Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.18 10:00:07 +05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Федоров И.А.
Приказ № 123 от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«История Отечества»
(для 7 класса)
на 2024-2025 учебный год
Новое село
2024г
Пояснительная записка
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и
уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях
отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее
яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание
материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к
формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных
особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На
уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал,
способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Фактический
исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца
XVII века. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам
представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс
развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим
воспитательным потенциалом. Кроме того, в программу включены региональные компоненты
исторического образования – история Свердловской области. На данных уроках особое внимание
уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала.
Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили
люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.
Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий
опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в
другую. При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии.
Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат. Завершается курс
«История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен
уроками обобщающего характера.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для реализации программного содержания используется учебник: «История Отечества»
7 класс: учеб. для общеобразоват. организациий, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система
учебных заданий и в учебниках способствует активизации познавательной деятельности
умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках
реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для
осуществления компетентностного подхода в обучении.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы
обучения.
Предмет «История Отечества» входит в обязательную часть предметной области
«Человек и общество». На изучение предмета выделяется в 7 классе 68 часов (2 часа в неделю).
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты
образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают:
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов
учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с
помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Содержание программы
Введение: Что изучает история.
Древняя Русь: Происхождение славян. Славяне и соседние народы. Облик славян и черты
их характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Жилища, одежда, семейные обычаи
восточных славян. Обобщение по теме: Древняя Русь»
Древнерусское государство: Как возникло Древнерусское государство. Об Аскольде,
Дире и их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). Княгиня Ольга
отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Обобщение по теме:
«Древнерусское государство»
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства: Сыновья князя Святослава.
Князь Владимир Красное Солнышко. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (10191054). Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке. Ростово-Суздальское княжество в XII
(12) веке. Обобщение по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства»
Русь в борьбе с завоевателями: Образование монгольского государства. Нашествие
монголов на Русь. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Объединение русских
земель против Золотой Орды. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Наследники
Дмитрия Донского. Обобщение по теме: «Русь в борьбе с завоевателями».
Единое Московское государство: Русь в XVI век. Царь Иван Грозный (1533-1584). Войны
Ивана Грозного. Россия после Ивана Грозного. Воцарение Династии Романовых. Обобщение по
теме: «Единое Московское государство». Итоговое контрольное тестирование. Анализ итогового
контрольного тестирования.
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы,
темы
Раздел 1. Введение. Древняя Русь
1
Что изучает история.
2-3
Происхождение славян.
4-5
Славяне и соседние народы.
6-7
Облик славян и черты их характера.
8-10
Хозяйство и уклад жизни восточных
славян.
11-13
Жилища, одежда, семейные обычаи
восточных славян.
14
Обобщение по теме: Древняя Русь»
Раздел 2. Древнерусское государство
15-17
Как возникло Древнерусское
государство.
18-20
Об Аскольде, Дире и их походах в
Византию.
21-22
Князь Игорь из рода Рюриковичей
(913-945).
23
Как княгиня Ольга отомстила
древлянам.
24-25
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
26
Обобщение по теме: «Древнерусское
государство».
Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет
Русского государства
27-29
Сыновья князя Святослава.
30-31
Князь Владимир Красное Солнышко.
32-33
Расцвет Русского государства при
Ярославе Мудром (1019-1054).
34-35
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
36-37
Распад Руси на отдельные княжества в
XII (12) веке.
38-39
Ростово-Суздальское княжество в XII
(12) веке.
40
Обобщение по теме: «Крещение
Древней Руси. Расцвет Русского государства»
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями
41-42
Образование монгольского
государства.
43-45
Нашествие монголов на Русь.
Кол-во часов
14
1
2
2
2
3
3
1
12
3
3
2
1
2
1
14
3
2
2
2
2
2
1
15
2
3
46-47
Новгородский князь Александр
Невский (1236-1263).
48-50
Объединение русских земель против
Золотой Орды.
51-52
Московский князь Дмитрий Иванович
(1350-1389).
53-54
Наследники Дмитрия Донского.
55
Обобщение по теме: «Русь в борьбе с
завоевателями».
Раздел 5. Единое Московское государство.
56
Русь в XVI век. Царь Иван Грозный
(1533-1584).
57
Войны Ивана Грозного.
58-60
Россия после Ивана Грозного.
61-63
Воцарение Династии Романовых.
64
Обобщение по теме: «Единое
Московское государство».
65
Итоговое контрольное тестирование.
66
Анализ итогового контрольного
тестирования.
67
Беседа на тему: «Какие из изученных
событий и исторических персонажей мне
запомнились больше всего».
68
Краеведческая экскурсия по
историческому центру города.
2
3
2
2
1
13
1
1
3
3
1
1
1
1
1
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. учебник: «История Отечества» 7 класс: учеб. для общеобразоват. организациий,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. –
3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.;
2. Мультимедийный проектор;
3. Компьютер;
4. Экран.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
на 2024-2025 учебный год
№ урока
Наименование темы, разделов
1.
2.
3.
4.
5.
Что изучает история.
Происхождение славян.
Происхождение славян.
Славяне и соседние народы.
Славяне и соседние народы.
1
1
1
1
1
6.
7.
8.
Облик славян и черты их характера.
Облик славян и черты их характера.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
1
1
1
9.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
1
10.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
1
11.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
1
12.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
1
13.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
1
14.
15.
Обобщение по теме: Древняя Русь»
Как возникло Древнерусское государство.
1
1
16.
Как возникло Древнерусское государство.
1
17.
Как возникло Древнерусское государство.
1
18.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
1
19.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
1
20.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
1
21.
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).
1
22.
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).
1
23.
24.
25.
26.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Обобщение по теме: «Древнерусское государство».
1
1
1
1
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Сыновья князя Святослава.
Сыновья князя Святослава.
Сыновья князя Святослава.
Князь Владимир Красное Солнышко.
Князь Владимир Красное Солнышко.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054).
1
1
1
1
1
1
33.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054).
1
34.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
1
Количество
часов
35.
36.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.
1
1
37.
Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.
1
38.
Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.
1
39.
Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.
1
40.
1
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Обобщение по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского
государства»
Образование монгольского государства.
Образование монгольского государства.
Нашествие монголов на Русь.
Нашествие монголов на Русь.
Нашествие монголов на Русь.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
47.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
1
48.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
1
49.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
1
50.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
1
51.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).
1
52.
53.
54.
55.
56.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).
Наследники Дмитрия Донского.
Наследники Дмитрия Донского.
Обобщение по теме: «Русь в борьбе с завоевателями».
Русь в XVI век. Царь Иван Грозный (1533-1584).
1
1
1
1
1
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Войны Ивана Грозного.
Россия после Ивана Грозного.
Россия после Ивана Грозного.
Россия после Ивана Грозного.
Воцарение Династии Романовых.
Воцарение династии Романовых.
Воцарение Династии Романовых.
Обобщение по теме: «Единое Московское государство».
1
1
1
1
1
65.
66.
Итоговое контрольное тестирование.
Анализ итогового контрольного тестирования.
1
1
67.
Беседа на тему: «Какие из изученных событий и исторических
персонажей мне запомнились больше всего».
1
68.
Краеведческая экскурсия по историческому центру города.
1
1
1
1
1
1
1
1