Федоров Иван
Алексеевич
Подписано цифровой подписью: Федоров
Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич, o=МАОУ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ», ou,
email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2024.11.14 13:11:08 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики»
МАОУ «Новосельская СОШ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Федоров И. А.
Приказ № 123 от «30» августа
2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
3 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
с. Новое Село 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» составлена в соответствии:
Нормативно- правовые документы:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ
№1599 от 19.12.2015г.);
Специфика программы
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах
обучаются по варианту, который предполагает, что обучающийся получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция
ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании
адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими
обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и
межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной
обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при
необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО;
обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
Цели и задачи курса
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной
культурой,
развитие
музыкальности
учащихся.
Под
музыкальностью
подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это
умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования,
умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные
переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров,
а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную
память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские
навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения
с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной
деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого
потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических
идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и
профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной
художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных
взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления,
продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и
социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется
духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству,
малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов,
развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими
людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку
обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать
на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее
учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных
педагогических задач.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа по предмету «Музыка», согласно учебного план, рассчитана на 1
час в неделю, 3 класс – 34 часа в год.
Основное содержание учебного предмета
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе
формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди
различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее
привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря
развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и
доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению
Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на
деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми
процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных
психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально
подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на
аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым
относятся
мышление,
воля,
мотивация.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют
произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная.
Раздел планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета
«Музыка и пение» обучающимися с умственной отсталостью происходит в процессе
активного восприятия музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных
музыкальных инструментах.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения
вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в
мировом музыкальном процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и
интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к
осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной
исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее
пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной музыкальной деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного
отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка и пение» учащиеся
I-4 класса с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и
художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении
собственных музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того, школьники научатся
эмоционально выражать свое отношение к искусству, размышлять о музыке, выражать свое,
личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у них возникло то или иное
мнение. Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать музыку вновь и вновь,
при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и
необходимая ее часть.
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры,
интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические
суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными
нарушениями.
Уровни освоения предметных результатов
Минимальный уровень:
▪ Определение
характера
и
содержания знакомых
музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о
некоторых музыкальных инструментах и их звучании (фортепиано, барабан,
скрипка, труба, баян, гитара);
▪ Пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
▪ Правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
▪ Правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
▪ Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
▪ Передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
▪ Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
▪ Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
▪ Самостоятельное исполнение разученных детских песен;
▪ Знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
▪ Представление о музыкальных инструментах и их звучании (фортепиано,
барабан, скрипка, труба, баян, гитара)
▪ Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
▪ Пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
▪ Ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
▪ Исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
маршей, танцев;
▪ Владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Формирование базовых учебных действий по предмету Музыка
1. Личностные учебные действия
обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика;
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения
на основе интереса к его содержанию и организации;
положительное
отношение
к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
2. Коммуникативные учебные действия
обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в
процессе обучения;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми.
3. Регулятивные учебные действия
обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения, благодаря им
создавать условия для формирования и реализации начальных логических операций;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
4. Познавательные учебные действия
представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для
дальнейшего формирования логического мышления школьников;
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является
показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с
умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:
«Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной
деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные,
тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание
деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для
этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие
либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие
оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера,
выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни,
несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее,
расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание
спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к
колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия
— убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к
основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы
музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее
обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные
сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим
педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит
положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности
в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая
работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение
третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к
минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми
детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме
и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление
Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные
мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия,
введение музыки в режимные моменты учащихся.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания
детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное
музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, записей;
утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни
осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети
воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и
ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее
развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки
проявляется и в формировании положительных эмоций, которые
активизируют
мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям,
являются:
- художественность, доступность
-коррекционно-развивающая направленность.
Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной
формы музыкальных произведений. Учащимся с ограниченными возможностями
наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир
музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно
специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочногероические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми
объекты, отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения,
возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон
голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка
мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В
связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен
удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный
для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения
текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они
отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью,
чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения школьников с проблемами в развитии,
большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара,
доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не
специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает
положительное воздействие познавательные способности, является естественной формой
овладения богатством музыкальной культуры.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность,
триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и
контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит
эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения
ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс
художественно-образного
музицирования
и
творческое
самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя
ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах
общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было
связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной
мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и
пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс
развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с
общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс
становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного
образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление
жизненных связей музыки.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность,
триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и
контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит
эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения
ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс
художественно-образного
музицирования
и
творческое
самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя
ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах
общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было
связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной
мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и
пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс
развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с
общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс
становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного
образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление
жизненных связей музыки.
Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе
разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения
(Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные
формы общения ребенка с музыкой.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
-хоровое и ансамблевое пение;
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм,
балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей,
поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в
домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой
музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственноэстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней
раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка
«вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство,
защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественнопедагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму
общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина,
добро и красота в окружающем мире.
Данная программа не подразумевает жестко
регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные
темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока,
распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации
учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня
музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать
вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной
программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают
цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и
ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Педагогические технологии (методы, приемы) :
Для детей, обучающихся в коррекционной школе, восприятие музыки является ведущим
видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях.
Все сведения о музыке даются детям с использованием ее натурального звучания. Существует
много методов, которыми располагает учитель, для того чтобы воплотить в жизнь эту важную
задачу.
Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод имеет две разновидности:
наглядно-слуховой (исполнение музыки)
и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о
необходимости углубить восприятие музыки детьми.
Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об
исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты:
сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и жанровой
принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить,
опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О
чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может
быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении
нескольких занятий.
Практический метод. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается
различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить
фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и
дополняет ответы детей.
На третьем уроке учащимся предлагается различить средства
музыкальной
выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального
образа.
Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи,
чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в
движении.
Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный
эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей
жизненной позиции);
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
· проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);
или:
· в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или:
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
· нет интереса, эмоционального отклика;
· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
·нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального,
психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования
музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося
не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и
эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой
музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторнодвигательными проявлениями.
Используемые формы оценивания результатов обучения:
1. беседа,
2. тестирование,
3. наблюдение,
4. опрос.
Основное содержание учебного предмета
3 класс
Пение
1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
2) Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами.
3) Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
4) Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на
один слог.
5) Развитие умения контролировать слухом качество пения.
6) Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
7) Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
8) Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение
выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Коррекционные задачи:
- Развитие зрительной и слуховой памяти;
- Обучение классифицированию;
- Обучение координации действий различных групп мышц;
- Обучение исполнению песен артикуляционно, без звука. Развитие процесса
анализа.
Слушание музыки
1) Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
2) Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
3) Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон,
виолончель, балалайка.
4) Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
5) Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных
инструментах).
Коррекционные задачи:
- Развитие осмысленного восприятия;
- Развитие комбинированной памяти;
- Повышение уровня воспитанности;
- Развитие образного мышления.
Музыкальный материал для пения
Первая четверть:
- Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М.
Старокадомского, слова С. Михалкова.
- Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского,
слова А. Тимофеевского.
- Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина.
- Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть:
- Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
- Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
- Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Третья четверть:
- Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
- Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
- Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.
Четвертая четверть:
- Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
- Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю.
Энтина.
- Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского,
слова Э. Успенского.
- Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания
- Ф. Шуберт. Аве Мария.
- Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
- Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
- В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
- М. Теодоракис. Сиртаки.
- П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Е. Крылатое. Крылатые
качели. Из телефильма «Приключения Электроника».
- Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
- Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
- Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
- Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды нутром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского.
- Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина.
- Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова,
слова Ю. Энтина.
- Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
- Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Обязательный минимум ЗУН учащихся
Учащиеся должны знать:
- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;
- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один
слог;
- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2012год.
2.Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /С.И.
Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002
3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.:
Гуманит. Изд. «Владос», 2002
4 .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для
студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2002г.
5.Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
урока
Дата
Пение (2ч)
1
2
Тема урока
Содержание урока
Тип урока
Закрепление певческих навыков и умений
на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале.
Веселые путешественники. Из одноименного
к/ф муз. М. Старокадомского, сл С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма
«Чебурашка» муз. В. Шаинского, сл. А.
Тимофеевского
Веселые путешественники. Из одноименного к/ф
муз. М. Старокадомского, сл С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма
«Чебурашка» муз. В. Шаинского, сл. А.
Тимофеевского
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова
М. Пляцковского.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок закрепление
Закрепление певческих навыков и умений
на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале.
Слушание музыки (2ч)
Развитие умения дифференцировать части
3
музыкального произведения.
4
Пение (2ч)
5
Развитие умения дифференцировать части
музыкального произведения
Когда мои друзья со мной. Из к/ф «По секрету
всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
. Развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок».
Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Веселые путешественники. Из одноименного к/ф
муз. М. Старокадомского, сл С. Михалкова.
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и
золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А.
Хаита.
Развитие умения быстрой, спокойной смены
дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами.
Слушание музыки (1ч)
6
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок закрепление
7
Пение (4ч)
8
Развитие умения различать мелодию и
сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
«Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А.
Пришельца. Бу-ра-ти-но. Из телефильма
«Приключения Буратино». Музыка А.
Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Развитие умения распределять дыхание при
исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении звучания).
Если добрый ты. Из мультфильма «День
рождения кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита. Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова.
Если добрый ты. Из мультфильма «День
рождения кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита. Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова.
Почему медведь зимой спит? муз. Л. Книппера,
сл. А. Коваленкова. «Как на тоненький ледок»
русская народная песня. Обработка И.
Иорданского.
Почему медведь зимой спит? муз. Л. Книппера,
сл. А. Коваленкова. «Как на тоненький ледок»
русская народная песня. Обработка И.
Иорданского.
Урок изучения и
закрепления новых
знаний
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма
«Однажды утром». муз.В.
Шаинского,сл.Пляцковского.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения
Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю.
Энтина
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
закрепления новых
знаний
9
Развитие умения распределять дыхание при
исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении
и ослаблении звучания).
10
Развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один
слог.
11
Развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один
слог.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Слушание музыки (2ч)
12
13
Пение (4ч)
Развитие умения различать мелодию и
сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
Развитие умения различать мелодию и
сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
14
Развитие умения контролировать слухом
качество пения.
15
Развитие умения контролировать слухом
качество пения.
16
Работа над чистотой интонирования и
устойчивостью унисона.
17
Работа над чистотой интонирования и
устойчивостью унисона.
Слушание музыки (2ч)
Знакомство с музыкальными инструментами
18
и их звучанием: саксофон, виолончель,
балалайка.
Знакомство с музыкальными инструментами
19
и их звучанием: саксофон, виолончель,
балалайка.
Пение (2ч)
Развитие умения контролировать слухом
20
качество пения.
21
Развитие музыкального ритма, умения
воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной
артикуляции в сопровождении
инструмента.
«Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера,
сл. А. Коваленкова. «Новогодний хоровод» муз.
А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
«Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера,
сл. А. Коваленкова. «Новогодний хоровод» муз.
А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Как на тоненький ледок. Русская народная
песня. Обработка И. Иорданского. Новогодняя.
Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод
с украинского М. Ивенсен).
Как на тоненький ледок. Русская народная
песня. Обработка И. Иорданского. Новогодняя.
Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод
с украинского М. Ивенсен). «Почему медведь
зимой спит?» муз. Л. Книппера, сл. А.
Коваленкова. «Новогодний хоровод» муз. А.
Филиппенко, слова Г. Бойко.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
закрепления новых
знаний.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы
«Аида». П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета
«Щелкунчик».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы
«Аида». П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета
«Щелкунчик».
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Урок изучения и
закрепления новых
знаний
Песня Чебурашки. музыка В. Шаинского, слова
Э. Успенского
Урок изучения и
закрепления новых
знаний
Урок закрепления
новых знаний
Стой, кто идет? муз.В. Соловьева-Седого, сл.
С. Погореловского, Песня Чебурашки. музыка В.
Шаинского, слова Э. Успенского
Урок закрепление
знаний. Урок-концерт.
Слушание музыки (1ч)
22
Знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием: саксофон,
виолончель, балалайка.
«На горе-то калина» русская народная песня.
«Ах вы, сени мои, сени» русская народная
песня.
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Использование разнообразных
музыкальных средств (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью
исполнения песен.
Использование разнообразных
музыкальных средств (темп,
динамические оттенки) для работы над
выразительностью исполнения песен.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, сл. 3.
Александровой. Пойте вместе с нами. муз. и сл.
А. Пряжникова.
Комбинированный
урок.
Пойте вместе с нами. муз. и сл.А. Пряжникова.
Белые кораблики. муз. В. Шаинского, сл.Л.
Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок» муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина
Пойте вместе с нами. муз. и сл.А. Пряжникова.
Белые кораблики. муз. В. Шаинского, сл.Л.
Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок» муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, сл. 3.
Александровой. Чунга-Чанга. Из мультфильма
«Катерок» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
Урок закрепления
новых знаний
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Веселые гуси. Украинская народная песня.
Урок закрепления
новых знаний
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха
Шапокляк». муз. В. Шаинского, сл. Э.
Успенского.
Если добрый ты. Из мультфильма «День
рождения кота Леопольда». Музыка Б.
Комбинированный
урок.
Пение (4ч)
23
24
25
Работа над чистотой интонирования и
устойчивостью унисона.
26
Работа над чистотой интонирования и
устойчивостью унисона.
Слушание музыки (1ч)
Закрепление навыков игры на ударно27
шумовых инструментах, металлофоне.
Пение (4ч)
28
29
Развитие умения контролировать слухом
качество пения.
Развитие умения контролировать слухом
качество пения.
Урок изучения и новых
знаний
Комбинированный
урок.
Урок изучения и
первичного закрепления
30
Работа над чистотой интонирования и
устойчивостью унисона.
Пение выученных песен ритмично и
выразительно с сохранением строя и
ансамбля.
Слушание музыки (1ч)
Закрепление навыков игры на ударно32
шумовых инструментах, металлофоне.
31
Пение (2ч)
33
34
Пение выученных песен ритмично и
выразительно с сохранением строя и
ансамбля.
Пение выученных песен ритмично и
выразительно с сохранением строя и
ансамбля.
Савельева, слова А. Хаита. Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова.
Пойте вместе с нами. муз. и сл.А. Пряжникова.
Белые кораблики. муз. В. Шаинского, сл.Л.
Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок» муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, сл. 3.
Александровой. Чунга-Чанга. Из мультфильма
«Катерок» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина
новых знаний
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Веселые гуси. Украинская народная песня. «На
горе-то калина» русская народная песня. «Ах
вы, сени мои, сени» русская народная песня.
Урок закрепления
новых знаний
Пойте вместе с нами. муз. и сл.А. Пряжникова.
Белые кораблики. муз. В. Шаинского, сл. Л.
Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок» муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина
Повторение изученного материала за учебный
год.
Пойте вместе с нами. муз. и сл.А. Пряжникова.
Белые кораблики. муз. В. Шаинского, сл. Л.
Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок» муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина«Почему медведь
зимой спит?» муз. Л. Книппера, сл. А.
Коваленкова.
Комбинированный
урок.
Урок закрепления
новых знаний
Урок закрепления
новых знаний
Урок закрепление
знаний. Урок-концерт.