Федоров
Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван
Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.18 13:19:16 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
"Новосельская СОШ"
________________________
Федоров И.А.
№ 123 от «30» августа
2024 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Химия в задачах»
для 11 классов
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Одинцова И.Н.
с. Новое Село, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Химия в задачах» разработана на основе закона РФ «Об
образовании», приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №
1897, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении
изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)..
Данный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 33 часа (1
час в неделю).
Цель курса – подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (в том числе
части с развёрнутым ответом)
Задачи программы курса:
подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически
заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче
ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемые в рамках школьной
программы;
проводить информационную работу с учащимися;
проводить практические занятия для лучшего усвоения учащимися материала
курса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
в ценностно-ориентационной сфере:
чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
умение разъяснять на примерах (приводить примеры) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть
этого единства;
умение строить своё поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.
в трудовой сфере:
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
планирование и проведение химического эксперимента;
использование веществ в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов (в рамках
изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
Метапредметные результаты
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты
давать определения изученным понятиям «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя
знаковую систему химии;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы органических и неорганических
соединений, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
структурировать изученный материал;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных,
ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки,
передачи химической информации и её представления в различных формах;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях,
тип кристаллической решётки вещества; признаки химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием
электронной конфигурации атомов;
моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения,
массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём и массу по
количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления раствора заданной концентрации.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ;
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение
химического равновесия;
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.
Содержание внеурочного курса по химии «Химия в задачах»
Особенности ЕГЭ – 1 час
Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении
заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.
Общая химия – 10 часов
Химический элемент и химическая связь. Решение задач по теме: «Химический элемент и
химическая связь». Химическая кинетика. Решение задач по теме: «Химическая кинетика».
Теория электролитической диссоциации. Решение задач по теме: «Теория
электролитической диссоциации». Окислительно-восстановительные реакции. Решение
задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». Решение экспериментальных
задач.
Неорганическая химия – 10 часов
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме:
«Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его
соединения». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены,
подгруппа кислорода, водород). Решение задач по теме: «Галогены». Решение задач по
теме: «Подгруппа кислорода, водород». Характеристика неметаллов главных подгрупп и
их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). Решение задач по теме:
«Подгруппа азота». Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». Характеристика
металлов побочных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме: «Характеристика
металлов побочных подгрупп и их соединений». Решение экспериментальных задач.
Органическая химия – 10 часов
Теория строения органических соединений. Изомерия. Углеводороды – алканы, алкены,
циклоалканы, алкадиены. Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». Решение
задач по теме: «Непредельные углеводороды». Ароматические углеводороды.
Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов,
альдегидов и карбоновых кислот). Решение задач. Азотсодержащие органические
соединения и биологически важные вещества. Решение экспериментальных задач.
Обобщение и повторение – 2 часа
Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» – решение сложных
задач,
разбор
типичных
ошибок.
Решение
экспериментальных
задач.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
п/
п
Особенности ЕГЭ – 1 час
1 Особенности
подготовки к
ЕГЭ
Общая химия – 10 часов
2 Химический элемент.
3
4-5
6
7-8
911
Химическая связь
Химическая кинетика
Обратимые реакции.
Химическое равновесие
Теория
электролитической
диссоциации
Окислительновосстановительные
реакции
Содержание
Практические работы, демонстрации,
вид деятельности учащегося
Структура заданий ЕГЭ по химии,
кодификатор, спецификация
Периодическая система, положение
Решение заданий в формате ЕГЭ
элементов в ПС, электронное строение
атомов, периодичность в изменении свойств
атомов, простых и сложных веществ
соответствующих элементов
Ионная, ковалентная полярная и неполярная Решение заданий в формате ЕГЭ
связь. Металлическая, водородная связь
Сигма и пи-связь, гибридизация
электронных орбиталей
Скорость химических реакций, факторы,
Решение заданий в формате ЕГЭ
влияющие на скорость (закон действующих
масс, правило Вант Гоффа)
Необратимые и обратимые реакции,
химическое равновесие, принцип Ле
Шателье, условия смещения химического
равновесия (концентрация, давление,
температура)
Электролиты, неэлектролиты, РИО
Решение заданий в формате ЕГЭ
Окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление,
восстановление. Метод электронного
баланса. Особенности составления
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
1215
16
1718
19
20
21
22
23
24
Металлы
Щелочные металлы
Щелочноземельные
металлы. Амфотерные
металлы
уравнений. Типичные окислители и
восстановители. Реакции, протекающие при
разных условиях
Положение металлов в ПС. Особенности
строения атомов, химические свойства
металлов главных и побочных подгрупп.
Амфотерные металлы, их соединения.
Переходные металлы
Металлургия: пиро-, гидро-, электро-.
Получение металлов восстановлением.
Электролиз
Неметаллы
Положение неметаллов в ПС.
Особенности строения атомов, общие
химические свойства (восстановительные
и
окислительные)
Галогены
Положение галогенов в ПС, изменение
свойств в подгруппе. Соединения галогенов.
Способность к реакциям замещения
Водород. Подгруппа
Положение водорода в ПС, двойственная
кислорода.
природа. Химические свойства и способы
получения. Кислород и сера как
представители VIА группы. Особенности
химических свойств
Подгруппа углерода
Углерод и кремний, их соединения,
получение и химические свойства.
Азот и фосфор, их соединения, получение и
Подгруппа азота
химические свойства.
Строение органических Теория строения органических соединений
А.М. Бутлерова. Изомерия, её виды,
соединений
гибридизация орбиталей
Общая характеристика углеводородов:
Предельные
особенности главной углеродной цепи,
углеводороды
радикалы, типы связей, общие формулы
Алканы и циклоалканы. Гомологический
ряд, химические свойства и способы
получения
Способы получения
металлов
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
2526
27
2830
31
32
33
Непредельные
углеводороды
Ароматические
углеводороды
Кислородсодержащие
органические
соединения
Азотсодержащие
органические
соединения
Решение задач
Диагностическая работа
в формате ЕГЭ
Алкены и алкины. Гомологический ряд,
Решение заданий в формате ЕГЭ
химические свойства и способы получения
Алкадиены. Гомологический ряд,
химические свойства и способы получения
Арены. Гомологический ряд бензола,
Решение заданий в формате ЕГЭ
химические свойства и способы получения
Альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты Решение заданий в формате ЕГЭ
Гомологический ряд, химические свойства и
способы получения
Простые и сложные эфиры, жиры.
Особенности строения, химические
свойства. Углеводы. Особенности строения
Химические свойства углеводов
Амины, аминокислоты и белки. Строение,
химические свойства и получение.
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение задач на нахождение
молекулярной формулы органического
Вещества.
Решение задач на нахождение массовой
доли вещества в растворе или массовой
доли вещества в исходной смеси
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение варианта в формате ЕГЭ