Федоров
Иван
Алексеевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Федоров
Иван Алексеевич
Дата: 2024.10.16
11:04:28 +05'00'
УТВЕРЖДАЮ:
.директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Кубик-робик»
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Александрова Л.И.
педагог дополнительного образования
с. Новое Село, 2024
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа технической направленности
Актуальность общеразвивающей программы
Программа внеурочной деятельности «Кубик - робик» составлена с учетом
ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение
конструировать,
а
разработанных
готовых
программ
нет,
появилась
необходимость в созданиикурса внеурочной деятельности, который мог бы
привить
учащимся
образовательных
эти
навыки.
конструкторов
Курс
ЛЕГО
как
предполагает
инструмента
использование
для
обучения
школьников конструированию, моделированию на занятиях кружка «Кубикробик».
Нормативно - методические материалы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
деятельность,
организациями,
электронного
обучения,
осуществляющими
образовательную
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
программы)».
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
14.
Методические
общеобразовательных
рекомендации
общеразвивающих
«Разработка
программ
в
дополнительных
образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021
№934-д
«Об
утверждении
методических
рекомендаций»
(с
изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
Отличительные особенности программы
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению
ЛЕГО - конструирования с элементами программирования. Применение
конструкторов ЛЕГО во внеурочной деятельности в школе, позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и
исследовательскую работу. А также дает возможность школьникам в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые
навыки в дальнейшей жизни.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на учащихся основного школьного возраста (5- 8 класс).
Наполняемость группы: до10 человек.
Режим занятий:занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 9 календарных месяцев.
Общее количество часов за весь период обучения по программе составляет – 68
часов, 8 часов в месяц, 2 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очное обучение; применение формы дистанционного обучения
допустимо только во время ухудшения эпидемиологической ситуации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах.
Перечень видов занятий: учебное занятие, игра, квест, открытое занятие.
Перечень
форма
подведения
соревнования, конкурсы.
итогов:
показательные
выступления,
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в
процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Задачи программы:
1.Развить регулятивную структуры деятельности, включающую целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата
при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
2.Развить коммуникативную компетентность школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в
команде,
эффективно
распределять
обязанности,
развитие
навыков
межличностного общения и коллективного творчества);
3.Развить индивидуальные способности ребенка;
4.Изучить детали простых механизмов;
5.Повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
2.3. Планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Кубик-робик» является
формирование следующих универсальных учебных действий(УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
перерабатывать
результате
полученную
совместной
информацию:
работы
всего
делать
класса,
выводы
в
сравнивать
и
группировать предметы и их образы.
РегулятивныеУУД:
уметьработатьпопредложенныминструкциям умение излагать мысли в
четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
КоммуникативныеУУД:
уметьработатьвпареивколлективе;уметьрассказыватьо
построенной модели.
уметьработатьнадпроектомвкоманде,эффективнораспределятьобязаннос
ти.
Предметными результатамиизучения программы «Кубик-робик» является
формирование следующих знаний и умений:
Учащиесядолжны научиться:
- простейшимосноваммеханики
- видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным
соединениям деталей;
-
технологической
последовательности
изготовления
несложных
конструкций
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
-
с
помощью
практическую
собственной
учителя
работу,
анализировать,
осуществлять
практической
планировать
контроль
деятельности;
предстоящую
качества
результатов
самостоятельно
определять
количество деталей в конструкции моделей.
- реализовыватьтворческийзамысел.
2.4. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
Календарно–тематическоепланирование
№п/п
Тема
Количествочасов
1
ЗнакомствосЛЕГО-конструктором.
2
2
ЗнакомствосЛЕГО–деталями.
2
3
Техникабезопасности.
2
4
Модель «Бетономешалка»
2
5
Фантазируй!
2
6
Модель «Бетономешалка»
2
7
Модель «Карт»
2
8
Всевместе(коллективнаяработа
«Поезд»).
2
9
Модель «Фуникулер»
2
10
Модель «Тачка»
2
11
Модель «Фуникулер»
2
12
Я хочупостроить…
2
13
Новыйгод.
2
14
Модель «Тележка»
2
15
Модель «Машина»
2
16
Фантазируй!
2
17
Я хочупостроить…
2
18
Модель «Машина»
2
19
Рисуемдетали лего.
2
20
Я хочупостроить…
2
21
Модель «Буксир»
2
22
Игра«Запомниивыложивряд»
2
23
Фантазируй!
2
24
Модель«Самоходнаякатапульта»
2
25
Коллективнаяработапотеме «Дом».
2
26
Модель «Байк»
2
27
Модель «Погрузчик»
2
28
Модель «Погрузчик»
2
29
Модель «Бульдозер»
2
30
Вспомнимразныемодели!
2
31
Модель«Уборочнаямашина»
2
32
Фантазируй!
2
33
Любимыеигрушки.
2
34
Итоговоезанятие.Чтотакоелего
(тематическийурок-повторение).
2
Я-строитель. Строимстеныибашни.
ИТОГО
68
2.5. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 «Введение» - 1 час
Тема: Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности. Презентация программы.
Раздел 2 «Простые механизмы. Теоретическая механика» - 11 часов
Тема: Простые механизмы и их применение
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение.
Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага.
Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение
блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и
колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление.
Велосипед и автомобиль.
Тема: Механические передачи
Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и
построение ременных передач в технике. Зубчатые передачи, их виды.
Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды
зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.
Раздел 3 «Силы и движение. Прикладная механика» - 6 часов
Тема: Конструирование модели «Уборочная машина»
Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование
механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов.
Самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей
передачи в уборочной машине».
Тема: Игра «Большая рыбалка»
Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели - «удилище».
Использование механизмов - блоки и рычаги. Самостоятельная творческая работа
по теме «Использование блоков».
Тема: Свободное качение
Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия
движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная)
Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование
механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме
«Создание тележки с измерительной шкалой».
Тема: Конструирование модели «Механический молоток»
Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки
(эксцентрики). Изучение свойств материалов. Самостоятельная творческая работа
по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».
Раздел 4 «Средства измерения. Прикладная математика» - 6 часа
Тема: Конструирование модели «Весы»
Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Использование
механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы,
калибровка и считывание масс. Сборка модели - Весы. Использование
механизмов - рычаги, шестерни. Подведение итогов: самостоятельная творческая
работа по теме «Вариации весов».
Тема: Конструирование модели «Часы»
Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Часы.
Использование механизмов - шестерни. Самостоятельная творческая работа по
теме «Маятник».
Раздел 5 «Энергия. Использование сил природы» - 6 часа
Тема: Энергия природы (ветра, воды, солнца)
Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление,
использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая
зубчатая передача. Сборка модели «Ветряная мельница». Самостоятельная
творческая работа.
Тема: Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую.
Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование
энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение
маховика как механизма регулировки скорости (повышающая передача) и
средства обеспечения безопасности.
Исследование маховика как аккумулятора энергии. Использование зубчатых
колес для повышения скорости. Передача, преобразование, сохранение и
рассеяние энергии в процессе превращения одного вида энергии в другой. Сборка
моделей «Инерционная машина», «Судовая лебедка». Самостоятельная
творческая работа.
Раздел 6 «Машины с электроприводом» - 8 часов
Тема: Конструирование модели «Тягач»
Колеса. Трение. Измерение расстояния, времени и силы. Зубчатые колеса
(шестерни). Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование
модели «Тягач».
Тема: Конструирование модели «Гоночный автомобиль»
Повторение тем: Зубчатые колеса, Рычаги, Колеса. Энергия. Трение. Измерение
расстояния. Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование
модели «Гоночный автомобиль».
Тема: Конструирование модели «Робопес»
Разработка механических игрушек. Рычаги и соединения. Блоки и зубчатые
передачи. Использование деталей и узлов. Сила и энергия. Трение.
Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели
«Робопес».
Раздел 7 «Работа над проектами» (по выбору 3) - 18 часов
Темы для проектов:
«Катапульта»;
«Ручная тележка»;
«Карусель»;
«Наблюдательная вышка»;
«Мост»;
«Ралли по холмам»;
«Балерина»;
«Парусник»;
«Багги »;
«Жук»;
«Подъемный кран».
Тема: Итоговое занятие - 1 час
Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за год.
Резерв времени- 1 час.
3. Организационно – педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№п/п Основные
характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
68
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
68
5
Недель в 1 полугодии
16
6
Недель во 2 полугодии
18
7
Начало занятий
6 сентября
8
Каникулы
28 октября-4 ноября
28 декабря-8 января
22 марта-30 марта
9
Выходные дни
4 ноября,23 февраля, 8
марта,1,2,8,9 мая
10
Окончание учебного года
27 мая
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Конструкторы ЛЕГО, ЛЕГО ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ;
- Технологические карты, книги с инструкциями;
- Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации;
- Компьютер, медиапроектор, экран.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.
Условия реализации программы
- Оборудование:LEGO
- Индивидуальныекарточкидлявыполненияпрактическихработ.
Методы работы: занятия включают лекционную и практическую часть.
Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа.
Основныеметоды–индивидуальнаяисовместнаятворческаяработа.
Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы
используется метод проектов.
Видыорганизациизанятий:
По образцу
По карточкам
Пособственномузамыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить
(например,
изображение
или
схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки
должен
быть
маленьким,
а
для
лошадки
—
большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без какихлибо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит
его
вматериале,
который
имеется
в
его
распоряжении.
Этот
тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
-входной контроль – 1 на вводном занятии. Форма: беседа с обучающимися и их
родителями;
- промежуточный контроль, проводимый во время занятий – демонстрация
выполнения кейсов, выставки работ;
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы.
Форма: демонстрация созданных проектов
Формы проверки результатов:
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- демонстрация решения кейсов
- творческие проекты;
- беседы с обучающимися и их родителями.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости;
материал анкетирования и тестирования;
демонстрация созданных проектов и решения кейсов
Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и
защиты проекта.
Критерии оценивания:
1. качество выполнения изучаемых приемов и операций сборки и работы в
целом;
2. степень самостоятельности при выполнении работы;
3. знание деталей конструктора;
4. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично
продуктивный, продуктивный);
5. найденные продуктивные технические и технологические решения.
4.Список литературы
1. Мирвокругнас:Книгапроектов:Учебноепособие. -Пересказсангл.-М.: Инт,
1998.
2. С.И.Волкова«Конструирование», -М:«Просвещение», 2009.
3. Энциклопедическийсловарьюноготехника.–М.,«Педагогика»,1988.–463
4. «Уроки Лего–конструирования в школе»,ЗлаказовА.С.,ГоршковГ.А.,2011 г.,
БИНОМ.