслом.
Задания: «В магазине игрушек»,
«Во дворе»
Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со
скрытым смыслом.
Задания: «В парикмахерской»,
«В цирке»

полнительных вопросов
учителя
Устанавливают соотношение между словосочетанием
и образом с помощью уточняющих вопросов педагога

Самостоятельно устанавливают соотношение
между словосочетанием и
образом

Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя

Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают
выводы и обосновывают
суждения

Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя

Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают
выводы и обосновывают
суждения

22

52. Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку,
изображающую действия
персонажей по словесному описанию

1

Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к
действиям персонажей по словесному описанию.
Задания: «Смелый петушок»,
«Еж и кот»

Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя

Самостоятельно выбирают соответствующие иллюстрации к действиям
персонажей по словесному описанию педагога

53. Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления,
подбирая соответствующую картинку (выбор из
трех-четырех)

1

Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую
картинку с помощью уточняющих вопросов учителя

Самостоятельно определяют предполагаемую
причину явления, подбирая соответствующую
картинку

54. Совершенствование умения определять последовательность указанных
событий (из 4 и более
картинок), употребляя
слова сначала, потом

1

Определение предполагаемой
причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех).
Задания: «Флажок без древка»
— картинку «Мальчик сломал
флажок»)
Определение последовательности указанных событий (из 4 и
более картинок), употребляя
слова сначала, потом.
Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю»

Определяют последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок),
употребляя слова сначала,
потом с помощью уточняющих вопросов учителя

Определяют самостоятельно последовательность указанных событий
(из 4-х и более картинок)

55. Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на
другие
(по свойствам, качествам,
функции)
56. Совершенствование уме-

1

Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции).
Задания: «Волшебная корзинка»,
«Настроение», «Мой портрет»

Умеют переключаться с
одного принципа классификации (по материалу)
на другой (по свойствам,
качествам, функции) самостоятельно

1

Адекватное реагирование на

Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью
уточняющих вопросов педагога
Реагируют на юмористиче-

Реагируют на юмористи23

ния адекватно реагировать на юмористические
ситуации и изображения,
шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их
скрытого смысла
57. Формирование умения
выделять существенные
признаки для сохранения
логичности суждений при
решении длинного ряда
однотипных задач

1

58. Формирование умения
оперировать смыслом

1

59. Формирование умения
принять учебную задачу

1

60. Формирование умения
планировать свои дей-

1

юмористические ситуации и
изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы. Демонстрация понимания их
скрытого смысла.
Задания: чтение произведения К.
Чуковского «Небылицы», обсуждение

ские ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы.
В случае непонимания ситуации, обсуждают сюжет с
учителем

ческие ситуации и изображения, шутки, загадки,
юмористические рассказы.
Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета

Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении
длинного ряда однотипных задач.
Задания: «Из ряда слов выбрать
два, обозначающие главный признак основного слова»
Оперирование смыслом пословиц.
Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл»

Выделяют существенные
признаки для сохранения
логичности суждений с помощью уточняющих вопросов учителя

Выделяют существенные
признаки для сохранения
логичности суждений самостоятельно

Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют подбирать фразу с
соответствующим смыслом к пословице самостоятельно

Принятие учебной задачи.
Преобразование условий задачи
с целью обнаружения общего
признака изучаемого объекта.
Задания: «Распредели между
куклами фигурки так, чтобы
каждой из них принадлежал какой-нибудь признак»
Выделение связи и отношения
между элементами ситуации, ко-

Принимают условие задачи
с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта с помощью уточняющих вопросов педагога

Принимают условие задачи с целью обнаружения
общего признака изучаемого объекта самостоятельно

Выделяют связи и отношения между элементами ситу-

Самостоятельно выделяют
связи и отношения между
24

ствия

торые обычно воспринимаются
ации, которые обычно воснерасчлененно.
принимаются нерасчлененно
Задания: «Давай теперь Леше
с помощью уточняющих во(называется имя партнера по
просов педагога
первому этапу), а ты сам будешь
действовать и за себя, и за него»
Развитие элементов воображения - 6 часов

элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо

Формирование образа предмета
из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей
Выполнение аппликации «Кроватки»
Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки.
Задания: «Разыгрывание сказки
«Гуси-лебеди»

Составляют аппликацию из
составных частей (4-5 предметов) по показу учителя

Составляют аппликацию
из составных частей (5-6
предметов) самостоятельно

Отбирают заместителей для
обозначения персонажей
сказки с помощью уточняющих вопросов учителя

Отбирают заместителей
для обозначения персонажей сказки самостоятельно

61. Формирование образа
предмета из отдельных
частей, воссоздание
сложной формы из отдельных частей

1

62. Формирование наглядных
форм символизации –
умения отбирать заместителей для обозначения
персонажей сказки

1

63. Формирование умения
создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов)

1

Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой
деятельности.
Задания: «Так не бывает!»,
«Портрет заговорил»

Создают воображаемые образы целостных ситуаций в
совместной со взрослым
творческой деятельности с
помощью уточняющих вопросов учителя

Создают воображаемые
образы целостных ситуаций в совместной со
взрослым творческой деятельности самостоятельно

64. Формирование воображения путем создания новых
оригинальных образов
моделирования

1

Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования.
Задания:«Логическая цепочка»,
«Исправь ошибку», «Вершки –

Придумывают символы, которые обозначают разные
признаки объектов и явлений природы с помощью
учителя

Придумывают символы,
которые обозначают разные признаки объектов и
явлений природы самостоятельно
25

65. Развитие зрительного воображения, формирование
умения узнавать предметный рисунок

1

66. Формирование умения
использовать наглядные
модели и схемы для развития воображения при
ознакомлении с художественной литературой

1

корешки», «Чудесный мешочек»,
«Если знаешь - продолжаешь
...», «Разложи правильно»
Узнавание предметного рисунка.
Задания: «Расколдуем фигуры»,
«Дополни недостающие детали в изображении»

Знакомство с художественной
литературой с использованием
наглядных моделей и схем.
Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд»

Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему
целостный образ с помощью
учителя

Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ самостоятельно

Используют наглядные модели и схемы на развитие
воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя

Используют наглядные
модели и схемы на развитие воображения при
ознакомлении с художественной литературой самостоятельно

26

Обследование познавательной деятельности - 2 часа
67. Обследование познавательной деятельности

1

68. Обследование сенсорного
развития

1

Выполнение заданий на развитие
зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью
педагога.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в
окружающей обстановке с
опорой на образец.
Узнают бытовые звуки и
звуки живой природы с помощью педагога.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют «четвертый
лишний» с помощью педагога.
Определяют последовательность событий с опорой на
образец.
Сравнивают группы предметов по количеству, считают,
выполняют арифметические
действия
Выполнение заданий на развитие Выбирают действие, изображенное на картинке, из
сенсорного восприятия
ряда предложенных по инструкции педагога.
Находят в окружающей сре-

Соотносят предметы по
величине из 6-7 предложенных объектов.
Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в
окружающей обстановке.
Узнают бытовые звуки и
живой природы.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют «четвертый
лишний».
Определяют последовательность событий.
Оперируют счетом, выполняют арифметические
действия

Умеют выбирать действие, изображенное на
картинке, из ряда предложенных.
Находят в окружающей
27

де предметы заданного цвета: по образцу, по словесной
инструкции.
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога.
Выделяют и различают последовательность звуков в
слове.
Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога.
Определяют вкусовые характеристики предмета с
помощью педагога

среде предметы заданного
цвета.
Различают слова с заданным звуком.
выделяют и различают
последовательность звуков в слове самостоятельно.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют вкусовые характеристики предмета

28

Приложение 1
Входное тестирование
1. Выдели признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов)

2. Соедини предметы с геометрическими формами геометрической фигурой, на которую они похожи

3. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуй передать их голосом

4. Скопируй по образцу.

30

Приложение 2
Промежуточное тестирование
1. Назови признаки предметов по цвету и размеру: проведи линию от
предмета к месту его нахождения в таблице .

2. Раскрась продукты, которые имеют жидкую консистенцию.

31

3. Раскрась «лёгкие» предметы, а тяжелые зачеркни.

4. Скопируй по образцу.

32


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».