Положение о системе наставничества

Турышева Зиля Габдулловна

Подписано цифровой подписью: Турышева Зиля
Габдулловна
Дата: 2022.04.01 13:39:27 +05'00'

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________(З.Г. Турышева)
Приказ № 33
от 01.04.2022 г.
Положение о системе наставничества
1. Общие положения.
1.1 Наставничество в МАОУ «Новосельская СОШ» (далее «школа») – разновидность
индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями и воспитателями,
не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют
опыта работы.
Наставник – опытный учитель или воспитатель, обладающий высокими
профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель или воспитатель, как правило,
овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, но не имеющий опыта работы
в школе. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством
наставника по отдельному плану в течение 3 лет.
1.2 Наставничество в школе предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста
знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания.
1.3 Правовой основой наставничества в школе являются настоящее Положение,
другие нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов
образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью данного Положения является:
•
оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогических,
ученических и родительских коллективах;
•
повышение
уровня
профессиональной
подготовки
выпускников
педагогических институтов и училищ для работы в учреждениях образования;
•
оказание психологической поддержки и методической помощи молодым и
начинающим учителям и учителям – стажерам;
•
поощрение молодых специалистов
2.2. Основными задачами являются:
- выявление уровня профессиональной подготовки выпускников педагогических
вузов и училищ;
1

- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагогов
к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
- оказание практической помощи молодым специалистам в преподавании предмета, в
воспитательной работе с обучающимися;
- обеспечение постоянного освоения современной педагогической теории и практики;
- проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
- создание условий для саморазвития молодых специалистов;
- стимулирование молодых специалистов учителей.
3. Организация деятельности.
3.1. С целью организации психологической поддержки и методической помощи,
молодым и начинающим учителям и учителям-стажерам школа проводит постоянную
работу с молодыми специалистами.
3.2. Наставничество организуется на основании ходатайства заместителя директора по
учебно-воспитательной работе и заместителя директора по воспитательной работе и по
приказу директора школы при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста.
Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 1 год
3.3. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника
- перевода на другую работу подшефного или наставника
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.4. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и
задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на
промежуточном и итоговом контроле.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

4.6.
4.7.
4.8.
4.9.

4. Содержание деятельности:
Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на
основе анализа их потребностей;
Планирование и анализ деятельности;
Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации
воспитательно-образовательной деятельности;
Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебновоспитательной работы;
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации
познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное
время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.);
Организация мониторинга эффективности деятельности молодых и начинающих
учителей;
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых
учителей;
Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной
педагогической деятельности;
За молодым специалистом закрепляется наставник из числа опытных педагогов. По
итогам стажерской практики учитель-наставник заполняет стажерский лист,
который содержит всестороннюю оценку профессиональной подготовки молодого
специалиста и рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательной
работы, повышению профессиональной подготовки. Молодой специалист должен
быть ознакомлен с анализом своей работ.
2

4.10. Молодой или начинающий учитель работает по программе, разработанной
совместно с наставником.

5. Содержание стажировки молодого учителя.
5.1. В процессе стажировки молодой учитель должен обнаружить степень владения
знаниями в области своего предмета, методики его преподавания, педагогики и
психологии, воспитательной работы.
5.2. За время прохождения стажировки молодой учитель должен проявить себя во всех
формах работы учителя.
5.3. Учебная работа.
Молодой или начинающий учитель должен:
•
изучить принципы перспективного и текущего планирования учебновоспитательного процесса в школе и принять посильное участие в планировании работы
школы;
•
в течение учебного года планировать учебно-воспитательную работу по
своему предмету;
•
разрабатывать поурочные планы и представлять их на согласование своему
руководителю;
•
в учебной работе на уроке использовать различные методы, методические
приемы, формы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся
(рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, самостоятельная работа учащихся,
эксперимент,
демонстрация,
использование
учебного
фильма,
аудиозаписей, компьютерных программ и др.);
•
оказывать индивидуальную помощь учащимся по своему предмету;
организовывать и проводить внеклассную работу по предмету в форме фронтальной
(экскурсии, просмотр учебно-популярных фильмов, конференции, лекции и др.) и
индивидуальной работы с обучающимися;
•
принимать участие в организации и проведении внеурочных занятий по
своему предмету;
•
принимать участие в оформлении кабинетов школы и привлекать к этой
работе обучающихся.
5.4. Методическая работа.
Молодой или начинающий учитель:
•
входит в состав школьного и районного методических объединений и
принимает участие в их работе;
•
изучает лабораторное оборудование, ТСО, наглядные пособия школы с
последующим использованием их в учебной работе;
•
посещает уроки учителей по своему и другим предметам, участвует в их
анализе;
•
проводит анализ знаний учащихся, использует различные формы опроса
(контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и фронтальный опросы, тесты и
др.), оформляет результаты анализа;
•
систематически знакомится с педагогической и методической литературой и
участвует в ее обсуждении.
5.5. Работа классного руководителя (классного воспитателя).
Молодой или начинающий учитель:
•
изучает состав класса (документацию, состав родителей и др.) и
индивидуальные особенности обучающихся, составляет психолого-педагогическую
характеристику класса;
3

•
добивается единства педагогических требований со стороны учителей и
родителей;
•
организует детский коллектив с учетом возрастных и психологических
особенностей, добивается сплоченности, активности, инициативы и творчества
учащихся;
•
проводит ученические и родительские собрания, организует педагогическое
образование родителей;
•
проводит индивидуальные и спортивные мероприятия;
•
организует профориентационную работу с обучающимися; организует
различные формы общественно полезного труда обучающихся.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.
6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10.

6. Обязанности наставника.
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету, давать конкретные
задания, контролировать их выполнение
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и
способами проведения уроков и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно
устранять допущенные ошибки
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, вести дневник
работы наставника и периодически докладывать заместителю директора о процессе
адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения
адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

7. Права наставника:
7.1. с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного
обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
4

7.2. требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной
форме.
8. Обязанности молодого специалиста.
8.1. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его
служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления
и
план
внеклассной воспитательной работы в установленные сроки
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень
- периодически отчитываться перед наставником
9. Права молодого специалиста.
9.1. Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством
- защищать профессиональную честь и достоинство
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для него способом
10. Руководство работой наставника.
10.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора по учебной работе.
10.2. Заместитель директора по УВР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ
о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения
наставников.
11. Документы, регламентирующие наставничество.
11.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора школы об организации наставничества;
5

- протоколы заседаний педагогического, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
12. Формы организации деятельности.
12.1. В своей работе школа применяет следующие формы организации деятельности:
• открытые уроки опытных учителей;
• консультации;
• творческие встречи;
• тематические беседы, проводимые специалистами;
• посещение уроков опытных учителей;
• проведение открытых уроков учителями – стажерами.

6


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».