Информатика АООП УО 9 класс

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью: Федоров Иван
Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.18 10:25:12 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Федоров И.А.
---------------------------------№ 123 от «30» 08 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету
«ИНФОРМАТИКА»
(7 – 9 классы)
Вариант 8.1

Составитель Смирнова З. А.,
учитель информатики вкк.

с. Новое Село, 2024 г.

I. Пояснительная записка
к адаптированной рабочей программе учебного курса «Информатика»
Адаптированная рабочая программа курса «Информатика» сформирована на основе:
- Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями здоровья;
- Программы для основной школы: 5 - 6 классы, 7- 9 классы. Информатика и ИКТ. / Л.
Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (Стандарты второго
поколения), - ISBN 978-5-9963-1171-2
За основу взята авторская программа Босовой Л.Л., которая рассчитана на 102 часа, с
расчётом по 1 часу в неделю в каждом классе.
В программе особое внимание уделено формированию полноценной жизненной
компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.
Изучение учебного курса «Информатика» направлено на достижение следующей цели:
- создание необходимой среды для расширения возможностей познавательного
выбора и выбора практической деятельности обучающимися по адаптированной
образовательной программе в условиях информатизации общества, для творческого и
интеллектуального развития личности ребенка.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
 способствовать подготовке школьников к практической деятельности, труду,
продолжению образования;
 содействовать развитию мышления;
 способствовать формированию умений строить модель решаемой задачи,
устанавливать отношения и выражать их в графической и буквенной форме;
 содействовать нормализации учебной деятельности, активизации познавательной
деятельности, повышению умственного развития, коррекции недостатков эмоциональноличностного и социального развития, социально-трудовой адаптации учащихся.
Рабочая программа «Информатика» для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями построена на основе следующих принципов:
- принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников);
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практикоориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на всех этапах обучения: от
младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
2

- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире.
Общеучебные умения и навыки
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения,
необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами
икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач.
Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию
познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата
эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата
эргономичные приёмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными
ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью
инструментов ИКТ.
Практические работы на компьютере направлены на освоение:
- назначений основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации;
- включения и выключения компьютера и подключаемых к нему устройств;
- клавиатуры, элементарное представление о правилах клавиатурного письма,
- использования мыши,
3

- использования простейших средств текстового редактора.
- безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережного отношение к
техническим устройствам;
- работы с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов.
Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD,
PAINT и POWER POINT;
- организации системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок.
- работы с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на
электронных носителях
Формы организации учебного процесса
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с легкой
интеллектуальными нарушениями заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования обучающимися, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с интеллектуальными нарушениями возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход позволяет построить обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков, но и прежде
всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
При реализации программы в соответствии с индивидуальными особенностями
обучающихся классов с адаптированной образовательной программой используются
следующие технологии:
 Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на
использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций
реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, малых
группах) с целью решения коммуникативных задач.
 Проблемно- поисковая технология предполагает создание в учебном процессе
таких ситуаций, в которых учащемуся самому необходимо решать проблемно-поисковые
задачи с целью освоения и использования изучаемого материала, что позволяет максимально
реализовать личностный потенциал учащегося.
 Проектная технология основана на индивидуальном или совместном выполнении
учащимися проектных заданий различного характера.
 Тестовая технология основана на организации контроля усвоения знаний учащихся с
использованием интерактивных сред и программных комплексов.
4

В обучении школьников с интеллектуальными нарушениями наиболее приемлемы
комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности
обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С
учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на
уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока
планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них
большее личностное значение.
В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
1). Организационный момент;
2). Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие
задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее
изученному материалу);
3). Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач,
составлению алгоритмов, сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; На этом
этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные
и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия,
организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или
в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно
проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;
4). Работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ
компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и
головоломки);
5). Подведение итогов урока.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения адаптированной образовательной программы, обучающийся
должен овладеть полезными для него знаниями, умениями и навыками; достигнуть
доступного ему уровня жизненной компетенции; освоить формы социального поведения;
оказаться способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении учебного курса
«Информатика и ИКТ», являются:
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
 понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
5

 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества.
Метапредметные результаты:
- освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении учебного
курса, являются:
Учащиеся научатся:
1.Организовывать собственную учебную деятельность, включающую: целеполагание
как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что
требуется установить.
2.Планировать – определять последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбивать задачи на подзадачи, разрабатывать последовательность и
структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств.
3.Прогнозировать результат; осуществлять контроль, корректировать необходимые
изменения в случае обнаружения ошибки; оценивать – осознавать учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача.
Учащиеся получат возможность:
1. Овладеть умениями постановки и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
2.Овладеть информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умением преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно –
графическую;
3.Научиться строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов, выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
создавать личное информационное пространство.
Предметные результаты
- включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении учебного курса,
являются:
6

Учащиеся научатся:
1. Использовать компьютер в учебных целях.
2. Выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.
3.Запускать графический редактор. Использовать основные инструменты редактора,
моделировать, конструировать средствами редактора.
Учащиеся получат возможность:
1.Сформировать представление об основных изучаемых понятиях: информация, модель
– и их свойствах.
2.Сформировать представление о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации.
3.Продолжить формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
ть на бытовом уровне понятия «информация»,
«информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации
в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
-определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
диалоговые окна;
одить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
форматирования
простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования
рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
III. Содержание учебного курса
7 класс
1. Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод
информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на
клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.
Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна
программы».
7

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». Клавиатурный
тренажер.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача
информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации.
Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма
представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка
информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы
подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы.
Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна
программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». Клавиатурный
тренажер.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения
Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического
редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
8 класс
1. Объекты изучения в информатике:
Объекты изучения в информатике. Признаки объектов. Классификация объектов.
Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Отношение объектов и их
множеств. Система как чёрный ящик. Файлы и папки. Размер файла. Объекты операционной
системы.
Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки
8

свойства, действия, поведение, состояния;
-выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
2.Компьютер как универсальное устройство для обработки информации:
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и
файловая система. Описания объектов: словесные, научные, художественные. Компьютерное
моделирование. Наглядное представление информации. Табличные информационные модели.
Математические модели. Последовательность действий. Алгоритм. Виды алгоритмов. Формы
записи алгоритмов.
3. Информационная деятельность человека:
Информация и знания. Программное обеспечение компьютера. Компьютерные вирусы
и антивирусные программы.
Понятие ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, информационные.
Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность
человека.
Формирование
информационного
общества.
Возможности
и
риски
информационного общества.
4.Итоговое повторение
Контрольная работа №1 по теме «Классификация компьютерных объектов»
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер - универсальная машина для работы с
информацией»
Контрольная работа № 3 по теме «Информационная деятельность человека»
Итоговое тестирование
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы»
Практическая работа № 2 «Объекты файловой системы»
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора»
Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора»
Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового
процессора»
Практическая работа № 6 «Создаём компьютерные документы»
Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Практическая работа № 8 «Создаём графические модели»
Практическая работа № 9 «Создаём словесные модели»
Практическая работа № 10 «Создаём многоуровневые списки»
Практическая работа № 11 «Создаём табличные модели»
Практическая работа № 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом
процессоре»
Практическая работа № 13 «Создаём информационные модели – диаграммы и
графики»
Практическая работа № 14 «Создаём информационные модели – схемы, графы и
деревья»
Практическая работа № 15 «Создаём линейную презентацию»
Практическая работа № 16 «Создаём презентацию с гиперссылками»
Практическая работа № 17 «Создаём циклическую презентацию»
Практическая работа № 18 ««Организация индивидуального информационного
пространства»
Практическая работа № 19 «Поиск информации в WWW»
9

9 класс
1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и
т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных
чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в
десятичную.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информации.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,
флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей
информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения
информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в
современных системах связи.
Обработка информации.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.
Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и
др.) и их назначение.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа –
запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные
компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
10

устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по
состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна,
меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической
форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац,
строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов,
работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических
объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Коммуникационные
технологии.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в
файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные
каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Учебно-тематический план
7 класс
№
п/п
1.
2.
3.
№
п/п
1

Наименование раздела

Всего часов

Теория

Практика

8
13
13
34

4
10
2
17

4
3
11
18

Теория

Практика

5

5

Информация и информатика
Информация вокруг нас
Информационные технологии
Итого
Наименование раздела

8 класс
Всего часов

Объекты изучения в
информатике

10

11

2

3

№
п/п
1
2
3

Компьютер - универсальная
машина для работы с
информацией
Информационная деятельность
человека
Итого
Наименование раздела

16

3

13

8

7

1

Теория

Практика

11
16

5
3

5
13

7

7

1

35
9 класс
Всего часов

Введение в информатику
Алгоритмы и начала
программирования
Информационные и
коммуникационные технологии
Итого

34

Тематическое планирование курса «Информатика» 7 класс
(1 час в неделю – 34 часа)
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Вид, форма
контроля
I. Информация и информатика – 8 часов
Техника безопасности и
Изучение новых понятий
Введение, §1.1.
1/1
организация рабочего места.
Информация и информатика
Как устроен компьютер
Изучение новых понятий
§2
2/2
Ввод данных в память
Практическая работа №1
§ 3 (1,2)
3/3
компьютера Клавиатура.
«Знакомимся с клавиатурой».
Группы клавиш. Основная
Комбинированный урок
§ 3 (3)
4/4
позиция пальцев на
клавиатуре.
Управление компьютером с
Практическая работа № 2
§ 4 (1, 3).
5/5
помощью мыши.
«Осваиваем мышь».
Программы и файлы.
Практическая работа №3
§ 4 (2, 4)
6/6
Рабочий стол.
«Запускаем программы.
Основные элементы окна
программы».
Главное меню. Запуск
Практическая работа №4
§ 4 (5)
7/7
программ. Управление
«Знакомимся с компьютерным
компьютером с помощью
меню». Клавиатурный
меню.
тренажер.
Выполнение
8/8 К. р. По теме «Информация и Выполнение контрольной
работы
заданий ЭОР
информатика»
II. Информация вокруг нас 13 часов
Действия с информацией.
Изучение новых понятий
повторить § 4,
9/1
Хранение информации.
§.5 (1, 2)
Носители информации
Изучение новых понятий
§.6 (1), §.1(2)
10/2 Передача информации.
12

11/3
12/4
13/5
14/6
15/7

16/8

17/9
18/10

19/11

20/12

21/13

22/1

23/2

24/3

25/4
26/5
27/6

28/7
29/8

Формы представления
информации
Кодирование информации.
Язык жестов
Метод координат.
Текст как форма
представления информации
Табличная форма
представления информации
Обработка информации
Изменение формы
представления информации
Наглядные формы
представления информации
Поиск информации
Систематизация информации
Разработка плана действий и
его запись в табличной
форме
Кодирование как изменение
формы представления
информации.
Преобразование информации
по заданным правилам

Изучение новых понятий

§.7 (1, 2)

Координатный тренажер.
Изучение новых понятий

. §.7 (3)
. §.8 (1, 2)

Изучение новых понятий

. §.9 (1)

Выполнение практической
работы

. §.12 (1)

Изучение новых понятий
Выполнение практической
работы
Изучение новых понятий

. §.10

Изучение новых понятий
Выполнение практической
работы
Изучение новых понятий
Выполнение практической
работы
Изучение новых понятий
Выполнение практической
работы

§.12 (7)

§.12 (2)

§.12 (4)
. §.12 (5)

Контрольная работа по
теме «Информация вокруг
нас»
III.Информационные технологии – 13 часов
Понятие информационных
Изучение новых понятий
технологий: цели,
инструментарий
История развития
Изучение новых понятий
информационных
технологий
«Выполняем вычисления с
Практическая работа №5
§.12 (3)
помощью приложения
Калькулятор».
Текстовый редактор и
Практическая работа №6
§ 8 (1, 3)
текстовый процессор.
«Вводим текст».
Подготовка текстовых
Практическая работа №7
§ 8 (1, 2)
документов.
«Редактируем текст».
Основные объекты текста
Практическая работа №8
§ 8 (2)
«Работаем с фрагментами
текста».
Этапы подготовки документа Практическая работа №9
§ 8 (4 -6)
на компьютере.
«Форматируем текст».
Компьютерная графика.
Изучение новых понятий
§ 11 (1)
13

30/9

Графические редакторы

31/10

Устройства ввода
графической информации.
Практическая работа №12
«Создаем комбинированные
документы»
Практическая работа №13
«Работаем с графическими
фрагментами».
Практическая работа №14
«Создаем анимацию на
заданную тему».
Практическая работа №15
«Создаем анимацию на
свободную тему». К.р.по
теме Информационные
технологии

32/11

33/12

34/13

Практическая работа №10
«Знакомимся с инструмента ми
рисования графического
редактора».
Практическая работа №11
«Начинаем рисовать».
Практическая
работа
№12
«Создаем
комбинированные
документы»

§ 11 (2)
§ 11 (3)

Выполнение практической
работы

§ 11 (4)

Выполнение практической
работы

§ 12 (8)

Урок закрепления, повторения
изученного материала

Календарно-тематическое планирование
материала учебного курса «Информатика»
8 класс
№ п/п
Тема
Объекты изучения в информатике – 10 ч.
1/1
Объекты изучения в информатике. Признаки объектов
2/2
Компьютерные объекты. Файлы и папки
3/3
Размер файла
4/4
Объекты операционной системы
5/5
Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной
системы»
6/6
Практическая работа № 2«Объекты файловой системы»
7/7
Отношение объектов и их множеств. Практическая № 3 работа
«Повторяем возможности графического редактора»
8/8/
Классификация компьютерных объектов. Практическая работа
№ 4 «Повторяем возможности текстового редактора»
9/9
Разнообразие систем. Практическая работа № 5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового процессора»
10/10 Система как «чёрный ящик. К.Р.№1 по теме «Классификация
компьютерных объектов»

Вид с/р
§ 1, стр.11 № 10
§ 2(1), № 1-6
§ 2(2), № 10
§ 2(3), № 9
§ 2, №11
§ 2, №12
§ 3, № 8
§ 4, № 3
§ 5(1-3)
§ 5(4)

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией – 16 ч.
11/1

12/2

Персональный компьютер как система. Практическая работа № § 6, № 1, 2
6 «Знакомимся с графическими возможностями текстового
процессора»
Информация и знания. Практическая работа № 7 «Создаём § 7, № 10
14

13/3
14/4
15/5
16/6
17/7
18/8

19/9
20/10
21/11
22/12
23/13
24/14
25/15
26/16

27/1
28/2
29/3
30/4
31/5

32/6
33/7
34/8

компьютерные документы»
Информационное моделирование. Практическая работа № 8 §8, 9, стр.57 №
«Конструируем и исследуем графические объекты»
8
Практическая работа № 8 «Создаём графические модели»
§8, 9, № 8
стр.51
Описания объектов словесные, научные, художественные. §10, № 2
Практическая работа № 9 «Создаём словесные модели»
Математические модели. Практическая работа № 10 «Создаём §10
многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Практическая работа № §11, № 7, 8
11 «Создаём табличные модели»
Табличные информационные модели. Практическая работа № §11, № 1-5
12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом
процессоре»
Наглядное представление информации. Практическая работа № §12, № 1
13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»
Наглядное представление информации. Практическая работа № §13, № 5
14 «Создаём информационные модели – схемы»
Наглядное представление информации. Практическая работа № §13, № 6
14 «Создаём информационные модели – графы и деревья»
Последовательность действий. Алгоритм. Виды и формы §14-16
записи алгоритмов.
Линейные алгоритмы. Практическая работа № 15 «Создаём §17 (1)
линейную презентацию»
Виды алгоритмов. Практическая работа № 16 «Создаём §17 (2)
презентацию с гиперссылками».
Виды алгоритмов. Практическая работа № 17 «Создаём §17 (3)
циклическую презентацию»
К.р. №2 по теме «Компьютер - универсальная машина для
работы с информацией»
Информационная деятельность человека – 8 ч.
Информация и знания. Программное обеспечение компьютера. §2.3.1, §2.3.2.
Программная обработка данных на компьютере.
Сервисные программы. Компьютерные вирусы и антивирусные §2.3.3, № 2, № 3
программы
Приложения специального назначения. Правовые нормы §2.3.4. §2.3.5.
использования программного обеспечения.
№8
Информация
и
общество.
Понятие
–
ресурсы. §2.5.3. № 6, 7
Информационные ресурсы
Информационные процессы в природе, обществе, технике. §2.5.3. № 13
Практическая работа № 18 «Организация индивидуального
информационного пространства»
Формирование информационного общества. Возможности и §4.3.6. §4.3.7 (9
риски информационного общества
кл)
Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Практическая
работа № 19 «Поиск информации в WWW»
Сетевое коллективное взаимодействие. К.р. № 3 по теме
«Информационная деятельность человека»
15

Календарно-тематическое планирование
материала учебного курса «Информатика»
9 класс
№и
дата
урока
1.1

2.2
3.3
4.4
5.5
6.6
7.7
8.8
9.9
10.10

11.1
12.2
13.3
14.4
15.5
16.6
17. 7
18.8

Тема урока

Тип урока

Вид, формы
контроля

Тема Информация и информационные процессы – 10 ч.
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
Введение.
Техника безопасности и организация рабочего
стр. 3-6
места.
Информация и её свойства
изучение нового
§1.1. стр.11
материала
№ 7 ,8
Информационные процессы. Обработка
изучение нового
§1.2.1-1.2.3,
информации
материала
№ 6, 7
Информационные процессы. Хранение и
изучение нового
§1.2.4 –
передача информации
материала
1.2.6, №8
Всемирная паутина как информационное
изучение нового
§1.3. № 11
хранилище
материала
Представление информации. Дискретная форма Изучение нового
§1.4
представления информации.
материала
Единицы измерения информации
Практическое
§ 1.5, 1.6
занятие
Модели и моделирование.
Изучение нового
материала
Виды информационных моделей и их
Практическое
назначение
занятие
Обобщение и систематизация основных
Повторение и
понятий темы «Информация и
закрепление
информационные процессы». Проверочная
знаний
работа №1
Тема «Алгоритмы и начала программирования» - 16ч.
Алгоритмический язык – формальный язык для Изучение нового
§2.1, № 11,
записи алгоритмов.
материала
15
Свойства
алгоритмов.
Способы
записи Изучение нового
§2.2, № 7, 9
алгоритмов.
материала
Программа
–
запись
алгоритма
на Изучение нового
§2.3.1 –
алгоритмическом языке.
материала
2.3.2, № 3
Понятие исполнителя.
Практическое
§2.3.1-2.32,
занятие
№ 9-11
Учебные исполнители как примеры
Практическое
№ 15 стр.89
формальных исполнителей.
занятие
Учебный исполнитель Робот. Назначение, Практическое
№ 12, 13
среда, режим работы, система команд.
занятие
Учебный исполнитель Робот. Назначение, Практическое
§2.1-§2.5
среда, режим работы, система команд.
занятие
Учебная программа в среде исполнителя Робот. Практическое
Линейный алгоритм
занятие
16

№и
Тема урока
дата
урока
Учебная программа в среде исполнителя Робот.
19.9
Линейный алгоритм
20.10 Учебная программа в среде исполнителя Робот.
Разветвляющиеся алгоритмы
21.11 Учебная программа в среде исполнителя Робот.
Разветвляющиеся алгоритмы
22.12 Учебные программы в среде исполнителя Робот
23.13
24.14
25.15
26.16

27.1
28.2
29.3
30.4

31.5
32.6

33.7
34.8

Тип урока

Вид, формы
контроля

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Учебный исполнитель Чертёжник. Назначение, Практическое
среда, режим работы, система команд.
занятие
Учебные программы в среде исполнителя
Практическое
Чертёжник
занятие
Учебные программы в среде исполнителя Робот Практическое
и Чертёжник
занятие
Обобщение и систематизация основных
Практическое
понятий темы «Алгоритмы и начала
занятие
программирования». Проверочная работа № 2
Тема Информационные и коммуникационные технологии – 8ч
Гигиенические, эргономические и технические изучение нового
§3.1, № 10
условия безопасной эксплуатации компьютера. материала
Текстовые документы и их структурные
изучение нового
§3.2, № 6,12
единицы
материала
Обработка текстов (раздел, абзац, строка,
Практическая
§3.3, № 3 - 9
слово, символ).
работа
Создание и редактирование текстовых
Повторение и
§3.1 - §3.9,
документов на компьютере
закрепление
№ 11
знаний
Форматирование абзацев
Включение в текстовый документ списков,
изучение нового
§4.1, № 3-5
таблиц, диаграмм, формул и графических
материала
объектов.
Форматирование страниц документа
практическая
§4.2, №5, 10
работа
Обобщение и систематизация основных
практическая
§4.3.1-4.3.3,
понятий темы «Информационные и
работа
№ 3-6
коммуникационные технологии». Проверочная
работа № 3

Литература
Список методических и учебных пособий, используемых в образовательном
процессе
Учебно-методический комплект:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по
информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

17

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике
для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и
образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
3 Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5- 7». – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014г..
6. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015.
7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Интернет-ресурсы:
6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
7. Ресурс i-класса Центра образования "Технологии обучения"
http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=221
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?
interface=pupil&class[]=50&subject[]=19
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.06/p/page.html
10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/resource/183/37183
11. База данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов
пользователей сетевого образовательного сообщества «Открытый класс»
Основная:
Дополнительная:
1. Тарасов Д., Электронная тетрадь по информатике 6 класс (к учебнику Босовой Л.Л.).
2. Тарасов Д., Информатика 6 класс в поморщь учителю и ученику (к учебнику
Босовой Л.Л.).
Электронные образовательные ресурсы
http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний
http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей
http://metod-kopilka.ru/ - Методическая копилка учителя информатики

18


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».