Кубик-робик

Федоров
Иван
Алексеевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

Подписано цифровой
подписью: Федоров
Иван Алексеевич
Дата: 2024.10.16
11:04:28 +05'00'

УТВЕРЖДАЮ:
.директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Кубик-робик»
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель:
Александрова Л.И.
педагог дополнительного образования

с. Новое Село, 2024

Пояснительная записка
Направленность программы
Программа технической направленности
Актуальность общеразвивающей программы
Программа внеурочной деятельности «Кубик - робик» составлена с учетом
ФГОС НОО. Так как одним из образовательных результатов является умение
конструировать,

а

разработанных

готовых

программ

нет,

появилась

необходимость в созданиикурса внеурочной деятельности, который мог бы
привить

учащимся

образовательных

эти

навыки.

конструкторов

Курс

ЛЕГО

как

предполагает
инструмента

использование
для

обучения

школьников конструированию, моделированию на занятиях кружка «Кубикробик».
Нормативно - методические материалы
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка

применения

деятельность,

организациями,

электронного

обучения,

осуществляющими

образовательную

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
программы)».

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05

«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций»

реализации

(вместе

с

адаптированных

«Методическими
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
14.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

общеразвивающих

«Разработка
программ

в

дополнительных
образовательных

организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021

№934-д

«Об

утверждении

методических

рекомендаций»

(с

изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
Отличительные особенности программы
Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению
ЛЕГО - конструирования с элементами программирования. Применение
конструкторов ЛЕГО во внеурочной деятельности в школе, позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и
исследовательскую работу. А также дает возможность школьникам в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые
навыки в дальнейшей жизни.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на учащихся основного школьного возраста (5- 8 класс).
Наполняемость группы: до10 человек.
Режим занятий:занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 9 календарных месяцев.
Общее количество часов за весь период обучения по программе составляет – 68
часов, 8 часов в месяц, 2 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очное обучение; применение формы дистанционного обучения
допустимо только во время ухудшения эпидемиологической ситуации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах.
Перечень видов занятий: учебное занятие, игра, квест, открытое занятие.
Перечень

форма

подведения

соревнования, конкурсы.

итогов:

показательные

выступления,

2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в
процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Задачи программы:
1.Развить регулятивную структуры деятельности, включающую целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата
при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
2.Развить коммуникативную компетентность школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в
команде,

эффективно

распределять

обязанности,

развитие

навыков

межличностного общения и коллективного творчества);
3.Развить индивидуальные способности ребенка;
4.Изучить детали простых механизмов;
5.Повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
2.3. Планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Кубик-робик» является
формирование следующих универсальных учебных действий(УУД):
Познавательные УУД:
 определять, различать и называть детали конструктора
 конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
 перерабатывать
результате

полученную

совместной

информацию:

работы

всего

делать

класса,

выводы

в

сравнивать

и

группировать предметы и их образы.
РегулятивныеУУД:
 уметьработатьпопредложенныминструкциям умение излагать мысли в
четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы

путем логических рассуждений.
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
КоммуникативныеУУД:
 уметьработатьвпареивколлективе;уметьрассказыватьо
построенной модели.
 уметьработатьнадпроектомвкоманде,эффективнораспределятьобязаннос
ти.
Предметными результатамиизучения программы «Кубик-робик» является
формирование следующих знаний и умений:
Учащиесядолжны научиться:
- простейшимосноваммеханики
- видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным
соединениям деталей;
-

технологической

последовательности

изготовления

несложных

конструкций
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
-

с

помощью

практическую
собственной

учителя

работу,

анализировать,

осуществлять

практической

планировать

контроль

деятельности;

предстоящую

качества

результатов

самостоятельно

определять

количество деталей в конструкции моделей.
- реализовыватьтворческийзамысел.
2.4. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
Календарно–тематическоепланирование
№п/п

Тема

Количествочасов

1

ЗнакомствосЛЕГО-конструктором.

2

2

ЗнакомствосЛЕГО–деталями.

2

3

Техникабезопасности.

2

4

Модель «Бетономешалка»

2

5

Фантазируй!

2

6

Модель «Бетономешалка»

2

7

Модель «Карт»

2

8

Всевместе(коллективнаяработа
«Поезд»).

2

9

Модель «Фуникулер»

2

10

Модель «Тачка»

2

11

Модель «Фуникулер»

2

12

Я хочупостроить…

2

13

Новыйгод.

2

14

Модель «Тележка»

2

15

Модель «Машина»

2

16

Фантазируй!

2

17

Я хочупостроить…

2

18

Модель «Машина»

2

19

Рисуемдетали лего.

2

20

Я хочупостроить…

2

21

Модель «Буксир»

2

22

Игра«Запомниивыложивряд»

2

23

Фантазируй!

2

24

Модель«Самоходнаякатапульта»

2

25

Коллективнаяработапотеме «Дом».

2

26

Модель «Байк»

2

27

Модель «Погрузчик»

2

28

Модель «Погрузчик»

2

29

Модель «Бульдозер»

2

30

Вспомнимразныемодели!

2

31

Модель«Уборочнаямашина»

2

32

Фантазируй!

2

33

Любимыеигрушки.

2

34

Итоговоезанятие.Чтотакоелего
(тематическийурок-повторение).

2

Я-строитель. Строимстеныибашни.
ИТОГО

68

2.5. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 «Введение» - 1 час
Тема: Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности. Презентация программы.
Раздел 2 «Простые механизмы. Теоретическая механика» - 11 часов
Тема: Простые механизмы и их применение
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение.
Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага.
Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение
блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и
колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление.
Велосипед и автомобиль.
Тема: Механические передачи
Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и
построение ременных передач в технике. Зубчатые передачи, их виды.
Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды
зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.
Раздел 3 «Силы и движение. Прикладная механика» - 6 часов

Тема: Конструирование модели «Уборочная машина»
Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование
механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов.
Самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей
передачи в уборочной машине».
Тема: Игра «Большая рыбалка»
Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели - «удилище».
Использование механизмов - блоки и рычаги. Самостоятельная творческая работа
по теме «Использование блоков».
Тема: Свободное качение
Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия
движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная)
Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование
механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме
«Создание тележки с измерительной шкалой».
Тема: Конструирование модели «Механический молоток»
Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки
(эксцентрики). Изучение свойств материалов. Самостоятельная творческая работа
по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».
Раздел 4 «Средства измерения. Прикладная математика» - 6 часа
Тема: Конструирование модели «Весы»
Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Использование
механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы,
калибровка и считывание масс. Сборка модели - Весы. Использование
механизмов - рычаги, шестерни. Подведение итогов: самостоятельная творческая
работа по теме «Вариации весов».
Тема: Конструирование модели «Часы»
Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Часы.
Использование механизмов - шестерни. Самостоятельная творческая работа по
теме «Маятник».
Раздел 5 «Энергия. Использование сил природы» - 6 часа
Тема: Энергия природы (ветра, воды, солнца)
Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление,
использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая
зубчатая передача. Сборка модели «Ветряная мельница». Самостоятельная
творческая работа.
Тема: Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую.
Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование
энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение
маховика как механизма регулировки скорости (повышающая передача) и
средства обеспечения безопасности.

Исследование маховика как аккумулятора энергии. Использование зубчатых
колес для повышения скорости. Передача, преобразование, сохранение и
рассеяние энергии в процессе превращения одного вида энергии в другой. Сборка
моделей «Инерционная машина», «Судовая лебедка». Самостоятельная
творческая работа.
Раздел 6 «Машины с электроприводом» - 8 часов
Тема: Конструирование модели «Тягач»
Колеса. Трение. Измерение расстояния, времени и силы. Зубчатые колеса
(шестерни). Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование
модели «Тягач».
Тема: Конструирование модели «Гоночный автомобиль»
Повторение тем: Зубчатые колеса, Рычаги, Колеса. Энергия. Трение. Измерение
расстояния. Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование
модели «Гоночный автомобиль».
Тема: Конструирование модели «Робопес»
Разработка механических игрушек. Рычаги и соединения. Блоки и зубчатые
передачи. Использование деталей и узлов. Сила и энергия. Трение.
Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели
«Робопес».
Раздел 7 «Работа над проектами» (по выбору 3) - 18 часов
Темы для проектов:


«Катапульта»;



«Ручная тележка»;



«Карусель»;



«Наблюдательная вышка»;



«Мост»;



«Ралли по холмам»;



«Балерина»;



«Парусник»;



«Багги »;



«Жук»;



«Подъемный кран».

Тема: Итоговое занятие - 1 час
Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за год.
Резерв времени- 1 час.

3. Организационно – педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№п/п Основные

характеристики

образовательного процесса
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

18

7

Начало занятий

6 сентября

8

Каникулы

28 октября-4 ноября
28 декабря-8 января
22 марта-30 марта

9

Выходные дни

4 ноября,23 февраля, 8
марта,1,2,8,9 мая

10

Окончание учебного года

27 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Конструкторы ЛЕГО, ЛЕГО ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ;
- Технологические карты, книги с инструкциями;
- Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации;
- Компьютер, медиапроектор, экран.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.
Условия реализации программы
- Оборудование:LEGO
- Индивидуальныекарточкидлявыполненияпрактическихработ.
Методы работы: занятия включают лекционную и практическую часть.
Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа.
Основныеметоды–индивидуальнаяисовместнаятворческаяработа.
Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы

используется метод проектов.
Видыорганизациизанятий:
 По образцу
 По карточкам
 Пособственномузамыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить

(например,

изображение

или

схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки

должен

быть

маленьким,

а

для

лошадки

—

большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без какихлибо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит
его

вматериале,

который

имеется

в

его

распоряжении.

Этот

тип

конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
-входной контроль – 1 на вводном занятии. Форма: беседа с обучающимися и их
родителями;
- промежуточный контроль, проводимый во время занятий – демонстрация
выполнения кейсов, выставки работ;
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы.
Форма: демонстрация созданных проектов
Формы проверки результатов:
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- демонстрация решения кейсов
- творческие проекты;
- беседы с обучающимися и их родителями.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:


журнал посещаемости;



материал анкетирования и тестирования;



демонстрация созданных проектов и решения кейсов

Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и
защиты проекта.
Критерии оценивания:
1. качество выполнения изучаемых приемов и операций сборки и работы в
целом;
2. степень самостоятельности при выполнении работы;
3. знание деталей конструктора;
4. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично
продуктивный, продуктивный);
5. найденные продуктивные технические и технологические решения.
4.Список литературы
1. Мирвокругнас:Книгапроектов:Учебноепособие. -Пересказсангл.-М.: Инт,
1998.
2. С.И.Волкова«Конструирование», -М:«Просвещение», 2009.
3. Энциклопедическийсловарьюноготехника.–М.,«Педагогика»,1988.–463
4. «Уроки Лего–конструирования в школе»,ЗлаказовА.С.,ГоршковГ.А.,2011 г.,
БИНОМ.


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».