РП туризм

Федоров
Иван
Алексеевич

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

Подписано цифровой
подписью: Федоров
Иван Алексеевич
Дата: 2024.10.17
10:00:08 +05'00'

УТВЕРЖДАЮ:
.директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Туризм – школа жизни»
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель:
Александрова Л.И.
педагог дополнительного образования

с. Новое Село, 2024

Пояснительная записка
Направленность программы
Программа туристско-краеведческой направленности.
Актуальность общеразвивающей программы
обусловлена как потребностями и интересами учащихся, их родителей, так и
государственной политикой РФ (см. «Стратегия развития туризма в
Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года», «Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры и туризма» на 2013–2020 годы»).
Во всем мире туризм - одна из самых доходных отраслей огромного
бизнеса. Туризм в Хакасии находится в стадии развития, он нуждается в
системности и организованности.
Дети, воспитанные на народных традициях, с детства занимающиеся
туризмом, впоследствии смогут стать полезными и с экономической
стороны, и с духовной. Это готовые проводники для приезжающих туристов,
это - ответственные граждане и родители, передающие семейные устои и
любовь к природе уже своим детям.
Нормативно - методические материалы
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября

2018г.

осуществления

№

196

«Об

утверждении

образовательной

Порядка

деятельности

по

организации

и

дополнительным

общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. Распоряжением

Правительства Российской Федерации от

31.03.2022 № 678-р);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

11. Письмо Минобрнауки России от

28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной

деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).

12. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
13.

Методические рекомендации

«Разработка дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с
изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью Программы является то, что она
является практико-ориентированной. Учащиеся знакомятся с основами
туризма

и

ориентирования

на местности,

способами выживания в

экстремальных ситуациях, выполняют работу по краеведению и оказанию
первой медицинской помощи непосредственно в учебно-тренировочных
походах и занятиях на местности, учебно-тренировочных лагерях, на
соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Содержание данной программы разработано с учетом местных,
региональных условий и особенностей. Добавлен раздел по психологической
подготовке детей «Мои эмоции- эмоции победителя», что обосновано
востребованностью учащихся при подготовке к участию в соревнованиях и
походах, особенно на первом году обучения.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на учащихся основного школьного возраста (5- 8
класс).
Наполняемость группы: до 12 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 68 часов.

Программа рассчитана на 9 календарных месяцев.
Общее количество часов за весь период обучения по программе составляет –
68 часов, 8 часов в месяц, 2 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очное обучение; применение формы дистанционного
обучения допустимо только во время ухудшения эпидемиологической
ситуации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, работа в минигруппах.
Перечень видов занятий: учебное занятие, поход, открытое занятие.
Перечень

форма

подведения

итогов:

показательные выступления,

соревнования, конкурсы, походы.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие компетенций туристско-краеведческой направленности у
учащихся на занятиях по туризму и краеведению.
Задачи:
 обучать основам пешеходного туризма;
 расширять и углублять знания учащихся, дополняющих школьную
программу по истории, географии, биологии, литературе родного
края, ОБЖ, физической подготовке;
 формировать гуманное отношение к окружающей среде и людям;
 изучать способы контроля над эмоциями, психологического настроя
на участие в соревнованиях и походах;
 способствовать физическому совершенствованию - развивать силу,
выносливость, координацию движений в соответствии с возрастными
и физическими возможностями учащихся;
 способствовать развитию устойчивому навыку самостоятельной
работы с турснаряжением, стремления к поиску решения в
нестандартной ситуации, способности применять теоретические
знания и практические навыки в природной среде;
 способствовать развитию мыслительной деятельности: операции
анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и

умозаключения, выявление главной задачи, желания к познанию и
исследованию природных явлений, постановки цели и путей ее
достижения;
2.3. Планируемые результаты
Личностные результаты учащихся:
 формирование ответственного отношения к занятиям краеведением и
туризмом, готовности и способности учащихся к саморазвитию и
самосовершенствованию;
 развитие самостоятельности, навыков самообслуживания, личной
ответственности за свои поступки;
 мотивация учащихся к занятиям туризмом и краеведением, познанию и
творчеству;
 формирование коммуникативной компетентности в общении со
сверстниками, навыков работы в команде, в процессе разных видов
деятельности;
 развитие гражданской и социальной активности.
Метапредметные результаты учащихся:
 формирование умения определять цель, ставить и формулировать
задачи для ее достижения при занятиях туризмом и краеведением;
 формирование умения самостоятельно принимать решения и
действовать в нестандартной ситуации, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы достижения спортивных результатов, решения
учебных и познавательных задач;
 овладение различными способами поиска информации в соответствии с
поставленными задачами;
 формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, готовность слушать собеседника и вести диалог,
готовность быть командным игроком;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты учащихся:
 формирование умений и навыков осуществлять расширенный поиск
информации в соответствии с научно-исследовательской, творческой,
проектной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 формирование навыка использовать специальные знаки, символы,
координаты, схемы и карты для решения задач и представления их
результатов;

 формирование умения ориентироваться на разные способы решения
спортивных, исследовательских, творческих задач;
 формирование умения проводить сравнение, классификацию по
разным критериям;
 формирование умения преодолевать естественные преграды,
концентрировать свои силы, рассчитывать возможности, создавать
завершенные проекты;
 развитие интереса к занятиям туризмом и краеведением.
2.4. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
Календарно – тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов

Количество часов
Всего

1.
2.
3.

Введение
Программу.
ТБ.
История развития туризма.
Основы гигиены и первая
доврачебная помощь.
Общая
и
специальная
физическая подготовка.
Элементы
пешеходного
туризма.

2

Тео
рия
1

Прак
тика
1

10

4

6

2

-

2

22

4

18

Форма контроля

Выполнение
практических заданий
Сдача нормативов

5.

Топография и ориентирование.

12

6

6

6.

8

3

5

7.

Мои
эмоциипобедителя.
Краеведение.

Сдача нормативов на
время и правильность,
опрос
Топографический
диктант
-

8

3

5

Сообщение по теме

8.

Промежуточная аттестация

4

-

4

Тестирование,
выполнение
практических заданий

Всего:

68

21

47

4.

эмоции

2.5. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в учебный курс. ТБ. История развития туризма.
Вводное занятие. ТБ. История развития туризма в стране и регионе.
Воспитательная роль туризма.
Раздел 2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Походная
медицинская аптечка. Переутомления, ожоги, обморожения. Приемы

транспортировки пострадавшего Изготовление средств, транспортировки
пострадавшего из подручных материалов.
Практика: формирование походной медицинской аптечки; оказание первой
помощи условно пострадавшему; изготовление носилок, волокуш,
разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка.
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на
тренировках
Практика: ведение дневника самоконтроля.
Раздел 4. Элементы пешеходного туризма
Организация туристского быта. Виды естественных преград и их
преодоление. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй.
Режим движения, темп, режима движения. Техника безопасности при
проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на
занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий
в помещении, на улице. Правила поведения при переезде группы в
транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
Пред походная подготовка, поход, подведение итогов похода. Виды
естественных преград. Правила поведения в незнакомом населенном пункте.
Использование простейших узлов, техника их вязания.
Практика: определение мест, пригодных для организации привалов и
ночлегов;
развертывание и свертывание лагеря (бивака); разведение костра;
моделирование и прохождение условных естественных преград; отработка
движения колонной, соблюдение; отработка техники движения по дорогам,
тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через
завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам; составление
отчета о походе; ремонт и сдача инвентаря; индивидуальное и командное
прохождение полосы препятствий; тренинговое задание на знакомство; вязка
узлов; практические занятия на местности по отработке навыков пользования
туристским снаряжением.
Раздел 5. Топография и ориентирование
Понятие о топографической и спортивной карте. Масштаб. Старение карт.
Рамка топографической карты. Назначение спортивной карты, ее отличие от
топографической карты. Условные знаки. Ориентирование по горизонту,
азимут. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Азимут.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Измерение расстояний.
Способы ориентирования
Практика:
• работа с картами различного масштаба;
• упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте;
• изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с
различными формами рельефа;
• топографические диктанты;

•
•
•
•
•
•

упражнения на запоминание знаков;
игры, мини-соревнования.
построение на бумаге заданных азимутов;
упражнения на тренировку памяти.
ориентирование карты по компасу;
упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет
(обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту
(прямая засечка);
• движение по азимуту,
прохождение азимутальных
отрезков,
азимутальных построений
• упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по
заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных)
ситуаций, определению способов привязки;
• прохождение мини-маршрута;
• движение по легенде.
• составление маршрута по топографической карте.
Раздел 6. Мои эмоции- эмоции победителя.
Метод «сила разума» для детей. Позитивные утверждения. Метод
визуализации. Метод признания достоинств. Эмоциональный настрой на
участие в соревнованиях, конкурсах.
Физическая и эмоциональная составляющая спортсмена.
Практика: игры по тренировке на эмоциональное спокойствие.
игры на команд образование, сплочение; упражнения на снятие
эмоционального напряжения. Просмотры мотивационных фильмов.
Изучение историй великих спортсменов. Просмотры фильмов. Просмотр
зарисовок, направленных на улучшение настроения.
Раздел 7. Краеведение
Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
Климат. Флора и фауна республики Хакасия. Краткие сведения об истории и
культурных традициях края. Интересные места для проведения походов и
экскурсий. Краеведческие памятники, памятные места региона, поселка.
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов,
музеи.
Практика: экскурсия по памятным местам поселка; создание презентаций,
подготовка сообщений об экскурсионных объектах; знакомство с картой РХ;
«Путешествия» по карте; экскурсия по поселку; проведение краеведческих
викторин; беседы о родном крае; посещение школьных музеев; подборка
материала для сообщений; выполнение краеведческих заданий: сбор
материалов по истории, запись воспоминаний участников и очевидцев
памятных событий;
Раздел 8. Промежуточная аттестация
Решение тестов. Выполнение практических заданий.

3. Организационно – педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№п/п Основные

характеристики

образовательного процесса
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

18

7

Начало занятий

6 сентября

8

Каникулы

28 октября-4 ноября
28 декабря-8 января
22 марта-30 марта

9

Выходные дни

4 ноября,23 февраля, 8
марта,1,2,8,9 мая

10

Окончание учебного года

27 мая

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническая база: учебное помещение, спортивный зал,
компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран, наглядные пособия,
носилки, туристское снаряжение: рюкзаки-3 шт., коврики туристические-5
шт., спальные мешки – 1 шт., костровое, походная мебель, топор, пила
веревочная, компас, веревка -200 метров, карабин -11 шт., грудная обвязка -1
шт., поясная обвязка – 15 шт., каска – 5 шт., зарядное устройство -1 шт,
аккумуляторы - 8 шт., система страховочная -10 комплектов., медицинская
аптечка, методические пособия, учебные пособия и т.д.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.

Условия реализации программы
Принципы, направленные на поддержку индивидуального развития
ребёнка:
 Принцип самоактуализации – поддержка стремления детей к развитию
своих природных и социально-приобретенных способностей к туристскокраеведческой деятельности.
 Принцип индивидуальности – развитие индивидуальных возможностей
каждого ребенка.
 Принцип субъективности – использование на занятиях заданий
различной сложности, создание условий на занятиях, где каждый
участник образовательного процесса чувствовал бы себя победителем,
настоящим спортсменом, краеведом, первооткрывателем.
 Принцип выбора – ребенку предоставляется возможность выбора вида
деятельности,
 Принцип творчества и успеха – создание для каждого ребенка
«ситуации успеха», достижение успеха способствует формированию
позитивной «Я – концепции» личности ребенка.
 Принцип доверия и поддержки – создание доброжелательной
обстановки, обстановки сотрудничества педагога и учащихся, создание
условий для решения ребенком различных задач.
2. Принципы обучения:
 Принцип развивающего обучения – это ориентация учебного процесса
на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию, работа
педагога с опорой на зону ближайшего развития ребёнка.
 Принцип систематичности и последовательности требует от педагога
такой организации обучения, при котором изложение учебных
программ ведётся в строгом логическом порядке, учащиеся
последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками и
одновременно применяют их на практике. Обучение проводится по
спирали,
 Каждый последующий образовательный виток проходит на более
высоком уровне.
 Принцип наглядности – реализация данного принципа играет
огромную роль при организации занятий с младшими школьниками, так
как освоение окружающего мира у них происходит через предметы,
наглядности. При объяснении материала обязательным условием
является
показ
образца, ярких
иллюстраций,
использование
инструкционного и технологического материала, карточек-заданий.

 Принцип доступности – немаловажное значение в организации
творческой
деятельности
имеет
доступность
предлагаемых
спортивных задач и заданий. Сложность их должна быть строго
согласована с «шагом» творческого развития ребёнка. Психологий
установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему
«шаг» творческого развития, а тем более ускорение всегда приводит к
нежелательным последствиям.
 Принцип научности – для усвоения программного материала
необходимо использовать установленные наукой знания, которые
дают объективно-верную картину мира.
 Принцип связи обучения с жизнью – реализация данного принципа
предусматривает закрепление и расширение знаний о спорте, туризме,
краеведении.
 Принцип организованного самообразования – данный принцип
предусматривает овладение детьми способами самостоятельного
получения знаний, инструментом познания, интеллектуальными
умениями: то есть умением анализировать, сравнивать, обобщать,
применять
приём сравнения, а также способами самостоятельной
отработки приемов работы с туристским снаряжением.
Методы работы: занятия включают лекционную и практическую часть.
Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная
работа.
Основные методы – индивидуальная и совместная творческая работа.
Для развития познавательной активности детей, творческой инициативы
используется метод проектов.
Виды организации занятий: Аудиторные занятия. Занятия проводятся по
группам. «Групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в
малых группах, а охватывает деятельность педагога со всей группой как
одним учеником, неважно при этом, делится ли группа на подгруппы или
нет. Педагогу приходится иметь делу именно с группой как совокупным
учеником. Главенствует отношение «педагог — группа».
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Чтобы отследить результативность усвоения учащихся образовательной
программы, проводится контроль с учетом оценивания ключевых
компетенций. Каждая компетенция состоит из трех уровней: начальный,
средний, высокий.
 Личностная компетенция (индивидуальное развитие учащегося).

 Учебно-познавательная компетенция
(определение уровня знаний и
умений учащихся по разделам программы т.е. педагогический
мониторинг).
 Коммуникативная компетенция (определение уровня участия учащихся в
различных мероприятиях: НПК, защита проекта, «круглый стол»,
конкурсы, соревнования, походы, викторины).
Виды оценки результативности учебных занятий. Программа
предусматривает
использование
форм
и
методов системнорезультативного контроля
деятельности,
исследовательскую работу
учащихся, участие в защитах рефератов, участие в конкурсах,
викторинах, соревнованиях, походах.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный
опрос, текущие тестовые задания, собеседования. В практической
деятельности результативность оценивается качеством выполненных
практических заданий, сдачи нормативов, качество творческих работ.
Результативность учебно-познавательной деятельности учащихся в
педагогической деятельности педагога определяется следующими
методами контроля:
- наблюдение за практической работой учащихся. Данные такого
наблюдения позволяют установить отношение учащегося к учебным
занятиям, его сильные и слабые стороны, проблемы в знаниях, осуществить
индивидуальный подход к учащимся;
- устный контроль осуществляется путем индивидуального и
коллективного опроса при разборе нового материала и повторении
пройденного;
- практический контроль – выполнение практических работ, в ходе
которых проверяются знания, умения и навыки учащихся, полученные ими
на данное время, применение усвоенных знаний;
- самоконтроль, в ходе которого учащиеся самостоятельно находят
допущенные ошибки, неточности, намечают способы их устранения;
- участие в районных, республиканских и всероссийских краеведческих
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
При изучении результативности образовательного процесса используются
следующие формы контроля:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный;
- самоконтроль учащихся.
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде
предварительного текущего и итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных занятиях
с целью выявления способностей учащегося. На основе полученных данных
выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы, как наблюдение, опрос, контрольные
испытания, учебно-тренировочные занятия, где учащиеся могут применить
свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
По окончании раздела проводится тестирование, либо сдача нормативов на
время или правильность, либо выполнение практического задания.
Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в форме
тестирования, участия в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного курса в виде
многодневного похода. Цель – выявление результатов обучения, определение
качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений,
навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по
ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
Критерии
оценки
уровня Критерии оценки уровня практической
теоретической подготовки:
подготовки:
- высокий уровень – учащийся
освоил практически весь объём
знаний
100-80%,
предусмотренных программой за
конкретный
период;
специальные
термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием;
- средний уровень – у
учащегося объём усвоенных
знаний
составляет
70-50%;
сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
- ниже среднего уровень –
учащийся овладел менее чем
50%
объёма
знаний,
предусмотренных программой;
как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины.

- высокий уровень – учащийся овладел на
100-80%
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный
период;
работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает особых трудностей; выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества;
- средний уровень – у учащегося объём
усвоенных умений и навыков составляет 7050%; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на
основе образца;
- ниже среднего уровень - учащийся
овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков; испытывает серьёзные
затруднения при работе с оборудованием;
учащийся в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога.

4.Список литературы
1. Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского
туризма. Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9,
стр. 8-10
2. Голованов В.П., Стрельникова С.А. Инновационные подходы к
развитию
профессиональной
компетентности
педагогов
дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.
Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 35-36
3. Горский В.А., Русских Г.А., Смирнов Д.В. Учебно-исследовательская
деятельность школьников: монография - Москва : Учреждение РАО
«Институт содержания и методов обучения», 2010. - 151 с.
4. Казанцев В.В. Окружной координационный совет по детскоюношескому туризму как фактор повышении эффективности
дополнительного туристско-краеведческого образования. Теория и
практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 40-43
5. Кожин В.А. Туристская картография.
6. Константинов Ю.С. Система туристско-краеведческой деятельности в
школе. Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9,
стр. 49-52
7. Константинов Ю.С., Маслов А.Г., Дрогов И.А., Талызов С.Н., Смирнов
Д.В., Самарина И.А., Лукашов Ю.; Ченцов В.; Глаголева О.Л.; Иванов
А.Д.
Сборник
образовательных
программ
для
системы
дополнительного образования детей («Юные судьи туристских
соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Туристы –
проводники», «Школа безопасности», «Юные туристы-спасатели»,
«Юные туристы-спелеологи», «Юные туристы-краеведы», «Юные
туристы-экологи», Спортивное ориентирование).
8. Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного
туризма: сборник научных статей и материалов Международной
научно-практической
конференции
/сост.
И.А.Дрогов,
Ю.С.Константинов; РГУФКСМиТ. – М.: МосгорСЮТур, 2012.- 256 с.
9. Сборник научных статей и материалов Всероссийской научнопрактической конференции "Пути развития и совершенствования
детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного
туризма" (декабрь 2010)
10. Смирнов Д.В. Спортивный туризм. Примерная программа внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. - М.:
"Просвещение", 2011

11. Смирнов Д.В. Программа факультатива "Юный турист: изучаю родной
край". Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под
ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».