Математика АООП УО 5 класс

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 14:55:48 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ "Новосельская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________

Федоров И.А.

Приказ № 123 от «30» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Составитель: Смирнова Зарима Анфасовна,
учитель математики ВВК

с. Новое Село, 2024г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе:
- Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR);
-Положения об организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной
образовательной программе;
-Рабочих программ по учебному предмету Математика в 5-9 классах ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), Алышева Т.В.,
Антропов А.П., Соловьева Д.Ю. — М.: Просвещение, 2018.
-Федерального
использованию

в

перечня

учебников,

образовательном

рекомендованных

процессе

в

(допущенных)

образовательных

к

учреждениях,

реализующих программы общего образования. (Приказ МО РФ № 234 от 28.12.2018)
Учебный

предмет

«Математика»

относится

к

предметной

области

«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4
часа в неделю).
Реализация образовательной деятельности на основе данной рабочей программы
возможна на основе использования учебника математики для 5 класса авторов Т. В.
Алышевой, Т. В. Амосовой, М. А. Мочалиной. Данный учебник является логическим
продолжением предметной линии учебников математики для 1—4 классов и обеспечивает
преемственность

в

обучении.

Указанный

учебник

математики

для

5

класса

общеобразовательных организаций, реализующих АООП (вариант 1), разработан с учётом
типологических особенностей обучающихся с лёгкой умственной отсталостью и
ориентирован на формирование у них жизненных компетенций в процессе изучения
математики.
Целью изучения математики является формирование жизненных компетенций у
обучающихся в процессе усвоения ими математических знаний и умений, подготовка их к
профессиональной деятельности путем решения практических задач.
Задачи:
- дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности;
формирование умения использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
2

- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Содержание тем учебного курса
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000.
Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и
единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и
от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25,
250 устно и с записью чисел.
Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков,
сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных единиц и общего
количества сотен, десятков, единиц в числе.
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м.
Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т).
Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т=10 ц.
Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена
нескольких купюр одной.
Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел,
полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Арифметические действия
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100).
Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение вычитание чисел
в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка с остатком.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 ⋅ 2; 400 ⋅
2; 420 ⋅ 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5).
Умножение деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд
(24 ⋅ 2; 243 ⋅ 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений.
3

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами
(мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55см±16см; 55см±45см;
1м−45см; 8м55см±3м16см; 8м55см±16см; 8м55см±3м; 8м±16см; 8м±3м16см).
Дроби
Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби,
числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или
знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с
единицей. Дроби правильные, неправильные.
Арифметические задачи
Простые

арифметические

задачи

на

нахождение

части

числа.

Простые

арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого.
Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел вопросами: «На
сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.
Геометрический материал
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны
треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам
углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью
циркуля и линейки.
Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D).
Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.
Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для
обозначения геометрических фигур.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

освоение

АООП

(вариант

1)

предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты: У обучающегося будет сформировано:
•проявление

мотивации

при

выполнении

отдельных

видов

деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;
4

практической

•умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с
помощью учителя);
• желание выполнить математическое задание правильно, в соответствии с данным
образцом с использованием знаковой символики или инструкцией учителя;
• начальные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному
выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного
пошагового алгоритма;
•умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической
операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической
терминологии в виде отчёта о выполненной деятельности или плана пред-стоящей
деятельности (с помощью учителя);
• начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики и иными
дидактическими материалами;
•знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки
безопасного использования инструментов (измерительных, чертёжных) при выполнении
математического задания;
•навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов
деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и
одноклассникам; желание и умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в
выполнении математического задания;
•начальные

умения

производить

самооценку

выполненной

практической

деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений,
измерений,

построений

и

пр.,

при

необходимости

осуществлять

необходимые

исправления неверно выполненного задания;
•понимание

связи

определённых

математических

знаний

с

некоторыми

жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения
доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми
навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
•начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни,
бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице; умение
использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения;
•уважительное отношение к месту своего проживания, малой родине, культуре
своего и других народов, составляющих ближайшее окружение.
5

Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
• знание числового ряда 1—1000 в прямом порядке; умение читать, записывать под
диктовку, сравнивать числа в пределах 1000; упорядочивать круглые сотни в пределах
1000;
• умение считать в пределах 1000, присчитывая разрядные единицы (1, 10, 100), и
числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
• умение определять и называть разряды в записи трёхзначного числа (сотни,
десятки, единицы), раскладывать трёхзначные числа на сотни, десятки, единицы;
• знание названий, обозначений единиц измерения (мер) длины (1 км), массы (1 ц,
1 г, 1 т), времени (1 с); соотношение крупных и мелких единиц измерения стоимости,
длины, массы, времени (с помощью учителя);
•знание денежных купюр в пределах 1000 р.; осуществление размена, замены
нескольких купюр одной;
•сравнение чисел, полученных при измерении однородных величин двумя
единицами измерения (мерами);
• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через
разряд и с переходом через разряд приёмами письменных вычислений; в лёгких случаях
без перехода через разряд — приёмами устных вычислений;
• знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; умение
пользоваться таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и
частного;
• выполнение умножения чисел 10, 100 и на 10, 100; деления на 10, 100 без остатка
в пределах 1000;
• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число
приёмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при
вычислениях таблиц умножения на печатной основе (в трудных случаях);
• выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя
единицами измерения (мерами) длины, стоимости, массы приёмами устных вычислений
без преобразований (с помощью учителя);
• знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;
• выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше) … ?» (с помощью учителя); на пропорциональную зависимость
между ценой, количеством, стоимостью; составных задач в два арифметических действия;
• различение видов треугольников в зависимости от величины углов;
6

• различение радиуса и диаметра окружности, круга; построение окружности с
помощью циркуля по заданному диаметру (с помощью учителя).
Достаточный уровень
• знание числового ряда 1—1000 в прямом и обратном порядке; умение читать,
записывать под диктовку, сравнивать и упорядочивать целые числа в пределах 1000;
• умение присчитывать и отсчитывать разрядными единицами (по 1 ед., 1 дес., 1
сот.) и числовыми группами (по 20, 50, 200) в пределах 1000;
• знание разрядов трёхзначного числа; умение представить числа в пределах 1000 в
виде суммы разрядных слагаемых, получить трёхзначное число из разрядных слагаемых;
• знание названий, обозначений единиц измерения (мер) длины (1 км), массы (1 ц,
1 г, 1 т), времени (1 с); соотношение крупных и мелких единиц измерения стоимости,
длины, массы, времени;
• знание денежных купюр в пределах 1000 р.; осуществление размена, замены
нескольких купюр одной;
• выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости,
длины, массы (в пределах 1000, с помощью учителя);
• сравнение и упорядочение чисел, полученных при измерении однородных
величин двумя единицами измерения (мерами);
• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через
разряд приёмами устных вычислений, с переходом через разряд приёмами письменных
вычислений; умение выполнять проверку сложения и вычитания;
• умение найти неизвестный компонент сложения и вычитания;
• выполнение умножения чисел 10, 100 и на 10, 100; деления на 10, 100 без остатка
и с остатком в пределах 1000;
• выполнение умножения и деления чисел в пределах 1000 на однозначное число
приёмами письменных вычислений; в лёгких случаях — приёмами устных вычислений;
•выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя
единицами измерения (мерами) длины, стоимости, массы приёмами устных вычислений
без преобразований;
•знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, прочитать,
сравнить обыкновенные дроби;
•выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько
больше/меньше … ?», «Во сколько раз больше/меньше … ?»; на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на пропорциональную зависимость между
7

ценой, количеством, стоимостью; составных задач в два арифметических действия, в три
арифметических действия (с помощью учителя);
•знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
•знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенного обозначения;
построение окружности с помощью циркуля по заданному диаметру;
•вычисление

периметра

многоугольника

(треугольника,

квадрата,

прямоугольника).
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Сотня
Тысяча
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
с переходом через разряд
Обыкновенные дроби
Умножение и деление на 10, 100
Числа, полученные при измерении величин
Умножение и деление чисел в пределах 1 000
Итоговое повторение
Итого

Всего
часов
28
36
14

Из них
практических
2
2
1

12
6
8
26
6
136

1
1
1
8

Календарно-тематическое планирование
5 класс (4ч в неделю, 136ч в год)
Название
темы/раздела

Количество
часов

Разделы
Содержание темы/раздела
програм
мы
Первое полугодие — 64 ч
Сотня (27 ч)

Нумерация и
арифметические
действия в пределах
100 (повторение)

8

Нумерац Числовой ряд в пределах 100. Место каждого
ия
числа в числовом ряду. Получение
следующего, предыдущего
чисел.
Разряды, их место в записи числа.
Состав двузначных чисел из десятков и
единиц.
Однозначные, двузначные числа.
Сравнение, упорядочивание чисел
Арифме Сложение и вычитание чисел в пределах 100
тические без перехода через разряд приёмами устных
действия вычислений.
Сложение и вычитание двузначного и
однозначного
чисел в пределах 100 с переходом через разряд
8

Линии

1

Числа, полученные
при измерении
величин

3

приёмами устных вычислений (45 + 6; 45 – 6).
Табличное умножение и деление в пределах
100.
Нахождение значения числового выражения
со скобками в 2 арифмети ческих действия
(сложение, вычита ние), без скобок в 2
арифметических
действия
(сложение,
вычитание, умножение, деление)
Арифмети Простые и составные арифметичес кие задачи
ческие (в 2 действия), их дифференциация.
задачи Составление и решение арифметичес ких
задач по предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи
Геометр Линии (прямая, кривая, луч, отрезок, ломаная),
ичес
их дифференциация.
кий
Дифференциация замкнутых, незамкнутых
матери
линий (кривых, ломаных).
ал
Обозначение отрезка, ломаной буквами
латинского алфавита.
Измерение длины отрезков в сантиметрах и
миллиметрах.
Пересекающиеся, непересекающиеся отрезки.
Вычисление длины ломаной
Единиц Величины (стоимость, длина, масса, ёмкость,
ы
время), единицы измерения величин (меры).
измерен Дифференциация чисел, полученных при
ия и их
счёте предметов и при измерении величин.
соотнош Соотношение единиц измерения длины (1 м =
ения
100 см, 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10
мм), стоимости (1 р. = 100 к.), времени (1 сут.
= 24 ч, 1 год = 12 мес., 1 мес. = 30 (28, 29, 31)
сут., 1 ч = 60 мин, 1 нед. = 7 сут.).
Сравнение чисел, полученных при измерении
величин одной, двумя мерами.
Денежные купюры номиналом 50 р., 100 р.;
размен,замена нескольких купюр одной
купюрой.
Определение времени по часам тремя
способами.
Двойное обозначение времени
Арифме Арифметические
действия
(сложение,
тичесие вычитание, умножение, деление) с числами,
действия полученными при измерении одной мерой.
Сложение и вычитание двузначных чисел в
пределах 100 с переходом через разряд
приёмами устных вычислений (45 + 26; 45 –
26)
Арифме Простые и составные арифметические задачи
ти(в 2 действия), их дифференциация.
ческие
Составление и решение арифметических задач
задачи
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи
9

Центнер

1

Сложение и вычитание чисел,
полученных при
измерении величин
двумя мерами
(устные
вычисления)

3

Резерв
Контроль и учёт
знаний
Углы

1
1

Нахождение неизвестного
слагаемого

2

Нахождение
неизвестного
уменьшаемого

1

Нахождение
неизвестного
вычитаемого

2

1

Единицы
измерения
и их соотношения

Знакомство с единицей измерения (мерой)
массы — центнером.
Запись: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
Сравнение,
упорядочивание
чисел,
полученных при измерении массы одной,
двумя мерами
Арифмети Сложение и вычитание чисел, полученных при
-ческие
измерении двумя единицами измерения
действия (мерами) стоимости, длины, массы (с
соотношением 10, 100) приёмами устных
вычис-лений без преобразований (45 м 33 см ±
20 м 10 см; 45 м 33 см ± 20 м; 45 м 33 см ± 10
см; 45 м + 33 см
Геометри Построение отрезка указанной длины; такой
ческий
же
длины,
как
данный
отрезок;
материал длиннее/короче данного отрезка

Геометрич Дифференциация углов по их виду (прямой,
еский
острый, тупой) на глаз, с самопроверкой с
материал помощью чертёжного угольника.
Построение углов заданного вида с вершиной
в задан-ной точке, со стороной на данной
прямой, с вершиной в данной точке и
стороной, лежащей на прямой.
Определение видов углов ломаной.
Обозначение углов ломаной линии буквами
латинского алфавита (АВС).
Построение с помощью циркуля отрезка,
равного длине ломаной
Арифмети Решение примеров с неизвестным слагаемым,
-ческие
обозначенным
буквой
«х»;
проверка
действия правильности вычислений
Арифмети Простые
арифметические
задачи
на
-ческие за- нахождение неизвестного слагаемого: краткая
дачи
запись задачи, решение
задачи с проверкой
Арифмети Решение
примеров
с
неизвестным
-ческие
уменьшаемым, обозначенным буквой «х»;
действия проверка правильности вычислений
Арифмети Простые
арифметические
задачи
на
-ческие
нахождение неизвестного уменьшаемого:
задачи
краткая запись задачи, решение задачи с
проверкой
Арифмети Решение
примеров
с
неизвестным
-ческие
вычитаемым, обозначенным буквой «х»;
действия проверка правильности вычислений.
Дифференциация примеров с неизвестным
компонентом сложения и вычитания
10

Арифмети Простые
арифметические
задачи
на
-ческие
нахождение
неизвестного
вычитаемого:
задачи
краткая запись задачи, решение задачи с
проверкой.
Дифференциация задач на нахождение
неизвестного
компонента
сложения
и
вычитания
Резерв
Контроль и учёт
знаний

1
1

Многоугольники 1

1

Нумерация чисел
в пределах 1000:
круглые сотни

2

Трёхзначные числа в 3
пределах
1000

Геометрич Многоугольники, их дифференциация.
еский
Элементы многоугольников, их количество.
материал Обозначение
многоугольников
буквами
латинского алфавита
Тысяча (37 ч)
Нумера
Образование круглых сотен в пределах 1000,
ция
их запись и название.
Ряд круглых сотен.
Присчитывание, отсчитывание по 100 в
пределах 1000.
Сравнение и упорядочение круглых сотен.
Моделирование круглых сотен, полученных
при измерении стоимости в рублях, с
помощью купюр номиналом 100 р.
Единицы Денежные купюры достоинством 200 р., 500
измерения р., 1000 р.;
и их соот- размен данных купюр купюрами по 100 р.
ношения Замена нескольких купюр по 100 р. одной
купюрой
более крупного достоинства
Арифмети Сложение, вычитание круглых сотен и числа
-ческие
100
(300 + 100; 400 – 100)
действия
Нумерац Получение трёхзначных чисел в пределах 1000
ия
из сотен, десятков и единиц; из сотен и
десятков; из сотен и единиц.
Чтение и запись чисел в пределах 1000.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Место
разрядов в записи числа.
Сравнение чисел на основе их разрядного
состава.
Разложение трёхзначных чисел на сотни,
десятки и единицы.
Представление трёхзначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых; получение
трёхзначных чисел из разрядных слагаемых.
Моделирование чисел, полученных при
измерении стоимости в пределах 1000 р., с
помощью купюр и монет на основе их
разрядного состава
11

Числовой ряд в
пределах 1000

3

Округление чисел

2

Резерв

1

Контроль и учёт
знаний
Круг. Окружность

1

Грамм

2

1

Арифмети Сложение и вычитание на основе разрядного
ческие дей состава чисел в пределах 1000 приёмами
ствия
устных вычислений (400 + 30, 430 – 30, 430 –
400; 400 + 3, 403 – 3, 403 – 400; 123 – 100, 123
– 20, 123 – 3
Нумерац Числовой ряд в пределах 1000.
ия
Присчитывание, отсчитывание по 1 ед. в
пределах 1000. Получение следующего и
предыдущего числа.
Присчитывание, отсчитывание по 1 дес., 1 сот.
в пределах 1000.
Сравнение чисел по их месту в числовом ряду.
Упорядочение чисел в пределах 1000.
Арифмети Сложение и вычитание в пределах 1000 на
-ческие
основе присчитывания, отсчитывания по 1
действия (345 ± 1; 340 ± 1; 349 ± 1), по 100 (240 ± 100)
Нумера
Округление чисел в пределах 1000 до
ция
десятков, до сотен; знак округления (≈).
Округление до указанного разряда чисел,
полученных при измерении длины предметов,
расстояний, стоимости товаров

Геометрич Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
еский
окружность, дуга.
материал Дифференциация шара, круга, окружности.
Взаимное положение круга, окружности и
точек плоскости (лежат на окружности,
находятся внутри окружности, вне круга).
Линия в круге: радиус. Обозначение радиуса
буквой латинского алфавита (R). Свойства
радиусов окружности (круга).
Построение радиуса окружности (круга),
измерение его длины.
Построение окружностей с указанными
радиусами. Взаимное положение окружностей
(пересекаются, не пересекаются, касаются)
Единицы Знакомство с единицей измерения (мерой)
измерения массы — граммом.
и их соот Запись: 1 г. Соотношение: 1 кг = 1000 г.
ношения Сравнение, упорядочение чисел, полученных
при измерении массы одной, двумя мерами.
Выявление массы товара, указанной на его
упаковке.
Сравнение товаров по их массе
Арифмет Сложение и вычитание чисел, полученных при
ические измерении массы в килограммах и граммах,
действия приёмами устных вычислений без преобразова
ний (35 кг 500 г ± 14 кг 100 г; 35 кг 500 г ± 14
кг; 35 кг 500 г ± 100 г; 35 кг + 500 г)
12

Сложение и вычита
ние чисел в преде
лах 1000 (устные
вычисления):
сложение и вычита
ние на основе
разрядного состава
чисел

2

Сложение и
вычитание
круглых сотен

2

Сложение и
2
вычитание
трёхзначных чисел и
круглых сотен
Сложение и
3
вычитание
трёхзначных чисел и
круглых десятков

Сложение и
вычитание
трёхзначных и
однозначных чисел

2

Сложение и
вычитание
трёхзначных чисел

2

Резерв

1

Контроль и учёт
знаний
Четырёхугольники

1
1

Арифмет Сложение и вычитание на основе разрядного
ические состава чисел в пределах 1000 приёмами
действия устных вычислений с записью примеров в
строчку (230 + 4; 204 + 30; 200 + 34; 234 – 34)
Арифмет Составные арифметические задачи в 3
ические действия: краткая запись, решение.
задачи
Составление арифметических задач в 3
действия по краткой записи и предложенному
сюжету, их решение
Арифмет Сложение и вычитание круглых сотен в
ические пределах 1000 приёмами устных вычислений с
действия записью примеров в строчку (400 ± 200; 400 +
600; 1000 – 200)
Нумерац Присчитывание, отсчитывание по 200 в
ия
пределах 1000
Арифмет Сложение и вычитание трёхзначных чисел и
ические круглых сотен приёмами устных вычислений с
действия записью примеров в строчку (640 ± 200; 645 ±
200). Нахождение неизвестного компонента
сложения и вычитания в примерах с числами в
пределах 1000
Арифмет Сложение и вычитание трёхзначных чисел и
ические круглых десятков приёмами устных
действия вычислений с записью примеров в строчку
(640 ± 20; 645 ± 20; 250 + 50).
Вычисления на основе применения
переместительного свойства сложения (20 +
640; 20 + 645
Нумерац Присчитывание, отсчитывание по 20, 50 в
ия
пределах 1000
Арифмет Сложение и вычитание трёхзначных и
ические однозначных чисел без перехода через разряд
действия приёмами устных вычислений с записью
примеров в строчку (645 ± 2).
Вычисления на основе применения
переместительного свойства сложения (2 +
645)
Арифмет Сложение и вычитание трёхзначных чисел,
ические трёхзначных и двузначных чисел без перехода
действия через разряд приёмами устных вычислений с
записью примеров в строчку
(250 ± 120; 255 ± 23; 255 ± 123)

Геометри Четырёхугольники, их дифференциация.
ческий
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат.
материал Противоположные стороны прямоугольника
(квадрата), их свойство.
Построение прямоугольника (квадрата) с
13

Километр

2

Единицы
измерени
я и их
соотноше
ния

Арифмет
ические
действия

Сравнение чисел
с вопросами «На
сколько больше?»,
«На сколько
меньше?»

2

Арифмет
ические
действия
Арифмет
ические
задачи

Диагонали прямоугольника

1

Резерв

1

Сложение и
вычитание чисел в
пределах 1000 (устные вычисления)
Сложение с переходом через разряд

1

Вычитание с
переходом через
разряд

5

Сложение и
вычитание с

3

4

Геометри
ческий
материал

помощью чертёжного угольника.
Смежные стороны прямоугольника (квадрата),
их свойства
Знакомство с единицей измерения (мерой)
длины — километром.
Запись: 1 км. Соотношение: 1 км = 1000 м.
Сравнение, упорядочение чисел, полученных
при измерении длины одной, двумя мерами.
Определение удалённости населённых
пунктов или объектов (больницы, музея,
аэропорта и пр.) по информации,
представленной на информационноуказательных знаках дорожного движения.
Соотношение: 1 м = 1000 мм
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении длины в километрах и метрах,
приёмами устных вычислений без
преобразований (60 км 700 м ± 2 км 100 м;
60 км 700 м ± 2 км; 60 км 700 м ± 100 м;
60 км + 100 м)
Определение отношения двух чисел,
полученных при счёте предметов и при
измерении величин, с вопросами «На сколько
больше/меньше?» с помощью
арифметического действия — вычитания
Простые арифметические задачи на
определение отношения двух чисел с
вопросами «На сколько больше/меньше?»:
краткая запись, решение, ответ
Диагонали прямоугольника (квадрата), их
построение, обозначение, измерение.
Свойства диагоналей прямоугольника
(квадрата)

Второе полугодие — 72 ч
Тысяча (57 ч)
Арифмет Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
ические без перехода через разряд приёмами устных
действия вычислений с записью примеров в строчку
(все случаи)
Арифмет Сложение чисел в пределах 1000 с переходом
ические через разряд приёмами письменных
действия вычислений с записью примеров в столбик
(все случаи)
Арифмет Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом
ические через разряд приёмами письменных
действия вычислений с записью примеров в столбик
(все случаи)
Арифмет Сложение и вычитание чисел в пределах 1000
ические с пере-ходом через разряд приёмами
14

переходом через
разряд (все случаи)

действия письменных вычислений (все случаи).
Проверка сложения с помощью перестановки
слагаемых.
Проверка вычитания с помощью сложения.
Нахождение значения числового выражения в
2 арифметических действия со скобками и без
скобок (сложение, вычитание) с числами в
пределах 1000 приёмами письменных
вычислений

Резерв

1

Контроль и учёт
знаний
Треугольники.
Виды
треугольников:
остроугольный,
прямоугольный,
тупоугольный

1

Единицы измерения
времени. Год

1

1

Умножение и деение 4
чисел на
однозначное число
(устные
вычисления)

Сравнение чисел
с вопросами «Во
сколько раз больше?», «Во сколь-ко
раз меньше?»

2

Геометри Треугольник, его обозначение буквами
ческий
латинского алфавита ( АВС). Стороны
материал треугольника: основание, боковые стороны.
Классификация треугольников по видам
углов: остро-угольный, прямоугольный,
тупоугольный.
Построение треугольников (прямоугольного,
тупоугольного) по заданному виду угла и двум
длинам его сторон.
Единицы Определение времени по часам
измерен (механическим, электронным); соотнесение
ия и их
времени, изображённого на электронных
соотнош часах, с частями суток.
ения
Порядок месяцев в году, количество суток в
каждом месяце. Соотношение: 1 год = 365
(366) сут. Високосный год
Арифмет Знак умножения (·).
ические Умножение и деление круглых десятков, сотен
действия на однозначное число приёмами устных
вычислений с записью
примеров в строчку (40 ∙ 2; 400 ∙ 2; 420 ∙ 2;
40 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 50 ∙ 5; 250 : 5).
Умножение и деление двузначных и
трёхзначных чисел без перехода через разряд
(24 ∙ 2; 243 ∙ 2; 48 : 2; 468 : 2) приёмами
устных вычислений с записью примеров в
строчку. Проверка выполненных вычислений
Нумерац Дифференциация чисел в пределах 1000 на
ия
чётные, нечётные числа
Арифмет Определение отношения двух чисел,
ические полученных при счёте предметов и при
действия измерении величин, с вопросами «Во сколько
раз больше/меньше?» с помощью
арифметического действия — деления
Арифмет Простые арифметические задачи на
ические определение отношения двух чисел с
задачи
вопросами «Во сколько раз больше/меньше?»:
краткая запись, решение, ответ.
15

Дифференциация простых арифметических
задач на определение отношения двух чисел с
вопросами «На сколько больше/меньше?», «Во
сколько раз больше/меньше?»
Резерв

1

Контроль и учёт
знаний
Виды
треугольников:
разносторонний,
равносторонний,
равнобедренный
Секунда

1

Умножение чисел
на однозначное
число (письменные
вычисления)

5

Деление с остатком

2

Деление чисел на
однозначное число
(письменные
вычисления)

6

1

1

Геометри Классификация треугольников по длинам
ческий
сторон: разносторонний, равносторонний,
материал равнобедренный.
Дифференциация треугольников по видам
углов и длинам сторон
Единицы Знакомство с единицей измерения (мерой)
измерения времени — секундой.
и их соот- Запись: 1 с.
ношения Соотношение: 1 мин = 60 с.
Секундная стрелка на циферблатах часов.
Секундомер.
Определение продолжительности событий в
секундах.
Сравнение, упорядочение чисел, полученных
при измерении времени в минутах и секундах
Арифмет Сложение и вычитание чисел, полученных при
ические измерении времени двумя единицами
действия измерения (мерами), приёмами устных
вычислений, без преобразований
(30 мин 25 с + 4 мин 15 с; 30 мин 25 с + 4 мин;
30 мин 25 с ± 15 с; 30 мин + 4 с)
Арифмет Алгоритм письменного выполнения
ические умножения на однозначное число: запись
действия примера в столбик, порядок выполнения
вычислений.
Умножение на однозначное число двузначных,
трёхзначных чисел без перехода и с переходом
через разряд приёмами письменных
вычислений
Арифмет Знакомство с делением с остатком на
ические однозначное число на основе предметнодействия пратических действий. Запись деления с
остатком в виде примера в строчку
(14 : 3 = 4 ост. 2), его чтение, решение.
Проверка деления с остатком.
Выполнение деления с остатком в столбик
Арифмет Простые арифметические задачи на деление с
ические остатком
задачи
Арифмет Деление двузначных и трёхзначных чисел на
ические однозначное число приёмами письменных
действия вычислений: запись примера в столбик,
алгоритм выполнения вычислений.
16

Умножение и
деление на
однозначное число
(все случаи)

3

Резерв

1

Контроль и учёт
знаний
Периметр многоугольника

1

Умножение чисел
10, 100. Умножение
на 10, на 100

2

Деление на 10,
на 100

2

Тонна

1

1

Деление на равные части и по содержанию, их
дифференциация.
Деление чисел, полученных при измерении
величин, на однозначное число приёмами
письменных вычислений (с записью примера в
столбик)
Арифмет Умножение и деление на однозначное число
ические чисел в пределах 1000 приёмами письменных
действия вычислений (все случаи).
Выполнение деления на однозначное число с
проверкой обратным действием —
умножением

Геометри Знакомство с понятием «периметр».
ческий
Обозначение периметра буквой латинского
материал алфавита (Р).
Нахождение периметра многоугольника
(треугольника, прямоугольника, квадрата
Арифмет Простые задачи геометрического содержания,
ические требующие вычисления периметра
задачи
прямоугольника (квадрата)
Арифмет Умножение 10 и на 10 в пределах 1000.
ические Умножение 100 на число (на основе
действия взаимосвязи сложения и умножения).
Умножение числа на 100 (на основе
переместительного свойства умножения).
Правило нахождения произведения, если один
из множителей равен 100; его использование
при выполнении вычислений
Арифмет Деление чисел в пределах 1000 на 10.
ические Деление круглых сотен на 100 (на основе
действия взаимосвязи умножения и деления).
Правило нахождения частного, если делитель
равен 100; его использование при выполнении
вычислений.
Деление чисел в пределах 1000 на 10 и 100 с
остатком; проверка деления с остатком
Единицы Знакомство с единицей измерения (мерой)
измерени массы — тонной.
я и их
Запись: 1 т. Соотношения: 1 т = 1000 кг, 1 т =
соотноше 10 ц.
ния
Сравнение, упорядочение чисел, полученных
при измерении массы одной, двумя мерами
Арифмет Сложение и вычитание чисел, полученных при
ические измерении массы двумя мерами, приёмами
действия устных вычислений без преобразований (5 т
340 кг ± 3 т 120 кг; 5 т 340 кг ± 3 т; 5 т 340 кг ±
120 кг; 5 т + 120 кг)
17

Преобразование
чисел, полученных
при измерении
величин: замена
крупных мер
мелкими мерами

2

Преобразование
чисел, полученных
при измерении
величин: замена
мелких мер
крупными мерами

2

Масштаб

1

Линии в круге

1

Доли. Получение
долей

1

Образование дробей

2

Единицы
измерени
я и их
соотношения

Алгоритм замены крупных мер мелкими
мерами.
Выражение чисел, полученных при измерении
длины, стоимости, массы, в более мелких
мерах (3 см = 30 мм).
Запись чисел, полученных при измерении
величин двумя мерами, с полным набором
знаков в мелких мерах (3 м 02 см).
Выражение чисел, полученных при измерении
величин в более мелких мерах (3 см 2 мм = 32
мм; 3 м 02 см = 302 см)
Арифмет Вычитание чисел, полученных при измерении
ические одной единицей измерения (мерой) длины,
действия стоимости, массы, приёмами устных
вычислений с преобразованиями (1 м – 25 см)
Единицы Алгоритм замены мелких мер крупными
измерени мерами.
я и их
Выражение чисел, полученных при измерении
соотдлины, стоимости, массы, в более крупных
ношения мерах (300 см = 3 м; 315 см = 3 м 15 см)
Арифмет Сложение чисел, полученных при измерении
ические одной единицей измерения (мерой) длины,
действия стоимости, массы, приёмами устных
вычислений с преобразованиями (75 см + 25 см)
Геометри Знакомство с понятием «масштаб». Запись: М
ческий
1 : 2; М 1 : 5, М 1 : 10; чтение записи.
материал Построение отрезка, квадрата,
прямоугольника в масштабе 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10
Геометри Взаимное положение круга, окружности и
ческий
отрезков (находятся внутри окружности, вне
материал круга, касаются окружности, принадлежат
кругу, не принадлежат кругу).
Линия в круге: диаметр. Обозначение
диаметра буквой латинского алфавита (D).
Свойства диаметров окружности (круга).
Построение диаметра окружности (круга),
измерение его длины. Вычисление длины
диаметра и радиуса: D = R ∙ 2; R = D : 2.
Линия в круге: хорда. Узнавание, называние,
построение хорды.
Дифференциация линий в круге (радиус,
диаметр, хорда)
Обыкновенные дроби (9 ч)
Дроби
Понятие доли целого. Получение долей в
результате предметно-практической
деятельности по делению целого объекта на
части, их запись, чтение. Половина ( 1/2),
треть ( 1/3), четверть ( 1/4) целого.
Количество долей в одной целой
Дроби
Образование, запись и чтение обыкновенных
дробей.
Числитель, знаменатель дроби
18

Сравнение долей

1

Дроби

Сравнение дробей

2

Дроби

Правильные и
неправильные
дроби
Резерв

1

Дроби

Контроль и учёт
знаний
Итоговое
повторение

1

Выделение на основе предметно-практической
деятельности более крупных и более мелких
долей, их сравнение
Сравнение дробей с одинаковыми
знаменателями, с одинаковыми числителями.
Упорядочение обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями
Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Правильные и неправильные дроби, их
дифференциация

1

6

. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Алышева Т.В. , Амосова Т.В. , Молчалина М.А. Математика.5 класс: Учебник
для

общеобразовательных

организаций

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы ФГОС. М.: «Просвещение», 2023 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рабочие программы по учебному предмету Математика в 5-9 классах ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), Алышева Т.В.,
Антропов А.П., Соловьева Д.Ю. — М. : Просвещение, 2018.
2. Математика. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы / М. Н. Перова, Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю.
Соловьева. — М. : Просвещение, 2017.
3. Математиква: 5-й класс: Методическое пособие к учебнику Т.В. Алышевой,
М.А. Мочалиной. М.: Просвещение, 2023.

19


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».