РП курса внеурочной деятельности НОО "Мир профессий глазами детей" 3-4

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
Дата: 2023.09.02 17:22:46 +05'00'
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Новосельская СОШ»
__________И. А. Федоров
Приказ № 129 от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«МИР ПРОФЕССИЙ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Составитель: Полуянова Л. В.,
учитель начальных классов, 1КК

С. НОВОЕ СЕЛО
2023 г.

Пояснительная записка
Программа «Мир профессий глазами детей» реализует социальное
направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии
с

федеральными

государственными

образовательными

стандартами

начального общего образования второго поколения.
О множестве профессий школьники

практически не имеют

информации, поэтому знакомство с миром профессий

начинается в

начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична.
Особенность заключается в том, что в 3-4 классах не ставится цели подвести
детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних
психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда
учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей
развитие школьника, важно расширить его представление о различных
профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё
трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно
представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни,
историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая
наглядная

основа,

на

которой

базируется

дальнейшее

развитие

профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать
максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы
затем

на

основе

этого

материала

ребёнок

мог

анализировать

профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более
уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной
школе.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 3 и 4 классов, на 1 год обучения.
На реализацию курса отводится 34 часа по 1 занятию в неделю.

2

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на
основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:


познакомить

обучающихся

с

разнообразием

мира

профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;


формировать

конкретно-наглядные

представления

о

существенных сторонах профессии;


развивать интеллектуальные и творческие возможности

детей;


воспитывать уважение к людям труда;



побуждать к осознанному профессиональному выбору в

будущем;


создать условия для формирования коммуникативных

навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание

определяется возрастными особенностями младших

школьников.
Каждое занятие

имеет тематическое наполнение, связанное с

рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет
возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в
учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия,

проводятся в активной форме: игры, дискуссии,

конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска
знаний.

Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов,

потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
3

Структура занятий
Разминка

1.

(задания,

рассчитанные

на

проверку

сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок

2.

(коллективное обсуждение):


что я знаю об этой профессии;



что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;



какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;



что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из

книг, телепередач.
3.

Выполнение развивающих упражнений в соответствии

с рассматриваемой профессией.
4.

Рефлексия. Самооценка

своих

способностей

(что

получилось, что не получилось и почему).
Формы работы:
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые
династии.
13. Творческая работа.
14. Практикум. Мастер-классы.
4

Ожидаемые результаты прохождения курса
Личностные результаты изучения курса
У ученика будут сформированы:


положительное отношение к процессу учения, к приобретению

знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;


осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена

общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в
том числе сверстникам;


умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить

поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими
принципами;
У ученика могут быть сформированы:


стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание,

новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;


стремление к соблюдению морально-этических норм общения с

людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:


организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для

выполнения разных видов работ;


принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять

её до конца учебных действий;


планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками

или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

5



действовать согласно составленному плану, а также по

инструкциям учителя;


контролировать выполнение действий, вносить необходимые

коррективы (свои и учителя);


оценивать результаты решения поставленных задач, находить

ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:


оценивать своё знание и незнание, умение и неумение,

продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой
теме;


ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением

разных заданий;


проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать

собственные способы решения;


адекватно

оценивать

результаты

учебной

деятельности,

осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в
знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:


осознавать

учебно-познавательную,

учебно-практическую,

экспериментальную задачи;


осуществлять поиск информации, необходимой для решения

учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры,
личного опыта общения с людьми;


понимать информацию, представленную в вербальной форме,

изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;


применять для решения задач (под руководством учителя)

логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
6

установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и
выводов;


наблюдать

и

сопоставлять,

выявлять

взаимосвязи

и

зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде
рисунка, схемы, таблицы;


использовать готовые модели для изучения строения природных

объектов и объяснения природных явлений;


осуществлять кодирование и декодирование информации в

знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:

выбор

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять
дополнительных

источников

информации

для

решения

исследовательских задач, включая Интернет;


обобщать и систематизировать информацию, переводить её из

одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);


дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы,

схемы, диаграммы), создавать собственные;


осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в

проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:


осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной форме;


аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою

точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать
вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач
общения;

7



вступать

в

учебное

сотрудничество

с

учителем

и

одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и
больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам
по общению;


допускать возможность существования у людей различных точек

зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:


оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)

использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;


планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и

сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять
способы их взаимодействия;


проявлять инициативу в поиске и сборе информации для

выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;


уважать

позицию

партнёра,

предотвращать

конфликтную

ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради
общего дела.


участвовать в

проектной

деятельности, создавать

творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели,
небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Знать:


Основные сферы профессиональной деятельности человека;



Основные

понятия,

признаки

профессий,

их

значение

окружающем обществе;


Предприятия и учреждения населенного пункта, района;



Основные приемы выполнения учебных проектов.
8

в

Уметь:


Оперировать основными понятиями и категориями;



Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни

общества;


Переносить теоретические сведения о сферах человеческой

деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;


Выполнять учебные проекты.
Учебно-тематический план (3-4 классы)

N п\п Содержание программы

Всего
часов

Часы
Часы
аудиторных внеаудито
занятий
рных
занятий

1.

Введение в мир профессий

4

2

2

2.

Профессии в школе

4

3

1

3.

Профессии, которые нас лечат

5

4

1

4.

Профессии,
транспортом

5

5

0

5.

Знакомство с различными
профессиями

3

2

1

6.

Профессии, которые нас охраняют

9

7

2

7.

Проект «Забытые профессии»

2

2

0

8.

Профессия моих родителей

1

1

0

9.

Итоговые занятия. Радуга
профессий.

1

1

0

Итого:

34

27

7

связанные

с

9

Содержание курса
1 раздел (4ч.)
Введение в мир профессий.
Подчеркнуть важное

значение и огромную пользу всех без исключения

профессий.
2 раздел (4ч.)
Профессии в школе.
Познакомить

и уточнить знания детей о профессиях

школы: биолог,

логопед, социальный педагог, психолог.
3 раздел (5 ч.)
Профессии, связанные с транспортом
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с
транспортом Создание моделей некоторых видов транспорта. Повторить
правила дорожного движения и ПБП.
4 раздел (5 ч.)
Профессии, которые нас лечат..
Познакомить с профессиями врача скорой помощи, детским врачом педиатром, зубным врачом - стоматологом, ортопедом, окулистом, через
очные и заочные экскурсии.
5 раздел (3ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с «Талантливыми профессиями».
6 раздел (9 ч.)
Профессии, которые нас охраняют
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях - отважных.
7 раздел (2 ч.)
Проект «Забытые профессии»
Проектная деятельность по составлению папки забытых профессий.

10

8 раздел (1ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о трудовых династиях семьи.
9 раздел ( 1ч.)
Итоговые занятия.
Радуга профессий.
Дат №
а

Тематическое планирование занятий
Тема занятия
КолОсновное содержание
во
часов

Ресурсы,
оборудование

1. Введение в мир профессий 4 ч
Мы славим труд

1

кроссворд
«ТРУД»
Изготовление сувениров для
первоклассников Работа со
словарем
Ожегова:
труд,
профессия и т п.

кроссворд

2 «Мир профессий
большой - труд в
почете любой!»

1

Беседа
о
техническом
персонале
школы.
Генеральная уборка класса

тряпки

3 Для нас учеба –
главный труд

1

Чтение и обсуждение сказки
«Секрет
ювелира»
(кн.
«Секреты
мастерства»
АМРИТА – Русь М. 2005
с.347-350);
Стихотворение
С.Баруздина «О человеке и
его часах».

книги

4 «Сто дорог – одна
твоя!»

1

Работа в командах. Методика
«Мои желания»

1

2. Профессии в школе 4 ч.
5 Профессия логопед

1

Беседа
со
специалистом.
Логопедический тренинг для
детей «Игры с буквами». Игра
«Угадай, что напишу». Игра
«Буквы на спине». Игра
«Волшебник». Игра «Какие
буквы спрятались?».

карточки

6 Профессия –
социальный

1

Беседа
со
специалистом.
«Секреты данной профессии»

презентация

11

педагог
7 Профессияпсихолог.

1

Экскурсия
в
кабинет
психологии.
Встреча
со
школьным
психологом. Знакомство с
основными психологическими
понятиями.
«Сказка
о
деревьях-характерах», «Сказка
о борьбе Мотивов», «Сказка о
Цветах Способностей»

8 Библиотекарь

1

Экскурсия по Новосельской
библиотеке

3. Профессии, связанные с транспортом 5 ч.
9 Железная дорога.
Кто на ней
работает?

1

Проблемная ситуация: Кто Презентация
работает на железной дороге?
Просмотр
Сценка «в поезде»
видеофильма
ТБ на железной дороге.
Экскурсия на ж/д вокзал.

10 Наземный
транспорт

1

Конкурс загадок на тему Иллюстрации,
«Транспорт»
Детские видеофильм
сообщения о профессиях.
игра «Самоделкин и машина
времени»
Экскурсия на проезжую часть
около школы. ПДД

11 Подземный
транспорт

1

Проблемная
ситуация: Презентация
Подземный
транспорт.
Правила
безопасного
поведения в метро

12 Воздушный
транспорт

1

Знакомство
с воздушным Презентация
транспортом
(история
появления, виды летательных
аппаратов.) Творческая работа:
воздушные
транспортные
средства.
Игра
«Доскажи
словечко»

13 Водный транспорт 1

Знакомство
с
водным Презентация
транспортом
Творческая
работа, составление загадок.
ПБП на водном транспорте.
5. Профессии, которые нас лечат 5 ч.
12

14 Врач скорой
помощи

1

Знакомство с профессией Презентация
врача. Первая помощь при
Просмотр
ожогах, при отравлении.
видеофильма

15 Детский врач.

1

Знакомство с профессией
педиатра. Сочинение на тему:
«Каким должен быть детский
врач?»

Иллюстрации,
видеофильм

16 Зубной врач

1

Описание
профессии стоматолога и его
деятельности. Сценка «У меня
болит зуб». Советы зубного
врача. Правила гигиены
полости рта
Игра «Друзья-враги»
Пятиминутка в 1 классе

Презентация,
памятки

17 Кто лечит глаза.

1

Описание профессии
Окулиста и его деятельности.
Индивидуальная работа с
карточками: “Как я забочусь о
своих глазах”
Пословицы о глазах

карточки:

18 Кто работает в
аптеке?

1

Знакомство с профессиями
провизор, фармацевт.
Экскурсия в аптеку
(виртуальная).

Презентация

5. Знакомство с различными профессиями 3 ч
19 Профессия художник

1

Знакомство с профессией Презентация
художника. Викторина «Какие
предметы нужны художнику?»
Конкурс
рисунков
«Яхудожник»
Экскурсия в художественную
галерею (виртуальная).

20 Профессия фотограф

1

Знакомство с профессией. презентация,
Беседа с фотографом школы. фотоаппарат,
Участие
в
выставке фотографии
«Домашние любимцы»

21 Профессия журналист.

1

Знакомство с профессией.
Создание заметки в классную
газету.

презентация

6. Профессии, которые нас охраняют
13

22 Охранник

1

Знакомство с профессией
охранника. Интервьюирование
школьного охранника.

23 Полицейский

1

Знакомство с профессией
полицейского. Рисунок на
тему: Работа в полиции.
Приглашение представителя
данной профессии.

24 Пожарный или
пожарник

1

Знакомство с профессией
фильм о
пожарный,
Проблемная противопожарн
ситуация «Во время пожара»
ой
Экскурсия в пожарную часть
безопасности.

25 Военный

1

Знакомство с профессией
военного.

презентация

26 Спасатель

1

Знакомство с профессией
спасателя. Безопасное
поведение дома и на улице.

презентация

27 Адвокат

1

Беседа в представителем
данной профессии. Решение
практических задач и
ситуаций. Беседа об
ответственности человека
перед законом.

презентация

28 Профессия
«Следователь»

1

Знакомство с профессией.
презентация,
«Следствие
ведут
картинки.
четвероклассники!» Сюжетная
игра «Найди по описанию»

29 Разведчик.

1

Знакомство с профессией. презентация,
Игра
«Юный
картинки.
разведчик»,тренинг «Развитие
внимания
и
наблюдательности»

30 Летчик

1

Знакомство с профессией.
Викторина
«Самолет».
Тематическое рисование.

презентация

7. Проект «Забытые профессии» 2 ч
31- Представление
32 мини-проектов.
Оформление
результатов

2

Представление
минипроектов: рассказы учащихся
о
профессиях:
глашатаи,
тапер, шарманщик, трубочист,
14

проекта

балаголы,
плевальщики,
ямщик,
коробейники.
Создание папки «Забытые
профессии»
8. Профессия моих родителей 1 ч

33 Трудовые династия 1
в моей семье

Встреча с родителями. Прессконференция с родителями на
тему «Чем интересна Ваша
профессия?»

9. Итоговые занятия 3 ч
3.

«Радуга
34 профессий».

33

Работа над сказкой «Два
молотка»,
Знакомство
с
видами
профессий.
Составление коллажа на тему:
Кем я хочу стать?

15

Литература для учителя:
1.

Григорьев

Д.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
2.

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности.

Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
3.

Григорьев

Д.В.

Программы

внеурочной

деятельности.

Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
4.

Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель,

5.

Сухаревская

2009
Е.Ю.

«Мир

профессий»,

Ростов-на

Дону,

издательство ИПК и ПРО,
2008
6.

Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред.

проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
7.

Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

8.

Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.,

Ярославль, «Академия развития» 1996г.
9.

Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих

способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
10.

Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный

психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
11.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,

12.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

2002
М.: Просвещение, 2002
13.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

16


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».