Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 15:46:37 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Новосельская СОШ»
____________ И. А. Федоров
приказ №123 «30 » августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
МАТЕМАТИКА И
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Возраст обучающихся – 6,5 – 8 лет
Срок реализации – 1 год
Количество часов в неделю - 1
Составитель: учитель начальных классов
Корнилова Елена Вениаминовна, 1КК
с. Новое Село
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с рекомендациями Примерной программы,
рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с
особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов
обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1 – 4 классы)
авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс,
объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие
мыслительной и конструкторско – практической деятельности. Основная цель курса –
обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические
представления.
Внимание
уделяется
развитию
логического
мышления
и
пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.
Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по
направлению общеинтеллектуального развития личности.
Цель: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и
развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско –
практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления,
графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
Задачи:
- создать условия для расширения, углубления и совершенствования
геометрических представлений, знаний и умений учащихся;
- помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;
- развивать воображение и логическое мышление детей;
- одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, развитие
любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, для обучающихся 1- 2
классов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие
направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту(алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей(танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный(промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин
и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка. Указывающая
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту( алгоритму):
путешествие точки(на листе в клетку). Построение собственного маршрута
(рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции(Треугольники, таны ,
уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обсуждения.
Составлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учащиеся должны уметь:
чертить отрезки, прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и
отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную,
многоугольник, угол многоугольника;
делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей,
преобразовывать фигуру по заданному условию;
определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
соблюдать правила безопасности;
изготовлять несложные аппликации;
поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
Содержание курса внеурочной деятельности
Интегрированный курс объединяет в один учебный предмет два разноплановых по
способам изучения: математику и трудовое обучение.
Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными
положениями которого являются:
преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и
технологии;
усиление геометрического содержания начального курса математики за счет
углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет
расширения содержания его геометрической составляющей: изучая свойства
диагоналей прямоугольника( квадрата) и способы построения этих фигур на
нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное
расположение на плоскости различных фигур( в том числе вписанного в
окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с
некоторыми многогранниками( прямоугольный параллелепипед(куб), пирамида),
телами вращения(цилиндр, шар, сфера);
изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его
заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений
проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления,
для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и
выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.
Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:
- арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса
начальной школы;
- геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности
увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия,
плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Содержание курса – геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая
линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение
отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной.
Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и
неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата)
и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его
диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь
прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность.
Круг.
Центр,
радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное
расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в
окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в
окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на
3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного
параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка
прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная
пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар.
Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка
по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей
«Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы.
Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление
набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для
конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой
техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура),
сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба).
Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому
рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления:
простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка
из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной
пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих
форму
названных
многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм»,
«Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебники и учебные пособия:
Тетрадь по математике и конструированию. 1 класс Волкова С.И., Пчелкина
О.Л. – Просвещение, 2023.
Сборник «Рабочие программы. Начальные классы.2011, Просвещение.
Методические пособия:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 классе.(1 –
4):Пособие для учителя – Просвещение, 2015.
Ваолина В. Праздник числа(занимательная математика для детей):Книга для учителей
и родителей. – М.: Знание, 1994.-336с.
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей,
родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса».2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей,
родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса».2002
Оборудование. Игры.
1.Игра «Танграм»;
2.Набор геометрических фигур;
3.Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
4.Набор «Математика и конструирование».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Тема
Часы
Фактические
учебного сроки
времени прохождения
1 час
Введение учащихся в материал курса. Точка.
Линия. Изображение точки и линий на бумаге.
Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение 1 час
линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая
кривая.
Виды бумаги. Получение прямой путем сгиба1 час
ния бумаги. Свойства прямой.
Основное свойство прямой: через две точки
можно провести прямую и притом только одну.
Линейка — инструмент для проведения
прямой.
Горизонтальное, вертикальное, наклонное
положение прямой на плоскости.
Отрезок. Вычерчивание отрезка.
Преобразование фигур по заданным условиям.
Об Обозначение геометрических фигур буквами.
Изготовление полосок разной длины.
1 час
Повторение и закрепление пройденного.
Геометрические фигуры.
Конструирование модели самолета из полосок
бумаги.
Изготовление аппликации «Песочница».
Луч
Сравнение отрезков с помощью циркуля.
Сантиметр
Геометрическая сумма и разность двух
отрезков.
Угол. Развернутый угол.
Прямой угол. Непрямой угол.
Виды углов: прямой, тупой, острый.
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина
ломаной.
Закрепление пройденного.
Многоугольник.
Многоугольник.
Прямоугольник.
Противоположные стороны прямоугольника.
Квадрат.
Дециметр. Метр. Соотношение между сантиметром
и дециметром, метром и дециметром.
Дециметр. Метр. Соотношение между сантиметром
и дециметром, метром и дециметром.
Повторение и закрепление пройденного
Составление фигур из заданных частей.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Составление аппликаций «Ракета», «Домик»,
«Чайник».
Повторение и закрепление пройденного.
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и
аппликаций из ее частей.
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и
аппликаций из ее частей.
Оригами. Изготовление изделий «Гриб»,
«Бабочка», «Рыбка», «Зайчик».
Творческие работы. Выполнение мини проектов.
Творческие работы. Выполнение мини проектов.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час