Подписано цифровой
Федоров
Федоров Иван подписью:
Иван Алексеевич
Алексеевич Дата: 2024.10.21 09:46:01
+05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического
совета
МАОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
.директор школы
_____________ /Федоров И.А.
Приказ № 123 от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальный квартет»
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
Александрова Л.И.
педагог дополнительного образования
С. НОВОЕ СЕЛО,2024 г.
Пояснительнаязаписка
Направленность программы
Программа художественной направленности.
Актуальность общеразвивающей программы
Всяжизньдетейнасыщенамузыкой.Онапользуетсяудетейнеизменнойлюбовью.Б
ольшое
и
разностороннее
влияние
музыки
на
личность
ребёнкапозволяетиспользоватьеёкаксильное,ноненавязчивоепедагогическоесре
дство,ведьдети,постигаятайнымузыки,чувствуютсебяболеераскованно,свободн
о,естественно.
Нормативно-правовыеактыидокументы:
1.
ФедеральныйЗаконот29.12.2012г.№273-
ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(далее – ФЗ№273).
2. ФедеральныйзаконРФот24.07.1998№124ФЗ«ОбосновныхгарантияхправребенкавРоссийскойФедерации»(вредакции20
13года).
3. СтратегияразвитиявоспитаниявРФнапериоддо2025года(Распоряжен
иеПравительстваРФот 29мая 2015 года №996-р)
4. ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот28.0
9.2020г.№28«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыхаио
здоровлениядетейи молодежи».
5. Приказ
Минобрнауки
России
от
23.08.2017
№
816
«Об
утвержденииПорядкапримененияорганизациями,осуществляющимиобразова
тельнуюдеятельность,электронногообучения,дистанционныхобразовательны
хтехнологийприреализацииобразовательныхпрограмм».
6. ПриказМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРФот05.05.2018
№298«Обутверждениипрофессиональногостандарта«Педагогдополнительног
ообразования детейивзрослых»;
7. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот9ноября2
018г.№196«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовател
ьнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»(сиз
менениямина30сентября2020годаПриказ №533).
8. Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетейдо2030года(у
тв.РаспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот31.03.2022
№678-
р);
9. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот03.09.20
19
№467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональныхсистемдополнительногообразованиядетей»(сизменениямина02.
02.2021).
10. ПисьмоМинобрнаукиРоссии№09-3242от18.11.2015«Онаправлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
попроектированиюдополнительныхобщеразвивающихпрограмм(включаяразн
оуровневые программы)».11.ПисьмоМинобрнаукиРоссииот28.08.2015№АК2563/05«Ометодическихрекомендациях»(вместес
«Методическимирекомендациямипоорганизацииобразовательнойдеятельност
и с использованием сетевых форм реализации образовательныхпрограмм»;
12. ПисьмоМинобрнаукиРоссииот29.03.2016NВК641/09«Онаправленииметодическихрекомендаций»(вместес«Методическими
рекомендациямипореализацииадаптированныхдополнительныхобщеобразова
тельныхпрограмм,способствующихсоциально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детейсограниченнымивозможностямиздоровья,включаядетейинвалидов,сучетомихособыхобразовательных потребностей»).
13. ПриказМинистерства
общегои
профессионального
образованияСвердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении
КонцепцииразвитияобразованиянатерриторииСвердловскойобластинапериод
до2035 года»;
14.
Методическиерекомендации«Разработкадополнительныхобщеобр
азовательныхобщеразвивающихпрограммвобразовательныхорганизациях»,
утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от01.11.2021№934д«Обутвержденииметодическихрекомендаций»(сизменениямиот04.03.2022№
219-д).
15. УставМАОУ«Новосельская СОШ»(вдействующейредакции).
16.
Положениеодополнительнойобщеобразовательнойобщеразвива
ющейпрограммеМАОУ «Новосельская СОШ».
17.
Дополнительная общеобразовательная
программа
МАОУ
«НовосельскаяСОШ»(Приказ№ 129от31.08.2023 г.)
18. Учебныйпландополнительногообразования(Приказ№129от31.08.20
23 г.).
Отличительные особенности программы
Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы
расширить вокальные возможности учащихся, она ориентирована на развитие
творческого потенциала и музыкальных способностей школьников.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на учащихся основного школьного возраста (5- 8
класс).
Наполняемость группы:до 15 человек.
Режим занятий:занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 9 календарных месяцев.
Общее количество часов за весь период обучения по программе составляет – 68
часов, 8 часов в месяц, 2 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения: очное обучение; применение формы дистанционного
обучения допустимо только во время ухудшения эпидемиологической
ситуации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, работа в минигруппах.
Перечень видов занятий: учебное занятие, концерт, открытое занятие.
Перечень форма подведения итогов: показательные выступления,
соревнования, конкурсы.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
программы:
заинтересоватьдетеймузыкальнымискусством,привить любовь к хоровому и
вокальному
пению,
сформировать
вокально
–
хоровыенавыки,чувствомузыки,стиля.Воспитатьмузыкальнуюипевческуюкул
ьтуру.Развитьмузыкально-эстетическийвкусдетей.
Основныезадачи:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокальнохоровыхнавыков,знакомствосвокально-хоровымрепертуаром.
- Воспитательные:
воспитание
вокального
слуха
как
важного
факторапения в единой певческой манере, воспитание организованности,
внимания,естественностивмоментколлективногомузицирования,привитьнавы
кисценического поведения.
-
Развивающие:развитиемузыкальныхспособностейдетейипотребност
имладших
школьниковв
хоровом
исольном
атакжеразвитиенавыковэмоционального,выразительнопения.
пении,
2.3. Планируемые результаты
1. Метапредметныерезультаты:
-
развитое
художественное
восприятие,
умение
оцениватьпроизведенияразныхвидовискусств;
-
ориентация
в
культурном
многообразии
окружающейдействительности,участиевмузыкальнойжизникласса,
школы,городаидр.;
-
продуктивное
сотрудничество
(общение,
взаимодействие)
сосверстникамиприрешенииразличныхмузыкальнотворческихзадач;
наблюдениезаразнообразнымиявлениямижизнииискусствавучебнойвнеуроч
ной деятельности.
2. Личностныерезультаты:
- наличиеэмоционально-ценностногоотношениякискусству;
реализациятворческогопотенциалавпроцессеколлективного(индивидуального
)музицирования;
- позитивнаясамооценкасвоихмузыкально-творческихвозможностей.
- коммуникативноеразвитие.
3. Предметныерезультаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какомулибоодномувиду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание
основныхзакономерностеймузыкальногоискусства,общеепредставлениеомуз
ыкальнойкартине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебнотворческойдеятельности.
2.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
Дата
Темааудиторногои
внеаудиторногозанятия
Формаорган Кол изациивнеур вочасов
очнойдеятел
ьности/
теория
практика
форма
занятия
1
Вводное занятие.Инструктажпо
ТБ. Диагностика
певческихданных.Обсуждение
песенногоматериала.
Занятиебеседа
1
1
2
Разучивание
песни
«Как
пойдуя на быструю речку».
Беседа опевческомдыхании.
Практическо
езанятие
1
1
3
Работанадпевческимдыхание
м.Работанадпесней
«Какпойдуянабыструюре
чку».
Практическо 1
езанятие
1
4
Работанадмягкойатакойзвука.Ра Практическо 1
ботанадпесней«Какпойдуяна
езанятие
быструюречку».Игра
«Соседи».
1
5
Твёрдая атака
звука.«Какпойду я на
быструю речку». исполнениеподфонограмму.
Игра«Соседи».
Упражнения на
развитиепевческогодиап
азона.
«Дождик»-разучивание.
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
6
Упражнения на
развитиепевческогодиап
азона.
«Дождик» - работа над
песней.Игра«Автобус».
Артикуляционная
гимнастика.Работа над песней
«Дождик».Игра«Автобус».
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
9
Участиевпразднике.
Занятиеконцерт
1
1
10
Работа над дикцией.
Разучивание скороговорок.
Разучивание песни «Старый
вальсок».
Практическо 1
езанятие
1
11
Работа над дикцией. Попевкискороговорки. Работа над
песней «Старый вальсок».
Практическо 1
езанятие
1
12
Работа с солистами и хором в
песни «Старый вальсок».
Практическо 1
езанятие
1
13
Упражнения на
развитиедиапазона.Разучиван
иепесни
«Русскаязима».
Упражнения на
развитиедиапазона.Работана
дпесней
«Русскаязима».
Работа над песней
«Русскаязима» - исполнение
подфонограмму. Игра
«Живаяшляпа». Инструктаж
по ТБ. Промежуточная
диагностика певческих
данных.
Выступление на
новогоднемпраздникевначальн
ыхклассах.
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Занятие концерт
1
7
8
14
15
16
1
17
Беседа «Мой дом – моя
семья».Разучивание песни
«Самыйлучшийпапа».
Занятиебеседа
18
Артикуляционная
гимнастика.Работа над песней
«Самыйлучшийпапа».Игра
«Резиночка».
Практическо 1
езанятие
1
19
Беседа
«Два
лада».
Упражнениена
развитие
дикции.
Работа
надпесней«Самыйлучшийпапа»
.
Упражнение «Мажор,
минор».Упражнение на
развитиедикции.Разучиваниеп
есни
«Мамочкалюбимая».
Упражнение на
развитиедикции.Работана
дпесней
«Мамочка
любимая».Исполнение песни
«Самыйлучшийпапа»подфоног
рамму.
Упражнение на
развитиедикции.Работассол
истами.
Беседа «От чего
зависитнастроение?». Работа
надпесней«Мамочкамоя».Иг
ра
«Зеркало».
Участие в
праздничномконцертекпраздн
ику8Марта.
Артикуляционная
гимнастика.Разучиваниепесни
«Лимонадныйдождик».Игра
«Царевич-королевич».
Комбиниров
анноезаняти
е
1
20
21
22
23
24
25
1
1
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Комбиниров
анноезаняти
е
1
Занятиеконцерт
1
1
1
Практическо 1
езанятие
1
26
Работанадпесней
«Лимонадныйдождик».Игра
«Царевич-королевич».
Практическо 1
езанятие
1
27
Работассолистами.
Практическо 1
езанятие
1
28
Беседа «Подари
другомурадость».Разучиван
иепесни
«Песенкапроазбуку».Игра
«Танцы,танцы».
Упражнения на
развитиепесенного диапазона.
Работанад песней «Песенка
проазбуку».Игра«Танцы,танцы
».
Разучивание песни
«Семьдорожек». Работа с
солистами.Игра«Карнавалжив
отных».
Упражнения на смену
темпа.Работа над песней
«Семьдорожек». Игра
«Карнавалживотных».
Занятиебеседа
Упражнения на смену
темпа.Работанадпеснями
«Лимонадный дождик» и
«Семьдорожек».
29
30
31
32
33
34
Итого:
Итоговая
диагностикапевчески
х данных.
Подготовка к
отчётномуконцерту.
Участиевотчётномконцерте
1
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Практическо 1
езанятие
1
Занятиерепетиция
1
1
Занятиеконцерт
1
1
34
34
68
2.5. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 Пение как вид искусства 5 ч
Теория 2ч: Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом
работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной
гигиены вокалиста. Посадка певца исполнителя, положение корпуса, головы.
Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса.
Практика 3 ч: Навыки пения сидя и стоя. Работа над унисоном, подбором
репертуара. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало
пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения.
Раздел 2 Музыкальные термины и понятия 5 часа.
Теория 4ч: Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия,
ритм, темп, динамика, сопровождение). Дать понятия «хор», «солист».
Практика 1 ч: Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Определение в песнях фразы, в них запев и припев.
Раздел 3 Развитие ритмического слуха 12 ч
Практика 12 ч: Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. Игра на
ударных музыкальных инструментах. Знакомство с простыми ритмами и
размерами.
Раздел 4 Развитие певческих способностей 25 ч
Практика 25 ч: Естественный, свободный звук без крика и напряжения
(форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных,
способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение
нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского
голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Особенности
произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять,
стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое
выговаривание согласных. Выработка активного унисона.
Раздел 5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой: 20ч
Практика 20 ч: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется
сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в
соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап
сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать
репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям.
Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой,
правильно вести себя на сцене. В процессе занятий по вокалу вводится комплекс
движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков
сочетает вокально-техническую деятельность с работой по созданию
сценического образа.
3.Организационно-педагогические условия
3.1.Календарный учебный график
№п/п Основные
характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
68
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
68
5
Недель в 1 полугодии
16
6
Недель во 2 полугодии
18
7
Начало занятий
6 сентября
8
Каникулы
28 октября-4 ноября
28 декабря-8 января
22 марта-30 марта
9
Выходные дни
4 ноября,23 февраля, 8
марта,1,2,8,9 мая
10
Окончание учебного года
27 мая
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, фонограммы; методические,
нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей;
словари, справочники иллюстрированные.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые,
теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка:
учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные,
наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные. Большую помощь
педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра,
создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией
образовательной программы, а также за усвоением обучающимися
определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для
педагога.
Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD,
микшерный пульт.
Музыкальные произведения в СД записи; видеозаписи, портреты композиторов;
тематическая литература.
Специализированный кабинет.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования.
Условия реализации программы:
•
•
•
атмосфера
психологического
комфорта в
коллективе,
поддержание интереса к занятиям;
творческое сотрудничество «Воспитанник – Педагог – Родитель», повышение
заинтересованности родителей в творческих успехах своих детей;
наличие материально-технической базы.
Методы работы:
-словесный
(устное изложение, беседа и т. д.);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ
педагогом);
- практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Приемы обучения:
- игра;
- беседа;
- показ видеоматериалов;
- показ педагогом;
- наблюдение.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации разрабатываются для отслеживания результативности
освоения программы. Согласно учебно-тематическому плану это:
-зачет;
-игра;
- концерт.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аудиозапись;
- видеозапись;
- грамота;
- журнал посещаемости;
- фото;
- участие в конкурсах, концертах;
- статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- концерты;
- диагностические карты;
- конкурсы.
Оценочные материалы
С целью выявления соответствия уровня полученных учащимися знаний,
умений
и
навыков
планируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы используется следующие
виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация.
Текущий контрольуспеваемости учащихся в объединении осуществляется
педагогом на каждом занятии, по каждому разделу (теме).
Цель: определить уровень освоения предыдущего программного материала и
выявления пробелов в знаниях учащихся.
Формы текущего контроля: наблюдение, устный опрос; взаимоконтроль.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год (декабрь, май). Формы
аттестации: тестирование; мини-концерт; отчетный концерт.
В ходе проведения промежуточной аттестации с помощью тестирования
определяется уровень теоретического освоения программы. В форме концерта
учащиеся демонстрируют уровень практического освоения программы.
Критерии оценки
1.правильная певческая установка
2.умение пользоваться певческим дыханием
3.владение вокально-техническими навыками
4.чистая интонация и выразительный звук
5.четкая дикция
6.артистичность при исполнении программы
7.передача образно-эмоционального содержания произведения.
Высокий уровень- артистичное и выразительное исполнение всей концертной
программы. Высокий технический уровень владения эстрадно-вокальными
навыками, приемами для воссоздания художественного образа и стиля
исполнения сочинений разных форм, знание текущего материала, активное
участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных
выступлений.
Средний уровень- недостаточно эмоциональное пение, некоторые
произведения исполняются невыразительно, владение основными эстрадновокальными навыками, но не везде технически ровное звучание Достаточный
уровень усвоения программного материала.
Низкий уровень- безразличное пение концертной программы, невнимательное
отношение к вокальной позиции, недостаточное овладение эстрадновокальными навыками.
Методика отслеживания воспитательных результатов
Цель: выявить уровень развития личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
2 раза в год (в начале учебного года и в конце) проводится диагностика, где
отслеживается успешность развития нравственных качеств ребенка.
По методике Р.В. Овчаровой выявляются коммуникативные склонности
учащихся.
Диагностика уровня интереса учащихся к вокальному искусству проводится 2
раза в год (в начале учебного года и в конце) с помощью анкеты "Выявление
уровня интереса учащихся к вокальному искусству", разработанной на основе
анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
4.Список литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А.«30 музыкальных занятий для начальной
школы»,«Аквариум» ГИППВ, 2002 год.
2. Зарецкая Н.В.«Календарные музыкальные праздники для детей среднего
дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис –
пресс», Москва, 2005 год.
3. Истомин С.В.«Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка», Москва,
издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год.
4. Кондратюк Н.Н.«Музыка в школе», методическое пособие, творческий центр
«Сфера», Москва, 2005 год.
5. Лидина Т.Б. «Я умею петь», большая книга о пении, издательство
«Феникс, 2000 год.
6. Михайлова М.А.«Развитие музыкальных способностей детей» популярное
пособие для родителей и педагогов, «Академия развития», Ярославль, 1997
год.
Интернет ресурсы:
1.
http://poiskm.com/artist/1448-Detskie-pesni
2.
http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/
http://www.muz-urok.ru/detskie_pesni.htm
3.
http://www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/detskie-pesni-4totakoe-dobrota/
4.
http://www.audiopoisk.com/artist/neposedi/
5.
http://www.mp3sort.com/
6.
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
7.
http://forums.minus-fanera.com/index.php
8.
http://alekseev.numi.ru/
9.
http://talismanst.narod.ru/
10.
http://www.rodniki-studio.ru/
11.
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
12.
http://www.lastbell.ru/pesni.html
13.
http://www.fonogramm.net/songs/14818
14.
10.http://www.vstudio.ru/muzik.htm
15.
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
16.
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
17.
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
18.
http://notes.tarakanov.net/
19.
http://irina-music.ucoz.ru/load