Юный патриот

Подписано

Федоров цифровой
подписью: Федоров
Иван
Иван Алексеевич
2024.10.15
Алексеевич Дата:
10:26:19 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
.директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный патриот»
Возраст обучающихся: 11 - 15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Александрова Л.И.
педагог дополнительного образования

с. Новое Село, 2024

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Юный патриот». Классы: 5-8 классы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
патриот» относится к социально-гуманитарной направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ
«Новосельская СОШ» дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе «Юный патриот» в 5-8 классах выделяется 2 учебный часа в неделю, т.е.
68 часов в год.
Нормативно - методические материалы
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями
на 30 сентября 2020 года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с
образовательной

«Методическими рекомендациями по организации

деятельности

с

использованием

сетевых

форм

реализации

образовательных программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

адаптированных

способствующих

дополнительных

социально-психологической

общеобразовательных
реабилитации,

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
14.

Методические

рекомендации

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д «Об
утверждении методических рекомендаций» (с изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
15.

Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Новосельская

СОШ» (Приказ № 129 от 31.08.2024 г.)
16. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 129 от 31.08.2024 г.).
Дата утверждения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социальногуманитарной направленности «Юный патриот» утверждена директором МАОУ
«Новосельская СОШ» приказом № 129 от 31.08.2024 г.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России,
его лидерских качеств.

Задачи:
Обучающие:


формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и
будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;



развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;



создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской
позиции через деятельность органов ученического самоуправления;



развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Развивающие:



формирование бережного отношения к природе и всему живому;



воспитание уважения к труду;



развитие интереса к русским традициям и промыслам;



формирование элементарных знаний о правах человека;



расширение представлений о городах России;



знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);



развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;



формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Воспитательные:



Формирование

краеведческого

мировоззрение,

ориентацию

на

ценности

семейной культуры.
Форма аттестации:
- отчет о проделанной работе, открытое занятие, фестиваль, праздник, конкурс.
Методы и формы работы: занятия в кружке проводятся как в групповой, так и
в

индивидуальной

форме

и

по

типу

предполагаются

комбинированными,

теоретическими, практическими.
Программой предусмотрены такие формы работы как: беседа, занятие-игра,
защита проектов, деловая игра, сюжетно ролевая игра, дискуссия, концерт, конкурс,
мастер-класс, творческая мастерская, «мозговой штурм», творческий отчет, тренинг,
открытое занятие, фестиваль, праздник.

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
патриот» относится к целенаправленной нравственной направленности.
Уровень освоение программы – базовый.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей
стране во многом зависит от уровня гражданского образования и
патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания и
гражданского
становления подрастающего поколения сегодня одна из
актуальных задач государства и общества. Изменения военно-политической
обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества,
повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы
патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к
защите Родины. В настоящее время в нашей стране возрождается система
патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с
традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной
службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии
спасателя,
социального
работника,
пожарного,
сотрудника
правоохранительных органов. В связи с этим на базе МАОУ «Новосельская
СОШ» патриотический кружок «Юный патриот», в котором учащиеся
приобретут нравственные, морально- психологические и физические
качества, а также специальные профессиональные знания и умения,
необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России,
его лидерских качеств.
Задачи:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и
воспитывать уважение к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности
конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа,
землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности,
обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой
активности.
Срок реализации: 2024 – 2025г., программа рассчитана на 68 часов в
год.
Ожидаемые результаты:
формирование духовно-патриотических ценностей у учащихся;

2.
3.
4.
5.
6.
















воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного
развития учащихся;
создание условий для преемственности поколений;
оказание первой медицинской помощи.
В школе разработана система мероприятий, направленных на
патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так,
например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЗР
учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию
личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического
поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно –
критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к
народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения
к культуре и традициям других народов.
В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как
День Знаний;
День пожилых людей;
День Учителя;
День Матери;
День защитника Отечества;
Зарница;
День Победы;
День защиты детей;
Смотр строя и песни и другие.
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социальнопедагогическое пространство МАОУ «Новосельская СОШ ».Воспитательная
работа строится с учетом возрастных критериев. При планировании работы
учитываются традиционные общешкольные, городские областные
всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными
датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. В
своей деятельности члены патриотического кружка «Юный патриот»
руководствуются нормативно-правовыми документами:
Конституцией и законами Российской Федерации;
Законом «Об образовании»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2024-2025гг.»
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№

Вид программного материала

Количество
часов

1
2
3

Раздел 1. Я- гражданин РФ
10
Блок – «Моя малая Родина»
10
Раздел 2. Я – защитник Родины (13 часов) 14

4

Блок – «Моя Родина – Россия»

10

5

Раздел 3. Я – и здоровье (10 часов)

10

6

Блок - «Мой дом, моя семья» 8ч

14

Итого

68
Календарно-тематическое планирование

№
Тема занятия
1. Вводное занятие
2.
3.
4.
56.
7.
8.
910.
10.

Кол-во часов
1

Россия - Родина моя. Символы государства.
Родной край – частица России.
Символика края.
Я - ученик.

1
1
1
2

Моя семья.
Мои права и обязанности.
Защита творческих проектов

1
1
2

История военной символики и формы
(мундира)
11. Виды войск в России
12. Русский солдат: сам черт ему не брат.
13- Русские полководцы.
14
15 Маршал победы Г.К. Жуков
16- Наш край в годы Великой Отечественной войны.
17.
18. День защитника Отечества.
19. Дети войны.

1
1
1
2
1
2
1
1

20.
2122.
23.
24.
25.
26.
27.
2829.
30
32.
33.
34.
35.
36
37
38

39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52

День победы
Я – защитник Родины

1
2

Что такое гигиена
Культура питания: самые полезные продукты
Физкультура и спорт
Закаливание
Вредные привычки
Первая медицинская помощь

1
1
1
1
1
2

Безопасное поведение
Режим дня
Защита творческих проектов
Родной дом и семья.
Члены семьи. Родословная.
Внимательные и заботливые отношения в семье.
Труд и отдых в семье.
Дом, в котором я живу или хотел бы жить. ДОМ территория семьи, мир вещей. Мир дома.
Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.
Праздники и будни. Семейные реликвии и
святыни.
Великие соотечественники. Герои русской
истории.
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был
свой герой.
Проект «Военная летопись нашей семьи».
Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа.
Традиции школы. Правила поведения и
обязанности школьника.
Территория и географическое положение области.
Знакомство с картой, границы, история
образования.
Изучение местной топонимики, составление
кратких сообщений, сбор материалов.
Заповедные места Вологодской области.
Растительный мир Вологодской области.
Животный мир Вологодской области.
Культурные традиции народов, проживающих на
территории Вологодской области.
Население Вологодской области. Образ жизни,
занятия.
Развитие промышленности и сельского хозяйства.
Наши известные земляки.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68















Наша область в годы Великой Отечественной
войны.
Памятные места Тотьмы и Вологодской области.
Что дает наша область стране.
Как жили наши предки славяне. Кто такие
славяне. Быт, нравы и культура восточных
славян.
Сказания и былины о богатырях. Оружие
богатырей. Что такое богатырская сила.
Народные праздники России.
Русские народные песни и игры.
Государственные праздники.
Русские полководцы и флотоводцы.
Русские полководцы и флотоводцы.
Русская культура: архитектура, живопись, музыка.
Русская культура: скульптура, балет, театр.
Народные промыслы россиян.
Народные промыслы россиян.
Национальная кухня русского народа.
Итоговое занятие

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического
воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативноправовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную
направленность отражают следующие:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011–2015 годы» постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
Кадровые условия: педагог дополнительного образования.
Материально-технические условия:
Учебное пространство.
Спортивное пространство.
Трудовое пространство.
Компьютерный класс.
Организационные условия:
снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного
процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об
основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
профилактика противоправного поведения;
создание условий для самореализации каждого ученика;
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного










сообщества;
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской
организации к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом;
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Методическое обеспечение:
обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической
подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами
гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивнометодических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и
молодежи.
Используемая литература:
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической
педагогике//Педагогика.
2008, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл.
Новая цель.
Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии
воспитания. Спб.,
2007. С. 68 - 75
3. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, №
8. С. 56 - 62
4. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е.
Щурковой.
М., 1997
5. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной
школе. М.
1996
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2023 годы», утвержденная постановлением
Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
7. Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е
изд. - М.: 2011. — 224с
8. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org

9. материалы с сайта http://referat.ru/
10. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе:
Методическое пособие / авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ
Сфера, 2007.
11. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и
внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006г.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель,
2006.
13. Интернет сайт www.obg33.narod.ru


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».