Модули по видам спорта. Модуль футбол ООО

Федоров Иван
Алексеевич

Подписано цифровой подписью:
Федоров Иван Алексеевич
DN: cn=Федоров Иван Алексеевич,
o=МАОУ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СОШ»,
ou, email=new143108@mail.ru, c=RU
Дата: 2025.11.05 11:31:45 +05'00'

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Красноуфимский муниципальный округ
МАОУ "Новосельская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
«Новосельская СОШ»
________________________
Федоров И. А.
Приказ № 105 от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
модуль «Футбол»
для обучающихся 5 – 9 классов

Составитель: Бобин Андрей Николаевич
Учитель физической культуры

с. Новое Село 2025 г.

Общая характеристика модуля
Футбол - вид спорта, который способствуют всестороннему
физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся,
укреплению здоровья, привлечению школьников к систематическим
занятиям физической культурой и спортом, их личностному и
профессиональному самоопределению.
Во
время
образовательной
деятельности постоянно меняется комплекс упражнений, чередуются
нагрузки, в разном порядке и с разными интервалами следуют упражнения,
отличающиеся по характеру, напряжѐнности и длительности. Борьба за мяч
связана с ходьбой, бегом и резкими остановками, быстрым стартом и
ускорениями, прыжками, ударами по мячу и даже акробатическими
приѐмами. Ещѐ игроку необходимо уметь удерживать равновесие,
ориентироваться в пространстве, чувствовать темп, быть гибким,
координированным и ловким. Сформировать эти навыки возможно только в
том случае, когда во время занятий применяются элементы из других видов
спорта.
Футбол — командная игра, каждому члену команды надо уметь
выстраивать отношения с другими игроками. Умение или неумение идти на
контакт и договариваться имеет серьѐзное влияние на результат
деятельности, а психологический климат в команде нередко играет
определяющую роль в итоге игры. Поэтому футбол — это еще и возможность
выработать коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится без
сотрудничества и сплочѐнности, желания находить общий язык и решать
конфликтные ситуации.
Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха,
резкая перемена обстановки связаны с тем, что необходимо следить за
движущимся мячом, в доли секунды оценивать ситуацию и тут же
реагировать на неѐ точным движением. Причѐм как лично, так и в
совместных действиях. Значит, важна быстрота ответной реакции,
способствующая стремительному выполнению движений.
Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для
развития лидерских качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь
ребѐнок может проявлять инициативу и принимать решения, которые могут
повлиять на исход игры. Взаимодействие с другими детьми научит его
ответственности не только за себя, но и за работу коллектива, а также
позволит проявить себя и стать капитаном команды.
Футбол - игра, где формируются важные черты характера,
развиваются многие навыки: умение общаться, способность выдерживать
2

физическую нагрузку, формирует определѐнный образ мышления, умение
быстро реагировать и самостоятельно принимать решения. Даже если в
дальнейшем обучающийся не выберет спортивную карьеру, приобретѐнные
качества будут полезны для достижения высоких результатов не только в
спорте, но и в жизни.
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную
направленность,
повышают
уровень
функционирования
сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма
человека, а также предполагают длительное время нахождения на свежем
воздухе, что в сочетании с физическими упражнениями является формой
закаливания и благотворно влияет на укрепление здоровья, снижение
заболеваемости, повышение устойчивость организма к меняющимся
погодным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Целью модуля «Футбол» (далее – модуль) является формирование у
обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия
физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта
«футбол».
Задачи модуля:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение
объѐма их двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры
безопасного поведения на занятиях по футболу;
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории
развития футбола в частности;
формирование общих представлений о футболе, о его возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической
подготовки обучающихся;
формирование образовательного фундамента, основанного как на
знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на
соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося,
создающем необходимые предпосылки для его самореализации;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими приемами вида спорта «футбол»;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
3

взаимодействия и сотрудничества;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного
интереса
к
предмету
«Физическая
культура»,
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях
физической культурой и спортом;
популяризация
футбола
среди
подрастающего
поколения,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, секции, к
участию в соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта.
Преимущество модуля состоит в том, что используемые в
образовательной деятельности технологии футбола решают комплекс
основных задач физического воспитания на всех уровнях общего
образования;
создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают
гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности в
соответствии с индивидуальными особенностями и потребностям
обучающихся;
являются действенным средством укрепления здоровья детей и
подростков в общеобразовательной организации;
формируют навыки собственной безопасности и культуры поведения
при занятиях физической культурой и спортом;
расширяют принцип возможности интеграции уроков физической
культуры с формами дополнительного физкультурного образования на
основе футбола;
являясь действенным средством укрепления здоровья детей и
подростков в школе, подготовки обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО и
подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах страны, формируют
навыки собственной безопасности в экстремальных ситуациях современного
мегаполиса.
Модуль удачно сочетается практически со всеми базовыми видами
спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в школе
(легкая атлетика, гимнастика и т.д.), предполагая доступность освоения
учебного материала всем возрастным категориям обучающихся независимо от
уровня их физического развития и гендерных особенностей.
Процесс реализации модуля, опираясь на интегративный подход в
обучении, позволяет планомерно реализовывать поставленную цель и
последовательно решать задачи физического и социального воспитания детей
и подростков на протяжении всех лет их пребывания в
4

общеобразовательной организации. В настоящее время набирает
популярность женский футбол, в связи с этим, Модуль могут осваивать не
только мальчики/юноши, но и девочки/девушки.
Модуль учитывает федеральные государственные образовательные
стандарты начального основного общего и основного общего образования, а
также основные образовательные программы начального основного общего и
основного общего образования, а также направлен на реализацию цели и
задач Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом
заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2018 г. №ПК-1вк.
Место учебного модуля в учебном плане:
Модуль реализуется в урочное время в рамках третьего часа урока
физической культуры в 5 –8 классах (1 час в неделю), в 9 классе (0,5 часа в
неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
Планируемые личностные результаты на уровне основного общего
образования:
Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и
современного состояния развития футбола, включая региональный,
всероссийский и международный уровни;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию, мотивации и осознанному выбору индивидуальной
траектории
образования
средствами
футбола
профессиональных
предпочтений в области физической культуры и спорта;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения в команде, со сверстниками и педагогами;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии
общих решений;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; положительных качеств личности;
моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по
футболу;
5

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных
ситуациях;
Планируемые метапредметные результаты на уровне основного общего
образования:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами
футбола, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
физкультурно-спортивном направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой
деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные
возможности их решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результатов в учебной, игровой и соревновательной деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические
пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот;
схемы для тактических, игровых задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в групп;
находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе
согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение;
формирование
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий;
соблюдение
норм
информационной избирательности, этики и этикета.
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего
образования:
знания о влиянии занятий футболом: на укрепление здоровья,
повышение функциональных возможностей основных систем организма и
6

развитие физических качеств; на индивидуальные особенности физического
развития и физической подготовленности организма;
знание роли главных футбольных организаций мира, Европы, страны,
региона; общих сведений о ведущих футбольных отечественных и
зарубежных клубах, выдающихся отечественных и зарубежных футболистах
и тренерах, внесших общий вклад в развитие и становление современного
футбола;
понимание роли и значения футбольных проектов в развитии и
популяризации футбола для школьников; участие в футбольных проектах
(«Футбол в школе», «Кожаный мяч»); участие в физкультурносоревновательной деятельности;
характеристика разных стратегий, тактик и стилей игры команд
мирового и отечественного футбола;
понимание основных направлений развития спортивного(футбольного)
маркетинга, развитие интереса в области спортивного футбольного
маркетинга, стремление к профессиональному самоопределению;
знание современных правил организации и проведения соревнований
по футболу; правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады;
осуществление судейства учебных игр в качестве судьи, помощника судьи,
секретаря;
применение и соблюдение правил игры в футбол в процессе учебной и
соревновательной деятельности; применение правил соревнований и
судейской терминологии в судейской практике и игре;
умение проектировать, организовывать и проводить различные части
урока в качестве помощника учителя; подвижные игры и эстафеты с
элементами футбола, во время самостоятельных занятий и досуговой
деятельности со сверстниками;
умение характеризовать средства общей и специальной физической
подготовки, основные методы обучения техническим приемам;
освоение и демонстрация техники ударов по мячу ногой, головой
различными способами, остановок, ведения мяча в различных сочетаниях
приемов техники передвижения с техникой владения мячом, различных
обманных движений (финтов), отбора и вбрасывания мяча, технических
приемов и тактических действий вратаря; применение изученных
технических приемов в учебной, игровой и досуговой деятельности;
знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и
командных действий в тактике нападения и защиты с учетом игровых
амплуа, наиболее выгодных позиций, игровых ситуаций; применение
7

изученных тактических действий в учебной, игровой соревновательной и
досуговой деятельности;
проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению
технико-тактических основ футбола; умение отслеживать правильность
двигательных действий и выявлять ошибки в технике и тактике игры в
футбол;
знание и применение правил безопасности при занятиях футболом,
правомерного поведения во время соревнований по футболу в качестве
зрителя, болельщика;
знание и применение способов самоконтроля в учебной и
соревновательной деятельности, средств восстановления после физической
нагрузки, приемов массажа и самомассажа после физической нагрузки и/или
во время занятий футболом;
составление
и
выполнение
индивидуальных
комплексов
общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
упражнений для развития физических качеств футболиста, проведение
закаливающих процедур;
соблюдение требований к местам проведения занятий футболом, правил
ухода за спортивным оборудованием, инвентарем, футбольным полем;
знание основных методов и мер предупреждения травматизма вовремя
занятий футболом; выявление факторов риска и предупреждение
травмоопасные ситуации; умение оказания первой помощи при травмах и
повреждениях во время занятий футболом;
способность планировать и проводить самостоятельные занятия по
освоению новых двигательных действий (элементов футбола) и развитию
основных специальных физических качеств футболиста, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий;
знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного
пищевого рациона футболистов; составление рациона питания; основ
организации здорового образа жизни средствами футбола, методов
профилактики
вредных
привычек
и
асоциального
ведомого
(отклоняющегося) поведения;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и
технической подготовке футболистов; знание методов тестирования
физических
качеств,
умение
оценивать
показатели
физической
подготовленности, анализировать результаты тестирования, сопоставлять со
среднестатистическими показателями; проведение тестирования уровня
физической подготовленности в футболе со сверстниками.
8

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ

История зарождения футбола. История развития современного
футбола в мире, в России, в регионе. Развитие футбольного клубного
движения на международном и всероссийском уровнях. Выдающие
футбольные клубы, их история и традиции. Легендарные отечественные и
зарубежные футболисты, тренеры. Достижения отечественной сборной
команды на Чемпионатах Европы, Чемпионатах мира, Олимпийских играх.
Главные организации, осуществляющие управление футболом в регионе,
России, Европе, мире, роль и основные функции Общероссийской
общественной организации «Российский футбольный союз» (РФС), ФИФА и
УЕФА.
Спортивные дисциплины (разновидности) футбола. Первые правила
игры в футбол. Размеры и обустройство футбольного поля, технические
требования к инвентарю и оборудованию. Состав футбольной команды,
игровые амплуа (функции игроков). Роль капитана команды. Судейская
бригада, обязанности и функции. Жесты судьи. Современные правила
соревнований по футболу. Основные футбольные термины и определения.
Официальный
календарь
соревнований
(международных,
всероссийских, региональных). Спортивно-массовые мероприятия по
футболу для школьников, проекты: «Кожаный мяч», «Мини-футбол–в
школу», «Футбол в школе» и проводимых в регионе. Классификация
футбольных
упражнений:
подготовительные,
общеразвивающие,
специальные и корригирующие. Понятия и характеристика технических
приемов в футболе, их названия и методы выполнения. Характеристика
тактики игры в футбол и ее компонентов.
Правила безопасного поведения (техники безопасности) во время
занятий футболом. Требования к местам проведения занятий футболом,
инвентарю и оборудованию. Правила безопасного правомерного поведения
на стадионе в качестве зрителя, фаната-болельщика. Гигиенические основы
образовательной, тренировочной и досуговой двигательной деятельности
юного футболиста. Режим дня юного футболиста. Правила личной гигиены,
требования к спортивной одежде и обуви для занятий футболом. Правила
ухода за инвентарем и оборудованием. Характерные травмы футболистов и
меры и мероприятия по их предупреждению.
Влияние занятий футболом на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие
9

физических качеств. Правильное сбалансированное питание футболиста.
Формирование навыков здорового образа жизни средствами футбола,
Способы самоконтроля за физической нагрузкой во время занятий футболом.
Влияние занятий футболом на формирование положительных качеств
личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, сознательности,
выдержки, решительности, настойчивости, этических норм поведения).
Основы психологической подготовки футболистов. Способы и методы
профилактики пагубных привычек, асоциального и созависимого поведения.
Антидопинговое поведение.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы
организации
самостоятельных
занятий
футболом.
Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время
досуговой деятельности со своими сверстниками, во время активного отдыха
и каникулярного времени. Подвижные игры с элементами футбола и их
правила. Подготовка мест для занятий футболом. Организация и проведение
подвижных игр специальной направленности с элементами футбола.
Специальные физические упражнения футболиста, их роль и место в
формировании
технического
мастерства.
Комплексы
футбольных
упражнений общеразвивающего, подготовительного и специального
воздействия. Упражнения и комплексы с различной оздоровительной
направленностью. Составление комплексов утренней гигиенической
гимнастики (далее – УГГ), корригирующей гимнастики с элементами
футбола. Проведение общеразвивающих упражнений с элементами футбола
и включение их в разминку.
Выполнения контрольно-тестовых упражнений по общей и
специальной физической подготовке. Причины возникновения ошибок при
выполнении технических приѐмов футболиста и способы их устранения.
Основы анализа собственной игры и игры команды соперников.
Осуществление функций судьи, помощника судьи, судьи секретаря во время
учебных и товарищеских игр.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с
учетом уровня физического развития и функционального состояния. Первые
внешние признаки утомления во время занятий футболом. Средства
восстановления
после
больших
физических
нагрузок,
после
соревновательной деятельности. Характерные травмы футболистов, методы и
меры предупреждения травматизма во время занятий.
Составление индивидуальных планов (траекторий роста) физической
подготовленности. Способы самостоятельного освоения двигательных
10

действий, подбор подготовительных и специальных упражнений. Способы
планирования и распределения занятий технической подготовки по футболу.
Оценка техники осваиваемых упражнений и движений по эталонному
образцу, внутренним ощущениям, способы выявления и исправления
технических ошибок.
Основные направления развития спортивного менеджмента и
маркетинга в футболе. Технологии предупреждения и нивелирования
конфликтных ситуации во время занятий футболом, решения спорных и
проблемных ситуаций.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Комплексы упражнений для воспитания специальных физических
качеств футболиста. Комплексы общеразвивающих упражнений с мячом и
без мяча. Комплексы корригирующей гимнастики с использованием
специальных футбольных упражнений. Футбольная разминка, ее роль,
назначение,
средства.
Комплексы
специальной
разминки
перед
соревнованиями.
Подвижные игры, эстафеты и комплексы на развитие физических
качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных
способностей). Подвижные игры специальной направленности. Эстафеты с
предметами и без предметов на развитие общих физических и специальных
физических качеств футболиста.
Комплексы упражнений, формирующие двигательные умения и
навыки, технические приемы футболиста.
Специальные упражнения по развитию тактического мышления:
«Рациональное расположение на площадке при организации атакующих
действий», «Расположение игроков на футбольном поле при коллективной
организации оборонительных действий».
Способы передвижения: бег, прыжки, остановки, повороты с мячом и
без мяча. Бег: приставными шагами, скрестными, спиной вперед, обычный,
семенящий, с ускорением, челночный, на различные дистанции и с различной
скоростью.
Прыжки: толчком двумя ногами, толчком одной ногой, многоскоки, с
двух на две, в длину, в высоту, с подтягиванием бедра на месте и с
продвижением вперед.
Остановки: прыжком, выпадом, стопорящим движением двух ног.
Повороты: на одной ноге, прыжком, выпадом, на 900, 1800, 3600.
Индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение,
удары, остановки, финты, отбор мяча.
11

Ведение: внутренней частью подъема, средней частью подъема,
внутренней стороной стопы, в ходьбе, в беге по прямой, по кругу,
восьмеркой.
Удары ногой: внутренней стороной стопы, внутренней/внешней частью
подъема, средней частью подъема; по прямой, на короткие и средние
расстояния; по лежачему, катящемуся, летящему навстречу мячу; по
различным траекториям низом, верхом; удары после остановки, рывков.
Удары серединой лба–на месте, в движении.
Остановки мяча ногой: подошвой, внутренней стороной стопы,
средней частью подъема, бедром, грудью, внутренней частью подъема.
Остановки туловищем: грудью, животом; стоя на месте, летящего
навстречу мяча в движении.
Финты: «уходом» выпадом, переносом ноги через мяч; «ударом ногой»
с уходом или «убиранием мяча», с остановкой, с пропусканием мяча; с
остановкой мяча ногой, туловищем.
Отбор мяча: вовремя приема мяча соперником, вовремя ведения мяча;
ударом ногой, остановкой ногой; в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Выполнение контрольно-тестовых упражнений по технической
подготовке.
Техника владения мячом игры вратаря: ловля мяча, отбивание мяча,
переводы мяча, броски мяча.
Тактические действия (индивидуальные и групповые) -элементарные
тактические комбинации: в парах, в тройках, группах, линиях; забегания,
смещения, линия защиты; тактические действия с учетом игровых амплуа в
команде; быстрые переключения в действиях - от нападения к защите и от
защиты к нападению.
Учебные игры в футбол.
Участие в соревновательной деятельности.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел.1.Знания о футболе
(5-9класс) 6 часов (в процессе практических занятий)
Общие сведения о ведущих футбольных отечественных и
зарубежных клубах, их традициях.
Названия и роль главных футбольных организаций мира, Европы,
страны, региона.
Выдающиеся отечественные и зарубежные футболисты, тренеры,
внесшие общий вклад в развитие и становление современного
футбола.
Официальный календарь
соревнований и физкультурных мероприятий по футболу,
проводимых в Российской Федерации, в регионе для обучающихся
образовательных организаций, на международном уровне.
«Кожаный мяч» ,«Футбол в школе», футбольные проекты для
Образовательных организаций и обучающихся.
Современные тенденции и развития школьной спортивной лиги по
футболу
Основные направления (футбольного) спортивного
Менеджмента и маркетинга в спорте(футболе)
Современные правила организации проведение соревнований
по футболу.
Правила судейства
Соревнований по футболу; роль и обязанности судейской
бригады.
Правила ухода за инвентарем,
Спортивным оборудованием, футбольным полем.
Правила безопасной культуры занятий футболом, поведения на
стадионе во время просмотра игры в качестве зрителяболельщика.
Характерные травмы
футболистов, методы и меры предупреждения травматизма во
время занятий.
Основы правильного питания и суточного пищевого рациона
футболистов.

13

Влияние занятий футболом на индивидуальные особенности
физического развития и физической подготовленности организма.
Влияние занятий футболом на укрепление здоровья,
Повышение функциональных возможностей основных систем
организма и развитие физических качеств.
Основы организации и здорового образа жизни средствами
футбола, методы профилактики вредных привычек и
асоциального ведомого(отклоняющегося) поведения
Влияние занятий футболом на формирование положительных
качеств личности человека.
Методы предупреждения и нивелирования конфликтных ситуаций
во время занятий футболом.
Характеристика средств общей и специальной физической
подготовки, применяемых в учебных занятиях с юными
футболистами.
Стратегии, системы, тактика и стили игры футбол.
Основы обучения и выполнения различных технических
приемов, тактических действий футбола и эффективность их
применения во время игры
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной)
деятельности (5-9 класс) 20 часов
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной
деятельности.
Первые признаки утомления. Средства восстановления после
Физической нагрузки, приемы массажа и самомассажа после
физической нагрузки и/или вовремя занятий футболом.
Контроль за физической нагрузкой, самоконтроль
физического развития; анализ своих показателей и
сопоставление их со среднестатистическими данными.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и
обуви для занятий футболом.
Правила ухода за спортивным инвентарем и оборудованием.
Составление индивидуальных планов (траектории роста)
Физической подготовленности.
План индивидуальных занятий футболом.

14

Организация (с помощью учителя) и проведение
общеразвивающей и специальной разминки футболиста
Индивидуальные комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений.
Закаливающие процедуры.
Организация и проведение различных частей урока, занятия,
различных форм двигательной активности со средствами футбола
(игры со сверстниками)
Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола
Контрольно-тестовые упражнения по физической культуре
Модулю «футбол»
Дневник самонаблюдения за показателями физического
развития, развития физических качеств и состояния здоровья.
Методика проведения наблюдения за динамикой показателей
Физического развития.
Подбор физических упражнений для развития физических
качеств футболиста.
Методические принципы построения частей урока
(занятия) по футболу.
Раздел 3. Физическое совершенствование (5-9 класс) 127 часов
Подбор и составление
Комплекс общеразвивающих упражнений с футбольным
мячом.
Проектирование комплексов упражнений и/или части занятия
(разминка, подготовительная, основная, заключительная часть;
групповое занятие)
Технические приемы и тактические действия футбола,
изученные на уровне начального общего образования.

15

Удары по мячу ногой: удары по мячу внутренней стороной
стопы, внутренней и средней частью подъема, резаные удары
По неподвижному и катящемуся мячу; удар с полулета правой и
левой ногой; удары правой и левой ногой различными
способами по катящемуся и летящему мячу с различными
направлениями, траекторией, скоростью.
Удары по мячу ногой пяткой(назад) по неподвижному,
катящемуся, прыгающему и летящему мячу правой, и левой
ногой.
Удары внешней частью подъема: стоя на месте и в движении;
верхом, на короткое расстояние; передачи (пас) мяча низом.
Удары по мячу головой: удар
Серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с
поворотом; на точность, силу, дальность с оценкой тактической
обстановки перед выполнением удара.
Остановка мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от
расположения игроков противника и создавшейся игровой
обстановки): подошвой; внутренней стороной стопы;
серединой подъема; внешней стороной стопы; остановка
животом; головой.
Остановки мяча изученными способами на высокой скорости
движения, применения необходимого способа остановок в
зависимости от направления, траектории и скорости мяча,
Выводя мяч на удобную позицию для последующих действий.
Ведение мяча: способы ведения мяча (с увеличением скорости
движения, выполнения рывков и обводок, контролируя мяч и
отпуская его от себя на 8-10 м); различные сочетания приемов
техники передвижения с техникой владения мячом.
Обманные движения (финты):Ведение мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча для партнера, который двигается за
спиной, с дальнейшим уходом без мяча вперед, увлекая
соперника за собой. Выполнение обманных движений в
единоборстве.
Ведение мяча с выполнением показа ложного удара пяткой
назад с последующим дальнейшим ведением мяча. Ведение
мяча с выполнением показа ложной остановки мяча
подошвой, без касания или с касанием мяча подошвой, с
последующим неожиданным уходом с мячом вперед за счет
рывка.

16

Вбрасывание мяча из различных исходных положений: с
места и после разбега; на точность и дальность, для
остановки его стоящего и/или двигающегося партнера
Технические приемы вратаря: Основная стойка вратаря.
Передвижение в воротах без мяча. Прием мяча в движении
(катящегося и летящего на различной высоте мяча, на
вратаря и в сторону): хватом снизу; сверху на месте; без
прыжка и в прыжке; без падения. Выбивание мяча ногой: от
ворот с места по катящемуся мячу на встречу и с рук; на
точность.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с
места и с разбега). Бросок мяча одной рукой с боковым
замахом и снизу.
Тактические действия вратаря: Правильный выбор позиции в
воротах при ударах по воротам. Введение мяча в игру, после
ловли мяча, ногой ударом от ворот. Выбор правильной
позиции при выполнении командой соперника
Стандартных положений вблизи своих ворот. Выбор места (в
штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате.
Руководство игрой партнеров по обороне.
Тактика нападения:
-Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Скоростное
маневрирование: «открывание» для приема мяча; отвлечение
соперника; создание численного преимущества на отдельном
участке поля.
-Групповые действия.
Взаимодействие с партнерам и при численном превосходстве
соперника. Взаимодействия трех игроков в атакующих
действиях. Комбинации: в тройках, «пропуск
мяча», «пас
на третьего». Стандартные положения.

17

Тактика защиты:
- Индивидуальные действия. Оценка целесообразности
той или иной позиции.
Своевременное занятие наиболее выгодной позиции.
Применение отбора мяча изученным
Способом в зависимости от игровой обстановки.
- Групповые действия.
Взаимодействие в обороне при численном преимуществе
соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку
партнеров. Взаимодействия в обороне при выполнении
противником стандартных комбинаций. Правильный выбор
позиции и страховки при организации противодействия
атакующим комбинациям. Организация противодействия
комбинациям
«пропуск мяча» и «пас на третьего». Расположение
и взаимодействие игроков при ведении мяча от
ворот
противника.
Создания
численного
превосходства в обороне.
- Командные действия.
Организация обороны по принципу персональной защиты.
Расположение и взаимодействие игроков при ведении мяча от
ворот противника. Быстрое перестроения от обороны к началу и
развитию атаки. Основы организации обороны по принципу
зонной защиты.
Организация обороны против быстрого нападения.
Организация обороны по принципу комбинированной защиты.
Организация обороны против медленного нападения.
Подвижные игры и эстафеты специальной направленности
Учебные игры в футбол.
Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятиях по футболу

18

Тематическое планирование 5 класс
№п
\п

Тема урока

Коли
чество
часов
1

1

Развитие школьной спортивной лиги по
футболу в России.

2

Правила личной гигиены, требования к
Спортивной одежде и обуви для занятий
футболом

1

3

Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности

1

4

Современные правила организации и
проведение соревнований по футболу

1

5

Правила судейства соревнований
по футболу

1

Подвижные игры и эстафеты с
элементами футбола
Контрольно– тестовые упражнения по
физической культуре модулю «Футбол»

1

8

Комплекс общеразвивающих упражнений
с футбольным мячом

1

9

Технические приемы и тактические
действия футбола

1

10

Удары по мячу внутренней стороной
стопы

1

11

Удары по мячу внутренней и средней
частью подъема

1

12

Резаные удары по неподвижному и
катящемуся мячу

1

13

Удар с полулета правой и левой ногой

1

14

Удары правой и левой ногой различными
способами по катящемуся и летящему
мячу с различными направлениями,
траекторией, скоростью.

1

15

Удары по мячу ногой пяткой

1

16

Удары стоя на месте и в движении

1

17

Удары по мячу головой

1

18

Удар серединой и боковой частью лба

1

19

Остановка мяча с переводом в стороны и
назад

1

6
7

19

1

20

Остановка мяча подошвой ,внутренней
стороны стопы

1

21

Остановка мяча серединой
подъема, внешней стороной стопы

1

22

Остановка мяча животом, головой

1

23

Остановка мяча изученными способами
на высокой скорости движения

1

24

Ведение мяча, выполнения рывков и
обводок

1

25

Различные сочетания техники владения
мячом

1

26
27

Обманные движения (финты)
Ведения мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча

1
1

28

Выполнение показа ложного удара пяткой

1

29

Выполнение показа ложной остановки
мяча

1

30

Основная стойка вратаря

1

31

Передвижение в воротах без мяча

1

32

Тактические действия вратаря.
Выбивание мяча ногой

1

33

Комбинация в тройках «Пропуск мяча»,
«Пас на третьего»

1

34

Командные действия. Взаимодействия с
Партнерам и при разном числе
нападающих.

1

6 класс

1

Развитие школьной спортивной лиги по
футболу в России.

1

2

Правила личной гигиены, требования к
Спортивной одежде и обуви для занятий
футболом

1

3

Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности

1

4

Современные правила организации и
проведение соревнований по футболу

1

5

Правила судейства соревнований
по футболу

1

6

Подвижные игры и эстафеты с
элементами футбола

1

7

Контрольно– тестовые упражнения по
физической культуре модулю «Футбол»

1

20

8

Комплекс общеразвивающих упражнений
с футбольным мячом

1

9

Технические приемы и тактические
действия футбола

1

10

Удары по мячу внутренней стороной
стопы

1

11

Удары по мячу внутренней и средней
частью подъема

1

12

Резаные удары по неподвижному и
катящемуся мячу
Удар с полулета правой и левой ногой

1

1

15

Удары правой и левой ногой различными
способами по катящемуся и летящему
мячу с различными направлениями,
траекторией, скоростью.
Удары по мячу ногой пяткой

16

Удары стоя на месте и в движении

1

17

Удары по мячу головой

1

18

Удар серединой и боковой частью лба

1

19

Остановка мяча с переводом в стороны и
назад
Остановка мяча подошвой, внутренней
стороны стопы

1

13
14

20

1

1

1

21

Остановка мяча серединой
подъема, внешней стороной стопы

1

22

Остановка мяча животом, головой

1

23

Остановка мяча изученными способами
на высокой скорости движения

1

24

Ведение мяча, выполнения рывков и
обводок

1

25

Различные сочетания техники владения
мячом

1

26
27

Обманные движения (финты)
Ведения мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча

1
1

28

Выполнение показа ложного удара пяткой

1

29

Выполнение показа ложной остановки
мяча

1

30

Основная стойка вратаря
21

1

31

Передвижение в воротах без мяча

1

32

Тактические действия вратаря.
Выбивание мяча ногой

1

33

Комбинация в тройках «Пропуск мяча»,
«Пас на третьего»

1

34

Командные действия. Взаимодействия с
Партнерам и при разном числе
нападающих.

1

7 класс

1

Развитие школьной спортивной лиги по
футболу в России.

1

2

Правила личной гигиены, требования к
Спортивной одежде и обуви для занятий
футболом

1

3

Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности

1

4

Современные правила организации и
проведение соревнований по футболу

1

5

Правила судейства соревнований
по футболу

1

6

Подвижные игры и эстафеты с
элементами футбола

1

7

Контрольно– тестовые упражнения по
физической культуре модулю «Футбол»

1

8

Комплекс общеразвивающих упражнений
с футбольным мячом

1

9

Технические приемы и тактические
действия футбола

1

10

Удары по мячу внутренней стороной
стопы

1

11

Удары по мячу внутренней и средней
частью подъема
Резаные удары по неподвижному и
катящемуся мячу

1

13

Удар с полулета правой и левой ногой

1

14

Удары правой и левой ногой различными
способами по катящемуся и летящему
мячу с различными направлениями,
траекторией, скоростью.

1

15

Удары по мячу ногой пяткой

1

16

Удары стоя на месте и в движении

1

17

Удары по мячу головой

1

12

22

1

18

Удар серединой и боковой частью лба

1

19

Остановка мяча с переводом в стороны и
назад
Остановка мяча подошвой ,внутренней
стороны стопы

1

20

1

21

Остановка мяча серединой
подъема, внешней стороной стопы

1

22

Остановка мяча животом, головой

1

23

Остановка мяча изученными способами
на высокой скорости движения

1

24

Ведение мяча, выполнения рывков и
обводок

1

25

Различные сочетания техники владения
мячом

1

26
27

Обманные движения (финты)
Ведения мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча

1
1

28

Выполнение показа ложного удара пяткой

1

29

Выполнение показа ложной остановки
мяча

1

30

Основная стойка вратаря

1

31

Передвижение в воротах без мяча

1

32

Тактические действия вратаря.
Выбивание мяча ногой

1

33

Комбинация в тройках «Пропуск мяча»,
«Пас на третьего»

1

34

Командные действия. Взаимодействия с
Партнерам и при разном числе
нападающих.

1

8 класс

1

Развитие школьной спортивной лиги по
футболу в России.

1

2

Правила личной гигиены, требования к
Спортивной одежде и обуви для занятий
футболом

1

3

Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности

1

4

Современные правила организации и
проведение соревнований по футболу

1

5

Правила судейства соревнований
по футболу
23

1

6

Подвижные игры и эстафеты с
элементами футбола

1

7

Контрольно– тестовые упражнения по
физической культуре модулю «Футбол»

1

8

Комплекс общеразвивающих упражнений
с футбольным мячом

1

9

Технические приемы и тактические
действия футбола

1

10

Удары по мячу внутренней стороной
стопы

1

11

Удары по мячу внутренней и средней
частью подъема
Резаные удары по неподвижному и
катящемуся мячу

1

13

Удар с полулета правой и левой ногой

1

14

Удары правой и левой ногой различными
способами по катящемуся и летящему
мячу с различными направлениями,
траекторией, скоростью.

1

15

Удары по мячу ногой пяткой

1

16

Удары стоя на месте и в движении

1

17

Удары по мячу головой

1

18

Удар серединой и боковой частью лба

1

19

Остановка мяча с переводом в стороны и
назад
Остановка мяча подошвой, внутренней
стороны стопы

1

12

20

1

1

21

Остановка мяча серединой
подъема, внешней стороной стопы

1

22

Остановка мяча животом, головой

1

23

Остановка мяча изученными способами
на высокой скорости движения

1

24

Ведение мяча, выполнения рывков и
обводок

1

25

Различные сочетания техники владения
мячом

1

26
27
28

Обманные движения (финты)
Ведения мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча
Выполнение показа ложного удара пяткой
24

1
1
1

29
30

Выполнение показа ложной остановки
мяча
Основная стойка вратаря

1
1

31

Передвижение в воротах без мяча

1

32

Тактические действия вратаря.
Выбивание мяча ногой

1

33

Комбинация в тройках «Пропуск мяча»,
«Пас на третьего»

1

34

Командные действия. Взаимодействия с
Партнерам и при разном числе
нападающих.

1

9класс

1

Развитие школьной спортивной лиги по
футболу в России. Правила личной гигиены,
требования к спортивной одежде
И обуви для занятий футболом

1

2

Самоконтроль и его роль в учебной и
соревновательной деятельности.
Современные правила организации и
Проведение соревнований по футболу

1

3

Правила судейства соревнований по
футболу. Подвижные игры и эстафеты
с элементами футбола
Контрольно – тестовые упражнения по
физической культуре модулю «Футбол».

1

5

Технические приемы и тактические
действия футбола. Удары по мячу
внутренней стороной стопы

1

6

Удары по мячу внутренней и средней
частью подъема. Резаные удары по
неподвижному и катящемуся мячу.

1

7

Удар с полулета правой и левой ногой.
Удары правой и левой ногой
различными способами по катящемуся и
летящему мячу с различными
направлениями, траекторией, скоростью.

1

8

Удары по мячу ногой пяткой. Удары
стоя на мести и в движении

1

9

Удары по мячу головой. Удар серединой
и боковой частью лба.

1

10

Остановка мяча с переводом в стороны и
назад. Остановка мяча подошвой,
внутренней стороны стопы

1

11

Остановка мяча серединой подъема,
внешней стороной стопы. Остановка мяча

1

4

25

1

животом, головой.

12
13
14

15

Остановка мяча изученными способами на
высокой скорости движения. Ведение
мяча, выполнения рывков и обводок
Различные сочетания техники владения
мячом. Обманные движения (финты)
Ведения мяча с выполнением
неожиданной остановки мяча.
Выполнение показа ложного удара пяткой.
Выполнение показа ложной остановки
мяча. Основная стойка вратаря.

1

1
1

1

16

Передвижение в воротах без мяча.
Тактические действия вратаря.
Выбивание мяча ногой.

1

17

Комбинация в тройках «Пропуск мяча»,

1

«Пас на третьего». Командные действия.
Взаимодействия с партнерами при разном
числе нападающих.

IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Учебно–методическая литература
1. Андреев С., Гарагуля Т. Основы технической подготовки вратаря в
мини-футболе. М.:// Советский спорт, 2011
2. Андреев С.Н. Мини-футбол.–М.://Физкультураиспорт,1978.
3. Анисимова М.В., Бегун И.С., Водяницкая О.И., Тяпин А.Н.
Методические рекомендации для учителей физической культуры. - Москва //
2012.
4. Варюшин В.В., Лопачев. Р.Ю. Первые шаги в футболе. М.: Искусство,
наука, спорт, 2013 -120с.
5. Врублевский Е., Костюкевич В., Модели тактики игры в футболе.- М.;//
Спорт, 2020.
6. Массовый футбол. Организационно-методическое пособие для
преподавателей уроков физической культуры в общеобразовательных
учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных
школ. Общероссийская общественная организация «Российский футбольный
союз», Москва 2012.
7. Лапшин О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков.-М.;//Человек,2018.
8. Мельников И.В., Футбол. Уроки лучшей игры.–М;//АСТ,2015.
9. МойерР. Силовые тренировки в футболе.-М.;//Спорт,2016.
10. ПогадаевГ.И. Физическая культура. Футбол для всех5-9кл.Учебное
пособие. -М.://Дрофа, 2019.
26


Наверх
Сайт создан на портале сайтыобразованию.рф

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.09.2016 №426)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».