Логопедические занятия 4 класс

Федоров
Иван
Алексеевич

Подписано цифровой
подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.15 12:54:30 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ «Новосельская СОШ»
Утверждена:
Приказом директора № 123
От «30» августа 2024 г.
_________ И. А. Федоров

Адаптированная рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

коррекционного курса
«Логопедические занятия»
(для 4 класса)

село Новое Село, 2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 68 часов
(34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.
6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часов, с
25 мая по 30 мая - 2 часа).
62 часа – на коррекционные логопедические занятия.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи коррекционного курса «Логопедические
занятия».
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:

3

 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , авторы:
Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
5

 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения,
при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для
ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).

6

Содержание разделов
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы
2

1.

Обследование устной и письменной речи

6

2.

Гласные и согласные

1

3.

Предложение

4

4.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

15

5.

Мягкий знак на конце в середине слова

3

6.

Сочетание гласных с шипящими

2

7.

Дифференциация согласных по звонкости-

20

глухости
8.

Слово

4

9.

Ударение. Безударные гласные

5

10.

Предлоги. Дифференциация предлогов

8
Итого:

68

2

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;
 умение слушать и понимать речь окружающих;
 умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
 социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик,
ученики);
 овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи;
 умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелание; завершить разговор;
 умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих
действий и действий одноклассников.
Предметные:
Минимальный уровень:
 четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке.
 производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустикоартикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
 определять место ударения в слове;
 с помощью педагога составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

 списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
 писать под диктовку предложения;
 связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
 с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Достаточный уровень:
 систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне
речи.
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно
использовать программную терминологию.
 владеть способами словообразования и словоизменения;
 интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
 выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов
в предложении;
 составлять небольшие рассказы на предложенную тему;
 списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
 писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
 определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
 делить текст на части, устанавливать связь между частями текста,
выделять ключевые слова;
 составлять план текста;
 пересказывать
 текст по плану.
9

№

Тема курса

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Минимальный уровень

Обследование устной и письменной речи – 4 часов
1.

Обследование связной
речи, словарного запаса

1

Выявление степени уровня
сформированности развернутого
самостоятельного высказывания

2.

Обследование грамматического строя речи,
слоговой структуры
слова

1

3.

Обследование навыка
чтения

1

Выявление правильности построения грамматической структуры
предложения; использования падежных форм существительных;
правильное употребление рода
различных частей речи; форм
единственного и множественного числа.
Произнесение звуков в слове,
определение их количества и последовательность
Чтение предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста.

Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на
инструкцию. Составляют фразы
по сюжетным картинкам с помощью учителя-логопеда
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения сопряженно и отраженно

Восстанавливают последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным картинкам

Читают предложения по смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой
на картинку

Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на
знаках препинания

Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций, грамматических
связей согласования, управления

4.

Обследование навыка
письма

1

5.

Гласные и согласные
звуки.
Их различение

1

6.

Уточнение и закрепление понятия "предложение"

1

Написание диктанта

Списывают с печатного шрифта
доступный текст, вставляя пропущенные буквы.
Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора
Гласные и согласные звуки – 1 час
Закрепление связи между звуком Умеют слышать и выделять
и буквой.
гласные и согласные звуки из
Произношение гласных и соглас- ряда звуков и букв с помощью
ных звуков, их различие.
учителя-логопеда.
Выделение в словах гласных и
Делят слова на слоги, определясогласных звуков.
ют звук (гласный или
Деление слов на слоги, выделесогласный).
ние гласных и согласных
Осуществляют звуко-буквенный
анализ с помощью учителя –
логопеда

Предложение – 4 часа
Определение понятия «ПредлоС помощью учителя-логопеда
жение».
составляют распространенное
Составление и запись предложе- предложение с опорой на карний по картинкам.
тинку.
Составление графической схемы Умеют составлять и записывать
предложения.
предложения по картинкам.
Определение количества слов в
Составляют графические схемы
предложении.
предложений.
Формирование навыков зриОпределяют количество слов в
тельного и слухового вербально- предложении с помощью учитего анализа
ля-логопеда

Умеют писать под диктовку
текст

Знают и различают гласные и
согласные звуки.
Выявляют особенности звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью условных символов
гласные и согласные звуки.
Находят заданную букву,
обозначающие гласный или
согласный звук из ряда букв.
Подбирают слова на гласные
и согласные звуки.
Делят слова на слоги,
Умеют проводить звукобуквенный анализ и синтез
слова
Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения.
Составляют распространенное
предложение; следят
за правильностью произнесения фразы.
Составляют и записывают
предложения по картинкам,
графическим схемам, предложений.
Определяют количество слов

11

7.

Интонационное оформление предложений

1

Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения.
Понимание видов предложения
по цели высказывания.
Функции предложения.
Развитие слухового восприятия

Умеют произносить простые
предложения, делая остановку в
конце предложения.
По образцу учителя-логопеда
правильно произносят предложения по цели высказывания.
Ставят знаки в конце предложения с помощью учителя-логопеда
и в соответствии с целью высказывания

8.

Предложение.
Составление предложений по вопросу, по
началу, из набора слов,
"деформированные
предложения"

1

9.

Предложение.
Тренировочные упражнения по составлению
предложений по вопросу, по началу, из набора
слов, "деформированные предложения"

1

Составление предложений из
разрозненных слов, по началу
предложения, вопросу учителялогопеда.
Составляют из слов, данных в
правильной и неправильной
грамматической форме, предложение.
Формирование навыков зрительного и слухового вербального
анализа

Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом.
Составляют предложения по его
началу с помощью наводящих
вопросов учителя-логопеда.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной грамматической форме с помощью
учителя-логопеда

10.

Гласные звуки

Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 15 часов
1
Уточнение и закрепление артиПравильно произносят гласные

в предложении
Умеют слышать, чувствовать,
понимать интонационную законченность предложения по
цели высказывания;
правильно передавать тембровую окраску предложения в
соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на
слуховое восприятие.
Ставят правильный знак в
конце предложения в соответствии с целью высказывания
Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом.
Составляют предложения по
его началу.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной и
неправильной грамматической
форме.
Составляют предложения из
данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в
предложении.
Составляют предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже

Знают характеристику и нор-

12

.Артикуляция гласных,
способы образования.
Слогообразующая роль
гласных

11.

Выделение (узнавание)
звука из ряда гласных,
слогов, на фоне слова.
Определение места звука и буквы в слове.
Выделение гласных под
ударением в начале, середине, конце слова

1

12.

Дифференциация звуков
и букв
И-Й

1

куляции гласных звуков.
Произношение гласных звуков.
Закрепление понятия о слогообразующей роли гласных звуков.
Определение гласных звуков по
беззвучной артикуляции.
Графическое изображение гласных звуков в словах
Выделение гласных звуков в
начальной позиции, под ударением в начале, середине, конце слова.
Определение места гласного звука в слове.
Выделение первого и последнего
звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.
Развитие слухового восприятия
Произнесение звуков и называние букв
Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и цветовым символам (И-красный, Йзеленый)
Выделение звуков в словах,
определение места звука в словах
и называние соответствующей
буквы.
Написание пропущенных букв в
словах.
Дифференциация предметных
картинок
Упражнения в словоизменении

звуки и соотносят их с соответствующей буквой.
Умеют вычленять гласный звук в
слове в ударной позиции в начале и конце слова, под ударением
на слух.
Называют первый звук в слове с
помощью учителя-логопеда

мы произношения гласных
звуков.
Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителя- логопеда.
Соотносят звук с буквой и
цветовым символом.
Называют гласный звук в слове в ударной позиции: в начале, середине, конце слова по
картинному материалу и на
слух.
Выделяют первый и последний звук в слове

Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Вставляют пропущенные буквы в
слова с опорой на предметные
картинки.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда

Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по артикуляции и произношению.
Умеют правильно подобрать
цветовой символ к звукам.
Выделяют и определяют место звуков в словах.
Вставляют пропущенные буквы в слова, словосочетания,
простые предложения.
Изменяют слова по образцу

13

слов.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
13.

Образование гласных
звуков 2 ряда

1

Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Выделение голосом гласной в
начале и конце слова и запись
соответствующей буквы на слух
и по предметным картинкам.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Слушают сказку об образовании
гласных звуков второго ряда.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно.
Выделяют голосом начальную
гласную в слове и записывают
соответствующую букву (на
слух)

14.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в
слогах, словах и словосочетаниях

1

Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и мягких согласных.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителялогопеда

15.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в
предложениях и тексте

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными И-Ы.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных гласных букв в словах, предложениях

Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,

Слушают сказку об образовании гласных звуков второго
ряда.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением.
Выделяют голосом гласную в
начале и конце слова и записывают соответствующую
букву (на слух и по предметным картинкам)
Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву
Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми гласными.

14

16.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
У-Ю в слогах, словах и
словосочетаниях

1

17.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
У-Ю в предложениях и
тексте

1

и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.

вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя - логопеда

Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Различение звуков изолированно,
в слогах и словах, словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными У-Ю.
Дифференцированная запись
слов из предложений
Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителялогопеда

Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя – логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

15

18.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
А-Я в слогах, словах и
словосочетаниях

1

19.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
А-Я в предложениях и
тексте

1

20.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
О-Ё в слогах, словах и
словосочетаниях

1

Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания
Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными звуков АЯ.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных гласных букв в словах, в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителялогопеда

Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды слогов.
Вставляют в словах нужную
букву.
Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя – логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми гласными звуками .
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных звуков в словах.
Составление словосочетаний.

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочета-

Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.

16

21.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда:
О-Ё в предложениях и
тексте

1

22.

Дифференциация гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях

1

23.

Дифференциация гласных: Ё-Ю в предложе-

1

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

ние, подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителялогопеда

Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по
смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными О-Ё.
Дифференцированная запись
слов из предложений.
Написание пропущенных гласных звуков
в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха
Различение букв в слогах и словах.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных звуков
в словах.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания

Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложения.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя – логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми гласными.
Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Называют начальные буквы в
словах.
Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными Ю-Ё.

Читают предложения и тексты.
Записывают простые предложе-

Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Называют буквы в словах (в
начале, середине, конце) и
записывают их.
Запоминают и повторяют ряды слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву
Читают предложения и тексты.

17

ниях и тексте

24.

25.

Тренировочные упражнения по дифференциации гласных звуков 1 и
2 ряда

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме (на
конце слова)

1

1

Дифференцированная запись
слов из предложений
Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха

ния.
Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя – логопеда

Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Чтение слов парами.
Сравнение слов по смыслу и
написанию.
Называние гласных звуков, стоящих после согласных в словах.
Составление предложений с парами слов.
Написание пропущенных гласных в предложениях .
Написание под диктовку слов и
предложений.
Развитие фонематического слуха

Читают слова парами.
Сравнивают пары слов по звучанию.
Называют гласные звуки, стоящие после согласных.
Составляют предложения с опорой на картинку с парами слов.
Вставляют в предложение пропущенные слова с помощью учителя-логопеда.
Списывают слова и предложения

Читают слова парами.
Умеют сравнить и объяснить
значение слов.
Выделяют гласные, стоящие
после согласных.
Различают твердые и мягкие
согласные звуки.
Умеют подчеркнуть мягкие
согласные буквы в словах.
Составляют предложения без
опоры) на картинку с парами
слов.
Вставляют в предложение
пропущенные слова.
Пишут под диктовку слова и
предложения

Мягкий знак на конце в середине слова – 3 часа
Различение твердых и мягких
Умеют определять в слове посогласных.
следний согласный по твердостиНазывание мягкого согласного.
мягкости с помощью учителяЧтение слов парами.
логопеда.
Сравнение пар слов по смыслу,
Называют мягкий согласный
звучанию и написанию.
звук.
Изменение слов с помощью мяг- Читают слова парами
кого знака.
Развитие умения писать слова с
мягким знаком на конце.

Умеют определять в
слове последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный
звук.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию.
Умеют писать слова с мягким
знаком и без него на конце

18

26.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (в середине
слов)

1

27.

Тренировочные упражнения по обозначению
мягкости согласных с
помощью мягкого знака

1

28.

Работа над преодолением ошибок на правописание: чу-щу, ча-ща

1

Развитие фонематического слуха
Различение твердых и мягких
согласных звуков в середине
слова.
Называние мягкого согласного в
середине слова.
Чтение слов парами.
Сравнение пар слов по смыслу,
звучанию и написанию.
Изменение слов с помощью мягкого знака.
Развитие умения писать слова с
мягким знаком в середине.
Развитие фонематического слуха
Закрепление написания слов с
мягким знаком на конце и середине слова в предложениях и
тексте.
Развитие фонематического слуха

Умеют определять в слове последний согласный по твердостимягкости с помощью учителялогопеда.
Называют мягкий согласный
звук.
Читают слова парами.
Записывают слова по предметным картинкам

Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по
картинкам.
Вставляют пропущенный мягкий
знак в словах, предложениях с
помощью учителя-логопеда

Сочетание гласных с шипящими – 2 часа
Различение звуков по акустичеЗакрепляют правописание слов с
ским признакам.
сочетаниями гласных звуков с
Дифференциация звуков и букв
шипящими.
для обозначения на письме после Изменяют слова по образцу.
шипящих.
Пишут слова на изучаемое пра-

слов под диктовку
Умеют определять в слове
последний согласный по твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию.
Выделяют произношением
мягкие согласные звуки и обозначают их на письме.
Пишут слова под диктовку
Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине
слова по картинкам, на слух.
Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях.
Пишут под диктовку текст
Закрепляют правописание
слов с сочетаниями гласных
звуков с шипящими.
Умеют объяснить орфограмму.

19

29.

30.

31.

Работа над преодолением ошибок на правописание: жи-ши

1

Закрепление правописания слов с
сочетаниями шипящих и гласных
звуков.
Чтение и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; ши-жи.
Изменение слов по образцу.
Развитие умения находить в словах данные сочетания.
Образование слов из предложенных слогов.
Отгадывание загадок, закрепление правописания слов-отгадок

вило с помощью учителялогопеда.
Отгадывают загадки

Отгадывают загадки, записывают слова-отгадки.
Накапливают слова с изучаемой орфограммой

Дифференциация согласных по глухости-звонкости - 20 часов
(дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся,
различаемые пары могут ежегодно варьироваться)
Звук и буква К.
1
Упражнения в правильном проПравильно произносят звук.
Знают характеристику и норАртикуляция, звучание,
изнесении звука.
Называют слова, в которых есть
му произношения звука.
выделение звука в слоСоотнесение звука с буквой и
изучаемый звук.
Различают произношение
ве, определение места
символами для его обозначения.
Выбирают (называют) предметтвердого и мягкого звука в
звука в слове.
Выделение звука из слогов, слов. ные картинки, в которых есть
слогах и словах.
Слоги, слова, предлоОпределение наличие
изучаемый звук и буква.
Определяют налижения со звуком и бук/отсутствие звука в словах.
Вставляют в словах нужную бук- чие/отсутствие звука в словах.
вой К
Определение места звука в слове. ву с опорой на картинный матеУмеют определить место звуЗапоминание и воспроизведение
риал.
ка в слове. Соотносят звук и
рядов слогов и слов.
Выделяют звук из слогов и слов, букву устно и на письме.
Звук и буква Г.
1
Выбор картинок, в названии козаписывают соответствующую
Пишут под диктовку слова,
Артикуляция, звучание,
торых слышится изучаемый звук. букву с опорой на картинный
выделяя букву. Выделяют
выделение звука из
Изменение и словообразование
материал.
звук из слогов и слов, записыслов, определение места
слов по образцу.
Произносят слова сопряженно,
вают соответствующую букву.
звука в слове.
Составление
и
чтение
слов
из
выделяя
изучаемый
звук
голоПроизносят слова отраженно,
Слоги, слова, предлослогов.
сом.
выделяя изучаемый звук голожения со звуком и букСоставлений предложений по
Изменяют слова по образцу учи- сом.
вой Г
опорным словам.
теля-логопеда.
Изменяют слова по образцу
Ответы на вопросы учителяЧитают и записывают слова и
учителя-логопеда.

20

логопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения
с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования.
Умеют соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учите-

32.

Дифференциация звука
и буквы Г- К.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

33.

Различение звука и буквы Г - К в слогах, словах

1

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.

Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки,
чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-

21

Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением

логопеда односложно

ля-логопеда полным ответом

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Знают характеристику и норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,

34.

Различение звука и буквы Г - К в предложениях, связных текстах

1

Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова
с помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

35.

Звук и буква Ж.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове.

1

36.

Звук и буква Ш.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове.

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал.
Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голо-

22

слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.

сом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения
с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования.
Умеют соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова раз-

37.

Дифференциация звуков
и букв Ж - Ш.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

38.

Различение звуков и
букв Ж - Ш в слогах,
словах

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.

Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочкии
чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.

23

Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением

Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

личными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Знают характеристику и норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют наличие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и

39.

Различение звуков и
букв Ж - Ш в предложениях, связных текстах

1

Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения составлять
предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова
с помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

40.

Звук и буква В.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове.

1

41.

Звук и буква Ф.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал.

24

слов, определение места
звука в слове.

рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

42.

Дифференциация звуков
и букв В - Ф.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

43.

Различение звуков и
букв В - Ф в слогах,
словах

1

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.

Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки,

букву устно и на письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения
с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования.
Умеют соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые це-

25

44.

Различение звуков и
букв В - Ф в предложениях, связных текстах

1

45.

Звук и буква З.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове.
Слоги, слова, предло-

1

Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

почки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова
с помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Знают характеристику и норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют нали-

26

жения со звуком и буквой З

46.

47.

48.

Звук и буква С.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове.
Слоги, слова, предложения со звуком и буквой С
Дифференциация звуков
и букв З - С.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию
Различение З - С в сло-

/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.

Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал.
Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно.

1

Выделение звуков из слогов,

Выделяют начальный звук в сло-

1

чие/отсутствие звука в словах.
Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и
букву устно и на письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву. Выделяют
звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и записывают слова и предложения
с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом
Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования.
Умеют соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в

27

гах, словах

49.

Различение З - С в
предложениях, связных
текстах

1

слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением
Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний.
Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

гах и словах.
Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки,
чистоговорки.
Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно

слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают соответствующую букву.
Образуют новые слова различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку.
Умеют составить из словосочетаний простое предложение.
Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова
с помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителемлогопедом

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в предложение.
Умеют составить из словосочетаний распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова.
Умеют подобрать проверочное слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Слово - 4 часа

28

50.

Родственные слова

1

51.

Родственные слова

1

52.

Состав слова.
Образование слов
Состав слова.
Образование слов

1

Ударение (фонетическая
и смыслоразличительная роль)

1

53.

54.

1

Умение находить и выделять
группы родственных слов.
Подбор родственных слов к данным словам.
Выделение общей части в родственных словах.
Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу слово.
Развитие навыка словообразования и подбора родственных слов

Находят и выделяют родственные слова, ориентируясь на цветовые символы.
Выделяют общую часть в родственных словах с помощью учителя-логопеда

Находят и выделяют родственные слова.
Выделяют общую часть в родственных словах.
Умеют подобрать родственные слова по главному слову
«гнезда» родственных слов.
Выделяют на слух родственные слова.
Образовывают новые родственные слова

Выделение в словах корня, приставки и суффикса.
Словообразование слов с помощью приставки и суффикса.
Развитие слухового восприятия и
внимания

Читают слова находят корень,
выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителялогопеда.
Изменяют слова по образцу

Умеют образовывать новые
слова от корня с помощью
приставки и суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Умеют подобрать подходящее
по смыслу слово в предложении

Ударение. Безударные гласные в слове– 5 часов
Выделение голосом ударного
Умеют отхлопывать ритмичеслога.
ский рисунок слова.
Определение сильной позиции
Воспроизводят ритм слова с выгласного звука в слове.
делением ударного гласного пуПостановка ударения в словах.
тём отстукивания, отхлопывания
Подбор к слову соответствующей с помощью учителя-логопеда
картинки.
Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением.
Расширение и активизация словарного запаса
Развитие фонематического слуха

Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова с
выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение перемещается

29

55.

Форморазличительная
роль ударения

1

56.

Ударные и безударные
гласные в слове.

1

57.

Подбор проверочных
слов к словам с безударным гласным звуков
Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов к словам
с безударной гласной

1

58.

59.

Предлог, как самостоятельное слово

1

1

и восприятия
Чтение предложений парами.
Развитие умения находить слова
с одинаковым написанием.
Постановка ударения.
Грамматическое значение слов

Прослушивание стихотворения
про ударение.
Постановка ударения в словах.
Выделение безударных гласных
звуков в словах.
Словоизменение и словообразование слов.
Запись слов с пропущенными
буквами
Выделение безударного слога и
безударной гласной.
Подбор проверочных слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым
написанием.
Ставят ударение в выделенных
словах с помощью учителялогопеда
Слушают стихотворение про
ударение.
Ставят ударение в словах с помощью учителя-логопеда.
Выделяют безударные гласные с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют в слова пропущенные
безударные гласные, используя
слова для справок
Выделяют безударный слог и
безударную гласную в словах.
С помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова и
называют нужную гласную букву

Предлоги. Дифференциация предлогов – 8 часов
Закрепление знаний о предлоге
Повторяют предлоги и находят
как слове и его роли в речи.
их в словосочетании и предлоОтработка пространственного
жении с помощью учителязначения предлогов.
логопеда

Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым
написанием.
Умеют поставить ударение в
словах в соответствии со
смысловым значением.
Объясняют грамматическое
значение слов в предложении
Слушают стихотворение про
ударение.
Умеют поставить ударение в
словах.
Выделяют безударные гласные и подбирают проверочные слова.
Вставляют в слова пропущенные безударные гласные
Выделяют в слове безударный
слог и безударную гласную.
Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной.
Расширяют словарный запас
через накопление гнезд родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова
Повторяют предлоги, их значение и роль в словосочетаниях и предложениях.
Находят предлоги в предло-

30

Дифференциация предлогов.
На – в
Дифференциация предлогов.
С – из
Дифференциация предлогов.
По – к
Дифференциация предлогов.
За - из-за
Дифференциация предлогов.
Над – под
Употребление предлогов в связной речи

1

66.

Тренировочные упражнения по употреблению
предлогов в речи

1

67.

Обследование устной

1

60.

61.

62.

63.

64.

65.

1

1

1

Развитие умения находить предлоги в предложении.
Правильное использование предлогов в речи
Различение предлогов между собой.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога.
Запись предложений с использованием предлогов.
Развитие пространственных
представлений

жении
Правильно используют предлоги в речи
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов.
Выбирают нужный предлог с
опорой на картинку.
Записывают предложения с использованием предлога с помощью учителя-логопеда

Различают предлоги.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных
конструкций.
Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание
(предложение)

Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов.
Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая
нужный предлог с помощью учителя-логопеда

Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных
конструкций.
Составляют предложения из
данных слов, правильно выбирая нужный предлог.
Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения.
Составляют предложении из
данных слов, изменяя слова
по смыслу

1

1

Различение предлогов между собой.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога.
Составление предложений из
слов с использованием нужных
предлогов.
Развитие пространственных
представлений

Обследование устной и письменной речи – 2 часа
Чтение слов, предложений, проЧитают предложения по сме-

Читают доступный текст пра-

31

речи

68.

Обследование письменной речи

1

стых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста

шанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой
на картинку

вильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал

Написание диктанта.
Работа над ошибками

Умеют списывать предложенный
текст с печатного варианта.
Умеют написать слова или простую фразу с помощью учителялогопеда

Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

32


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».