Подписано
Федоров цифровой
подписью: Федоров
Иван
Иван Алексеевич
2024.10.15
Алексеевич Дата:
10:23:06 +05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной
«Школа ведущего»
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Филаретова Л.В.
педагог дополнительного образования
с. Новое Село, 2024
Аннотация
к
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа ведущего». Классы: 5-8 классы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа ведущего» относится к социально-гуманитарной направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы
МАОУ
«Новосельская
СОШ»
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа ведущего» в 5-8 классах выделяется
1 учебный час в неделю, т.е. 34 часа в год.
Нормативно - методические материалы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября
2018г.
осуществления
№
196
«Об
образовательной
утверждении
Порядка
деятельности
по
организации
и
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
способствующих
дополнительных
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
14.
Методические рекомендации
«Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с
изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
15. Устав МАОУ «Бугалышская СОШ» (в действующей редакции).
16.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ «Бугалышская СОШ».
17.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
МАОУ
«Новосельская СОШ» (Приказ № 129 от 31.08.2023 г.)
18. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 129 от
31.08.2023 г.).
Дата утверждения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности «Школа ведущего» утверждена
директором МАОУ «Новосельская СОШ» приказом № 129 от 31.08.2023 г.
Цель: формирование у обучающихся высокой речевой культуры
(логически осмысленной, ясной и грамотной речи), как средства личностной
самореализации
в
области
ведущего
(исполнение
художественных
произведений, ведение концертов и массовых мероприятий различного
формата).
Задачи:
Обучающие:
•
Обучать логическому разбору и постановке действенной задачи
при исполнении художественного произведения;
•
Обучать
особенностям
ведения
массового мероприятия
в
соответствии с его форматом.
Развивающие:
•
Развивать умения владеть техникой речи: речевым дыханием,
чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;
•
Развивать
умения
грамотно
анализировать
сценарий
предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную
задачу и выстраивать сценарий под её решение;
Воспитательные:
•
Воспитывать индивидуальные психические черты и особенности
в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами
командной деятельности;
Форма аттестации:
- творческий отчет, открытое занятие, фестиваль, праздник, конкурс.
Методы и формы работы:
занятия в кружке
проводятся как в
групповой, так и в индивидуальной форме и по типу предполагаются
комбинированными, теоретическими, практическими и репетиционными.
Программой предусмотрены такие формы работы как: беседа, занятиеигра, защита проектов, деловая игра, сюжетно ролевая игра, дискуссия,
концерт, конкурс, мастер-класс, творческая мастерская, «мозговой штурм»,
творческий отчет, тренинг, открытое занятие, фестиваль, праздник.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа ведущего» относится к социально-гуманитарной направленности.
Уровень освоение программы – базовый.
Актуальность
программы заключается в
обучении
искусству
звучащего слова и развитие с его помощью общей речевой культуры на
основе приобщения обучающихся к жанру конферанса и овладения ими
основами самостоятельного написания сценарных планов, литературных
«подводок» к концертным номерам различных жанров, текстов ведущих к
открытию и закрытию массовых мероприятий различных форматов, а также
к исполнительскому искусству конферансье.
Новизна программы заключается в интеграции различных видов
деятельности: ораторское искусство, сценическое движение, сценическая
речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего. В постижении
обучающимися основ ораторского искусства, развитие коммуникативных
навыков, внимания, памяти, воображения, быстрой реакции. Занятия
способны содержательно и интересно заполнить досуг, дать возможность
проявить и выразить индивидуальность каждой личности.
Нормативно-правовые акты и документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября
2018г.
осуществления
№
196
«Об
образовательной
утверждении
Порядка
деятельности
по
организации
и
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. Распоряжением
31.03.2022 № 678-р);
Правительства Российской Федерации от
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
способствующих
дополнительных
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
14.
Методические рекомендации
«Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с
изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
15. Устав МАОУ «Новосельская СОШ» (в действующей редакции).
16.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ «Новосельская СОШ».
17.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
МАОУ
«Новосельская СОШ» (Приказ № 129 от 31.08.2023 г.)
18. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 129 от
31.08.2023 г.).
Категория учащихся:
Программа кружка «Школа ведущего» рассчитана на 3 года обучения.
Возраст участвующих в реализации данной программы от 11 до 16 лет.
На обучение по программе принимаются все желающие. Допускается
дополнительный набор детей и подростков на второй, третий годы обучения.
Занятия проходят 1 раза в неделю. На реализацию курса отводится 1
академический час в неделю – 34 часа в год.
На третьем году обучения занятия проводятся по индивидуальной
программе по всем разделам, одновременно обучающиеся третьего года
присутствуют на занятиях
в группах второго года обучения, помогая
младшим кружковцам.
Программа подлежит модификации в зависимости от набора детей и
возможности усвоения программы. В кружок принимаются все дети, не
имеющие медицинских противопоказаний.
Срок реализации программы (объем) – 3 года обучения (102 часа).
Формы и режим занятий: при реализации программы используется
групповая и индивидуальная форма, индивидуально-групповая работы.
Занятия проводятся в разновозрастной группе.
Занятия проводятся 1 раза
в неделю по 1 часу.
Время занятий
включает 40 мин. учебного времени и 10 мин. обязательный перерыв.
Перечень видов занятий: беседа, занятие-игра, деловая игра, сюжетно
ролевая игра, дискуссия, концерт, конкурс, мастер-класс, творческая
мастерская, тренинг, «мозговой штурм».
Перечень
форм
подведения
итогов реализации программы:
творческий отчет, открытое занятие, концерт, участие в конкурсах и
фестивалях, проведение школьных мероприятий и праздников.
Цель: формирование у обучающихся высокой речевой культуры
(логически осмысленной, ясной и грамотной речи), как средства личностной
самореализации
в
области
ведущего
(исполнение
художественных
произведений, ведение концертов и массовых мероприятий различного
формата).
Задачи:
Обучающие:
•
Обучать логическому разбору и постановке действенной задачи
при исполнении художественного произведения;
•
Обучать
особенностям
ведения
массового мероприятия
в
соответствии с его форматом.
Развивающие:
•
Развивать умения владеть техникой речи: речевым дыханием,
чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;
•
Развивать
умения
грамотно
анализировать
сценарий
предполагаемого массового мероприятия, выявлять его основную
задачу и выстраивать сценарий под её решение;
Воспитательные:
•
Воспитывать индивидуальные психические черты и особенности
в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами
командной деятельности;
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№ Название раздела (модуля).
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
4
2
2
1
Вводное занятие. Конферанс и
основы ведения массовых
мероприятий
2
Виды конферанса. Сценическая
речь
4
2
2
3
Значение поведения в актерском
искусстве. Сценическая речь
4
1
3
4
Дикция. Основы мастерства
ведущего
4
1
3
4
2
2
5
Особенности исполнения
произведений различных жанров
6
Структура массового
мероприятия
4
1
3
7
Основы работы со звуковой
аппаратурой
3
1
2
8
Речь и тело
4
1
3
9
Строение звукообразующего
аппарата
2
1
1
10
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
34
12
22
Репетиционнопостановочная
работа, работа с
репертуаром.
Участие
в
школьном этапе
Всероссийского
конкурса «Живая
классика»
Репетиции
досуговых
программ,
генеральные
репетиции
массовых
школьных
мероприятий
Второй год обучения
№ Название раздела (модуля).
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
1
Вводное занятие. Импровизация
4
2
2
2
Сценическая речь. Ролевой
конферанс.
4
2
2
3
Сценическая речь. Парный
конферанс
4
1
3
4
Актер и его роль. Работа над
ролью.
4
1
3
4
2
2
Репетиционнопостановочная
работа, работа с
репертуаром.
5
Основы мастерства актёра и
чтеца.
6
Техника импровизации.
4
1
3
7
Логика действия и предлагаемых
обстоятельств.
3
1
2
8
Интонационная выразительность
голоса. Развитие силы голоса.
4
1
3
Участие
в
школьном
и
муниципальном
этапах
Всероссийского
конкурса «Живая
классика»
Организация,
проведение
и
постановка
досуговых
мероприятий
1
Практическое
занятие:
2
1
Подборка
репертуара. Работа
в дуэте. Подготовка
ведущих
культурнодосуговых,
воспитательных
школьных
мероприятий
Репетиции
досуговых
программ,
генеральные
репетиции.
9
Проявление характера персонажа
в общении.
10
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
34
12
22
Третий год обучения
№ Название раздела (модуля).
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/
контроля
1
Вводное занятие. Подготовка
сценарных планов.
4
2
2
2
Лаборатория сценариста или
«Сценарные игры»
4
2
2
3
Ведение массовых мероприятий
различного формата.
4
1
3
4
Логика речи.
4
1
3
4
2
2
5
Логические ударения.
6
Инсценирование
4
1
3
7
Комплексы речевых гимнастик
для подготовки к выступлению
3
1
2
8
Деловая риторика
4
1
3
2
1
1
Репетиционнопостановочная
работа, работа с
репертуаром.
Участие
в
школьном этапе
Всероссийского
конкурса «Живая
классика»
Организация,
проведение
и
постановка
досуговых
мероприятий
Практическое
занятие:
Подборка
репертуара. Работа
в дуэте. Подготовка
ведущих
культурнодосуговых,
воспитательных
мероприятий.
Репетиции
досуговых
программ,
генеральные
репетиции.
9
Точная и последовательная
организация речи и движений
10
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
34
12
22
Содержание учебного (тематического материала)
Овладение искусством ведущего требует комплексного подхода,
который также является отличительной чертой данной программы: развитие
речевой
культуры
обучающихся
соединяется
с
совершенствованием
предпрофессиональных навыков по технике речи, искусству звучащего
слова, литературному творчеству. В зависимости от поставленных задач на
занятиях
используются
различные
методы
обучения.
Как
правило,
сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Занятие по темам программы включает теоретическую и практическую
части.
Теоретическая часть - это объяснение нового материала, информация
познавательного характера.
Практическая часть – тренинги, упражнения, разминка в игровой
форме, репетиционно - постановочная работа, работа с репертуаром.
Сами занятия включают три обязательных раздела:
1. Техника речи
2. Основы ведения массовых мероприятий
3. Искусство звучащего слова
В первый год обучения технике речи с обучающимися проводятся
упражнения по дыхательной и артикуляционной гимнастике; упражнения на
развитие силы голоса с элементами гимнастики; цикл упражнений
«Минутка» для
выступлением;
подготовки
речевого
тематическое
задание
аппарата
«Беседуем
юного
чтеца
перед
скороговорками
и
пословицами», упражнения на исправление недостатков собственной речи:
вялость, нечёткое произношение начала и конца слов, «проглатывание
слогов» и отдельных звуков в середине слова.
По основам ведения массовых мероприятий научить применять
полученные знания по современному литературному произношению на
основе специально подобранных текстов для закрепления правил орфоэпии.
Обучающиеся должны принять участие в создании простейших текстов на
заданную тему для ведения массовых мероприятий различных форматов
(концерт, молодёжный вечер, викторина и т.д.); начать ведение массовых
мероприятий в заданном формате; провести 1 - 2 конкурса в рамках работы с
залом.
По искусству звучащего слова программа предусматривает
участие
кружковцев в коллективной композиции «История басни» и исполнят басню
в стихах и прозе,
предварительно разобрав идейно¬ тематическое
содержание, авторское и личное отношение поставленной проблематике в
соответствии
со
своей
возрастной
категорией;
примут
участие
в
литературных тематических композициях.
1.Вводное занятие. Конферанс и основы ведения
массовых
мероприятий (4ч.) Беседа, теория, практика - Инструктаж по технике
безопасности, правилам поведения. Знакомство с программой обучения на
текущий год и расписанием. Практическое занятие:
«Будем
знакомы!».
Конферанс
и
конферансье:
Игровая программа
общие
сведения.
Интерактивная беседа с выполнением актёрских этюдов на тему «Если бы я
был ведущим». Определение понятий: массовое мероприятие, конферансье,
концертный номер.
2. Виды конферанса. Сценическая речь (4ч.) Особенности ведения
массовых мероприятий на открытых площадках и в зале. Парный и ролевой
конферанс. Выполнение практических заданий по освоению различных
видов конферанса: театрализованного, конкурсного, парного, массового.
Репетиционный процесс. Основные качества речи. Гигиена голоса. Речь и ее
виды.
Культура
стихотворных
речи.
Правила
произведений,
гигиены
анализ
и
голоса.
разбор.
Прослушивание
Игровой
тренинг,
артикуляционная, дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик.
Репетиционный процесс.
3. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическая речь
(4ч.) Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Компоненты
поведения (интонация, мимика, жест). Практические занятия. Развивающие
игровые тренинги. Упражнения на развитие психофизической подготовки.
Упражнения на выразительность действий.
номеров. Практические занятия.
Постановка концертных
Игровой тренинг, артикуляционная,
дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик.
4. Дикция. Основы мастерства ведущего (4ч.) Представление о
дикционной культуре. Особенности
Практические занятия.
освобождения
от
четкого произношения звуков.
Упражнения для развития речевого аппарата,
мышечных
зажимов,
артикуляционная
гимнастика,
сочетания гласных и согласных. Проговаривание, пропевание скороговорок.
Репетиционный
процесс.
Особенности
мастерства
конферансье.
Необходимость владения техникой импровизации. Практические занятия.
Упражнения
на
развитие
внимания,
воображения,
сценическое
общение. Репетиционный процесс.
5.Особенности исполнения произведений различных жанров(4ч.)
Основы ведения массового мероприятия.
Тема, цель, идея. Сверхзадача.
Практические занятия. Интерактивная беседа, выполнение актёрских этюдов
для раскрытия понятий: жанр, формат массового мероприятия, форма
ведения концерта, вечера, конкурса. Репетиционный процесс.
6.Структура
массового
мероприятия(4ч.)
Ознакомление
с
жанровыми и стилистическими особенностями литературных произведений.
Практические занятия. Логический разбор и исполнение отрывка из былины,
лирического стихотворения и отрывка из юмористических рассказов о школе
каждым обучающимся при всей
группе с последующим обсуждением.
Репетиционный процесс.
7.Основы работы со звуковой
аппаратурой(3ч.) Знакомство с
музыкальной аппаратурой. Техника безопасности при работе с музыкальной
аппаратурой. Виды и технические параметры музыкальной аппаратуры.
Работа с микрофоном. Типы микрофонов. Принцип работы с микрофоном.
Практические занятия с микрофоном. Наглядное знакомство со звуковой
аппаратурой.
8.Речь и тело(4ч.) Формирование
представления о соответствии
работы тела и речи. Уникальность органического воплощения каждого
элемента логики действий. Микромизансцена словесного воздействия как
логика действий. Практические занятия. Развивающие игровые тренинги.
Упражнения на развитие психофизической подготовки.
Бессловесные
этюды. Этюды на согласование (словесные и бессловесные). Игровой
тренинг, артикуляционная, дыхательная гимнастики, комплексы речевых
гимнастик.
9.Строение
стихотворных
звукообразующего
произведений,
анализ
аппарата(2ч.)
и
разбор.
Прослушивание
Игровой
тренинг,
артикуляционная, дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик.
Репетиционный процесс
10.Итоговое
занятие
(1ч.)
Подведение
итогов
деятельности
обучающихся за 1-й год обучения.
Во второй год обучения по технике речи обучающиеся смогут
провести полный комплекс речевой гимнастики для своей возрастной
категории с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового
тренинга; сумеют выполнить элементарный, общедоступный комплекс
раскрепощение мышц гортани и устранение зажима (до достижения эффекта
зевка);
совершенствовать различные дикционные упражнения в игровой
форме; закрепить работу над скороговорками в медленном, среднем и
быстром темпе с определённой сверхзадачей для развития интонационной
выразительности; дикционно четко и ясно произносить текст, используя все
модуляции голоса; самостоятельно подобрать упражнения для устранения
элементарных отклонений от норм произношения (игра «Логопед» под
наблюдением специалиста).
По
основам ведения массовых мероприятий обучающиеся получат
навыки в умении самостоятельно писать несложный сценарный план ведения
тематического вечера из 5-6 номеров, включив собственное выступление в
качестве чтеца; выполнять ведение тематического вечера по собственному
сценарию в игровой форме на занятии с последующим разбором и
обсуждением задания участниками студии под руководством специалиста;
импровизировать
при
объявлении
номеров,
отличая
импровизацию,
выполненную со вкусом и с учётом стилевых особенностей мероприятия, от
некачественной импровизации.
По искусству звучащего слова проходит работа над исполнением
стихотворного прозаического произведения (логический разбор, главная
мысль, проникновение в авторский замысел, сознательное отношение к
выразительным
особенностям
стиля
автора)
как
под
руководством
специалиста, так и выполняя домашнее самостоятельное задание.
1. Вводное занятие. Импровизация
Учебная программа и
(4ч.)
режим работы. Задачи на новый учебный год. Орг. вопросы. Инструктаж по
технике безопасности, правилам поведения на занятиях. Обзор итогов 1-го
года обучения.
Практическое занятие:
Игровая программа «Мы снова
вместе!!» Импровизация на заданную тему. Возможные перемены в ходе
действия концерта. Культура импровизации. Багаж знаний.
2. Сценическая речь. Ролевой конферанс (4ч.) Ведение конферанса
в образе какого-либо персонажа. Этюд: «Начало ведения вечера в образах
любимых сказочных героев». Репетиционный процесс. Установка речевого
аппарата.
Практические занятия.
Игровой тренинг, артикуляционная,
дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик. Дикционный
тренинг: «В лесу», «Пробка», «Настольный теннис». Произношение гласных
и согласных звуков. Репетиционный процесс.
3.Сценическая
правильной
речь.
постановки
Практические занятия.
гимнастики,
комплексы
Парный
голоса.
конферанс
Соблюдение
(4ч.)
Особенности
голосового
режима.
Игровой тренинг, артикуляционная, дыхательная
речевых
гимнастик.
Подбор
литературных
произведений, анализ и воспроизведение со сцены. Упражнения, снимающие
напряжение с окологортанной мускулатуры, упражнения, помогающие
ощутить опору звука,
мимический массаж,
точечный и вибрационный
массаж, массаж- релакс. Репетиционные моменты. Сценическое общение с
партнёром. Особенности парного ведения. Характерность. Действие и
контрдействие в парном ролевом конферансе.
Практические занятия.
Написание
из
коротких
юмористических
скетчей
школьной
жизни,
исполнение их в парном конферансе. Этюд «Контрастность образов
ведущих»:
весёлый
и
грустный,
отличник
и
двоечник,
лентяй
и
трудолюбивый и т.д.
4. Актер и его роль. Работа над ролью (4ч.) Работа над одной ролью
(одним отрывком) всего коллектива. Показы одного и того же отрывка в
разных составах. Определение различий в характере действий в разных
исполнениях.
Практические занятия. Развивающие игровые тренинги. Упражнения
на развитие психофизической подготовки. Парные этюды на предложенную
тему. Этюды в одиночку на предложенную тему. Репетиционный процесс
отдельных эпизодов.
5. Основы мастерства актёра и чтеца (4ч.) Импровизация на заданную
тему.
Возможные
перемены
импровизации. Багаж знаний.
в
ходе
действия
концерта.
Практические занятия.
Культура
Упражнения по
выполнению импровизации на тему, заданную педагогом, например,
непредвиденная замена концертного номера и его объявление. Исполнение
произведений из собственного репертуара в ходе концерта. Упражнения:
сочини текстовую подводку к номеру в концерте определённой тематики.
6.
Техника
импровизации
(4ч.)
Конфликт
в
произведении.
Особенности донесения внутреннего конфликта. Текст и подтекст. Понятие
«внутренний монолог». Практические занятия. Сценические этюды по теме.
7. Логика действия и предлагаемых обстоятельств (3ч.) Действие.
Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий.
Заданные
словесные
Практические занятия.
развитие
воздействия
как
предлагаемые
обстоятельства.
Развивающие игровые тренинги. Упражнения на
психофизической
подготовки.
Игровой
тренинг.
«Я
в
предлагаемых обстоятельствах» (словесные этюды).
8. Интонационная выразительность голоса. Развитие силы голоса
(4 ч.) Дыхание и паузы между речевыми периодами. Ритмическое
интонирование отдельных речевых отрезков.
Практические
занятия.
Игровой
тренинг,
артикуляционная,
дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик. Работа над
скороговорками в медленном, среднем и быстром темпе с определённой
сверхзадачей для развития интонационной выразительности.
9. Проявление характера персонажа в общении (2ч) Знакомство с
логикой межличностного общения. Практические занятия.
Развивающие
игровые тренинги. Упражнения на развитие психофизической подготовки.
Игровой тренинг. «Логические действия».
10. Итоговое занятие (1ч.) Подведение итогов деятельности учащихся
за 2-й год обучения. Практическое занятие:
организация и проведение
отчётного мероприятия. Задание на летний период.
В третий год обучения и в результате освоения всей программы
обучающиеся кружка «Школа ведущего» по технике речи самостоятельно
проводят все вышеуказанные виды гимнастик; продолжают систематический
тренинг на пройденных упражнениях; укрепляют дыхание, работают над
развитием
гибкости,
звучности
голоса;
выполняют
упражнения
на
использование темпа при одновременном повышении по строчкам напевным
и речевым способом; контролируют и слышат себя, подчиняя свой голос
определённым заданиям: повысить или понизить его на определённый
интервал, удержать голос на некоторое время на заданной высоте, проверить
его звучание в резонаторных полостях, слушать, как он распространяется в
помещении, и уметь приспосабливать его к особенностям помещения на
основе полученных знаний по данной теме, не форсировать звук, следить за
свободой
мышц,
подтянутостью
брюшного
пресса,
чёткостью
и
естественностью артикуляции, правильным использованием дыхания.
По основам ведения массовых мероприятий обучающиеся овладеют
приёмами ведения «с листа» и импровизационного ведения; умением
применить полученные знания на практике при ведении массовых
мероприятий различного уровня. По искусству звучащего слова будут
исполнять
произведения
различных
жанров,
в
соответствии
с
рекомендациями для своей возрастной категории; смогут подготовить к
концу
года
не
менее
2
произведений
различной
тематической
направленности; смогут выбирать произведения из своего репертуара и
применять их к определённой тематике и жанру массовых мероприятий.
1. Вводное занятие. Подготовка сценарных планов (4ч.) Учебная
программа и режим работы. Задачи на новый учебный год. Орг. вопросы.
Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в КМЖ. Обзор
итогов 2-го года обучения.
Практическое занятие:
Игровая программа
«Добро пожаловать!» Композиционное построение сценарного материала.
Театрализованные
Практические
формы
занятия.
художественно-массовой
Написание
сценарных
планов
работы
мероприятий
различных форматов с текстом ведущего, исполнение по собственному
сценарному плану упражнения по ведению мероприятия.
2. Лаборатория сценариста или «Сценарные игры»
(4ч.)
Сценарный тренинг. Групповое сочинение. Ассоциации. Композиционное
построение.
Формирование художественного образа и последовательного
мышления в сценарии. Литературно-художественный монтаж. Сценарная
терминология. Практические занятия.
Самостоятельная работа над
отдельными фрагментами сценария, соединение в единое целое от простого к
сложному.
3. Ведение массовых мероприятий различного формата (4ч.)
Организатор и его роль в подготовке и проведении игровых программ и
праздников. Основные формы организации досуга детей и подростков.
Конкурсы.
Конкурсные
программы.
Игры
с
эстрады.
Кричалки.
Интеллектуальные игры. Викторины. Сюжетно-ролевые игры. Режиссура
театрализованных представлений.
4. Логика речи (4ч.) Понятие «логика речи» правила постановки
логического ударения. Логический анализ текста. Текст и подтекст.
5. Логические ударения (4ч.) Игровой тренинг, артикуляционная,
дыхательная гимнастики, комплексы речевых гимнастик. Подбор и анализ
литературного произведения. Репетиционный процесс.
6. Инсценирование (4ч.) Инсценирование прозы, сказки, басни,
стихов. Принципы работы над инсценированием. Приемы инсценирования.
Практические занятия.
Развивающие игровые тренинги. Упражнения на
развитие психофизической подготовки. Работа над инсценированием прозы,
басни.
7. Комплексы речевых гимнастик для подготовки к выступлению
(3ч.) Комплексы речевых гимнастик для подготовки к выступлению.
Практические занятия.
Игровой тренинг, артикуляционная, дыхательная
гимнастики, комплексы речевых гимнастик. Выполнение самостоятельно и
показ другим обучающимся с объяснением правил выполнения и полезности
комплексов: «Минутка» перед выходом на сцену; «Релакс»; мимического
точечного
и
вибрационного
массажей;
активного
артикуляционного
комплекса. Репетиционный процесс.
8. Деловая риторика (4ч.) Деловое общение. Внутренняя свобода
личности в деловом общении и средства обретения уверенности в себе.
Дискуссионные формы деловых контактов. Практические занятия. Игровой
тренинг, артикуляционная, дыхательная гимнастики, комплексы речевых
гимнастик. Игровой тренинг «Деловые переговоры», «Конфликт в магазине».
Репетиционный процесс.
9. Точная и последовательная организация речи и движений (2ч.)
Внимание.
Фантазия,
чувство
композиции,
пластической
формы.
Практические занятия.
Развивающие игровые тренинги. Упражнения на
развитие психофизической подготовки.
Развитие фантазии, чувства
композиции, пластической формы: достижение взаимосвязи подвижности
тела, его пластики и эмоционального содержания композиции.
10. Итоговое занятие (1ч.) Подведение итогов деятельности учащихся
за 3-й год обучения. Практическое занятие:
организация и проведение
отчетного мероприятия
Проверка достижения результатов знаний и умений обучающихся
проводится 2 раза в год в форме творческих зачётов (участие в ведении
концертов, конкурсов, фестивалей; выполнение самостоятельных работ по
написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне кружка, т.е. в
классах и школе).
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№п/п Основные
характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
34
3
Количество часов в неделю
1
4
Количество часов
34
5
Недель в 1 полугодии
16
6
Недель во 2 полугодии
18
7
Начало занятий
4 сентября
8
Каникулы
28 октября - 4 ноября
28 декабря-8 января
22 марта-30 марта
9
Выходные дни
4 ноября, 23 февраля, 8 марта,
1 мая, 2мая, 8мая, 9 мая
10
Окончание учебного года
27 мая
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной работы по программе необходимо:
хорошо освещенный кабинет с зеркалом
актовый зал
комплект
звукоусилительной
аппаратуры:
микрофоны,
микшерский пульт, колонки
оргтехника: компьютер, принтер
методические и наглядные пособия
Кадровое обеспечение программы:
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Учебно-методический комплект (методические материалы):
1. Бруссер А.М. Основы дикции: (практикум).- М.: Реглант,2005.-100 с.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1995.
3.Ершова А. П., Букатов Б. Актѐрская грамота – подросткам. – М.:
Просвещение, 1994.
4. Сценическая речь: Учеб. Пособие для сред. Театр. и культ.-просвет. учеб.
заведений и ин-тов культур /Под ред. И.П. Козлениновой.- М. – М.:
Просвещение. 1976. – 336 с.
5.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.:
Метафора, 2007.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
- входящий контроль, осуществляется через наблюдение за входными
данными обучающихся;
- текущий контроль осуществляется через наблюдение за освоением
программного материала;
- итоговый контроль осуществляется в конце изучаемого курса.
Формы и содержание итоговой аттестации
Проверка достижения результатов знаний и умений обучающихся
проводится 2 раза в год в форме творческих зачётов (участие в ведении
концертов, конкурсов, фестивалей; выполнение самостоятельных работ по
написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне кружка, т.е. в
классах и школе).
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Прямыми критериями оценки результатов служат:
Владение голосом: правильное использование дыхания; чёткость и
естественность артикуляции; интонационная выразительность; звучность.
Исполнительское мастерство: сценическое поведение (свобода мышц,
сценическое обаяние, естественность, артистизм, знание основ этикета,
владение микрофоном); владение элементами техники словесного действия:
внимание, воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний
монолог; умение исполнять произведения различных жанров (басня, сказка,
юмористический
рассказ,
лирическая
поэзия,
эстрадный
монолог,
публицистика и т.д.).
Мастерство ведущего: умение установить контакт с залом, создать
благоприятную
атмосферу
мероприятия;
культура
речи;
умение
импровизировать при объявлении номеров, с учётом особенностей темы и
формата мероприятия; умение логически простроить связь номеров; умение
составить и написать сценарный план для ведения мероприятия с учётом
возможных перемен в ходе действия; владение приёмами ведения «с листа»;
умение выбирать произведения различных жанров из своего репертуара для
исполнения в программе массового мероприятия, соответственно тематике и
формату.
Список литературы
1. Бруссер А.М. Основы дикции: (практикум).- М.: Реглант,2005.-100 с.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1995.
3.Ершова А. П., Букатов Б. Актѐрская грамота – подросткам. – М.:
Просвещение, 1994.
4. Нахимовский А.М. Я вхожу в мир искусства / Профессия - режиссер.–
1999. - № 12.
5.
Порошина Т.М.
Пластика в работе актера над
образом (по школе
А.Б.Немеровского)- М.: 2004.
6. Проблемы сценической речи : Методическое пособие для преподавателей
театральных учебных заведений. / Под ред. Козляниновой И.П. – М.:
Просвещение, 1968. 23
7. Рубина Ю.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной
самодеятельностью /Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.
8. Сценическая речь: Учеб. Пособие для сред. Театр. и культ.-просвет. учеб.
заведений и ин-тов культур /Под ред. И.П. Козлениновой.- М. – М.:
Просвещение. 1976. – 336 с.
9.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.:
Метафора, 2007.
10. Интернет ресурс: serdce.tomedu.ru›…2016/03/Master_-_shou_programma…