Рабочая программа курса внеурочной деятельности "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
Дата: 2023.09.02 16:23:46 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Новосельской СОШ
____________ И.А.Федоров
приказ № 129 «31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Финансовая грамотность»
основное общее образование
Составитель: Смирнова Зарима Анфасовна,
учитель физики, информатики

с. Новое Село, 2023 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования и на основе
авторской программы Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
 приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
 воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
2). Место курса в образовательной системе:
Курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть основной
общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научнопознавательному направлению, реализующий интересы семиклассников в сфере экономики
семьи. Курс рассчитан на 34 часа в 7 классе из расчёта 1 час в неделю.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
•деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного,
государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
•мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
2

II. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
•осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении,
•понимание финансовых связей семьи и государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
•проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета,
•предложение вариантов собственного заработка;
•умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
•умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
•выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
•установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
•построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
•умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет - калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
•владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
•анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
•самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
3

•проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
•контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
•применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
•умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
•работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
•умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
•умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
•владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
•использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
•применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
•умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
•определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
•расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

III. Содержание курса
Номер
темы/блока

Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Итого

Название темы/блока

Кол-во
часов
Введение в курс «Финансовая грамотность»
2
Доходы и расходы семьи
8
Риски потери денег и имущества и как человек может от 8
этого защититься
Человек и государство: как они взаимодействуют
8
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
8
34
4

Структура курса «Финансовая грамотность»
Введение в курс «Финансовая грамотность», 2 ч.
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
•в сфере достижения метапредметных результатов: определять цели развития
собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
•осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и
сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
•выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
•находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
•обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
•приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях;
•актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
• объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
•понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых
знаний и навыков;
•обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
•описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
•поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой
грамотности;
•самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой
грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других
людей в решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи, 8 ч.
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.
5

Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
¸ называть основные источники доходов семьи;
•составлять задачи, требующие денежных расчётов;
•считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов: объяснять проблемы бартерного
(товарного) обмена;
•описывать свойства предмета, играющего роль денег;
•объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
•называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
•называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов
семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
•объяснять, как формируется семейный бюджет;
•подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
•подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
•объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы
семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых
финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий:
1. Деньги: что это такое.
2. Из чего складываются доходы семьи.
3. Учимся считать семейные доходы.
4. Как появляются расходы семьи.
5. Учимся считать семейные расходы.
6. Исследуем расходы семьи.
7. Как сформировать семейный бюджет.
8 Обобщение результатов изучения модуля 1. Ролевая игра «Семейные советы по
составлению бюджета».
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься, 8ч.
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
•осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение
ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые
могут привести к снижению личного благосостояния;
•понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи
в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов:
•анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
•соотносить вид страхования и его цель;
•рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с
помощью калькулятора на сайте страховой компании;
6

•находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
•описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
•объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых
жизненных ситуаций;
•объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
•описывать виды страхования;
•приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
•высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми
жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
•оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Темы занятий
1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
3. Что и как можно страховать.
4. Ролевая игра «Страхование».
5. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
6. Как определить надёжность страховых компаний.
7. Как работает страховая компания.
8. Обобщение результатов изучения модуля 2.Учебные мини-проекты «Страхование».
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют, 8ч.
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка,
налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия,
стипендия.
Личностные характеристики и установки:
•понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
•осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
•оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов:
•различать прямые и косвенные налоги;
•считать сумму налога;
•проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;
•высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
•находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов:
•объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
•называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на
прибыль, косвенные налоги);
•приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их
примерную величину;
7

•перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
•называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
•приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
•высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
•самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между
уплатой налогов и созданием общественных благ;
•рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Что такое налоги и почему их надо платить.
2. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги.
3. Налоги граждан разных стран.
4. Какие налоги платит семья и что получает от государства.
5. Что такое социальные пособия, и какие они бывают.
6. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
7. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
8.Обобщение результатов изучения модуля 3 «Человек и государство: как они
взаимодействуют».
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес, 8 ч.
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование
вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнесплан, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных
доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт
потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного
курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
•отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
•знать свои основные права и обязанности как потребителя;
•находить актуальную информацию об услугах банков;
•пользоваться пластиковой картой в банкомате;
•считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
•планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
•сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
•находить и анализировать информацию о курсе валют;
•проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
•перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
•объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для
увеличения (сохранения) доходов семьи;
•объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
8

•называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
•объяснять причины существования различных валют;
•называть основные мировые валюты и страны их использования;
•объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях
курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
•соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
•сравнивать различные финансовые предложения;
•оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения
и/или сохранения семейных доходов;
•брать на себя ответственность;
•оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения
семейного бизнеса.
•оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
1. Для чего нужны банки.
2. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
3. Какие бывают вклады.
4. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
5. Что мы знаем о бизнесе.
6. Что такое валюта и для чего она нужна.
7. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
8. Обобщение результатов изучения модуля 4.
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности
Для достижения цели используются следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской
и выставок, портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений,
расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных
продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой
грамотности. На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел
«Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить
материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы
портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и
отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1.Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу
представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по
возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей
товаров в регионе) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы,
решения, проекта.
2.Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения
своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её.
3.Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов,
рисунков, схем) в формате выставки.
4.Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств.
5.Итоговый анализ динамики своих достижений в области финансовой грамотности с
помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить
свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить
задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
9

Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования
определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного
характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных
финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами,
справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими
понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными
примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в
зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут
быть организованы следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов) на сайтах финансовых
организаций, пенсионного фонда, налоговой службы;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из
реальной жизни с разработанными к ней вопросами.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на
основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с
подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации, и
оценку полученных результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с
презентацией или в виде доклада.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на
освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.
В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
- выбирают игровые роли, например членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка,
сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
- совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы
«семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной
основе, возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных
ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки;
в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за
уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов);
- участвуют в групповой работе по игровому заданию: а) изучают источники
информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их
потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут
быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в
межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов
групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»;
- по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:
«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
10

- воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Перед началом игры проводится инструктаж: как должны вести себя родители в роли
детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации
предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? Что стало личным
образовательным достижением участия в игре? Производится самооценка и взаимооценка
участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для
непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом,
страховыми компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1.Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания:
выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему
вопросу.
2.Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой
результат должен быть получен в ходе экскурсии, например, понаблюдать, как работает
финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой
вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт.
3.Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по
своему вопросу или заданию.
4.Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована
выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно
включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц.
5.Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время
экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на
экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников
в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании
активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая
направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической
проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель
и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор
темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам
проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета,
справочник, полезные советы, инфографика), как его подготовить; подготовка проектного
продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного проектного
продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
надпроектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.
IV. Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность»
являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных
11

образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные,
метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их
финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс
«Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества
личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных
к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и
умений, опыт грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также
требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку
личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании
результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом
определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и
оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью
учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку
своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1.Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного
задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по
выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2.На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты
деятельности, обосновывают свою оценку.
3.Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же
критериям, обосновывает свою оценку.
4.Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму
накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину
объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности.
В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной
самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование
портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется
на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не
только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые
происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс
освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять
не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта
и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую,
промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических
заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных
12

выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую
тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты
о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их
защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях, в ходе
обобщения результатов изучения разделов курса, учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового
контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания
разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебноисследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы
складывается из трёх составляющих - самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в
данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух
уровнях - базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1).Результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2).Результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся
получит возможность научиться»);
3).Результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

№
п/п

V. Календарно-тематическое планирование
учебного материала
курса «Финансовая грамотность»
Тема занятия
Вид занятия

2/2

I. Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую
грамотность
Учимся оценивать финансовое поведение людей

3/1
4/2
5/3
6/4
7/5
8/6

Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое.
Из чего складываются доходы семьи.
Учимся считать семейные доходы.
Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы.
Исследуем расходы семьи.

1/1

9/7
10/8

Как сформировать семейный бюджет
Обобщение результатов изучения модуля 1.
Ролевая игра «Семейные советы по составлению
бюджета».
13

Мастерская
портфолио
Постановка
учебной задачи
Практикум
Защита проектов
Практикум
Практикум
Практикум
Миниисследование
Практикум
Игра

Кол-во
часов
2
1
1
8
1
1
1
1
1

1

Дата

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься
11/1 Почему возникают риски потери денег и Практикум
имущества и как от этого защититься.
Практикум
12/2 Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
Практикум
13/3 Что и как можно страховать.
Занятие-игра
14/4 Ролевая игра «Страхование».
Мини15/5 Исследуем, что застраховано в семье и сколько
это стоит.
исследование
16/6 Как определить надёжность страховых компаний. Практикум
Практикум
17/7 Как работает страховая компания
18/8 Обобщение результатов изучения модуля Практикум
2.Учебные мини-проекты «Страхование».
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Постановка
19/1 Что такое налоги и почему их надо платить.
учебной задачи
Практикум
20/2 Какие бывают налоги. Учимся считать налоги.
Практикум
21/3 Налоги граждан разных стран.
Практикум
22/4 Какие налоги платит семья и что получает от
государства.
Практикум
23/5 Что такое социальные пособия, и какие они
бывают.
Практикум
24/6 Учимся находить информацию на сайте Фонда
социального страхования РФ.
25/7 Исследуем, какие социальные пособия получают Минилюди.
исследование
Контроль знаний
26/8 Обобщение результатов изучения модуля 3
«Человек и государство: как они
Тестирование
взаимодействуют».
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Практикум
27/1 Для чего нужны банки.
Практикум
28/2 Почему хранить сбережения в банке выгоднее,
чем дома.
Практикум
29/3 Какие бывают вклады.
Исследуем,
какими
банковскими
услугами
Практикум
30/4
пользуется семья.
Практикум
31/5 Что мы знаем о бизнесе.
Практикум
32/6 Что такое валюта и для чего она нужна
Мини33/7 Учимся находить информацию о курсах валют и
их изменениях.
исследование
Контроль знаний
34/8 Обобщение результатов изучения модуля 4.

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1

V. Литература
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
1.Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 5-7 кл. общеобр. орг. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
2.Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
14

3.Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
4.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
5. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким
детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.104 с.
6. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
7. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению».)
8.Ступницкая
М.А.Что
такое
учебный
проект?
Режим
доступа:
http://project.1september.ru
9.Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
Интернет-источники
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6.www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15.www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей
фактов».

15


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».